Запрос налоговой счет в банке

Самое важное от специалистов на тему: "Запрос налоговой счет в банке". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Сведения о своих банковских счетах можно получить в любой налоговой инспекции

stock.sokolov.com.ua / Depositphotos.com

В различных жизненных обстоятельствах как организации, так и физлицу могут понадобится сведения о собственных банковских счетах. Например, в банк, при подаче заявки на кредит, для предоставления инвесторам или для участия в тендерах, госзакупках и конкурсах. Также сведения могут запросить в прокуратуре или суде. Необходимы такие данные и при хозяйственной деятельности организации – слиянии, реорганизации, ликвидации.

Как пояснила ФНС России, получить вышеуказанные сведения можно в любом территориальном налоговом органе, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения (письмо ФНС России от 28 мая 2019 г. № ГД-4-14/10122). Поскольку такая информация является конфиденциальной, то и выдается она только по соответствующему запросу. Если обращается организация, то запрос оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдегерской связью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган (п. 4 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утв. приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/960).

Гражданину же разрешается составить запрос в произвольной форме, обратиться с ним и документом, удостоверяющим личность, лично в налоговую инспекцию или подать заявление через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (раздел: «обращение в свободной форме»).

На рассмотрение запроса и предоставления информации налоговой инспекции отводится 30 дней со дня регистрации обращения (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). Форма представления сведений о банковских счетах нормативными правовыми актами не установлена, но в ответе должна содержаться информация о банке, в котором открыт (закрыт) счет (наименование, регистрационный номер, ИНН, КПП, БИК, адрес) и о счете (номер, дата открытия (изменения, закрытия), состояние счета, вид счета).

Приложение N 1. Запрос о представлении справки о наличии счетов (специальных банковских счетов) (форма по КНД 1123201)

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 19.07.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Форма по КНД 1123201

(1) Регистрационный номер, присвоенный Банком России, порядковый номер филиала банка заполняются в соответствии с Книгой государственной регистрации кредитных организаций (далее — КГРКО). При этом для филиала банка указывается регистрационный номер, присвоенный Банком России, и порядковый номер филиала. Для подразделений Банка России указанные номера не заполняются.

(2) Нужное отметить знаком «X». Неотмеченные позиции в направляемом запросе не отражаются.

(3) Отчество указывается при наличии.

(4) Нужное указать.

(5) Лицо, в отношении которого сформирован запрос.

(6) Указывается информация в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, имеющаяся у налогового органа.

(7) В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ИНН указывается при наличии. В отношении индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, КПП не указывается.

В отношении организации КПП не указывается в случае составления запроса в отношении счетов (специальных банковских счетов) организации с учетом счетов (специальных банковских счетов) всех обособленных подразделений организации. В случае составления запроса в отношении счетов (специальных банковских счетов) обособленного подразделения организации указывается КПП по месту нахождения обособленного подразделения организации. В случае составления запроса в отношении счетов (специальных банковских счетов) организации без учета счетов (специальных банковских счетов) обособленных подразделений организации указывается КПП по месту нахождения (администрирования) организации.

(8) Код иностранной организации.

(9) Здесь и далее к счетам (специальным банковским счетам) лица, в отношении которого сформирован запрос, относятся счета (специальные банковские счета), открытые в соответствии с договором банковского счета (в том числе номинальные счета, счета эскроу, публичные депозитные счета, открытые в соответствии с договором номинального счета, договором счета эскроу, договором публичного депозитного счета), владельцем которых (клиентом банка) является лицо, в отношении которого сформирован запрос, а также номинальные счета, счета эскроу, публичные депозитные счета, открытые в соответствии с договором номинального счета, договором счета эскроу, договором публичного депозитного счета, владельцем которых (клиентом банка) является иное лицо, но депонентом и (или) бенефициаром по ним является лицо, в отношении которого сформирован запрос.

(10) Указывается один из следующих вариантов:

«в банке с учетом информации филиалов банка»;

«в банке без учета информации филиалов банка»;

«в вышеуказанном филиале банка»;

«в вышеуказанном подразделении Банка России».

(11) Указывается один из следующих вариантов:

«по состоянию на «___»__________20____г.» (в случае составления запроса в отношении счетов (специальных банковских счетов) лица, в отношении которого сформирован запрос, по которым в Книге регистрации открытых счетов дата открытия ранее указанной даты, и одновременно дата закрытия соответствует или позднее указанной даты или отсутствует);

«в период с «___»___________20___г. по «____»______________20___г.».» (в случае составления запроса в отношении счетов (специальных банковских счетов) лица, в отношении которого сформирован запрос, по которым в Книге регистрации открытых счетов дата открытия ранее или соответствует дате конца указанного периода, и одновременно дата закрытия соответствует или позже даты начала указанного периода или отсутствует).

Чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).

НАША СПРАВКА

К реквизитам счета или вклада относятся следующие сведения: Ф.И.О. физического лица или ИП, для организации – полное наименование; сам номер расчетного счета или вклада клиента; наименование банка, в котором открыт счет и корреспондентский счет самого банка; БИК; ИНН лица; КПП.

Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам. Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП. Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:

  • вынесении решения о взыскании налога;
  • принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
  • приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).

С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Читайте так же:  Условия получения субсидии молодой семье

Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).

Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I
«О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

КРАТКО

Реквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа.

Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.

Суд решил: Принимая во внимание положения ст. 26 Закона о банках, разъяснения КС РФ, суд указал, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.

Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально. Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/[email protected] «О мотивированных запросах налоговыми органами банков», мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/[email protected], который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.

Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/[email protected] «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, что также повторяет положения п. 2 ст. 86 НК РФ, но уже в новой редакции.

В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как п. 2 ст. 86 НК РФ, так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

БЛАНК

Рекомендации по заполнению налоговыми органами мотивировочной части запросов в банк, в случаях проведения налоговых проверок либо истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект «по умолчанию» в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке ст. 93.1 НК РФ, которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

Читайте так же:  Налог на дополнительный доход физических лиц

Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса «Банк-Обмен». Данный ресурс был создан в соответствии с приказом ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] с целью реализации положения Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. «Банк-Обмен» и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением Конституции РФ и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.

Запрос налоговой счет в банке

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение АО от 24.05.2018, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных Кодексом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.

1. В случае направления запроса о предоставлении указанных справок (выписок) в отношении счетов, открытых физическим лицам, наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, прямо предусмотрено статьей 86 Кодекса. Вместе с тем Кодекс не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налогового органа, проверять наличие вышеуказанного согласия.

2. Банк при получении запроса налогового органа о предоставлении справок (выписок) по счетам клиента — индивидуального предпринимателя предоставляет сведения о его счетах, используемых им для предпринимательской деятельности, без указания информации по счетам, открытым ему как физическому лицу.

3. Банк при получении запроса налогового органа о предоставлении справок (выписок) по счетам клиента — физического лица предоставляет сведения обо всех открытых данному физическому лицу счетах, включая счета, используемые данным физическим лицом для предпринимательской деятельности.

Одновременно обращается внимание на целесообразность рассмотрения вопроса о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, связанных с расширением полномочий налоговых органов в целях совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности. В частности, распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытым в банках, вне рамок налоговой проверки. Обоснование необходимости внесения указанных изменений направлено ранее в адрес Минфина России письмом ФНС России от 14.05.2018 № ЕД-4-2/[email protected]

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

Может ли налоговая заблокировать счет в банке

Видео (кликните для воспроизведения).

Зачастую, учредители предприятия могут задаваться таким вопросом, может ли налоговая заблокировать счет в банке, ведь, по сути, такое действие со стороны сотрудников ФНС, может привести к неприятным последствиям для предпринимателей. Действительно, Федеральная Налоговая Служба имеет полномочия блокировать денежные средства хозяйствующих субъектов в ряде случаев, определенных действующим законодательством. Рассмотрим два основных вопроса: в каких случаях налоговая блокирует денежные средства в банке и что делать дальше.

Причины блокировки

Если банковский счет блокирует Федеральная налоговая служба, то данный метод позволяет уполномоченным органам взыскивать с недобросовестных налогоплательщиков сумму недоимки по выплатам в бюджет, штрафы и пени. Отсюда следует, что данная мера — это не что иное, как мера принудительного воздействия на должника по выплатам в Федеральную налоговую службу. Кроме всего прочего, есть и иные причины блокировки, связанные с Федеральной Налоговой Службой — это неисполнение требований по своевременной сдаче декларации или отчетных документов.

Читайте так же:  Отменят ли пенсионную реформу последние новости

Арест счета налоговой инспекцией возможен только в том случае, если учредители предприятия нарушают действующее налоговое законодательство, не предоставляя отчётные документы, иными словами, уклоняются от своих обязательств перед государством. Справедливости ради нужно отметить, что не только налоговая служба уполномочена блокировать денежные средства в банке хозяйствующих субъектов, но именно им налоговики блокируют счета за неисполнение налогового законодательства.

Обратите внимание, что арест расчетного счета юридических лиц возможен даже в случае непредоставления декларации и отчётности, любые недоимки по налогам или неуплата обязательного сбора приведет к рассматриваемому виду аресту.

Правда, налогоплательщики должны знать некоторые нюансы блокировки, в первую очередь, представители Федеральной Налоговой Службы уведомляют налогоплательщика о необходимости подать, документы погасить задолженность, оплатить штрафы и пени. На исполнение обязательств отводится определенный срок, если в течение этого срока налогоплательщик добровольно отказывается исполнять обязательства, то налоговая инспекция имеет право применять меры по принудительному взысканию.

Что должен делать налогоплательщик

Конечно, не стоит доводить до блокировки счета, ведь если исполнять все свои обязательства в полном соответствии с действующим законодательством, можно избежать неприятных последствий. В любом случае, налоговая инспекция для начала информирует должника по налогам и выдвигает требования предоставить документы или оплатить задолженность. То есть, у налогоплательщика есть определенный период, чтобы исполнить свои обязательства и избежать ареста. Не стоит, конечно, упускать той возможности, что арест был наложен по ошибке.

Обратите внимание, что банк, ведущий расчетный счет юридических лиц, в любом случае оповещает своих клиентов о наложении ареста и ограничений по расчетным операциям.

Если говорить о том, что делать в случае ограничения по счету налоговыми органами, то первое действие, которые должен предпринять учредитель предприятия — это обратиться в банк, чтобы выяснить, кто арестовал счет. Затем, нужно непосредственно обратиться в ФНС с той целью, чтобы выяснить причину ареста. Если он действительно был наложен по ошибке, то вопрос можно будет урегулировать за короткие сроки. Если причина блокировки объективна,то придется исполнять требования налоговой инспекции. Кстати, если причина ареста счёта — это недоимка налога или нарушение налогового законодательства, то у его владельцев есть лишь два варианта:

  • оплатить налоги добровольно вместе со штрафами и неустойкой;
  • предоставить в Налоговую инспекцию отчётные документы и декларации.

Так, после исполнения требований налоговой инспекции счет налогоплательщиков будет разблокирован течение одних суток То есть, на практике, разблокировка счета будет выглядеть следующим образом: налогоплательщик исполняет свои обязательства, уведомляет об этом сотрудников ФНС. Они, в свою очередь, подают заявление в банк об освобождение от ареста банковского счёта налогоплательщика.

Особое внимание стоит обратить на тот факт, если налоговый орган без законных на то оснований наложил арест на банковский счет юридического лица, в данном случае пострадавшая сторона за все дни, когда счет был арестован, имеет право взыскать с налоговой инспекции неустойку в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, на всю сумму, имеющуюся на счету за весь период блокировки.

Можно ли производить операции по заблокированным счетам

Суть ареста денег заключается в том, что его владелец не может распоряжаться своими денежными средствами и совершать расходные операции. То есть, на приходные операции арест не распространяется, по-прежнему на счет могут поступать деньги от контрагентов юридического лица, он может получать оплату, но не может расплачиваться в случае необходимости, ведь блокировка распространяется непосредственно на расходные операции.

Вместе с тем арест не запрещает списывать денежные средства в счет погашения каких-либо обязательств хозяйствующего субъекта. Деньги будут списываться по следующему алгоритму:

  1. В первую очередь будут и производится списания по исполнительным документам, например, по решению суда.
  2. Далее, денежные средства распределяются на уплату задолженности по заработной плате и иным трудовым договорам.
  3. В третьей очереди — это выплата задолженностей по налогам и иных бюджетных сборов.
  4. Далее, списываются средства в счет уплаты по гражданско-правовым судебным спорам.
  5. В последнюю очередь списываются платежи по текущим налогам и иные выплаты в бюджет.

Важно! С арестованного счета можно производить выплаты только по имеющейся задолженности хозяйствующих субъектов, после исполнения всех текущих обязательств денежные средства будут доступны для совершения иных расходных операций.

Как действуют банки

Нельзя не отметить, что блокировка счета налоговой начинается с поиска денежных средств юридических лиц, то есть сотрудники налоговой инспекции делают запрос в разные коммерческие банки с целью поиска счета должника по налогам. Банки, в свою очередь, отвечают на запросы, если счет открыт в одном из коммерческих банков, тот, в свою очередь, должен сообщить сумму средств, имеющихся на нем.

Далее, по официальному требованию банк блокирует денежные средства налогоплательщика по заявлению Федеральной Налоговой Службы. После, средства могут быть списаны со счёта в счет погашения имеющейся задолженности. Кстати, здесь нужно учитывать тот факт, что блокировке подлежат все имеющиеся счета должника.

Обратите внимание, банк не вправе открыть другой расчетный счет для должника, по крайней мере, до тех пор, пока он не исполнит свои долговые обязательства.

Таким образом, арест банковского счёта Федеральной Налоговой Службой — это мера принудительного взыскания. Иными словами, имея задолженность перед налоговой инспекцией нужно либо добровольно исполнить требования закона, либо средства будут списаны принудительно. Кстати, нельзя не сказать о том, что если у юридических лиц в том или ином банке есть депозиты, то они также могут быть заблокированы уполномоченными органами.

Физлицо может узнать в налоговой о своих банковских счетах, открытых после 1 июля 2014 года

В письме от 20 февраля 2017 г. № ОА-19-17/33 ФНС напомнила, что сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Для получения сведений о своих банковских счетах гражданин вправе лично обратиться в налоговый орган с запросом, составленным в произвольной форме, предъявив документ, удостоверяющий личность, подать заявление, через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (раздел: «обращение в свободной форме») или направить запрос по телекоммуникационным каналам связи, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.


Обратиться за получением сведений о своих банковских счетах заявитель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе по месту своего жительства (пребывания).

Сведения о счетах (вкладах) физлиц представляются банками в налоговые органы с 1 июля 2014 года. Информацией о ранее открытых физлицами счетах в банках (если такие счета не закрывались либо по ним не было изменений) налоговые органы не располагают. Также налоговые органы не располагают информацией о движении денежных средств по счетам. Такую информацию заявитель может запросить у банка, в котором открыт счет.

Данное письмо ФНС составила в ответ на обращение валютного ипотечника. По-видимому, он пытался также узнать, можно ли «натравить» налоговиков на банк. Однако ФНС указала, что для проведения в 2017 году камеральных или выездных налоговых проверок в отношении банка за 2007 год (период предоставления кредита) правовые основания отсутствуют.

Поводом для запроса в банке выписки операций по расчетному счету могут быть только мероприятия налогового контроля

В силу Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) информацией, составляющей коммерческую тайну, признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и т.д.), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателями введен режим коммерческой тайны. Этот режим конфиденциальности информации позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Читайте так же:  Сумма штрафа за неуплату налогов

Исходя из этого выписка операций по расчетному счету относится к информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом о коммерческой тайне предусмотрено, что доступ к коммерческой информации (ознакомление с ней определенными лицами) возможен только с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности.

В частности, Законом о коммерческой тайне предусмотрено предоставление коммерческой информации органам государственной власти, иным госорганам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Согласно ст. 6 Закона о коммерческой тайне обладатель информации, составляющей коммерческую тайну (то есть сама организация или в вашем случае банк), по мотивированному требованию органа государственной власти, иного органа, органа местного самоуправления предоставляет им информацию, составляющую коммерческую тайну.

При этом Законом о коммерческой тайне установлено, что мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования такой информации и срок ее предоставления, если иное не установлено федеральными законами.

Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Налогового кодекса РФ, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.

На основании п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Согласно приложению 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации приказа ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе и форм соответствующих запросов» в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований:

  • вынесение решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа);
  • принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации;
  • проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например, проведение в отношении налогоплательщика камеральной, выездной (повторной выездной) налоговой проверки, истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, осуществление иных целей и задач налогового контроля).
  • Таким образом, из содержания п. 2 ст. 86 НК РФ следует, что выписка по операциям на счете может быть запрошена налоговой инспекцией у банка, только если в отношении вашей организации инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу.

Для банка законодательством не установлено обязанности уведомления клиента о получении такого запроса. Однако на практике банки часто отказывают налоговым органам в предоставлении подобной информации. Вся судебная практика по данному вопросу как раз связана с оспариванием привлечения к ответственности банков за нарушение ими п. 2 ст. 86 НК РФ.

Очень часто банки выигрывают споры, так как налоговые органы не могут подтвердить проведение предусмотренных НК РФ мероприятий налогового контроля (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 10407/08, № 10846/08).

Справка из налоговой об открытых расчетных счетах

Сегодня юридические лица освобождены от необходимости оповещать налоговую службу об открытии расчетных счетов. Данная обязанность возложена на финансовые учреждения, клиентами которых они являются. Между тем, самой компании может понадобиться справка из налоговой об открытых расчетных счетах. Следует разобраться, что собой представляет этот документ, в какие сроки его можно получить и что для этого нужно сделать.

Описание документа

Все юридические лица, работающие на территории России и являющиеся резидентами этого государства, оплачивают налоги в его казну. Этот процесс регулируется налоговой службой. ФНС собирает информацию о предприятии и его руководителе, сфере деятельности компании, налоговых отчислениях, счетах, открытых в банках. Все эти данные сохраняются, а в случае необходимости предоставляются представителям других государственных ведомств.

Руководитель предприятия (либо его представитель) также может обратиться в региональное отделение ФНС для получения справки, в которой будет отображена информация о расчетных счетах компании. Для этого необходимо подать письменный запрос. После его получения сотрудники ведомства подготовят справку об открытых расчетных счетах.

Под этой справкой подразумевается документ, в котором отображена информация о расчетных счетах компании, открытых в финансовом учреждении. В документе отображена информация о банке, в котором открыт счет, его валюте, реквизитах компании, являющейся собственником средств. Получить подобный документ можно:

Первый вариант подходит для граждан, которым документ нужен в срочном порядке. Банки выдают подобные справки за три дня. Однако данная услуга является платной. Кроме того, если необходимо получить сведения о нескольких счетах в разных банках, придется отдельно обращаться в каждую финансовую организацию. Также следует учесть, что некоторых государственные ведомства (к примеру, прокуратура) принимают только справки, выданные сотрудниками налоговой службы. В ФНС можно получить справку обо всех открытых счетах, без лишней траты времени на подачу нескольких запросов. Минусом данного способа является длительное время ожидания справки.

Следует различать справку об открытых счетах и справку об оборотах по ним. В последнем документе отображаются все операции, касающиеся конкретного счета или нескольких счетов. Из этого документа можно узнать, какие расходные и приходные операции проводились. Подготовкой такого документа также занимаются сотрудники региональных отделений ФНС.

Когда возникает потребность в получении справки

Справка может потребоваться в разных ситуациях. Подавать запрос на получение документа, к примеру, придется в случае необходимости привлечения дополнительных инвесторов. Если они захотят проанализировать состояние предприятия, то затребуют подобный документ. Кроме того, справка может потребоваться, если:

  1. Компания собирается стать одним из участников тендерных торгов, аукциона и других подобных мероприятий.
  2. Предприятие вынуждено обращаться в судебную инстанцию в качестве истца или ответчика.
  3. В фирму поступил запрос от работников прокуратуры, полиции и т. п.
  4. Проводится реорганизация компании, ее ликвидация.
  5. Разрабатывается бизнес-план предприятия.

Позаботиться о получении документа придется также в том случае, если компания хочет увеличить капитал за счет кредитных средств. В таком случае справку необходимо предоставить кредитору. Во время санации и слияния документ предоставляется органу, ответственному за ликвидацию юридического лица. Это же требование выдвигается в случае банкротства компании.

Читайте так же:  Сколько процентов составляет подоходный налог

Справка является официальным документом, отображающим реальную материальную ситуацию. Благодаря этому документу руководитель компании может корректно оценить работу фирмы и разработать план развития предприятия, учитывая затраты и доходы. Поэтому документ можно использовать, если необходимо решить какую-либо проблему внутри фирмы.

Информация, содержащаяся в справке, может потребоваться другим юридическим лицам. К примеру, если у компании есть исполнительные листы о взыскании долга с предприятия, но ее руководитель не знает, в какой банк обращаться. В таком случае необходимо подавать запрос на получение сведений о расчетных счетах компании. Получать справку для этого не нужно.

Подача запроса

Очевидно, что справка может понадобиться в разных ситуациях. Поэтому необходимо знать, как ее получить. Весь процесс состоит из 4 этапов. Это, соответственно:

  • сбор документации, необходимой для получения документа;
  • составление заявления;
  • обращение в ФНС;
  • ожидание изготовления документа.

В процессе получения справки нет ничего сложного. Однако необходимо разобрать каждый этап отдельно для лучшего понимания ситуации.

Какие документы необходимо собрать

Чтобы получить справку необходимо заранее подготовить документы. Руководителю предприятия (или его представителю) придется предоставить следующие бумаги:

  • выписку из ЕГРЮЛ. Допустимо подавать копию этого документа;
  • копию личного паспорта руководителя организации.

Перечень необходимых документов небольшой и не должен вызвать трудностей. Кроме бумаг, перечисленных выше, придется также подать письменный запрос.

Составление заявления

Существует несколько способов подачи запроса на получение справки. В данном случае разбирается личное обращение в ФНС, которое предусматривает составление и подачу письменного запроса. Заявление на получение справки оформляется на стандартном бумажном носителе (формата «А4»). Допустимо составление документа вручную либо при помощи компьютера. В заявлении должна содержаться следующая информация:

  1. В верхней правой части запроса указываются данные инстанции, в которую подается запрос (номер отделения и его адрес). Заявление составляется на имя руководителя, поэтому должно начинаться со слов «Руководителю ИФНС».
  2. Далее указываются данные заявителя, то есть юридического лица. Необходимо прописать ИНН, КПП, адрес регистрации и расположения компании.
  3. После этого по центру листа нужно написать слово «ЗАЯВЛЕНИЕ».
  4. Далее прописывается требование о выдаче справки, которая содержит данные об открытых расчетных счетах. Также следует указать причину обращения, то есть, зачем юридическому лицу потребовался этот документ. Перечень возможных причин размещен выше. Нелишним будет сослаться на 64 статью НК РФ, дающую право на получение справки. В этой же части документа необходимо указать данные банков, в которых открыты эти счета.
  5. После описания требований, необходимо прописать способ получения документа. Он может быть отправлен по электронной или простой почте. Если заявитель не указывает способ, используется простая почта. Письмо со справкой придет по адресу, указанному в заявлении.

Образец запроса в налоговую об открытых расчетных счетах выглядит следующим образом:

Как и в случае с другими видами заявлений, после составления документа ставиться подпись и дата. Если заявитель не проставит дату, отсчет времени будет начат от даты регистрации документа в отделении налоговой службы.

После того как все документы будут собраны, а заявление заполнено, можно подавать их в ФНС. Бумаги необходимо предоставить сотрудникам отделения налоговой службы, размещенной по месту регистрации юридического лица. Сделать это может как сам руководитель предприятия, так и его представитель.

В отделениях ФНС часто бывают очереди. Чтобы не тратить личное время можно воспользоваться опцией электронной подачи заявления. Этот способ будет рассмотрен ниже.

Получение справки

После подачи документов придется ждать, пока справка не будет готова. На законодательном уровне этот процесс не регулируется, однако сотрудникам ФНС предоставляется не более 30 дней на рассмотрение поданного запроса. Соответственно, максимальное время ожидания изготовления справки – один месяц.

На практике время ожидания напрямую зависит от конкретного отделения ФНС. В некоторых случаях приходится ждать 30 дней. Другие отделения могут сделать справку за 2-3 дня. Как показывает практика, в среднем время ожидания составляет от 5 дней до 2 недель. После того как документ будет готов, сотрудники предоставят его заявителю способом, указанным в заявлении.

Если в финансовом учреждении за подготовку выписки придется заплатить комиссию (ее размер варьируется в зависимости от конкретного банка), то в ФНС изготовление справки является бесплатным. Если у юридического лица требует деньги, следует обращаться в правоохранительные органы. Если по истечении 30 дней справка не выдана, необходимо обращаться в прокуратуру. Однако в данном случае нужно убедиться в том, что задержка не связана с почтовыми службами.

Получить справку срочно можно, обратившись в специальные агентства. Их специалисты составят запрос и подадут все документы в ФНС. Оформить документ в таком случае можно будет в течение суток. Однако услуги специалистов придется оплатить. Примерная стоимость – от 2 до 3 тысяч рублей.

Получение справки через интернет

Чтобы сэкономить время можно подать запрос в онлайн-режиме. Как заказать справку об открытых счетах в налоговой через интернет? Для этого необходимо перейти на официальный сайт ФНС, который находится по адресу https://www.nalog.ru/, после чего пройти процедуру авторизации в личном кабинете. Если юридическое лицо не зарегистрировано в этом сервисе, необходимо сначала пройти регистрацию. Следует иметь в виду, что для регистрации и отправки запроса нужно заранее подготовить цифровую подпись.

После входа в систему, действовать необходимо следующим образом:

  1. Открыть специальную форму запроса.
  2. Внести в нее данные о юридическом лице.
  3. Подтвердить подачу запроса при помощи цифровой подписи.

После подачи запроса нужно ожидать изготовления документа. Сроки такие же, как и в предыдущем случае. Получить справку можно по почте либо в электронном виде. В последнем случае документ имеет юридическую силу и ничем не отличается от справки, составленной на бумажном носителе.

Проверка полученной справки

После того как справка будет получена, необходимо проверить ее состав. В нее должны быть внесены корректные данные обо всех расчетных банковских счетах юридического лица. Соответственно, нужно проверить, содержатся ли в документе:

  1. Указания на банковские счета юридического лица.
  2. Названия финансовых организаций, клиентом которых является компания (если расчетный счет открыт в небанковской организации, информация все равно должна отображаться в справке).
  3. Идентификационная информация.
  4. Указание на валюту, в которой открыт каждый из расчетных счетов.

Если в справке содержатся ошибки, необходимо обратиться в налоговую службу и потребовать их исправления. Использование показателей, не отвечающих реальности, может негативно сказаться на будущей деятельности предприятия. Также следует учесть тот факт, что в некоторых случаях сотрудники налоговой службы по ошибке не вносят данные о запросе в базу. Уточнить эту информацию может главный бухгалтер предприятия либо юрист.

Таким образом, юридическое лицо может обратиться в налоговую службу для получения справки об открытых счетах. Для этого необходимо собрать документы и подать письменный запрос по месту регистрации. Образец заявления, размещенный выше, позволит заполнить документ без ошибок.

Видео (кликните для воспроизведения).

В течение 5–30 дней с момента подачи/регистрации запроса, юридическое лицо получит справку из налоговой об открытых счетах. Срочно получить документ можно, обратившись за помощью в специализированные агентства. Платить за получение справки не нужно. Сотрудники ФНС обязаны предоставлять подобные сведения бесплатно. После получения документа рекомендуется проверить, нет ли в нем ошибок.

Запрос налоговой счет в банке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here