Налоги и налоговая система формы налогов

Самое важное от специалистов на тему: "Налоги и налоговая система формы налогов". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Налоги — что это (определение), их назначение, виды, функции и контроль уплаты налогов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жить в правовой стране – это значит не только быть защищенным государством и иметь социальные гарантии, но и выполнять обязанности по отношению к нему.

К таковым относится и уплата налогов. Что это такое, для чего они нужны, и как классифицируются – об этом расскажем в статье.

Что такое налог

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.

Налоговая система государства – это совокупность следующих компонентов:

  1. законодательной базы, регламентирующей сбор налогов;
  2. непосредственно налогов;
  3. форм, методов и принципов установления, взимания и корректировки ;
  4. системой контроля за всеми этапами налогообложения.

Основной документ, который регулирует все взаимоотношения в рамках налоговой системы России (исчисление, уплата налогов, наказание за нарушения) – это Налоговый Кодекс (НК) РФ.

Терминология

Для улучшения восприятия материала рассмотрим основные термины, принятые в налоговой сфере:

  1. Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, обязанное в силу налогового законодательства уплачивать налоги. Например, у вас есть квартира, принадлежащая по праву собственности. Это автоматически делает вас налогоплательщиком имущественного налога;
  2. Налоговый агент – физическое или юридическое лицо, которое должно рассчитать сумму налоговых выплат, удержать ее с налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующего уровня.

Например, если гражданин трудоустроен, то его налоговым агентом является работодатель, он (или бухгалтер предприятия) рассчитывает налог, удерживает ее с заработной платы работника и перечисляет в бюджет;
База налогообложения – это денежная сумма или денежный эквивалент имущества, находящегося в собственности, с которой нужно уплатить налог. Он рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на налоговый тариф.

Например, гр. Иванов сдавал квартиру по договору найма в течение года. Полученная сумма дохода является базой налогообложения, и в нашем примере, допустим, составляет 180 тыс. руб. Следовательно, гр. Иванов должен уплатить в казну государства налог на доход физического лица (НДФЛ) = 13 % (утвержденная ставка). Сумма выплат составит 23400 руб.;

  • Объект налогообложения – это объект (проданная услуга, товар, имущество и пр. в денежном эквиваленте), за который нужно уплатить сбор в казну;
  • Налоговая ставка – это норма налоговых отчислений на единицу налогообложения. Например, для НДФЛ утверждена ставка 13 %. Это значит, что за полученный доход (Д) физическое лицо должно уплатить налог (Н), размер которого составляет: Н = Д х 13 %.
  • Налоговый период – временной интервал, за который нужно провести выплаты на имеющиеся объекты налогообложения. Этот период для разных видов налогов отличается (от квартала до года). Так, налог на имущество физических лиц рассчитывается и уплачивается 1 раз в год, а на добавленную стоимость (НДС) – раз в квартал.
  • Функции налогов

    Всего различают 4 функции заложенные в налоговые сборы, которые схематично показаны на приведенном ниже рисунке и подробно расписаны чуть ниже.

    Фискальная функция налогообложения является основной. Ей отводится главная роль – наполнение государственной казны денежными средствами.

    Фискалить – это значит, собирать сведения и передавать их.

    Налоговые органы контролируют налогоплательщиков и накладывают санкции на нарушителей, тем самым стимулируя своевременную и в полном объеме уплату налогов.

    Распределительная функция состоит в том, чтобы разделять денежные средства, полученные при налогообложении физических и юридических лиц. Поступив в казну, деньги выделяются на различные социальные и прочие государственные проекты. Вот как будут распределены средства государственного бюджета в 2019 году:

    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    Контрольно-учетная функция налогообложения позволяет вести контроль и учет хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, выявлять источники доходов и расходов. Кроме того, надежный контроль не дает возможности криминализации экономики.

    Стимулирующая функция

    налогов заключается в поддержке некоторых видов хозяйственной деятельности через применение налоговых льгот. Это касается сельского хозяйства, малого бизнеса, самозанятых граждан (кто это?).

    Виды и классификации налогов

    Классификация налогов зависит от фактора классификации. Традиционно их принято разделять по таким критериям:

    1. по определению налогооблагаемой базы:
      1. прямые,
      2. косвенные;
    2. по отношению к доходам налогового агента:
      1. аккордные,
      2. подоходные;
    3. по субъекту-получателю налогов:
      1. федеральные,
      2. региональные,
      3. местные;
    4. по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения:
      1. прогрессивные,
      2. регрессивные,
      3. пропорциональные.

    Далее проанализируем каждый вид налогов немного подробней.

    Прямые и косвенные виды налогов

    Прямые налоги – это те, которые имеют явный характер, т. е. взимаются непосредственно с физического или юридического получателя каких-либо доходов.

    Величина выплаты зависит от суммы дохода. В таблице ниже перечислены все виды прямых налогов. Они устанавливаются в процентном соотношении к налогооблагаемой базе.

    Прямые Косвенные
    Подоходные налоги:
    1. на доходы физических лиц (НДФЛ)
    2. на предпринимательскую прибыль
    3. на прибыль организаций
    4. на заработную плату
    5. на процентные доходы
    6. на земельную ренту
    Таможенные пошлины Налоги на имущество:
    1. налог на недвижимое имущество
    2. налог с наследования или дарения
    Акцизы Земельный налог Налог на добавленную стоимость (НДС) Налог с продаж

    Например, налог на доходы физ. лиц в нашей стране равен 13 %. Следовательно, если начислил работодатель своему сотруднику Иванову заработную плату 30 тыс. рублей, значит, должен заплатить за Иванова в казну 3900 руб. (это 13 % от 30 тыс.).

    К косвенным относятся налоги, которые начисляются на товары и услуги как бы «прицепом».

    Пример: производитель мебели ИП Сидоров изготовил и выставил на продажу шкаф. С учетом всех затрат и предполагаемой прибыли Сидоров установил цену на свое изделие в размере 10 тыс. руб.

    Читайте так же:  Бухгалтерский учет налога на землю

    Но ИП Сидоров «тертый калач», и знает, что от стоимости проданного шкафа он должен будет заплатить в казну налог на добавленную стоимость» (НДС). С 2019 года НДС равен 20 %. Поэтому Сидоров выставляет свой шкаф на продажу не за 10 тыс., а за (10 тыс. + 20 %) = 12 тыс. руб.

    Следовательно, покупатель заплатит при покупке 12 тыс. руб., и, таким образом, станет плательщиком налога (но не налоговым агентом!). Производитель (он же продавец) ИП Сидоров станет после факта продажи шкафа налоговым агентом НДС (посредником между покупателем и казной государства). Получая в кассу 12 тыс. руб., он обязан 2 из них заплатить в форме НДС.

    Аккордные и подоходные виды налогов

    Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с НДФЛ (что это?).

    Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия. На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %.

    Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

    Примером

    в РФ может служить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Доход называется вмененным, потому что не исчисляется каждый налоговый период индивидуально для конкретного налогового агента, а является предполагаемым, рассчитанным для определенного вида деятельности. ЕНВД – это специальный режим налогообложения, заменяет несколько выплат.

    Федеральные, региональные и местные виды налогов

    Напомню, что уплаченные налогоплательщиками деньги, перечисляются в государственный бюджет.

    Его структура подчинена строгой иерархии:

    Посмотрите, как распределяются налоги по бюджетам разных уровней:

    Существуют и комбинированные варианты. Примером является налог на прибыль организаций. Общая процентная ставка = 20 % (ст. 284 НК РФ). 2 % из уплаченной суммы направляется в Федеральный бюджет, а 18 % — в местный.

    Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

    В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке:

    Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

      Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна:
      доход (руб.) налоговая ставка (%) сумма налога (руб.) Соотношение суммы налога и дохода
      10000 10 1000 0,1
      20000 10 2000 0,1
      30000 10 3000 0,1

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Она пропорциональна доходу. Пример: НДФЛ с единой ставкой 13 % (кроме выигрышей).

    Регрессивный вид – налоговая ставка уменьшается с увеличением дохода:

    доход (руб.) налоговая ставка (%) сумма налога (руб.) Соотношение суммы налога и дохода
    10000 15 1500 0,15
    20000 12,5 2500 0,125
    30000 10 3000 0,1

    Вывод: чем выше доход, тем меньше соотношение суммы налога и дохода. В качестве примера можно привести страховые отчисления в Пенсионный фонд: 22 % — если налогооблагаемая база не превышает 1150000 руб., 10 % нужно уплатить при превышении указанной суммы.

    Прогрессивный вид – налоговая ставка возрастает с увеличением дохода:

    доход (руб.) налоговая ставка (%) сумма налога (руб.) Соотношение суммы налога и дохода
    10000 10 1000 0,1
    20000 12,5 2500 0,125
    30000 15 4500 0,15

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Причем увеличивается и соотношение суммы налога и дохода (сравните с пропорциональным принципом налогообложения).

    Контроль налогов

    Налоговый контроль – это способ обеспечения законности хозяйственной деятельности физических и юридических лиц.

    Соблюдение законности – основа экономической безопасности государства. Контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты налогов поручен Федеральной налоговой службе (ФНС).

    Чем конкретно занимаются налоговые органы:

    1. сбором информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения;
    2. анализом полученных данных;
    3. выявлением нарушений налогового законодательства;
    4. пресечением противоправных действий субъектов налогообложения в рамках законодательства;
    5. выявлением виновных в нарушениях и привлечением их к ответственности.

    Основной метод контроля – это налоговая проверка.

    Данное мероприятие состоит из нескольких действий:

    1. проверки первичных бухгалтерских документов (счетов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и т. д.);
    2. проверки правильности и своевременности исчисления налогов;
    3. выявления виновных в нарушениях;
    4. передачи дел о налоговых нарушениях в судебные органы.

    Хотите знать больше об экономике и происходящих в ней процессах? Читайте наш блог и начинайте мыслить масштабно!

    Налоговая система Российской Федерации

    Налоговая система Российской Федерации

    Похожие публикации

    Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

    Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

    На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

    В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

    Налоговая система РФ кратко

    Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

    Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

    Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

    Принципы построения налоговой системы РФ

    Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

    Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

    Структура налоговой системы РФ

    Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

    Уровни налоговой системы РФ

    Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

    Читайте так же:  Пенсия с 1 апреля сколько процентов

    Налоговая система: классификация налогов в РФ

    Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

    • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
    • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
    • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

    Элементы налоговой системы

    Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

    Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

    • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
    • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
    • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
    • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
    • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
    • Принципы установления налогов.
    • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
    • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

    Функции налоговой системы

    Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

    • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
    • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
    • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
    • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
    • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

    13. Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность

    Налогообложения представляет собой совокупность экономических и финансовых, а также организационно-правовых отношений, основанные на перераспределение денежной форме стоимости путем принудительного определенной части дохода в пользу государства.

    Экономическая сущность налогов заключается в том, что государство изымает определенный обязательный взнос в пользу общества. Другими словами ,экономическая Сущность налога определяется денежными отношениями, которые возникают между государствами и ю.л. и ф.л., которым присуще назначения мобилизации средств в использовании государством.

    Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

    Выделяются следующие функции налогов:

    Распределительная функция раскрывает сущность налогов в виде централизованного инструмента по перераспределению общественных доходов;

    Фискальная функция является одной из основных во всех государствах и выражается в обеспечении финансовыми ресурсами государства с целью ее деятельности. Данной функции характерна возможность перераспределения определенной части НД, и с развитием рыночных отношений ее роль возрастает;

    Контрольная функция выражает контролирование гос-вом посредством налогов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и граждан, т.е. проводит контроль над образованием доходов и их расходованием;

    Регулирующая функция подразделяется на три подфункции:

    а)стимулирующую (осуществляется через систему льгот. Предпочтений, а т.ж. исключений.т.о. ее назначение предусмотрено для развития соц-эк. Процессов);

    б) дестимулирующую (ее действие связано с увеличением ставок налогов, что препятствует развитию соц-эк. Процессов);

    в) воспроизводственную (осуществляется через платежи за пользование природ.рес., а т.ж. посредством поступления в дорожные фонды).

    Твёрдые ставки налога – это фиксированные ставки на единицу налогообложения

    При регрессионных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги взимаемые в ценах всегда регрессивные.

    При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

    При прогрессивных ставках налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода.

    Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов юр и физ лиц в соотв с действующим законодательством. К ним относятся: налогооблагаемый минимум – наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемого от обложения; скидка с исчисленной суммы налога; вычеты из облагаемого дохода.

    — Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относится подоходный налог с населения, налог на прибыль, поимущественный налог. Они подразделяются на реальные и личные налоги.

    Реальные – поземельный, подомовой, промысловый налоги и налог на ценные бумаги.

    Личные налоги включают подоходный налог с населения, на прибыль корпораций, на доходы от денежных капиталов, на прирост капитала, на сверхприбыль, поимущественный, подушный.

    — Косвенные – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

    Принципы и механизм налогообложения.

    Прогрессивность, однократность, обязательность, простота и удобство, гибкость, эффективность перераспределения ВВП.

    В зависимости от направления поступления налогов и сборов различают: федеральные, региональные и местные налоги.

    В зависимости от своего использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов гос-ва, без закрепления за каким-либо определённым видом расходов. Специальные имеют целевое назначение.

    В любом цивилизованном государстве налогообложение основывается на определенных принципах:

    принципе соразмерности (характеризует сбалансированность интересов гос-ва и налогоплательщиков)

    принципе справедливости (предусматривает, что каждый обязан соразмерно своим доходам принимать участие в финансировании расходов гос-ва. Основные идеи данного принципа закл.в том, что сумма взимаемых налогов должна быть определена исходя их величины получаемых доходов налогоплательщиком, и тот, кто получает больший объем благ от гос-ва обязан платить сумму налогов в большем размере);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    принципе учета интересов налогоплательщиков (основан на принципе определенности, заключающемся в простоте исчисления налога и его уплаты, т.е. способы и время платежей должны быть точными и заблаговременно известными для налогоплательщиков, а т.ж. на принципе удобства, предполагающем. Что налог необходимо взимать понятным способом и в такое время, которое наиболее удобно для плательщика);

    принципе экономичности (выражается в сокращении затрат взимания налогов и рационализации системы налогообложения, иначе говоря,сумма сборов по определенному налогу должна быть больше издержек на его обслуживание);

    принципе всеобщности (согласно данному типу каждый обяза уплатить налоги и сборы, установленные законом);

    Читайте так же:  На каком счете учитывать субсидии

    принципе равнонапряженности ( означает взимание налогов с налогоплательщиков по единым ставкам от уровня прибыли).

    НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

    Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание^ войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. Это — принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика; принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

    Налоговая система выполняет следующие основные функции: фискальную — обеспечение доходов государственного бюджета; регулирующую — регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную — перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую — микроэкономическое регулирование; контрольную — обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

    Лекция № 17. Налоги и налоговая система

    1. В современных экономических системах роль налогов исключительна велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В переходной экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в нестабильных условиях трансформации экономической системы.

    Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов неизбежно потребовало формирование фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.

    Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства.

    Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплателыцикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, налогоплателыцики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости.

    1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плателыциков сборов государственными органами, органами местного самоуп­равления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

    2. Несмотря на отличия налоговых систем различных государств, разнообразие задач, которые решает на­логовая система в тот или иной период времени, на­логовые системы объединяют общие черты. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

    Система налогов— это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость имущество).

    Налоговый механизмпредставляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конкретных социально-экономических задач.

    Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налообложения(уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооблажения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов.

    Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых систем:принцип справедливости (равенства) налогообложения; определённость налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления точно определены и понятны налогоплательщикам); удобство сроков и способов уплаты; экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).

    Читайте так же:  Стаж шахтера для выхода на пенсию

    Принципы построения налоговой системы в своем ограниченном единстве должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

    3. Налоговая система как единое целое и каждый от­дельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание получило прежде всего фискальная функция.

    Фискальная функциясостоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями налоговой системы и налоговой политики.

    Регулирующая функцияналогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

    Распределительная функцияналоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала инвестиционных ресурсов.

    Социальная функцияналогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, соц. страхование и др.).

    Стимулирующая функцияналоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. (система льгот, поощрений).

    Контрольная функцияналогов выступает в качестве своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.

    4.Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе:

    Федеральные налоги и сборы:

    • налог на добавленную стоимость;

    • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерально­го сырья;

    • налог на прибыль (доход) организаций;

    • налог на доходы от капитала;

    • подоходный налог с физических лиц;

    • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    • таможенные пошлины и таможенные сборы;

    • налоги на пользование недрами;

    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоло­гическими ресурсами;

    • федеральные лицензионные сборы.

    Региональные налоги и сборы:

    • налог на имущество организаций;

    • налог на недвижимость;

    • налог на игорный бизнес;

    • региональные лицензионные сборы.

    Местные налоги и сборы:

    — налог на имущество физических лиц;

    — налог на рекламу;

    — налог на наследование и дарение;

    — местные лицензионные сборы.

    Для характеристики структуры налогов может быть использована налоговая классификация.В соответствии с ее принципами могут быть выделены следующие структурные деления налогов. В зависимости от объекта налогооблажения — прямые и косвенные; от уровня взимания (звена бюджетной системы) — региональные и местные; от субъекта уплаты — с физических и юридических лиц; от целевого назначения — общие (без функциональной привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые; от источника уплаты — с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж); от способа изъятия — у источника и с налоговой декларации.

    Прямые налогиимеют в качестве объекта налогообложения доход с физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. К прямым налогам относятся: прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения еще недостаточно. Они составляют по данным за 1999 год около 44% всех бюджетных налоговых доходов Российской Федерации.

    Косвенные налогивзимаются с операций по реализации товаров, услуг, экспортно-импортных и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или выручке от продаж (по налогу с продаж). Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 1999 году занимал НДС-25,5%, затем налог на прибыль- 19,5%, подоходный налог с физических лиц -13%, акцизы – 11%.

    Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 2744 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Налоговая система

    Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

    Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

    1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

    2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

    3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

    Читайте так же:  Выйти на пенсию по горячей сетке

    4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

    Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

    В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

    1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

    2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

    3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

    4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

    5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

    6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

    7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

    8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

    9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

    10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

    11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

    12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

    Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.

    Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

    — разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

    — практическое применение налогового механизма;

    — проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

    — анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

    Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

    На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

    Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

    В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени — центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги — тем выше экономика.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8540 — | 8120 — или читать все.

    Налоги и налоговая система формы налогов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here