Самое важное от специалистов на тему: «Налог на имущество постановка на учет». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Налоговики разъяснили, как исчислять налог на движимое имущество, поставленное на учет с 1 января 2013 года
- 2 Кто платит налог на имущество до госрегистрации?
- 3 С 2020 года изменятся правила расчета налога на имущество организаций
- 4 Куда сдавать декларацию по налогу на имущество
- 5 О заполнении и представлении крупнейшим налогоплательщиком отчетности по налогу на имущество организаций
- 6 Чтобы платить налог, мало получить имущество по акту
- 7 До завершения госрегистрации прав на недвижимость организация по ее заявлению может быть поставлена на учет по месту нахождения имущества
- 8 Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки
- 9 Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости
Налоговики разъяснили, как исчислять налог на движимое имущество, поставленное на учет с 1 января 2013 года
vovan / Shutterstock.com |
Так, если в субъекте Федерации в 2018 году законодательно не предусмотрено продление действия льготы по п. 25 ст. 381 Налогового кодекса и не установлены другие дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то в отношении данного имущества налог и авансовые платежи за налоговый период (отчетные периоды) 2018 года будут исчисляться по ставке, предусмотренной региональным законодательством в пределах 1,1%, или по ставке 1,1%, если законодательством субъекта Федерации не будет установлена своя ставка (письмо ФНС России от 20 декабря 2017 г. № БС-19-21/327).
Напомним, что организации имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств (п. 25 ст. 381 НК РФ). Льгота предоставляется в виде освобождения от уплаты налога, за исключением случаев уплаты налога в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.
С 1 января 2018 года данная льгота применяется на территории субъекта Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта (ст. 381.1 НК РФ). В то же время налоговые ставки, определяемые законами субъектов Федерации в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 335-ФЗ).
Узнать, как уплачивается налог на имущество организаций при прекращении договора товарищества и разделе между участниками ОС, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»
интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, ст. 381.1 НК РФ была дополнена пунктом, согласно которому законом субъекта Федерации в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 70 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).
Кто платит налог на имущество до госрегистрации?
Хочу подробнее остановиться на том, кто же все-таки продавец или покупатель должен уплачивать налог на имущество с недвижимости до момента ее государственной регистрации. Или, если покупатель примет решение учитывать незарегистрированную недвижимость на счете 08, налог не должен платить никто? Действующее законодательство дает налогоплательщикам такую возможность, но вряд налоговики согласятся «вывести» из под налогообложения столь значительные суммы.
Имущество передано досрочно
При продаже недвижимого имущества переход права собственности на него подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ). Право собственности на недвижимость возникает у покупателя только с момента госрегистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Это подтверждает и судебная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 14.01.97 № 3522/96). До регистрации собственником недвижимости остается продавец или передающая сторона (в случае внесения недвижимости, к примеру, в уставный капитал другой организации).
Если объект недвижимости согласно договору купли-продажи передан покупателю (по акту приемки-передачи основных средств) до государственной регистрации прав на него, продавец списывает это имущество с баланса. И соответственно, перестает платить налог на имущество. Возникает ли обязанность у покупателя платить налог на имущество после подписания акта приемки-передачи?
Продавец списал, покупатель не учел
До 1 января этого года, пока затраты по приобретению недвижимости, учитываемые у покупателя на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», участвовали в расчете налога на имущество (инструкция Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий») налог уплачивал покупатель. Подтверждает это в частности письмо УМНС РФ по г. Москве от 29.01.03 № 23-10/2/05703.
С этого года ситуация изменилась. В главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ законодатель четко определил, что объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, «учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком бухгалтерского учета» (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть теперь налог уплачивается только с объектов недвижимости, учтенных на счете 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н, допускает (обратите внимание, допускает, а не обязывает) учет объектов незарегистрированной недвижимости в составе основных средств. Соответственно, если покупатель переведет незарегистрированную недвижимость на счете 01, он будет являться плательщиком налога на имущество. Если же до момента государственной регистрации имущество будет числиться на счете 08, платить налог на имущество он не обязан.
Правда, представители налоговых органов уже поспешили заявить, что покупатель обязан учесть такой объект в составе основных средств и заплатить налог на имущество (см. «Горячую линию» по налогу на имущество организаций в «УНП» № 2, 2004, стр. 6). Ведь складывается ситуация, что по таким объектам налог на имущество не будет платить ни продавец, ни покупатель. Продавец списал с баланса имущество по факту передачи, а покупатель учет его на счете 08 и не обязан переводить его на счет 01. Однако не в компетенции налоговиков устанавливать порядок бухгалтерского учета основных средств.
Как избежать налоговых рисков
Стоит обратить внимание на пункт 2 статьи 551 ГК РФ. В нем сказано, что «исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами». В качестве третьего лица в данном случае можно рассматривать государство. Исходя из данной нормы Гражданского кодекса, обязанность по уплате налога на имущество до государственной регистрации права собственности на него, лежит, на мой взгляд, на бывшем собственнике. Избежать налоговых рисков можно только при одновременном учете продавцом выручки и списании имущества с баланса в момент государственной регистрации договора, по факту передачи права собственности на недвижимость. До тех пор, пока недвижимость не списана с баланса продавца, налог будет платить он, а после государственной регистрации и передачи недвижимости, налог будет платить покупатель.
И последнее. Поскольку по данному вопросу возникла неясность, будем ждать, что вскоре появиться и официальная позиция налоговых органов, и арбитражная практика.
С 2020 года изменятся правила расчета налога на имущество организаций
Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ (далее — Закон № 325-ФЗ) внес многочисленные изменения во вторую часть Налогового кодекса. В настоящей статье мы подробно расскажем о новшествах по налогу на имущество организаций и представим таблицу с другими, менее значимыми поправками.
Налог на имущество организаций: появление новых «кадастровых» объектов
Комментируемые поправки существенно меняют перечень объектов, которые облагаются налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Прежде всего, законодатели навели порядок в статье 374 НК РФ, четко разделив объекты налогообложения в зависимости от порядка расчета налога (по среднегодовой и по кадастровой стоимости). Из новой редакции этой статьи следует, что с 1 января 2020 года для уплаты налога на основании кадастровой стоимости не будет иметь значение, учитывается недвижимость на балансе организации как основное средство или нет.
Помимо этого, появились новые объекты налогообложения. В частности, с 1 января 2020 года в перечень объектов налогообложения по налогу, исчисляемому исходя из кадастровой стоимости, будут входить любые принадлежащие компаниям жилые дома и квартиры (а не только те, которые не учитываются в качестве ОС). Соответствующая поправка внесена в подпункт 4 пункта 1 статьи 374 НК РФ.
Также с января следующего года под налогообложение по кадастровой стоимости попадут гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы и иные здания, строения, сооружения и помещения, даже если они не учитываются на балансе в качестве ОС. Если по этим объектам не будет определена кадастровая стоимость, то налог на имущество придется заплатить только по тем из них, которые являются основными средствами, исходя из их среднегодовой стоимости (новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 374 и новый подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно
Другие изменения, внесенные Законом № 325-ФЗ во вторую часть НК РФ (кроме поправок по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль, страховым взносам и спецрежимам)
Новшество
Соответствующая норма НК РФ
Дата вступления в силу
Государственная пошлина
При совершении нотариальных действий величина госпошлины не будет зависеть от инвентаризационной стоимости имущества.
Новая редакция подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ
1 января 2020 года
Госпошлина не будет взиматься за внесение в ЕГРН записей при исправлении сведений в связи с принятием нормативно-правового акта, а также за внесение следующих записей:
- о наличии возражения в отношении зарегистрированного права;
- о невозможности госрегистрации права без личного участия правообладателя;
- о невозможности госрегистрации права до завершения рассмотрения дела судом;
- о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права;
- об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе.
Новые редакции подп. 4.4 и 4.5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ
Уточнен порядок уплаты госпошлины по незарегистрированным объектам недвижимости, права на которые возникли до 1 января 1998 года.
Новая редакция подп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ
Появится возможность вернуть госпошлину, если соответствующий орган возвратит без рассмотрения заявление о совершении юридически значимого действия или другие документы.
Новый подп. 7 п. 1 ст. 333.40 НК РФ
Заявление на возврат госпошлины, уплаченной через один из порталов госуслуг, можно будет подать через этот же портал. Но при условии, если заявление о совершении юридически значимых действий было направлено аналогичным способом.
Новая редакция п. 3 ст. 333.40 НК РФ
Если госпошлина оплачена в безналичном порядке, то к заявлению на возврат достаточно приложить копии платежных документов. А при наличии информации о госпошлине в ГИС, документы об уплате вообще не потребуются.
Новая редакция п. 3 ст. 333.40 НК РФ
Ошибку в платежке на перечисление госпошлины можно будет уточнить в общеустановленном порядке.
Новый п. 9 ст. 333.40 НК РФ
Транспортный налог
Субъекты РФ не будут устанавливать сроки уплаты транспортного налога. Организации должны перечислить налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Новые редакции п. 2 ст. 356 и п. 1 ст. 363 НК РФ
1 января 2021 года (изменения будут применяться, начиная с уплаты налога за 2020 год)
Уточнен порядок определения налоговой базы в отношении несамоходных (буксируемых) транспортных средств.
Новые редакции подп. 2 п. 1 ст. 359 и п. 1 ст. 361 НК РФ
1 января 2020 года
Земельный налог
Города федерального значения и муниципалитеты не будут устанавливать сроки уплаты земельного налога. Организации должны перечислить налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Новые редакции п. 2 ст. 387 и п. 1 ст. 397 НК РФ
1 января 2021 года (изменения будут применяться, начиная с уплаты налога за 2020 год)
Ставка 0,3 не применяется к земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для индивидуального жилищного строительства, если они используются в предпринимательской деятельности.
Новая редакция абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ
1 января 2020 года
Введен запрет на установление разных налоговых ставок в г. Москве в зависимости от места нахождения участка.
Новая редакция п. 2 ст. 394 НК РФ
Организация, получившая землю в порядке наследования, уплачивает налог со дня открытия наследства
Новая редакция п. 8 ст. 396 НК РФ
Введена обязанность госорганов по передаче в налоговые органы информации о выявлении фактов нецелевого использования земель сельхозназначения
Новый п. 18 ст. 396 НК РФ
1 июля 2020 года
Торговый сбор
Торговый сбор при торговле со склада устанавливается в расчете на 1 кв. метр площади склада.
Новая редакция п. 3 ст. 415 НК РФ
1 января 2020 года
О прекращении использования объекта торговли нужно уведомить ИФНС в течение 5 дней со дня прекращения торговли.
Новая редакция п. 2 ст. 416 НК РФ
Свидетельство о постановке на учет плательщика торгового сбора выдается в течение 5 дней с даты, когда плательщик подал уведомление.
Новая редакция п. 3 ст. 416 НК РФ
Уведомление для снятия с учета плательщика торгового сбора подается только при полном прекращении деятельности, в отношении которой установлен сбор. Срок подачи — 5 дней с даты прекращения деятельности.
Новая редакция п. 4 ст. 416 НК РФ
При нарушении срока уведомления о прекращении использования объекта торговли или о прекращении деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, данный сбор уплачивается до дня фактического представления в ИФНС соответствующего уведомления.
Новый п. 8 ст. 416 НК РФ
Введены специальные правила уплаты торгового сбора в рамках посреднических договоров, договора простого товарищества, а также договора доверительного управления.
Куда сдавать декларацию по налогу на имущество
Материал для подписчиков издания «ЭЖ Вопрос-ответ». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
ЭЖ Вопрос-ответ
Журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов, налоговых консультантов и руководителей, интересующихся проблемами налогообложения.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей. На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты ЭЖ, специалисты ФНС и Минфина России, консультанты известных аудиторских фирм.
Периодичность выхода: 1 раз в месяц. Объем: 80 полос.
О заполнении и представлении крупнейшим налогоплательщиком отчетности по налогу на имущество организаций
Уведомление, направленное в налоговую инспекцию, не может рассматриваться основанием представления единой налоговой отчетности.
ФНС России напоминает, что с 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ изменяется порядок представления отчетности по налогу на имущество организаций (по общему правилу налогоплательщики обязаны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения).
При этом налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговую отчетность в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Кроме того, сообщается, что ФНС России письмом от 21.11.2018 N БС-4-21/[email protected] были направлены разъяснения (рекомендации) по вопросам представления с налогового периода 2019 года единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций. Указанный порядок не применяется, в частности, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
Разъяснения о причинах, по которым уведомление налогоплательщика, направленное в налоговую инспекцию, не может рассматриваться основанием представления единой налоговой отчетности, содержатся в письме ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/[email protected]
Также необходимо учитывать, что Приказом ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/[email protected] скорректирован порядок заполнения налоговой отчетности по данному налогу, который применяется начиная с ее представления за первый квартал 2019 года.
В этой связи ФНС России разъясняет следующее:
- заполнение налоговых деклараций за налоговый период 2018 года осуществляется с заполнением КПП аналогично указанному в ранее представленных расчетах по авансовым платежам за 2018 год;
- в отчетности за 1 квартал 2019 года при заполнении крупнейшими налогоплательщиками титульного листа ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряды КПП — «01»);
- в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества, в отношении которого заполняется раздел 2.1 декларации, кадастрового номера и условного номера, указанных в ЕГРН, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории РФ с указанием муниципального образования по строке с кодом 010 раздела 2.1 указывается код «3»;
- в случае заполнения в строке с кодом 010 кода «3» по строке с кодом 030 раздела 2.1 декларации указывается адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории РФ, в случае если адрес включает указание муниципального образования.
Вопрос: О заполнении и представлении крупнейшим налогоплательщиком налоговой отчетности по налогу на имущество организаций.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
от 15 марта 2019 г. N БС-4-21/4632
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращения от 08.02.2019 о порядке заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций (далее — налог) и уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу и рекомендует учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в 2019 году налогоплательщики налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено данным пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (далее — налоговая отчетность).
В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговая отчетность представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).
Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших, представляют налоговую отчетность по налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Согласно пункту 3.2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и пункту 3.2.2 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected] (в редакции приказа ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/[email protected], который применяется начиная с представления налогового расчета по авансовому платежу по налогу за первый квартал 2019 года), при заполнении титульного листа налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, отнесенными в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших, ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряды КПП — «01»).
При этом следует иметь в виду, что заполнение налоговых деклараций по налогу (далее — Декларация) за налоговый период 2018 года осуществляется с заполнением КПП аналогично указанному в ранее представленных расчетах по авансовым платежам по налогу за 2018 год.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу Декларациязаполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее — ОКТМО). При этом в Декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.
Согласно рекомендациям по вопросам представления налоговой отчетности по налогу начиная с налогового периода 2019 года, содержащимся в письме ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/[email protected] (согласованы Минфином России, письмо от 19.11.2018 N 03-05-04-01/83286), налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта Российской Федерации, могут представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в один из налоговых органов, в котором они состоят на учете на территории указанного субъекта Российской Федерации, по своему выбору.
Применение данного порядка представления налоговой отчетности осуществляется на основании представленного налогоплательщиком в налоговый орган по субъекту Российской Федерации уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу (далее — Уведомление).
Указанный порядок не применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
В случае несоблюдения указанных условий представления единой налоговой отчетности управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, в которое представлено Уведомление, информирует в установленном порядке налогоплательщика о причинах, по которым Уведомление не может рассматриваться основанием представления единой налоговой отчетности (письмо ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/[email protected]).
По вопросу заполнения адреса в разделе 2.1 Декларации сообщаем, что согласно пункту 6.2Порядка заполнения налоговой декларации по налогу в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества, в отношении которого заполняется раздел 2.1 Декларации, кадастрового номера и условного номера, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории Российской Федерации с указанием муниципального образования по строке с кодом 010 раздела 2.1 Декларации указывается код «3».
При этом в случае заполнения в строке с кодом 010 кода «3» по строке с кодом 030 Раздела 2.1Декларации указывается адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, в случае, если адрес включает указание муниципального образования.
Чтобы платить налог, мало получить имущество по акту
Популярное по теме
Налоговики требуют уплатить налог на имущество
До момента госрегистрации компания не платила налог на имущество.
Инспекторы сочли это нарушением. По мнению налоговиков, общество должно было платить налог с даты подписания акта приема-передачи по договору купли-продажи. Именно с этого момента владение, пользование и распоряжение имуществом, а также риск его случайной гибели перешли к обществу. Одновременно это имущество выбыло от арендодателя и приобрело для общества все признаки объекта основных средств. Собственно, компания так и сделала — учла объект на счете 01. Налоговики настаивали, что наличие государственной регистрации права собственности не является необходимым признаком объекта основных средств.
Налоговая инспекция привлекла общество к ответственности за неуплату налога на имущество организаций. Инспекторы доначислили налог, пени и штраф.
Имущество не сменило владельца
Суд кассационной инстанции отклонил данные доводы инспекторов и признал их решение незаконным. Суд руководствовался следующими соображениями. Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Порядок учета основных средств определяется ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). Объект принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняется ряд обязательных условий. Так, объект должен использоваться в производстве продукции и приносить доход в течение длительного времени (свыше 12 месяцев). Кроме того, организация не должна планировать последующую перепродажу данного объекта (п. 4 ПБУ 6/01).
Из материалов дела следовало, что общество действительно заключило договор купли-продажи недвижимости и подписало акт приема-передачи. Спорный объект был поставлен на учет на счет 01. Позднее компания исправила эту ошибку. Бухгалтерия скорректировала записи регистров.
В спорный период имущество не являлось активом общества. Оно не было предназначено для использования в его деятельности для получения дохода. В указанный период времени данное имущество являлось активом арендодателя и использовалось им в его хозяйственной деятельности для получения дохода. То есть было передано обществу в аренду, от которой арендодатель получал доход.
Выбытие объекта не происходит, пока организация получает плату за предоставление объекта во временное пользование. Договоры аренды и дополнительные соглашения к ним исполнялись сторонами в полном объеме, не признаны недействительными, а стороны не предъявляли друг другу претензий в части неосновательного обогащения. Кроме того, налоговый орган по существу не оспаривает, что недвижимое имущество продолжало приносить арендодателю экономические выгоды вплоть до госрегистрации права собственности за обществом.
Аккуратнее с актами приема-передачи имущества
Налоговики в обоснование наличия оснований для учета имущества в качестве объекта основных средств у общества ссылались на акты приема-передачи имущества. При этом судьи установили, что эти акты были ошибочно датированы по аналогии с дополнительным соглашением к договору, которым стороны окончательно согласовали стоимость имущества.
В указанный период времени у сторон не было намерений по прекращению аренды. В связи с этим, как указали судьи, составление акта имело сугубо формальный характер (он был составлен для пакета документов на регистрацию права). С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии обязанности общества принять к учету имущество до момента госрегистрации собственности. Соответственно и доначисление налога было произведено неправомерно.
Причем кассация исходила из того, что какие-либо потери бюджета в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку налог в отношении зданий был уплачен арендодателем. Таким образом, начисление налога обществу на ту же налоговую базу приведет к двойному налогообложению одного и того же объекта. А это недопустимо. В результате налоговикам было отказано в удовлетворении их требований, о чем выпущено Постановление АС Московского округа от 02.08.16 № А40-178071/2015.
Решения судов по похожим спорам
Факт учета недвижимости и ее отражения на конкретных счетах не влияет на обязанность по уплате налога. В постановлении ФАС Уральского округа от 07.06.06 № Ф09-4659/06-С7 объекты недвижимости сдавались в аренду и предприятие получало доход от данного вида деятельности. При этом арендодатель не платил налог на имущество, поскольку учет недвижимости — на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Суд признал, что инспекция правомерно начислила налог на имущество организации. Данное имущество относится к основным средствам и должно быть учтено на балансе в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. При этом суд пояснил, что отражение объекта на конкретных счетах (01 «Основные средства» или 08 «Вложения во внеоборотные активы») не влияет на определение объекта налогообложения налогом на имущество организаций.
До завершения госрегистрации прав на недвижимость организация по ее заявлению может быть поставлена на учет по месту нахождения имущества
По общему правилу постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 8 Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н).
До завершения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество в налоговые органы не могут быть переданы необходимые сведения для постановки организации на учет в налоговом органе.
Согласно разъяснениям ФНС России при возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество в отношении такого недвижимого имущества постановка ее на учет в налоговом органе может быть осуществлена на основании заявления налогоплательщика, составленного в произвольной форме (код документа 2801, справочник СДУНО) с приложением документов, подтверждающих факт подачи документов на государственную регистрацию прав.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 ноября 2013 г. N БС-4-11/20409
О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Федеральная налоговая служба доводит до сведения Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в налоговые органы по местонахождению недвижимого имущества в период до государственной регистрации прав собственности на указанное имущество и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 376 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения российской организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, исчисляется отдельно.
Статьей 386 Кодекса определена обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу), в частности, по местонахождению указанных объектов недвижимости.
При этом согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) код причины постановки на учет (далее — КПП) отнесен к числу обязательных для заполнения реквизитов указанных форм налоговой отчетности по налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения, месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Кодекса постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества установлен в Порядке постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденном приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее — Порядок).
Согласно пункту 8 Порядка постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.
Учитывая изложенное, у налоговых органов отсутствуют основания для постановки на учет организации по месту нахождения имущества, право на которое не зарегистрировано в установленном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 83 Кодекса налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
Таким образом, при возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и, следовательно, обязанности по предоставлению в налоговый орган по месту его нахождения налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу) до завершения процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество, организации может быть рекомендовано в целях ее учета в налоговом органе по месту нахождения указанного недвижимого имущества подать в данный налоговый орган в произвольной форме заявление об учете (код документа — 2801, справочник СДУНО) с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на государственную регистрацию прав.
Налоговым органом в соответствии с пунктом 8 Методических указаний для налоговых органов «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества» (приложение к письму ФНС России от 25.01.2008 N СК-6-09/49) будет осуществлена процедура учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества с присвоением КПП «41».
При поступлении в последующем сведений от органов Росреестра о государственной регистрации прав на указанное выше недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.
Указанный порядок следует довести до нижестоящих налоговых органов.
Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки
Начисление налога на имущество предприятий
Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:
- Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
- В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.
Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.
О правилах составления учетной политики читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2020)?».
Если начислен налог на имущество: проводка для организаций
Проводка по начислению налога на имущество организациибудет выглядеть так:
- При отнесении затрат на прочие расходы:
- При отнесении на расходы по обычному виду деятельности:
- Дт 20 (23, 25, 26) Кт 68, если деятельность предприятия не связана с торговлей;
- Дт 44 Кт 68 для торговых организаций.
Начисление налога проводится ежеквартально, если соответствующим региональным законодательством не отменен отчетный период (п. 3 ст. 379 НК РФ).
О нюансах ежеквартального расчета налога читайте в материале «Расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество».
Проводка, отражающая начисление налога на имущество в учете, может быть разной в зависимости от того, к каким из расходов, возникающих у налогоплательщика, относится этот налог согласно принятой им учетной политике. Периодичность начисления (ежеквартально или 1 раз по итогам года) зависит от того, установлены ли в регионе отчетные периоды по этому налогу.
Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости
Закон региона о налоге на имущество от кадастровой стоимости
Возможность уплаты налога по кадастровой стоимости в регионе вводится законом субъекта РФ. Такой закон может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимости (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
Например, в Москве особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяет Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций».
Если закона нет, то процедура расчета для вас закончена.
О том, где можно выяснить, принят ли в регионе соответствующий закон, читайте в статье «Все больше регионов переходят на налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».
Перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости
Недвижимость, подлежащая обложению налогом, должна быть включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень формирует уполномоченный орган исполнительной власти вашего субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.
Обратите внимание, в перечне приводится конкретный объект недвижимости (например, здание), с указанием его кадастрового номера, полного адреса и кода КЛАДР. Если свою недвижимость в перечне вы не обнаружили, процедура расчета закончена.
Величина кадастровой стоимости, необходимой для расчета
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 2 ст. 375 НК РФ). Следовательно, уплата налога возможна только если эта стоимость определена. Если нет, обязанность по уплате налога у вас не возникнет в связи с отсутствием налоговой базы (п. 2 ст. 375, подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
После того, как вы установили кадастровую стоимость, можно переходить к определению налоговой базы и расчету налога (авансовых платежей).
О том, где можно выяснить величину нужной кадастровой стоимости, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества?».
Внимание! Если кадастровая стоимсоть установлена судом с учетом НДС, то налогооблагаемой базой признается стоимость иущества без учета налога. Подробности см.здесь.
Определение налоговой базы
Если вы – собственник всего объекта недвижимости, то налоговая база по налогу равна его полной кадастровой стоимости.
Если вам принадлежит часть объекта, а кадастровая стоимость определена для него в целом (например, помещение в здании), налоговой базой будет доля кадастровой стоимости исходя из доли площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Например, вам принадлежит помещение, площадью 300 кв. м в здании площадью 3 000 кв. м. Кадастровая стоимость здания 30 млн руб.
Тогда налоговая база по вашему помещению составит 3 млн руб. (30 млн × 300 / 3 000).
Как считать налог на имущество при изменении кадастровой стоимости с 2019 года читайте здесь.
Кроме того с 2019 года отменен налог на движимое имущество. Подробности в материале «Налог на движимое имущество отменили».
Какой может быть ставка?
Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 380 НК РФ).
При этом ставка по «кадастровой» недвижимости, начиная с 2016 года, не может быть больше 2%, независимо от региона (п. 2 ст. 380 НК РФ).
Рассмотрим как правильно осуществить расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.
Расчет налогового платежа
Сумма налога за год определяется по формуле:
НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка
Если в вашем регионе установлены отчетные периоды и уплата авансовых платежей, платеж за отчетный период (например, за 1 квартал) нужно рассчитать исходя из ¼ кадастровой стоимости (доли стоимости) объекта (подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):
АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка
В этом случае сумма налога к уплате по итогам года будет равна разнице между исчисленной суммой налога за год и суммой авансовых платежей.
Пример
Кадастровая стоимость объекта недвижимости равна 10 млн руб. Ставка налога – 1,5%. Тогда:
- годовая сумма налога составит 150 000 руб. (10 000 000 × 1,5%);
- авансовые платежи по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев будут равны 37 500 руб. (10 000 000 × ¼ × 1,5%);
- сумма налога к уплате по итогам года – 37 500 руб. (150 000 – 3 × 37 500).
Однако если право собственности на объект недвижимого имущества возникло или прекратилось в течение отчетного периода, то сумма налога за налоговый период и авансового платежа за отчетный период определяется исходя из количества полных месяцев владения им. Формулы для расчета такие:
АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка × Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в отчетном периоде/3;
- для полной суммы налога за год:
НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка / Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в году/12.
Полным месяцем владения с 2016 года считается тот, в котором право на объект возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 5 ст. 382 НК РФ).
Применяем льготы
Если вы имеете право на льготу, предусмотренную в отношении начисляемого налога гл. 30 НК РФ или законом региона, то у вас есть возможность либо вообще не платить этот налог, либо уменьшить его величину. Документы, подтверждающие право на льготу, необходимо будет представить в ИФНС.
Итоги
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Налог на имущество по кадастровой стоимости рассчитывается всеми налогоплательщиками вне зависимости от применяемой системы налогообложения. О том как правильно рассчитать величину налога к уплате мы рассказали в данной статье.