Упрощенная система специального налогового режима

Самое важное от специалистов на тему: "Упрощенная система специального налогового режима". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (ст.ст. 346.11 — 346.25.1)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ раздел VIII.1 части второй настоящего Кодекса дополнен главой 26.2, вступающей в силу с 1 января 2003 г.

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 26.2 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Порядок применения упрощенной системы налогообложения

Условия для применения УСН

Применять упрощенку могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Условия для применения УСН юридическими лицами и ИП несколько различаются. Общими являются ограничения по числу сотрудников (до 100 человек) и условие неосуществления ряда видов деятельности, при которых применение УСН является невозможным (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Одинаковы для них условия утраты права на применение этой системы: величина дохода, полученного при работе на УСН за налоговый период (год) не должна превысить 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Условия перехода на УСН с 2020 года следующие:

  • величина дохода за 9 месяцев 2019 года не превышает 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость ОС не превышает 150 млн руб.;
  • у юрлица отсутствуют филиалы;
  • доля иных организаций в уставном капитале юридического лица не превышает 25% (исключением являются НКО и общества инвалидов);

К индивидуальным предпринимателям ограничение по 9-месячному доходу не относится (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-11-09/6114).

Льготы для юридических лиц и особые ограничения для ИП-льготников

При переходе на упрощенку некоторые юрлица и ИП вправе рассчитывать на дополнительные льготы. Этот момент следует учитывать при принятии решения о переходе и проведении сравнительного анализа налоговой нагрузки.

Почитайте материал, который поможет определиться с выбором системы налогообложения «Чем отличается УСН от ОСНО? Что выгоднее?».

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения для предприятий Республики Крым и г. Севастополя местное законодательство может установить льготные ставки по единому налогу до 2021 года (п. 3 ст. 346.20).

Впервые прошедшие государственную регистрацию индивидуальные предприниматели, которые будут заниматься научной, социальной или производственной деятельностью, могут быть признаны льготниками на основании законодательства субъектов РФ. Под льготами подразумевается установление нулевой налоговой ставки на срок до 2 лет (п. 4 ст. 346.20).

Правда, к этой категории ИП-льготников предъявляются особые требования в виде обеспечения минимальной 70%-ной доли доходов от реализации, полученных в отчетном периоде от облагаемых по нулевой ставке видов деятельности, в общей сумме всех полученных ИП доходов. Кроме того, субъект Российской Федерации может установить для таких ИП предельный размер полученных за год доходов, но не менее 15 млн руб.

Кроме того, и для предприятий, и для ИП на УСН при ведении некоторых видов деятельности установлены пониженные тарифы страховых взносов. Для получения такой льготы вид деятельности налогоплательщика должен соответствовать одному из приведенных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Порядок применения УСН: сроки подачи уведомления о начале и об окончании применения УСН

Для вновь зарегистрированных налогоплательщиков установлен 30-дневный срок с даты, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет, в течение которого они должны подать уведомление о переходе на УСН в ИФНС. В этом случае они признаются «упрощенцами» с даты постановки на налоговый учет.

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщику, который уже работает на УСН, никаких действий предпринимать не надо. Если он не нарушил условий, дающих право на применение УСН, он может использовать выбранную систему налогообложения до тех пор, пока не подаст в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСНО по форме 26.2-3.

В случае если было допущено нарушение хотя бы одного из обязательных условий для применения УСНО, налогоплательщик теряет право на использование данной системы налогообложения с начала того квартала, в котором произошло нарушение. С этого момента он переходит на общую систему налогообложения и обязан сообщить об этом в ИФНС путем предоставления сообщения по форме 26.2-2 до 15-го числа первого месяца следующего за событием квартала (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться на УСН налогоплательщик сможет не раньше чем через год после перехода с УСН на другую систему налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Переход на УСН в 2019-2020 годах: срок подачи заявления

Налогоплательщик, который решил перейти на УСНО, должен уведомить о своем решении налоговую службу. Для этого в ИФНС по месту регистрации юридического лица (адресу прописки физического лица — предпринимателя) подается уведомление по форме 26.2-1. В данном уведомлении юридические лица указывают сумму полученного за 9 месяцев дохода и стоимость (остаточную) своих основных средств.

Скачать уведомление по форме 26.2-1 (бланк для перехода на УСН в 2020 году) можно на нашем сайте.

Переход осуществляется только с начала нового налогового периода. При этом уведомление не может быть подано ранее 1 октября и позднее 31 декабря предшествующего года. Чтобы начать применять упрощенку с 2020 года, необходимо осуществить переход на УСН в 2019 году — срок подачи заявления должен быть не ранее 01.10.2019 и не позднее 31.12.2019. Если налогоплательщик опаздывает с подачей уведомления, он не сможет перейти на УСН.

При подаче уведомления в соответствующей графе необходимо указать выбранный объект налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Перейти с одного объекта налогообложения на другой в рамках применения УСНО налогоплательщик может только с начала следующего года. В этом случае в ИФНС должно быть подано уведомление по форме 26.2-6 в срок до 31 декабря.

Как перейти с УСН на другие налоговые режимы

Требования к переходу с УСН на какой-либо другой режим налогообложения зависят от причины такого перехода и от того, какой именно режим налогообложения планируется взамен упрощенки.

НК РФ предусмотрен запрет на замену УСН другим налоговым режимом в течение календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Однако есть исключения:

  • «Упрощенец» вынужденно утрачивает право на применение УСН из-за несоответствия требованиям, установленным ст. 346.12 НК РФ. При этом до конца года ему придется работать на ОСНО.
  • Переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности «упрощенца» с любой даты (речь идет о совмещении, когда налогоплательщик, применяющий УСН, переводит некоторые из своих видов деятельности на ЕНВД). Правомерность такого подхода подтверждают налоговики. (письмо ФНС от 19.09.2014 № ГД-4-3/[email protected]). В этом же письме говорится о праве ИП перейти на патентную систему с любой календарной даты. Если отдельный вид деятельности переводится на ЕНВД, то переход осуществляется в момент постановки на учет плательщика вмененного налога.
Читайте так же:  График работы налоговой тракторозаводского района

Подробнее о порядке перехода с упрощенки на вмененку читайте в этой статье.

Если «упрощенец» планирует перейти с начала года на другой налоговый режим, необходимо подать уведомление в ИФНС по форме 26.2-3. Сделать это следует до 15 января того налогового периода, в котором был запланирован такой переход.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, осуществляемой на УСН, в обязанности налогоплательщика входит подача в ИФНС уведомления по форме 26.2-8.

Порядок подачи уведомления

Уведомления (сообщения) налогоплательщика и налоговой службы оформляются по установленным образцам. Формы документов для взаимодействия с налоговыми органами по вопросу применения УСН утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected]

Налогоплательщик может подать уведомление тремя способами:

  • при личном визите руководителя юридического лица / индивидуального предпринимателя или их представителя на основании доверенности;
  • путем отправки ценного письма с описью вложения;
  • в электронной форме.

Описания электронных форматов передаваемых по ТКС форм 26.2-1, 26.2-2, 26.2-3, 26.2-6, 26.2-8 содержатся в соответствующих приложениях к приказу ФНС России от 16 ноября 2012 года № ММВ-7-6/[email protected]

Подтверждение статуса упрощенца налоговым органом

Законодательство России не предусматривает обязанности налоговой службы подтверждать право применения/перехода на УСНО в ответ на подачу налогоплательщиком уведомления. Чаще всего для подтверждения права применения упрощенки достаточно штампа о приеме налоговым органом уведомления о переходе на втором экземпляре бланка, почтовой описи или квитанции об отправке уведомления в электронном виде. Ответ от налоговой можно получить только в следующих ситуациях:

  • показатели, указанные в уведомлении по форме 26.2-1, не соответствуют тем, которые дают налогоплательщику право применять УСНО, или налоговый орган обладает сведениями о налогоплательщике, которые противоречат условиям применения УСН (тогда ИФНС присылает сообщение по форме 26.2-4);
  • налогоплательщик подал уведомление о переходе на УСН с опозданием (тогда из налоговой приходит сообщение по форме 26.2-5).

Некоторые контрагенты при заключении договоров просят документальное подтверждение о праве налогоплательщика применять УСН в виде какого-либо ответа из налоговой. В этом случае допустимо обратиться в инспекцию с письменным запросом о подтверждении факта применения им упрощенки. Запрос подается в свободной форме. В течение 30 дней налоговики представят информационное письмо по форме 26.2-7, в котором будет отражен факт уведомления налогоплательщика о применении УСН, а также факт представления или непредставления отчетности по упрощенке. Такая практика описана в письмах Минфина от 16.02.2016 № 03-11-11/8396 и ФНС от 15.04.2013 № ЕД-2-3/261.

Планируя переход на УСН, следует заранее изучить все ограничения, которые предусмотрены гл. 26.2 НК РФ, а также сравнить прочие допустимые для налогоплательщика системы налогообложения – возможно, найдется более выгодная. Начало применения упрощенки и переход с нее на иной режим строго регламентированы законодательством. Поэтому следует убедиться, что УСН действительно оптимальна.

Специальные налоговые режимы, действующие в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.01.2019 2019-01-21

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Неганова Е. Д., Нечеухина Н. С. Специальные налоговые режимы, действующие в России // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 196-198. — URL https://moluch.ru/archive/241/55744/ (дата обращения: 10.01.2020).

Для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства государством разрабатываются различные стимулирующие меры, в том числе связанные с налогообложением и ведением бухгалтерского учета. К таким мерам можно отнести возможность применять специальные режимы налогообложения.

Специальный режим — это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Понятие специальных налоговых режимов раскрывается в ст. 18 НК РФ. К ним относятся:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

– упрощенная система налогообложения (УСН);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП);

– патентная система налогообложения (ПСН).

Первая упрощённая форма налогообложения была введена Федеральным законом от 29.12.1995 № 222. ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Упрощенная система налогообложения в первые годы не была так популярна как сейчас. Связано это в первую очередь с ограничениями по сотрудникам — не более 15 человек. При этом «предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях» [3].

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

Выплата годовой стоимости патента осуществлялась организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывалась в счет обязательства по уплате единого налога организации.

Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента являлась фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

Вторая форма налогообложения малого бизнеса — ЕНВД — была введена в 1999 г. с принятием Федерального закона от 31.07.1998 № 148. ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Основным отличием от привычного для нас ЕНВД был порядок уплаты налога. Согласно п.2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ «уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов» [2].

Читайте так же:  Налоговые уведомления по налогам физических лиц

По данным ИФНС РФ в нашей стране более 3,8 млн. индивидуальных предпринимателей и более 4,1 млн. юридических лиц. И наиболее популярный спецрежим — УСН. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения организации и индивидуальные предприниматели осуществляют добровольно, кроме того, при переходе представители малого бизнеса могут сами выбирать объект налогообложения — доходы или доходы, уменьшенные на расходы. Если расходы не превышают 60–65 % доходов, то наиболее выгодно применять УСН «доходы».

Применение данной системы налогообложения освобождает организации от следующих видов налогов:

– налог на прибыль;

– налог на имущество.

А индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от уплаты:

– налога на доходы физических лиц;

Однако, стоит помнить, что применение УСН накладывает ряд ограничений:

– нельзя нанимать более 100 сотрудников;

– доход за отчетный период не должен превышает 150 млн. рублей;

– остаточная стоимость основных средств должна составлять не более 150 млн. рублей.

Что же касается ЕНВД и патентной системы налогообложения, то они менее распространены, так как не всегда виды деятельности, которыми занимается организация или ИП попадают под условия для применения данных спецрежимов.

Малый бизнес вносит существенный вклад в российскую экономику, поэтому очень важно поддерживать начинающих предпринимателей и организации. Введение специальных налоговых режимов дает возможность развиваться малому бизнесу, а также является одним из факторов, помогающим решать проблему с теневым бизнесом.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Контур.Норматив [Электронный ресурс]
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [Текст].
  3. Федеральный закон от 31.07.1998 № 148. ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» [Текст].
  4. Нечеухина Н. С. Влияние налоговой нагрузки на оптимизацию и эффективность управления организацией // Новая наука: Стратегии и векторы развития. —:, 2016 № 8. — С. С. 207–210.

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы.

Обоснование выбора объекта налогообложения при применении.

малый бизнес, РФ, упрощенная система налогообложения, поступление налогов, вмененный доход, единый налог, государственная поддержка, налоговое стимулирование, патентная система налогообложения, россия. Учетная политика организаций при.

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях в Федеральном законе N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

К системам налогообложения, которые наиболее характерны для субъектов малого предпринимательства можно отнести общую систему налогообложения (далее ОСНО), упрощенную систему (далее УСН) и система в виде единого налога на вмененный доход.

Особенности налогообложения малого бизнеса

Патентная система налогообложения (далее ПСН) — специальный налоговый режим

Описанные выше системы налогообложения, применяемые на предприятиях малого

малый бизнес, РФ, налог, режим налогообложения, вид деятельности, Российская Федерация.

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для помощи малому бизнесу, отчетность не такая сложная, да и имеется ряд послаблений. Индивидуальные предприниматели могут сами выбрать, каким способом им уплачивать единственный налог: налог на «доход» – 6.

Налогообложение малого предпринимательства в России и за.

2) введение специальных режимов налогообложения малого бизнеса. Западная система налогообложения носит целостный

Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход , – с 14 до 34% (в 2,5 раза).

Налоговые льготы как средство стимулирования малого.

В Российской Федерации существует четыре специальных системы налогообложения. Они предусматривают низкие налоговые ставки, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса: УСН (Упрощенная система налогообложения) — численность.

Способы оптимизации налогообложения на упрощенной.

налогообложение малого бизнеса, упрощенная система налогообложения, оптимизация налогообложения. Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на.

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий.

В статье рассмотрены оптимальные системы налогообложения для предприятий различных

Видео (кликните для воспроизведения).

РФ, единый налог, патентная система налогообложения, система налогообложения

малый бизнес, Российская Федерация, предприниматель, малое предпринимательство.

Специальные налоговые режимы Упрощенная система налогообложения

Законодательством предусмотрены специальные нало­говые режимы, одним из которых является упрощенная налоговая система. Цель введения этой системы — создать более благоприят­ные экономические условия для деятельности организаций малого бизнеса. УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется в соответствии с гл. 26.2 НК наряду с иными режимами налогообложения.

Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК, не превысили 15 млн руб.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Все иные налоги организации и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Читайте так же:  Срок регистрации кассы в налоговой

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.


Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с НК РФ, в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Необходимо знать критерии перехода организации от общей системы налогообложения на упрощенную систему:

доход от реализации за девять месяцев текущего нало­гового периода не превышает 15 млн руб. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее;

в уставном капитале доля других организаций состав­ляет не более 25%;

средняя численность работников в налоговом периоде не превышает 100 человек;

остаточная стоимость основных средств и нематери­альных активов, находящихся в собственности организации, не пре­вышает 100 млн руб.

Предусмотрены два объекта налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на сумму расходов, и соответственно две ставки налога — 6% и 15%. Существуют особенности формирования налоговой базы и порядок исчисления налога в зависимости от применяемого объекта налогообложения. Доходы и расходы определяются в соответствии с теми же положе­ниям, по которым рассчитывается налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ). Следует учитывать, что перечень расходов носит закрытый характер. Однако имеют особенности учет расходов по основным средствам и по­рядок определения величины налога, подлежащего уплате в бюджет:

средства, приобретенные в период применения упро­щенной системы налогообложения, принимаются в расходы в момент ввода в эксплуатацию при условии фактической оплаты;

если объект основных средств приобретен до перехода на упрощенную систему налогообложения, его остаточная стоимость включается в расходы на приобретение в зависимости от срока их полез­ного использования (до трех лет — в течение одного года; свыше трех до 15 лет — в течение первого года — 50% стоимости, второго года — 30% стоимости, третьего года — 20% стоимости; свыше 15 лет — в тече­ние 10 лет равными долями от стоимости основных средств).

В течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 26 2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Налог УСН 15 процентов для организаций (доходы — расходы)

УСН 15% — достаточно привлекательный налоговый режим. В статье мы расскажем, в чем преимущество работы на УСН 15 процентов и какие у нее есть недостатки.

Что такое упрощенная система налогообложения 15 процентов

Как известно, упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим. Для организаций он предполагает замену единым налогом таких налогов, как (п. 2 ст. 346.11 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;
  • НДС.

В некоторых ситуациях все эти налоги все же нужно уплачивать. Об исключениях читайте в наших материалах:

О порядке уплаты налога на имущество при применении упрощенной системы налогообложения читайте в этом материале.

УСН 15 процентов — это разновидность «упрощенки», при которой единый налог рассчитывается с разницы между доходами и расходами по ставке 15% (п. 2 ст. 346.18, п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

При применении упрощенной системы налогообложения (с любым объектом) плательщик должен не позднее 25 дней по окончании 1, 2, 3 кварталов исчислять и уплачивать авансовые платежи. По итогам года уплачивается остаток налога (не позднее 30 марта юридическими лицами и не позднее 30 апреля индивидуальными предпринимателями) и подается декларация.

Если по итогам года величина налоговой базы окажется очень маленькой или если расходы, учитываемые при исчислении налога, превысят полученные доходы, то заплатить налог в соответствии с произведенным расчетом или избежать уплаты налога не получится. Дело в том, что особенностью уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы», является необходимость сравнить рассчитанный по итогам года налог по ставке 15% и минимальный налог, рассчитанный как 1% от суммы полученных за год доходов. Если рассчитанный минимальный налог окажется больше, чем налог, рассчитанный в обычном порядке, то уплате подлежит обязательный минимальный размер налога.

Читайте так же:  Стаж на пенсию в милиции

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Формируя сумму минимального налога к уплате, из его рассчитанной величины нужно вычесть суммы исчисленных авансовых платежей. Такой порядок следует из п. 5.10 порядка заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/[email protected]).

Прочитать о составе и особенностях заполнения декларации по УСН, а также скачать е бланк можно в статье «Бланк декларации по УСН за 2017-2018 годы».

Рассчитать налог поможет наш калькулятор «Калькулятор УСН 15%».

В чем преимущества работы на УСНО 15%

Безусловно, работа на УСН 15% «доходы — расходы» выгодна, т. к. в сравнении с общей системой налогообложения она существенно снижает налоговое бремя, а также сокращает трудоемкость учетной и отчетной работы.

Подробнее см.:

В отличие от системы ЕНВД упрощенная система позволяет платить налог по фактически полученной выручке, а не исходя из виртуального вмененного дохода.

От своей «сестры» – «упрощенки» 6% она отличается тем, что дает возможность снизить налоговую нагрузку за счет расходов.

Кому не подходит «упрощенка» 15 процентов и в чем ее минусы

Прежде всего упрощенная система налогообложения не подходит тем, кто не проходит по общим условиям ее применения: годовому доходу, лимиту численности, порогу стоимости ОС и другим ограничениям, установленным ст. 346.12 НК РФ.

Поскольку ставка «доходно-расходной» упрощенки выше, чем ставка по УСН «доходы», она не устроит тех, у кого доля расходов невелика. Здесь также важно, что при УСН 15 расходы можно учесть не все, а только те, что прямо указаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Кром того, УСН 15% (впрочем, как и УСН 6%) может быть невыгодна тем, чьи контрагенты являются плательщиками НДС, заинтересованными в налоговом вычете. Конечно, с целью сохранения партнерских отношений можно предъявлять налог таким покупателям, но — только в виде исключения. Ведь выставление счета-фактуры с НДС влечет обязанность уплатить налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), и если это делать массово, то смысл применения «упрощенки» теряется.

Применение УСН 15% позволяет снизить трудоемкость не только учетной работы, но и налоговое бремя для налогоплательщиков с достаточно высокой долей расходов, которые учитываются при исчислении единого налога. Однако полностью избежать уплаты налога не получится, поскольку законодательно установлено требование об уплате минимального налога при невысокой или отрицательной величине налоговой базы.

Специальные налоговые режимы в 2018-2019 годах (виды и нюансы)

Что такое спецрежимы

Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2018 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

  • для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная (УСН);
  • вмененного налога (ЕНВД);
  • соглашений о разделе продукции (СРП);
  • патентная (ПСН).

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Об основных параметрах, отличающих УСН от ОСНО, читайте в материале «Основные режимы налогообложения в 2018 году (перечень)».

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.
Читайте так же:  На сколько подняли пенсию мвд

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Специальные налоговые режимы

Виды специальных налоговых режимов 2019

Одним из самых важных моментов в деятельности организации является уплата налогов. На себестоимость продукции, выручку и, как следствие, прибыль организации оказывает влияние количество и размер уплачиваемых налогов. Предприятия могут самостоятельно оптимизировать уплачиваемые налоги путем выбора наиболее подходящей им системы налогообложения. На данный момент в России помимо общей системы налогообложения имеются еще четыре специальных налоговых режима. Применение специальных налоговых режимов позволяет учитывать специфику деятельности и размер организации. В современных условиях рыночной экономики, которая строится в основном на малом бизнесе, это особенно актуально. Однако, каждый специальный налоговый режим имеет не только преимущества, но и недостатки, которые также необходимо учитывать.

В настоящее время в России действуют следующие специальные налоговые режимы:

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Ориентирована на представителей малого бизнеса. Позволяет снизить налоговую нагрузку, упростить ведение налогового и бухгалтерского учета. Упрощенная система налогообложения позволяет выбрать объект налогообложения. Она значительно упрощает налоговый и бухгалтерский учет. Тем не менее, она имеет ряд серьезных недостатков:

— ограничение по размеру получаемого дохода, остаточной стоимости основных средств, отсутствие филиалов может стать препятствием на пути к расширению бизнеса;

— возможность потери части покупателей, поскольку при отсутствии счетов-фактур они не смогут принять уплаченный НДС к вычету;

— даже если в налоговом периоде нет доходов или имеет место убыток, придется заплатить минимальный налог;

— при утрате права на применение УСН предпринимателям придется доплатить налоги, от которых они были освобождены.

Читайте также: Самозянятые — кто это?

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

При этом режиме налогообложения сумма налога к уплате зависит не от реальных доходов и расходов организации, а от размера вмененного дохода, который исчисляется исходя из установленной законодательно базовой доходности. Преимуществом единого налога на вмененный доход является применение при его расчете корректирующего коэффициента, который позволяет учесть многие внешние факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность. Если предприятие функционировало неполный налоговый период, корректирующий коэффициент позволит учесть и это. У ЕНВД имеются и свои недостатки:

— установленная базовая доходность может отличаться от фактического дохода;

— как и в случае с УСН, несоставление счетов-фактур может повлечь за собой потерю покупателей, уплачивающих НДС;

— если имеет место убыток, налог все равно придется заплатить.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Могут применять только организации, производящие сельскохозяйственную продукцию из сельскохозяйственного сырья собственного производства. По данным Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области в регионе около 80% сельхозпроизводителей применяют ЕСХН, остальные производители либо не отвечают своему «статусу» (доходы от реализации продукции сельского хозяйства и продуктов ее первичной переработки составляют менее 70% в общей величине доходов), и поэтому вынуждены находиться на общем режиме, либо применяют общий режим налогообложения. Поэтому ЕСХН в современных условиях выступает одним из главных инструментов государственной поддержки агропродовольственного сектора экономики. Государство стремится через применение ЕСХН снизить налоговую нагрузку отрасли.

ЕСХН удобен для сельскохозяйственных производителей тем, что авансовые платежи по нему уплачиваются раз в полгода. По сравнению с УСН, объект «Доходы минус расходы» плюсом является низкая ставка налога. Недостатки применения режима:

-бухгалтерский учет ведется в полном объеме, ограниченный перечень признаваемых расходов.

— невозможность предъявить право на вычет из бюджета, уплаченного поставщикам НДС, что является самым главным недостатком данного режима, покупая материалы, оборудование по ставке НДС 20% и продавая свою продукцию по ставке НДС 10%, предприятия оказываются в невыгодном положении;

— расходы признаю в соответствии с поименованным закрытым перечнем.

Как отмечает Оскирко О.В. и Секачева В.М. «ЕСХН установлен для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся преимущественно производством сельскохозяйственной продукции и продуктов ее первичной переработки. Причем доля дохода от реализации такой продукции должна составлять не менее 70 % в общей величине дохода. Если доля дохода составляет более 70%, то такой сельхозтоваропроизводитель обладает «статусом сельхозтоваропроизводителя» и имеет право перейти на ЕСХН. Сельхозтоваропроизводители, занимающиеся промышленной переработкой сельскохозяйственного сырья, и имеющие долю доходов от ее реализации более 30% не вправе перейти на ЕСХН».

Патентная система налогообложения (ПСН)

Основывается на покупке патента на какой-либо вид деятельности на срок от 1 до 12 месяцев. Важной особенностью является то, что ПСН не требует подачи деклараций в налоговую инспекцию. Примечательно здесь также то, что для ПСН снижены ставки страховых взносов с вознаграждений работникам, но нет возможности их зачесть, поскольку налоговая база не зависит от фактических доходов и расходов организации. Все специальные налоговые режимы заменяют собой несколько налогов общей системы налогообложения. Это позволяет экономить, уплачивая вместо нескольких налогов один. Имеет место снижение налоговой нагрузки. Положительно также и то, что декларация в налоговую инспекцию будет подаваться только по одному налогу вместо нескольких. В числе общих недостатков можно отметить необходимость строгого соответствия условиям применения специального режима налогообложения и ограничение по видам деятельности.

Патентная система налогообложения позволяет предпринимателю выбирать срок действия патента (от 1 до 12 месяцев), что удобно при сезонной деятельности. Упрощенный учет, отсутствие декларации по налогу, возможность не использовать контрольно-кассовую технику так же являются сильными преимуществами для большинства ИП. Привлекательны пониженные тарифы страховых взносов с выплачиваемых работникам вознаграждений. Из минусов применения данного режима можно отметить:

— необходимость приобретать разные патенты на разные виды деятельности;

— нет права зачесть суммы уплаченных страховых взносов;

— базовая доходность, на которой основывается стоимость патента, может отличаться от реальной стоимости;

— уплата налога авансом притом, что будущая прибыль неизвестна и может не покрыть даже стоимость патента.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, можно отметить, что каждый специальный налоговый режим имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Универсального решения при выборе той или иной системы налогообложения не существует. Для каждого предприятия необходим индивидуальный подход. Однако, в общем можно сказать, что применение специальных налоговых режимов позволяет снизить налоговую нагрузку, облегчить ведение учета и сдачу отчетности в налоговую инспекцию, что очень актуально для большей части предпринимателей.

Упрощенная система специального налогового режима
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here