Налоговый учет по месту нахождения имущества — 2021 год

Автор: | 08.08.2022

Самое важное от специалистов на тему: «Налоговый учет по месту нахождения имущества». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Содержание

Нюансы представления отчета по налогу на имущество в 2019 г.

ФНС России выпустила разъяснения по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций начиная с налогового периода 2019 г. Эти разъяснения согласованы с Минфином России и доведены до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/[email protected]

Код налогового органа

Мы уже рассказывали, что с 2019 г. меняется порядок представления отчетности по налогу на имущество (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2018, № 33 и 44). Сдавать ее нужно будет в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. А в отношении имущества, находящегося в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ, декларация и расчеты по авансовым платежам представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (п. 1 ст. 386 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2019 г.).

На титульном листе налоговой отчетности по налогу на имущество есть поле для указания кода налогового органа, в который представляются декларация и расчет по авансовым платежам. Сами коды приведены в приложениях к порядку заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество, утвержденному приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] Среди них есть код 214 «По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком» и код 281 «По месту нахождения объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)».

Специалисты налогового ведомства разъяснили, что код 281 используется при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества в пределах территории соответствующего субъекта РФ. То есть когда отчетность сдается в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве собственника (владельца) объекта недвижимого имущества либо в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества, в котором налогоплательщик состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. А код 214 применяется при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, в случае отсутствия основания для представления налоговой отчетности в иные налоговые органы. Например, когда организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества в качестве собственника (владельца) указанного объекта либо по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

В целях налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

— по месту нахождения организации (п. 1 ст. 83 НК РФ);

— по месту нахождения обособленных подразделений организации (п. 1 ст. 83 НК РФ);

— по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ);

— в качестве плательщика ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК РФ);

— в качестве плательщика НДПИ (п. 1 ст. 335 НК РФ).

Единая налоговая отчетность

В настоящее время у компаний есть возможность представлять одну декларацию (расчет) в отношении налога (авансового платежа), подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ. Для этого нужно до начала соответствующего налогового периода получить согласие налогового органа по данному субъекту РФ. Этот порядок сохраняет свое действие только на представление декларации за 2018 г. (письма ФНС России от 19.11.2018 № БС-4-21/[email protected], № БС-4-21/[email protected], от 02.11.2018 № БС-4-21/[email protected]).

С 2019 г. эти положения исключены из порядка заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество (по­дробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2018, № 44). Но налоговики решили оставить возможность сдачи одной декларации (расчета по авансовым платежам). В комментируемом письме они указали, что налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта РФ, могут представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в один из налоговых органов, в котором они состоят на учете на территории указанного субъекта РФ, по своему выбору. Исключение составляет случай, когда законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на имущество организаций. В такой ситуации единую отчетность представлять нельзя.

Для того чтобы у компании появилось право на сдачу единой отчетности, она должна до начала представления отчетности за первый отчетный период текущего года подать в налоговый орган по субъекту РФ уведомление. В нем необходимо указать:

сведения, позволяющие определить налогоплательщика;

налоговый орган, куда будет представляться единая налоговая отчетность;

налоговый (отчетные) период, в течение которого применяется вышеуказанный порядок представления налоговой отчетности.

Рекомендуемая форма уведомления приведена в приложении к комментируемому письму.

Порядок уплаты и представления отчетности по налогу на имущество

* Приведенное правило нужно соблюдать не всегда. Иногда налоговую отчетность можно подавать централизованно.

** Движимое имущество, включенное в первую и вторую амортизационные группы по Классификации основных средств, налогом на имущество не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

*** Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества на госучреждения не распространяется. Его могут применять только собственники отдельных объектов недвижимости (п. 2 ст. 375, подп. 3 п. 12, п. 13 ст. 378.2 НК РФ). Учреждения же собственниками не являются, поскольку владеют имуществом на праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ). А значит, в отношении любой недвижимости определять налоговую базу они должны в общем порядке – исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 мая 2014 г. № 03-05-04-01/23641. Прочтите, как рассчитать среднюю стоимость имущества за отчетный период.

О заполнении и представлении крупнейшим налогоплательщиком отчетности по налогу на имущество организаций

Уведомление, направленное в налоговую инспекцию, не может рассматриваться основанием представления единой налоговой отчетности.

ФНС России напоминает, что с 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ изменяется порядок представления отчетности по налогу на имущество организаций (по общему правилу налогоплательщики обязаны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения).

Читайте так же:  Налог на автомобиль через госуслуги

При этом налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговую отчетность в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Кроме того, сообщается, что ФНС России письмом от 21.11.2018 N БС-4-21/[email protected] были направлены разъяснения (рекомендации) по вопросам представления с налогового периода 2019 года единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций. Указанный порядок не применяется, в частности, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Разъяснения о причинах, по которым уведомление налогоплательщика, направленное в налоговую инспекцию, не может рассматриваться основанием представления единой налоговой отчетности, содержатся в письме ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/[email protected]

Также необходимо учитывать, что Приказом ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/[email protected] скорректирован порядок заполнения налоговой отчетности по данному налогу, который применяется начиная с ее представления за первый квартал 2019 года.

В этой связи ФНС России разъясняет следующее:

  • заполнение налоговых деклараций за налоговый период 2018 года осуществляется с заполнением КПП аналогично указанному в ранее представленных расчетах по авансовым платежам за 2018 год;
  • в отчетности за 1 квартал 2019 года при заполнении крупнейшими налогоплательщиками титульного листа ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряды КПП — «01»);
  • в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества, в отношении которого заполняется раздел 2.1 декларации, кадастрового номера и условного номера, указанных в ЕГРН, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории РФ с указанием муниципального образования по строке с кодом 010 раздела 2.1 указывается код «3»;
  • в случае заполнения в строке с кодом 010 кода «3» по строке с кодом 030 раздела 2.1 декларации указывается адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории РФ, в случае если адрес включает указание муниципального образования.

Вопрос: О заполнении и представлении крупнейшим налогоплательщиком налоговой отчетности по налогу на имущество организаций.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 марта 2019 г. N БС-4-21/4632

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращения от 08.02.2019 о порядке заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций (далее — налог) и уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу и рекомендует учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в 2019 году налогоплательщики налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено данным пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (далее — налоговая отчетность).

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговая отчетность представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших, представляют налоговую отчетность по налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Согласно пункту 3.2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и пункту 3.2.2 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected] (в редакции приказа ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/[email protected], который применяется начиная с представления налогового расчета по авансовому платежу по налогу за первый квартал 2019 года), при заполнении титульного листа налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, отнесенными в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших, ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряды КПП — «01»).

При этом следует иметь в виду, что заполнение налоговых деклараций по налогу (далее — Декларация) за налоговый период 2018 года осуществляется с заполнением КПП аналогично указанному в ранее представленных расчетах по авансовым платежам по налогу за 2018 год.

В соответствии с пунктом 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу Декларациязаполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее — ОКТМО). При этом в Декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Согласно рекомендациям по вопросам представления налоговой отчетности по налогу начиная с налогового периода 2019 года, содержащимся в письме ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/[email protected] (согласованы Минфином России, письмо от 19.11.2018 N 03-05-04-01/83286), налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта Российской Федерации, могут представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в один из налоговых органов, в котором они состоят на учете на территории указанного субъекта Российской Федерации, по своему выбору.

Применение данного порядка представления налоговой отчетности осуществляется на основании представленного налогоплательщиком в налоговый орган по субъекту Российской Федерации уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу (далее — Уведомление).

Указанный порядок не применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

В случае несоблюдения указанных условий представления единой налоговой отчетности управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, в которое представлено Уведомление, информирует в установленном порядке налогоплательщика о причинах, по которым Уведомление не может рассматриваться основанием представления единой налоговой отчетности (письмо ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/[email protected]).

По вопросу заполнения адреса в разделе 2.1 Декларации сообщаем, что согласно пункту 6.2Порядка заполнения налоговой декларации по налогу в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества, в отношении которого заполняется раздел 2.1 Декларации, кадастрового номера и условного номера, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории Российской Федерации с указанием муниципального образования по строке с кодом 010 раздела 2.1 Декларации указывается код «3».

При этом в случае заполнения в строке с кодом 010 кода «3» по строке с кодом 030 Раздела 2.1Декларации указывается адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, в случае, если адрес включает указание муниципального образования.

Читайте так же:  Выплата дивидендов юридическому лицу налог на прибыль

Постановка на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества и земельных участков после реорганизации

В письме от 08.04.2014 № СА-4-14/6539 ФНС России разъяснила порядок постановки на учет в налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков в случае приобретения права на указанное имущество в результате правопреемства, возникшего при реорганизации организации в форме присоединения.

Учет сведений об организации-правопреемнике осуществляется в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, в том числе земельных участков, принадлежавших организации-правопредшественнику на праве собственности и полученных правопреемником при реорганизации в форме присоединения, с присвоением КПП «39» (код документа — 2702, справочник СДУНО) при представлении в этот налоговый орган заявления организации в произвольной форме с обязательным указанием наименования, ОГРН и ИНН как организации-правопреемника, так и организации-правопредшественника. К заявлению необходимо приложить перечень объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, расположенных на территории, подведомственной данному налоговому органу, с указанием наименования объекта недвижимого имущества, кадастрового (условного) номера и адреса места нахождения объекта.

При поступлении в последующем сведений от Росреестра о государственной регистрации прав на указанное выше недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.

В письме обращается внимание, что согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Налог на имущество следует платить по месту нахождения объекта недвижимости

Компания по ошибке платила налог по месту своей регистрации

Как следует из материалов дела, предприятие уплачивало налог на имущество не по месту нахождения имущества, а по месту постановки на учет самой организации. В результате инспекция привлекла общество к ответственности. Было выставлено требование об уплате налога, которое компания не исполнила.

Спор решался в арбитражном суде. В начале судебного разбирательства компания выиграла спор. Арбитры исходили из отсутствия у предприятия недоимки по налогу на имущество на момент выставления требования. По их мнению, факт не поступления налога в соответствующий бюджет обусловлен бездействием МРИ ФНС России № 22 по Московской области, не направившей налогоплательщику уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества.

Однако ФАС Московского округа занял позицию налогового органа. Судьи подчеркнули – выводы суда о том, что факт не поступления налога в соответствующий бюджет обусловлен бездействием МРИ ФНС России № 22 по Московской области, не направившей налогоплательщику уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества, не основаны на положениях действующего законодательства.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога связана с наличием у него объекта налогообложения, и вышеуказанное бездействие налогового органа не может рассматриваться в качестве оснований для освобождения его от данной обязанности. Следует помнить, что налог на имущество в отношении имущества, находящегося вне местонахождения организации, исчисляется отдельно и уплачивается в бюджет субъекта по месту нахождения указанного имущества. Основание – ст. 376, 382 и 385 НК РФ.

Контроль постановки на налоговый учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества

«Налоги и налогообложение», 2008, N 7

В январе 2008 г. ФНС России с целью осуществления налогового контроля за постановкой на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества разослала в территориальные налоговые инспекции соответствующие Методические указания . Особое внимание в них уделено вопросам постановки на учет налогоплательщиков, владеющих имуществом:

  • на праве собственности, по договору лизинга;
  • на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

О направлении новой редакции Методических указаний «К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества»: Письмо ФНС России от 25.01.2008 N СК-6-09/[email protected]

Методические указания в основном касаются внутреннего порядка деятельности налоговых органов при постановке на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества.

Общие правила постановки на учет. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 НК РФ).

После регистрации прав организации на недвижимое имущество органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) обязаны сообщать сведения о зарегистрированном имуществе, а также их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (п. 4 ст. 85 НК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Специальные правила постановки на учет отдельных категорий налогоплательщиков. В Методических указаниях урегулированы следующие вопросы постановки налогоплательщиков на учет:

  1. Связанные с характером имущества/его правовым статусом, в т.ч. если:
  • организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории одного/нескольких субъектов РФ;
  • транспортное средство является предметом договора финансовой аренды (лизинга).
  1. Связанные с моментом регистрации имущества, в т.ч. если:
  • недвижимое имущество и транспортные средства зарегистрированы до 2004 г.;
  • недвижимое имущество приобретено до 1998 г.
  1. Иные вопросы, в том числе если:
  • земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
  • недвижимое имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации;
  • недвижимое имущество принадлежит организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
  • отсутствуют основания для постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе.
  1. Вопросы, связанные с характером имущества/его правовым статусом.

Если организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, то постановка на учет может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта Российской Федерации. Регистрирующие и налоговые органы будут взаимодействовать в следующем порядке:

  1. Росрегистрация представляет сведения в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.
  2. Налоговый орган направляет сведения в Управления ФНС субъектов РФ.
  3. Управления ФНС субъектов РФ направляют сведения в уполномоченные налоговые органы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уполномоченным налоговым органом может быть налоговый орган по месту нахождения организации/обособленного подразделения либо по месту фактического нахождения недвижимого имущества.

При этом выбор уполномоченного налогового органа осуществляется Управлениями ФНС субъектов РФ с учетом:

  • удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом;
  • наилучшей оснащенности налогового органа для обмена информацией в электронном виде;
  • территориальной удаленности налогового органа от места фактического нахождения недвижимого имущества.

Читайте так же:  Льготы на оплату налога на автомобиль

Если организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории одного субъекта РФ, то постановка на учет осуществляется в одном из налоговых органов этого субъекта РФ.

Порядок взаимодействия органов регистрации и налоговых органов, а также порядок и критерии выбора уполномоченного налогового органа аналогичны описанным выше.

Если транспортное средство является предметом финансовой аренды (лизинга), то постановке на учет подлежит та организация или физическое лицо, на чье имя выдано свидетельство о регистрации транспортного средства, по месту нахождения этого транспортного средства.

При этом организацией, подлежащей постановке на учет по месту нахождения транспортного средства, может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель .

См. п. 52 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

  1. Вопросы, связанные с моментом регистрации имущества.

Недвижимое имущество и транспортные средства зарегистрированы до 2004 г. Несмотря на то что до 2004 г. не существовало обязанности регистрирующих органов предоставлять информацию об имуществе налогоплательщика при подаче налогоплательщиком заявления о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества, налоговые органы обязаны принять это заявление. При этом налоговому органу рекомендуется обратиться с запросом о представлении сведений в регистрирующие органы вне зависимости от того, имелись ли уже сведения об объектах недвижимого имущества/транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику.

После получения запрошенных сведений налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества или транспортных средств в общеустановленном порядке.

За непредставление налогоплательщиком заявления штрафные санкции не применяются.

Недвижимое имущество приобретено до 1998 г. До 1998 право на недвижимое имущество не подлежало государственной регистрации в учреждениях Минюста России. В отношении недвижимого имущества, приобретенного до 1998 г., налогоплательщик был обязан подать заявление о постановке на учет по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 г. . Если налогоплательщик не состоит на учете, но у него возникла обязанность по уплате налога на имущество, постановка на учет по месту нахождения имущества осуществляется на основании письма или заявления. При этом предусмотрены новые КПП для постановки или снятия с учета таких налогоплательщиков («39» и «87» соответственно).

См.: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

  1. Иные вопросы постановки налогоплательщика на учет.

Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. В связи с введением в действие Земельного кодекса все юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления ) были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность. В последнем случае налоговый орган обязан на основании п. 5 ст. 83 НК РФ осуществлять постановку на учет организаций по месту нахождения принадлежащих им на праве собственности земельных участков.

См.: п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
См.: п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ.

Недвижимое имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации.

В случае если собственником недвижимого имущества является муниципальное образование, субъект РФ или РФ, постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества не осуществляется. Если же объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации, переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение, то такая организация на основании п. 5 ст. 83 НК РФ подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.

Недвижимое имущество принадлежит организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Постановка на учет не осуществляется, если организация уже состоит на учете в налоговом органе в отношении недвижимого имущества, зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 1 января 2004 г. Если организация не состоит на учете в налоговом органе в отношении вышеназванного имущества и у нее возникает обязанность по уплате налога на имущество в отношении такого имущества, то постановка на учет в налоговом органе данной организации по месту нахождения имущества осуществляется налоговым органом на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе земли), зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 1 января 2004 г.

Если отсутствуют основания для постановки на учет в налоговом органе, но существует обязанность по уплате отдельных налогов и сборов. При возникновении обязанности у организации по уплате отдельных налогов и сборов и отсутствия у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет налоговые органы по месту уплаты отдельных налогов и сборов осуществляют учет организаций на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате отдельных видов налогов и сборов.

В качестве примеров Методические рекомендации приводят следующие ситуации:

  • учет сведений об организации в налоговых органах по месту уплаты сбора за пользование объектами животного мира;
  • учет сведений об организации в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества в случае подачи организацией документов в органы Росрегистрации для государственной регистрации прав на указанное имущество;
  • учет сведений об организации, уплачивающей регулярные платежи за пользование недрами.

При этом предусмотрены новые КПП для постановки или снятия с учета таких налогоплательщиков («41» и «31» соответственно).

Куда сдавать декларацию по налогу на имущество

Прежде чем переходить к вопросам представления декларации, разберемся с постановкой на учет по месту нахождения недвижимости.

Постановка на учет

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимости (п. 1 ст. 83 НК РФ). В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется налоговиками на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Порядок такой постановки утвержден приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н. Им предусмотрено, что налоговики в течение пяти рабочих дней со дня получения вышеуказанных сведений обязаны выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России. То есть постановка на учет по месту нахождения недвижимости осуществляется без участия компании.

Неполучение уведомления о постановке на учет может быть вызвано различными причинами (ошибкой в указании адреса компании, плохой работой почты и т.д.). Поэтому если у компании нет уведомления, это еще не значит, что она не поставлена на учет.

Читайте так же:  Почта банк когда пенсия будет

Таким образом, компании следует обратиться в налоговый орган, на подведомственной территории которого расположена недвижимость, и выяснить, состоит она там на учете или нет. Если не состоит, то компании нужно подать заявление в произвольной форме о постановке ее на учет (письмо ФНС России от 06.09.2013 № БС-4-11/16221).

Основания для представления одной декларации

В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество в отношении недвижимости, расположенной вне места нахождения организации, определяется отдельно. Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ и п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (далее — Порядок), декларация по налогу на имущество представляется:

— в отношении недвижимости, расположенной вне места нахождения организации, — в налоговый орган по месту нахождения недвижимости;

— по иному имуществу — в налоговый орган по месту нахождения организации.

Пунктом 1.6 Порядка предусмотрено, что декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду муниципального образования (ОКТМО). Но если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество в региональный бюджет без разбивки по муниципальным образованиям, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.

Таким образом, для представления декларации по всему имуществу, в том числе и расположенному в разных районах города, в налоговый орган по месту нахождения организации нужно иметь согласие налоговиков. Ни Налоговым кодексом, ни Порядком не установлено, каким образом должно осуществляться такое согласование. Как сказано в письме ФНС России от 06.04.2016 № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций», согласование порядка представления одной декларации с налоговым органом субъекта РФ нужно производить ежегодно до начала очередного налогового периода, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы. Таким образом, компания как сознательный налогоплательщик перед началом очередного года должна была сделать запрос в налоговую инспекцию о том, как нужно представлять декларации в очередном году.

Поскольку из текста вопроса следует, что с 2015 г. согласия регионального налогового органа на представление одной декларации по всему имуществу организации больше нет, она должна сдавать декларации в следующем порядке:

— декларацию по недвижимости, расположенной в другом районе города, — в налоговый орган по месту нахождения недвижимости;

— декларацию по остальному имуществу — в налоговый орган по месту нахождения организации.

Штрафные санкции

Оштрафовать за несдачу по месту нахождения недвижимости расчетов авансовых платежей по ст. 119 НК РФ налоговики не могут. Как указано в п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», из взаимосвязанного толкования положений п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

Налоговый учет по месту нахождения имущества

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в налоговые органы по местонахождению недвижимого имущества в период до государственной регистрации прав собственности на указанное имущество и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 376 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения российской организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, исчисляется отдельно.

Статьей 386 Кодекса определена обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу), в частности, по местонахождению указанных объектов недвижимости.

При этом согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) код причины постановки на учет (далее — КПП) отнесен к числу обязательных для заполнения реквизитов указанных форм налоговой отчетности по налогу.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения, месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно п. 5 ст. 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 84 Кодекса постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества установлен в Порядке постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденном Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее — Порядок).

Согласно п. 8 Порядка постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

Читайте так же:  Уйти на пенсию по болезни

Учитывая изложенное, у налоговых органов отсутствуют основания для постановки на учет организации по месту нахождения имущества, право на которое не зарегистрировано в установленном порядке.

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ст. 83 Кодекса налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.

Таким образом, при возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и, следовательно, обязанности по представлению в налоговый орган по месту его нахождения налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу) до завершения процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество организации может быть рекомендовано в целях ее учета в налоговом органе по месту нахождения указанного недвижимого имущества подать в данный налоговый орган в произвольной форме заявление об учете с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на государственную регистрацию прав.

Налоговым органом в соответствии с п. 8 Методических указаний для налоговых органов «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества» (Приложение к Письму ФНС России от 25.01.2008 N СК-6-09/49) будет осуществлена процедура учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества с присвоением КПП «41».

При поступлении в последующем сведений от органов Росреестра о государственной регистрации прав на указанное выше недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений или по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества:

Статья 83. Учет налогоплательщиков

1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему местонахождению, так и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации в органах, осуществляющих государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним. Следовательно, как только риелторская организация зарегистрировалась в этих органах (получила свидетельство о праве собственности на объект недвижимости), она обязана не позднее 30 дней начиная с даты регистрации встать на учет в налоговом органе по месту нахождения данного недвижимого имущества.

Статья 83. Учет налогоплательщиков

5. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.

3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества;

7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется

Согласно пункту 10 статьи 83 НК РФ налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, обязаны самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принять меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

10. Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года № «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что статья 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет, как самих налогоплательщиков, так и принадлежащего им имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Регистрация риелторской фирмы в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества влечет за собой уплату налога на имущество, подлежащее обложению налогом на имущество предприятий. В налоговую инспекцию следует представлять Расчет по налогу на имущество предприятий (форма 1152002) отдельно по каждому обособленному подразделению, зданию. Данная форма утверждена Приказом МНС РФ от 18 января 2002 года № БГ-3-21/22 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 года № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»», вступившим в силу с 24 февраля 2002 года. По месту регистрации головной риелторской фирмы необходимо представить Расчет по налогу на имущество предприятий (форма 1152001), который составляется в целом по организации (включая обособленные подразделения, здания и сооружения, если они имеются).

Налоговый учет по месту нахождения имущества

Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

Please enter your comment!

Please enter your name here

You have entered an incorrect email address!
Please enter your email address here


Раздел: Без рубрики