Какие налоги платили в ссср

Самое важное от специалистов на тему: "Какие налоги платили в ссср". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» (прекратил действие)

Закон СССР от 7 мая 1960 г.
«Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»*

Настоящий Закон фактически прекратил действие в связи принятием Указов Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. N 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы», от 26 сентября 1967 г. «О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих» и от 25 декабря 1972 г. «О прекращении взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих в размере до 70 рублей в месяц и снижении ставок налогов с заработной платы до 90 рублей в месяц»

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что в соответствии с решениями XXI съезда КПСС и на основе успешного выполнения народно-хозяйственных планов в СССР осуществляется широкая программа повышения жизненного уровня советского народа. В 1960 году будет завершен перевод рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства на семичасовой рабочий день, а рабочих ведущих профессий, занятых на подземных работах, — на шестичасовой рабочий день; планомерно проводятся мероприятия по повышению и упорядочению заработной платы рабочих и служащих; значительно увеличивается производство товаров народного потребления и улучшается культурно-бытовое обслуживание трудящихся; все шире развертывается жилищное строительство.

За последние годы проведены мероприятия по снижению налогов с населения: уменьшен в два с половиной раза сельскохозяйственный налог; освобождены от налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР колхозники и значительная часть рабочих и служащих; повышен не облагаемый налогами минимум заработной платы.

В настоящее время мероприятия по развитию народного хозяйства, культуры и повышению благосостояния народа в нашей стране осуществляются, главным образом, за счет накоплений социалистических предприятий. По мере выполнения семилетнего плана размеры этих накоплений будут неуклонно возрастать.

В целях дальнейшего повышения материального благосостояния трудящихся Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

* См. Указ от 22 сентября 1962 г. (стр. 334).

Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»

Текст закона опубликован «Сборнике законов СССР», 1968 г., N 2

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. сроки реализации насоящего Закона перенесены «впредь до особого сообщения»

Настоящий Закон фактически прекратил действие, в связи принятием Указов Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. N 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы», от 26 сентября 1967 г. «О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих», и от 25 декабря 1972 г. «О прекращении взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих в размере до 70 рублей в месяц и снижении ставок налогов с заработной платы до 90 рублей в месяц»

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Документы по теме:

Новости по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»
  • Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»
  • Указ Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. № 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы»
Читайте так же:  Сколько ип отчисляет в пенсионный
  • Предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам свыше 24 млн руб. вгод – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесли очередной законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесен законопроект об увеличении ставки по НДФЛ до 16% – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г.
  • Выплаты работникам, привлекаемым по сертификатам из других регионов, освободили от НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г.
  • В Госдуму внесен законопроект о прогрессивной шкале налогообложения – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

70-процентные налоги при Сталине гражданского сознания не воспитали

В последнее время статусные либералы пробивают идею самостоятельной уплаты наёмным работником налогов и пенсионных отчислений. Якобы тогда россиянин получит право требовать от властей «правильного» распоряжения расходами. Но такой «эксперимент» уже был при Сталине – и 50-70-процентные налоги не воспитали из советских людей гражданина.

Чем ближе второй президентский срок Дмитрия Медведева, тем громче и страшнее становятся голоса ультралибералов. Одна из последних их идей – заставить наёмных работников, а не их работодателей, выплачивать налоги и ЕСН. Ультралибералы ссылаются на западный опыт – там эта практика повсеместна, и именно она способствовала построению гражданского общества. Взамен «налоговой нагрузки» работники получают право иметь ответственное правительство и требовать отчёта о правильном расходовании «народных средств».

Но как всегда, российские ультралибералы забывают, что почти все их идеи уже находили воплощение в практике либо царского режима, либо сталинского. Так и с налогами.

Как известно, подходный налог впервые был введён в России в 1916 году. Он составлял 3-10% в зависимости от дохода. Основой же наполнения бюджета были косвенные налоги и акцизы (на спиртное, табак, свечи, соль, и т.д.). Ленинско-рыковское правительство в 1920-х продолжило эту практику – подоходный налог был минимален, а казна пополнялась акцизами, а также отчислением значительной части прибыли госпредприятий и кооперативов.

Сталинская налоговая реформа 1930 и 1932 годов положила конец этой практике: прямые налоги с трудящихся начали расти как на дрожжах, в первую очередь – с крестьян, особенно с их «нетрудовых доходов» с приусадебных участков. Но и для горожан придумывались самые экзотичные поборы. К примеру, «сборы с лиц, играющих на биллиарде; целевой сбор с радиоприёмников; налоги на охотничье-промысловых собак, а также на собачьи питомники», и т.д. Кроме того, местные органы получили право взимать «разовые сборы» на различные мероприятия: например, на строительство школ или контор сесльсоветов.

В апреле 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О местных налогах и сборах», в соответствии с которым городские Советы депутатов трудящихся, а в поселках и в сельских местностях районные Советы депутатов трудящихся обязаны были взимать следующие местные налоги и сборы: налог со строений; земельную ренту; сбор с владельцев транспортных средств; с единоличных хозяйств. Так, налог со строений взимался в размере 1% от «первоначальной стоимости объекта» (т.е. без учёта амортизации). Даже нынешние ультарилибералы собираются с 2013 года установить максимальную ставку налога на недвижимость в размере 0,3%. А чтобы представить, насколько велик был сталинский 1-процентный налог на строения, то представьте, что с плохой панельной 1-комнатной квартиры в Москве вам пришлось бы сейчас платить 2000 долларов в год.

Не менее чудовищен был и налог на приусадебные участки. Ставки земельной ренты за квадратный метр в копейках по классам поселений были установлены в следующих размерах: 1 класс — 18 копеек, 2 класс — 15 копеек, 3 класс — 12 копеек, 4 класс — 9 копеек, 5 класс — 6 копеек и 6 класс — 4 копеек.

Как и до этого в истории России, основная тяжесть налогообложения легла на крестьян (они составляли 60-68% всего населения России). Основным налогом для них был т.н. «натуральный сбор», когда платежи взимались со всего выращиваемого в хозяйстве. Величина этих налогов хорошо известна и описана во многих книгах. Приведём лишь один пример, по Коми АССР:

«Платить приходилось также за каждое животное, находившееся в хозяйстве. Так, доходность 1 коровы в среднем по РСФСР была установлена государством в размере 2540 рублей в год, в Коми — 1800 рублей. Крестьянин в 1948 году в республике отдавал сталинскому государству за неё налог в размере 198 рублей. Много ли это было? Усредненно, денежный доход от трудодней в республике на 1 хозяйство в том же году составлял 373,59 рублей. Т.е. крестьянин отдавал со своей колхозной «получки» до 53% только за корову. Проиллюстрировать грабительство крестьян можно следующим примером. Так, колхозница Е.М. Семяшкина из колхоза имени Маленкова Троице-Печорского района заплатила в 1950 году налог в размере 539,04 рублей. Налог был выплачен с: 1 коровы; 390 кв. метров огорода под картофель; — грядки в 20 кв. метров; 1,5 гектаров сенокосов».

Кроме налогов с приусадебных хозяйств, существовали и другие налоги – военный налог и налог на бездетность (последний попал даже в официальный список самых курьёзных налогов в мире; кроме СССР он был только в Монголии), а также добровольно-принудительные займы. По последним, как известно, СССР объявил дефолт в 1957 году. Причём все эти налоги уплачивали и городские жители.

Вот конкретный пример, сколько выплачивал налогов житель посёлка городского типа (а горожане в 1940-50-е жили в большинстве своём именно в таких поселениях). Воспоминания архангельского районного начальника финотдела Яковлева, записанные им в 1983 году:

«К основной зарплате я уже получал за выслугу лет 45% надбавки. К началу 1946 года я уже получал зарплату с надбавками 1005 рублей. Казалось бы, деньги большие, но из них на содержание семьи оставалось немного. Надо было ежемесячно платить 150 рублей займа, 120 рублей военного налога, 80 рублей подоходного налога, выплачивать военного налога за себя и за жену 900 рублей по сельскому хозяйству в три срока, уплачивать в три срока сельхозналог с усадьбы (0,10 га) 180 рублей, страховые платежи за посев огорода, корову и дом 128 рублей, а самое тяжелое и страшное – это платить при наличии коровы 40 кг мяса, 360 кг молока, 1 штуку кожсырья, 120 кг картофеля, 30 штук яиц.

Читайте так же:  Куда лучше переводить накопительную часть пенсии

Мясо от коровы не отделишь, приходилось покупать по 12 руб. 50 коп. килограмм на стороне (520 руб.) и по 2 руб. за яйцо (60 руб.), за кожсырье тоже надо кому-то платить деньгами. Молоко и картофель приходилось отнимать от семьи. Из получаемой зарплаты оставалось на содержание семьи не более 300 рублей, на которые можно было купить на стороне, и то по знакомству, лишь 6 килограммов ржаной муки.

А что можно из нее сделать для семьи в пять человек? При существующей еще карточной системе на эту семью я получал лишь 900 граммов печеного полуовсяного хлеба в день. В феврале месяце 1946 года возвратилась из оккупации мать, и семья прибавилась. Все, что было из одежды и обуви у себя и у жены, было променено на хлеб, чтобы не была голодная семья. За период войны приусадебные участки были истощены, урожай картофеля и овощей был ничтожный, так как огород копали вручную и, если пахали, то на быках и то один раз перед посадкой, из-за чего хлеб на стороне поднялся в цене до 1000 рублей за пуд, а картошка – до 400 рублей. Эти продукты можно было купить лишь у руководителей колхозов (председателей, бригадиров, кладовщиков) или выменять у них на ценные вещи. В 1947 году (декабрь) была проведена денежная реформа. Все денежные средства кодированы десять рублей к одному, и все облигации, выпущенные до 1947 года, обменивались три рубля к одному. Лично у меня было довоенных и военных займов на 12 тысяч рублей, которые пришлось обменять на двухпроцентный заем 1948 года и получить в обмен 3600 рублей».

Из этих записок видно, что фининспектор Яковлев платил больше 70% налогов, а колхозница Семяшкина только за корову – 53% своих денежных доходов. Такие же выплаты были ещё у десятков миллионов советских людей. При этом, заметим, советские люди тогда самостоятельно платили эти налоги, а не предприятия за них (как сейчас). Но ни к какому гражданскому самосознанию это не приводило. Никто из рабочих и крестьян не требовал «ответственного правительства», не принуждал Сталина отказаться от сверхрасходов на высших чиновников (лишь один пример – у Суслова тогда была дача площадью 1900 кв. м), и перенаправить эти деньги на больницы и образование (которые тогда были платными, Блог Толкователя писал об этом). Народ молча сносил такое изъятие, и если бы Сталин тогда пожелал отбирать 95% заработанного – советские люди смирились бы и с этим.

Для чего ультралибералы предлагают сейчас снова заставить народ выплачивать налоги самому, как при Сталине? В основе этой идеи – снять «нагрузку» с бизнеса, в первую очередь ЕСН в размере 34%. Дескать, пусть эти 34% со своей зарплаты платит сам трудящийся, а взамен он получит право требовать с государства хорошие дороги, качественную медицину и безопасность. Но, конечно, народ ничего не получит – российские правители никогда не имели, не имеют и не будут иметь привычки прислушиваться к народу (и в Конституции РФ никаких положений на этот счёт нет). Да и западное гражданское общество стало таковым не потому, что оно само платит налоги, а путём длительной политической борьбы за свои права. Местное самоуправление, свободные профсоюзы, свободная политическая борьба, отделение церкви от государства, права меньшинств, забастовки и локауты – сначала было всё это, а только потом «ответственное правительство».

Блог Толкователя прогнозирует, что сразу после победы Дмитрия Медведева на президентских выборах, блок ультралибералов всё же пробьёт идею самостоятельной уплаты работником налогов и ЕСН. Это будет платой Кремля за лояльность буружуазии.

Какие налоги платили в ссср

Многие дачники и деревенские жители задаются резонным вопросом: почему я должен платить налог за дом, который построил сам? Ведь я возвёл его на своём собственном участке, своими собственными руками и на свои деньги.

И это правильный вопрос, особенно когда налогом должны облагаться не только жилые дома, но и садовые постройки на фундаменте – бани, теплицы. И тем более этот вопрос актуален, когда мы уже платим налог на землю, на которой этот дом установлен. К слову, далеко не во всех странах участок и дом на нём раздельно облагаются налогом. Почему в России так происходит? На самом деле ответ на этот вопрос уходит своими корнями ещё к революции 1917 года. Разбираемся, что к чему.

Назад в СССР

Если у нас есть в собственности дачный дом и участок, то мы платим за него два налога. За землю – земельный налог, за дом – налог на недвижимое имущество. Это результат раздельного правового режима для земельных участков и любых других построек.

Истоки такого разделения уходят ещё к Октябрьской революции 1917 года. Именно тогда был принят декрет “О земле”, который полностью отменил право частной собственности на землю.

«Вся земля, по её отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.»

Земли отбирали у помещиков и передавали их крестьянам. Процесс конфискации земель на территории Европейской России завершился к январю 1918 года, а к весне закончилось их перераспределение между новыми землепользователями.

Частную собственность на земельные участки отменили, а вот с правовым регулированием построек на этих участках всё было не так однозначно. В ГК РСФСР 1922 года не было предусмотрено личной собственности на строения на земле, но зато появилось право застройки.

Сначала правом застройки обладали только местные власти, что полностью соответствовало идеологии коммунизма. Но после Гражданской войны страна была разорена, а сил и средств у государства не всегда хватало на строительство. Поэтому власти решили законодательно наделить граждан и кооперативы правом на застройку земельных участков.

Так, например, появилось Постановление СНК от 8 августа 1921 г. «О предоставлении кооперативным объединениям и отдельным гражданам права застройки городских участков».

Гражданам дали возможность застраивать те городские участки, «кои не могут быть в ближайшее время застроены средствами местных исполнительных комитетов».

Права собственности всё ещё не было ни на землю, ни на дома. Инструкция НКВД и НКЮ № 204/654, определяла право застройки как «вещное срочное право возводить строения на городских и внегородских землях, владеть, пользоваться и распоряжаться этими строениями, в пределах срока, предусмотренного договором застройки». Продолжительность срока для застройки постепенно менялась – она выросла с 12 до 65 лет.

Впрочем, это отнюдь не означало, что теперь любой человек мог сбегать на рынок за стройматериалами, и купить то, что он хочет. Обычно строительство даже при получении разрешения на застройку своими силами, проходило централизованно, под строгим контролем государства в лице местных властей, за их счет и по установленным стандартам и проектам.

Потом был принят ещё один документ – Постановление ВЦИК И СНК от 01.08.1932 “О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования”.

Читайте так же:  Проверить задолженность по алиментам на сайте

Так началась застройка поселков и городов силами заводов, фабрик, кооперативов.

Существовали ПСК – передвижные строительные колонны, которые застраивали целые города и поселки. Застройка даже деревянных домов проходила организованно и по типовым проектам.

Налоги на собственность…без собственности.

Несмотря на то, что частной собственности не было, земля принадлежала государству, а постройки вообще имели не совсем понятный статус, за всё это нужно было платить налоги. Например, существовало Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 23.11.1930 “О налоге со строений и земельной ренте”.

В документе были перечислены налоговые ставки для разных видов строений, а также ставки и правила взимания земельной ренты с застроенных и незастроенных земель. Рента взималась как с городских, так и внегородских земель. С построек нужно было платить от 0,75% до 2% от их стоимости, а ставки ренты устанавливались в копейках за квадратный метр в зависимости от класса поселений и того, что именно было построено на данной земле. Ставки варьировались от 0,5 до 350 копеек за метр. Если с земель уже взималась арендная плата в пользу местных советов, то ренту платить было не нужно.

Были ли у кого-то крамольные мысли не платить налог? Наверняка нет, ведь все деньги шли на благое дело.

Налог взимался “в целях укрепления местных бюджетов, в частности для увеличения средств, направляемых на коммунальное, жилищное и социально-культурное строительство”, говорилось в документе. Иными словами смысл налогов состоял в том, что на эти деньги финансировалось всё последующее строительство.

С другой стороны, и за дом, и за участок взималась, своего рода, арендная плата с человека, поскольку и то, и другое принадлежало государству или было построено при его непосредственном участии.

От права застройки к личным домам

После Великой Отечественной войны перед государством встали новые цели и задачи. На жилищное строительство денег не было, как не было и свободных рабочих рук. Жители начали строить жильё “в порядке самодеятельности”. Поэтому власти пошли им на встречу и узаконили строительство силами граждан, хотя это и не слишком соответствовало идеологическим установкам коммунистической партии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. “О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов”

Новый закон был поистине революционным на тот момент. С его принятием появилось право личной собственности на построенный дом. Дом теперь можно было самому построить, продать, подарить.

“В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. “О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов”, в связи с которым право застройки было отменено, при совершении нотариальных действий и рассмотрении судебных дел следует исходить из того, что жилые дома, построенные гражданами до 26 августа 1948 г. по договорам застройки, независимо от истечения срока действия этих договоров должны быть признаны принадлежащими этим гражданам на праве личной собственности.

Письмо Минюста СССР от 05.05.1952 № П-49 “О жилых домах, построенных гражданами до 26 августа 1948 года по договорам застройки”

Результаты не заставили себя ждать. Всего лишь за четыре года в период с 1946-го по 1950 год в городах региона было построено 30 тысяч 752 дома, находившихся в личной собственности, общей жилой площадью 780,3 тыс. кв. м.

Законодатели всячески избегали термина “частная собственность” и заменили его “личной собственностью”.

Впрочем, учитывая законодательные нормы того времени, язык не поворачивался назвать такие постройки частной собственностью в полной мере.

Ограничений для владельца личного дома было полно. Предельный размер дома не должен был превышать 60 квадратных метров на человека. Была масса требований по высоте, размерам помещений, коммуникациям. К тому же допускалось принудительное безвозмездное изъятие дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности, и в административном порядке (ст. 107 ГК РСФСР).

Или вот другое, не менее драконовское правило: если в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей окажется по основаниям, допускаемым законом, более одного жилого дома, собственник вправе по своему выбору оставить любой из этих домов, а другой дом обязан в течение года продать, подарить или произвести отчуждение иным способом.

Так или иначе, с юридической точки зрения именно в тот момент зародился уникальный правовой момент – при том, что земля, на которой стоял дом, принадлежала государству, сам дом, формально был уже в личной собственности гражданина.

А что было с налогами?

Тем временем налоги никуда не делись. Их по-прежнему собирали и с земли под домом, и с самого дома. И вот документ уже из позднего СССР: Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 “О местных налогах и сборах”.

Со строений взимали налог в размере 1% от инвентаризационной стоимости дома, а с земельных участков за квадратный метр в зависимости от класса населенных пунктов в следующих размерах: первый класс – 1,8 копейки, второй класс – 1,5, третий класс – 1,2, четвертый класс – 0,9, пятый класс – 0,6 и шестой класс – 0,4 копейки.

Впрочем, эти налоги многие не платили поскольку входили в группы лиц, с которых налог не взимался.

Например, от налога на постройки освобождались колхозы и те, кто платили сельскохозяйственный налог, герои соцтруда, пенсионеры и члены их семей, совместно с ними проживающие и другие лица. Земельный налог не платили за участки, находящиеся в сельскохозяйственном использовании, для сенокошения или для выпаса скота.

К слову, в новом законе уже не было фраз о том, с какими целями взимаются данные налоги и о том, что деньги пойдут на финансирование нового строительства. Многие граждане возводили индивидуальные дома полностью на свои средства, а уже не за счет государства, поэтому логика взимания данного налога уже потерялась.

Приватизация

Ситуация в таком виде просуществовала вплоть до распада СССР. Привычное нам право собственности впервые зародилось с принятием закона”О собственности в РСФСР” в 1990 году. Однако дома и участки продолжили “жить” отдельно друг от друга юридически.

В 90-х годах, когда принимался Гражданский кодекс, законодатели хотели сделать здания неделимым объектом с участком, как это реализовано в других странах. Например, в Германии дом считается улучшением земельного участка, и в зависимости от типа и размера постройки меняется общая налоговая ставка на этот объект имущества. Однако наши законотворцы в итоге отказались от этой затеи. На это повлияло слишком сильное коммунистическое лобби.

Результатом стала большая неразбериха с объектами недвижимости. Кто-то оформлял в собственность и дом, и участок, кто-то только дом, оставляя участок незарегистрированным или в статусе пожизненного наследуемого владения , а кто-то наоборот. И в таком виде заключались сделки купли-продажи или оформлялось наследство.

В итоге сегодня существует ситуация, при которой участком владеет один человек, а дом уже принадлежит другому. И эти люди могут быть даже не родственниками. Подобные дела суды разбирают до сих пор.

Читайте так же:  Амортизация нематериальных активов в налоговом учете

Позже власти всё же спохватились и прописали в Земельном кодексе так называемый ” принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов”.

«Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Статья 1.5. Земельного кодекса РФ.»

Это принцип означает, что здание или другая постройка, расположенная на земельном участке, неразрывно с ним связана и, безусловно, не может существовать без земельного участка. Тем самым устанавливается, что в таком качестве эти объекты, составляющие единый земельно-имущественный комплекс, и должны участвовать в гражданском обороте. Теперь нельзя продать дом отдельно от участка, а участок от дома.

Впрочем, для налогообложения это ничего не изменило. Земельный налог продолжил своё отдельное существование от налога на недвижимость, а постройки и участки – это сегодня разные объекты и требуют отдельной постановки на кадастровый учет. И за оба действия отдельно сегодня придётся платить кадастровым инженерам.

Многие юристы считают такое разделение недостатком нашего законодательства. Оно регулярно приводит к спорам о том, является ли та или иная постройка на участке недвижимостью, и нужно ли платить за неё налог. Наличие капитального фундамента в данном случае – тоже сомнительный признак. До судов в итоге доходили дела, когда бревенчатый сруб признавали движимым имуществом, а асфальто-бетонное покрытие на участке недвижимостью.

Что будет потом?

Невероятно, но факт. В России действительно задумываются над тем, чтобы создать единый объект недвижимости, который бы объединял земельные участки и постройки на них. Такой революционный законопроект о поправках в Гражданский кодекс продвигало Минэкономразвития. Однако в прошлом году его решили отложить до 2022 года. Вероятно, и так слишком много поправок в сфере градостроительства в последнее время обрушилось на наши плечи.

Новые изменения слишком радикальны, чтобы вводить их быстро. К тому же, у многих граждан дачные дома с участками до сих пор вообще никак не зарегистрированы.

Поэтому не известно, достанут ли вообще нововведения из долгого ящика.

Налоги в СССР в 1930-1940 гг

Советскими апологетами представляется, будто бы в СССР все социальные блага, как то: медицина, образование, общественный транспорт и инфраструктура етс, предоставлялись бесплатно. Однако мы прекрасно понимаем, что ничего бесплатного не бывает. В данной статье мы вкратце, не претендуя на всеобъемлющее исследование, на некоторых общих и частных примерах рассмотрим налогообложение в СССР в 1930–40 гг.

Основные налоги с населения можно разделить на подоходный налог, который мы будем рассматривать по документу “Закон о подоходном налоге с населения” от 4 апреля 1940-го и “Положению о сельскохозяйственном налоге на 1934 год”. В силу откровенной кастовости советского общества и широкого барьера между городским и сельским (колхозным) населением, для каждой этой “большой касты” предназначалось свое собственное налогообложение: “Подоходным налогом не облагаются доходы, подлежащие обложению сельскохозяйственным налогом” (статья 4 Закона о Подоходном налоге).

Подоходным налогом облагались “рабочие, служащие, литераторы, работники искусств, кустари, ремесленники и другие граждане, имеющие самостоятельные источники дохода на территории СССР” (статья 1),

в то время как герои СССР, военнослужащие и военнообязанные, старатели, пенсионеры по получаемым ими довольствиям от налога освобождались. Так же освобождались от налога рабочие с заработком меньше 150 рублей в месяц, учащиеся-стипендиаты со стипендией менее 210 рублей в месяц и некооперированные кустари и ремесленники с доходом не более 600 рублей в год.

Теперь перейдем к разбору подоходного налога для разных групп населения (каст), который, как мы видим, был прогрессивным.

Можно заметить, что разброс заработков рабочих в социалистическом государстве был поразительным. Кто-то получал 151 рубль, другие получали 1001 рубль. За счет каких механизмов госплан определял полезность того или иного труда? В условиях отсутствия рыночных механизмов ценообразования можно предположить, что заработки наемных рабочих определялись их полезностью для одного-единственного заказчика и работодателя — государства.

Кажется, что налоги для рабочих не столь велики. Скажем, если рабочий получал 151 рубль, то подоходный налог на него составлял 0,79%+3% от 1 рубля, а если 200 рублей, то 0,6% + 3% от 50 рублей — 1,5 рубля. Итого рабочий с заработком 200 рублей платил всего 1,35%. А вот рабочий с заработком 301 рубль платил уже 1,99%+ 4% от 1 рубля. С заработком в 701 рубль рабочий платил 3,42% + 6% от 1 рубля, а в 1001 рубль — 4,2% + 7% от одного рубля.

Это может показаться очень скромным налогом, но не стоит торопиться. Во-первых, в первой половине 20-го века во многих странах подоходный налог был невысоким (не считая повышенных ставок для богатых, но они были и в СССР, о чем мы узнаем ниже). Например в США, когда впервые был введен федеральный подоходный налог (1913-й), его ставка колебалась от 1 до 7%. Во-вторых, подоходный налог — лишь один из множества налогов, которые существовали в СССР. В-третьих, существовали намного большие ставки для обычных людей, а не богачей, обусловленных идеологическими причинами, о чем мы узнаем далее. В-четвертых, шкала выше касалась только налога с основного заработка в месяц

. С “заработков рабочих и служащих по совместительству (не по месту основной работы) и от выполнения временных работ налог исчисляется отдельно по каждому месту работы. Необлагаемый минимум (ст. 2) для этих заработков не применяется и с заработков до 150 рублей в месяц налог исчисляется в размере 0,8% от суммы месячного заработка” (статья 8).

Но и это не все. Дополнительно налог увеличивался на 10% для работников артелей и работников на дому (статья 14).

А вот работникам искусств и литераторам повезло намного меньше. Для особенно обеспеченных из них устанавливались поистине драконовские налоги. Смотрим:

Так, самые бедные литераторы и работники искусств платили всего 0,8% от заработка (почти столько же, сколько самые бедные рабочие). А вот самые богатые представители этой касты, получавшие, скажем, 300 тысяч рублей в год, платили 28,79% от заработка, т.е. почти треть. Впрочем, обращаем внимание на просто невероятный разброс доходов. Рабочие с заработком в 150 рублей в месяц (1800 в год) и литераторы с заработком в 300 тысяч (25 тысяч в месяц)— это самые настоящие советские олигархи!

Однако и эти налоги меркнут на фоне тех, что применялись для некооперированных промыслов. Работники некооперированных промыслов это “частники”, такие, как: “с апожники, жестянщики, гончары, пимокаты, портные, фотографы, слесари, бондари, зеркальщики, часовщики, шорники, точильщики, корзиночники, извозчики

и др ”. С них драли по полной программе, естественно, руководствуясь идеологическими соображениями, поскольку частная хозяйственная деятельность в СССР всячески подавлялась, выживая лишь благодаря бюрократическому хаосу и коррупции на местах.

Разброс ставок бросается в глаза сразу. Минимальная — 4%, что намного выше, чем у рабочих и литераторов. Средняя — для заработка в 4801 рубль — 11%. А максимальная , для годового заработка в 24001 рубль и выше — 37,3% + 60% от превышающей суммы! Но и это не потолок. “При обложении налогам некооперированных кустарей, производящих изделия из собственного материала, а также извозчиков, работающих на своих лошадях, волах, верблюдах и т. п., размер налога повышается на 35%, а при обложении служителей религиозных культов и других лиц, имеющих нетрудовые доходы, — на 40%” (статья 19).

Читайте так же:  С какого времени начисляются алименты на ребенка

То есть при работе с собственным материалом и транспортом, и при годовом заработке 24 тысячи рублей (2000 в месяц), “частник” платил сумасшедшие 50,3%, а священнослужители и другие лица — 52,2%. От государства эти люди не получали ничего — ни защиты, ни уважения, хотя именно такая деятельность приносила больше всего денег от подоходного налога в казну. Остается лишь надеяться, что эти славные люди, как правило, умудрялись скрывать свои реальные доходы.

А теперь перейдем к врачам, учителям, и проч. социально важным профессиям, которые так любят и уважают социалисты. К сожалению, этим профессиям тоже не очень повезло с налоговыми ставками. Их частная практика облагалась достаточно высокими поборами.

Заработки до 1000 рублей облагались низкой ставкой в 1%, средняя (5–6 тыс.) в 2,3–2,8%, самая высокая ставка составляла почти 20% (естественно, к этому прибавляется процент к превышающей предел сумме).

На мой взгляд, налоговая система СССР служит одним из самых ярких свидетельств социального неравенства в советском государстве. Разброс как заработков, так и ставок очень велик. Высокие ставки по отношению к “частникам” откровенно репрессивны, при том, что “частники” получали меньше литераторов и прочих профессиональных патриотов. Наличие рабочих, получавших мизерные 150 рублей в месяц и ниже говорит о существовании целой касты “шудр”, людей, которые в сравнении с некоторыми врачами или олигархами из мира искусства были просто нищими.

Нарушителей налогового законодательства ждали суровые наказания. За не-поданную в срок декларацию полагался штраф до 200 рублей (статья 34). Заведомо неверные сведения в декларации влекли к уголовной ответственности. Просрочка налогового платежа влекла ежедневную пеню в 0,2% (статья 36) вплоть до конфискации имущества и уголовной ответственности. Т.е. вполне стандартные меры принуждения, общие для всех “буржуазных” государств.

Как и в случае с подоходным налогом, поборы с сельского населения имели широкие пределы и зависели от идеологической составляющей. “Положение о сельскохозяйственном налоге на 1934 год” упоминает следующих налогоплательщиков: колхозы и колхозников, “единоличников” и кулаков. Последние, можно не сомневаться, сильно редели за все 1930-е годы, особенно после выполнения приказа НКВД №00447, согласно которому было расстреляно 390 тысяч человек, многие из которых как раз относились к кулакам. Ситуация с налогообложением на селе повторяет большевистские установки вытравливать наиболее экономически эффективные хозяйства в пользу наименее эффективных.

Налоги с колхозов исчислялись с каждого гектара посевов и насаждений, а так же с неземледельческих доходов. Комментировать тут особенно нечего, разве что тот факт, что обложению подлежало практически все, что только можно вырастить и с чего можно получить плоды. Поэтому просто приведу таблицу ставок:

Колхозники тоже платили налоги со своих скромных “личных” хозяйств — от 15 до 30 рублей на хозяйство “ от полеводства, луговодства, специальных отраслей сельского хозяйства, кустарно-ремесленных промыслов и других неземледельческих заработков не по найму”

. А вот “единоличники-середняки”, т.е. индивидуальные хозяйства крестьян, до поры-до времени не раскулаченных (коммунисты не собирались мириться с существованием таких крестьян и постепенно подавляли их) и не вошедших в колхозы, платили намного больше. Для них в 1934-м году существовали следующие ставки:

Доход до 200 рублей — твердая ставка в 25 рублей (т.е. 12,5%)

От 200 до 300 рублей — 25 рублей + 5 копеек от каждого рубля сверх 200 рублей. Т.е. с 300 рублей в итоге выйдет 30 рублей или 10%.

От 300 до 400 рублей — 30 рублей + 15 копеек с каждого рубля сверх 300 рублей. Т.е. при доходе 400 рублей налог составлял 45 рублей (11,25%).

От 400 до 500 рублей — 45 рублей + 20 копеек с каждого рубля сверх 400 рублей или 65 рублей с пятиста (13%).

От 500 до 700 рублей — 65 рублей + 30 копеек с каждого рубля сверх 500 рублей или 95 рублей с семиста (13,57%).

Свыше 700 рублей — 125 рублей + 35 копеек с того, что сверху. Т.е. доход в 701 рубль облагался уже по почти 18% ставке + надбавки за превышение минимума.

Что любопытно, государство заставляло “единоличников” выполнять планы посева и отдавать часть продукта, словно какой-то феодал: “ хозяйства, злостно не выполняющие заданных им планов посева и обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству, облагаются сельскохозяйственным налогом на общих основаниях, но сумма налога с них удваивается. Никакими льготами по сельскохозяйственному налогу (в том числе и скидками по ст. 66) эти хозяйства не пользуются. Списки этих хозяйств утверждаются районными исполнительными комитетами”.

Правда, в отличие от феодала, обязанного предоставлять защиту и справедливый суд крестьянину, коммунисты себя ничем “единоличнику” не обязывали.

Но меньше всего повезло, конечно же, кулакам. Никаких норм и льгот для них предусмотрено не было (у “единоличников” льготы подразумевались). Существовали следующие ставки:

Доход от 1000 до 3000 рублей — 350 рублей + 50 копеек с каждого рубля сверх 1000 рублей. Т.е. для зарабатывающих 3000 рублей была ставка в 45%!

Доход от 3000 до 6000 рублей — 1350 рублей + 60 копеек с каждого рубля сверх 3000 рублей. При доходе в 6000 рублей кулак платил в казну 52,5% дохода.

Доход от 6000 рублей облагался минимальной ставкой в 3150 рублей + 70 копеек с каждого рубля сверх минимальной в категории суммы. Думаю, нетрудно подсчитать, что такие налоги были просто разорительными для кулацких хозяйств.

Разумеется, и на селе не обходилось без штрафов. Тут вам и удвоение налога в случае сокрытия дохода, и штраф до 25 рублей за неправильные сведения, и принудительное взыскание со стороны сельских советов. Имущество неплательщиков могли продать (а вы думали, это в “капиталистической” России могут продать имущество за долги? Нет, и в советском раю было так же), на просроченные платежи налагалась пеня в 0,1% с колхозов, 0,2% с “единоличников” и 1% с кулаков.

В 1939-м году вышел новый закон о сельскохозяйственном налоге, где для колхозников и единоличников устанавливались новые ставки, которые вы можете увидеть в таблицах ниже:

Таким образом, средняя ставка для колхозников, при доходе в 2000 рублей, стала почти 10%, а для единоличников — почти 20%. Т.е. с 1934 по 1939 год налоги с личных хозяйств этих категорий граждан увеличились.

Налоги с оборота

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно же, подоходный и сельскохозяйственный налоги были не единственными в СССР тех лет. Существовали многие другие налоги, одним из которых был налог с оборота тех или иных товаров. Это, конечно, смешно что государство облагало налогом государственную же промышленность, т.е. само себя. Посмотрим примеры такого налога. Ниже я сразу же буду цитировать постановления народных комиссаров о ставках налога с оборота, в скобках дата документа и ссылка на него:

Какие налоги платили в ссср
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here