Самое важное от специалистов на тему: «Списание штрафов и пеней по налогам». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»
- 2 Списание штрафов и пеней по налогам
- 3 Списание штрафов и пеней по налогам
- 4 Проводки при начислении штрафов и пени по налогам
- 5 Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам
- 6 Учет пеней и штрафов по налогам
- 7 Как налоговики будут списывать долги по налогам, пеням, штрафам и процентам
- 8 Начисление пени по налогам: бухгалтерские проводки
- 9 Срок налоговой давности
Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»
Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected]
«Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3824; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4081; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4173, 4176, 4177, N 49, ст. 6844; 2018, N 31, ст. 4821, N 53 (ч. 1), ст. 8419, 8472), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2018, N 41, ст. 6269), приказываю:
1. Утвердить Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Признать утратившими силу:
приказ Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.09.2010, регистрационный номер 18528);
приказ Федеральной налоговой службы от 27.02.2014 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2014, регистрационный номер 31688);
приказ Федеральной налоговой службы от 19.05.2015 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.06.2015, регистрационный номер 37669);
приказ Федеральной налоговой службы от 26.09.2016 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.12.2016, регистрационный номер 44575);
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
приказ Федеральной налоговой службы от 31.05.2017 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.06.2017, регистрационный номер 47211);
приказ Федеральной налоговой службы от 17.12.2018 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.01.2019, регистрационный номер 53399).
4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2019 г.
Регистрационный N 54483
ФНС определила новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными ко взысканию. Установлено, какие документы подтвердят обстоятельства признания долгов безнадежными.
Прежний порядок утратил силу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2019 г.
Регистрационный N 54483
Настоящий приказ вступает в силу с 5 мая 2019 г.
Списание штрафов и пеней по налогам
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какие категории попадают под списание долгов по налогам и страховым взносам в рамках налоговой амнистии у ИП, применяющего УСН?
Долги каких периодов попадают под амнистию?
Как правильно составить запрос в налоговый орган, чтобы узнать, почему долги налогоплательщика не были списаны в рамках этой амнистии?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая амнистия предусматривает списание недоимки по страховым взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также предусматривается списание задолженности по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Кроме того, предусматривается списание недоимки по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017, если сроки принудительного взыскания, установленные НК РФ, в отношении указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами.
В рамках налоговой амнистии также предусмотрено списание недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам, образовавшихся за ИП на 01.01.2015.
Обоснование позиции:
Налоговая амнистия предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 436-ФЗ).
Задолженность по страховым взносам
Задолженность по налогам
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
5 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Списание штрафов и пеней по налогам
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).
Проводки при начислении штрафов и пени по налогам
В процессе своей трудовой деятельности каждый бухгалтер сталкивается с такими понятиями как штраф и пеня, например при нарушении законодательства о налогах и сборах. В этой статье изучим куда отнести штрафы по налогам в бухгалтерском учете, а также основные проводки по начислению и уплате пени, штрафов по налогам: на прибыль, НДС, страховым взносам.
Причины начисления штрафов по налогам
В бухгалтерском учете существует несколько причин начисления штрафов и пени:
- Несвоевременная сдача отчета;
- Оплата налога и страхового взноса в неустановленные сроки;
- Занижение налогового обязательства.
Штраф и пеня: в чем их отличия
Следует отметить, что штраф и пеня – это разные понятия:
- Штраф начисляется сразу же при возникновении вышеперечисленных причин. Кроме того, его размер четко регламентирован по срокам на законодательном уровне.
- Пеня – это штрафной платеж, который начисляют за каждый день просроченного платежа в процентном соотношении 1/300 к ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Порядок взыскания налогов и штрафных санкций с организаций:
Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете
Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.
Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.
Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.
Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
Типичные проводки по начислению и уплате штрафов и пени по налогам
Счет Дт | Счет Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 99 | ||||
99-1 | 68-4 (68-2, 68-1) | 19 000,00 | Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) | Бух. справка |
99-2 | 68-4 (68-2, 68-1) | 574,75 | Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня | Бух. справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 19 574,75 | Оплата начисленного штрафа и пени по налогу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 91 | ||||
91 | 68-4 (68-2, 68-1) | 574,75 | Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня | Бух. справка |
99-1 | 68-4 (68-2, 68-1) | 19 000,00 | Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) | Бух. справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 19 574,75 | Оплата начисленного штрафа и пени по налогу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 99 | ||||
99-1 | 69 | 8 000,00 | Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) | Бух. справка |
99-2 | 69 | 275,00 | Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней | Бух. справка |
69 | 51 | 8 275,00 | Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 91 | ||||
91 | 69 | 275,00 | Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней | Бух. справка |
99-1 | 69 | 8 000,00 | Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) | Бух. справка |
69 | 51 | 8 275,00 | Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу | Плат. поручение |
Наложение штрафа, выявленного при проверке | ||||
99 | 76 | 30 000,00 | Начисление административного штрафа за неприменение ККТ при наличных расчетах | Протокол |
76 | 51 | 30 000,00 | Оплата административного штрафа | Плат. поручение |
Доначисление налогов и социальных взносов, уплата налогов и пени | ||||
99 | 68-4 | 10 000,00 | Доначисление налога на прибыль | Бух. справка |
90 (91) | 68-2 | 25 000,00 | Доначисление заниженного НДС | Бух. справка |
20 (26, 44, 91) | 69 | 30 000,00 | Доначисление страхового взноса | Бух. справка |
91 (20, 26) | 68 | 15 000,00 | Доначисление налога на имущество, земельного, транспортного налога | Бух. справка |
Если НДС не восстановлен | ||||
19 | 68-2 | 25 000,00 | Доначисление заниженного НДС | Бух. справка |
91 | 19 | 25 000,00 | Включение восстановленного НДС в состав расходов | Бух. справка |
Ошибочно принят входной НДС (отчетность не подписана) | ||||
68 | 19 | 47 000,00 | Доначисление НДС | Бух. справка |
20 (26, 44, 90, 91) | 19 | 47 000,00 | Списание входного НДС на затраты | Бух. справка |
01 (04, 10, 41) | 19 | 47 000,00 | Включение входного НДС в стоимость объекта | Бух. справка |
20 (26, 44) | 02 (05) | 7 000,00 | Доначисление амортизации на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
Ошибочно принят входной НДС (отчетность подписана) | ||||
19 | 68 | 4 700,00 | Доначисление НДС | Бух. справка |
91 | 19 | 4 700,00 | Списание входного НДС на затраты | Бух. справка |
01 (04, 10, 41) | 19 | 4 700,00 | Включение входного НДС в стоимость объекта | Бух. справка |
20 (26, 44) | 02 (05) | 700,00 | Доначисление амортизации за текущий год на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
91 | 02 (05) | 320,00 | Доначисление амортизация за прошедший год на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам
Пени по налогам: понятие и порядок расчета
Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Расчет можно представить в виде формулы:
П = Н × Дн × 1/300 Среф,
Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;
Дн — календарные дни просрочки;
Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 27.12.2018 размер пеней ограничивается суммой недоимки, на которую их начисляют. Подробнее см. здесь.
Эта формула применяется для физлиц, а также для юрлиц при просрочке уплаты налога до 30 календарных дней. Если просрочка более длительная, то начиная с 31-го дня нужно брать не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (по недоимкам, возникшим после 30.09.2017). То есть полная формула расчета пеней для организаций выглядит так:
Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:
А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».
Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете
Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.
Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.
Каковы проводки по начислению пени по налогам
Существует 2 варианта начисления пеней в бухучете:
- через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
- через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.
Соответствующий вариант также целесообразно закрепить в учетной политике по БУ.
На счете 68 для пеней по каждому из налогов желательно открывать соответствующие субсчета.
Важно отметить, что при отражении пеней вторым способом (т. е. через счет 91) в учете будет возникать постоянное налоговое обязательство. Ведь для бухучета эти расходы принимаются, а для налогообложения нет (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».
Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбрать способ должен сам налогоплательщик.
Учет пеней и штрафов по налогам
uchet_peney_i_shtrafov.jpg
Похожие публикации
Пени и штрафы по налогам – взыскания в виде денежных выплат за нарушение требований законодательства в части начисления и уплаты налогов. И если штраф – это, в большинстве случаев, установленная законом фиксированная сумма, то пени рассчитывают в процентах от определенной величины (к примеру, от суммы просроченной задолженности) за каждый день, а их размер напрямую зависит от продолжительности существования невыполненного обязательства. Разберемся, как осуществляется учет пеней и штрафов по налогам.
Отражение штрафов в бухгалтерском и налоговом учете
Штраф в НК РФ классифицируется, как налоговая санкция, и применяется при нарушении установленного порядка расчета налогов, их уплаты и декларирования. Чаще всего штрафы взыскивают за несвоевременное представление отчетности. К примеру, в соответствии со ст. 119 НК РФ, при сдаче декларации по НДС позже контрольного срока предприятие ждет начисление штрафа в размере от 5 до 30% от суммы неуплаченного по декларации налога, но не ниже 1000 руб. (размер санкций устанавливает ИФНС, принимая во внимание конкретные обстоятельства). Если же компания вовремя не перечислила налог, ей придется уплатить еще и пени за каждый день от суммы просроченного платежа.
На какой бухгалтерский счет отнести штраф? В бухучете расчеты по уплате налогов, пени и штрафов, в т. ч. доначисленных по проведенным проверкам, отражают на сч. 68 в корреспонденции со сч. 99 бухгалтерской записью Д/т 99 К/т 68. Обычно в учетной практике к сч. 68 открывают дополнительные субсчета по видам налогов и штрафам по ним. Подобная аналитика дает возможность отслеживать оплату санкций в разрезе разных налогов.
Несколько иначе обстоят дела с учетом пени. Существует два варианта бухучета пени – на сч. 99, как и штрафы, а также в составе прочих расходов на счете 91, поскольку пени не относятся к налоговым санкциям, а считаются рычагом, обеспечивающим полноту погашения обязательств. Особенности обоих вариантов можно узнать в нашей отдельной консультации. Механизм учета пени, приемлемый для компании, предприятие закрепляет в учетной политике.
В налоговом учете в составе затрат при расчете базы по налогообложению для налога на прибыль (ННП) и УСН штрафы и пени не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Пени и штрафы по налогам: проводки
Основные записи, оформляющие учет штрафов в бухгалтерском учете, представлены в таблице:
Как налоговики будут списывать долги по налогам, пеням, штрафам и процентам
Федеральная налоговая служба утвердила новый Порядок списания налоговой задолженности и перечень необходимых для этого документов (приказ от 19.09.10 № ЯК-7-8/393, зарегистрирован в Минюсте 23.09.10). О том, что такие правила должны появиться, говорилось в пункте 5 статьи 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ). Напомним, что законодатель расширил перечень оснований для списания налоговых долгов. Всего выделены пять оснований (ст. 59 НК РФ). В том числе, появились два новых: пропуск налоговиками сроков взыскания долга и перевод платежей через банк, который впоследствии был ликвидирован.
Вводная информация
Итак, новый Порядок применяется в отношении налоговых долгов (в том числе задолженности по пеням, штрафам и процентам*), которые не могут быть взысканы по следующим причинам:
1. Инспекторы пропустили сроки взыскания.
2. Ликвидирован банк, через который перечислялись платежи.
3. Недостаточность имущества ликвидированной компании и ее учредителей для погашения долга.
4. Признание предпринимателя банкротом.
5. Смерть физического лица или объявление его умершим.
Остановимся на каждом из перечисленных случаев подробнее. Но перед этим отметим общее правило. Решение о списании задолженности (по любому из названных оснований) налоговики должны принять в течение шести рабочих дней с момента получения необходимых документов. Об этом сказано в пунктах 4, 5 нового Порядка.
Налоговики пропустили все сроки взыскания долга
Напомним, что налоговики могут взыскивать долги компании только в течение строго определенных сроков. Так, в статье 46 НК РФ установлен срок, по окончании которого контролеры теряют право на бесспорное списание задолженности со счетов в банках. Он равен двум месяцам и отсчитывается с момента, когда истек срок на добровольное исполнение требования об уплате налогов (пеней, штрафов). Если инспекторы не уложились в двухмесячный срок, они могут обратиться в суд с иском о взыскании. На это им отводится полгода с момента, установленного в требовании для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Кроме того, у налоговиков остается возможность взыскать долги за счет имущества компании. Срок для принятия соответствующего решения более длительный – один год после истечения срока исполнения требования. А через суд добиваться взыскания долгов за счет имущества плательщика можно еще дольше – иск подается в течение двух лет, которые также отсчитываются с момента, когда плательщик должен был исполнить требование (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Если налоговики пропустили все перечисленные выше сроки на взыскание и суд не нашел уважительной причины для их восстановления, долги признаются нереальными к взысканию и должны быть списаны. Таким образом, для списания просроченной задолженности понадобится либо копия вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего, что налоговики пропустили сроки взыскания, либо копия определения суда об отказе в восстановлении пропущенных сроков. Указанные копии заверяются гербовой печатью суда.
В новом Порядке не сказано, должна ли компания предъявить налоговикам такую копию. Можно сделать вывод, что ФНС не требует этого от компаний, ведь копия судебного акта должна быть в инспекции, которая являлась стороной по делу. Тем не менее, плательщику, вероятно, выгоднее самому представить налоговикам заверенную копию судебного решения или определения, чтобы ускорить процесс списания задолженности.
А как быть, если у компании нет судебного акта, подтверждающего, что налоговики не могут взыскать долг, который «висит» на ее лицевом счете? В этом случае придется инициировать судебную процедуру. Как мы уже рассказывали, порядок действий зависит от того, в связи с чем у налогоплательщика возникла необходимость исключить из его лицевого счета «зависший» долг.
Платежи были перечислены через проблемный банк
По новому Порядку инспекторы обязаны будут списывать с лицевых счетов компаний задолженность, которая образовалась из-за того, что платежи были перечислены через проблемный банк. Но для этого необходимо выполнение двух условий.
Во-первых, решение о списании задолженности может быть принято только в том случае, если банк, в котором «зависли» перечисленные налоги, уже ликвидирован. Подтверждением ликвидации банка будет служить выписка из ЕГРЮЛ.
Во-вторых, компания должна иметь судебное решение, из которого следует, что она исполнила обязанность по уплате налогов. Как и в предыдущем случае, налоговикам для списания задолженности понадобится заверенная копия вступившего в силу судебного решения.
Напомним, что обязанность по уплате налогов считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения. При этом на счете компании на день платежа должно быть достаточно средств для перечисления налогов (п. 3 ст. 45 НК РФ). Если окажется, что компания знала о неустойчивом положении банка, но все равно направила через него деньги в бюджет, суд может счесть, что обязанность по уплате налогов не исполнена (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.10 № А75-3067/2009).
Имущества ликвидированной компании недостаточно для погашения долга
Ликвидация компании и ранее признавалась основанием для прощения налогового долга. В новом Порядке уточняется, что налоговики спишут недоимку и задолженность по пеням, штрафам и процентам только в части, которая осталась непогашенной по причине недостаточности имущества ликвидированной компании. И при этом задолженность не может быть погашена учредителями (участниками) компании в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Заметим, что по общему правилу, установленному пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса, учредители (участники) юрлица не отвечают по его обязательствам. Так, участник ООО несет риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости внесенного вклада (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Аналогичный порядок применяется и в отношении акционеров (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Но есть и исключения из общего правила. Например, головная компания несет солидарную ответственность по сделкам дочернего общества, если они заключены по ее указанию (п. 2 ст. 105 ГК РФ). Кроме того, Налоговый кодекс разрешает при определенных условиях взыскивать задолженность дочерней фирмы за счет средств головной компании и наоборот (п. 2 ст. 45 НК РФ).
Предприниматель признан банкротом
Основания для признания предпринимателя банкротом и соответствующая процедура прописаны в Федеральном законе от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Если ИП будет признан банкротом, налоговики спишут его долги, которые не удастся погасить за счет имущества физлица.
Для принятия решения о списании задолженности необходимо иметь выписку из ЕГРИП о регистрации прекращения физлицом деятельности в качестве предпринимателя, а также заверенные копии двух судебных актов. А именно: решения о признании предпринимателя банкротом и определения о завершении конкурсного производства.
Смерть физлица или объявление его умершим
Если после смерти физлица осталась задолженность по транспортному, земельному или имущественному налогам, то она должна быть уплачена наследниками за счет наследственному имущества. Налоговики могут простить только ту часть долга, которая не может быть погашена за счет наследства. Для этого помимо документов, подтверждающих смерть гражданина, необходимо предъявить копию свидетельства о праве на наследства; копии документов, подтверждающих личности наследников; справку о стоимости наследственного имущества; документ, доказывающий уплату части налогов за счет данного имущества или документ, удостоверяющий невозможность взыскания задолженности с наследников.
По всем остальным налогам долги умершего человека спишут на основании документа, подтверждающего его смерть – копии свидетельства о смерти или копии судебного решения об объявлении умершим.
Когда начнут действовать новые правила
Комментируемый приказ начал действовать с 19 октября. С этой даты утратило силу постановление Правительства РФ от 12.02.01 № 100, которым был утвержден прежний порядок списания задолженности. Постановление № 100 отменено постановлением Правительства РФ от 05.10.10 № 787, которое вступило в силу 19 октября — через 7 дней после официального опубликования.
Обратите внимание. Прежний порядок касался списания задолженности только по федеральным налогам. Новые правила распространяются на любые налоги. При этом субъекты РФ или муниципальные образования вправе устанавливать дополнительные основания для списания недоимки по региональным и местным налогам (п. 6 Порядка).
* Речь идет о процентах за представление отсрочки или рассрочки по уплате налогов (гл. 9 Налогового кодекса), а также о процентах, которые компания должна заплатить, если выяснится, что она не имела право на возмещение НДС в ускоренном порядке (ст. 176.1 НК РФ).
Начисление пени по налогам: бухгалтерские проводки
Начисление пени по налогам: бухгалтерские проводки
Похожие публикации
Налоговый кодекс и ПБУ 10/99 регулируют вопрос начисления, уплаты и списания пеней и штрафных санкций по налоговым обязательствам. При отражении пени по налогам проводки в бухгалтерском учете могут быть сформированы двумя методами. Применение каждого из способов часто вызывает споры в бухгалтерских кругах. Причина – различное толкование понятий «пеня» и «штрафная санкция» нормами бухгалтерского учета и налогового.
В бухгалтерском учете пеню можно приравнять к штрафным санкциям и учитываться она будет вместе с ними. В налоговом учете пени отличаются от штрафов формулой расчета и основными характеристиками. Из ст. 72 п. 1 и ст. 75 п. 1 НК РФ следует, что пени предназначены для обеспечения полного погашения плательщиками их налоговых обязательств. Исчисляются они в процентах, представляют собой произведение значения накопленной задолженности перед бюджетом и 1/300 от значения ставки рефинансирования Центробанка РФ.
В учете рассчитанные пени следует относить к категории прочих затрат (ст. 11 ПБУ 10/99). Платежи в форме пеней не являются штрафными санкциями из-за отсутствия постоянного размера денежного наказания (ст. 114 п. 2 НК). Они не могут уменьшать расходную часть при определении базы налогообложения (ст. 270 НК РФ п.2). Бухгалтер принимает к учету пеню через один из двух счетов – 91 или 99, избранный метод следует закрепить как отдельный пункт в учетной политике.
Начисление пени по налогам – бухгалтерские проводки через 99 счет
Основное достоинство метода отражения пеней на 99 счете – соответствие показателей финансовой отчетности с данными бухучета. 99 счет не участвует в определении базы для налогообложения, поэтому отнесение размера пени на него не приведет к искажению учетной информации.
Формируют начисление пеней по налогам проводки с дебетованием 99 счета и кредитованием 68. Для 68 счета необходимо использовать субсчета:
- 68.1 при наличии пени по НДФЛ;
- 68.2 при задержке уплаты НДС;
- 68.4 в отношении предъявленной к погашению пени, относящейся к налогу на прибыль.
Как списать пени по налогам? Проводки с 99 счетом будут выглядеть так:
- Д 99 – К 68 с отнесением суммы в соответствующий субсчет.
- Д 68 – К 51.
Начисление пени по налогам – бухгалтерские проводки через 91 счет
Через 91 счет пени перед бюджетом отражаются по аналогии со штрафной санкцией за просрочку или невыполнение обязательств по договору с контрагентом. Недостаток метода в возникновении постоянного налогового обязательства. Причина кроется в том, что по нормам налогового учета сумма пени не должна увеличивать затраты предприятия. При отнесении пени на 91 счет в период составления отчетности придется постоянно вычленять значение пени.
Отражают пени по налогам следующие бухгалтерские проводки:
- Д91.02 – К68 в разрезе налогов при отнесении начисленных и предъявленных к оплате предприятию пеней;
- Д99 – К68 на сумму постоянного налогового обязательства (исчисленная пеня умножается на ставку налога);
- Д68 – К51 – запись создается после произведения оплаты в бюджет.
Перед перечислением средств в счет оплаты пени необходимо сначала полностью погасить задолженность по налоговым платежам.
Пени по налогам – проводки на примерах
ООО «Пирим» задержало платеж по налогу на прибыль в сумме 62 000 руб. на 15 дней. Компания самостоятельно рассчитала пеню за нарушение налогового законодательства и перечислила налог вместе с пеней. Ставка рефинансирования на момент расчета составляла 8%.
Рассчитанная сумма пени равна 248 руб. (62 000 х (1/300 х 8%) х 15).
В учете внесены такие записи:
- на основании бухгалтерской справки отражается рассчитанная бухгалтером пеня Д99 – К68.4 в сумме 248 руб.;
- платежным поручением оплачивается пеня путем перечисления с расчетного счета суммы в 248 руб. Д68.4 – К51.
Срок налоговой давности
Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат
В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.
Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).
Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.
Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.
Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).
Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.
Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:
сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;
срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;
срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.
В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.
Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.
В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).
Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.
В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.