Значение налога на имущество физических лиц

Самое важное от специалистов на тему: "Значение налога на имущество физических лиц". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

ФНС России объяснила рост налога на имущество физлиц за 2017 год

Bignai / Depositphotos.com

ФНС России ответила на несколько наиболее распространенных вопросов, касающихся направленных гражданам уведомлений для уплаты имущественных налогов и НДФЛ за 2017 год (информация ФНС России от 4 октября 2018 г.).

В частности, в сообщении поясняется, почему в отдельных регионах вырос налог на имущество физлиц.

Это обусловлено, во-первых, увеличением коэффициента (п. 8 ст. 408 Налогового кодекса), используемого при расчете налога. Так, в 28 регионах, где третий год в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость, значение этого коэффициента стало 0,6 (было 0,4), а в 21 регионе, где указанный порядок расчета налога применяется второй год, коэффициент возрос до 0,4 (был 0,2).

В регионах, где налог рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости объектов, изменилось значение коэффициента-дефлятора, применяемого для указанных целей: на 2017 год он установлен в размере 1,425 (на 2016 год был 1,329) (приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 г. № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год»).

Узнайте все подробности определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества физлиц с 1 января 2015 года в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, в ряде субъектов РФ были применены новые результаты кадастровой оценки недвижимости, утвержденные в 2016 году органами исполнительной власти регионов.

Также отмечено, что на расчет налога влияют региональные и муниципальные нормативные акты о ставках и льготах по налогу.

Энциклопедия решений. Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц

В соответствии со статьями 12 и 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. С 1 января 2015 года порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ. С указанной даты Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-I) утратил силу.

Примечание

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона N 2003-I, действовашего до дня вступления в силу Закона N 284-ФЗ (ст. 3 Закона N 284-ФЗ).

Главой 32 НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом на имущество физических лиц, а именно:

Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения*(1)

Жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения

1) Кадастровая стоимость объектов;

2) Инвентаризационная стоимость объектов*(2)

1) По кадастровой стоимости — 0,1%, 0,5%, 2%*(3);

2) По инвентаризационной стоимости — от 0,1% до 2%*(4).

Порядок исчисления налога

Налог исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Порядок и сроки уплаты налога

Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом

*(1) Установлен перечень физических лиц, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество физических лиц (ст. 407 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

*(2) Налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение о дате начала применения на территории субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (п. 2 ст. 402 НК РФ). При этом начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (ч. 3 ст. 5 Закона N 284-ФЗ).

*(3) Ставки применяются, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

*(4) Ставки применяются в случае, если налоговая база определяется как инвентаризационная стоимость (при этом размер ставки зависит от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения).

В соответствии со статьями 12 и 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и устанавливается главой 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ). В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ (п. 2 ст. 399 НК РФ).

Представительные органы местного самоуправления (законодательные органы Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе:

— устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество физических лиц и предусматривать основания для их использования налогоплательщиком (второй абзац п. 2 ст. 399 НК РФ);

— устанавливать особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ (первый абзац п. 2 ст. 399 НК РФ);

— увеличивать размеры налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3-6 ст. 403 НК РФ (п. 7 ст. 403 НК РФ);

— устанавливать ставки налога в пределах, установленных главой 32 НК РФ (первый абзац п. 2 ст. 399 НК РФ);

— дифференцировать ставки налога в зависимости от различных критериев (п. 5 ст. 406 НК РФ).

Иные элементы налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, срок уплаты налога) регулируются главой 32 НК РФ и не могут изменяться местными органами власти (законодательными органами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Как с января 2015 года изменится налог на имущество физических лиц

С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнится новой главой 32 под названием «Налог на имущество физических лиц», а закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» утратит силу. Эти поправки внесены Федеральным законом 04.10.14 № 284-ФЗ. Изменения коснутся любого собственника, например, квартиры или гаража. В данной статье мы расскажем о том, что изменится для собственников имущества (также см. статью из цикла «НК для «чайников»» «Глава 32 НК РФ. Налог на имущество физических лиц»).

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии инвалиду 3 группы

Вводная информация

Для начала напомним, что налог на имущество физических лиц существует и сейчас. Вопросы его начисления и уплаты регулируются законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Этим налогом облагается недвижимость, которая находится в собственности физических лиц (например, квартиры, жилые дома и дачи). Налоговая база для расчета этого налога определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества (п. 2 ст. 5 Закона 2003-1).

Однако с 1 января 2015 года Закон № 2003-1 отменяется, и начинает действовать новая глава Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц». Одним из главных изменений, введенных новой главой НК РФ, станет переход к исчислению налога на имущество не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость, как правило, максимально приближена к рыночной стоимости имущества (поскольку при ее установлении учитывается, например, сегмент недвижимости, расположение, площадь и год постройки). Инвентаризационная же стоимость может быть существенно ниже рыночной цены. Поэтому рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.

Рассчитывать налог будут налоговые инспекции

Налог на имущество — местный налог, который будет регулироваться не только НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Налоговики на местах будут рассчитывать сумму налога и направлять собственникам имущества уведомления об уплате. Поскольку подобные вопросы иногда встречаются, сразу отметим: никакой аналогии с НДФЛ здесь нет, соответственно, ни собственникам имущества, ни бухгалтерии по месту работу собственника заниматься расчетом налога не придется.

Налог будет вводиться в действие субъектами РФ

Для введения налога каждый субъект РФ должен будет:
1) определить порядок определения кадастровой стоимости имущества;
2) установить единую дату, с которой на территории субъекта РФ налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости.

До осуществления этих процедур для расчета налога будет применяться действующий сейчас порядок. То есть налог будет рассчитываться исходя из инвентаризационной стоимости имущества (ст. 402 НК РФ).

При этом необходимо учитывать, что субъекты РФ вправе ввести новый порядок расчета налога уже с 1 января 2015 года. Однако для этого они должны принять и опубликовать соответствующий региональный закон не позднее 1 декабря 2014 года.

Какое имущество будет облагаться налогом

Налог будет начисляться на перечисленное ниже имущество (ст. 401 НК РФ):

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом законодатель установил, что жилые строения, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства будут относиться к жилым домам.

Для сравнения заметим, что в действующем перечне объектов налогообложения не упоминаются, например, машино-места, объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы (ст. 2 Закона № 2003-1). То есть перечень налогооблагаемых объектов расширен.

Налоговая база и налоговые вычеты

Налоговая база по налогу будет определяться в отношении каждого объекта недвижимости как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости. Однако новой главой НК РФ предусмотрены налоговые вычеты. По сути, они представляют из себя значения, на которые уменьшается кадастровая стоимость имущества (ст. 403 НК РФ). Эти значения мы обобщили в таблице.

Уменьшение кадастровой стоимости при расчете налоговой базы (налоговые вычеты)

Объект недвижимости

Уменьшение кадастровой стоимости

Уменьшается на величину кадастровой стоимости 20-ти кв. метров общей площади этой квартиры.

Уменьшается на величину кадастровой стоимости 10-ти кв. метров площади этой комнаты.

Уменьшается на величину кадастровой стоимости 50-ти кв. метров общей площади этого жилого дома.

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Уменьшается на один миллион рублей.

Пример
Предположим, что кадастровая стоимость квартиры составляет 3 330 000 рублей. Кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры — 58 421 рубль. В таком случае размер налогового вычета составит 1 168 420 руб. (58 421 руб. × 20). В результате налоговая база будет равняться 2 161 580 руб. (3 330 000 руб. – 1 168 420 руб.).

Добавим, что размер обозначенных налоговых вычетов может увеличиваться местными властями. В результате увеличения вычетов налоговая база может принимать даже нулевое значение.

Ставки налога

Новой статьей 406 НК РФ определены налоговые ставки по налогу на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости:

  • до 0,1% — для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест;
  • до 2% — для административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей;
  • до 0,5 % — для прочих объектов налогообложения.

Пример
Если кадастровая стоимость квартиры составляет 3 330 000 рублей, кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры — 58 421 рубль, а налоговая база после использования вычета —2 161 580 рублей, сумма налога к уплате составит 2 161,58 руб. (2 161 580 руб. × 0,1 %).

При этом муниципальные образования вправе изменять ставку 0,1%, установленную для квартир, домов и гаражей. Местные власти могут повысить данную ставку, но не более, чем в три раза, или понизить ее до нулевого значения.

Также допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от:

  • кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости объекта;
  • вида объекта;
  • места его нахождения;
  • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Налоговые льготы

Законодатель сохранил налоговые льготы по налогу на имущество физлиц (ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона № 2003-1). Так, по-прежнему, не будут уплачивать имущественный налог пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства. Заметим, что налоговая льгота представляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. Для получения льготы потребуется до 1 ноября уведомить налоговый орган об объектах, в отношении которых будет применяться налоговая льгота. Если собственник не направит в инспекцию такое уведомление, то налоговая льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога.

Читайте так же:  Какие социальные надбавки к пенсии

Срок уплаты

Налог потребуется уплачивать в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Учитывая, что налоговым периодом является календарный год, то в тех субъектах, где налог начнет действовать с 1 января 2015 года, впервые уплатить налог, рассчитанный по новым правилам, потребуется не позднее 1 октября 2016 года.

Правила расчета налога в первые 4 года и другие переходные положения

Установлено, что начиная с 1 января 2020 года, налоговая база по налогу на имущество физических лиц будет исчисляться на всей территории РФ только исходя из кадастровой стоимости.
Законодатель также ввел норму, которая не должна допустить резкого увеличения налоговой нагрузки.

Если сумма налога, рассчитанная «по-новому» окажется выше суммы налога, рассчитанной «по-старому», то в первые четыре года после введения в регионе новых правил, налог будет рассчитываться по следующей формуле:

Н — сумма налога к уплате;
Н1 — сумма налога, рассчитанная «по-новому» (то есть из кадастровой стоимости);
Н2 — сумма налога, рассчитанная «по-старому» (то есть из инвентаризационной стоимости);
К — понижающий коэффициент.
Коэффициент составит:

  • 0,2 — первый год;
  • 0,4 — второго год;
  • 0,6 — третий год;
  • 0,8 — четвертый год.

На пятый год, после того, как в регионе будет введен новый порядок расчета, налог будет исчисляться так, как было описано в приведенных выше примерах.

Характеристика элементов налога

Экономическое содержание налога на имущество физических лиц, его роль в налоговой системе РФ

Налог на имущество физических лиц

— 1 —

Налог на имущество физических лиц является местным, прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории РФ находятся строения, помещения, сооружения. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.

Основным назначением налога изначально является мобилизация в бюджет денежных средств состоятельных граждан. Плательщиками этого налога являются большинство россиян, поэтому фактор справедливости в распределении бремени по налогу на имущество физических лиц имеет значение, которое трудно переоценить. Регулирующая функция налога на имущество физических лиц выражается в сокращении имущественной дифференциации, уменьшении непроизводительного накопления. Происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости между подоходным и поимущественным налогообложением физических лиц. Не устанавливая чрезмерно высокие прогрессивные ставки по подоходному налогу, чтобы не снизить жизненный уровень населения государство может уменьшить резко выраженное неравенство в уровне благосостояния отдельных групп населения, путем установления ежегодного налога на имущество с высокообеспеченных граждан.

Взимание налога регламентировано Федеральным законом № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» от 9.12.1991 г. Изменения в закон вносились не регулярно и касались расширения льготных категорий граждан, принципиальные же положения законов оставались при этом неизменными.

Действовавшая долгое время заниженная ставка налога и практика применения инвентаризационной стоимости объекта в качестве налоговой базы практически сводила к минимуму и фискальную, и социальную значимость этого налога.

Несмотря на то, что размеры поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет РФ с каждым годом растут, удельный вес данного налога в налоговых доходах бюджета составляет очень низкий процент. Этот показатель находится на уровне 0,05 – 0,06 %.

Одной из причин низких поступлений налога является несовершенство методики определения инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. В настоящий момент основополагающей является методика и тарифы 1969 года, которые индексируются практически каждый год, однако данный подход не учитывает большое количество современных факторов, влияющих как на инвентаризационную, так и на рыночную стоимость объектов налогообложения по данному налогу. Кроме того, большой объем недвижимого имущества пока еще не учтен и не оценен органами БТИ.

Существует такая проблема, как отсутствие регистрации частных домов и коттеджей. Собственники не спешат регистрировать свое имущество и уплачивать налог. Это объясняется тем, что нормативно-правовыми актами не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. Это приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц.

Таким образом, существует множество проблем, по причине которых на протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной.

Тем не менее, следует заметить, что налогообложение недвижимого имущества физических лиц является одной из наиболее слабо разработанных сфер действующего законодательства России. Поступления по налогу на строения, помещения и сооружения в последние годы постоянно возрастали, однако, этот рост был обусловлен главным образом инфляционной составляющей. Доля поступлений по этому налогу в общих налоговых доходах местных бюджетов остается на низком уровне.

По налогу на имущество физических лиц в перспективе предлагается пересмотреть принципы оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, постепенный переход на рыночную оценку имущества физических лиц с одновременным снижением максимальной налоговой ставки.

— 2 —

Плательщиками

налога на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, т.е. физические лица, имеющие на территории РФ в собственности имущество. Поскольку налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, на практике возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности. В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика – физических лиц, которыми согласно п. 2 ст. 27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Законными представителями налогоплательщика – физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

— родители, усыновители или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 и 33 ГК РФ);

— родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. 28 и 32 ГК РФ);

Видео (кликните для воспроизведения).

— опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

Читайте так же:  Негосударственный пенсионный альянс личный кабинет

— попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Объектом налогообложения

является владение имуществом, относящимся к категориям:

Налоговой базой

является суммарная инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений. Ставка устанавливается ежегодно представительными органами власти местного самоуправления и зависит от самой величины стоимости имущества в пределах норм, установленных федеральным законодательством (таблица).

Таблица – Ставки налога на строения, помещения и сооружения

Стоимость имущества Ставка налога
до 300 тыс. р. до 0,1 %
300 – 500 тыс. р. 0,1–0,3 %
свыше 500 тыс. р. 0,3 – 2 %

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога на имущество физических лиц, то этот налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов, а если у налогоплательщика в собственности имеются несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, использования для личных или коммерческих целей и т.д.) или иных критериев, то налог на имущество физических лиц исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога

производится не позднее 1 ноября. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. Что касается исчисления налога в отношении граждан, получивших имущество в порядке наследования, то за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос 2 Налог на имущество физических лиц: экономическая сущность, основные элементы, порядок исчисления и уплаты

В настоящее время налоговые взаимоотношения физических лиц- собственников имущества и государства регулируются Налоговым кодексом РФ (частью 1) и Законом РФ « О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 г. № 2003-1, с учетом внесенных в него изменений. В соответствии с налоговым кодексом РФ налог на имущество физических лиц является местным. Следовательно, органы местного самоуправления могут устанавливать отчетные периоды, ставки (в пределах ставок, закрепленных в Федеральном законе), порядок, сроки уплаты, а также льготы по налогу.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п.1-6 настоящей статьи.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Ставки устанавливаются в следующих пределах: суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения до 300 тыс. руб. (включительно) — ставка налога до 0,1% (включительно); свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) — свыше 0,1 % до 0,3% (включительно); свыше 500 тыс. руб. — свыше 0,3 % до 2,0 %(включительно).

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются

следующие категории граждан (ст.4): герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн и др.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак и др. Порядок исчисления и уплаты налогов (ст.5) Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.

Читайте так же:  Как налоговая подтверждает 0 ставку ндс

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ.

Билет 6. Функции налогов и их содержание. Взгляды современных российских экономистов на состав и содержание функций налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства и инструмента стоимостного перераспределения доходов.

В России функции налогообложения в течение продолжительного времени находились в центре внимания финансовой науки. Помимо фискальной, особо выделяется значение его регулирующей функции. Данная позиция была реализована в работах юристов и экономистов А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, В. B. Дитмана, К. М. Кулишера, П. В. Микеладзе, А. А. Соколова, В. Н. Твердохлебова, А. А Тривуса, К.Ф. Шмелева, И. И. Янжула.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения относительно количества выполняемых налогом функций. Однако принято выделять пять функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и социальную.

Фискальная функция

является основной функцией налога. Посредством данной функции реализуется основное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им функций — обороны страны и защиты правопорядка, решение социальных природоохранных и ряда других задач. В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение денежного потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Контрольная функция

налогов создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.

Распределительная функция

выражает сущность налога как инструмента распределительных отношений. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция

предполагает влияние, системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения

в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Подфункция воспроизводственного и природоохранного назначения

реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция

представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функции налогов. Ее предназначение — обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Налог на имущество физических лиц

В соответствии с Законом от уплаты налога на имущество освобождаются категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а

Налог на имущество физических лиц

Другие дипломы по предмету

Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогу, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Применение налоговых льгот в соответствии с Законом является правом налогоплательщика и носит заявительный характер. Следовательно, воспользоваться своим правом налогоплательщик может, подав соответствующее заявление в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) имущества и предъявив документы, подтверждающие право на получение налоговой льготы.

При возникновении права на льготу в течение налогового периода перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло право на льготу.

Для того чтобы исключить факт начисления налога, либо в случае, если налог уже начислен и предъявлен Вам к уплате, произвести перерасчет исчисленных сумм с целью исключения задолженности по уплате налога на имущество, просим в ближайшее время представить (либо направить по почте) в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) имущества заявление и копию пенсионного удостоверения.

Читайте так же:  Надо платить пенсионеру земельный налог

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

2.3 Порядок исчисления и уплаты налога

Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Поскольку согласно Закону № 2003-1 налогоплательщиками являются граждане Российской Федерации, имеющие в собственности имущество, на практике возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.

В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика — физического лица, которыми согласно п. 2 ст. 27 Кодекса признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

-родители, усыновители или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26 и 33 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ);

-родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. ст. 28 и 32 ГК РФ);

-опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

-попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Список категорий граждан, имеющих право на льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, приведен в ст. 4 Закона № 2003-1, в число которых входят пенсионеры, военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях либо прослужившие в Вооруженных Силах более 20 лет, инвалиды I и II групп, Герои Российской Федерации и Герои Советского Союза, а также иные категории лиц, имеющих право на льготы.

При этом лица, имеющие право на льготу по данному налогу в соответствии со ст. 4 Закона № 2003-1, обязаны самостоятельно представить необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. п. 4, 7 ст. 5 Закона № 2003-1).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 2003-1, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций.

Согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество, а именно: общая совместная собственность супругов и общая совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства. В отношении определения долей в праве общей долевой собственности в ст. 245 ГК РФ установлено следующее:

-если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (п. 1 ст. 245 ГК РФ);

-соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

Что касается случаев, когда имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N2003-1 эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

В п. 3 ст. 1 Закона № 2003-1 также предусмотрено, что физические лица, в чьей общей совместной собственности находится имущество, признаваемое объектом налогообложения, могут по соглашению между собой определить, то есть выбрать из своего числа одно лицо, которое будет являться плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении этого имущества. Данное соглашение, равно как и соглашение между участниками долевой собственности относительно распределения долей, должно быть представлено в налоговый орган по месту нахождения имущества.

Согласно ст. 2 Закона № 2003-1 объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Обязанность по уплате налога на имущество собственником возникает с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество. В соответствии со ст. 3 Закона № 2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Представительные органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования имущества и по иным критериям, то есть налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно письма Минфина России от 03.12.2009 № 03-05-04-01/98 «О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей и (или) совместной собственности» в случае, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящи

Значение налога на имущество физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here