Уплата косвенных налогов в таможенном союзе

Самое важное от специалистов на тему: "Уплата косвенных налогов в таможенном союзе". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 г.) (с изменениями и дополнениями) (не действует)

Соглашение
о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе
(Москва, 25 января 2008 г.)

С изменениями и дополнениями от:

11 декабря 2009 г.

Настоящее Соглашение прекратило действие с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)

См. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)

Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,

признавая общепринятые нормы и правила международной торговли,

согласились о нижеследующем:

За Правительство
Республики Беларусь

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Российской Федерации

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение вступает в силу, в том числе для Российской Федерации, с 1 июля 2010 г.

См. также информацию о ходе проведения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения

Текст Соглашения опубликован в Сборнике базовых документов Евразийского экономического сообщества, 2-издание, Москва, 2008 г., в газете «Таможенный вестник», июнь 2010 г., N 11, в Бюллетене международных договоров, март 2011 г., N 3

Настоящее Соглашение прекратило действие с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

НДС при импорте

По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС. Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: плательщики НДС, освобожденные от обязанностей плательщиков НДС, а также организации и ИП на спецрежимах (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2019 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 20%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 20%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/[email protected]) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за мартовский импорт нужно отчитаться перед ИФНС не позднее 22.04.2019 (20 апреля — суббота).

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в апреле 2019 г., то перечислить ввозной НДС нужно не позднее 20.05.2019.

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

Что уплачивается КБК
НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 1000 110 Пени по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 2100 110 Штраф по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 3000 110

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как налоговый агент. Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог удерживается из суммы, перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Напомним, что с отчетности за I квартала 2019 года декларация подается по обновленной форме (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected], в ред. Приказа ФНС от 28.12.2018 N СА-7-3/[email protected]).

Читайте так же:  По результатам налоговой проверки составляется

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.

Утверждена декларация по косвенным налогам, которая подается при импорте товаров в рамках таможенного союза

Игорь Невский,ведущий аудитор
КГ «Михайлов и Партнеры», к. э. н.

Начало действия соглашения о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном повлекло изменение правил взимания НДС и акцизов при импорте и экспорте товаров между входящими в него странами. Первым документом, утвержденным Минфином России в рамках союза, стала налоговая декларация по косвенным налогам, которая представляется при ввозе товаров на территорию России с территории государств – членов союза. (Приказ Министерства Финансов РФ от 07.07.10 № 69н Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 26.07.10 № 17974 Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Таможенного союза и порядка ее заполнения).

Новые правила импорта

С 1 июля 2010 года вступили в силу два документа, регулирующие правила уплаты косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном
союзе* 1.

*1 В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 начали действовать Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.08, г. Москва (далее – Соглашение) и Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой от 11.12.09, г. Санкт-Петербург (далее – Протокол).

Статьей 3 Соглашения установлено, что при импорте товаров на территорию одного государства – участника таможенного союза с территории другого косвенные налоги (НДС и акцизы) взимаются налоговыми органами того государства, на территорию которого ввезены товары. Это обусловлено в том числе и тем, что по внутренним операциям в рамках союза в настоящее время отменены таможенный контроль и таможенное оформление товаров.

При ввозе в Российскую Федерацию товаров из Белоруссии или Казахстана организация-импортер самостоятельно исчисляет налоговую базу (порядок ее определения установлен п. 2–4 ст. 2 Протокола) и уплачивает НДС и акцизы. Указанные правила распространяются и на предприятия, применяющие специальные налоговые режимы.

Данные налоги уплачиваются в общем случае не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров к учету или срока лизингового платежа, предусмотренного договором (п. 7 ст. 2 Протокола). Исключение из этой нормы установлено только в отношении маркируемых подакцизных товаров, по которым сроки уплаты определяются национальным законодательством.

В этот же срок российский импортер должен представить в налоговый орган по месту своего учета специальную налоговую декларацию* 2. Ее форма и порядок заполнения утверждены комментируемым приказом. Если в отчетном месяце налогоплательщик не принимал на учет импортированные товары или у него не наступил срок платежа, предусмотренный договором лизинга, то декларация в налоговый орган не подается.

* 2Указанные правила в определенных случаях распространяются на комиссионеров, поверенных и агентов.

Состав декларации и комплект документов

Декларация состоит из титульного листа и двух разделов, посвященных соответственно НДС и акцизам, а также приложения. В последнем приводят расчет налоговой базы по каждому виду соответствующего подакцизного товара. Раздел 2 и приложение представляются только при осуществлении соответствующих операций.

Форма декларации имеет унифицированный вид, поэтому у налогоплательщиков не должно возникнуть трудностей с ее заполнением.

В разделе 1 помимо общей суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет, импортеры раскрывают данные о суммах налога по отдельным операциям (если они есть). Указываются сведения в отношении приобретенных товаров, продуктов переработки, товаров, являющихся результатом выполнения работ или полученных по договору товарного кредита (товарного займа), а также товаров (предметов лизинга), ввозимых по договору лизинга. Кроме того, отражается стоимость импортированных товаров, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения). Для этого предназначена специальная строка 040.

Пример

ЗАО «Альфа» приобрело у поставщика, зарегистрированного на территории Казахстана, железную руду на сумму 1 000 000 руб.

Товар ввезен в Россию 22 июля 2010 года и в этот же день принят к учету.

Сумма налога по ввезенному товару составит 180 000 руб. (1 000 000 руб. х 18%).

Скачать Пример заполнения 1 декларации.

Одновременно с налоговой декларацией необходимо представить копии заверенных в установленном национальным законодательством порядке документов, перечень которых определен Протоколом. К таким документам отнесены:
– заявление* 3;

* 3 Форма заявления приведена в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.09, г. Санкт-Петербург.

– выписка банка, подтверждающая фактическую уплату налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства – члена таможенного союза;

– транспортные (товаросопроводительные) документы, установленные законодательством соответствующего государства, которые подтверждают перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого;

– счета-фактуры, оформленные в соответствии с национальным законодательством при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено;

– договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары;

– информационное сообщение (в определенных Протоколом ситуациях);

– договоры комиссии, поручения или агентский договор (в случаях их заключения);

– договоры, на основании которых приобретены товары, если они импортированы по договорам комиссии, поручения или по агентскому договору. Данные договоры представляются в случаях, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 статьи 2 Протокола, за исключением ситуаций, когда косвенные налоги уплачиваются комиссионером, поверенным или агентом.

Отметим, что в отличие от порядка, применявшегося в отношениях с Белоруссией, заявление представляется в бумажной форме в четырех экземплярах (ранее – в трех) и в электронном виде (ранее в электронном виде не направлялась). Но, как и раньше, это заявление с отметкой налогового органа страны импортера является одним из основных документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС для экспортера.

Читайте так же:  Налог на тунеядство в год

Правила представления

Декларацию можно составлять на бумаге или в электронной форме. Однако право такого выбора есть только у части налогоплательщиков.

Организации, которые отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, а также те, у кого среднесписочная численность работников за предшествующий год превышает 100 человек, обязаны сдавать декларацию только в электронном виде.

Комментируемый приказ вступает в силу с отчетности за июль 2010 года. В то же время его официальная публикация состоялась только 4 августа 2010 года («Российская газета», № 171). *4

*4 Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Соответственно они не могут служить основанием для регулирования правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Поэтому если товары ввезены в июле 2010 года, но декларация подана 2 или 3 августа, то можно было использовать форму декларации, которую организации применяли при ввозе товаров из Белоруссии* 5.

* 5 Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 27.11.06 № 153н.

Если же декларация представлялась 4 августа и позднее, использование формы, утвержденной комментируемым приказом, обязательно. В случае когда налогоплательщик использует старую форму, налоговый орган имеет право не принять ее.

Принципы взимания косвенных налогов при импорте товаров из стран Таможенного союза или экспорте в них

Сохранен принцип взимания НДС — по стране назначения

Это означает, что экспорт товаров в Белоруссию и Казахстан облагается по нулевой ставке НДС, а при импорте товаров из этих стран надо заплатить ввозной («импортный») НДС.

Причем право на нулевую экспортную ставку НДС не зависит от того, облагается или нет ввоз экспортируемого товара на территории Белоруссии или Казахстана (Статья 3 Соглашения ТС). Получается, что по некоторым товарам и российский экспортер может заявить нулевую ставку НДС, и иностранный импортер может вообще не платить налог.

Порядок уплаты косвенных налогов теперь не зависит от страны происхождения товара

Действовавшее ранее российско-белорусское Соглашение распространялось на операции с теми товарами, которые были произведены в России или Белоруссии (Федеральный закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ).

Поэтому налоговики от российских импортеров белорусских товаров часто требовали сертификат происхождения товаров по форме СТ-1 (его можно было получить в Торгово-промышленной палате Республики Беларусь). И несмотря на то что это требование неправомерно, только после представления сертификата ставили отметку на заявлении об уплате косвенных налогов, которое нужно было белорусскому экспортеру для подтверждения нулевой ставки НДС (Вопрос 1 Письма ФНС России от 08.08.2006 N ШТ-6-03/[email protected]).

Членами Таможенного союза являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000).

Новый порядок уплаты косвенных налогов распространяется на все товары — произведенные как в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане), так и в других странах (кроме товаров, следующих в РФ транзитом) (Пункт 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17).

Нулевую ставку экспортеры должны подтвердить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров

Это новшество выгодно участникам российско-белорусских сделок: ведь раньше на подтверждение нулевой налоговой ставки у них было в два раза меньше времени — 90 дней (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов. от 15.09.2004 (далее — Соглашение с Беларусью)).

Для целей «экспортного» НДС дата отгрузки — это дата первого первичного отгрузочного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика (Пункт 3 ст. 1 Протокола о товарах ТС).

Для подтверждения нулевой ставки экспортные операции надо отразить в обычной декларации по НДС (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) и представить ее в налоговую инспекцию вместе с документами (или их копиями) (Пункт 2 ст. 1 Протокола о товарах ТС):

— договорами (контрактами) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним;

— выписками банка, подтверждающими поступление выручки на ваш счет;

— полученным от вашего контрагента заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На этом заявлении обязательно должна быть отметка налогового органа Белоруссии/Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (Форма утверждена Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее — Протокол об обмене информацией)).

Для подтверждения нулевой ставки НДС по товарам, которые были предварительно задекларированы до 01.07.2010 и по которым иностранным контрагентом уже уплачены косвенные налоги, но которые будут отгружаться уже после этой даты, вместо заявления в налоговую надо представить копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение (Пункт 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293);

— транспортными (товаросопроводительными) документами. Это обычные транспортные документы (к примеру, форма N 1-Т «Товарно-транспортная накладная») (Письмо Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460; Письмо ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/[email protected]);

— иными документами, подтверждающими обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.

Если вы не представите комплект подтверждающих документов в течение 180 дней, то придется заплатить НДС за квартал, на который приходится дата отгрузки, и пени (Статья 75 НК РФ). Причем сумму пеней вам не вернут даже в случае, если впоследствии вы подтвердите свое право на нулевую экспортную ставку.

Расчет «импортного» НДС изменился

Налоговую базу по «импортному» НДС надо определять на дату принятия на учет импортированных товаров (Пункты 2, 4 ст. 2 Протокола о товарах ТС). А считать НДС надо со стоимости ввезенных товаров, увеличенной на сумму акциза (если это подакцизные товары). Она должна определяться как цена сделки, подлежащая по условиям контракта уплате вашему поставщику (Пункт 2 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

Внимание! «Импортный» НДС надо считать только с цены товара и суммы акциза, без учета транспортных и других дополнительных расходов.

Новое правило весьма выгодно импортерам белорусских товаров — ведь раньше «импортный» НДС приходилось платить с суммы, в которую, помимо стоимости приобретенных товаров и акцизов, включались (Пункт 2 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов (Приложение к Соглашению с Беларусью)):

Читайте так же:  Значение налога на имущество физических лиц

— затраты на доставку товаров, в том числе транспортировку, погрузку и экспедиторские услуги;

— стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если эта тара — единое целое с товаром;

— стоимость упаковки, включая стоимость работ.

Базу по договорам на изготовление товаров, договорам лизинга, товарообменным договорам, а также договорам товарного кредита (товарного займа) надо определять в особом порядке (Пункты 2, 3 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

Срок уплаты «импортного» НДС остался прежним

«Импортный» НДС (акциз) надо заплатить в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором лизинга) (Пункт 7 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

Если иностранный поставщик отгрузил вам товар до июля 2010 г. и этот товар был помещен под таможенный режим, а приняли товар к учету вы уже после 01.07.2010, то «импортный» налог надо платить не налоговому органу, а таможне (Пункт 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293).

«Импортная» декларация по НДС — новая

Импортер должен представить в инспекцию «импортную» декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет. За просрочку с подачей декларации будет штраф по ст. 119 НК РФ (Пункт 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

Форма новой декларации уже утверждена Минфином (Приказ Минфина России от 07.07.2010 N 69н). Применяться она будет начиная с декларации за июль 2010 г.

Уже есть и форма заявления о ввозе товаров, которое надо представлять в инспекцию вместе с «импортной» декларацией (Форма утверждена Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией). Только теперь его надо подать в инспекцию и в бумажном виде — в четырех экземплярах (а не в трех, как ранее при импорте белорусских товаров), и в электронном виде. В инспекции должны на каждом из них сделать отметки и вернуть три экземпляра. Два из них надо направить своему контрагенту-экспортеру (Пункт 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС; ст. 2 Протокола об обмене информацией; п. 1 Приложения 2 к Протоколу об обмене информацией).

Внимание! Платить «импортный» НДС и представлять декларацию по нему должны все импортеры, включая неплательщиков НДС и освобожденных от уплаты этого налога (Пункт 3 ст. 145, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, к декларации надо приложить другие документы (копии) (Пункты 1.2 — 1.5, п. 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС):

— выписку банка, подтверждающую уплату «импортного» НДС (при наличии переплаты по НДС, как по «импортному» налогу, так и по обычному внутреннему, — решение о ее зачете в счет «импортного» налога);

— транспортные (товаросопроводительные) документы;

— счета-фактуры контрагента, оформленные им при отгрузке (если их выписка предусмотрена законодательством страны контрагента);

— договоры (контракты) на ввоз товара;

— информационное сообщение (оно нужно при импорте товара с территории третьего государства — члена Таможенного союза и в некоторых других случаях).

Если вы приняли ввезенные товары на учет и в том же месяце возвратили их из-за ненадлежащего качества, то такие товары в налоговую декларацию включать не нужно. Если же вы вернете товары по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, то надо будет представить уточненную декларацию (Пункт 9 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

Для уплаты косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг в рамках Таможенного союза тоже есть свои правила. В целом (за некоторыми исключениями) они похожи на те, которые действовали в российско-белорусских отношениях (Статья 5 Соглашения ТС; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009).

И имейте в виду: на сайте ФНС России в разделе «ФНС России» -> «Таможенный союз» размещены основные документы, относящиеся к деятельности Таможенного союза.

НДС при импорте товаров из стран Таможенного союза

Ю.В. Михайловская, аудитор

Журнал «Учет в торговле» № 11, ноябрь 2010 г.

Государства – участники Таможенного союза, в число которых входит и Россия, ратифицировали специальный протокол. Согласно ему, при импорте товаров с территорий стран-участниц налог на добавленную стоимость уплачивается по особым правилам. Отметим, что порядок уплаты налога разъяснили и финансисты в письме от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260.

Начисленный налог

Порядок расчета НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза (республик Беларусь и Казахстан) регулируется:

– соглашением от 25 января 2008 года, которое введено в действие решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36 (далее – Соглашение);

– протоколом, ратифицированным Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (далее – Протокол).

Кто платит налог

При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза налог взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность исчислить и уплатить НДС.

Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: «ввозной» налог обязаны платить все импортеры, в том числе:

– применяющие специальные налоговые режимы («упрощенку» или «вмененку»);

– получившие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ.

Основание – пункт 2 статьи 346.11, пункт 4 статьи 346.26, пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Исключение сделано лишь для тех, кто ввозит товары, освобожденные от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260).

Порядок исчисления налога

Момент определения налоговой базы – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2 Протокола). То есть дата отражения поступивших товаров на одноименном счете 41.

Читайте так же:  Платежи за землю налог на землю

Налоговая база при импорте товаров из стран, входящих в Таможенный союз, – стоимость ввезенных товаров. В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую фирма-импортер должна уплатить поставщику. Из этого можно сделать вывод, что сумма, фактически перечисленная поставщику, на величину налоговой базы не влияет. Иными словами, сумму налога компания должна исчислить исходя из договорной стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы. То есть на дату принятия импортных товаров на учет.

В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Причем ставка НДС на товары, импортируемые из стран – участниц Таможенного союза, не может превышать ставку налога, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в Российской Федерации. Основание – статья 3 Соглашения.

В ноябре 2010 года оптовая компания ЗАО «Интер Шуз» импортировала в Россию из Республики Беларусь партию товаров (обуви). Стоимость партии по договору поставки – 44 000 долл. США.

11 ноября фирма приняла товары на учет, а 17 ноября оплатила их.

Предположим, что курс доллара на даты совершения операций составляет:

– 11 ноября – 31 руб. за долл. США;

– 17 ноября – 30 руб. за долл. США.

Бухгалтер фирмы записал:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 1 364 000 руб. (44 000 USD х 31 руб/USD) – приняты на учет товары;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

– 1 320 000 руб. (44 000 USD х 30 руб/USD) – оплачены товары поставщику;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91

– 44 000 руб. (1 364 000 – 1 320 000) – отражена положительная курсовая разница;

ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 245 520 руб. (1 364 000 руб. х 18 %) – начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 51

– 245 520 руб. – перечислен «ввозной» НДС в бюджет.

Сроки перечисления налога и сдачи декларации

«Ввозной» налог нужно перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары были приняты на учет. Основание – пункт 7 статьи 2 Протокола.

В этот же срок импортер должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (п. 8 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: если компания импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция вправе принудительно взыскать налог. Кроме того, фирме могут быть начислены пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 9 ст. 2 Протокола).

Импорт нужно подтвердить

Вместе со специальной декларацией по косвенным налогам в инспекцию следует представить пакет документов, подтверждающих импорт товаров из стран – участниц Таможенного союза, в частности:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

– выписку банка, подтверждающую уплату налога в бюджет;

– транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

– счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);

– договор (контракт), на основании которого товар ввозится в Россию.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 2 Протокола.

После того как компания-импортер сдаст в инспекцию пакет необходимых документов, ИФНС обязана их проверить и подтвердить факт уплаты «ввозного» налога в течение 10 рабочих дней. Для этого инспекторы проставляют соответствующие отметки на заявлении.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/[email protected]

Налог можно принять к вычету

Действительно, сумму уплаченного «ввозного» налога можно принять к вычету, но для этого должны быть выполнены общие условия зачета налога:

– товары куплены для операций, облагаемых НДС (для перепродажи);

– товары приняты на учет, что подтверждается документально.

Есть еще ряд дополнительных требований. Обратимся к пункту 11 статьи 2 Протокола и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Из этих норм следует, что принять «ввозной» налог к вычету фирма вправе, если в дополнение к общим требованиям соблюдаются еще и такие условия:

– сумма налога перечислена в бюджет и отражена в специальной декларации по косвенным налогам;

– факт уплаты налога подтвержден соответствующими документами.

Бумаги, подтверждающие факт уплаты налога, – это платежное поручение, выписка банка и заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции.

Реквизиты заявления о ввозе и платежного поручения на перечисление налога необходимо зафиксировать в книге покупок.

Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного союза, импортер вправе не ранее того налогового периода, в котором все перечисленные условия будут выполнены.

Оптовая компания ввозит обувь с территории Республики Беларусь. Фирма импортировала партию товаров стоимостью 1 500 000 руб.

Сумма «ввозного» НДС равна 270 000 руб. (1 500 000 руб. × 18%).

Вариант 1. Товары приняты на учет (отражены на счете 41) 20 августа 2010 года.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 сентября. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам и пакет необходимых документов.

Инспекторы проставили соответствующие отметки на заявлении о ввозе товаров. В сентябре бухгалтер зарегистрировал заявление о ввозе и платежное поручение на перечисление налога в книге покупок. Следовательно, сумму «ввозного» налога (270 000 руб.) фирма вправе принять к вычету в сентябре 2010 года.

20 октября компания подала общую декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 (где отражаются вычеты «ввозного» налога по импорту из Республики Беларусь) была указана сумма 270 000 руб.

Вариант 2. Товары приняты на учет 20 сентября.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 октября 2010 года. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию, пакет необходимых документов и общую декларацию по НДС за III квартал. Соответственно заявление о ввозе (с отметками инспекторов) и «платежку» на уплату налога зарегистрировали в книге покупок в октябре.

Читайте так же:  Стаж 8 лет какая будет пенсия

Таким образом, сумму «ввозного» налога фирма может принять к вычету только в октябре 2010 года. Эта сумма (270 000 руб.) будет отражена в общей декларации по НДС за IV квартал.

А как быть, если импортер применяет спецрежим?

Если импортер применяет упрощенную систему налогообложения или считается плательщиком «вмененного» налога, то принять уплаченный «ввозной» налог к вычету он не может.

Дело в том, что право на зачет налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога.

А компании на спецрежимах таковыми не являются.

Фирма на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» может включить сумму этого налога в состав налоговых затрат:

– либо на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов);

– либо в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию России).

А вот при «упрощенке» с объектом «доходы» уплаченный «ввозной» НДС в налоговом учете не отражается.

В бухгалтерском учете сумму «импортного» налога включают в стоимость приобретенных товаров.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза «ввозной» налог исчисляется и уплачивается в особом порядке. Его отражают в специальной декларации по косвенным налогам, которую сдают в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет. Вместе с декларацией представляют пакет подтверждающих документов. Уплаченный «ввозной» налог можно зачесть и отразить в составе налоговых вычетов в общей декларации по НДС.

ФНС уточняет порядок уплаты косвенных налогов при выполнении работ в пределах Таможенного союза

Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы при выполнении работ налогоплательщиками государств — членов Таможенного союза определяются в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ.

Об этом сообщает ФНС РФ в письме № ЕД-3-3/[email protected] от 31.05.2012.

При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. местом реализации работ, не предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 1 статьи 3, признается территория государства — члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы.

Косвенное налогообложение в ТС

До начала функционирования Таможенного союза (ТС) таможенные органы взимали косвенные налоги при импорте товаров согласно сведениям, отраженным в грузовой таможенной декларации (ГТД), которую декларант представлял в момент таможенного оформления. С 1 июля 2010 г. ситуация изменилась – сбор налогов производится в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе и Налоговым кодексом.

В ТС при взаимной торговле между странами-участницами косвенное налогообложение регулируют следующие документы:

  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г., заключенное между Правительствами России, Белоруссии и Казахстана;
  • Протокол от 11 декабря 2009 г. о внесении изменений в вышеуказанное Соглашение;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.

Перечисленные документы предусматривают применение принципа взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. Протоколы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми службами стран-участниц ТС.

При импорте товаров на территорию одного государства-участника Таможенного союза с территории другого косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. В условиях отсутствия таможенного оформления товаров необходимо усилить контроль за обеспечением полноты поступления в бюджет НДС по импортируемым товарам.

Возмещение НДС будет производиться сотрудниками налоговой службами страны-экспортера на основании информации, полученной от их коллег из страны-импортера без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов. Налогоплательщик вправе получить налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством государства-участника Таможенного союза в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза.

Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Суммы налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого ввезены товары. Напомним, что в России ставка НДС составляет 18%, в Белоруссии – 20%, в Казахстане – 12%. В ближайшее время унификация ставок НДС государств-членов Таможенного союза не предполагается.

Налоговое законодательство Белоруссии и Казахстана разрабатывалось по аналогии с российским. Системы налогов в странах-участницах ТС практически идентичны. Кроме того, Россия, Белоруссия и Казахстан имеют хорошо проработанную систему соглашений об избежание двойного налогообложения как между собой, так и по всему миру. Белоруссия заключила более 50 таких соглашений, Казахстан – более 40, Россия – более 70. Если же между государствами-участниками ТС все-таки возникнут споры и разногласия, связанные с толкованием или применением Протоколов, они разрешаются путем консультаций или переговоров. В случае недостижения согласия в течение 6 месяцев с даты начала таких консультаций или переговоров спор передается по инициативе любой из заинтересованных сторон на рассмотрение в Суд ЕврАзЭС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробнее о порядке взимания косвенных налогов в ТС см. статью Таможенный союз: принципы взимания НДС.

Уплата косвенных налогов в таможенном союзе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here