Самое важное от специалистов на тему: «Требование об уплате налога недоимка». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Приложение N 3. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)
- 2 ДОКУМЕНТ О ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОИМКИ
- 3 Требование об уплате налога недоимка
- 4 Требование об уплате недоимки и пени
- 5 Глава 10. Требования об уплате налогов и сборов
- 6 Как составить платежное поручение на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа
- 7 Требование об уплате налога: испытание на прочность
- 8 Требование об уплате налога недоимка
Приложение N 3. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)
Решением Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. N АКПИ18-698 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству в той части, в которой содержащаяся в настоящем приложении форма требования предусматривает возможность указания двух различных сумм недоимки и слова «справочно»
Решением Верховного Суда РФ от 25 января 2018 г. N АКПИ17-969 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству
Приложение N 3
к приказу ФНС России
от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected]
Наименование налога, сбора, страховые взносы
Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора, страховых взносов)
(1) Отчество указывается при наличии.
(2) При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).
(3) Строка заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов) — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки.
(4) Часть заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов) — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, уточненного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
> N 4. Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов). |
Содержание Приказ Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
ДОКУМЕНТ О ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОИМКИ
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ выявление недоимки вне рамок налоговой проверки инспекция должна зафиксировать документально. Форма такого документа утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected] (Приложение N 1). При этом порядок и сроки его составления Налоговый кодекс РФ не устанавливает.
Налоговый орган не обязан направлять документ о выявлении недоимки налогоплательщику (Письма Минфина России от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57, от 21.01.2009 N 03-02-07/1-25, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 N А13-2446/2010). Поэтому организация (индивидуальный предприниматель) часто узнает о задолженности из требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ей не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В том случае если размер недоимки (в сумме с относящимися к ней пенями и штрафами), выявленной не в ходе проверки, составляет менее 500 руб., требование должно быть направлено в адрес налогоплательщика не позднее одного года со дня выявления недоимки (абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ).
Выставление требования означает начало процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности.
Инспекция не вправе взыскивать с вас неуплаченный налог и пени на основании документа о выявлении недоимки. Налоговый кодекс РФ не предусматривает оформления данного документа как условие выставления требования об уплате налога, пеней, штрафа и принудительного взыскания задолженности. В связи с этим отсутствие документа о выявлении недоимки не влияет на правомерность взыскания. Поэтому при обжаловании
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ),
ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ.
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
Налоговый орган выставляет организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате налога, если в установленный срок она не перечислила платеж в бюджет (абз. 2, 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Направление требования преследует несколько целей (п. п. 1, 4, 8 ст. 69, п. 2 ст. 45 НК РФ):
— уведомить вас о возникшей налоговой задолженности;
— проинформировать о том, что вам предоставлено время для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафов, процентов);
— предупредить о том, что инспекция взыщет задолженность в бесспорном порядке или через суд, если вы не погасите ее в срок, указанный в требовании.
Содержание требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, порядок его направления и вручения налогоплательщику определены ст. ст. 69 — 71 НК РФ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9540 — | 7353 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Требование об уплате налога недоимка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Налогоплательщик (ИП) получил требование от 13.07.2018 об уплате пени по ЕНВД (за налоговый период до 01.01.2011). Фактически данный ИП прекратил свою деятельность по ЕНВД в 2006 году. 13 августа 2018 года налоговый орган вынес решение о приостановке расходных операций по расчетному счету и взыскании пени.
Налогоплательщик прекращал деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но в 2017 году вновь зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В полученном требовании указаны суммы недоимки по ЕНВД за I и II квартал 2004 года со звездочками (при формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени)).
Недоимка за I квартал 2004 года равна 1003 руб., за II квартал 2004 года также 1003 руб., пени на всю недоимку — 1907,22 руб. Указаны основания взимания пени: «ст. 75 части 1 НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России (26.03.2018) — 7.250% годовых».
Причины возникновения недоимки индивидуальному предпринимателю неизвестны.
Каков порядок взыскания пеней в принудительном порядке по задолженности, возникшей больше 12 лет назад?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможность взыскания пени за счет денежных средств на счетах в банках ограничивается сроками, предусмотренными п. 3 ст. 46 НК РФ.
При этом пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена.
В рассматриваемой ситуации налоговый орган мог утратить право на принудительное взыскание пеней.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
20 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Недоимка – это определение, относящееся к налоговой сфере, простыми словами – это задолженность.
Статьями Налогового кодекса предусмотрено принудительное взыскание задолженности после вручения исполнительного листа.
Впервые недоимки появились у крестьян из-за несвоевременно уплаченной суммы сбора за земли. Зачастую тогда суммы налога превышали заработную плату крестьян. Другой причиной мог послужить низкий урожай. Хотя даже при хорошем урожае не каждый крестьянин мог уплатить достаточно высокие суммы налогов и сборов. Таким образом, недоимки увеличивались с каждым годом.
Только в 1986 году были списаны все недоимки.
Налоговая недоимка
Недоимка может появиться из-за несвоевременно уплаченного налога, что повлечет за собой штрафные санкции.
К недоимке по налогам также относят и излишне возмещенных налоговым органом сумм платежей, например, налог на добавленную стоимость.
Вернуть из бюджета можно излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и акцизы. Сумму уплаченного НДС можно вернуть, если сумма данного налога меньше суммы вычетов. Сумму уплаченного акциза можно вернуть, если вычеты окажутся выше суммы самого налога.
Штрафные санкции
При начислении вам какого-либо налога, устанавливается конкретный срок уплаты его в бюджет. Со следующего дня после срока уплаты налога начинают начисляться штрафные суммы и до тех пор, пока плательщик не перечислит данный налог уже вместе с пеней в бюджет.
Если вами была получена излишне возмещенная сумма налога, штрафные пени будут начисляться со дня перечисления вам этой суммы на счет в банке.
Недоимки могут и должны быть уплачены лицом по собственному желанию и уже с начисленной пеней. Если же налогоплательщик игнорирует уплату налогов, органы налоговой сферы могут взыскать их в принудительном порядке. Если же данную сумму списать с налогоплательщика невозможно, налоговые органы могут ее признать безнадежной и списать.
Требование об уплате налога
При выявлении факта неуплаты налога налоговым органом высылается требование налогоплательщику об уплате налога и установлен конкретный срок. Налогоплательщик обязан уплатить налог в указанный в требовании срок. Тогда никаких неприятных последствий для налогоплательщика не возникнет.
Если же налогоплательщик проигнорировал указанное требование, налоговый орган имеет право списать данную сумму с его банковских счетов без согласия должника. Если же у должника нет счетов в банках, либо они нулевые, налоговый орган имеет право подать в суд. После получения налоговым органом исполнительно листа, он имеет право взыскать имущество должника.
Недоимка может быть списана, если истек срок давности, либо она признана налоговым органом безнадежной.
Недоимка по страховым взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС
Как и по недоимке по налогам, за неуплату страховых взносов возникает ответственность, как правило, она выражается в начислении пени. При возникновении долга, контролирующие органы составляют требование о принудительном погашении возникшего долга.
Такая недоимка возникнет в случае, если плательщик не перечислит взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Эти взносы обязаны уплачивать лица, которые принимают на работу наемных лиц. Например, индивидуальный предприниматель принял на работу в свой магазин продавца, с этого момента он обязан уплачивать все обязательные взносы.
Для тех лиц, которые не имеют в своем составе наемных работников, предусмотрена уплата взносов один раз в конце года. К обязательным и основным платежам относят платежи медицинские и пенсионные. Социальные платежи уплачиваются в добровольном порядке.
Взыскание недоимки
При несвоевременной оплате либо полном отсутствии перечислений, происходит взыскание данных средств в соответствии с действующим законодательством.
Взыскание происходит следующими способами:
- денежными средствами;
- имуществом должника, если его банковские счета нулевые или на них недостаточно денежных средств.
Требование об уплате недоимки
Требование должнику должно быть выслано в течение трех месяцев с момента обнаружения контролирующим органом недоимки.
Если такая недоимка выявилась при проверке лица, ответственного за перечисление взносов, тогда требование ему высылается в течение 10 дней с дня принятия решения.
Такое требование должно быть вручено страхователю либо лично в руки под роспись, либо заказным письмом, либо в электронном варианте. В нем обязательно должны быть прописаны следующие данные:
- сроки уплаты недоимки;
- причины взыскания;
- последствия, возникающие при неуплате недоимок в срок;
- выдержки из законов, регулирующих деятельность страховых фондов.
Если в требовании не указан срок уплаты недоимки, то плательщик обязан погасить долг в десятидневный срок.
Если должник никаким образом не реагирует на полученное требование, контролирующие органы начинают процедуру принудительного изъятия денежных средств. Данный этап занимает около двух месяцев. Должник получает данное решение в течение шести дней.
После этого с вашего счета в банке могут быть списаны данные суммы без вашего согласия. Если денежных средств недостаточно, их могут списывать по факту пополнения вашей карты. Если же никаких операций по карте вы не проводите и денежных средств на ней недостаточно, контролирующий орган может принять решение об изъятии у вас имущества в пользу фондов, что также регулируется законодательно.
Порядок уплаты недоимки
После получения требования, необходимо уточнить срок оплаты недоимки.
- Если в требовании указан срок, то именно в этот срок вам и необходимо ее оплатить.
- Если срок в требовании не указан, необходимо оплатить недоимку в десятидневный срок с момента получения требования.
- Если требование пришло вам заказным письмом – то это, как правило, уже шестой день, то есть у вас на оплату остается четыре дня.
- Если же письмо пришло вам на электронную почту, либо вручено лично в руки, то первым днем считается день получения вами этого требования.
Платежное поручение необходимо сформировать самостоятельно на основе полученного требования.
Порядок начисления пени
Контролирующие органы при выявлении недоимки начисляют пеню. Сумма пени зависит от суммы задолженности. Однако чтобы не уплатить излишнюю сумму, вам нужно уметь правильно ее рассчитывать.
Ставка рефинансирования берется на первый день возникновения недоимки. Если же ставка рефинансирования менялась в период недоимки, нужно рассчитывать по каждой ставке сумму отдельно. В текущем году ставка рефинансирования составляет 11%.
Учет пени при упрощенной системе налогообложения
В бухгалтерском учете пени отражаются соответствующими проводками. Для упрощения работы и для отслеживания наличия пеней можно открывать дополнительные субсчета «Пени». Суммы пеней должны указываться по счету «Прибыль и убытки».
Важно помнить, что при уплате недоимок и пени, необходимо составлять два платежных поручения, так как у них различные коды бюджетной классификации. Коды бюджетной классификации состоят из двадцати знаков.
Срок давности недоимки
Иногда плательщик налогов может получить требование об уплате недоимки, возникшей более пяти лет назад. Возникает вопрос: не прошел ли срок давности у такого платежа?
Начнем с того, что Налоговый кодекс никак не регламентирует срок давности по недоимке. Статьи Гражданского кодекса также невозможно применить к недоимкам.
Но в Налоговом кодексе оговаривается срок взыскания суммы через судебные органы. Общий срок составляет около девяти месяцев с момента обращения налогового органа в суд. Если же налоговый орган подает в суд на изъятие имущества должника, данный срок может составить порядка двух лет.
Недоимку также могут выявить и инспекции, к ним относят в основном недоимки по транспортному налогу. Недоимка в этом случае может выявиться из-за несовпадения суммы налога, указанной в счете на оплату с суммой налога, указанной в декларации плательщика.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что недоимки не имеют сроков исковой давности, но имеют ограничения по судебным взысканиям. Если суд примет решение о неправомерности начисления такой недоимки, либо контролирующий орган нарушит сроки подачи заявления в суд, тогда недоимка может быть признана безнадежной и будет списана.
Требование об уплате недоимки и пени
Подскажите как правильно «читать требование», если можно дайте ссылку почитать.
Добрый день. А что именно вам непонятно? Требования на уплату обычно весьма конкретны: таблица с указанием налогов и санкций, сумм недоимки и КБК. Под таблицей срок перечисления. В чем вопрос?
Суммы в таблице и под таблицей, что платить?
В таблице у вас расписаны долги по конкретным налогам, пени, штрафам, которые просят погасить именно данным требованием. Под таблицей – общая задолженность по фирме. У вас большая разница между этими суммами? В общую сумму могут входить какие-нибудь пени и налоги, по которым требование пришло ранее.
Оплатить лучше, конечно, все долги) Если вы знаете, что за общая сумма указана под таблицей, то платите все. Если сомневаетесь, то лучше этот момент уточнить, а то оплатите не на те КБК, потом замучаетесь перезачитывать.
Глава 10. Требования об уплате налогов и сборов
Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю), организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном Налоговым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Данные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9540 — | 7353 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Как составить платежное поручение на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа
Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа
Согласно статье 69 НК РФ ФНС может направить требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, если налогоплательщик неверно рассчитал сумму налога, не уплатил налог или сделал это позднее установленного срока, а также в других случаях налоговых правонарушений.
Требование составляется в виде таблицы, где указывается сумма задолженности по налогу, размер пеней и штрафов. Там же приводится срок исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, если налогоплательщик не погашает задолженность. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа утверждена Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]
Пример требования
Уплата недоимки и пени
Как составить платежное поручение
По каждой строчке требования необходимо сформировать отдельное платежное поручение. Это можно сделать вручную — перенести данные из полученного требования в поля 24 и 104-109 платежного поручения.
Заполняя платежку, вы можете использовать эту таблицу, которая подскажет, какое значение нужно указать в каждом поле. Будьте внимательны при внесении данных — ошибка даже в одной цифре приведет к тому, что деньги организации не попадут по назначению, и задолженность не будет погашена.
Номер поля | Название поля | Значение |
---|
104
КБК
Код бюджетной классификации
105
ОКТМО
ОКАТО (ОКТМО)
106
Основание платежа
ТР
107
Налоговый период
Дата, указанная в требовании в качестве срока уплаты пени
в формате ДД.ММ.ГГГГ
108
Номер документа
Номер требования налогового органа
109
Дата документа
ДД.ММ.ГГГГ- дата требования (рядом с номером в штампе)
110
Вид платежа
24
Назначение платежа
Наименование налога (сбора)
Полную инструкцию, как сформировать платежное поручение, вы можете прочитать на сайте Бухгалтерия Онлайн.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Второй вариант подготовить платежку — сформировать ее автоматически. Эта функция с недавнего времени доступна пользователям Контур.Экстерн.
Получив электронное требование об уплате в Экстерне, уведомьте об этом ФНС, нажав на кнопку «Отправить в ФНС квитанцию о приеме». Затем приступайте к формированию платежки: перейдите по ссылке «Создать платежку» и введите наименование своего банка и расчетный счет. Все остальные данные из требования система сама подставит в соответствующие поля платежного поручения. Вы также можете выбрать, по какому типу задолженности делать платежку, и при необходимости изменить сумму платежа.
Создать готовую платежку можно либо в формате Word и затем распечатать, либо скачать специальный текстовый файл, чтобы потом загрузить в интернет-банк.
Как не заплатить лишнего
При обработке требования важно знать про особенность указания сумм в поле «Недоимка». Если сумма в нем стоит со звездочкой, то оплачивать ее не нужно — эта информация носит справочный характер.
Когда вы формируете платежное поручение в Экстерне, то вы никогда не включите в него сумму со звездочкой по ошибке. Такая сумма будет в общем списке, но выбрать ее для формирования платежного поручения нельзя.
Требование об уплате налога: испытание на прочность
В начале июня ВАС РФ рассмотрел заявление организации о признании формы требования об уплате налога незаконной. Суд решил, что она соответствует законодательству. Форма формой, а человеческий фактор никто не отменял.
Налоговики при выставлении требования часто допускают массу нарушений, позволяющих его оспорить. Разберемся, какие ошибки инспекторов при выставлении требования об уплате налога влекут его недействительность или отмену.
Соответствие кодексу
До этого документ оформляли по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/[email protected] Однако существенных изменений новый бланк по сравнению с прежним не претерпел. А еще ранее действовал приказ налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/[email protected], и в бланке присутствовал реквизит, который начисто исчез из нового – подпись руководителя налогового органа (его заместителя). Это и подвигло организацию оспорить новую форму требования в ВАС РФ.
Высший Арбитражный Суд в иске отказал полностью.
Причина – в п. 4 ст. 69 НК РФ нет такого обязательного реквизита требования, как подпись начальника инспекции. А отсутствие не предусмотренных Кодексом данных не может служить поводом признать форму ему не соответствующей (решение ВАС РФ от 06.06.2013 № ВАС-3796/13).
Проверка на законность
Правда, суды зачастую вырабатывают два противоположных подхода к одному и тому же «проколу» в требовании, вследствие чего налогоплательщику самостоятельно тяжело определить, насколько законен полученный им документ. Рассмотрим ряд ситуаций, когда требование считается недействительным и подлежит отмене, и разберемся, что же делать при его получении.
Пять «нереальных» проколов
Так, суды могут признать требование не соответствующим фактической обязанности налогоплательщика в случаях, если:
1) решение по результатам налоговой проверки в части налога (пеней, штрафа), на сумму которого выставлено требование, отменено или изменено (постановление ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57 и др.);
2) резолютивная часть решения по налоговой проверке не содержит суммы задолженности, которая отражена в требовании об уплате налогов (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2012 № А27-13595/2011);
3) налоговый орган не смог обосновать размер недоимки, выявленной вне рамок налоговой проверки (постановления ФАС Поволжского округа от 28.08.2012 № А55-22748/2011, ФАС Центрального округа от 20.12.2010 № А35-2653/2010);
4) задолженность, указанная в требовании, была ранее погашена инспекцией проведением зачета, в т. ч. в день выставления этого документа (п. 5 ст. 78 НК РФ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2012 № А19-7442/2012);
5) представленный инспекцией расчет пеней не соответствует указанным в требовании сумме пеней и размеру недоимки, и налоговый орган не смог объяснить такое расхождение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010).
Если требование, полученное налогоплательщиком, подпадает хотя бы под один из указанных случаев, то ему необходимо обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании документа незаконным и его отмене.
Обратите внимание: в данных случаях налоговикам приходилось доказывать в суде не только законность требования, но и сам факт наличия недоимки. При этом в НК РФ нет ответа на вопрос, какими документами это может быть подтверждено. Исходя из анализа судебной практики, наличие недоимки может подтверждать акт сверки по лицевому счету налогоплательщика (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).
Вместе с тем зачастую в обоснование недоимки по налогам инспекторы представляют в суд карточку лицевого счета налогоплательщика. Однако в подавляющем большинстве случаев суды не признают эти данные достаточными доказательствами наличия недоимки (постановления Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 8156/02, ФАС Московского округа от 15.01.2013 № А40-57014/12-20-316 и др.).
Правильные наименования
При этом решение, на основании которого оно выставлено, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07, ФАС Московского округа от 04.10.2007, 11.10.2007 № КА-А40/10293-07 и др.).
Однако, если налогоплательщик при этом не будет оспаривать наличие недоимки, суд может посчитать, что неверное указание в требовании наименования налога не является основанием для отмены документа (постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф09-669/07-С3 (определением ВАС РФ от 13.06.2007 № 6951/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
Таким образом, налогоплательщику при оспаривании законности требования об уплате недоимки по налогу необходимо также оспаривать и само ее наличие.
Проверяйте нормы
Президиум ВАС РФ в п. 13 информационного письма от 11.08.2004 № 79 указал, что во всех случаях требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В противном случае он может быть признан недействительным.
Этой позиции нижестоящие суды придерживаются неукоснительно (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011, ФАС Московского округа от 09.08.2012 № А41-14380/11, от 19.06.2012 № А41-18874/11 и др.). Более того, данная позиция была официально поддержана в приказе УФНС России по г. Москве от 08.05.2008 № 223.
-
Когда компания оспаривает в суде требование, налоговым органам обычно приходится доказывать не только законность этого документа, но и сам факт наличия недоимки.
- Отсутствие в требовании об уплате налога, пеней ссылки на положения законодательства, устанавливающие налоговые обязательства компании, может стать основанием для его отмены.
Однако следует иметь в виду и иной подход арбитров, согласно которому указание в требовании общих статей НК РФ, регулирующих обязанность по уплате налогов, либо отсутствие указания на такие нормы не влияет на законность документа. Но при условии, что правомерность взыскания недоимки доказана (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2008 № А56-18067/2005).
Но, на наш взгляд, немногочисленность судебных актов с подобным подходом и давность их принятия позволяют руководствоваться первой позицией. И считать, что отсутствие ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность плательщика, является существенным нарушением, приводящим к отмене требования.
Необходимо отметить, что в ВАС РФ идут слушания по проекту постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ». И в пункте 55 проекта указано, что требование не признается недействительным при отсутствии в нем сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся в других документах (решении, уведомлении), на которые есть ссылка в требовании. Данное постановление пока не принято. Однако в случае утверждения указанного пункта без изменений позиция судов по данному вопросу, видимо, будет изменена.
- Выдержка из проекта постановления Пленума ВАС РФ
55. Пунктом 4 статьи 69 НК РФ определен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога.
При рассмотрении споров о признании названных требований недействительными по мотиву неуказания в них каких-либо из перечисленных сведений судам необходимо учитывать следующее.
В основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.
Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Кодекса, если такие сведения содержатся соответственно в решении налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.
Важно, как получать
Обратите внимание: в НК РФ прямо указано, что необходимо направить именно заказное письмо. Однако на практике налоговики часто отправляют требования об уплате налога простыми письмами.
Разница в том, что заказные письма вручаются адресату под расписку (подп. «б» п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221). А простые – без расписки в получении.
В данном случае налогоплательщик может отрицать факт получения требования от налоговой инспекции (если оно действительно не вручалось), а также обратиться в суд с заявлением о признании действий инспекции по взысканию задолженности неправомерными (постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2010 № Ф09-5181/10-С3).
- Сведения из реестра почтовых отправлений суды обычно не считают подтверждением того, что налогоплательщику было направлено требование об уплате налога.
Даже если требование об уплате налога, пеней отправлено заказным письмом, но не получено, инспекторы будут обязаны доказывать сам факт его направления компании. В НК РФ нет разъяснений, какими документами это должно подтверждаться. Однако основным доказательством, которым располагают чиновники, является реестр (список) почтовых отправлений и копии почтовых квитанций.
Но дело в том, что суды не признают сведения из реестра в качестве данных, подтверждающих направление налогоплательщику конкретного требования об уплате налога (постановления ФАС Московского округа от 28.06.2012 № А40-118754/11-116-321, от 20.01.2011 № КА-А41/17022-10). Арбитры аргументируют свою позицию также тем, что в реестре отсутствуют сведения об идентифицирующих реквизитах направляемых документов либо штрихкодовый идентификатор, который в соответствии с приказом Минсвязи России от 11.02.2000 № 15 необходим для определения почтового отправления.
Справедливости ради отметим, что в некоторых случаях суды приходят к противоположному выводу: реестр почтовых отправлений является подтверждением направления компании требования об уплате налога (постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 № А14-8583/2011 (определением ВАС РФ от 25.12.2012 № ВАС-17644/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
Четыре возможности поспорить о пенях
Приведем краткий анализ этих оснований. Так, арбитражные суды признают незаконным требование, если в нем не указан (или неверно указан):
1) размер недоимки, на которую начислены пени (постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, ФАС Московского округа от 07.02.2013 № А41-2782/12 и др.);
2) период возникновения недоимки (срок уплаты налога), на которую начислены пени (постановления ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012, ФАС Московского округа от 09.08.2012 № А41-14380/11 и др.);
3) период начисления пеней (постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2012 № Ф03-2590/2012, ФАС Московского округа от 13.09.2012 № А40-134248/11-140-542 и др.);
4) ставка рефинансирования, примененная при расчете пеней (ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011, ФАС Московского округа от 29.03.2011 № КА-А40/1941-11 и др.).
Памятка для тех, кто получил требование об уплате налога и пеней
- Определите, действительно ли у вас есть обязанность по уплате налогов и пеней, указанных в требовании.
Проверьте, верно ли указано в требовании наименование налога.
Посмотрите, указаны ли в требовании нормы, устанавливающие обязанность компании уплатить налог.
Требование об уплате налога недоимка
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
Комментарий
Пленум ВАС РФ принял постановление от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление), в котором разъяснил судам некоторые положения части первой НК РФ.
Часть представленных разъяснений впервые прозвучали как позиция Пленума ВАС РФ, часть – явились повторением или развитием мнений, высказанных ранее.
Обратите внимание, что данным постановлением признаются утратившими силу:
- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 30 «О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций»;
- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».
Остановимся подробнее на разъяснениях, касающихся взыскания налога в принудительном порядке.
Сроки направления налогоплательщику требования об уплате налога (п. 50 Постановления)
Требование об уплате недоимки направляется налогоплательщику либо при фактической неуплате указанной в декларации (расчете) суммы, либо в случае доначисления суммы налога по итогам проверки.
Во втором случае срок на выставление требования четко определен в п. 2 ст. 70 НК РФ – 20 дней с даты вступления в силу решения о доначислении налога. А вот начало течения срока на выставление требования в первом случае обозначено не так четко – день выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Пленум ВАС РФ разъяснил, что днем выявления недоимки следует считать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). Если же налоговая декларация (расчет авансового платежа) были предоставлены с нарушением сроков, недоимка считается выявленной на следующий день после представления этих документов.
Отметим, что споры о дате выявления недоимки возникали достаточно часто. Налоговые органы считали, что поскольку НК РФ не определяет этот день конкретно, то период выявления недоимки для инспекции не ограничен. Однако суды вставали на сторону налогоплательщика, утверждая обратное (постановление ФАС Московского округа от 17.06.2011 № КА-А41/5753-11). Некоторые даже приходили почти к тому же выводу, что и Пленум ВАС РФ: днем выявления недоимки признается дата уплаты налога (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 № 09АП-1313/2013 по делу № А40-103826/12-20-542).
Сроки направления налогоплательщику требования об уплате пеней (п. 51 Постановления)
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. При этом в НК РФ не установлено, в какой срок инспекция должна направить требование об уплате пеней.
По мнению Пленума ВАС РФ, требование об уплате пеней, начисленных на недоимку, которая возникла по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, должно быть направлено не позднее трех месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки. Если недоимка гасилась частями, то трехмесячный срок исчисляется с момента уплаты последней ее части. Такой вывод суд сделал, основываясь на положениях п. 1 ст. 70 НК РФ.
Таким образом, Пленум ВАС РФ установил максимальный срок, в течение которого может быть отправлено уведомление об уплате пеней. Следовательно, направление требования за пределами указанного срока неправомерно.
Отсутствие в требовании об уплате налога необходимых сведений не влечет его недействительность (п. 52 Постановления)
В п. 4 ст. 69 НК РФ прописан перечень сведений, которые должны содержаться в требовании об уплате налога. В частности, к ним относятся сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке его исполнения, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае его неисполнения. Кроме того, в требовании указываются подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылка на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность уплатить налог.
Пленум ВАС РФ разъяснил, что в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком декларация, либо налоговое уведомление. Следовательно, требование не может быть признано недействительным из-за отсутствия в нем сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если эти сведения содержатся соответственно в решении, декларации, налоговом уведомлении и на данные документы имеется ссылка в требовании. То же самое касается и требования об уплате авансовых платежей по налогу.
Делая такой вывод, Пленум ВАС РФ разрешил давние споры. Ранее в судебной практике не было однозначного мнения по вопросу, можно ли признать требование по уплате налога законным, если в нем отсутствуют какие-либо сведения, содержащиеся в п. 4 ст. 69 НК РФ. Так, например, ФАС Московского округа признал требование об уплате налога, пени и штрафа недействительным, потому что в нем не был указан период образования недоимки, отсутствовали подробные данные об основаниях взимания налогов, не содержались дата, с которой начинали исчисляться пени, суммы, на которую начислялись пеня, а также информация о том, за какой период и на основании какого расчета была начислена сумма пени (постановление от 09.08.2012 № А41-14380/11).
В то же время ФАС Северо-Западного округа указывал, что формальные нарушения положений ст. 69 НК РФ сами по себе не могут служить основанием для признания требования недействительным. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате (постановление от 16.05.2008 № А56-18067/2005).
Требование об уплате налога, отправленное по почте, считается полученным независимо от того, получено оно фактически или нет (п. 53 Постановления)
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ если требование об уплате налога направлено налогоплательщику по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с этим Пленум ВАС РФ указал, что уведомление о необходимости уплаты налога считается состоявшимся вне зависимости от того, получил ли фактически налогоплательщик такое требование.
Этот вывод Пленум ВАС РФ перенес в комментируемое постановление из п. 18 своего постановления от 28.02.2001 № 5, которое признано утратившим силу. Следовательно, названный вывод продолжает применяться в настоящее время.
Таким образом, налогоплательщик не может ссылаться на то, что он не получал соответствующего требования в качестве обоснования неуплаты налога.
Взыскание налога с нескольких счетов налогоплательщика (п. 54 Постановления)
Если налогоплательщик вовремя не заплатил налог или уплатил его не полностью, то недоимка может быть взыскана за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках, и за счет его электронных денежных средств (п. 1 ст. 46 НК РФ).
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджет РФ необходимых денежных средств.
Пленум ВАС РФ отметил, что если поручения на перечисление налога предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму недоимки, подлежащую взысканию на основании решения инспекции.
Например, у налогоплательщика есть два счета в банке: на одном лежит 7 000 рублей, а на другом – 5 000 рублей. При этом он вовремя не заплатил в бюджет 10 000 рублей, и инспекция собирается списать указанную сумму за счет денежных средств на его счетах в банке.
В этом случае налоговый орган не может направить в банк два инкассовых поручения, по каждому из которых требуется перечислить 10 000 рублей. Инспекция должна распределить эти 10 000 рублей так, чтобы значения, указанные в поручениях, в сумме составляли 10 000. Например, в одном инкассовом поручении может быть указано 7 000 рублей, а в другом – 3 000 рублей.
Стоит отметить, что аналогичное мнение ранее высказывал Минфин России в письме от 14.06.2005 № 03-02-07/1-144.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (п. 55 Постановления)
Как уже говорилось выше, неуплаченные или не полностью уплаченные суммы налога могут быть взысканы за счет денежных средств налогоплательщика, которые находятся на его счетах в банке (п. 1 ст. 46 НК РФ).
Если же денег на счетах нет или их недостаточно, либо отсутствует информация о самих счетах, то инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ. Об этом сказано в п. 7 ст. 46 НК РФ.
На основании этих норм Пленум ВАС РФ указал, что налоговый орган вправе перейти к взысканию налога за счет иного имущества только после принятия надлежащих мер по взысканию недоимки за счет денежных средств налогоплательщика. Поэтому если инспекция вовремя не вынесла решение о взыскании налога за счет денежных средств или не приняла мер к его исполнению, то она не может вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества или обратиться в суд за взысканием недоимки в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Аналогичное мнение было отражено в судебной практике и ранее (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 7551/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2012 № А69-944/2012, ФАС Московского округа от 15.01.2013 № А40-41578/12-115-223).
При этом Пленум ВАС РФ отметил, что из этого правила есть исключение. Так, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Если в этот период ведется исполнительное производство, возбужденное на основании ранее вынесенных постановлений о взыскании налога за счет иного имущества, это означает, что на счетах налогоплательщика недостаточно денежных средств или они отсутствуют вовсе. Следовательно, налоговый орган вправе в указанный срок сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества, если на дату его принятия исполнительное производство не было окончено (прекращено).
Кроме того, инспекция может сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества, если у нее нет информации о счетах налогоплательщика.
Обращение взыскания на имущество, находящееся в пользовании третьих лиц (п. 56 Постановления)
Еще раз повторимся, что принудительное взыскание налога может осуществляться за счет иного имущества налогоплательщика. При этом взыскание может производиться, в частности, за счет имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности. Однако такое взыскание возможно, если для обеспечения уплаты налога эти договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке (пп. 5 п. 5 ст. 47 НК РФ).
По мнению Пленума ВАС РФ, потребность обратить взыскание на конкретное имущество не является достаточным основанием для расторжения или недействительности этих договоров. Это следует из глав 9 и 29 ГК РФ. Таким образом, налогоплательщик не обязан расторгать договоры, по которым определенное имущество передано третьим лицам, только потому, что на это имущество может быть обращено взыскание. Аналогичный вывод был сделан и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 9.
В то же время в комментируемом постановлении Пленум ВАС РФ указал, что в силу гл. 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» наличие договоров с третьими лицами не препятствует обращению взыскания на имущество, переданное им. Отметим, что в соответствии со ст. 77 этого закона обратить взыскание на такое имущество может по общему правилу только суд.
Следовательно, налог может быть взыскан за счет имущества, находящегося у третьего лица на основании договора, который не расторгнут или не признан недействительным, если возможность такого взыскания будет удостоверена судом.
Пени могут взыскиваться, только если соблюдены сроки взыскания самого налога (п. 57 Постановления)
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога начисляются пени. Порядок их принудительного взыскания с организаций и предпринимателей определяется ст.ст. 46 и 47 НК РФ.
По мнению Пленума ВАС РФ, инспекция может взыскать пени только в том случае, если она своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае пени начисляются по день фактического погашения недоимки.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Делая такой вывод, Пленум ВАС РФ еще раз подтвердил мнение, сложившееся в судебной практике и у контролирующих органов (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 № 10707/08, письмо Минфина России от 10.11.2011 № 03-11-11/279).