Самое важное от специалистов на тему: «Судебная практика по пенсионному обеспечению». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Судебная практика по пенсиям, пенсионным спорам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Судебная практика по пенсиям, пенсионным спорам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 29.06.2005 г. об удовлетворении иска Габдорахманова С.Г. к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Включение специального трудового стажа для назначения досрочной пенсии. Решение суда по пенсионному спору с Главным Управлением ПФР №6 по г. Москве и Московской области.
Судебный спор бышего ИП с Пенсионным фондом
Установлено, что 13 декабря 2010 года Л… О. И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Например, часто возникает спор, должен ли такой работник заранее сообщать руководству о увольнении. И если работник не предупредил начальство, обязан ли он отрабатывать по закону две недели.
Пенсионер-адвокат обратился в Конституционный суд с жалобой. По его мнению, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» противоречат Конституции, поскольку:
- согласно этим положениям, адвокаты являются застрахованными лицами и плательщиками страховых взносов в фиксированном размере в бюджет ПФР и ФОМС;
- обязанность уплачивать эти платежи не зависит от пенсионного обеспечения таких граждан.
В этой связи судебная практика по применению пенсионного законодательства является одним из важнейших источников формирования правоприменительной практики защиты пенсионных прав.
Решение Мирового судьи судебного участка №1 Пригородного района Свердловской области Шешуковой Н.К. от 01 ноября 2005 г. по иску ДОКУКИНА АНАТОЛИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА: к МУП «Пригородный райкомхоз» о понуждении произвести отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд на его лицевой счет, к ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Н-Тагиле Пригородном районе Свердловской области: 1. о понуждении произвести перерасчет суммы взносов с учетом перечисленных МУП «Пригородный райкомхоз» средств. 2. о взыскании убытков в виде суммы невыплаченной ему за 2003-2005 г. пенсии. 3.
Пенсионный возраст не является поводом для увольнения. Многие люди в РФ после выхода на пенсию продолжают работать. Судебная практика по пенсионным спорам предусматривает индивидуальный подход к каждому клиенту.
Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.
Гражданин получил в 1995 году пенсию за выслугу лет (в Министерстве внутренних дел). В 2009 году — пенсию по старости. На пенсии гражданин работал адвокатом до ноября 2013 года.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Для расчета стажа службы данной категории граждан используется «Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы российской федерации для установления государственным гражданским служащим российской федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе российской федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу российской федерации», утвержденный Указом Президента от 19 ноября 2007 г. №1532 См.: П. 2 ст.
Это, по мнению гражданина, противоречит нормам статьи 1 Конституции РФ, статьи 7 Конституции РФ, статьи 55 Конституции РФ и ряду других статей.
Изучение судебной практики районных (городских) судов по спорам, возникающим из пенсионных правоотношений, показало, что суды в основном правильно рассматривают дела указанной категории.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
В последнее время в ходе общения с коллегами вопросы, связанные с документальным подтверждением пенсионных прав, всплывают регулярно. К сожалению, часто в этих рассказах весьма негативные оценки даются действиям Пенсионного фонда, сотрудники которого, по мнению коллег, всеми правдами и неправдами стараются не засчитать те или иные периоды трудового стажа. Затем Пенсионный фонд требует предоставить справки из архивов, — и, учитывая сложившуюся ситуацию с обеспечением сохранности документов по личному составу, далеко не каждому удается подтвердить архивными справками весь трудовой стаж, включенный в трудовую книжку.
Ниже приведено решение суда, из судебной практики московских адвокатов — «Ушаковы, Путиловы». Дело пожалуй, как и все дела о назначении досрочной пенсии и включении в неё специального стажа представляло определенную сложность. Однако в результате все исковые требования по назначению пенсии нашего клиента были удовлетворены.
Всего в специальный трудовой стаж истицы включены периоды продолжительностью 04 года 07 месяцев 20 дней, не включены в 03 года 04 месяца 11 дней.
Люблинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи К… А. А., при секретаре Ш… Н. М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-….-11 по иску Л… О. И.
Почему пенсионные споры приходится решать в суде
Представитель ОАО «Мосметрострой» в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ОАО «Мосметрострой», а также подтвердил вес доводы истца, изложенные в исковом заявлении, указал, что архивные документы соответствуют действительности, и истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, а отказ ГУ-ГУПФР № 6 считает незаконным и необоснованным (л . д. 29).
Управлением ПФР № Пенсионного отдела р-на Люблино М. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости. Дело рассматривалось в Люблинском районном суде г. Москвы. Суд посчитал решение ПФ незаконным, установил, что М. имеет необходимый 25-летний педагогический трудовой стаж. Своим решением Суд признал за М. право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включил в трудовой стаж периоды работы и обязал ГУ – Управление ПФ РФ №..по г. Москве и Московской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента первичного обращения.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Помимо данного перечня существует специализированный ФЗ от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 38 которого регламентирует исчисление выслуги лет в органах внутренних дел.
Судебная практика по пенсионным спорам
Учитывая социальную значимость споров, вытекающих из нарушений пенсионного законодательства, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия обобщена практика рассмотрения судами республики споров данной категории.
КС не принял данную жалобу к рассмотрению потому, что:
Представитель ответчика по доверенности Медведева Е.В. иск не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д. 30-31).
Обратившись в суд с вышеуказанным иском, Л… О. И. обосновала его тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области ей неправомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который ответчик не включил ряд периодов трудовой деятельности.
Практика судебных споров с пенсионным фондом
Решением комиссии ГУ-ГУПФР №6 по г. Москве и Московской области от 07 августа 20хх года С . было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. Решением комиссии по пенсионным вопросам № 637/1 от 10 марта 2011 года в назначении пенсии истице отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который не включены периоды ее работы в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце) в ОАО «Калибр» с 01 января 1984 года по 30 ноября 1986 года и с 01 февраля по 11 июля 1988 года.
При увольнении человека пенсионного возраста в России необходимо руководствоваться законодательством. Работодатель должен учитывать особенности, которые обозначены в Трудовом кодексе. В соответствии с планом работы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия на I-ое полугодие 2010 года подготовлен обзор практики рассмотрения судами дел, возникающих из пенсионных правоотношений (вытекающих из нарушений пенсионного законодательства).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Работающие пенсионеры встречаются на государственных и частных предприятиях. Некоторых людей не устраивает сумма пенсий, другие хотят помочь детям. А есть пенсионеры, которые просто не могут сидеть дома.
Пенсионный фонд ошибся, но суды его поправили. Врач-реаниматолог восстановил свои права на досрочное получение пенсии по старости.
Утратив в своем архиве пенсионное дело и не получив от гражданина повторно подтверждающие документы (интересно, а вообще имел ли Пенсионный фонд право повторно запрашивать их через несколько лет после назначения пенсии?), Пенсионный фонд попытался через суд добиться возврата, по его мнению, излишне начисленной гражданину пенсии. И ему это почти удалось! Точку в вопросе поставила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в марте 2014 года (определение № 18-КГ14-1), вставшая в данном вопросе на сторону гражданина.
Дело N33-31959/2016. Об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
от 18 августа 2016 г. N 33-31959/2016
Судья: Васильева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Рачиной К.А., Лобовой С.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе П.Н.И.
на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:
в иске П.Н.И. к Государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, отказать,
П.Н.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, в котором просит, согласно уточненным исковым требованиям обязать ГУ — ГУ ПРФ N 3 по г. Москве и Московской области произвести полный перерасчет трудовой пенсии по старости на 02 апреля 2010 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, и перерасчет после 02 апреля 2010 года с учетом всех индексаций, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за 5 лет с момента назначения пенсии в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в размере *** руб. *** коп.
В обоснование своих исковых требований истец указывает, что он является получателем пенсии по старости, однако, размер назначенной истцу пенсии, по его мнению, произведен ответчиком неверно без учета положений п. 2 ст . 30 Федерального закона от 17 .12.2001 года N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется из общего трудового стажа. 04 февраля 2015 года истец направил ответчику письмо о перерасчете пенсии, в ответ на которое в начале марта 2015 года истцом было получено письмо ответчика N *** от 03.03.2015 года. 31 марта 2015 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении детальной методики всех расчетов с указанием норм права, в соответствии с которыми произведен расчет. 11 мая 2015 года истцом был получен ответ N *** от 30.04.2015 года, в котором отсутствовала формула расчета размера трудовой пенсии, трудовой стаж истца был разделен на периоды до 2002 года и после 2002 года, при этом, при расчете пенсионного капитала применялся лишь стаж до 2002 года. По мнению истца, ответчиком произведен неверный расчет пенсии, в результате чего истцом понесены финансовые потери по неполучению пенсии в размере *** руб. *** коп.
В судебном заседании истец заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец П.Н.И.
Проверив материалы дела, выслушав истца П.Н.И., представителя ответчика Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55 , 59 — 61 , 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С 01.01.2002 г. пенсии в РФ устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
На основании ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002 г.
С 01.01.2002 г. на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в пенсионном фонде РФ.
Порядок обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета ее размера урегулирован Правилами учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 407, согласно п. 2 которых расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.
Судом установлено, что П.Н.И. является получателем пенсии с 02 апреля 2010 года в соответствии со ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2007 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
04 февраля 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, так как, по мнению истца, размер назначенной ему пенсии был занижен.
В ответ на указанное обращение ответчиком истцу было направлено письмо от 03 марта 2015 года N ***, в соответствии с которым, пенсия истцу исчислена с учетом общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 года — 25 лет 06 месяцев 07 дней (стажевый коэффициент 0,55), стажа работы на 01.01.1991 года — 18 лет 10 месяцев 12 дней (коэффициент валоризации — 0,28) и отношения среднемесячной заработной платы истца за период с 01.01.2000 года по 31.12.2001 года к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период — 1,084. Сумма страховых взносов, поступивших на лицевой счет с 01.01.2002 года на дату назначения пенсии, составила *** руб. *** коп. Размер трудовой пенсии по старости на дату назначения составил *** руб. (фиксированный базовый размере *** руб., страховая часть пенсии — *** руб. *** коп., в том числе за счет валоризации в сумме *** руб.).
31 марта 2015 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о проведении проверки расчета размера назначенной пенсии в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2015 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В письме от 30.04.2015 года N *** истцу было сообщено, что расчет пенсии произведен верно, страховой стаж по состоянию на 02.04.2010 года составляет 32 года 01 месяц 12 дней; при назначении трудовой пенсии не включены в общий трудовой стаж периоды работы, внесенные с нарушением Правил инструкции ведения трудовых книжек: с 14.07.1971 года по 18.08.1971 года — Барвенковский машиностроительный завод «Красный Луг», с 24.08.1971 года по 13.10.1972 года — Барвенковское отделение Изюмского смешторга, с 30.06.1975 года по 08.04.1976 года — Барвенковское р/о «Сельхозтехника».
Из материалов дела следует, что размер пенсии истца корректировался с учетом поступления страховых взносов, индексации, валоризации и по состоянию на 31.12.2014 года составил *** руб. (фиксированный размер — *** руб., страховая часть — *** руб.
Доказательств, опровергающих правильность расчета ответчиком общего трудового стажа, взятого за основу при оценке пенсионных прав, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что размер получаемой истцом пенсии установлен ответчиком в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем правильно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца о том, что ответчик неверно произвел расчет страховой части пенсии, а также доводы о том, что индексация произведена не в полном объеме, суд счел необоснованными, поскольку, со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости дальнейшая индексация расчетного пенсионного капитала, учтенного в размере указанной части трудовой пенсии, не производится, при этом индексации подлежит исчисленная из указанного расчетного пенсионного капитала страховая часть указанной трудовой пенсии. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), расчетный пенсионный капитал до дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости увеличивается на те же индексы, что и страховая часть указанной трудовой пенсии.
Индексация расчетного пенсионного капитала в течение года производится путем авансирования, а подведение окончательных ее итогов осуществляется с 01.04. следующего года, в связи с чем, индекс расчетного пенсионного капитала, окончательно сформированного к концу календарного года, определяется раз в году. При этом указанный индекс складывается из коэффициентов индексации страховой части трудовой пенсии прошедшего года и коэффициента ее дополнительного увеличения (в случае принятия данного коэффициента) ( пункт 6 статьи 17 Закона «О трудовых пенсиях в РФ «).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется последовательно на коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии по старости и коэффициент дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии по старости (в случае принятия данного коэффициента), из которых в дальнейшем образуется индекс расчетного пенсионного капитала.
При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 ФЗ, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
В соответствии со ст. 30 Закона, в связи с введением в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП — 450) x Т, где ПК — величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.4 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
В соответствии со ст. 30.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи . В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Доводы истца о том, что ответчик неверно произвел расчет, перерасчеты его пенсии, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о том, что пенсия истцу была рассчитана и назначена с учетом положений приведенных норм, а расчет, представленный истцом, нельзя признать верным, постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, требующих дополнительной проверки, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н.И. — без удовлетворения.
Судебная практика по пенсионным искам
Гражданам, достигшим установленного законодательством возраста, часто приходится сталкиваться с отказом в льготной досрочной пенсии. При этом вопросы могут возникать и о количестве отработанных лет, и о несоответствии наименования профессии фактически выполняемой работе. В этом случае будущий пенсионер имеет право отстоять свою пенсию в суде. Судебная практика в назначении пенсии достаточно распространена в России.
Трудовая пенсия: как отстоять через суд?
Судебная практика по назначению досрочной или льготной пенсии показала, что современное законодательство бывает трудно однозначно понять не то что обычным пенсионерам, но даже судебным органам. Например, совсем недавно (19.11.2015 года) Конституционный суд постановил, что первый пункт 10 статьи Закона «О трудовых пенсиях» не соответствует нормам.
В нем говорится о том, что стаж работы в местах лишения свободы не может быть включен в общий. Теперь же Постановление определило, что если лицо было арестовано и содержалось под стражей необоснованно (и было впоследствии реабилитировано), то стаж этот включается в общий для назначения пенсии.
11 сентября текущего года вышло еще одно постановление Конституционного суда. В нем рассматривается судебная практика по досрочным страховым пенсиям. Рассматривалась правомерность исчисления периодов труда, которые дают право на льготную пенсию педработникам. Так, был удовлетворен иск гражданина, проработавшего тренером-преподавателем в учреждениях дополнительного типа, о возможности использовать такой стаж в качестве выслуги лет для получения досрочной пенсии.
Не всегда законно отказывают и в назначении пенсий военнослужащим (военная пенсия), судебная практика также богата случаями восстановления конституционных прав бывших военных. К примеру, еще в 2014 году было рассмотрено дело об отказе назначить пенсию по выслуге лет военному прокурору, уволенному и поступившему на службу в гражданскую прокуратуру. Верховный суд постановил, что истец поступил после увольнения на другую (гражданскую) должность и ничего не мешает назначить ему военную пенсию по выслуге лет.
Судебные споры по пенсионным делам
В назначении трудовой пенсии судебная практика в основном построена на выяснении правомерности включения в стаж (или невключения) конкретных периодов работы. Так, разночтения у органов ПФР и будущего пенсионера могут возникать в отношении:
- времени, отработанного в местах лишения свободы;
- стажа в районах Крайнего Севера;
- периодов ухода за детьми, прохождения службы, обучения или досмотра за пожилыми родственниками;
- в случае невключения горячего стажа в общий;
- если утеряны записи о работе, наименование должности не совпадает с таковым в перечне опасных профессий и так далее.
Судебная практика по льготной пенсии чаще всего основывается на исках об отказе органов ПФР назначить выплату гражданину, отработавшему определенное количество лет в опасных и вредных условиях труда, а также на педагогической и прочей особенной работе.
Проблема учета специального льготного стажа сегодня стоит достаточно остро. Судебная практика по пенсиям по старости или за выслугу лет показала, что специальный стаж бывает подсчитать непросто, особенно если утеряна трудовая книжка и невозможно найти архивные документы.
Возникают сложности и в оформлении пенсии по потере кормильца. Необходимо доказать документально, что на получение пенсии претендуют исключительно нетрудоспособные граждане и имеют на это законное право. Судебная практика в отношении пенсий по потере кормильца также распространена.
В ближайшем будущем ожидается увеличение числа судебных дел в отношении оформления муниципальной пенсии, судебная практика в этой области не столь обширна. Уже с 2016 года государство планирует повысить для этой категории граждан возраст и стаж.
Иски в судебные инстанции часто подаются не только по спорам в оформлении пенсии, но и о ее выплате гражданам. Судебная практика по выплате пенсии показывает, что истцами часто являются не пенсионеры, а госорганы, выплачивающие и назначающие эти выплаты. Так, немало дел заведено в отношении граждан, оформивших выплату по подложным и фиктивным документам и получающим выплату в большем размере или вышедшим на пенсию раньше положенного срока.
Как отстоять права в суде?
Пенсионер, который полагает (и небезосновательно), что его права в отношении назначения пенсии ущемлены, имеет законное право обратиться в суд с иском. Теоретически, составить документ можно и самостоятельно, однако только квалифицированный юрист поможет определить стратегию ведения дела и добиться результата.
Итак, если гражданин столкнулся при оформлении выплаты с такими проблемами, можно смело отстаивать свои права в судебной инстанции:
- работники ПРФ не засчитали в стаж время обучения, прохождения курсов повышения квалификации и прочее;
- в стаж не учитывается время, потраченное на уход за детьми либо инвалидами;
- профессии заявителя нет в списке профессий, попадающих под назначение досрочной пенсии, хотя фактически она соответствует опасной или вредной;
- не учитывается то время, которое затрачено на оформление пенсии, и выплата начинает поступать гражданину со дня назначения, а не обращения в ПФР;
- не учитывается специальный стаж, например, педагогический или «северный» и так далее.
Обращение в суд дает возможность пенсионеру получать пенсию, положенную по закону. При этом если районный суд отказал в удовлетворении иска, решение его можно обжаловать в высшей инстанции.
Верховный суд — о пенсионных правах
«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 11
ВЕРХОВНЫЙ СУД — О ПЕНСИОННЫХ ПРАВАХ
10 октября Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики за II квартал 2012 г. Среди множества вопросов Верховный Суд уделил место и практике рассмотрения дел по спорам, возникающим из социальных, трудовых и пенсионных правоотношений. Сегодня рассмотрим несколько решений, приведенных в Обзоре и касающихся пенсионного обеспечения работников.
Установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии. Финансирование выплат указанных доплат за счет отчислений российских организаций угольной промышленности не является основанием для ограничений по их назначению пенсионерам, работавшим в организациях угольной промышленности СССР.
Д. обратился в суд с иском к УПФР по Старожиловскому району Рязанской области о признании права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии и начислении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» (далее — Закон N 84-ФЗ). В обоснование своих требований указывал, что получает досрочную трудовую пенсию по старости и его общий трудовой стаж составляет 32 года. В этот стаж включаются 20 лет работы по Списку N 1 . Истец работал на предприятиях угольной промышленности в качестве работника ведущей профессии с полным рабочим днем в шахте. В 2011 г. он обратился к пенсионному органу с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии на основании Закона N 84-ФЗ. В удовлетворении просьбы было отказано ввиду отсутствия у Д. необходимого стажа работы в угольной промышленности.
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10).
Решением районного суда, оставленным без изменения определением областного суда, в удовлетворении исковых требований отказано. Однако Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ по надзорной жалобе Д. отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, учитывая следующее.
Судом установлено, что Д. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ). Пенсионный орган при исчислении стажа работы истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учел весь период подземных работ Д. по Списку N 1 (20 лет 15 дней), в том числе и период его работы на территории Украины.
Из ответа пенсионного органа следовало, что Д. отказано в назначении доплаты к пенсии в соответствии с Законом N 84-ФЗ, поскольку в стаж для назначения такой доплаты включен период работы истца в организациях угольной промышленности СССР только до 1 января 1991 г., в связи с чем имеющаяся продолжительность стажа работы в угольной промышленности, составившая 17 лет, не дает ему права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с названным Законом.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доплата к пенсии не предусмотрена в качестве вида обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, законодатель допустил возможность включения в специальный стаж периода работы в организациях угольной промышленности СССР только до 1 января 1991 г.
Кроме того, суд указал, что доплата к пенсии бывшим работникам организаций угольной промышленности производится за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности РФ взносов по установленному тарифу, в связи с чем назначение такой доплаты возможно лишь при условии уплаты этими организациями отчислений в бюджет ПФР, однако доказательств перечисления в спорный период соответствующих денежных средств организациями угольной промышленности Республики Украина суду не представлено.
С приведенной позицией согласился и суд кассационной инстанции.
Вместе с тем ст. 1 Закона N 84-ФЗ установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ. Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с названным подпунктом.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Закона N 84-ФЗ идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право Д. на назначение требуемой доплаты, поскольку Закон N 84-ФЗ в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета ПФР, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет ПФР на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.
Законом N 84-ФЗ определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии Закон не содержит.
С учетом изложенного вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Д. требований противоречит положениям действующего пенсионного законодательства.
Судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение об удовлетворении заявленного Д. иска, признав за ним право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии и обязав пенсионный орган назначить такую доплату (Определение ВС РФ от 01.06.2012 N 6-КГ12-3).
Граждане из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающие в местах традиционного расселения своих народов, по достижении определенного возраста приобретают право на получение социальной пенсии по старости.
Б. обратилась в суд с иском к пенсионным органам о возложении обязанности назначить социальную пенсию. В обоснование своих требований указала на то, что она по национальности нанайка и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории нанайского народа в г. Хабаровске, занимается традиционными видами деятельности, достигла 50-летнего возраста, поэтому в силу Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ) имеет право на социальную пенсию. Решением районного суда заявленные требования были удовлетворены частично. На одного из ответчиков возложена обязанность назначить Б. спорную пенсию. Однако кассационная инстанция отменила решение суда и отказала в удовлетворении требований Б.
Верховный Суд по жалобе Б. отменил кассационное определение, оставил в силе решение суда первой инстанции, и вот почему.
Судом установлено, что Б., по национальности нанайка, проживающая в г. Хабаровске, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 166-ФЗ как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением пенсионного органа в назначении указанной пенсии Б. было отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.01.1993 N 22 (далее — Постановление N 22). Б. же проживает в г. Хабаровске, который в этот Перечень не включен.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при достижении Б. 50-летнего возраста у нее возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истицей доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории городского округа Хабаровск, который отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р, и занятия Б. традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России (рыболовством, художественными промыслами и народными ремеслами).
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала на то, что назначение социальной пенсии лицам из числа малочисленных народов Севера связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом их проживания в определенных районах Севера, то есть в тяжелых природных и климатических условиях. Поскольку г. Комсомольск-на-Амуре и г. Хабаровск, где проживала и проживает истица, не включены в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, действовавший до мая 2009 г., суд отказал Б. в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала данный вывод ошибочным.
Согласно п. 6 ст. 5 Закона N 166-ФЗ социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в пп. 8 п. 1 ст. 4, среди которых числятся нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в ст. 11 Закона N 166-ФЗ, в соответствии с которой право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные народы — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ 50 тысяч человек и менее и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 11 Закона N 166-ФЗ право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Законом N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы. Указанный документ был утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255. В этот Перечень включены нанайцы, проживающие на территории Хабаровского края, Приморского края и Сахалинской области. Нанайцы также включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р.
Вместе с тем необходимым условием для назначения таким лицам социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера был утвержден Постановлением N 22, в районы Севера были включены в числе прочих Комсомольский район и часть Хабаровского района Хабаровского края. Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 410. Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 82-ФЗ было издано Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р, которым утвержден новый Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В этот Перечень включены в числе прочих городские округа Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, нанайцам, проживающим на указанных территориях, гарантируется предоставление мер социальной защиты как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (Определение ВС РФ от 22.06.2012 N 58-КГ12-2).