Ставка налога на сельскохозяйственные земли — 2021 год

Автор: | 12.06.2021

Самое важное от специалистов на тему: «Ставка налога на сельскохозяйственные земли». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Содержание

Какой налог на землю ЛПХ и ИЖС в 2019 году для физических лиц

Последнее обновление 2018-11-30 в 12:44

В статье разберем, по каким ставкам облагается земля на участках, предназначенных для ЛПХ и ИЖС. Выясним, в чем разница между этими категориями. Приведем примеры расчетов земельного налога для ИЖС и ЛПХ.

Налог на землю ЛПХ и ИЖС: в чем разница

Ставка земельного налога устанавливается в ст. 394 НК в зависимости от категории и вида использования участка. Кроме того, значения этих характеристик влияют на кадастровую стоимость земли, а значит, и на общую стоимость годового налога для физического лица на землю ИЖС или ЛПХ.

Все земли в России относятся к определенным целевым категориям, которые перечислены в п.1 ст.7 ЗК. Это, например, земли:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • запаса и др.

Помимо категории для каждого участка устанавливаются виды разрешенного использования земли, которые зависят от зонирования территории и действующих градостроительных регламентов. Перечень таких видов использования содержится в Классификаторе (утв. Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540). Например, вид использования — малоэтажная жилая застройка:

Сведения о категории земель и о том, как можно использовать участок, вносятся в ЕГРН. Также они отражаются на публичной карте:

Понятие земельного участка для ведения ЛПХ содержится в ст.4 закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ. Согласно п.1 указанной статьи такие наделы бывают 2 видов:

  • приусадебный земельный участок, который относится к землям населенных пунктов. На нем разрешается возводить жилые дома и хоз. постройки.
  • полевой участок, расположенный за пределами поселения (на землях сельхозназначения). На такой земле ничего капитального строить нельзя.

Участки под ИЖС выделяют из земель населенных пунктов целенаправленно для строительства на них частного жилого дома. Это, например, широко распространенные сегодня коттеджные поселки.

В соответствии со ст.394 НК налоговая ставка на земли ИЖС и ЛПХ установлена в пределах 0,3% от кадастровой стоимости участка. Однако в муниципальных образованиях местные власти вправе определять свои ставки (но не выше 0,3%) и вводить дополнительную разбивку по категориям.

Важно!

Вся информация по ставкам и льготам, действующим на территории разных муниципальных образований, собрана в едином сервисе ФНС.

Пример 1

В г. Батайск той же области ситуация похожа, только ставка для участков, выделенных под жилищное строительство, немного выше — 0,2%.

Расчет налога на участок ИЖС и ЛПХ

Все расчеты имущественных налогов за физ. лиц проводит ИФНС. Гражданину остается только проверить правильность начисления и заплатить указанную сумму. В уведомлении в табличной форме расписаны все данные, необходимые для расчета.

Пример 2

Братья Константин и Игорь живут в Красноярске. У обоих есть по участку земли за городом. У Кости — 9 соток, предназначенных для ведения подсобного хозяйства. Стоимость по кадастру — 273 171 руб. У Игоря земля под ИЖС той же площади. Кадастровая стоимость — 375 773 руб. Игорь купил участок в 2013 г. и пока не успел построить дом.

Итого за год Константин заплатит за свой участок 273 руб. (273 171 × 0,1%). Расчет налога на землю для ИЖС для Игоря 376 руб. (375 773 × 0,1%). Раз ставки в этом муниципальном образовании одинаковые, разница в итоговой сумме зависит только от кадастровой стоимости.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС


8 800 350 84 37

Важно!

На сайте ФНС есть калькулятор налога на участок ИЖС и землю других категорий. Для расчета нужен кадастровый номер.

Пример 3

  1. По общему правилу в 2019 году налог на земли ИЖС и ЛПХ рассчитывается одинаково.
  2. Местные власти вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от вида использования участка, но не более 0,3%.
  3. К участкам под ИЖС применяется повышающий коэффициент 2, если спустя 10 лет после покупки земли построенная на ней недвижимость не зарегистрирована.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(26 оценок, средняя: 4,35)

Ставка налога на сельскохозяйственные земли

Налоги на землю сельхозназначения

  • Для коммерческих организаций региональные нормативные акты устанавливают авансовые платежи каждый квартал.
  • Организации общественной или религиозной деятельности должны вносить платежи раз в 6 месяцев.
  • Физические лица, как правило, платят в общем порядке, установленном федеральным законодательством.

Размер налоговых ставок на сельскохозяйственные земли зависит от региона размещения и категории. Характеристики, по которым земельный участок можно отнести к конкретной категории, прописаны в федеральных законах. Налоговые ставки находятся в диапазоне от 0,01 до 0,3 процентов в год от кадастровой стоимости участка земли сельхозназначения.

Налог на землю сельхозназначения в 2020 году

Земельный налог на земли сельхозназначения с пониженной ставкой уплачивается, только если соблюдены условия, описанные выше. Если участок куплен, например, для последующей продажи, или используется в других целях, или расположен не в сельскохозяйственной зоне, пониженную ставку нельзя применять. Такие земли облагаются по общей ставке – 1,5 процента.

Ставку налога на землю устанавливают муниципальные образования. При этом они не вправе устанавливать ставки выше тех, что прописаны в Налоговом кодексе. А Налоговым кодексом для сельскохозяйственных земель установлена ставка 0,3 процента. Для прочих категорий земель применяется ставка 1,5 процента.

Особенности уплаты земельного налога земель сельскохозяйственного назначения

Граждане определенных категорий могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы участка на 10 000 рублей и более либо вовсе вправе не платить земельный налог. Все зависит от воли местных властей на предоставление льгот, так как именно они занимаются принятием платежей в региональные бюджеты.

В качестве одного из способов принудительной уплаты просроченного налога, налоговая инспекция может направить в адрес работодателя должника уведомление о том, что у работника имеется задолженность по налогу и нужно ее погасить за счет заработной платы. Помимо этого, неплательщику может быть ограничен выезд из РФ. Штраф за неуплату налогов с граждан по российскому законодательству не взыскивается.

Читайте так же:  Алименты на 3х детей в процентах

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения

Любой земельный участок имеет определенную ценность. Самостоятельно величину этого параметра определить можно, но налог считают по цене, которую рассчитывает Росреестр. Это так называемое понятие кадастровой стоимости земли. Она определяет стоимость земли в рублях. Эта величина необходима для расчета земельного налога. Формула такова:

Физические лица и организации, имеющие в собственности землю, в соответствии с 31 главой Налогового кодекса уплачивают земельный налог, если объект налогообложения находится в муниципальном образовании, где введен такой сбор. Для некоторых разновидностей такой недвижимости ставка за пользование равна 0. А вот налог на землю сельхозназначения в 2020 году уплачивать придется, если не установлена какая-либо льгота в отношении плательщика. Не уплачивают такой сбор арендаторы и лица, владеющие землей на праве безвозмездного пользования.

Налогообложение земель сельскохозяйственного назначения юридическими лицами

Не смотря на то, что в полномочия налоговых органов не входит контроль за целевым использованием земель, ИФНС не остается в неведении по этому вопросу. Информацию налоговые органы получают в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, заключенного в г. Москве 21.10.2013г.

  • некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,

тогда как заявитель к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки не используются им по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства.»

Если земля сельскохозяйственного назначения не используется

В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Ставки земельного налога по сельскохозяйственным участкам

  • на пашне не ведутся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах трава не скашивается;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав превышает 30 процентов площади участка;
  • на пастбищах не выпасается скот;
  • не проводятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений, а также их раскорчевке, если они списаны, и др.

Контролирующие органы зачастую считают, что организация должна применять ставку в размере 1,5 процента, потому что сама она не использует землю в сельхозпроизводстве. Аргументы следующие: пониженная ставка представляет собой льготу за риск ведения сельхоздеятельности. Арендная плата компенсирует его, поэтому владелец участка не имеет права на ставку 0,3 процента.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения — 34

4. При отсутствии кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных физическим лицам в садоводческих товариществах и дачных кооперативах, расположенных за пределами населенных пунктов, для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, ставки земельного налога на такие земельные участки устанавливаются согласно приложению 3 к настоящему Кодексу, увеличенные на коэффициент 1,6.

2. Ставки земельного налога на земельные участки, предоставленные для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения, устанавливаются в размерах, соответствующих ставкам земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения.

Актуальные ставки по земельного налогу и инструкция по их определению

Например, ЗУ под дачу облагается налоговой ставкой 0,1%. Это сравнительно невысокий процент для земель сельскохозяйственного назначения. Или ЗУ под строительство частного жилого дома облагается 0,3%. Это максимально допустимая ставка для этого вида наделов. Если соседу по участку пришла квитанция, в которой налог высчитан с учётом ставки 0,6%, то вероятны следующие причины:

Указанная величина налоговых начислений, применяющаяся к единицам налоговой базы, устанавливается в соответствии с положением законодательства, опираясь на Федеральный закон, вступивший в силу 06.10.03 г, под № 131-ФЗ. Закон оглашает, что нормирование величин ставок находится в компетенции органов местного самоуправления. Это определяется тем, что налог на ЗУ поступает в местный бюджет и распределяется по усмотрению исполнительных органов местной власти.

Земельный налог: изменения расчета в 2020 году

Узнать ее можно на сайте (ФНС) Федеральной Налоговой Службы в подразделе «Справочная информация» или пройдя по ссылке: http://www.nalog.ru/rn50/service/tax/ , также из нормативных и правовых актов в местных муниципалитетах, зачастую эти данные размещаются на стендах и досках объявлений в районной ФНС.

Теперь земельный налог (далее как ЗН) будет начисляться с учетом кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, что предвещает увеличение суммы в несколько раз. Все дело в том, что устанавливалась кадастровая цена независимыми оценщиками, так сказать «на глазок», основываясь зачастую на недостоверных данных, и в отдельных случаях значительно превысила актуальную рыночную стоимость.

Ставка налога на с/х земли, когда режим их использования нарушается

Как и прежде, ставка земельного налога сельскохозяйственного назначения в 2019 году пониженная. Но чтобы остаться на ней, нужно соблюдать ряд условий. В том числе, не нарушать положения административного законодательства. Рассказываем о ставках земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения с учётом позиции ФНС России.

Читайте так же:  Как установить алименты в твердой денежной сумме

На основании абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ ставки по земельному налогу устанавливают нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Ставки не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства.

Условия применения пониженных ставок

Как следует из приведённой нормы, для применения налоговой ставки в размере до 0,3% необходимо соблюдение одновременно 2-х условий:

1. Отнесение участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (т. е. – к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах).

2. Реальное использование этого участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если участок отвечает указанным выше критериям, ставка земельного налога на сельскохозяйственные земли в 2019 году не превысит 0,3 процента.

Если же участок признан неиспользуемым по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, налогообложение будет идти по ставке, установленной в отношении «прочих земель». Она может достигать 1,5% начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном правонарушении, и до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Речь идёт об ответственности по следующим нормам:

  • статья 8.7 КоАП РФ – невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (штраф до 700 000 руб.);
  • статья 8.8 Кодекса – использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (штраф до 400 000/700 000 руб.).

Особая ситуация

На практике случается, что права на участок перешли к лицам, которые не привлекались к административной ответственности за использование его не по целевому назначению. В том числе, когда предыдущий собственник распорядился участком до устранения им своего правонарушения.

По мнению налоговиков, в подобных случаях действует всё же повышенная ставка земельного налога – максимум 1,5%. Пока нарушение остаётся не устранённым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Минсельхоз предлагает увеличить ставку налога на неиспользуемые земли сельхозназначения

Минсельхоз представил к общественному обсуждению на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроект, которым предлагается увеличить ставку земельного налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения, не используемые для сельхозпроизводств. Соответствующие поправки предлагается внести в статью 396 НК РФ.

Законопроект устанавливает, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах 3 – 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земель.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлена ставка земельного налога в размере 1,5%. При этом в настоящее время земельные участки сельхозназначения облагаются земельным налоговом по ставке 0,3% (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ).

Также устанавливается, что органы земельного надзора в десятидневный срок будут сообщать в налоговый орган о выявленных фактах неиспользования земельных участков для сельхозпроизводства.

Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен для стимулирования собственников к эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также вовлечению таких земель в сельскохозяйственный оборот.

Налог при продаже земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения (ст. 77 Земельного кодекса РФ) являются территории, находящиеся вне границ населенного пункта, предоставленные и предназначенные для нужд сельского хозяйства. Как и другие объекты недвижимости, земли сельхозназначения подлежат обороту: их можно продавать, дарить, обменивать и сдавать в аренду. Владельцами таких земель могут выступать как юридические лица, так и граждане.

В Налоговом кодексе РФ определение налога при продаже участков сельскохозяйственного назначения отсутствует. В главе 23 раскрывается понятие налогового сбора на доходы физических лиц (НДФЛ) — основном виде прямых налогов. Исчисляется НДФЛ в процентном соотношении от общего дохода гражданина за вычетом расходов, подтвержденных документально. По ст. 207 НК РФ плательщиками этого налога допускаются граждане:

  • находящиеся в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев.
  • физические лица — резиденты РФ.
  • нерезиденты Российской Федерации, получающие доход на территории России.

В ст. 208 НК РФ закреплено, что доходами физических лиц являются доходы, в том числе, от реализации недвижимости, к коему в полной мере можно отнести доходы от реализации земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Ставка и срок уплаты налога

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет несколько ставок НДФЛ, которые применяются к различным видам доходов. Большинство доходов (куда относится и реализация сельхоз земель) облагается по общей ставке 13%. Если земельный участок пребывает во владении и пользовании более трех лет и приобретён до 01 января 2016 г., тогда гражданин освобождается от уплаты НДФЛ. Участки, приобретённые после 01 января 2016 г. для освобождения от выплаты налога должны быть во владении и пользовании не менее пяти лет. Минимальный предельный трехлетний срок владения землей сельскохозяйственного назначения сохраняется при реализации хотя бы одного из пунктов:

  • право собственности на участок земли приобретено в порядке наследования, либо по договору дарения, где сторонами являются члены семьи или близкие родственники.
  • право собственности приобретено в итоге приватизации.
  • право собственности приобретено по соглашению пожизненного содержания с иждивением.

(Федеральный закон № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 г. «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ»)

Отсчёт срока владения земельным участком идёт от даты регистрации права собственности, указанной в Свидетельстве на право собственности.

Итак, если полученный доход с продажи земли сельскохозяйственного назначения превышает её покупку, НДФЛ будет равен 13% (налог = доход от реализации — затраты на приобретение х 13%). В случаях, когда доходы плательщика налога от продажи земельного участка меньше, чем кадастровая стоимость объекта, доходы продавца приравниваются к кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. Если на первое января года заключения соглашения и перехода прав собственности, кадастровая стоимость земельного участка не определена, понижающий коэффициент не используется и налоговый сбор рассчитывается от суммы соглашения, определённой в договоре. Законами субъектов РФ может быть уменьшен как минимальный предельный срок обладания недвижимостью, так и понижающий коэффициент — вплоть до нуля.

Читайте так же:  Пенсионный отказал в выплате материнского капитала

Налоговый вычет

В налоговом законодательстве применяется такое понятие, как налоговый вычет. Это сумма, на которую уменьшается окончательный результат налога. На территории Российской Федерации существуют пять видов налоговых вычетов:

  • стандартные (предоставляются определенным категориям физических лиц: «чернобыльцам, инвалидам ВОВ и др.);
  • социальные (связаны пожертвованиями благотворительным организациям, расходами на обучение и т.д.);
  • имущественные (предоставляются при проведении определенных операций с имуществом: продаже, покупке жилья, строительстве жилья и т.д.);
  • профессиональные (применяются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов частной практики);
  • инвестиционные (предоставляются при получении прибыли от торговли ценными бумагами).

При реализации земель сельскохозяйственного назначения гражданин имеет право уменьшить свой доход по выбору (Письмо Минфин РФ от 30 декабря 2011 N 03-04-05/7-1140, ст. 220 НК РФ):

  • на вычет в фиксированной сумме (один миллион рублей при реализации сельскохозяйственного участка, жилого дома, квартиры; 250 000 рублей при реализации иной недвижимости: гаража, нежилого помещения).
  • на расходы, подтвержденные документально, по приобретению этой недвижимости.

В первом случае НДФЛ уплачивается с разницы между стоимостью продажи земельных участков и суммой фиксированного вычета. Во втором случае, налог рассчитывается с полученного расхождения между доходами от продажи земли и затратами на её приобретение.

Сроки подачи декларации

Подача налоговой декларации обязательна. Даже если сумма налога равна нулю, сделать это надлежит в следующем за годом заключения соглашения по реализации земельного участка году до 30 (включительно) апреля. Декларация заполняется по установленной форме (3-НДФЛ), затем вручается по месту проживания в налоговую инспекцию. При использовании имущественного вычета потребуется заявление о его предоставлении. Если доходы уменьшаются на расходы, связанные с приобретением земельного участка, то к декларации надлежит приложить документацию, подтверждающую данные расходы. Подать декларацию возможно лично либо через законного представителя. Сделать это можно и посредством почты России с описью или в электронном виде на портале Госуслуг. Заплатить налог необходимо до 15 (включительно) июля года, следующего после года заключения сделки. За нарушение подачи декларации установлен штраф, который не может превышать 30% от суммы неуплаченного налога и — менее 1 000 рублей.

Налог на земли населённых пунктов

Видео (кликните для воспроизведения).

Земельный налог всегда относят к местным налогам. Он является обязательным к уплате там, где местные муниципальные власти приняли закон о его введении.

Налог на земли населённых пунктов уплачивают физические и юридические лица, которые имеют права собственности на земельные участки, а также права бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения. Согласно ст. 15 Земельного кодекса собственностью граждан являются участки, приобретённые на основаниях, предусмотренных законодательством России.

От уплаты данного налога освобождены граждане, обладающие правами безвозмездного срочного пользования. Если гражданин получает земельный участок по договору аренды (по ссылке подробно про аренду земель населенных пунктов), то он не будет уплачивать земельный налог.

Исчисление земельного налога

Налог на земли населённых пунктов и авансовые платежи подлежат уплате организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований и уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков. Физические лица уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании уведомления, направленного налоговым органом.

Исчисление земельного налога, который должны уплачивать физические лица, производит налоговый орган, основываясь на соответствующих налоговых ставках и налоговой базе.

Налоговая база

Налоговая база определяется кадастровой стоимостью участка, который признается объектом налогообложения. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Если участок находится в долевой собственности, то налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок.

Для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговую базу определяют налоговые органы, исходя из сведений, которые предоставляются в налоговую органами, занимающимися государственным кадастровым учетом и регистрацией прав на недвижимость.

Уменьшение налоговой базы возможно только на сумму, не облагаемую налогом – 10 тысяч рублей на одного человека на территории одного муниципалитета таких городов, как СПб, Москва и Севастополь. Данное умешенные налоговой базы возможно в отношении участков земли в бессрочном пользовании, пожизненном наследуемом владении или собственности следующих категорий налогоплательщиков:

  • инвалидов 1 и 2 групп;
  • инвалидов детства;
  • Героев РФ, СССР, кавалеров ордена Славы;
  • ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий;
  • физ. лиц, имеющих право на получение соц. поддержки в соответствии с ФЗ № 175 (1998), ФЗ №2 (2002);
  • физ. лиц, которые принимали участие в испытании термоядерного и ядерного оружия, ликвидации ядерных установок при аварии;
  • физ. лица, которые перенесли лучевую болезнь либо стали инвалидами в результате испытаний, связанных с ядерными установками.

Налоговая ставка

Налоговая ставка определяется местным муниципалитетом. Она не может быть выше:

  • 0,3% в отношении участков, занятых зданиями жилого фонда, участков, используемых по сельскохозяйственные угодья, участков, которые предоставляются для личного подсобного хозяйства;
  • не более 1,5% для остальных участков.

Возможно установление дифференцированных ставок по налогам, что зависит от категории земель и разрешённого использования участка земли.

Льготы при уплате налога на земли населённых пунктов определяет статья 365 налогового кодекса РФ. От уплаты земельного налога освобождаются такие категории налогоплательщиков:

  • организации, в отношении участков, занятых государственными автомобильными дорогами;
  • религиозные организации;
  • организации инвалидов;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • организации, являющиеся резидентами особой экономической зоны;
  • физ. лица, являющиеся коренными малочисленными народами Крайнего Севера;
  • организации, занимающиеся народными художественными промыслами;
  • управляющие компании.

Местные органы могут устанавливать льготы и для других категории граждан: инвалидов и многодетных семей. При уплате налогов физические лица, имеющие льготы, должны подать в ФНС соответствующее заявление и документ, которые подтверждают наличие такой льготы.

Ставка налога на сельскохозяйственные земли

Необходимо отметить, что, согласно Земельному кодексу РФ, сельхозугодья могут располагаться в землях поселений или землях сельскохозяйственного назначения. Эти две категории серьезно различаются в отношении налогообложения.

Читайте так же:  Алименты на родителей пенсионеров размер семейный

Во-первых, у земель поселений обычно выше кадастровая стоимость, которая является налоговой базой. Во-вторых, налоговые ставки также предусмотрены разные.

Федеральное законодательство в качестве максимальной ставки для сельскохозяйственных земель с любым видом разрешенного использования называет 0,3 %, а для земель поселений – 1,5 %.

Более детальное регулирование отдано на откуп местным властям, т.к. налог этот поступает в местные бюджеты.

Регулирование налога на сельхозземли на областном уровне

Московская область задает направление налоговому правотворчеству на местном уровне, выпуская письма с рекомендациями по поводу корректировки налогов в новом году по итогам истекшего года.

Например, осенью 2013 г. местным законодателям сельских поселений Серпуховского, Подольского и Чеховского районов, был дан совет поднять ставку налога на землю сельхозназначения или земли сельхозиспользования в составе поселений. Областное Правительство посчитало, что в числе факторов, приведших эти муниципальные образования к бюджетному дефициту, значится и земельный налог около 0,1 процента или меньше.

Общей рекомендацией для всех районов стало повышение налога на земли, не используемые для сельхозпроизводства с 0,1-0,3 % до 1,5 %. Таким образом, областные власти хотят стимулировать обработку брошенных или используемых не по назначению сельхозугодий.

Здесь мы заметим, что использованием по назначению сельскохозяйственных земель для сельхозпроизводства является размещение на них животноводческих или птицеводческих предприятий, использование в качестве пашни или пастбища.

Сегодня бывшие пашни активно расхватывают инвесторы с целью изменить вид разрешенного использования на «для дачного строительства» и реализовать землю как коттеджный поселок, не особенно разорившись на налогах.

Однако областное Правительство считает, что для сельскохозяйственных участков под дачи, приобретенные коммерческими организациями, также ставка налога должна быть не льготной (до 0,3 %), а общей (до 1,5 %). Именно такие указания были даны районам в 2013 г.

Давайте посмотрим, прислушались ли муниципальные районы к этим указаниям.

Регулирование налога на сельхозземли на уровне местного самоуправления

Обычная практика – пересматривать земельный налог ежегодно. Иногда местные Советы депутатов оставляют в силе предыдущее Постановление, иногда принимают новое, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы.

Для примера мы рассмотрим результаты нормотворческой деятельности в сфере земельного налога по нескольким поселениям Московской области, находящимся в различных районах.

Ставка налога на земли сельхоз-назначения, %

Ставка налога на земли поселений для сельхоз-использования, %

Ставка налога на земли сельхозна-значения для дачного строительства, %

Налог на земли сельскохозяйственного назначения

Земли, которые предназначаются и предоставляются для покрытия сельскохозяйственных нужд, а также располагаются за пределами территории населенных пунктов, называются землями сельскохозяйственного назначения. В составе таких земель выделяются здания и сооружения, целевое назначение которых — производство, хранение и первичная переработка с/х продукции, защитные лесные насаждения, внутрихозяйственные дороги и коммуникации (ст.77 ЗК РФ).

Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований служат основанием начала и прекращения действия земельного налога на сельскохозяйственные земли. К тому же эти органы определяют размер налоговой ставки и регулируют — в каком порядке и в какие сроки этот налог обязан быть выплачен. На территории данных муниципальных образований (МО) оплата земельного налога является обязательной. Упомянутые нормативно-правовые акты регулируют вопрос налоговых льгот, одновременно определяя порядок и основания их применения (ст.387 НК РФ).

Согласно НК РФ, налогоплательщиками признаются физические лица или организации, обладающие землями сельхозназначения на правах:

  • собственности;
  • бессрочного, постоянного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Если земли с/х назначения являются частью имущества, которым обладает паевой инвестиционный фонд, то налогоплательщиком является управляющая компания. И в таком случае налог уплачивается за счет имущества, принадлежащего этому фонду. Физические лица или организации не признаются налогоплательщиками, если сельскохозяйственные участки принадлежат им на правах:

  • безвозмездного пользования;
  • безвозмездного срочного пользования;
  • договора аренды (ст.388 НК РФ).

Налоговая база и порядок ее определения

Налоговая база (НБ) тех сельхоз земельных участков, которые признаны объектом налогообложения, определяется на основании их кадастровой стоимости. Последняя, в свою очередь, определяется земельным законодательством РФ (ст.390 НК РФ). Отправной точкой расчета является кадастровая стоимость по состоянию на 1 января того года, который является налоговым периодом. Если земельный участок был сформирован позднее, когда налоговый период уже начался, то его налоговая база определяется кадастровой стоимостью по состоянию на день внесения необходимых данных о нем (участке) в ЕГРН.

Если с/х участок находится одновременно на территории нескольких МО, то его налоговая база высчитывается по следующему принципу:

  1. Налоговая база определяется для каждого муниципального образования отдельно.
  2. Определяется кадастровая стоимость всего земельного участка для каждого МО.
  3. Высчитывается доля кадастровой стоимости пропорционально той территории, которая находится на данном МО.
  4. По получившемуся результату производится расчет налоговой базы.

Если кадастровая стоимость изменяется в течение налогового периода, то это никак не отображается на налоговой базе текущего и предыдущих налоговых периодов. Однако, если такая стоимость была определена ошибочно, то налоговая база будет изменена, и эти изменения будут применены на все налоговые периоды, по которым рассчитывался налог на земли сельхозназначения.

Если на земельный участок установлено право общей собственности, то налоговая база определяется для каждого налогоплательщика отдельно, соответственно его доле. Юридические лица определяют налоговую базу на основании ЕГРН самостоятельно, для физических лиц — эту функцию выполняют налоговые органы на основании сведений, предоставляемых органами, которые осуществляют государственный кадастровый учет (ст.391 НК РФ).

Для кого может быть уменьшена налоговая база

Согласно НК РФ уменьшение НБ на 10 000 рублей (сумма не облагается налогом) для следующих категорий граждан:

  • Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды с детства, а также I и II группы;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • лица, пострадавшие вследствие воздействия радиации на ЧАЭС, производственном объединении «Маяк», Семипалатинском полигоне, и имеющие право на получение соц.поддержки в соответствии с федеральными законами;
  • участники испытаний ядерных установок, ликвидации аварий на ядерных установках, приобретшие вследствие этого заболевания и ставшие инвалидами.

Если сумма 10 000 рублей превышает величину налоговой базы, то последняя приравнивается нулю (ст.391 НК РФ).

Налоговая ставка и льготы для с/х земель

Налоговой ставкой называется величина налоговых начислений на единицу измерения НБ. В отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения она приравнивается 0.3%. Данную величину устанавливают нормативно-правовые акты представительных органов МО (ст.394 НК РФ).

Читайте так же:  Как заполнить декларацию по упрощенному налогу

Освобождаются от уплаты налогов за сельскохозяйственные земли освобождаются организации, соответствующие следующим совокупным требованиям:

  • уставной капитал состоит целиком из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (ОООИ);
  • численность инвалидов в коллективе работников составляет не менее 50%;
  • доля инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

Земельный налог вычисляется как процент (налоговая ставка) от налоговой базы (ст.396 ч.1 НК РФ).

Порядок исчисления и оплаты налога

Календарный год является налоговым периодом. Существуют также отчетные периоды, устанавливаемые законодательными органами МО. Они же могут отчетные периоды не устанавливать. Для организаций, которые являются налогоплательщиками эти отчетные периоды — 1, 2 и 3-й кварталы налогового периода (ст.393 НК РФ). Если плательщик налогов выплачивает их ежеквартально, то в конце налогового периода эти суммы вычитаются из полной суммы налога, и он доплачивает лишь остаток.

Если в течении налогового периода у налогоплательщика возникло/прекратилось право собственности, то ему налог насчитывается с учетом коэффициента:

К=число месяцев во владении/число календарных месяцев,

месяц учитывается в расчетах если:

  • право собственности (ПС) возникло до 15 числа текущего месяца;
  • ПС прекратилось после 15 числа.

месяц не учитывается, если:

  • ПС возникло после 15 числа;
  • ПС прекратилось до 15 числа.

Если возникло/прекратилось право на налоговую льготу, то расчет происходит аналогично с учетом коэффициента. Однако месяц засчитывается полный независимо от числа. В ситуации наследования с/х участка, налог начинает начисляться с месяца открытия наследства (ст.396 НК РФ).

Сроки выплаты налогов и штрафы за их нарушение

Оплата налогов происходит путем подачи налоговой декларации в налоговые органы. Физические лица должны сделать это не позднее 1 декабря года, который следует за годом истекшего налогового периода. Для юридических лиц должны оплатить налоги в бюджет не позже 1 февраля того же года. Для физических лиц приходит налоговое уведомление из соответствующих органов (ст.397, 398 НК РФ).

Величина штрафа за неполную или полную неуплату налогов зависит от того, было это сделано умышленно или нет. Если виновник докажет, что занижение налоговой базы, исчисление величины налога произошло по ошибке, тогда ему предстоит компенсировать 20% от невыплаченной суммы. За аналогичное нарушение, совершенное осознанно — штраф 40% от аналогичной суммы (ст.122 НК РФ).

Налог на землю для физических лиц в сельской местности

Последнее обновление 2018-11-23 в 11:16

До 03.12.2018 каждый собственник земельного участка обязан оплатить за него налог. Нужную сумму считает налоговая. В статье разберем, по каким ставкам начисляется налог на земли населенных пунктов в 2018 году и существуют ли какие-то льготы.

Земельный налог для населенных пунктов: ставка, как начисляется

Максимальные ставки установлены в ст. 394 НК. Они зависят от того, к какой категории относится земля. Так, ставка земельного налога на земли населенных пунктов в 2018 г. равна 0,3% от кадастровой стоимости участка в отношении следующих категорий:

  • сельхозназначения, если они используются для производства сельхоз. продукции;
  • участки под жилищным фондом или предоставленные для жилищного строительства;
  • земля, предоставленная для личного подсобного хозяйства;
  • ограниченные в обороте.

Для прочих категорий установлена ставка 1,5%.

Земельный налог относится к местным. Это значит, муниципальные власти вправе вводить изменения в земельный налог поселения для разных категорий земель (п.2 ст.394 НК). Но в любом случае ставки не могут быть больше, чем установлено в НК.

Важно!

Узнать информацию об актуальных в вашем муниципальном образовании ставках налога можно в местной ИФНС или на сайте ведомства в специализированном сервисе.

Пример 1

Порядок начисления налога описан в ст.396 НК. При этом все данные для расчета отражаются в присылаемом налоговом уведомлении.

Для расчета суммы к перечислению понадобятся следующие сведения:

  • кадастровая стоимость;
  • размер доли в праве;
  • наличие и сумма вычетов;
  • размер ставки;
  • количество месяцев владения участком в отчетном году;
  • повышающий коэффициент;
  • применяемые льготы и их размер.

Важно!

Повышающий коэффициент 2 применяется в отношении участков, купленных под ИЖС, если спустя 10 лет после приобретения собственник не зарегистрировал построенный объект недвижимости (п.16 ст.396 НК).

Самостоятельно провести предварительный расчет величины земельного налога с физ. лиц сельских поселений и муниципальных образований можно, воспользовавшись калькулятором на сайте ФНС.

Должен ли пенсионер платить налог на землю в сельской местности

С 2018 г. для пенсионеров по всей стране вводится налоговый вычет для одного участка. Его размер равен кадастровой стоимости 600 кв. м. Это значит, что даже при равной ставке денежное выражение вычета с разных участков будет неодинаковым.

Пример 2

У пенсионерок Нины Петровны и Валентины Сергеевны садовые участки 7 соток находятся в одном сельском поселении. Только кадастровая стоимость у них разная. У Нины Петровны 651 700 руб. (93 100 руб. за 100 кв. м), а у Валентины Сергеевны — 889 700 руб. (127 100 руб. за 100 кв. м.).

За 2017 г. каждая женщина заплатит налог только за 1 сотку, по остальным 6 они получат вычет. Итого, при ставке 0,3% Нина Петровна перечислит за участок 279,3 руб. (93 100 × 0,3%), а Валентина Сергеевна — 381,30 руб. (127 100 × 0,3%).

Власти сельского поселения своим решением вправе полностью освободить пенсионеров от уплаты земельного налога или установить им другие льготы.

  1. Размер земельного налога в деревне устанавливается решением муниципальных властей.
  2. Размеры ставок варьируются в зависимости от категории и назначения использования земли, но не могут превышать значения, прописанные в НК РФ.
  3. Помимо вычетов и льгот, установленных на федеральном уровне, муниципальные власти вправе вводить свои.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

Видео (кликните для воспроизведения).

(8 оценок, средняя: 4,75)

Ставка налога на сельскохозяйственные земли

Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

Please enter your comment!

Please enter your name here

You have entered an incorrect email address!
Please enter your email address here


Раздел: Без рубрики