Специальные налоговые режимы малого бизнеса

Самое важное от специалистов на тему: "Специальные налоговые режимы малого бизнеса". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Специальные налоговые режимы

Спецрежимы объединяют 6 основных режимов, их список недавно пополнился так называемым налогом для самозанятых (правильное название — налог на профессиональный доход, НПД), но в ближайшее время он будет сокращен (с 2021 года планируется отмена ЕНВД) . Они перечислены в разделе VIII.1 Налогового кодекса . Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения?

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. Как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление разрешается либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как они предусматривают освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций. Особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Законодательное регулирование

Правовое регулирование спецрежимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Но федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Но Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Представим специальные налоговые режимы 2019, общая характеристика дана в сводной таблице. Полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименования, принятые в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).
Глава НК РФ
Видео (кликните для воспроизведения).

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база ЕСНХ гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6%. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6%. Зависит от дохода.

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6% и для второго — 15% (региональные власти вправе уменьшить эти показатели до 1 и 5%).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6% или 15%. Зависит от дохода.

Плательщик перечисляет 15% (региональные власти вправе уменьшить до 7,5%) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26 , определены виды деятельности, на которых она применяется (регионы вправе расширить список).

15%. Постоянная.

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода. ПСН гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6% от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). Отчетность не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

Специальные налоговые режимы малого бизнеса

Первоочередной задачей любого государства, вне зависимости от уровня его развития и экономической системы, является поддержание стабильности и развитие экономики. В странах с рыночной экономикой используется преимущественно косвенное вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Государственное воздействие на экономику осуществляется с помощью введения законодательных ограничений, реформирования налоговой системы, предоставления различных субсидий и льгот, а также реализации государственных социальных и экономических программ [3]. Ограниченность государственного влияния на экономику связана, прежде всего, с разнообразием различных форм собственности – частной, акционерной, коллективной. Кроме того, существование права собственности на землю обеспечивает некую независимость собственников от государства и его представительств на местах.

В российской экономике государство вмешивается в предпринимательскую деятельность посредством двух видов косвенного регулирования. Воздействие через монетарную политику получило название кредитно-денежного метода регулирования, а управление экономикой через фискальную политику стало называться бюджетно-налоговым методом регулирования.

Монетарную политику в России осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Денежно-кредитный метод регулирования экономики заключается в контролировании уровня инфляции, занятости, денежной массы в обращении, а также в совершенствовании кредитной сферы. Как правило, направленность макроэкономической политики страны зависит от экономической ситуации, то есть от фазы экономического цикла, в которой находится государство. В случае, когда в стране происходит спад производства или замедление темпов экономического роста, власти реализуют стимулирующую политику, чтобы вернуть экономику на прежний уровень. Сдерживающую политику проводят, если страна находится в стадии подъёма, чтобы избежать высоких темпов инфляции [9].

Несмотря на то, что кредитно-денежную политику определяет и проводит Центральный Банк, на предложение денег в экономике также оказывают влияние и операции коммерческих банков, а также решения небанковского сектора в лице домохозяйств и различных компаний.

Очевидно, что эти два элемента тесно связаны между собой и могут применяться в различных комбинациях, что на практике позволяет использовать множество вариаций воздействия как на структуру национального производства, так и на его объём, а также на показатели занятости и инфляции. Взаимосвязь этих экономических рычагов очевидна, ведь государственные расходы невозможны без предварительно собранных налогов. В то же время, рациональное направление государственных расходов может стимулировать производство, что приведет к возможному увеличению налоговых поступлений [7].

Читайте так же:  Уплата налогов по месту регистрации

Как уже говорилось ранее, фискальная политика реализуется через налоги и налоговую систему в целом. Итак, налог – это безвозмездный платеж, средства, изымаемые государством или органами местного самоуправления с физических и юридических лиц, необходимые государству для исполнения своих функций. Помимо всего прочего, налог можно рассматривать как экономическую категорию, поскольку денежные отношения между правительством и юридическими и физическими лицами, имеют важное общественное значение: они служат для концентрации и накопления денежных средств государством.

Для того чтобы определить экономическую сущность налога необходимо рассмотреть его функции. Каждая из функций, выполняемых налогом, выявляет внутреннее содержание, признаки и свойства налогового платежа, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части процесса воспроизводства, распределения и перераспределения доходов.

На данный момент в мире не существует единой устоявшейся точки зрения по поводу количества функций, присущих каждому налогу. Некоторые ученые выделяют лишь две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, налогу присущи еще как минимум три функции: распределительная, регулирующая и контрольная. Независимо от количества, функции налога взаимозависимы и не могут существовать самостоятельно друг от друга, они взаимосвязаны и выступают как одно целое.

Несмотря на существование различных функций, это разделение по большей мере условно, так как реализуются они одновременно и характерные признаки одной функции присущи другим функциям.

Исторически сложилось, что налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В связи с этим, для обеспечения нужд и потребностей общества появилась необходимость в сборе денежных средств. В любом государстве, на любой ступени исторического развития общества, налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Фискальная функция заключается, прежде всего, в получении определенного процента от доходов организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государственных органов, обороны страны и той социальной сферы, которая не имеет собственных доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития [5]. Второй экономический рычаг фискальной политики – налоговая система, в Российской Федерации состоит из законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и специальных налоговых режимов.

Согласно статьи 18 главы 2 НК РФ в России действует пять специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система, единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [1].

На основе данных, предоставленных Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года составим таблицу и кратко охарактеризуем каждый из специальных налоговых режимов, а также определим, какое влияние эти налоговые системы оказывают на фискальную политику Российской Федерации.

Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 всего по РФ

Специальные налоговые режимы в 2018-2019 годах (виды и нюансы)

Что такое спецрежимы

Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2018 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

  • для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная (УСН);
  • вмененного налога (ЕНВД);
  • соглашений о разделе продукции (СРП);
  • патентная (ПСН).

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Об основных параметрах, отличающих УСН от ОСНО, читайте в материале «Основные режимы налогообложения в 2018 году (перечень)».

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Виды специальных налоговых режимов

Малый бизнес по праву считается основой экономики государства – именно его регулированию посвящена большая часть статей Налогового кодекса. Частные предприниматели с малым оборотом денежных средств составляют костяк целых отраслей деятельности (торговли, услуг, производства ряда товаров и так далее).

Читайте так же:  Доплата за детей к пенсии по инвалидности

Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предоставляемых законодательством юридическим лицам, именно этот вид бизнеса по праву считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям и нуждается в особых условиях.

Даже небольшая смена курса властей или рыночных тенденций может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малых предпринимателей. Их основу составляет ряд специальных режимов налогообложения – альтернативной схемы уплаты отчислений в казну.

Определение и понятие

Впервые это понятие на законодательном уровне было закреплено еще в далеком 1995 году, когда был принят соответствующий Федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса.

Этот документ не только дал возможность уплачивать налоги по упрощенной схеме, но и обойтись без большинства формальностей в бухгалтерском учете, которые также снижали привлекательность малого предпринимательства как сферы получения дохода.

Но с того времени реалии рынка сильно изменились и законодательство нуждалось в серьезной модификации и расширении разновидностей специальных режимов налогообложения. Обширный список изменений был принят в 2013 году и вместо одной схемы предприниматели получили почти полдесятка.

По факту, именно с этого документа начинается повсеместное использование специальных режимов уплаты налогов.

Физические лица, как и частные предприниматели, по умолчанию уплачивают сразу четыре вида налогов:

  1. Налог на доходы физических лиц, также известный как НДФЛ. Взимается при получении дохода от деятельности, заработной платы, сделки купли-продажи или аренды имущества (например, недвижимости).
  2. Земельный налог. В случае, если в списке собственности числится земельный участок, вы платите за него взносы в налоговую службу, пропорционально его оценочной стоимости. Это касается как неиспользуемой территории, так и такой, которая используется для любого рода предпринимательской деятельности.
  3. Налог на имущество физических лиц. Также является разновидностью обложения лиц с собственностью, но для осуществления отчислений по этой статье необходимо владеть недвижимым имуществом. К слову, предназначение объекта не играет роли: подлежит уплате налог как на жилые помещения (дача, частный дом, квартира), так и на нежилые (гараж и т.п.).
  4. Транспортный налог. Оплачивается собственниками автомобиля, автобуса, спецтехники.

Помимо этого, в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, появляется необходимость пополнять казну государства с собственных доходов от деятельности. Характер, ставка и особые условия уплаты налога зависят от выбора режима (общего или одной из разновидностей специального).

В зависимости от категории физического лица, которая определяется видом его деятельности, в качестве субъекта специального налогового режима может выступать:

  1. Инвестор, который выполняет условия сделки по разделу товаров (применяется льготное обложение налогом).
  2. Индивидуальные предприниматели, которые соответствуют ряду критериев, прописанных в налоговом кодексе (по патентной системе).
  3. Определенные региональным законодательством виды бизнеса (для Единого налога на вмененный доход) при наличии соответствующего нормативно-правового акта для данного вида деятельности.
  4. Для юридических лиц, имеющих годовой оборот средств в компании менее 150 миллионов рублей, используется упрощенная система налогообложения (сокр. УСН). Также необходимо, чтобы число постоянных сотрудников компании в отдельно взятый отчетный период не превышало 100 человек.
  5. Производители сельскохозяйственной продукции (на основании законов, регламентирующих ЕСХН – единый налог для данного вида предпринимательской деятельности).

Виды специального налогообложения

В целом, специальные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, имеют ряд единых специфических особенностей:

  • четкие ограничения по сфере деятельности;
  • лимит по совокупному объему дохода или таковому от каждого вида деятельности;
  • использование лишь для индивидуальных предпринимателей (с численностью работников не более 15) или небольших компаний (менее 100 сотрудников);
  • невозможность совмещения специальных налоговых режимов друг с другом;
  • существенная зависимость ставок и условий от регионального налогового законодательства;
  • возможность выбора между обложением дохода либо чистой прибыли (разницы дохода и расхода).

УСН (упрощенная система налогообложения) является наиболее распространенным специальным режимом из используемых в малой предпринимательской деятельности. Он может использоваться лишь в том случае, если за подотчетный период компания соответствует таким критериям:

  1. Не более 150 миллионов рублей дохода за календарный год.
  2. Остаточная суммарная цена всех активов компании – менее 100 (ранее – 150) миллионов рублей.
  3. Количество сотрудников компании – не более 100.

Также существует ряд второстепенных требований, которые прописаны в налоговом законодательстве и обязательны к исполнению. К примеру, бизнес не может облагаться по упрощенной системе, если более четвертью активов компании владеет другое юридическое лицо. Невозможно применение УСН и для юридических лиц, которые частично или полностью спонсируются государственным или муниципальным бюджетом.

Достаточно жестко законодатель ограничивает и сферы деятельности предпринимателей, желающих применять упрощенную систему налогообложения. Ни при каких условиях на нее не могут претендовать компании, основной доход которых получается за счет:

  • банковских операций;
  • инвестирования в другие компании;
  • страхования;
  • изготовления товаров, которые являются подакцизными;
  • недропользователи;
  • представители игорного бизнеса.

Переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь в том случае, если компания подает все подтверждающие соответствие заявленным критериям документы до конца календарного года. В случае одобрения со стороны муниципального (или регионального) отдела ФНС обложение по УСН происходит уже с первого дня нового года.

Законодатель не накладывает ограничений на длительность ведения предпринимательской деятельности – с «упрощенкой» юридическое лицо может работать уже с первого дня своего существования. Важно лишь подать документы в течении месяца после получения пакета учредительных документов, иначе придется дожидаться конца года и оплачивать налоги по общей ставке.

При подаче заявки можно выбрать, какой именно финансовый показатель будет использован для расчета отчислений в ФНС. Для первого варианта (доход) применяется ставка в 6%, второй же (разница доходов и расходов) предусматривает уже 15%.

Для обоих сценариев подотчетный период составляет календарный год. Ряд особенностей и льгот могут изменяться от региона к региону – вышеупомянутый федеральный закон оставляет право вносить изменения в соответствующие пункты.

Особого внимания заслуживает тот факт, что законодатель обязует каждое использующее УСН лицо, вышедшее за рамки указанных требований, сообщить об этом за 15 календарных дней до конца отчетного налогового периода. В таком случае переход на общую систему уплаты налогов пройдет без применения к последнему штрафных санкций.

Основная особенность ЕНВД (Единого налога на вмененный доход) – использование сугубо в тех территориальных образованиях РФ, где это разрешено местным законодательством. Ставки налогов и виды деятельности, подлежащие обложению по этой схеме, также могут радикально отличаться от области к области, от региона к региону. Налоговый кодекс РФ лишь дает базовый перечень, за рамки которого муниципальные образования не могут выходить при создании особых условий.

Читайте так же:  Декретные учитываются при начислении пенсии

Переход на ЕНВД возможен лишь в случаях, когда:

  • численность сотрудников за год в среднем не превышала 100 человек;
  • юридическое лицо не задействовано в сдаче в аренду недвижимого имущества;
  • предприниматель не использует ЕСХН как схему уплаты налогов;
  • его вид деятельности имеется в регламентирующей ЕНВД статье в Налоговом кодексе РФ.

В случае, когда компания задействована сразу в нескольких видах деятельности, облагаться налогом по ЕНВД будут лишь доходы в сферах, указанных в НК РФ. Ставка составляет 15%, но в зависимости от корректирующих показателей может изменяться в меньшую сторону.

Переход на ЕНВД возможен в любое удобное юридическому лицу время, а вот прекращение уплаты налогов по этой схеме возможно лишь по окончанию календарного года. Если в ходе проверки ФСН выяснится, что компания не соответствует заявленным требованиям, то помимо штрафных санкций, она будет переведена на общую систему налогообложения в принудительном порядке.

Основной особенностью ПСН является то, что эта система предназначена лишь для индивидуальных предпринимателей – юридические лица использовать схему не могут ни при каких условиях. При соответствии ряда требований (среднесписочная численность сотрудников не более 15 человек, доход по каждому из заявленных видов деятельности составляет не более миллиона рублей) вместо уплаты налога приобретает патент, цена которого составит 6% от налоговой базы ИП.

Для Единого сельскохозяйственного налога свойственна устойчивая ставка в 6% от разницы между доходом и расходами компании. При этом законодатель по новым требованиям предъявляет лишь одно ключевое требование к ИП или юридическому лицу – доля его дохода, полученная в ходе реализации товара, не должна превышать 70% от общей суммы.

Другой нюанс: по ОКВЭД компания должна относиться к тем, которые оказывают вспомогательную деятельность в сельскохозяйственной отрасли. Но если производством культур или продукции компания не занимается, то претендовать на ЕСХН она не в праве.

Лекция про специальные налоговые режимы представлена ниже.

Налоговые режимы для малого бизнеса

Для любой страны с рыночной экономикой роль малого бизнеса неоценима — формирование антимонопольной хозяйственной среды, здоровой конкуренции, развитие национального производства, общий экономический рост.

Важные нюансы:

  • наиболее гибкий и одновременной прочный сектор рынка, переносящий кризисные периоды легче, чем средний и крупный;
  • объект налоговых платежей и налоговый агент;
  • стимулятор технологического развития и инноваций;
  • субъекты малого бизнеса вкладывают инвестиции в высокотехнологичные и научные проекты;
  • социально-экономический носитель, так как создает занятость, новые рабочие места.

В связи с такими важными позициями в национальном хозяйстве страны мира уделяют большое внимание поддержке, поощрению и вовлечению малого предпринимательства. Европейские страны, например, перевели решение многих экономических вопросов на предпринимателей и на государственном уровне обеспечивают их необходимыми условиями.

Важным рычагом влияния на бизнес — как малый, так средний и крупный — является налогообложение. Однако, в отличие от остальных классов предпринимательства, малое ввиду мобильности более чувствительно к изменениям,.

Субъекты малого бизнеса

Регламентация этой категории хозяйствующих лиц есть в Федеральном законе №209. Субъектами малого и среднего предпринимательства признаются:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные партнерства и общества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Определение охватывает и средних предпринимателей. Поэтому предусмотрены лимиты, разделяющие субъекты хозяйствования по размерам.

В законе градация приводится по среднему числу трудящихся в год, лимиты делят малый бизнес на 2 категории:

  • менее 15 человек — микропредприятия;
  • менее 100 человек — малые предприятия.

Еще одним критерием является выручка за год, показатели прописаны в Постановлении Правительства РФ №265. Данные о выручке индексируются ежегодно — предыдущее постановление аннулируется новым. Итак, лимиты:

  • 120 миллионов рублей — микропредприятия;
  • 800 миллионов рублей — малые предприятия.

Специальные режимы

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы:

Если выручка и доходы субъекта не вмещаются в лимиты этих систем, они используют общий режим налогообложения. Иногда предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.

В порядке очередности глав Налогового кодекса РФ среди спецрежимов представлена система для сельхозпроизводителей. Этот единый налог ориентирован на учет специфической деятельности фирм сельскохозяйственного сектора. Данная сфера за последние годы не реформировалась законодательством, ее регламентирует глава 26.1 НК РФ.

Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле выручки от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей 70%.

Несмотря на определенные проблемы правового обоснования системы для сельхозпроизводителей, на более слабое развитие во всех аспектах законодательства, режим ЕСХН создает комфортные условия и здоровый рост сельскохозяйственного производства, заинтересованность представителей малого и среднего хозяйствования выбирать этот сектор рынка и пользоваться благоприятными положениями его налогообложения, среди которых главные — простота и ясность.

Для субъектом малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, упрощенная система — оптимальна. Особенно привлекательна система для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей или другими видами непосредственного взаимодействия с потребителями, так как становится очевидной экономия без учета НДС.

УСН применяется на добровольном основании — уведомлении, подаваемом в ИФНС. Многие налогоплательщики не обращают внимания на такие мелочи, но в случае УСН подается именно уведомление — т. е. сообщение об использовании спецрежима, тогда как в других режимах предусмотрена подача заявления, которое будет рассматриваться инспекторами.

Единицы малого бизнеса четко попадают в границы пользования системой:

  • число трудящихся — не больше 100 человек (этот предел совпадает с пределом для малых предприятий);
  • оценка основных средств в остатке по итогам года — 150 миллионов рублей;
  • доходы за отчетные периоды — не больше 150 миллионов рублей;
  • доходы за 9 месяцев — не больше 112,5 миллионов рублей.

Даже увеличенные лимиты позволяют малым предпринимателям применять УСН, если они:

  • не имеют представительства/филиалы;
  • не работают на рынке ценных бумаг;
  • не реализовываются через банки, страховые фирмы и ломбардные учреждения;
  • не производят подакцизную продукцию;
  • и т. д. по статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

Важным условием является доля участия в деятельности других представителей рынка — не больше 1/4. Предприниматель также самостоятельно избирает объект налогообложения — доходы либо прибыль (доходы, из которых вычтены расходы).

Аналитика демонстрирует следующие закономерности:

  • если траты бизнесмена сложно собрать в бухгалтерской документации в виде доказательств, а доходы больше их на 60%, то предпринимателю выгоднее работать с объектов «доходы»;
  • когда расходы больше доходов на 60%, а их документальное доказательство непроблематично, то для предпринимателей более оптимален второй объект.
Читайте так же:  Порядок зачета излишне уплаченного налога

Налоговый кодекс РФ предусмотрел соответствующие ставки — 6 и 15%. В пределах этих размеров представительные органы власти регионов вправе устанавливать собственные ставки. Также налогоплательщики ведут книгу учета и подают декларацию в установленный срок.

Проблемой в УСН является поведение субъектов бизнеса, которые хотят оставаться на системе, даже когда в силу растущих оборотов не могут соответствовать установленным ограничениям. В такой ситуации предприниматели начинают дробить свой бизнес на несколько юридических лиц и ИП, что ведет к сложностям управления, администрирования, заключения сделок, снижению трудовой эффективности персонала, риску оказаться в числе обвиняемых органами ФНС в уклонении от уплаты налогов.

Другими проблемами для налогоплательщиков является доказательство целесообразности и обоснованности нормы расходов. Также неудобны правила регистрации и прекращения учета в качестве плательщика УСН — предприниматель узнает об изменившемся статусе и переходе на ОСНО поздно. Существуют и другие трудности использования режима.

Применение единого налога на вмененный доход до введения патентной системы носило принудительный характер, если осуществляемая деятельность попадала в виды хозяйствования по данному платежу.

После появления патента налогоплательщиков наделили правом выбирать между двумя спецрежимами. При этом еще в 2012 году предпринимателей предупредили, что ЕВНД будет упразднен. Однако он действует до сих пор и будет функционировать как минимум до 2021 года.

Отличием системы ЕНВД является объект обложения — вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Для предпринимателей, получающих доходы, превышающие законодательные значения, применение системы определенно выгодно. Но лица, не имеющие стабильно высоких или средних доходов, могут потерпеть убытки, так как отнесение какие-то операций к расходам или отражение реального дохода в режиме не предусмотрены.

Элементы режима крайне просты. Отчитываться необходимо каждый квартал — сдавая декларацию и уплачивая сумму налога. Размер ставки составляет 15%.

Среди проблем режима стоит отметить противоречие концепции ЕНВД как простейшей и удобной системы для небольших предпринимателей с одновременной обязанностью вести раздельный учет — трудоемкую и сложную работу, зачастую упирающуюся в тупик из-за недоработанности норм по нему.

Самым молодым спецрежимом является система патента. К особенностям патентной системы относится очень узкий круг субъектов — работать на спецрежиме могут только единичные индивидуальные предприниматели. Юридические лица не входят в число субъектов ПСН.

Но даже индивидуальным предпринимателям необходимо соответствовать узким требованиям главы 26.5 НК РФ:

  • число сотрудников — не больше 15;
  • отсутствие в бизнесе соглашений о совместительстве;
  • доход за налоговый период не переходит за границу 1 миллиона рублей (субъекты России вправе увеличивать лимит в 3, 5 или 10 раз).

Для функционирования на ПСН предприниматели подают в ИФНС заявление о переходе на новый режим и получают в ответ патент — основание применения.

Как с ЕВНД, в патенте выбран специфический объект — потенциальный годовой доход, т. е. потенциальная базовая доходность лица от осуществляемой им деятельности. Но, в отличие от того же ЕНВД, при формировании налоговой базы не учитывается физический показатель — площадь, мощность, вес и т. д. База тождественна годовому доходу в рублях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также на патентной системе установлена более сложная система периодов. Максимальный период — календарный год. Минимальный период — один месяц. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление. Разумеется, при досрочном прекращении работы с патентом это учитывает налоговыми органами.

Перечисление патентного налога в казну осуществляется:

  1. Если патент получен на полгода и меньше — в полном размере суммы уплачивается не позднее истечения срока действия патента.
  2. Если патент получен на полгода и больше:
  • 1/3 суммы налога перечисляется не позднее 90 календарных дней со дня применения патента;
  • 2/3 суммы налога перечисляются не позднее истечения срока действия патента.

Единичные предприниматели освобождены от обязанности подавать декларационное заявление в налоговую инспекцию, но отчитываются по книге учета.

Проблема данного спецрежима в первую очередь связана с порядком расчета. Учитывая непредсказуемость бизнеса и различные экономические риски, предпринимателям не нравится уплата налога авансом, так как невозможно предугадать будущие доходы и расходы, внеплановые события и т. п.

Также строгие и узкие границы по числу работников и оборотам делают систему недоступной для многих ИП, а для тех, кто включается в субъекты ПСН, не всегда легко соответствовать внутренним лимитам по каждому виду деятельности — например, площадь зала не больше 50 метров в квадрате. Также число видов деятельности не вбирает в себя все существующие формы хозяйствования ИП, и им приходится рассматривать другие режимы налогообложения.

Необходимость ежегодно получать новый патент и отдельный документ на каждый вид деятельности увеличивает административную нагрузку на бизнесменов, как и на самих налоговых инспекциях.

Однако все перечисленные проблемы касаются правовых норм и с помощью соответствующих поправок постепенно должны решиться.

Общая система

Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением — например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности — по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы.

В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

Специальные налоговые режимы малого бизнеса

Специальные налоговые режимы (СНР) для субъектов малого бизнеса

Виды СНР для субъектов малого бизнеса:

— На основе патента;

— На основе упрощенной декларации;

-С использованием фиксированного вычета.

СНР на основе патента

Применяют индивидуальные предприниматели, которые:

не используют труд наемных работников;

предельный доход за год не превышает 3 528 МРП .

ИП рассчитывают свои налоговые обязательства в форме 911.00 «Расчет стоимости патента».

Форма сдается на предстоящий налоговый период — календарный год. Стоимость патента складывается из подлежащих к уплате индивидуального подоходного налога и социальных платежей.

Индивидуальный подоходный налог исчисляется путем применения ставки налога к объекту налогообложения (Доход):

2% для деятельности в сфере торговли (торговля по безналичному расчету 1%);

1% для деятельности за исключением торговли.

Уплата стоимости патента производится до представления расчета.

Если сумма фактически полученного дохода за период превысит размер дохода, указанного в расчете, ИП представляет дополнительный расчет на сумму превышения и производит оплату налогов с этой суммы.

СНР на основе упрощенной декларации

Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

Среднесписочная численность работников за период — до 30 человек;

Доход за период — не превышает 24 038 МРП ;

Читайте так же:  Критерии для выездной налоговой проверки

Налоговый период составляет полугодие.

Налогоплательщики, применяющие СНР на основе упрощенной декларации, осуществляют расчет налогов и обязательств и представляют их в декларации 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

Налоги по упрощенной декларации исчисляются по ставке 3% к объекту налогообложения.

Исчисленная сумма подлежит корректировке в сторону уменьшения в размере 1,5 % за каждого работника, если среднемесячная заработная плата составила у ИП — не менее 2-х кратного МЗП, у юридических лиц — не менее 2,5 кратного МЗП.

Исчисленная сумма налогов уплачивается следующим образом:

½ от исчисленной суммы — индивидуальный подоходный налог (корпоративный подоходный налог);

½ — социальный налог (за минусом суммы социальных отчислений).

В декларации отображаются сведения по исчисленным суммам пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений на ОСМС за работников.

Упрощенная декларация для малого бизнеса представляется в налоговые органы до 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом.

Уплата ИПН (КПН) и социального налога производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Исчисление индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты производится не позднее дня выплаты, уплата их и перечисление социальных платежей производится в общеустановленном порядке ежемесячно до 25 числа следующего месяца выплаты.

При этом исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, и социальных платежей отражаются в упрощенной декларации.

СНР с использованием фиксированного вычета

Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

Среднесписочная численность работников за период — до 50 человек;

Доход за период — 144 184 МРП .

Налоговым периодом является календарный год.

Объектом налогообложения является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между доходами и отдельными видами расходов (приобретение товаром; расходы по доходам работников и выплатам физическим лицам; уплата налогов; командировочные расходы + стандартные вычеты физических лиц — для ИП)

Налогоплательщик в праве:

— отнести на вычет часть неподтвержденных расходов (до 30% от суммы полученного совокупного годового дохода), при применении фиксированного вычета общая сумма расходов не должна превышать 70% от суммы совокупного дохода;

— уменьшить налогооблагаемый доход в 2-кратном размере произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50 процентов от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам.

Декларация представляется в срок до 31 марта года следующего за отчетным, форма 912.00 «Декларация для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета»

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации производится по итогам налогового периода в срок не позднее десяти календарных дней после срока.

В соответствии со статьей 695 Налогового кодекса ставка налога составляет:

для юридических лиц — 20%;

для производителей сельхоз. продукции и продукции аквакультуры — 10% для индивидуальных предпринимателей — 10%.

С. Рамазанова,- гл. специалист ДГД по СКО

Шағын бизнес субъектілері үшін арнаулы салық режимдері (АСР)

Шағын бизнес субъектілері үшін АСР түрлері:

— Оңайлатылған декларация негізінде;

— Тіркелген шегерімді пайдаланатын.

Патент негізіндегі АСР

Дара кәсіпкерлер қолданады, олар:

жалдамалы қызметкерлердің еңбегін пайдаланатын емес,

шекті табыс 3 528 АЕК-тен аспайды.

ДК өзінің салық міндеттемелерін «Патент құнын есептеу». 911.00 нысынында есептейді.

Нысан алдағы салық кезеңіне — күнтізбелік жылға тапсырылады. Патенттің құны төлеуге жататын жеке табыс салығы мен әлеуметтік төлемдерден құралады.

Жеке табыс салығы салық салу объектісіне (Табыс) ставканы қолдану жолымен есептеледі:

Сауда саласындағы қызмет үшін 2% (қолма-қол ақшасыз есеп айырысу бойынша сауда 1%);

Сауданы қоспағанда қызмет үшін 1%.

Патент құнын есеп-қисапты табыс етілгенге дейін төлейді.

Егер кезең үшін нақты алынған табыс сомасы есепте көрсетілген табыс мөлшерінен асып кетсе, ЖК асып кету сомасына қосымша есеп-қисапты табыс етеді және осы сомадан салықтар төлеуді жүргізеді.

Оңайлатылған декларация негізіндегі АСР

Келесі шарттарға сәйкес келетін салық төлеушілер қолдануға құқылы:

Кезең ішіндегі қызметкерлердің орташа тізімдік саны-30 адамға дейін;

Кіріс -24 038 АЕК- тен аспайды;

Салық кезеңі жарты жылды құрайды.

Оңайлатылған декларация негізінде АСР қолданатын салық төлеушілер 910.00 «Шағын бизнес үшін оңайлатылған декларация» декларациясында салықтар мен міндеттемелерді есептейді және оларды ұсынады.

Салықтарды оңайлатылған декларация бойынша 3% ставкасы бойынша салық салу объектісіне есептеледі.

Егер орташа айлық жалақысы ДК — 2 еселенген ЕТЖ-нан кем емес, заңды тұлғаларда 2,5 еселенген ЕТЖ-нан кем емес болса онда әрбір жұмыскер үшін салық сомасының

1,5 пайызы мөлшеріндегі сомаға азайтылу жағына түзетілуге жатады.

Салықтардың есептелген сомасы былайша төленеді:

Есептелген сомадан ½ — жеке табыс салығы (корпоративтік табыс салығы);

½ — Әлеуметтік салық (әлеуметтік аударымдар сомасын шегерумен).

Декларацияда зейнетақы жарналарының, әлеуметтік аударымдардың, қызметкерлер үшін МӘМС аударымдарының есептелген сомалары бойынша мәліметтер көрсетіледі.

Шағын бизнес үшін оңайлатылған декларация салық органдарына салық кезеңінен кейінгі екінші айдың 15-не дейін табыс етіледі.

ЖТС (КТС) мен әлеуметтік салықты еспепті кезеңнен кейінгі екінші айдың 25-күнінен кешіктірілмей төлемі жүргізіледі.

Төлем көзінен ұсталатын жеке табыс салығын есептеу төлем күнінен кешіктірмей жүргізіледі,оларды төлеу және әлеуметтік төлемдерді аудару жалпы белгіленген тәртіппен ай сайын келесі төлем айының 25-күніне дейін жүргізіледі.

Бұл ретте төлем көзінен ұсталатын жеке табыс салығының және әлеуметтік төлемдердің есептелген сомасы оңайлатылған декларацияда көрсетіледі.

Тіркелген шегерімді пайдалану арқылы АСР

Келесі шарттарға сәйкес келетін салық төлеушілер қолдануға құқылы:

Кезең ішіндегі қызметкерлердің орташа тізімдік саны-50 адамға дейін;

Кезең ішіндегі кіріс — 144 184 АЕК.

Салық кезеңі күнтізбелік жыл болып табылады.

Кірістер мен шығыстардың жекелеген түрлерінің арасындағы (тауармен сатып алу; қызметкерлердің табыстары және жеке тұлғаларға төлемдер бойынша шығыстар; салықтарды төлеу; іссапар шығыстары + жеке тұлғалардың стандартты шегерімдері — ЖК үшін) айырма ретінде айқындалатын салық салынатын табыс салық салу объектісі болып табылады.

Салық төлеуші құқылы:

— расталмаған шығыстардың бір бөлігін (алынған жылдық жиынтық табыс сомасынан 30% — ға дейін) шегерімге жатқызуға, тіркелген шегерімді қолданған кезде шығыстардың жалпы сомасы жиынтық табыс сомасынан 70% — дан аспауға тиіс;

-салық салынатын табысты мүгедектердің еңбегіне ақы төлеуге жұмсалған шығыстардың 2 есе мөлшерінде және мүгедектердің еңбекақысынан және басқа да төлемдерден есептелген әлеуметтік салық сомасының 50 процентіне азайтуға.

Декларация есепті жылдан кейінгі жылдың 31 наурызына дейінгі мерзімде «Тіркелген шегерімді пайдалана отырып, арнайы салық режимін қолданатын салық төлеушілер үшін декларация» 912.00 нысаны табыс етіледі.

Декларацияда көрсетілген салықтарды салық кезеңінің қорытындылары бойынша мерзімнен кейін күнтізбелік он күннен кешіктірілмейтін мерзімде бюджетке төлейді.

Салық кодексінің 695-бабына сәйкес салық ставкасы келесі құрайды:

заңды тұлғалар үшін-20%;

ауыл шаруашылығы өнімдері және акваөсіру өнімдері өндірушілері үшін -10%;

дара кәсіпкерлер үшін-10%.

С. Рамазанова, СҚО бойынша МКД бас маманы

Специальные налоговые режимы малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here