Самое важное от специалистов на тему: «Какой период охватывает налоговая проверка». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
- 2 Выездная проверка: какие налоги
- 3 Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки
- 4 Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?
- 5 Налоговая проверка: за какой период могут проверять?
- 6 За какой период налоговая может провести проверку
- 7 Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет
- 8 Основания для внеплановой проверки налоговой
СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.
Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:
— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,
— есть поручение правоохранительного органа,
— есть поручение вышестоящего налогового органа,
— организация представляет «нулевые балансы»,
— организация не представляет налоговую отчетность,
— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,
— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,
— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,
— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,
Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.
По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.
Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.
Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.
В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.
Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.
Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.
Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.
По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:
- решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
- решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.
Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»
Выездная проверка: какие налоги
В рамках одной проверки налоговики могут проверить любые налоги, которые вы уплачиваете, — один или нескольк Обычно они проводят комплексные проверки — по всем уплачиваемым организацией или предпринимателем налогам. Так им рекомендует делать ФНС. Забегая немного вперед, скажем, что в этом случае в решении о проведении у вас проверки будет такая формулировка: «по всем налогам и сбора
А вот тематические проверки, которые проводятся по отдельным налогам (только по НДС или только по налогу на прибыль и т. д.), случаются реже. Это невыгодно самим инспекторам, поскольку они ограничены в периодичности проведения выездных проверок у налогоплательщика.
Сколько выездных проверок могут провести
Кодекс ограничивает жесткими рамками количество выездных проверок. Так, у налогоплательщика инспекторы могут провест
Проверив в течение 1 календарного года сначала налог на прибыль, а потом НДС, ИФНС лишит себя возможности проводить в этом же году проверки по другим налогам.
Выездная проверка в филиале
Но если у организации есть филиалы и представительства, то в отношении них инспекторы проводят самостоятельные выездные проверк То есть у организации, имеющей филиалы и представительства, количество выездных проверок в год может быть больше
Третья выездная проверка за год
Кроме того, в течение календарного года у налогоплательщика в виде исключения может быть проведена и третья выездная проверка, в частности, если:
Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки
Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое на момент его вынесения содержит наименование налогоплательщика, перечень проверяемых налогов и проверяемый период (п. 2 ст. 89 НК РФ).
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Ограничение глубины периода проверки трехгодичным сроком не касается текущего года деятельности налогоплательщика. Согласно позиции судов различных инстанций, положения ст. 89 НК РФ не содержат запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2014 N Ф04-4057/14 (определением ВС РФ от 09.09.2014 N 304-КГ14-737 оставлено в силе), постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2013 N Ф03-453/13 (определением ВАС РФ от 26.04.2013 N ВАС-4862/13 оставлено в силе)).
Данной позицией руководствуются налоговые органы при определении проверяемого периода (см. письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/[email protected], решение ФНС России от 10.08.2015 N 315).
Таким образом, если решение о проведении выездной проверки вынесено, например, в 2016 году, то в рамках данной проверки налоговая инспекция имеет право проверить любые налоговые периоды, начиная с 1 января 2013 года, в том числе, отчетные периоды текущего 2016 года. Более ранние периоды проверке не подлежат.
Из приведенного правила существует несколько исключений, когда проверяемый в ходе выездной налоговой проверки период может превышать три года:
Случаи, когда проверяется период, превышающий 3 года
Проведение выездной проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации
— проверяется период, за который такая декларация представлена, в том числе выходящий за пределы 3-х лет
(независимо от того, в какую сторону в уточненной декларации корректируется сумма ранее заявленного к уплате налога, но при условии, что ранее этот период по этому налогу не проверялся)
Проведение повторной выездной проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного
— проверяется период, за который такая декларация представлена, в том числе выходящий за пределы 3-х лет
Проведение выездной проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты сумм налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта) и налога на имущество организаций (в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта),
— ограничение периода проверки не действует при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога
Проведение выездной проверки налогоплательщика, применяющего спецрежим при выполнении соглашения о разделе продукции
— проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения начиная с года его вступления в силу.
Проведение выездной проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта и организации, статус участника регионального инвестиционного проекта которой прекращен
— может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, в случае, если капитальные вложения в соответствии с таким проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
*(1) Соответствующие разъяснения территориальным налоговым органам даны ФНС России в письмах от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (пп. 1.3.2), от 29.05.2012 N АС-4-2/8792. При этом момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки; до ее проведения; после проведения), для применения нормы значения не имеет.
*(2) По данному основанию может быть назначена повторная выездная налоговая проверка и в случае, если в представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций увеличена сумма первоначально заявленного убытка. При этом предметом данной проверки могут быть только данные, которые изменялись налогоплательщиком либо связаны с указанной корректировкой (см. постановлении ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09, письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/[email protected]).
ФНС России рекомендовала налоговым органам устанавливать проверяемый период исходя из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, подлежащим проверке. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем проверяемым налогам. При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам, как правило, устанавливается единый период, за который проводится проверка (пп. 1.3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.
Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?
Анастасия Шевченко
Юрист-консультант
Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.
Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили.
ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко.
Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.
Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.
Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый — у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.
Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:
-при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.
-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок.
— в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.
-при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение
За какой период могут проверить налоги при ВНП
По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой — не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении
Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.
Есть случаи, когда:
— период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;
— период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)
С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки
Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.
При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.
На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год. В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.
Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.
Копию решения вам должны вручить.
Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.
Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.
Можно ли найти план ВНП ?
Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.
В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как «план выездных проверок», как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.
Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.
В какой срок проводят выездную налоговую проверку
По общему правилу срок ВНП — два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения.
Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.
Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.
Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.
Для некоторых ВНП есть специальные сроки.
Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца. У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации
Как проходит выездная проверка
Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.
При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:
истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);
требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);
допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);
осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);
изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);
проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);
привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).
Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).
Как заканчивается выездная проверка
В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.
Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.
Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение.
Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки
Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.
Срок на рассмотрение и на вынесение решения — 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту.
На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.
Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.
В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.
Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.
Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:
о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);
об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).
После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.
Налоговая проверка: за какой период могут проверять?
Добрый день, у нас на фирме ожидается выездная налоговая проверка. Очень интересует, какой в соответствии с действующим законодательством может быть период налоговой проверки? Очень боюсь, что у нас не будет хватать каких-то документов. Хотелось бы заранее все подготовить, чтобы быть во всеоружии.
Лейла, налоговой проверкой могут быть охвачены не более трех лет деятельности вашей организации без учета года, когда было принято решение о проведении выездного контроля. То есть у вас это будут 2014, 2015 и 2016 году. Речь в данном случае идет именно о календарных годах, то есть 2017 год налоговая трогать не будет. Да, и куда удобнее текущий период проверять путем изучения сданной вами отчетности в рамках камерального контроля. Представьте, насколько это не практично выезжать к вам на предприятие, чтобы перелопатить кучу документов, если это можно сделать сидя на рабочем месте. Кроме того, результат камерального анализа сразу дает наводку, где нужно смотреть, чтобы найти нарушения во время выездной проверки. Текущую отчетность обычно налоговая проверяет только по налогу на доходы физических лиц. Несмотря на то, что налоговый период по нему составляет год, налог на него нужно платить в более короткие сроки. Поэтому часто инспекторы и в текущем году делают доначисления по НДФЛ , добавляют пени и штрафные санкции.
Добавлю еще, что налоговая может рассматривать период и менее трех лет, это если вам очень-очень повезет 🙂
Натали, а если вдруг в процессе проверки вылезет какой-то застарелый грех?
Лейла, если вылезет застарелый грех, который выходит за рамки трехлетнего периода, то доначислений налогов и штрафов вам удастся избежать. Такие действия налоговой будут незаконны. Если столкнетесь с такой ситуацией, то сразу обращайтесь в суд.
Но имейте в виду, если налоговая будет требовать, чтобы вы по таким давним отчетам подавали уточненные декларации, то будьте внимательны и не делайте этого. Поскольку при подаче уточненной декларации налоговики будут иметь полное право проверить данные по отчетам, которые выходят за рамки периода текущей проверки. Будьте бдительны!
За какой период налоговая может провести проверку
Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.
По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 ).
Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ). Далее речь пойдет о ней.
За какой период налоговая может провести выездную проверку
Максимальный период налоговой проверки (выездной) – 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть при вынесении решения в 2017 году налоговики могут проверить период в рамках 2014-2016 гг. А за какой период налоговая может запросить документы? Контролеры могут истребовать любые документы, непосредственно связанные с проверяемым периодом и, естественно, проверяемым налогом (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). То есть период «истребования» документов определяется периодом проверки.
Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом выездную проверку могут:
- продлить на 2 месяца (4 месяца в исключительных случаях) (п. 6 ст. 89 НК РФ; Приложение N 4 к приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] );
- приостановить на 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ);
- приостановить еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев налоговая не смогла получить запрошенные сведения от иностранных государственных органов и ведомств (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы
В соответствии с НК РФ документы бухгалтерского и налогового учета, а также первичку организации и ИП должны хранить в течение 4 лет с момента окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался при расчете налога или составлении отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2012 N 03-11-11/104 ).
Вместе с тем Закон «О бухгалтерском учете» требует хранить первичку, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение срока, установленного правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ , раздел 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).
Вот на эти сроки и нужно ориентироваться налогоплательщику.
Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет
Выездная проверка обычно охватывает 3 календарных года деятельности налогоплательщика. При этом в НК РФ существует такое понятие, как повторная выездная проверка. Что и когда налоговики могут проверить повторно, узнайте из нашего материала.
Что такое повторная выездная проверка и когда она проводится
В п. 10 ст. 89 НК РФ указано, что повторная выездная налоговая проверка – это выездная проверка, проводимая;
- независимо от времени проведения предыдущей проверки;
- по тем же налогам и за тот же период.
При повторной выездной проверке может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
При этом в абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ сказано, что при назначении повторной проверки не действуют ограничения, указанные в п. 5 данной статьи (по количеству проверок в течение календарного года и др.)
НК РФ определяет 2 случая, когда проводится повторная проверка (абз. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ):
- Если вышестоящему органу необходимо проконтролировать работу налогового органа, проводившего проверку.
- Если налогоплательщик подал уточненку с уменьшенной суммой налога, повторную проверку будет проводить та же инспекция, которая ранее проводила выездную проверку у данного лица, и проконтролировать могут только тот период, за который представлена уточненная декларация.
Таким образом, в случае представления вами уточненной декларации с суммой налога к уменьшению за периоды, которые ранее уже проверялись, инспекция вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, даже если он выходит за рамки 3 лет, предшествующих году назначения проверки. Подробности – в следующем разделе.
Когда повторная проверка может выходить за рамки 3 лет
Такие ситуации обычно рассматриваются судами. Например, в постановлении от 11.11.2014 № Ф05-12625/2014 по делу № А40-54040/13 арбитры Московского округа признали правомерным проведение в 2013 году повторной выездной проверки периодов 2009 года, за которые налогоплательщик подал уменьшающие налог уточненки.
Компания считала, что на повторную проверку должно распространяться установленное абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ ограничение проверяемого периода. То есть этот период не должен превышать 3 календарных лет до года начала проверки. А следовательно, проверили ее неправомерно.
Однако суды с ней не согласились, указав, что при представлении уточненной декларации с суммой налога, которая меньше ранее заявленной, инспекция вправе проверить и более ранние периоды. Арбитры подчеркнули, что в данном случае налоговики не связаны указанным трехлетним сроком. Ведь возможность проверить любой уточняемый период прямо следует из абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ.
Аналогичное мнение не раз высказывали и чиновники.
Заметим, что также не в пользу налогоплательщиков решается вопрос о проведении первичной проверки уточняемых периодов, лежащих за рамками 3 лет.
О возможности проведения проверки «старых» уточняемых периодов, если ранее они не проверялись, см. в нашем материале «Вправе ли налоговики проверить период, выходящий за рамки трех лет, при предоставлении уточненной декларации?».
Если вы подали уточненку с уменьшенной суммой налога, ожидайте прихода повторной выездной проверки (если первичная проверка уже прошла). Проверить контролеры могут периоды, выходящие за рамки 3 лет. Абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ позволяет в такой ситуации проверять любой уточняемый период.
Основания для внеплановой проверки налоговой
Внеплановая проверка налоговойне входит в общий график, разрабатываемый территориальными отделениями ФНС в начале каждого налогового периода, а проводится на основании соответствующего решения налогового органа. В нашей статье вы найдете информацию о том, в каких случаях ФНС может провести внеплановую проверку и какие моменты подвергаются анализу и оценке при вынесении решения о необходимости ее осуществления.
Налоговая проверка — понятие и виды
Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:
- Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ). Внеплановыми камеральные проверки быть не могут, поскольку фактически их инициирует сам налогоплательщик, направляя в ФНС декларацию.
- Выездные — проводятся налоговым органом на территории налогоплательщика на основании решения, вынесенного руководителем отделения ФНС (ст. 89 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ, предметами налоговой проверки являются правильность исчисления размера налоговых платежей и соблюдение сроков их перечисления в бюджет. В п. 5 указанной статьи устанавливается ограничение на количество проверок, которое может проводиться в отношении налогоплательщика за один период: налоговый орган не вправе проводить более 2 проверок по 1 налогу за год. Согласно п. 6 этой же статьи, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 2 месяца, однако этот срок может быть продлен до 4 или даже (в исключительных случаях) 6 месяцев.
Налоговые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В первом случае налоговая служба заранее включает предприятие в составляемый график, во втором проверка осуществляется спонтанно. При этом законодательство не содержит точного определения понятия «внеплановая проверка», хотя на практике такие мероприятия проводятся довольно часто.
Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения
Порядок организации и проведения внеплановых проверок разного рода (в том числе инициируемых налоговой службой), определен положениями ст. 10 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294. В п. 2 указанной статьи приведен перечень оснований для проведения налоговой внеплановой проверкиорганизации.
Так, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит ожидать проверяющих в том случае, если:
- истек срок, отведенный налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
- руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки.
Согласно ч. 11 ст. 89 НК РФ, внепланово проводятся проверки, связанные с осуществлением процедуры реорганизации или ликвидации предприятия (в этом случае неважно, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка). При этом налоговики могут проверять период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о необходимости проведения такой проверки.
Порядок проведения внеплановой выездной проверки аналогичен порядку осуществления обычной выездной, который установлен п. 5 письма ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам. Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы?
Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?
Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.
Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать следующие факторы:
- Небольшой размер налоговых отчислений, не соответствующий среднему показателю в отрасли.
- Несоответствие размера платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, суммам, которые он должен был уплатить в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и выбранной им системой налогообложения.
- Значительные отклонения результатов финансово-экономической деятельности предприятия в текущем налоговом периоде от результатов, которые были достигнуты за аналогичный временной промежуток ранее.
- Наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах на предприятии и переданными в налоговую.
- Ошибки, неточности и неправомерные действия, допущенные при формировании налоговой базы.
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Помимо направлений, в которых осуществляется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, приказ ФНС № ММ-3-06/[email protected] определяет перечень критериев, которые служат ориентиром для налогового органа при принятии решения о проведении выездной проверки. В этот перечень входят:
Дополнительные критерии, установленные ФНС
Помимо указанных выше признаков основанием для проведения проверки могут стать:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, внеплановая выездная проверка налоговой представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку правильности исчисления налоговых платежей и погашения задолженности, сформировавшейся перед ФНС. Такая проверка осуществляется на территории налогоплательщика, за исключением случаев, в которых помещение не позволяет проверяющим выполнить свои обязанности. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может стать ликвидация предприятия, истечение срока, отведенного для исправления ранее выявленных нарушений, или требование прокуратуры, на основании которого руководство налогового органа приняло решение о необходимости проверочных мероприятий.