Аудита расчетов по налогам и сборам

Самое важное от специалистов на тему: "Аудита расчетов по налогам и сборам". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Особенности и методика аудита расчетов по налогам и сборам

Во избежание привлечения к ответственности за нарушения норм действующего законодательства, контроль за соблюдением, которого со стороны налоговых органов с каждым годом только ужесточается, необходимо заботиться об обеспечении высокого качества налоговой отчетности. В достижении данной цели немаловажную роль играет аудит расчетов по налогам и сборам.

Аудит расчетов по налогам и сборам относится скорее к сопутствующим аудиту услугам, т.е. является необязательным, он представляет собой проверку системы налогового учета и налоговой отчетности организации. При исчислении налогов налогоплательщики зачастую допускают различного рода ошибки и неточности, поскольку налоговое законодательство постоянно меняется и корректируется, в нем содержится много нюансов, разобраться с которыми даже опытному бухгалтеру бывает довольно непросто.

Аудит расчетов по налогам и сборам, позволяет не только выявить и устранить ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности, но и предотвратить неприятные ситуации, связанные с контролирующими органами в будущем. Аудит расчетов по налогам и сборам может помочь в разработке оптимальных схем налогообложения, что существенно сократит затраты организации.

Следует отметить, что аудит налогового учета является целесообразным не только для существующей организации, но и для новой фирмы, где знание уровня налогообложения (налогов и сборов) поможет в принятии эффективных управленческих решений.

Аудит расчетов по налогам и сборам находится на стыке двух услуг: аудита и консультаций. Строго говоря, сложно сказать, к чему эта форма работы ближе. Вопросы налогообложения даже в небольших организациях бывают очень сложными, что уж говорить о крупных организациях, где объём и разнообразие хозяйственных операций сами по себе формируют сложный спектр налоговых обязательств.

В ходе проведения аудита расчетов по налогам и сборам значительное внимание уделяется не только анализу действующего законодательства, но и тщательному изучении арбитражной практики, что дает возможность спрогнозировать возможное развитие налогового спора и оценить перспективы арбитражного решения.

В целом, целью аудита расчетов по налогам и сборам является подготовка организации к взаимодействию с налоговыми органами в ходе налоговой проверки и после нее в ситуации возникновения разногласий с налоговой инспекцией. С одной стороны, это проверка готовности организации к налоговой проверке налоговой инспекцией и оценка перспектив результатов проверки, а с другой стороны — выработка рекомендаций по исправлению допущенных ошибок. Еще одна цель аудита расчетов по налогам и сборам — это анализ спорных налоговых ситуаций, прогноз перспектив налогового спора в арбитраже и выработка налоговой стратегии для таких хозяйственных ситуаций.

Аудит расчетов по налогам и сборам — это процедура, которая государством не регламентирована, соответственно при решении вопроса нужно опираться на целесообразность и экономическую обоснованность.

Молодым организациям имеет смысл пройти аудит расчетов по налогам и сборам после первого или второго года деятельности, с тем, чтобы оценить правильность построения налогового учета и заложить фундамент для будущего развития. В последствии следует проходить данный аудит ориентируясь на периодичность налоговых проверок. В среднем это раз в три года.

В ходе проверки, аудиторская организация тесно взаимодействует с бухгалтерской и юридической службами организации. Уже в ходе проверки предприятие может исправить большую часть обнаруженных ошибок.

Выделим такие этапы аудита расчетов по налогам и сборам:

1. Оценка имеющейся системы налогообложения проверяемой организации, который состоит из:

  • общего анализа;
  • изучения элементов системы налогообложения проверяемой организации;
  • определения влияния на налоговые показатели основных факторов;
  • проверки методики исчисления налоговых платежей;
  • правовой и налоговой экспертизы существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценки документооборота;
  • изучения деятельности служб, отвечающих за расчет и уплату налогов;
  • оценки налоговых показателей проверяемой организации.

2. Аудит правильности расчетов и уплаты налогов и сборов, который предполагает:

  • исследование налоговой отчетности: деклараций, расчетов по налогам, справок по авансовым платежам;
  • проверку правомерности использования налоговых льгот;
  • проверку правильности числовых показателей;
  • анализ своевременности и полноты уплаты налогов или сборов;
  • оценку корректности налогового и бухгалтерского учета исчисляемых налогов и сборов.

3. Оформление результатов проведения аудита:

  • обобщаются и оцениваются результаты аудита;
  • документально оформляются результаты аудита.

Результатом аудита расчетов по налогам и сборам всегда является «Отчет о результатах проведенного аудита расчетов по налогам и сборам». Это документ, в котором, с одной стороны, содержится подробное, с анализом налогового законодательства, описание всех выявленных ошибок и нарушений, оценка оптимальности применяемой системы налогообложения, а с другой стороны — итоговое заключение о состоянии налогового учёта. Заключение о состоянии налогового учета предполагает вывод аудиторов о:

  • степени достоверности налоговой отчетности;
  • полноте начисления налогов, сборов;
  • полноте отражения в учете налогов, сборов;
  • полноте перечисления налогов и сборов;
  • правильности применения налоговых льгот.

Следует учитывать, что заключение по результатам аудита расчетов по налогам и сборам не подменяет собой аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудируемая организация может заключить договор как на проверку всех налогов и сборов, которое оно уплачивает, так и выбрать отдельные налоги, например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие.

По результатам аудита расчетов по налогам и сборам, аудируемая организация получит представление о надежности собственной системы налогового учета. Будет выявлено, есть ли налоговые ошибки, есть ли риск привлечения к налоговой ответственности. Руководство проверяемой компании получит представление о надежности внутренней системы налогового контроля, т.е. насколько соответствующие финансовые службы справляются с задачей отслеживания налоговых рисков, контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Кроме этого, аудируемая организация получит рекомендации по исправлению выявленных ошибок, рекомендации по использованию налоговых льгот, предложения по минимизации уплачиваемых налогов и снижению налоговых рисков, предложения по улучшению существующей системы налогообложения на организацию.

Читайте так же:  Рассмотрение заявления о зачете излишне уплаченного налога

При необходимости, могут быть даны предложения по созданию (или оптимизации) системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления налогов и сборов. Также, возможен анализ и могут быть даны предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства и предварительные расчеты налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений.

В целом в результате аудита расчетов налогов и сборов руководство и собственники экономического субъекта получают представление о надежности собственной системы налогового учета и возможности попадания под налоговые санкции со стороны контролирующих органов.

1. Растегаева Ф.С., Зимина Г.А., Шашкова Т.Н. Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль // Инновационная наука. 2015. №12-1 С.234-243.

2. Каширина М. Налог на прибыль: типичные ошибки // Аудит и налогообложение. 2009. – №8. – С. 164-165.

3. Каширина М.П. Налоговый аудит новое направление аудиторской деятельности// аудиторские ведомости. — 2009. — №8. – С.5-6.

4. Безруков Г.Г., Козырев А.В. Сущность налогов и налогового контроля // Известия УрГЭУ. 2015. №1 (57). – С.47-52.

Аудит расчетов по налогам и сборам

Чтобы избежать привлечения к ответственности со стороны налоговых органов за нарушения законодательства по налогам, необходимо заранее подготовить безупречную налоговую отчетность. И в этом поможет аудит расчетов по налогам и сборам.

Постоянно меняющееся налоговое законодательство и противоречивость некоторых положений законодательных документов способствуют возможным ошибкам в расчётах по налогам и сборам.

Аудит расчетов по налогам и сборам скорее всего относится к сопутствующим аудиту услугам, он не является обязательным и считается проверкой системы налогового учета и налоговой отчетности предприятия. Так как налоговое законодательство часто меняется, корректируется, содержит в себе много нюансов, которые бывают непонятны даже опытным бухгалтерам, налогоплательщиками допускаются ошибки и неточности.

При аудите задолженности по налогам и сборам зачастую выявляются следующие ошибки:

— некорректное использование методов бухгалтерского учёта, необходимых законодательных актов и инструкций по расчёту налогов и сборов;

— применение неправильной ставки налогов;

— неточное определение бухгалтером налогооблагаемой базы;

— неправильный учёт пеней и штрафов по налогам.

На определение задолженности и бух. отчётности в целом может также повлиять:

  • предоставление ошибочной информации при получении льгот по налогообложению;
  • сокрытие или искажение данных, передаваемых в налоговую;
  • неверная классификация при расчёте доходов, которые учитываются при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения;
  • осуществление фиктивных сделок между материнскими и дочерними подразделениями с целью получения льготы по налогам.

Аудит расчетов по налогам и сборам позволит не только вовремя выявить и устранить всевозможные ошибки в налоговом учете и при составлении налоговой отчетности, а также предупредить неприятные ситуации, которые могут впоследствии возникнуть с налоговыми органами. Аудит расчетов по налогам и сборам поможет оптимизировать систему налогообложения на предприятии. Это существенно снизит затраты организации.

Следует также упомянуть, что аудит налогового учета является необходимым не только для действующей компании, но и для новой организации, в которой знание налогообложения поможет в принятии правильных и эффективных управленческих разработок.

Налоговый аудит компании важно проводить вовремя. Если привести учет и отчетность в норму перед обязательной налоговой проверкой, то можно избежать многих проблем. Но вернуть переплаченные суммы можно через три года после оплаты, вот почему своевременность такой услуги является эффективной. Кроме этого случая, аудит налогообложения целесообразно проводить при смене главбуха.

Инициативный налоговый аудит компании — услуга необязательная, он проводится только по инициативе заказчика. Для крупных компаний аудит расчетов по налогам и сборам зачастую действительно необходим, так как может существенно снизить многие затраты.

Что дает аудит налогообложения и как он проводится

Профессиональный налоговый аудит от нашей компании «Аудит Эксперт» поможет избежать многих проблем с налогами и оптимизировать налогообложение в целом.

подготовка к налоговой проверке

Проверка со стороны налоговой инспекции — не очень приятная пора для организации. Но существует хороший способ подготовиться к ней, чтобы миновать штрафов — обратиться к независимым аудиторам для проведения аудита расчетов по налогам и сборам. Специалисты нашей компании «Аудит Эксперт» заранее выявят все неточности, ошибки в документах и помогут их исправить до налоговой проверки.

Специалисты, которые осуществляют аудит налогообложения, исследуют бухгалтерскую отчетность компании, выявляют какие-либо неточности, есть ли в ней противоречия закону. Причем эти противоречия необязательно возникают из-за недостаточной профессиональности бухгалтеров, чаще всего из-за частых поправок в законодательстве. Услуга аудита налогов и сборов пользуется большим спросом у довольно крупных предприятий, ведущих деятельность в смежных сферах, когда большой объем документооборота как следствие ведет к появлению ошибок. В аудите налоговых обязательств нуждаются также компании, у которых холдинговая или другая многоуровневая структура. Организации среднего и малого бизнеса тоже зачастую обращаются в нашу компанию за налоговым аудитом для оптимизации системы налоговых отчислений.

Заранее точно сказать, сколько средств может сэкономить аудит расчетов по налогам и сборам для компании нельзя, так как в каждом случае ошибки и неточности бывают разные. В любом случае, аудит налоговых обязательств — выгодная услуга и в большинстве случаев это окупается для компании сразу же.

Наши заказчики могут заключить договор на аудит всех налогов и сборов, которые они платят, или же выбрать отдельные виды налогов, которые хотят проверить (налог на прибыль, НДС и другие).

По результатам аудита налоговых расчетов выдается «Отчет о результатах проведенного аудита расчетов по налогам и сборам». В этом документе содержится подробное, со ссылкой на налоговое законодательство, описание обнаруженных нарушений и ошибок, оценка применяемой в компании системы налогообложения, а также обобщенное заключение о состоянии налогового учёта.

Нужно иметь в виду, что заключение о результатах налоговых расчетов компании не может подменять аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Читайте так же:  Фссп долг по алиментам по фамилии

По итогам аудита расчетов по налогам и сборам, наши заказчики получают представление об оптимальности своей системы налогового учета. Сразу будет понятно, имеются ли налоговые ошибки, ведущие к привлечению к налоговой ответственности. Кроме этого, проверяемая компания получит от специалистов нашей компании «Аудит Эксперт» профессиональные рекомендации:

— по исправлению неточностей, ошибок;

— по использованию налоговых льгот,

— как минимизировать уплачиваемые налоги;

— как снизить налоговые риски;

— предложат пути по улучшению системы налогообложения для организации.

Что приобретают собственники и руководство компании в результате аудита расчетов по налогам и сборам:

  1. информацию о надежности системы налогового учета в их компании;
  2. представление о правильности исчисления и уплаты налогов и сборов;
  3. предупреждение о возможных налоговых санкциях со стороны контролирующих органов

Достаточно длительный опыт работы, большое разнообразие сложных ситуаций по проверке налогов и профессионализм наших аудиторов способствовали нашей компании «Аудит Эксперт» вывести услуги по проведению налогового аудита на высокий уровень.

Специалисты нашей компании «Аудит Эксперт» обладают широкими знаниями в области налогового аудита, которые помогают им в кратчайшие сроки провести качественную проверку по налогам и помогут нашим клиентам разобраться в налоговом законодательстве.

Аудит расчетов по налогам и сборам и внебюджетным платежам

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисле­ния в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей, а так же их соответствия законодательству РФ.

Источники информации при проведении проверки: учетная политика, рабочий план счетов, счета, счета – фактуры, инвентарные карточки учета основных средств, расчетно- платежные ведомости, книга покупок, книга продаж, налоговые декларации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» ,69 «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения»,76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,51 «Расчетные счета»,91 «Прочие доходы и расходы» ,99 «Прибыли и убытки» и др., Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, бухгалтерские справки, расчеты и др.

Таблица 2.11 План и программа аудита расчетов по налогам и сборам

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора
Проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы и ставок налогов
1.1 Проверка правильности формирования налогооблагаемой базы в соответствии с законодательством В течение года Иванова И. И. Устав, учетная политика
1.2 Проверка правильности применения ставок налогов В течение года Иванова И. И. Устав, учетная политика
Проверка документального оформления операций по налогам и сборам
2.1 Формальная проверка документов на наличие всех реквизитов В течение года Иванова И. И. Счета, счета – фактуры, налоговые карточки и др.
2.2 Проверка правильности отражения начисления налогов и сборов в документах В течение года Иванова И. И. Рабочий план счетов, регистры аналитического и синтетического учета по сч. 68
Проверка правильности отражения в учете налогов и сборов
3.1 Проверка правильности корреспонденции по начислению и перечислению налогов и сборов В течение года Иванова И. И. Регистры аналитического и синтетического учета
3.2 Сверка данных первичных документов с регистрами аналитического учета по начислению и перечислению налогов и сборов В течение года Иванова И. И. Счета, счета – фактуры, регистры аналитического и синтетического учета

Продолжение таблицы 2.11

3.3 Сверка данных регистров аналитического и синтетического учета по начислению и перечислению налогов и сборов В течение года Иванова И. И. Регистры аналитического и синтетического учета по сч. 68
Проверка правильности составления отчетности по налогам и сборам
4.1 Проверка правильности составления отчетности по налогам и сборам для целей бухгалтерского учета В течение года Иванова И. И. Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах
4.2 Проверка правильности составления налоговой отчетности В течение года Иванова И. И. Налоговые декларации

На первоначальном этапе проверки выясняется, по каким налогам и сборам предприятие осуществляет платежи. Необходимо иметь ввиду, что в проверяемом периоде или в течение его могли быть изменения в части налогового законодательства по отдельным налогам.

В ходе аудиторской проверки по каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторы должны прове­рить:

— правильность определения объекта налогообложения;

— правильность исчисления налогооблагаемой базы;

— правильность определения налогового периода;

— правильность применения налоговых ставок;

— правильность исчисления налога;

— правомерность применения льгот при расчете налогов;

— правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;

— правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения»;

— правильность составления налоговой отчетности.

В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов ауди­торы выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показа­тели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными доку­ментами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.).

Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудитор проверяет наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производится пересчет отдельных показателей, осуществляет взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Устанавливается соответствие данных аналитического учета по сче­там 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхова­нию и обеспечению» данным синтетического учета в е и показате­лям отчетности.

Аудитор оценивает налоговые риски, связанные с неправильным расчетом налогов, их влиянием на достоверность отчетности:

— суммы неуплаченного или несвоевременно уплаченного налога;

— суммы возможных штрафов за нарушения;

Читайте так же:  Организации освобожденные от налога на прибыль

— суммы пени за налоговое нарушение, просрочку оплаты, пени за несвоевременную оплату налогов;

— оценка привлечения организации к ответственности за налоговое нарушение;

— анализ качества ошибки – методическая или техническая, системная или разовая;

— влияние обнаруженной ошибки на оценку существенности и изменение показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

При проведении проверки аудитор может руководствоваться Методическими рекомендациями по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг. Этот документ разработан в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, Международными стандартами аудита и имеет рекомендательный характер для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Аудит расчетов по налогам и сборам

Цель аудиторской проверки — определить правильность и обоснованность начисления налогов по всем основаниям, предусмотренным соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

Аудитор должен знать, что для учета расчетов по налогам и сборам Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 68 «Учет расчетов по налогам и сборам». К нему открываются субсчета, соответствующие различным налогам, плательщиком которых является конкретный экономический субъект.

Основные методы получения аудиторских доказательств при аудите расчетов по налогам и сборам:

· сканирование — прослеживание взаимосвязей по бухгалтерским документам разного уровня;

· наблюдение — наблюдение за процессом или процедурой расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

· пересчет — контрольная проверка правильности арифметических расчетов;

· аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации с целью выявления искажений, ошибок по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, а также выявление причин таких ошибок и искажений.

Согласно НК РФ налоги и сборы экономических субъектов образуют три группы:

I группа — федеральные налоги и сборы (согласно ст. 13 НК РФ). К ним относятся:

· налог на добавленную стоимость — Дебет сч. 90-3 «НДС по продажам», сч. 60, субсчет «Авансы выданные», сч. 91-2 «НДС по прочим доходам и расходам» Кредит сч. 68;

· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) — Дебет сч. 90-4 «Акцизы по продажам» Кредит сч. 68;

Видео (кликните для воспроизведения).

· налог на прибыль — Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 68;

· налог на доходы физических лиц — Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», сч. 75 «Расчеты с учредителями» Кредит сч. 68;

· Социальные взносы — Дебет сч. 20, 23, 25, 26, 44 (затратные счета) Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На этом счете учитываются расчеты по обязательному социальному страхованию;

· государственная пошлина — Дебет сч. 91-2 «Прочие доходы и расходы» Кредит сч. 68;

· таможенная пошлина и таможенные сборы — Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», сч. 10 «Материалы», сч. 41 «Товары», сч. 44 «Расходы на продажу» Кредит сч. 68;

· налог на добычу полезных ископаемых — Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит сч. 68;

· сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — Дебет сч. 26 Кредит сч. 68;

· лесной, водный, экологический налоги — Дебет сч. 26 Кредит сч. 68;

· федеральные лицензионные сборы — Дебет сч. 26 Кредит сч.68.

II группа — региональные налоги и сборы (согласно ст. 14 НК РФ). К ним относятся:

· налог на имущество организации — Дебет сч. 91-2 Кредит сч.68;

· налог на игорный бизнес — Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит сч. 68;

· региональные лицензионные сборы — Дебет сч. 26 Кредит сч.68.

III группа — местные налоги и сборы (согласно ст. 15 НК РФ):

· земельный налог — Дебет сч. 20 Кредит сч. 68;

· налог на рекламу — Дебет сч. 91-2 Кредит сч. 68;

· местные лицензионные сборы — Дебет сч. 26 Кредит сч. 68.

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы экономического субъекта:

· первичные Документы бухгалтерского учета;

· регистры бухгалтерского учета;

· внутренние документы бухгалтерского учета — расчеты, справки, сведения;

· договоры с контрагентами;

· протоколы решений общих собраний учредителей, акционеров;

· протоколы решений совета директоров;

· приказы исполнительной дирекции;

· учетная политика организации в целях налогообложения;

· регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 2052 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Аудит расчетов по налогам и сборам

В настоящее время организации со всех сторон «обложены» многочисленными налогами и платежами. Это связано с фискальной политикой государства и является необходимой мерой в условиях переходного периода к рыночной экономике, сопровождающегося такими негативными явлениями, как экономический кризис, инфляционные процессы и рост дефицита бюджетов различных уровней.

Часть налогов и платежей в виде начислений относят на себестоимость продукции (работ, услуг), однако увеличение себестоимости в конечном счете означает снижение прибыли.

Научные исследования показали, что если выразить в абсолютном выражении все налоги и платежи и отнять эту сумму из стоимости всей реализованной продукции, то получится, что у отдельных организаций в виде налогов и платежей изымается вся прибавочная стоимость, а также часть оборотного капитала, вследствие чего у организации не остается средств не только для ведения расширенного процесса производства, но и для простого воспроизводства. Поэтому на практике организация использует законные и незаконные методы «оптимизации» налогов.

В этих условиях важнейшей задачей аудитора является тщательная проверка правильности расчетов сумм налогов и других обязательных взносов (сборов) и платежей в бюджет. Здесь важную роль играет консультирование организации-заказчика по вопросам налогообложения с целью своевременного и правильного расчета по этим налогам с бюджетом, а также с целью избежания переплат и предупреждения финансовых санкций.

Расчеты с бюджетом по налогам учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», и кредитуется этот счет на сумму налогов, причитающуюся к взносу в бюджет. По дебету этого счета отражаются суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет, или задолженность бюджета данной организации. Аналитический учет по счету 68 ведется по каждому виду налогов (платежей):

Читайте так же:  Образец заявления об изменении суммы алиментов

ü «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

ü «Расчеты по налогу на прибыль»;

ü «Расчеты по НДС»;

ü «Расчеты по акцизному налогу»;

ü «Расчеты по налогу на имущество»;

ü «Расчеты по налогу на рекламу»;

ü «Расчеты по налогу на операции с ценными бумагами»;

ü «Расчеты по земельному налогу»;

ü «Расчеты по различным сборам и платежам» и другие.

При проверке расчетов с бюджетом по налогам аудитор должен помнить, что условия начисления, ставки и другие параметры ряда налогов менялись в предыдущем и текущем году, вследствие чего необходимо иметь под рукой все законы и инструкции.

Кроме того, в ближайшем будущем в стране намечаются существенные изменения в налоговой политике, что будет связано с введением в действие Налогового кодекса РФ в полном объеме. Поэтому в данное время нет необходимости излагать все вопросы, условия, ситуации и т.д. и порядок проведения аудита по расчетам с бюджетом по каждому налогу, сбору или платежу. Остановимся лишь на основополагающих вопросах, которые должен изучить аудитор и которые останутся предметом контроля в любом случае.

В начале проверки аудитор должен, путем устного тестирования, выяснить, по каким платежам и налогам организация-клиент ведет расчеты с бюджетом. После установления этого по каждому виду расчетов с бюджетом по налогам, сборам и платежам необходимо проверить:

ü состояние внутреннего контроля расчетов с бюджетом (путем тестирования);

ü правильность определения налогооблагаемой базы (здесь можно использовать такие приемы контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров бухгалтерского учета);

ü правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

ü правильность расчетов сумм налогов (путем пересчета);

ü правильность возмещения НДС по приобретенным активным ресурсам (работам, услугам) (путем прослеживания, чтения документов и пересчета арифметических данных);

ü правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения характера производства, категории организации и др.);

ü правильность полноты и своевременности перечисления (уплаты) налогов, сборов и платежей в бюджет (путем проверки платежных документов, налоговых деклараций и др.);

ü правильность использования обязательных нормативных условий и составления бухгалтерских проводок по выделению (НДС), уплате поставщикам (НДС), начислению и перечислению в бюджет налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, сканирования, сверки данных различных регистров, корреспондирующих со счетом 68 счетов);

ü правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, составления альтернативных расчетов, проверки даты представления и получения письменного запроса от налоговых органов;

ü правильность оформления первичных документов, ведения аналитического и синтетического учета по расчетам с бюджетом на счете 68.

Особое внимание необходимо уделить правильности учета выделенного (на счете 19), уплаченного (поставщикам ресурсов), возмещенного (дебет счета 68, кредит счета 19), начисленного (дебет счетов 90, 91, 76, 99, кредит счета 68) и перечисленного (уплаченного) в бюджет (дебет счета 68, кредит счетов 51, 52, 66) НДС. Тщательной проверки требуют также расчеты с бюджетом по налогу на доходы физических лиц: от суммы заработной платы (оплата труда); материальной выгоды (здесь часто допускают ошибки, а иногда и злоупотребления — например, безвозмездную передачу работнику жилого помещения иногда оформляют как предоставленный заем на несколько лет или, например, вместо оплаты труда начисляют командировочные расходы по фиктивным документам и т.д.).

Аудитор должен проанализировать также результаты налоговой проверки данной организации органами Министерствам по налогам и сборам с целью установления обоснованности предъявления к организации-клиенту финансовых санкций.

Это нужно делать, потому что зачастую бухгалтерам, а также аудиторам приходится сталкиваться с ошибочным, произвольным толкованием налогового законодательства со стороны органов налогового контроля (причем в разных регионах по-разному и, более того, каждый работник налоговой службы положения налогового законодательства понимает по-своему). Поэтому аудитор по просьбе организации-клиента может высказать свое мнение и дать письменное объективное заключение по спорным вопросам со ссылкой на соответствующие нормативные документы. Здесь аудитор ни в коем случае не должен проявлять категоричность, а только объективно и корректно ответить на поставленный вопрос.

Особо тщательной проверки требуют импортно-экспортные операции и правильность налогообложения (по различным налогам) этих операций.

На заключительном этапе проверки расчетов с бюджетом необходимо установить соответствие записей на счете 68 с записями на корреспондирующих счетах. Для этого кредитовые итоги (оборот) счета 68 в журнале-ордере № 8-АПК необходимо сверить: по счету 70 — с данными сводной ведомости по расчетам с работниками № 59-АПК, по счету 81 — с таблицей аналитических данных в журнале-ордере № 15-АПК, по счетам 90, 91 — с данными ведомостей № 16, 62-АПК и т.д.

В журнале-ордере № 8-АПК оборот по дебету счета 68 дается общей суммой. Поэтому все дебетовые записи этого счета необходимо сверить с данными первичных документов по видам платежей. После этого следует установить соответствие данных аналитического учета счета 68 с данными синтетического учета в Главной книге, а также в отчетности.

Дата добавления: 2016-03-10 ; просмотров: 1184 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Аудит расчетов по налогам и сборам

Классификация налогов, единый социальный налог. Налог на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на прибыль и имущество организаций. Организация аудита по налогам и сборам. Нормативные документы, регулирующие аудит. Ошибки при проведении аудита.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.11.2010
Размер файла 690,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте так же:  Выход на пенсию женщин 1976

7. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению», утв. приказом Минфина России от 31.10.00г. №94н.

8. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утв. приказом МНС РФ от 29.12.00г. №БГ-3-07/465.

9. Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 02.04.93г. №4741 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

Источниками информации по аудиту начисления и уплаты налогов при расчете с физическими лицами являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИИ статинформом Госкомстата России. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

* Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) — составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.

* Личная карточка (ф. №Т-2) — заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.

* Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) — составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.

* Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) — применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.

* Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) — составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Для учета выработки и сдельной заработной платы применяются следующие первичные документы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как правило, следующие реквизиты (показатели): место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы (операции); количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; норы времени и расценки за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата; количество нормо-часов по выполненной работе.

По учету расчетов с персоналом по оплате труда применяются расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-51), платежная ведомость (ф. №Т-3) и лицевой счет (ф. № Т-54). В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы. В ней указывают фамилии и инициалы работников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы. Расчетно-платежные ведомости или замещающие их расчетные и платежные ведомости применяют для расчетов с работниками за целый месяц. Лицевые счета представляют собой документы, на лицевой стороне которых записываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), а на обратной стороне — все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По эти данным легко рассчитать средний заработок за любой период.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

1) проверка начислений и уплаты федеральных налогов.

2) проверка начислений и уплаты региональных налогов.

3) проверка начислений и уплаты местных налогов.

Общий план аудита учредительных документов и расчетов с учредителями.

Проверяемая организация ООО «Вым пел»

Период аудита с 01.01 по 31.12.08

Количество человеко-часов 300

Руководитель аудиторской группы Иванов И. И.

Видео (кликните для воспроизведения).

Состав аудиторской группы Иванов И. И, Петров И. Я.

Аудита расчетов по налогам и сборам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here