Взыскании сумм налога и пени

Самое важное от специалистов на тему: "Взыскании сумм налога и пени". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Взыскание налога, пени и штрафа в судебном порядке

С организаций и индивидуальных предпринимателей недоимка взыскивается во внесудебном порядке. Однако НК РФ в ст. ст. 45 — 47 содержит ряд положений, при наличии которых налоговые органы взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов вправе только в судебном порядке.
Налоговые органы вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд:

  • при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 45 НК РФ;
  • в случае пропуска, установленного срока на внесудебное взыскание налога (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Положения п. 2 ст. 45 НК РФ предписывают налоговым органам обратиться в суд в четырех случаях:

1) если у организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Срок на подачу в суд заявления о взыскании налога и пени п. 2 ст. 45 НК РФ не установлен. Однако правоприменительная практика пошла по пути, что заявление о взыскании налога должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В свою очередь, срок на взыскание штрафа установлен ст. 115 НК РФ. Согласно ст. 115 НК РФ заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Второе обстоятельство, когда налоговый орган вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд, это пропуск срока на внесудебное взыскание налога, пени и штрафа (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В случае пропуска срока на принятие:

  • решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
  • решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган, согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Следует обратить внимание, что обращения в суд, согласно п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ, исчисляется от срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, НК РФ установлена возможность налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в случае пропуска срока на принятие решений как по ст. 46 НК РФ, так и по ст. 47 НК РФ, причем согласно п. 3 ст. 46 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а по п. 1 ст. 47 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Шесть месяцев и два года это большой срок на обращение с заявлением в суд, однако налоговым органом и этот срок может быть пропущен. Законодатель в НК РФ предусмотрел для налогового органа возможность обращения в суд с ходатайством о его восстановлении.

Восстановление пропущенного срока на взыскание налога, пени и штрафа. На сегодняшний день НК РФ представляет налоговому органу в случае пропуска срока подачи заявления в суд право обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Это право закреплено в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ. Такое ходатайство может быть удовлетворено судом только при условии, когда срок был пропущен по уважительной причине. Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговый орган не может доказать уважительность причины пропуска срока в суде. Тем не менее такое право для налогового органа в НК РФ закреплено, и имеются примеры восстановления срока. Так, в Определении ВАС РФ от 8 июня 2012 г. N ВАС-7387/12 по делу N А82-8299/2011 указано, что суды правомерно сочли, что срок восстановлен по уважительной причине, так как была неопределенность с подведомственностью дела.

Таким образом, возможность восстановления пропущенного срока установлена п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ, а значит, при наличии на то оснований пропущенный срок взыскания налога, пени и штрафа может быть восстановлен судом.

Взыскание налога, пени и штрафа сбора, пеней, штрафа при их взыскании в судебном порядке производится на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Взыскании сумм налога и пени

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Комментарий

Пленум ВАС РФ принял постановление от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление), в котором разъяснил судам некоторые положения части первой НК РФ.

Часть представленных разъяснений впервые прозвучали как позиция Пленума ВАС РФ, часть – явились повторением или развитием мнений, высказанных ранее.

Обратите внимание, что данным постановлением признаются утратившими силу:

  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 30 «О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций»;
  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».
Читайте так же:  В японии есть пенсия по старости

Остановимся подробнее на разъяснениях, касающихся взыскания налога в принудительном порядке.

Сроки направления налогоплательщику требования об уплате налога (п. 50 Постановления)

Требование об уплате недоимки направляется налогоплательщику либо при фактической неуплате указанной в декларации (расчете) суммы, либо в случае доначисления суммы налога по итогам проверки.

Во втором случае срок на выставление требования четко определен в п. 2 ст. 70 НК РФ – 20 дней с даты вступления в силу решения о доначислении налога. А вот начало течения срока на выставление требования в первом случае обозначено не так четко – день выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Пленум ВАС РФ разъяснил, что днем выявления недоимки следует считать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). Если же налоговая декларация (расчет авансового платежа) были предоставлены с нарушением сроков, недоимка считается выявленной на следующий день после представления этих документов.

Отметим, что споры о дате выявления недоимки возникали достаточно часто. Налоговые органы считали, что поскольку НК РФ не определяет этот день конкретно, то период выявления недоимки для инспекции не ограничен. Однако суды вставали на сторону налогоплательщика, утверждая обратное (постановление ФАС Московского округа от 17.06.2011 № КА-А41/5753-11). Некоторые даже приходили почти к тому же выводу, что и Пленум ВАС РФ: днем выявления недоимки признается дата уплаты налога (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 № 09АП-1313/2013 по делу № А40-103826/12-20-542).

Сроки направления налогоплательщику требования об уплате пеней (п. 51 Постановления)

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. При этом в НК РФ не установлено, в какой срок инспекция должна направить требование об уплате пеней.

По мнению Пленума ВАС РФ, требование об уплате пеней, начисленных на недоимку, которая возникла по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, должно быть направлено не позднее трех месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки. Если недоимка гасилась частями, то трехмесячный срок исчисляется с момента уплаты последней ее части. Такой вывод суд сделал, основываясь на положениях п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, Пленум ВАС РФ установил максимальный срок, в течение которого может быть отправлено уведомление об уплате пеней. Следовательно, направление требования за пределами указанного срока неправомерно.

Отсутствие в требовании об уплате налога необходимых сведений не влечет его недействительность (п. 52 Постановления)

В п. 4 ст. 69 НК РФ прописан перечень сведений, которые должны содержаться в требовании об уплате налога. В частности, к ним относятся сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке его исполнения, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае его неисполнения. Кроме того, в требовании указываются подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылка на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность уплатить налог.

Пленум ВАС РФ разъяснил, что в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком декларация, либо налоговое уведомление. Следовательно, требование не может быть признано недействительным из-за отсутствия в нем сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если эти сведения содержатся соответственно в решении, декларации, налоговом уведомлении и на данные документы имеется ссылка в требовании. То же самое касается и требования об уплате авансовых платежей по налогу.

Делая такой вывод, Пленум ВАС РФ разрешил давние споры. Ранее в судебной практике не было однозначного мнения по вопросу, можно ли признать требование по уплате налога законным, если в нем отсутствуют какие-либо сведения, содержащиеся в п. 4 ст. 69 НК РФ. Так, например, ФАС Московского округа признал требование об уплате налога, пени и штрафа недействительным, потому что в нем не был указан период образования недоимки, отсутствовали подробные данные об основаниях взимания налогов, не содержались дата, с которой начинали исчисляться пени, суммы, на которую начислялись пеня, а также информация о том, за какой период и на основании какого расчета была начислена сумма пени (постановление от 09.08.2012 № А41-14380/11).

В то же время ФАС Северо-Западного округа указывал, что формальные нарушения положений ст. 69 НК РФ сами по себе не могут служить основанием для признания требования недействительным. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате (постановление от 16.05.2008 № А56-18067/2005).

Требование об уплате налога, отправленное по почте, считается полученным независимо от того, получено оно фактически или нет (п. 53 Постановления)

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ если требование об уплате налога направлено налогоплательщику по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В связи с этим Пленум ВАС РФ указал, что уведомление о необходимости уплаты налога считается состоявшимся вне зависимости от того, получил ли фактически налогоплательщик такое требование.

Этот вывод Пленум ВАС РФ перенес в комментируемое постановление из п. 18 своего постановления от 28.02.2001 № 5, которое признано утратившим силу. Следовательно, названный вывод продолжает применяться в настоящее время.

Таким образом, налогоплательщик не может ссылаться на то, что он не получал соответствующего требования в качестве обоснования неуплаты налога.

Взыскание налога с нескольких счетов налогоплательщика (п. 54 Постановления)

Если налогоплательщик вовремя не заплатил налог или уплатил его не полностью, то недоимка может быть взыскана за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках, и за счет его электронных денежных средств (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджет РФ необходимых денежных средств.

Пленум ВАС РФ отметил, что если поручения на перечисление налога предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму недоимки, подлежащую взысканию на основании решения инспекции.

Например, у налогоплательщика есть два счета в банке: на одном лежит 7 000 рублей, а на другом – 5 000 рублей. При этом он вовремя не заплатил в бюджет 10 000 рублей, и инспекция собирается списать указанную сумму за счет денежных средств на его счетах в банке.

В этом случае налоговый орган не может направить в банк два инкассовых поручения, по каждому из которых требуется перечислить 10 000 рублей. Инспекция должна распределить эти 10 000 рублей так, чтобы значения, указанные в поручениях, в сумме составляли 10 000. Например, в одном инкассовом поручении может быть указано 7 000 рублей, а в другом – 3 000 рублей.

Стоит отметить, что аналогичное мнение ранее высказывал Минфин России в письме от 14.06.2005 № 03-02-07/1-144.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (п. 55 Постановления)

Как уже говорилось выше, неуплаченные или не полностью уплаченные суммы налога могут быть взысканы за счет денежных средств налогоплательщика, которые находятся на его счетах в банке (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Читайте так же:  Берут ли алименты с больничного листа

Если же денег на счетах нет или их недостаточно, либо отсутствует информация о самих счетах, то инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ. Об этом сказано в п. 7 ст. 46 НК РФ.

На основании этих норм Пленум ВАС РФ указал, что налоговый орган вправе перейти к взысканию налога за счет иного имущества только после принятия надлежащих мер по взысканию недоимки за счет денежных средств налогоплательщика. Поэтому если инспекция вовремя не вынесла решение о взыскании налога за счет денежных средств или не приняла мер к его исполнению, то она не может вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества или обратиться в суд за взысканием недоимки в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Аналогичное мнение было отражено в судебной практике и ранее (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 7551/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2012 № А69-944/2012, ФАС Московского округа от 15.01.2013 № А40-41578/12-115-223).

При этом Пленум ВАС РФ отметил, что из этого правила есть исключение. Так, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Если в этот период ведется исполнительное производство, возбужденное на основании ранее вынесенных постановлений о взыскании налога за счет иного имущества, это означает, что на счетах налогоплательщика недостаточно денежных средств или они отсутствуют вовсе. Следовательно, налоговый орган вправе в указанный срок сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества, если на дату его принятия исполнительное производство не было окончено (прекращено).

Кроме того, инспекция может сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества, если у нее нет информации о счетах налогоплательщика.

Обращение взыскания на имущество, находящееся в пользовании третьих лиц (п. 56 Постановления)

Еще раз повторимся, что принудительное взыскание налога может осуществляться за счет иного имущества налогоплательщика. При этом взыскание может производиться, в частности, за счет имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности. Однако такое взыскание возможно, если для обеспечения уплаты налога эти договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке (пп. 5 п. 5 ст. 47 НК РФ).

По мнению Пленума ВАС РФ, потребность обратить взыскание на конкретное имущество не является достаточным основанием для расторжения или недействительности этих договоров. Это следует из глав 9 и 29 ГК РФ. Таким образом, налогоплательщик не обязан расторгать договоры, по которым определенное имущество передано третьим лицам, только потому, что на это имущество может быть обращено взыскание. Аналогичный вывод был сделан и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 9.

В то же время в комментируемом постановлении Пленум ВАС РФ указал, что в силу гл. 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» наличие договоров с третьими лицами не препятствует обращению взыскания на имущество, переданное им. Отметим, что в соответствии со ст. 77 этого закона обратить взыскание на такое имущество может по общему правилу только суд.

Следовательно, налог может быть взыскан за счет имущества, находящегося у третьего лица на основании договора, который не расторгнут или не признан недействительным, если возможность такого взыскания будет удостоверена судом.

Пени могут взыскиваться, только если соблюдены сроки взыскания самого налога (п. 57 Постановления)

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога начисляются пени. Порядок их принудительного взыскания с организаций и предпринимателей определяется ст.ст. 46 и 47 НК РФ.


По мнению Пленума ВАС РФ, инспекция может взыскать пени только в том случае, если она своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Делая такой вывод, Пленум ВАС РФ еще раз подтвердил мнение, сложившееся в судебной практике и у контролирующих органов (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 № 10707/08, письмо Минфина России от 10.11.2011 № 03-11-11/279).

Учет пеней и штрафов по налогам

Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.

Налоговые пени в налоговом учете

Независимо от того, пени это или штраф за нарушение налогового законодательства, порядок их бухгалтерского и налогового учета единый. Такие санкции отражаются в составе прибылей и убытков организации по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

В целях расчета налога на прибыль такие пени и штраф в расходах не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Их не надо путать с санкциями по хозяйственным договорам. Если, к примеру, вашим договором с поставщиком предусмотрены пени за просрочку оплаты, то в случае признания своей вины покупатель сможет учесть пени по договорам в налоговом учете в составе расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, поставщик отразит их в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). И, кстати, учитываться такие доходы и расходы будут уже не на счете 99, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99 , п. 11 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Видео (кликните для воспроизведения).

Подход к отражению штрафов в бухгалтерском и налоговом учете аналогичный: штраф за нарушение налогового законодательства отражаются по дебету счета 99 и в прибыли не учитывается, а по договорам с контрагентами – на счете 91 и принимается в расчет налога на прибыль.

Штрафы ГИБДД: бухгалтерский и налоговый учет

Учитывая, что штрафы ГИБДД не относятся к плате за нарушение налогового законодательства, вполне обоснованно отражать их на счете 91, а не 99:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Но, несмотря на то, что порядок бухгалтерского учета таких штрафов схож с учетом штрафов за нарушение хозяйственных договоров, уменьшить на них налогооблагаемую прибыль не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Взыскание сумм неудержанных налогов и пени с налогового агента

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 50, 2002

В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сделан вывод о правомерности взыскания с налоговых агентов неудержанных налогов и пени на сумму неудержанных налогов и одновременно применения к ним санкции по ст.123 НК РФ. Однако действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности взыскания с налогового агента сумм налогов в случае их неудержания у налогоплательщика.

Читайте так же:  Выход на пенсию по болезни

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, т.е. на одно лицо не должна возлагаться обязанность платить налоги вместо другого за свой счет.

Согласно ст.8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, сущность налога состоит в изъятии части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит существу налога.

В ст.9 НК РФ приведен перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: это налогоплательщики — организации и физические лица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (ст.19 НК РФ), а также налоговые агенты — лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (п.1 ст.24 НК РФ).

Обязанности налогового агента определены в п.3 ст.24 НК РФ, никаких других обязанностей на налогового агента возложено быть не может. В перечне не содержится такой обязанности налогового агента, как уплата налога за налогоплательщика за счет собственных средств налогового агента в том случае, когда последним не был удержан налог у налогоплательщика.

Пунктом 1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, приведены в п.2 данной статьи.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абз.3 п.2 ст.45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.

Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, т.е. именно он считается должником перед бюджетом.

В п.4 ст.45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Об отсутствии у налогового агента обязанности перечислить в бюджет сумму не взысканного с налогоплательщика налога за счет собственных средств свидетельствует и положение п.4 ст.24 НК РФ, согласно которому налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению в бюджет этой суммы становится налоговый агент.

Следовательно, нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Предусмотренная п.1 ст.46 НК РФ возможность взыскания суммы налога с налогового агента является способом принудительного исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет суммы налога, фактически удержанной из средств налогоплательщика. Именно таким образом и трактует судебная практика п.11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 (см., например, Постановления ФАС Северо — Западного округа от 27.11.2001 N А56-19855/01, от 24.09.2001 N А42-4564/01-27, от 12.09.2000 N 2056).

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Уплата пеней не является мерой налоговой ответственности и должна производиться независимо от применения к обязанному лицу мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в том числе штрафов.

Пункт 6 ст.75 НК РФ предусматривает, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в порядке, предусмотренном ст.ст.46 — 48 НК РФ. Принудительные меры разрешены только в отношении налогоплательщиков, но не налоговых агентов. В то же время ст.46 НК РФ допускает взыскание пеней за счет денежных средств на банковских счетах налоговых агентов. Налицо явное противоречие между нормами НК РФ. Это позволяет налоговому агенту апеллировать к п.7 ст.3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Среди лиц, указанных в данном пункте, отсутствуют налоговые агенты, но согласно п.2 ст.24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом. В ст.3 НК РФ отсутствует упоминание о том, что налоговые агенты не имеют права толковать в свою пользу положение о неустранимых сомнениях актов о налогах и сборах, поэтому можно предположить, что бесспорное списание пеней с налоговых агентов в рассматриваемой ситуации будет признано судом незаконным.

Статья 75 НК РФ, предусматривающая взыскание с налогоплательщиков и налоговых агентов пеней, входит в гл.11 «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов». Как уже указывалось, налоговые агенты не несут обязанностей по уплате налогов, а лишь удерживают у налогоплательщиков и перечисляют в бюджет суммы налогов. Так как налоговый агент не имеет обязанности по уплате налогов, то к нему не могут быть применены меры (способы) обеспечения несуществующей обязанности, поскольку обеспечительные обязательства являются дополнительными по отношению к основным.

По общему правилу дополнительное (акцессорное) обязательство не может возникнуть раньше основного и прекращается одновременно с ним. Поэтому если обязанность по уплате налога отсутствует, то должны отсутствовать и меры по обеспечению соответствующей обязанности.

Как только у налогового агента возникает обязанность перечислить налог в бюджет (а это происходит, после того как налог уже удержан последним у налогоплательщика), появляются основания для начисления пени на своевременно не перечисленную сумму.

Применение к налоговым агентам мер ответственности за совершение налоговых правонарушений предусмотрено ст.123 НК РФ (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ). В соответствии с ней ответственность налогового агента наступает за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Предыдущая редакция от 31.07.1998 данной статьи предусматривала наложение на налогового агента штрафа за невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов. В действующей редакции статьи уменьшен перечень оснований для привлечения налогового агента к ответственности — теперь она должна наступать только за неперечисление налога, а не за его неудержание.

В то же время Пленум ВАС РФ в п.44 Постановления от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сделал вывод о том, что взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.

Как известно, постановления Пленума ВАС РФ не являются нормами права и не подлежат непосредственному применению. В обязанности Пленума входит лишь разъяснение вопросов судебной практики (пп.1 п.1 ст.13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). На практике, однако, арбитражные суды в подавляющем большинстве случаев не только следуют разъяснениям, содержащимся в постановлениях ВАС РФ, но и ссылаются на эти постановления в мотивировочной части своих решений.

Читайте так же:  Выплаты при увольнении на пенсию по старости

Однако встречаются и решения арбитражных судов, которые трактуют положения ст.123 НК РФ иначе, чем Пленум ВАС РФ. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 29.01.2002 N Ф09-88/2002АК сделан следующий вывод: наложение штрафа согласно ст.123 НК РФ возможно только при фактическом удержании и неперечислении налога в бюджет налоговым агентом. Если налог не был удержан налоговым агентом, то оснований для применения штрафа согласно ст.123 НК РФ нет.

Взыскание налогов и сборов, включая пени

Налоги – неотъемлемая часть жизни любой страны, в том числе России . Они необходимы для улучшения экономики и общедоступных благ государства для повышения комфорта и уровня жизни граждан в целом.

Налоговая система — это объединение всех сборов, плат, платежей, которые взимаются с налогоплательщиков. Правила, по которым происходит данная процедура, предустановлены Налоговым Кодексом РФ.

Принципы работы налоговой системы в России

Налоговая система в Российской Федерации строится как с помощью Конституции, так и с помощью Налогового Кодекса. Существует система из трех уровней налогообложения страны:

  • Первый уровень – федеральный.
  • Второй уровень – региональный.
  • Третий уровень – местный.

Федеральные налоги – их обязаны платить на всей территории Российской Федерации. Оплата почти одинакова для всех лиц и учреждений, вне зависимости от того, в каком именно районе или городе они находятся. Сюда относятся НДС , акцизные сборы и т. д.

Налоги — обязательная часть жизнедеятельности страны

Региональные пошлины – сборы, которые взимаются с отдельных республик, областей и других субъектов, входящих в состав РФ. Сумма может быть разной в зависимости от того, в какой местности производится взимание налогов. Например, налог на имущество, транспорт и т. д.

Местные сборы – за их установку отвечает НК, а контроль и сбор происходят с помощью актов отдельных поселений. Таких как районное, сельское, городское поселение и т. п. Данные выплаты обязательны на территории этих субъектов. Примерами таких налогов может быть торговый, земельный сбор и т. д.

Важно! Данный принцип присущ всем федеративным государствам.

НК Российской Федерации был принят в 1999 году, в нем описано и установлено, как должны быть урегулированы те или иные взаимоотношения между платежами и людьми, которые их вносят, связь и совокупность разных пошлин между собой, их оплата и так далее.

Налоговый Кодекс РФ.

Принципы налогообложения

Налогообложение делится на четыре принципа, которые направлены на эффективное взаимоотношение между налогооборотом в стране. Они помогают работать системе налогообложения без сбоев, поддерживать правила и критерии, необходимые для отбора пошлины.

  • Принцип справедливости. Заключается в том, чтобы распределить налоги по всем платежеспособным гражданам равномерно и одинаково, соответственно их доходу.
  • Принцип определенности. Все нюансы оплаты налогов должны быть определенными: точная сумма, время, место, где должна производиться оплата, способ оплаты должны быть известны плательщику заранее.
  • Принцип удобства. Все вышеперечисленные пункты должны быть максимально удобны для плательщика. Это повышает эффективность и скорость оплаты и обработки налогообложений.
  • Принцип экономии. Включает в себя аспект уменьшения затрат, которые были совершены для сборов.

Взыскание налогов и сборов, включая пени — что это

Взыскание налогов и сборов, включая пени, производится не только в Москве или в России, но и во всем мире. Это взимание налогов принудительным способом. Это значит, что если человек не оплатит вовремя часть или полностью всю сумму сбора, то это позволяет с помощью законодательства обратиться к счетам в банке и другим ресурсам, с которых возможно изъять средства для уплаты долга. Суд имеет право взыскивать задолженность, обращаясь в банки. Если грозит взыскание задолженности по налогам, должнику высылается письмо с просьбой оплатить долг. В данном документе должна быть предоставлена следующая информация:

  • сумма задолженности, которую необходимо оплатить;
  • пеня, которая набежала к моменту отправки письма;
  • сроки оплаты и сроки исполнения требования об оплате;
  • меры, которые будут применены в случае неуплаты указанной суммы в срок.

Эта цифра может варьироваться в одну или иную сторону в зависимости от разных факторов. После истечения данного срока и неуплаты задолженности эта недоимка по налогам может быть взыскана с помощью судебного постановления. В случае физических лиц такие приказы осуществляются с помощью суда, а в случае юридических лиц — в бесспорном порядке. Суд обращается в банки, в которых налогоплательщик имеет счета, для подачи обращения и списания определенной суммы для возмещения неустойки. Банки в обязательном порядке должны выполнить требование суда и перечислить сумму на счета государства. Оплата штрафа происходит с текущих счетов, за исключением бюджетных.

Обратите внимание! Обычно плательщику дают около 60 дней для погашения такой задолженности.

Как избежать взыскания налогов и сборов законным путем

Первое, что необходимо знать предпринимателю, учредителю или другому человеку – как работает налоговая проверка. Именно невыполнение указаний и правил при проверке со стороны налоговой могут сыграть на руку и в суде можно будет заявить, что налоговая проверка действовала не по правилам, указанным в законодательстве.

Второе — это правильное составление документа о возражении и несогласии с решением налоговой проверки. Правильность заполнения, описание всех причин несогласия, приведения аргументов и фактов – это шаг к принятию решения в пользу налогоплательщика.

Третье – это заявка на проведение дополнительной проверки налоговой. В данном случае плательщик также имеет возможность при благоприятных обстоятельствах избежать наказания.

Четвертое – если декларация уточнения налоговой была сдана после того, как завершилась налоговая проверка с положительным результатом для налогоплательщика.

Как избежать взысканий налогов.

Эти методы не имеют срока давности и работают легально в соответствии с законодательством. Не исключено, что в каждом случае возможен индивидуальный исход и для этого нужно не действовать шаблонно, а детально рассмотреть все перспективы. Лучше всего руководствоваться КБК и Налоговым Кодексом РФ для избежания нарушений со стороны законодательства.

Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Читайте так же:  В каких странах понизили пенсионный возраст

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, необходимо перейти к шагу 3.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

  • Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
  • В период от 1 года до 2 лет после истечения срока исполнения требования налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика требуемой задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустит срок подачи указанного заявления, то судом он может быть восстановлен (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Взыскании сумм налога и пени
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here