Выездная налоговая проверка налога на прибыль

Самое важное от специалистов на тему: "Выездная налоговая проверка налога на прибыль". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Выездные налоговые проверки: кто попадет в кандидаты? Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций (Е. Смирнова, «Финансовая газета», N 46, декабрь 2013 г.)

Выездные налоговые проверки: кто попадет в кандидаты? Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций

Значительная доля налога на прибыль организаций в бюджетных доходах обусловливает необходимость осуществления эффективного налогового контроля, основной формой которого являются выездные налоговые проверки (ВНП).

ФНС России выделяет следующие критерии по их значимости.

При планировании ВНП по налогу на прибыль:

1) наличие убытков (в течение двух и более календарных лет). Однако причины появления убытков обычно выявляются в период работы так называемых убыточных комиссий (после обнаружения убытков в налоговых декларациях). Проверяется обоснованность отражения убытков, в том числе превышающих 1 млн. руб., уровень нагрузки по налогу на прибыль (для торговых организаций — до 1%, производственных — до 3%);

2) темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров, работ и услуг;

3) уровень рентабельности продаж, активов значительно ниже, чем у организаций данной сферы деятельности (отклонение — более 10%).

Однако среди основных причин низкой рентабельности продаж налогоплательщики могут выделить следующие: невысокая торговая наценка; скидки; другие мероприятия по привлечению клиентов; высокая конкуренция (нельзя продать товар дороже рыночной цены); значительное удорожание сырья; привлечение более квалифицированной рабочей силы и др.

Из причин низкой рентабельности активов выделяются такие: большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные цеха и т.д.); большой объем дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей); наличие на балансе значительного неликвидного имущества.

В процессе ВНП проверяются:

— соответствие данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности;

— правильность применения цен;

— выполнение обязанностей налогового агента;

— правильность исчисления налогов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации путем включения в расходы (транспортный налог, налог на имущество и т.д.);

— исчисление налога на прибыль с учетом особенностей определения налоговой базы по отдельным видам деятельности и отдельным видам доходов;

— правовое оформление хозяйственных операций, в том числе анализ договоров и сделок.

При проведении ВНП наибольшее внимание обращается на такие операции, как:

— сделки, осуществленные не типичным для организации образом (наличный расчет или оплата векселем);

— сделки с организациями, зарегистрированными в офшорных зонах;

— сделки, заключенные по значительно завышенным или заниженным ценам;

— заключение договоров на оказание информационных, консультационных, маркетинговых, транспортных услуг на значительную для организации сумму при отсутствии явно выраженного результата.

ВНП осуществляется сплошным методом в отношении счетов: учета денежных средств (50, 52, 55); учета расчетов с подотчетными лицами (71); расчетов с дебиторами и кредиторами (60, 62, 68, 76).

При проверке правильности отражения в учете доходов от реализации следует выделять случаи, когда необходимо оценить правомерность применения рыночных цен:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— если имеются излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации;

— работниками организации в виде бесплатной передачи товаров;

— в случаях безвозмездной передачи имущества;

— при взаимозачетах и бартерных операциях.

У проверяющих возникает много вопросов при анализе внереализационных доходов (включение в доходы просроченной кредиторской задолженности).

Анализируется учетная политика, в том числе выбранный метод определения доходов и расходов (возможность применения кассового метода), метод начисления амортизации (возможность применения нелинейного метода, а также повышающих коэффициентов), методы списания материальных ценностей, использование «амортизационной премии», состав прямых и косвенных расходов.

Основными ошибками при формировании прямых расходов в виде амортизационных отчислений по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг, являются:

— некорректное распределение объектов основных средств между «прямыми» и «косвенными» группами;

— отсутствие обоснования и документального подтверждения использования объекта основных средств в той или иной деятельности;

— учет объектов основных средств, используемых в обслуживающих видах деятельности.

При проверке формирования прямых расходов следует учитывать, что:

а) состав прямых расходов организация определяет самостоятельно на основании нормы последнего абзаца п. 1 ст. 318 НК РФ;

б) состав прямых расходов должен соответствовать указанному в п. 1 ст. 318 НК РФ, но содержание этих расходов может быть определено организацией самостоятельно;

в) прямые расходы не должны включать в себя все расходы.

При формировании прямых расходов в части расходов на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, выявляются такие нарушения, как:

— формирование базы расходов в порядке, аналогичном в бухгалтерском учете, не принимая во внимание норму ст. 255 НК РФ;

— разделение расходов на оплату труда производственного персонала на прямые и косвенные;

— некорректное создание групп по видам персонала или видам оплат.

Контролю подвергаются все документы налогоплательщика, необходимые для исчисления сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, в том числе бухгалтерские и финансовые документы при проверке:

— расходов на оплату труда: штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры, расчетные ведомости;

— командировочных расходов: авансовые отчеты, задания и сметы на командировки, подтверждающие документы на проезд и оплату проживания, командировочное удостоверение, приказы на командировки, на размер суточных;

— представительских расходов: авансовые отчеты, сметы, подтверждающие документы;

— расходов на аренду недвижимости: договор аренды, акт приемки-передачи имущества, документы на арендные платежи;

— транспортных расходов: акт приемки-передачи услуг, товарно-транспортные накладные, путевые листы;

— амортизационных отчислений: акты введения в эксплуатацию, инвентарные карточки, учетная политика;

— налогов, включаемых в расходы: расчеты налога на имущество, транспортного налога;

— расходов на оплату сотовой связи: договор с оператором сотовой связи, утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи, детализированные счета оператора связи;

— расходов на содержание и эксплуатацию служебных автомобилей: путевые листы, авансовые отчеты подотчетных лиц, талоны на ГСМ, кассовые чеки, акты выполненных ремонтных работ;

— применения скидок и бонусов: ценовая политика, акты, счета-фактуры, договоры с контрагентами;

— правильности учета доходов и расходов при ликвидации основного средства: приказ о создании ликвидационной комиссии, акт на списание основного средства, документы, которые подтверждают оприходование имущества, полученного при ликвидации;

— убытков, полученных при реализации амортизируемого имущества: инвентарные карточки, бухгалтерские справки по расчету величины убытка.

Следовательно, основными документами, которые необходимо истребовать у налогоплательщики, являются: товарные и товарно-транспортные накладные, приходные и расходные ордера, доверенности, авансовые отчеты, приказы о командировке, путевые листы, расчетные ведомости, договоры и акты, инвентарные карточки. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время для подтверждения расходов первичные документы должны быть только оригинальными (в том числе электронные), унифицированные документы следует использовать в утвержденной форме, но их можно дополнять.

Читайте так же:  Судебные приставы советского района по алиментам

В товарной накладной обязательно указывать сведения о поставщике, покупателе, дату, количество и стоимость товара, подписи сторон; в акте выполненных работ — реквизиты сторон, дату составления документа, наименование и стоимость работ; в инвентарной карточке — данные о дате приема объекта основных средств к учету, его наименовании, коде ОКОФ, расходах на ремонт и улучшение основных средств; в авансовом отчете — обязательно дату его утверждения, так как именно в этом периоде расходы учитываются для целей налогообложения; в товарном чеке — наименование и ИНН продавца, точное название покупки, номер и дата чека, сумма платежа, должность и личная подпись сотрудника, который выдал чек.

При проверке может быть выявлено получение необоснованной налоговой выгоды по итогам анализа таких договоров, как аренды и лизинга, возмездного оказания услуг, подряда (включая переработку, хранение), кредита, займа, факторинга, лицензионных, простого товарищества, посреднических (комиссии, поручения, агентских), безвозмездной передачи имущества, аутсорсинга.

Среди условий договоров, которые могут свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, выделим следующие:

— сделка разделена на несколько частей (например, выдача нескольких займов вместо одного для выполнения условия о сопоставимости обязательств);

— подмена правоотношений (замена одного договора на другой, по которому возможно получение льгот; выплата компенсации вместо части заработной платы);

— отсрочка получения дохода (задержка с подписанием актов, реализацией, получением оплаты при кассовом методе под видом займов при отсрочке платежа по договору);

— реорганизация с итоговой передачей активов или выделение убытков у одного лица.

Кроме того, некоторые категории налогоплательщиков чаще других участвуют в налоговых схемах: применяющие упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации, в том числе общественные организации инвалидов, индивидуальные предприниматели, убыточные организации или компании с признаками «однодневки».

Отдельно проверяется правильность отражения в налоговом учете расходов, нормируемых в целях налогообложения, а также созданных в соответствии с НК РФ резервов (по налоговым регистрам).

Особый интерес представляет анализ некоторых операций по:

— списанию в связи с непригодностью оборудования, изделий, содержащих металл: выявляется занижение внереализационных доходов;

— по реализации основных средств, приобретенных за счет займов: обнаруживается завышение расходов путем включения в стоимость процентов;

— возмещению виновным недостачи по результатам инвентаризации: возможность занижения доходов (если не включается в доходы сумма возмещения);

— списанию в расходы невозмещенного НДС: выявляется завышение расходов (если эта операция не обусловлена нормами ст. 170 НК РФ);

— реализации основного средства, полученного в течение года от учредителя: возможно занижение внереализационных доходов.

По данным ФНС России, наиболее часто в налоговом учете встречаются следующие нарушения:

— завышение расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, по сделкам с участием «фирм-однодневок» (указаны недостоверные сведения в первичных документах, расходы документально не подтверждены, отсутствуют реальные хозяйственные операции по приобретению товаров (работ, услуг) у проблемных контрагентов);

— занижение налоговой базы по причине реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимым лицам, а также по внешнеторговым сделкам по ценам ниже рыночных на идентичные (однородные) товары (работы, услуги);

— занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) из-за расхождения данных, отраженных в налоговых декларациях, с данными бухгалтерского и налогового учета и первичными документами;

— в налоговую базу не включены доходы от реализации (доля в уставном капитале, выручка от продажи недвижимости, плата за предоставление имущества в аренду), а также внереализационные доходы (признанные должником или судом к уплате штрафы и пени, проценты по векселям и банковским счетам, восстановленные резервы, списанная кредиторская задолженность, положительная суммовая разница);

— нормируемые расходы учтены сверх нормативов;

— неправильно рассчитана амортизация имущества (начислена амортизация на имущество, полученное безвозмездно, а также на недвижимость до подачи документов на государственную регистрацию, неправильно определена амортизационная группа, не использованы понижающие коэффициенты по дорогостоящим легковым автомобилям);

— единовременно учтены расходы, которые необходимо распределить по периодам;

— налоговая база уменьшена на затраты, которые нельзя учитывать в расходах.

В настоящее время особое внимание уделяется выявлению налоговых схем, в том числе по налогу на прибыль организаций. Суды принимают сторону налогового органа и соглашаются с доначислением налога при следующих обстоятельствах:

— выявлены нарушения в документальном оформлении операций;

— имеет место учет расходов или заявление вычетов по фиктивным операциям;

— у контрагента отсутствуют лицензии;

— невозможность совершения операции по техническим или организационным причинам;

— выявлена нереальность сделки, подтвержденная опросами.

при Правительстве Российской Федерации

«Финансовая газета», N 46, декабрь 2013 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета «Финансовая газета»

Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО «Международная Медиа Группа»

Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.

ВС РФ подтвердил, что доначисленные после выездной проверки налоги сразу же должны быть отнесены на расходы по налогу на прибыль

ВС РФ признал, что после выездной проверки на инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ее ходе начисления по соответствующим налогам, и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что правильность исчисления налога на прибыль входила в предмет проводимой проверки (Определение ВС РФ от 26 января 2017 г. № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015 1 ). Речь идет о ситуации, когда налоговики после проверки приняли решение о доначислении налогов, а в затратах по налогу на прибыль данные суммы не учли, обязав компанию заплатить налог на прибыль без уменьшения налогооблагаемой базы на сумму недоимки.

Добавим, что ранее инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества за период с с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. По ее результатам был составлен акт и принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (от 26 марта 2015 г. № 52-21-16/25р). Впоследствии, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы общества решение инспекции было частично отменено решением ФНС России (от 3 июля 2015 г. № СА-4-9/[email protected]). Исковые требования ФНС России составили в части доначислений налога на прибыль в размере свыше 8,4 млн руб., НДПИ – 9,2 млн руб., налога на имущество – 432,5 тыс. руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафов.

Не согласившись с решением инспекции в редакции решения ФНС России, общество обратилось в арбитражный суд с просьбой его отменить. Суд в первой инстанции требования по уплате НДПИ, а также начисления соответствующих сумм пеней и штрафа признал недействительным. В остальной части в удовлетворении требований было отказано. В апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменения. В кассации ранее принятые судебные акты также признали обоснованными.

Читайте так же:  Пфр оформление пенсии по инвалидности

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что компания неверно определила срок полезного использования (амортизационную группу) кабелей и кабельных удлинителей, что повлекло неуплату налога на прибыль организаций в размере свыше 8,4 млн руб. (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса). В частности, кабели и кабельные удлинители относятся ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 2 лет – до 3 лет включительно, а компания отнесла их к первой амортизационной группе со сроком полезного использования до 24 месяцев (технические паспорта основных средств «Силовые кабели» и «Удлинители кабельные»). В результате неверного определения срока полезного использования объектов основных средств компания занизила среднегодовую стоимость имущества, и данное обстоятельство послужило основанием для доначисления налога на имущество в размере 432,5 тыс. руб.

Вместе с тем, оспаривая решение инспекции, компания ссылалась на неверное определение инспекцией размера его налоговой обязанности при расчете налога на прибыль ввиду необоснованного не включения в состав расходов при исчислении данного налога сумм налога на имущество, доначисленных по результатам проведенной выездной налоговой проверки. Отклоняя данный довод, суды указали, что на момент вынесения инспекцией решения от 26 марта 2015 года у компании отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм налога на имущество, поскольку им была подана апелляционная жалоба, в связи с чем указанное решение вступило в силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Таким образом, по мнению судов, у налогоплательщика отсутствовали расходы в виде начисленных сумм налога на имущество (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В этой связи, в кассационной жалобе компания, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, попросила отменить судебные акты в части доначисления налога на прибыль в размере 86,5 тыс. руб, а также соответствующих сумм пеней и штрафа, в связи с отказом инспекции в установлении действительного размера налоговых обязательств по указанному налогу с учетом всех выявленных при проведении налоговой проверки нарушений.

Судебная коллегия ВС РФ согласилась с доводами компании и удовлетворила ее требования, а предыдущие судебные решения отменила. В обоснование судья обратила внимание на то, что суммы налогов и сборов, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п.1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата начисления налогов (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно, на инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ходе выездной налоговой проверки начисления по соответствующим налогам, и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

ВС РФ также обратил внимание на то, что иной правовой подход, поддержанный арбитражными судами в рамках рассмотрения настоящего спора, влечет необоснованное возложение на налогоплательщика обязанности по самостоятельной корректировке налоговых обязательств путем представления уточненной налоговой декларации за период, который является предметом налоговой проверки. Такие действия компании после завершения проверки, по мнению Судебной коллегии, не устраняют недостоверность произведенного налоговым органом расчета сумм недоимки по налогу на прибыль, а также не позволяют скорректировать пени и штраф, исчисленные инспекцией без учета произведенных корректировок по всем охваченным проверкой налогам.

Если в ходе выездной проверки налоговики приняли решение о доначислении налогов, то они обязаны отразить это в расходах по налогу на прибыль и уменьшить его

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, рассмотрев разбирательство между компанией и налоговым органом после выездной проверки последнего, пришла к выводу, что компания имела право скорректировать налог на прибыль после того, как налоговики увеличили НДПИ (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 30 ноября 2016 г. № 305-КГ16-10138).

Суть дела заключалась в следующем: после выездной проверки налоговая инспекция доначислила компании ряд налогов, в том числе НДПИ. Компания уплатила данный налог и отнесла сумму на расходы, соответственно уменьшив налог на прибыль. Однако налоговики посчитали такую корректировку неправомерной и доначислили налог на прибыль.

По данному основанию налогоплательщик обратился в суд. Суды первой инстанции и апелляции поддержали компанию, но в кассации два предыдущих решения были отменены, и удовлетворено требование налоговой инспекции. В обоснование, в частности, отмечалось, что налоговый орган не вправе в рамках одной проверки включать доначисленные налоги в состав прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. Решение налогового органа по результатам выездной проверки в силу ст. 137, 138, 139.1 НК РФ до момента вступления в силу не подлежит исполнению и не может создавать каких-либо правовых последствий, кроме случаев, прямо предусмотренных НК РФ. В то же время, обязанность по уплате доначисленного НДПИ у общества возникла после вступления в силу решения инспекции. Это произошло позже получения решения о доначислении данного налога в силу того, что налогоплательщиком подавалась апелляционная жалоба. Следовательно, на момент вынесения инспекцией решения (31 декабря 2014 года) у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате доначисленного НДПИ и, соответственно, отсутствовал расход в виде начисленного налога.

Вместе с тем, оспаривая решение суда в кассационной инстанции, компания обратила внимание на уже имеющуюся судебную практику по данному вопросу. В частности, ВАС РФ уже выносил решение по аналогичной ситуации, исходя из которого, доначислив налог при выездной налоговой проверке, инспекция в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ была обязана уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на соответствующую сумму (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 17152/09).

Судебная коллегия ВС РФ согласилась с доводами компании и удовлетворила ее кассационную жалобу. При этом постановление суда округа было отменено, а акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе.

Основанием для принятия такого решения стала норма НК РФ, согласно которой суммы налогов и сборов относятся к прочим расходам по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, термин «начисленный налог» в налоговом законодательстве не определен, но исходя из судебной практики, таковым является налог, отраженный налогоплательщиком в представляемых им налоговых декларациях в качестве подлежащего уплате (Постановление Президиума ВАС РФ от 2 октября 2007 г. № 7379/07). Вместе с тем, «доначисленным» является налог, предложенный к уплате в решении по результатам налоговой проверки ( п. 3 ст. 40, ст. 105.18, п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Кроме того, по смыслу ст. 89 НК РФ, налоговый орган, завершив выездную налоговую проверку, должен обладать всей полнотой информации о налоговых последствиях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам). Следовательно, доначислив по результатам выездной налоговой проверки НДПИ, налоговый орган в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ был обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного НДПИ, если налог на прибыль организаций входил в предмет выездной налоговой проверки. Указанный вывод ранее был сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 17152/09.

Читайте так же:  Получение субсидии на приобретение жилья молодым семьям

Особенности проведения выездной налоговой проверки налога на прибыль

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 настоящего Кодекса начиная с года вступления соглашения в силу.

Для целей налогового контроля инвестор по соглашению или оператор соглашения обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия соглашения.

Выездная налоговая проверка инвестора по соглашению или оператора соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10851 — | 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ
Читайте так же:  Узнать наличие задолженности по налогам

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Вопрос 42.Выездная налоговая проверка налога на прибыль

Многие специалисты налогового права склоняются к тому, что при проведении выездной налоговой проверки текущий год не может быть предметом проверки. По некоторым налогам налоговым периодом является календарный год (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), в связи с этим проверка полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налога не представляется возможной.

В соответствии с Письмом МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

• проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

• получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и
контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у
налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей
дополнительной проверки;

• наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и тому
подобное) на территории, где проводится проверка;

• иные исключительные обстоятельства.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Проведение выездной налоговой проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения не может быть начато ранее начала проведения проверки головной организации (Письмо МНС Российской Федерации от 7 мая 2001 года №АС-6-16/[email protected] «О направлении Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков — организации (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения»).

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Указанной статьей установлен пятидневный срок для выдачи требуемых налоговым органом документов.

В случае если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, не присутствует на территории налогоплательщика по собственной инициативе, данный период засчитывается в установленный законодательством о налогах и сборах двухмесячный срок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Порядок проверки налога на прибыль

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РБ (глава 9-Налоговый контроль); Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» №510 от 16окт. 2009г. и Положением о порядке организации и проведении проверок в рамках этого указа.

Камеральная проверка налога на прибыль проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по налогу на прибыль и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

*своевременность и полнота представления налоговой декларации по налогу на прибыль;

*правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

*соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

*соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

*правильность арифметического подсчета итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;

*соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

*обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

*своевременность и полнота уплаты в бюджет налога на прибыль.

Выездная налоговая проверка налога на прибыль производится в ходе комплексной проверки. До начала данной проверки проводится подготовительная работа, в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогу на прибыль: структура налоговой базы, применяемые ставки налога на прибыль, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налога или уплата налога на прибыль за счет налогового кредита.

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучается порядок признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Читайте так же:  Сумма излишне взысканного налога подлежит

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучается: система организации БУ и НУ проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров БУ и НУ, особенности ведения БУ, порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг, иных ценностей), особенности признания доходов и расходов от внереализационных операций, оговоренные в учетной политике.

Проведение проверки включает контроль следующих вопросов:

1.соответствие данных регистров БУ данным Главной книги, баланса, налоговой декларации;

2.соответствие данных НУ (если ведутся) данным БУ;

3.правильность оформления первичных бухгалтерских документов;

4.правильность определения себестоимости произведенной и реализованной продукции, расходов на реализацию товаров и иных расходов;

5.правильность отражения выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг);

6.своевременность отражения в декларации внереализационных доходов и расходов;

7.состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличие и списание дебиторской и кредиторской задолженности;

8.обоснованность применения льгот;

9.правильность исчисления и полнота уплаты налога на прибыль.

В соответствии с особенной частью НК РБ налог на прибыль исчисляется из ВП подлежащей н/о = ВП — ЛП. ВП= П от реал. + Внрд – Вррр.

При проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль определяется достоверность отражения в налоговой декларации налоговой базы и сверяется ее соответствие с данными БУ, расчетных корректировок по налогу на прибыль, отгрузок (по которым прошло 60 дней со дня отгрузки – если выручка учитывается по оплате). Данные о выручке, доходах и расходах, отраженные в налоговой декларации сверяются с данными БУ по счетам 90,91,92. Для проверки достоверности отраженных данных производится сверка регистров БУ(главной книги, журналов-ордеров, машинограмм) с данными первичных документов (выписки из расчетных счетов в бел.р. и иност. валюте, кассовые документы, счета оплаченные покупателями и др. документы выборочным или сплошным методом.

При проверке выручки следует обратить внимание на :

**При учете выручки по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков)— днем отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке

**При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов — не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права.

При проверке правильности учета Внрд. и Внрр следует проверить их состав для целей н/о и период в котором они отражены (определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком или фактически понесены:

*не следует включать дивиденды, полеченные от источника на тер-ии РБ, а следует включать от источников за пределами РБ

*суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения срока исковой давности

*стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации — отражаются в том отчетном периоде, в котором имущество подлежит оприходованию в бухгалтерском учете организации

*доходы от операций по сдаче в аренду имущества — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по этой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической сдачи (передачи) объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю)

*положительные суммовые разницы, возникающие при пога­шении дебиторской или кредиторской задолженности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день погашения дебиторской или кредиторской задолженности;

*положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте определяемые в порядке, установленном законодательством и с учетом принятой учетной политики (переоценка производится при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период)

*суммы недостач, потерь и порчи активов, в том числе произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если их виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них — отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся документы, подтверждающие, что виновники не были установлены или суд отказал во взыскании с них

*убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения таких сроков

При проверке затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, следует проконтролировать их состав, т.к. согласно НК РБ есть затраты не учитываемые при н/о:

вознаграждения по итогам работы за год

командировочные расходы, произведенные сверх норм

на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установ­ленном порядке

налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов

потери, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошедшие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если судом отказано во взыскании данных сумм по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9540 — | 7353 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Выездная налоговая проверка налога на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here