Самое важное от специалистов на тему: «Сколько в литре бензина налогов». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 В России подсчитана стоимость литра бензина без налогов
- 2 Бензин подорожает? А как же!
- 3 Средняя стоимость литра бензина чуть более 25 рублей
- 4 Знаете, во сколько вам обходится автомобиль каждый год? Ответ — неприятный!
- 5 Федерация Автовладельцев России
- 6 Себестоимость бензина
- 7 ФАС: Доля налогов в стоимости топлива — порядка 65%
- 8 Сколько налогов в 1 литре бензина
В России подсчитана стоимость литра бензина без налогов
Федеральная антимонопольная служба России подсчитала, сколько должен стоить литр бензина в России без учета налогов. Так, более 60% стоимости литра бензина в стране составляют всевозможные сборы и налоги.
Сейчас средняя стоимость бензина АИ-95 в России составляет 41 рубль 8 копеек. По данным Федеральная антимонопольной службы, в цене каждого проданного литра российского топлива налоги составляют порядка 65%. Специалисты ФАС отметили, что если бы «девяностопятый» бензин на всех этапах его производства не облагался налогами, то его реальная стоимость составляла бы 14 рублей 38 копеек за литр. По информации ведомства, бензин в стране также дорожает из-за сезонного спроса на нефтепродукты, профилактики и ремонтов НПЗ, условий мелкооптовой отгрузки, динамики производства нефтепродуктов, а также роста налоговой нагрузки, отраслевых издержек и мировых цен.
Бензин подорожает? А как же!
В Госдуму внесли законопроект о госрегулировании цен на бензин. Его авторы полагают, что со следующего года необходимо установить предельную цену на топливо — якобы такая мера позволит защитить потребителей от серьезных колебаний цен и резкого роста расходов на бензин.
Не верю. Никогда еще государство (не только наше) не проявляло себя эффективным управленцем — за исключением тех функций, которые являются прерогативой именно государства (охрана границ, поддержание общественного порядка, освоение космоса и т. д.).
Бензин дорожает по двум очевидным причинам: цéны на мировом рынке значительно выше, чем у нас, а в цене литра бензина гораздо больше налогов, нежели затрат на его производство.
Нефтедобывающим компаниям (они же перерабатывающие) выгоднее гнать топливо на экспорт. Государству — тоже! При продаже тонны нефти в России казна в виде акцизов получает около 16 долларов, а при продаже той же тонны на экспорт — уже 31 доллар. В случае с бензином эта разница еще выше.
Если ограничить цену на бензин, очень скоро мы столкнемся с его дефицитом. Нечто подобное мы уже видели на примере ряда лекарственных препаратов, цéны на которые тоже взяты под госрегулирование: эти лекарства просто стали исчезать с прилавков, поскольку производителям оказалось невыгодно их выпускать.
В цену бензина зашито несколько налогов, включая НДС, акциз, налог на добычу полезных ископаемых и другие. Если в 2014 году, по данным Российского топливного союза, в цене литра АИ‑92 налоги и акцизы составляли около 62%, то в мае 2018 года этот показатель вырос до 70%, и в результате розничные сети по продаже автомобильного топлива стали работать в убыток — именно это отражает наша инфографика. (В США доля налогов в цене бензина не превышает 12%.) Государство не откажется от столь надежного механизма пополнения бюджета. С 1 января 2019 года планируется новое повышение акцизов, которое приведет к подорожанию бензина еще на 5–10%.
Бензин может быть дорогим или дешевым — отнюдь не его цена определяет благосостояние людей и возможность вести прибыльный бизнес. Например, в нефтедобывающей Норвегии «девяносто пятый» бензин продается, в пересчете на наши деньги, по цене 120 рублей за литр — почти втрое дороже, чем у нас.
Не тратить меньше надо, а больше зарабатывать. По оценке агентства Bloomberg, норвежец тратит на галлон (3,79 л) бензина около 3,5% своего дневного заработка, американец — примерно столько же, а россиянин — 9,2%. По дешевизне топлива мы находимся на десятом месте в мире (Норвегия — на 60‑м, США — на 19‑м), а по покупательной способности в пересчете на тот же галлон бензина — лишь на 34‑м месте (Норвегия — на 11‑м, США — на 10‑м).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Законопроект не пройдет. Поскольку бензин будет лишь дорожать год от года, перед многими автомобилистами встает вопрос: какой бензин выгоднее заливать в баки бюджетных автомобилей с учетом мощностных параметров и расхода топлива? Журнал «За рулем» дает ответ: Кирилл Милешкин провел масштабные исследования, включая замеры на динамометрическом стенде, результаты — в сентябрьском выпуске. Читайте — и не переплачивайте!
Средняя стоимость литра бензина чуть более 25 рублей
Себестоимость добычи нефти вместе с разведкой в России на сегодняшний день составляет 25 долл. за баррель с учетом транспортировки, заявил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в интервью газете «Ведомости».
«У России есть преимущество – низкая себестоимость. В среднем в России операционные затраты – это 3–10 долл. на баррель, еще 5–10 долл. капитальные затраты, транспорт – 5 долл. Итого 25 долл. за баррель – наша себестоимость. При девальвации рубля себестоимость тоже снижается», – сказал замминистра.
По его словам, это позволяет России эффективно конкурировать на мировом рынке и не опасаться потери доли.
Сорокин напомнил, что Минэнерго прогнозирует снижение мирового спроса на нефть не раньше, чем через 20–25 лет. «Спрос на нефть может начать падать через 20-25 лет», – сказал он, отметив, что высокий спрос на нефть будет поддерживаться и ростом производства в сегменте нефтехимии. «Сейчас она занимает очень маленький процент от объемов переработки нефти, примерно 13–14%, хотя этот процент и вырастет почти до 18–20% за следующие 15–20 лет», – сказал замминистра.
Вместе с тем глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым заявил, что себестоимость добычи нефти у госкомпании является самой низкой среди крупных российских предприятий.
«У нас так называемые расходы на lifting cost [расходы на добычу нефти] составляют порядка 3,1 долл. на баррель. В российских компаниях чуть больше, чем у нас, – в районе 5 долл. на баррель работают», – заявил Сечин.
По его словам, у западных партнеров себестоимость доходит до 17 долл. «Это зависит и от качества ресурсной базы. В этой части мы нормально конкурируем», – подчеркнул глава «Роснефти».
Напомним, что общая сумма вознаграждения, выплаченного 11 членам правления «Роснефти», составила 3,854 млрд руб., включая зарплаты, премии и компенсационные выплаты с учетом налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил, что себестоимость нефтедобычи в России составляет от 10–15 долл. за баррель в зависимости от различных российских месторождений, включая в себя как операционные издержки, так и возврат инвестиций капитального характера.
«Где-то у нас, действительно, на действующих месторождениях, где амортизировано имущество, себестоимость может быть и два, три, и пять долларов, а где новое месторождение, арктический шельф, себестоимость, например, не менее 50 долларов за баррель, 40 долларов», – отметил министр.
В общем, средняя цена за добычу барреля нефти в размере 25 долл. с учетом прибыли вполне имеет право на жизнь. В барреле чуть менее 159 л, а доллар сейчас стоит 65 руб. 54 коп., значит, один литр нефти стоит в среднем 10 руб. 30 коп. А литр бензина?
А вот в литре бензина к цене нефти добавляются затраты на логистику (самая дешевая часть – до 1,5% от стоимости литра топлива), затраты на переработку на НПЗ (5–6 % от стоимости конечного продукта) и приведение продукта в соответствие с ГОСТом (менее 1%), расходы на содержание розничной сети автозаправочных станций (АЗС), если она есть, составляют 10–11% от конечной себестоимости литра бензина, плюс наценка АЗС (15–20%).
Далее прибавляем налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ – на 2019 год 493 руб. на тонну, затем 530 руб. и далее 559 руб.), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД – 50% от суммы дополнительного дохода от добычи), налог на прибыль (от стоимости бензина – 4,8%), акцизы (примерно 8,2% за тонну), налог на добавленную стоимость (НДС – 20%).
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ранее сообщала, что «составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%».
Попробуем посчитать. Литр нефти добыли за 10 руб. 30 коп. и повезли на НПЗ. Там этот литр уже стоит 10 руб. 46 коп. Далее нефть перерабатывают, например, в наш бензин, и приводят к ГОСТу. На выходе с НПЗ с учетом прибыли завода (возьмем 25%) литр бензина стоит 13 руб. 99 коп. Далее опять транспортировка и прочая логистика добавляют к цене литра бензина около 20–25 копеек. При заливке в танки АЗС литр бензина в среднем стоит 14 руб. 14 коп., а с учетом наценки самой заправки – 16 руб. 97 коп.
Теперь будем прибавлять налоги. При расчете НДПИ используется большая формула с применением коэффициентов типа КЦ, который показывает скачки цен в мире, ДМ – норматив добычи продукта, КВ – уровень выработки недр при добыче, КЗ – запасы на этом участке, КД – сложность ресурсодобычи в этой скважине, КДВ – уровень выработки нефтепродукта в этой скважине, ККАН – непосредственная область добычи нефти. Темный лес.
Если условная компания добыла 1 т углеводородов в феврале 2019 года на среднем условном месторождении, то она заплатит НДПИ в среднем 530 руб. за эту тонну нефти. НДД, льготы, отрицательные акцизы считать не будем, у нас среднее разработанное месторождение.
Налоги на литр бензина стоимостью 16 руб. 97 коп. в емкостях АЗС составят: акцизы – 1 руб. 39 коп., налог на прибыль – плюс 81 коп., НДС – 3 руб. 39 коп. Отчисления в социальные фонды и всякие зарплаты не считаем, они заложены в прибыль АЗС. В итоге имеем минимальную сумму налогов на литр бензина в размере 5 руб. 60 коп., или минимум 33%. Но ФАС говорила о 65% налогов в конечной стоимости бензина. Мы возьмем среднее значение – 49%.
Таким образом, российский автомобилист мог бы купить литр бензина на АЗС за 25 руб. 28 коп. Марка АИ-92 стоит дешевле, АИ-95 – дороже. Все, что выше этой цифры, – прибыли компаний.
По данным Росстата, на 18 февраля 2019 года средние потребительские цены на бензин и дизель составили: марка АИ-92 стоила 41,76 руб. за литр, АИ-95 – 45,05 руб., АИ-98 – 50,86 руб., дизельное топливо – 47,08 руб. Средняя стоимость литра топлива составила 44,06 руб.
То есть 44 руб. 06 коп. минус 25 руб. 28 коп. – равно 18 руб. 78 коп., что является прибылью компаний, или почти дополнительно 75%. А вместе с уже учтенными показателями компании закладывают размер своей прибыли 100–150%.
А еще нужно учесть, что по всей цепочке – от недр до бензоколонки – все налоги включаются в стоимость продукта. Таким образом, конечный потребитель, то есть люди, платят не только за бензин или дизельное топливо, но и оплачивают налоги компаний и заводов наравне со своими.
Знаете, во сколько вам обходится автомобиль каждый год? Ответ — неприятный!
Государство заставляет автовладельца платить всё больше и больше налогов и сборов — термин «дойная корова» стал уже привычным для водителей. «За рулем» подсчитал, сколько денег за год отдает в бюджет обладатель Лады Весты. И результаты вас удивят.
Транспортный налог
В разных регионах разные ставки. Скажем, для 106‑сильной Весты или Гранты в самых жадных регионах (ставка 35 рублей за лошадиную силу) налог в этом году составит 3710 рублей.
Это максимум. В большинстве республик, краев и областей сумма ниже. Такая плата не выглядит разорительной. Другой вопрос, что налог возьмут и с машины, которая весь год стояла, а ставки слабо коррелируют с зарплатами по регионам. То есть сам принцип исчисления спорный.
7 рублей стоит лошадиная сила Весты, а в некоторых регионах — аж 35! Логика в ставках не прослеживается
Цена топлива, которое мы заливаем в баки, покрывает различные сборы на всех уровнях — НДПИ, НДС, акциз. В цене литра бензина АИ‑92 около 72% составляют налоги!Это серьезная величина, и ее размер представляется несправедливым — просто потому, что наша страна богата нефтью, а в других странах этот процент ниже. И соотношение между средней зарплатой и ценой топлива у нас тоже не лучшее.
Прикинем: водитель Весты, проезжая в год 20 000 км при расходе 7 л/100 км, истратит на бензин около 60 000 рублей. Из них 42 тысячи — налоги! Позвольте, это же среднемесячная зарплата в России! А владелец прожорливого Патриота отдаст уже две!
Утилизационный сбор
Этот сбор взимается с 2014 года. Точнее, он заложен в стоимость новой машины. В 2018 году коэффициент ставки на автомобили с двигателями объемом от 1000 до 2000 см³ вырос на 90%. Разница для большинства легковушек такова: было 44 200 рублей, стало 84 000 рублей. И эти 84 тысячи входят в стоимость новой Весты.
Плясать от объема мотора — это выглядит странно. И выручка расходуется… правильно, на выплату компенсаций тем, кто сдает старье и покупает новый автомобиль из утвержденного правительством списка. Тот, кто не использует машину до полной ее кончины, а продает следующему владельцу, компенсации не получает. Где справедливость?
В 2019 году за рыдван, сданный в утиль, начисляют не более 50 000 рублей (для варианта trade-in — 40 тысяч). И, собственно, эта форма обмена старого на новое — единственный пункт федеральной программы, которую второй год как собираются отменить. Тысячи несданных рыдванов медленно разлагаются где попало, по всей стране.
Утилизационный сбор — по сути, скрытый дополнительный налог (с некоторых пор в ПТС ставят отметку о его уплате). Легковой автомобиль в России служит в среднем двенадцать с половиной лет. Условно можно считать, что этот ежегодный налог для владельца Весты составляет 84 000 : 12,5 = 6720 рублей.
Формально речь идет не о налоге, а о страховом взносе. Но он обязательный, и уклонение от покупки полиса карается штрафом. Автопарк России — около 52 млн автомобилей, из них 43,5 млн — легковые. А теперь внимание: по статистике ГИБДД, за десять полных лет (2009–2018) в России произошло 1,87 млн ДТП; данные различных исследований гласят, что около 40% водителей никогда не были участниками ДТП. И платили ежегодный взнос ОСАГО.
Страховая компания в данном случае представляет собой кассу взаимопомощи с принудительным участием. Скидываются все, а выплаты получают только некоторые (отдельные особо одаренные индивиды — по нескольку раз в год, но они затем и за полис платят больше). Всё сэкономленное «касса» забирает себе.
Средняя стоимость полиса ОСАГО в прошлом году, по данным Центробанка, составила 5800 рублей.
Платные парковки и дороги?
Это дело добровольное. Можно ходить пешком или прокладывать маршруты между бесплатными парковками. Опять же, пользуйтесь общественным транспортом.
Особый случай — резидентные парковочные разрешения, кои предлагают в некоторых городах (для удешевления постоя на платных парковках). В Москве сейчас берут 3000 рублей в год. Но это не обязаловка, а платная услуга — для тех, кто не нашел поблизости от своего жилья бесплатной альтернативы.
Налоги с продажи и на роскошь
Частные случаи. Плата за роскошь — это повышающий коэффициент к транспортному налогу для автомобилей, чья рыночная цена превышает 3 млн рублей. К Весте, Rio, Крете и Дастеру не относится. В первой половине прошлого года новый автомобиль в России покупали в среднем за 1,38 млн рублей. А в топе продаж вся первая десятка моделей — «бюджетники».
Если владелец Весты решил продать ее раньше чем через три года с момента покупки, то должен заплатить налог: базовая ставка — 13% с выручки, но есть ряд поблажек. Кстати, столь ранняя продажа нетипична, абсолютное большинство владельцев пользуется машинами дольше. Средний срок владения автомобилем в России — 4,8 года (2018).
Техосмотр и прочие расходы
Ежегодный техосмотр обязателен для машин старше семи лет (для более свежих он проводится реже). Плату за ТО устанавливают местные власти, она лежит в пределах 400–800 рублей. По большому счету это пустячные траты.
Медсправка нужна при получении, замене или утере прав. Процедура редкая, и стоимость ее в пересчете на год невелика. То же относится к водительскому удостоверению (пошлина — 2000 рублей, за вариант с биометрическим чипом — 3000 рублей). В совокупности все эти расходы не являются непосильными.
Подведем итоги
Подсчитаем суммарные траты среднестатистического владельца Весты, которых невозможно избежать, если не нарушать законы. Для региона с самыми высокими ставками, при годовом пробеге 20 000 км. Транспортный налог, топливные налоги, утилизация, ОСАГО плюс 1500 рублей в год на разовые пошлины и получение карт и справок. НДС при покупке нового автомобиля не учитываем.
Итого — 59 190 рублей в год. Это примерно десятая часть стоимости новой Весты в простой комплектации.
Другими словами, если владеете Вестой десять лет, вы платите за нее еще раз налогами и сборами. Много это или мало? Для всех по-разному. А раздражение и возмущение вызывают не столько сами поборы, сколько логика их начисления и неумолимый рост ставок. И особенно содержание налогов в бензине! Вычесть их, и картина получится совсем другая.
Федерация Автовладельцев России
Мы за равенство и безопасность на дорогах
Сколько все-таки налогов в цене бензина?
С тем, что налоги составляют основную часть цены, согласны все, но цифры называются разные. Отчасти это связано с изменением доли налогов в цене бензина при изменении мировой цены на нефть. Проведем собственный расчет.
Проще всего с налогом на добавленную стоимость. Ставке налога 18% соответствует 15,25% в конечной цене. При розничной цене А-95 26,60 рубля за литр это 4,06 рубля, то есть без НДС розничная цена А-95 составляла бы 22,54 рубля за литр.
Следующим в розничной цене, перешедшим в нее из цены оптовой, стоит акциз на нефтепродукты. Ставка акциза для бензина класса 3 в 2011 году составляет 4,14 рубля на литр, что соответствует 15,6% конечной цены А-95 или 16,2% цены А-92.
К 2013 году эта ставка акциза возрастет до 6,68 рубля за литр, что при той же цене бензина составит 25,1% цены А-95 или 26,1% цены А-92. Однако более вероятно, что цена бензина возрастет вместе с ростом акцизов, превысив 33 рубля за литр.
Ставка акциза для дизельного топлива класса 3 в 2011 году составляет 2,09 рубля на литр, что соответствует 8,5% от цены 24,60 рубля за литр. К 2013 году эта ставка возрастет до 4,38 рубля за литр, что при той же цене составит 17,8% цены. Или чуть меньше 15%, если цена дизельного топлива достигнет 30 рублей за литр.
Таким образом, НДС и акцизы составляют треть розничной цены бензина и четверть – дизельного топлива, с перспективой дальнейшего роста. В отсутствие НДС и акцизов розничные цены на АЗС могли бы составить 18-19 рублей за литр.
Следующим спецналогом в цене является налог на добычу полезных ископаемых. Для нефти он устанавливается в рублях за тонну и зависит от разности мировой цены на баррель нефти «Юралс» и ее условной стоимости 15 долларов за баррель. Для его расчета делим 419 на 261 (загадочный коэффициент, известный только Минфину), умножаем на разность мировой цены и 15 долларов, и переводим результат в рубли, умножая на курс рубля к доллару.
При мировой цене 100 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 30,5 рубля за доллар получаем НДПИ 4 160 рублей за тонну, при мировой цене 110 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 29 рублей за доллар получаем НДПИ 4 420 рублей за тонну. Количество литров в тонне может немного варьировать в зависимости от плотности нефти. Для расчета возьмем 1 165 литров в тонне, получим 3,57-3,79 рублей на литр нефти.
Потери нефти при производстве нефтепродуктов составляют около 5%, то есть налога в цене нефтепродуктов должно быть на 5% больше. Кроме того, оптовая цена высокооктановых бензинов может в 2-3 раза превышать цену мазута, хотя их плотность (количество литров в тонне) отличается обычно не более чем в 1,35 раза. То есть долю НДПИ в цене легких фракций было бы логично увеличить, в цене тяжелых – уменьшить.
Поскольку нас интересует минимальная оценка доли налогов в конечной цене, примем НДПИ для дизельного топлива 3,88 рубля на литр, для бензинов 4,18 рубля на литр. Это еще 15,8% в цене дизельного топлива и 15,8%-16,3% в цене бензина.
А в сумме НДПИ, НДС и акцизы составляют 40% в цене дизельного топлива и 47-48% в цене автомобильного бензина. И вследствие внесенных в Налоговый кодекс поправок об увеличении ставок акцизов и НДПИ эта доля должна расти. Но, скорее всего, будет расти цена бензина.
Определить долю других налогов в цене нефтепродуктов сложнее. За основу возьмем налоги ОАО «Роснефть» в 2010 году. Предположим, что налоги с фонда оплаты труда, на имущество, на прибыль, региональные и местные налоги распределяются на всю реализуемую продукцию равномерно. Тогда их долю в цене можно определить как долю в совокупной выручке без НДС, уменьшенной на стоимость нефти и нефтепродуктов, приобретаемых у сторонних поставщиков.
В результате расчета на данных ОАО «Роснефть» получаем долю налога на прибыль 4,36%, налога на имущество 0,47%, отчислений на социальное страхование с подоходным налогом 1,18%. Налог на землю, транспортный налог и прочие – еще 0,14%, итого по общим налогам 6,15%.
Всего получаем минимум 46% налогов в цене дизельного топлива и 53-54% налогов в цене бензина. На этом можно было бы остановиться. Но пока мы учли только те налоги, которые перечисляет в бюджет непосредственно нефтяная компания.
В приобретаемых компанией материалах, комплектующих, услугах также «сидят» налоги, которые переходят в цену реализуемой продукции. Точно рассчитать их сумму довольно сложно, но на основе структуры капитальных, транспортных и производственных затрат НК «Роснефть», произведенных на территории РФ, можно получить минимальную оценку «вложенных» налогов в размере 5-6% выручки (без НДС, принятого к вычету).
Возможно, у кого-то есть более точные данные, называют и 63%, и даже 72% налогов в конечной цене бензина. Но наш предельно консервативный расчет дает минимальную оценку для цены бензина 53-54% налогов, перечисляемых непосредственно нефтяной компанией, и 58-60% конечной цены с учетом «вложенных» налогов. Для дизельного топлива – 46% и 53-54% соответственно.
Много это или мало? Возможно, кто-то готов отдавать и 90%, а кому-то и 10% жалко. Но если верить «принципу Лаффера», для подавляющего большинства налоговая нагрузка 38-40% является предельной. Выше – или «уход от налогов», или рост цен, если есть такая возможность.
В выручке государственной «Роснефти» за 2010 год налоги, акцизы и пошлины без учета НДС составляли 48,1%. В 2011 году они растут, покушаясь на рекорд 2008 года (56,1%). У других производителей – примерно то же самое. По данным ОАО «Лукойл», в структуре их доходов 4% составляют дивиденды, 22% — инвестиции, 73% — налоги.
Это значит, что если им (или нам) не удастся снизить налоги, они сделают все возможное, чтобы цены опять росли. И, скорее всего, у них это получится. В крайнем случае, сразу после выборов.
Снизить цены на автомобильное топливо можно, добившись снижения НДС и отмены акцизов на нефтепродукты.
Потери бюджета от отмены акцизов не столь велики, как может кому-то показаться. Например, в «Роснефти» отношение к выручке (без НДС) экспортной пошлины на нефть составляет 20,7%, на нефтепродукты – 5,9%, налога на добычу полезных ископаемых – 14,3%, а акцизов – всего 1,8%.
Чтобы восстановить поступления в бюджет от «Роснефти» при отмене акцизов достаточно, например, увеличить ставку НДПИ всего на 12,5% — до 470 рублей на тонну. Кстати, именно такой рост уже предусмотрен к 2013 году поправками в Налоговый кодекс.
Почему перенос налоговой нагрузки с нефтепродуктов на сырую нефть должен привести к снижению цен, изложено в предыдущих публикациях. Следует отметить, что НДПИ взимается со всей добываемой нефти, как направляемой в переработку, так и поставляемой на экспорт.
Действующие ставки акцизов на нефтепродукты примерно совпадают с величиной НДПИ для текущей мировой цены нефти 100-110 долларов за баррель. А ставка акциза 6,68 рублей за литр на 2013 год будет соответствовать НДПИ для мировой цены нефти 160-170 долларов за баррель. Кто-то в правительстве, видимо, считает, что реализация нефтепродуктов российскому потребителю – еще больший «клондайк», чем добыча нефти при текущей мировой цене.
В феврале 2011 года экспортная пошлина на дизтопливо и бензин составляла 3,4-4,9 рубля за литр, что сопоставимо со ставками акцизов, установленными для внутреннего рынка. Если текущая цена нефти сохранится, в 2013 году российский потребитель будет платить акцизы, на 30-40% превышающие экспортные пошлины. А если цена снизится, а она должна снизится, иначе новой волны кризиса и падения цены не избежать – превышение будет еще больше.
Похоже, наши государственные регуляторы что-то опять разрегулировали. Жажда наживы, похоже, захватила и их. Пора бы им напомнить, что истинный хозяин страны – не они, а мы, несущие на себе всю тяжесть их разорительных просчетов, а также и их самих. Пока они окончательно всех нас не разорили и не добили страну, или то, что от нее осталось.
Московское отделение ФАР
20-го марта Федерация автовладельев проводит Всероссийскую акцию протеста против роста цен.
Участие в акции добровольное и бесплатное, но ее результатом может стать рост доходов всех и каждого участника акции. Чем больше нас соберется, тем больше шансов, что нас услышат.
Себестоимость бензина
На автозаправках продают топливо, которое стоит в несколько раз больше, чем стоимость исходного сырья. Каждый владелец транспортного средства, при новом подорожании задумывается о том, какова себестоимость бензина на самом деле. Это связано с тем, что цена топлива не сопоставима с доходом среднестатистической российской семьи.
Из чего складывается себестоимость бензина
Бензин любой марки производят из нефти. Чтобы получить черное золото, нужно найти и разработать месторождение. Доставить на переработку, где произведут бензин. Транспортировать топливо на автозаправку. После чего, автомобилист сможет купить топливо и заправить автомобиль. Каждый участник процесса должен заплатить налог и акциз.
Ценообразование себестоимости 1 литра бензина складывается из совокупности затрат всех участников производства:
- себестоимость затрат добычи нефти;
- транспортные расходы на доставку;
- стоимость переработки нефти;
- расходы на розницу;
- налог на прибыль;
- акцизный сбор;
- налог на добавленную стоимость;
- налог недропользователей;
- совокупная прибыль каждого участника.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Самый сложный — процесс разработки месторождения и добычи черного золота. Правильно организованные процессы переработки и доставки не представляют технических сложностей. Остальное в стоимости топлива — разного вида налоги.
Разведка, добыча нефти
Процесс добычи нефти начинается с геологической разведки местности. Применяются современные технологии анализа местности, аэрофотосъемка, сейсмическая разведка. Проверяют глубину залегания, анализируют структуру почвы. Проводят различного рода экспертизы. Для этого требуются значительные инвестиции.
Установка буровой и бурение скважины, даже на небольшую глубину, потребует затрат на сумму более 1,5 млрд рублей. В случае незначительной ошибки убытки оказываются велики. Чтобы проект окупился необходимо понимать объемы месторождения и его доступность для разработки.
На первом этапе используют проверочные скважины для выемки проб, которые отправляют на экспертизу. До применения георазведки примерно 70 % предварительных скважин приходилось запечатывать. Технологии ускоряют процесс и минимизируют расходы добывающих компаний.
Буровые установки находятся в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в южном регионе, которым требуется рабочий персонал. Затраты на обслуживание буровой установки и оплаты труда персонала окупаются быстро. Единожды разработанное месторождение позволяет качать качественную нефть долгие годы. В России, себестоимость добычи в стоимости 1 литра бензина составляет около 10 %.
Транспортировка
Прибыльная работа разработанных месторождений по территории всей страны невозможна без транспортировки продукта к месту переработки. До того как сырую нефть транспортируют к месту переработки, она поступает в сепараторы, которые обеспечивают ее очистку от примесей и газов.
Транспорт обеспечивает регулярность поставок, которые не зависят от погодных условий. Осуществляют транспортировку несколькими способами:
- железнодорожный, в цистернах;
- автомобильный, в цистернах;
- водный, в танкерах;
- трубопроводный.
Какова будет себестоимость бензина зависит от вида транспортировки. Автомобильные перевозки имеют высокую себестоимость, несмотря на широкую сеть дорог по стране. Грузоподъемность автомобильной цистерны имеет ограничения. Поэтому целесообразно их применение только для коротких расстояний.
Морские перевозки имеют ограничения по месту расположения скважины. Они применимы для месторождений, находящихся на море. Некоторые маршруты доступны только в летний период.
Железнодорожный транспорт применим на разные расстояния и не зависит от погодных условий. Чем больше вагонных цистерн будет в составе, тем ниже себестоимость перевозки.
Самая низкая себестоимость транспортировки — по трубопроводу. Таким способом перекачивают до 90 % объема добываемой нефти от буровой на перерабатывающие предприятия.
В сумму входит много факторов, влияющих на цену, в том числе зарплата водителей, топливо для транспортировки.
Затраты на транспортировку занимают 1,2 % в стоимости литра топлива.
Переработка
Технологический процесс переработки заключается в разделении на фракции. В результате получают готовый продукт:
- керосин;
- дизель;
- бензин;
- моторные масла;
- битум;
- сжиженные газы;
- мазут;
- различные вещества и химические соединения.
В зависимости от технологии перерабатывающий завод может давать от 5 до 40 производных нефтепродуктов, которые применяются в промышленности, для производства пластика и тканей.
Производство и переработка нефтепродуктов в себестоимость литра бензина ложатся в размере 6 %.
Готовая продукция отправляется на хранение или на продажу оптом. Перерабатывающие предприятия либо подрядные организации обеспечивают транспортировку. С оптовых баз поступает в розничную торговлю.
Расходы на розницу
Розничную торговлю бензина осуществляют через заправочные станции. Для постройки АЗС необходимо найти место, разработать проект, получить разрешения на строительство. Построить заправочную станцию в соответствии со всеми стандартами безопасности, подвести дороги. Организовать работу и нанять персонал, которому нужно платить заработную плату и социальные выплаты.
Теперь можно продавать топливо в розницу автомобилистам. Затраты на розницу в себестоимости топлива находятся на уровне 11 %.
Совокупная прибыль
Этот термин означает общую сумму прибыли, которую получат все участники цепочки производства бензина:
- разведка месторождений и добыча нефти;
- транспортировка;
- переработка на НПЗ;
- реализация на АЗС.
Каждое предприятие закладывает в конечную стоимость своего продукта прибыль, которая необходима для развития и модернизации. Прибыль является важным показателем эффективной работы каждого предприятия занятого в процессе изготовления бензина.
Эти совокупные затраты в себестоимости литра российского бензина занимают около 23,3 %.
Если разбить совокупную прибыль на четырех известных участников, то выходит, что каждый из них получит чистую прибыль 5-6 %.
Налоги на бензин
Наибольшую часть в цене бензина занимает налог взимаемый государством. Эта часть состоит из нескольких:
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере — 16,9 %.
- Ставка акцизов на нефтепродукты — 12 %.
- Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере — 15,3 %.
- Налоги на прибыль, которые берут с оплаты труда и других — 4,8 %.
Эти налоги оплачивают добывающие и перерабатывающие предприятия. Соответственно они заложены в цене для конечного потребителя. Проценты указанных налогов ориентировочны, поскольку их соотношение и розничная цена бензина не является постоянной величиной и меняется по нескольку раз в год.
Общий процент налоговой нагрузки в стоимости составляет около 49 %.
Подсчет себестоимости 1 литра бензина
Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:
- Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
- Совокупная прибыль = 23,3 %.
- Общий процент налогов = 49 %.
Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.
В рублевом выражении получаем:
- Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
- Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
- Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.
Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:
41,53 – 20,35 = 21,18 рубля
В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:
41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля
За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.
Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:
6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля
В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.
В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.
ФАС: Доля налогов в стоимости топлива — порядка 65%
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) прокомментировала ситуацию вокруг цен на нефтепродукты, которые начиная с 1 января в очередной раз подорожали в связи с увеличением акцизов на топливо. В прошлом году, по данным Росстата, стоимость бензина выросла на 7,2%.
Как отмечает ведомство, действующим законодательством РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции. Однако большое влияние на стоимость горючего оказывают налоги, на которые в конечной цене литра топлива приходится порядка 65%.
С 1 января акцизы на бензин класса 5 выросли на 678 рублей за тонну (6,4%), на дизельное топливо всех классов — на 593 рублей за тонну (8,4%). Новое повышение акцизов произойдет с 1 июля — на 679 рублей за тонну (6%) на бензин и на 593 рубля за тонну (7,7%) на дизельное топливо. В 2019 году акцизы на бензин вырастут на 422 рублей за тонну (3,5%), на дизельное топливо на 283 рубля за тонну (3,4%); в 2020 году — на 438 рублей за тонну бензина (3,6%) и на 294 рубля за тонну дизеля (3,4%).
Также за последние три года (2015−2017) происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), аналогичное повышение состоялось и в 2018 году.
Среди других факторов, которые оказывают влияние на формирование цен на топливо, ФАС называет сезонный спрос на нефтепродукты, динамику налоговой нагрузки, динамику мировых цен, рост отраслевых издержек, профилактику и плановые ремонты российских НПЗ, динамику производства нефтепродуктов нефтяными компаниями, условия мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов.
По данным ФАС, на региональных рынках нефтепродуктов с 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд рублей.
Сколько налогов в 1 литре бензина
В бензине налоги,
Налог на машину,
Налог на запчасти,
Грузовикам ещё Платон.
Самые богатые люди в России, это автомобилисты.
И очень терпеливые
Правильно, что налоги повышают на бензин. В больших городах надо как-то уменьшать количество транспорта, а бюджет — пополнять
Это не только меньше транспорта, а подорожание всего, продукты, одежда, техника, все везут транспортом. Сельхоз хозяйство, подоражание продуктов.
Так что это не выход. Если пытаться бороться с пробками, лучше делать дороги, развязки, не разрешать точечную застройку без парковок.
В Монако хорошие дороги, как и наши хорошие деньги 🙂
Площадь России — 17 000 000 кв. км.
Протяженность дорожной сети Монако — 50 км.
Протяженность дорожной сети России — 1 452 000 км.
В какой еще стране в Европе построено полтора миллиона км дорог?
И сколько стоит содержание и ремонт полутора миллионов километров дорожной сети?
Ну это как бы была шутка про оффшоры, но давайте другие посмотрим цифры
в Швеции 579 564 км дорог, а площадь 450 тыс. км2, население 10 млн человек (для сравнения налогооблагаемой базы), площадь России 17 млн км2, население 140 млн, климат плюс минус похожий. Где дороги млин? Ладно похрен большая часть нашей площади это мерзлота, но почему почти везде в неудовлетворительном состоянии, 1,5 млн км дорог это не только с твердым покрытием, из них только 800 это магистрали
«но почему почти везде в неудовлетворительном состоянии,» — вы серьезно?
У нас куча федеральных трасс, а также дороги в состоятельных регионах (москва, питер, тюмень) в шикарном состоянии.
У меня каждый год под окнами обновляют дорожное полотно ( успели задолбать, так еще и слезы наворачиваются когда идеальный асфальт сносят. )
Мск согласен, Питер не знаю не был в тех краях, на направлении Екб-Челяба-Уфа-Тюмень я потерял 2 колеса за 2 месяца. Причем зачастую идет ремонт дороги, через неделю там колея, через две осыпается боковина дороги, пошли трещины , вангую весной там будут ямы. Да местами хорошо сделано (подъезд к Челябе где то за 100 км, да это кайф), вся остальная М5 ужас
Ну дык и сравните цены на топливо в Швейцарии и у нас.
Хотите дороги как в Швейцарии? Будьте готовы платить 86 руб за литр.
По Википедии в Швеции 212 тыс км дорог.
И насчет налогооблагаемой базы — вот мне давно интересно, сколько же налогов собирается с автомобилистов в России, и сколько из этих налогов идет на ремонт дорог.
Может со Швейцарией путаете или у нас разная википедия
в любом случае, пока у нас не начнут строить многоразовые дороги, дорог больше и лучше не станет
Вам же был задан конкретный вопрос:
Можете привести цифры, сколько налогов поступает от автомобилистов и сколько тратится на ремонт и содержание существующей дорожной сети?
Но вы предпочитаете давить на эмоции — #насграбят #гдемоиналоги.
1. Сколько налогов с автомобилистов собирается в год?
2. Сколько денег в год тратится на ремонт дорожной сети?
Предпочитаешь работать эмоциями.
Поищите в расходной части бюджета статьи на содержание дорожной сети.
Какие там цифры приведены?
Швеция, как страна с примерно таким же климатом, и как бы при этом тоже социально ориентированное государство (как и РФ по бумагам) поэтому вполне неплохая аналогия. Дык вот если сравнивать налоги в целом даже выше, возьмите подоходный налог + НДС (который так или иначе платит потребитель)+отчисления пфр, соцстрах и прочее, цифра будет порядка 64%. Плюс акцизы за бензин, налоги и сборы на имущество.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вопрос, как эти деньги расходуются. Когда я был студентом 5го курса, (я закончил институт 17 лет назад), перед нашим УПИ срыли древнюю брусчатку и поставили дорогу, причем делали ее на удивление основательно, откопали котлован наверно больше 2х метров в глубину, отсыпали 3мя слоями разнокалиберной брусчатки, долго и упорно все трамбовали, закатали в асфальт. Дорога стоит до сих пор, без особого ремонта, при этом одна из самых нагруженных (1 из 3 выездов из города в Екат). Пока у нас не будут так делать дороги, расти сеть дорог не будет, будут бесконечно ремонтировать одни и те же направления..