Самое важное от специалистов на тему: «Работал в россии пенсия в украине». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Пенсия гражданам Украины в России
- 2 Можно ли рассчитывать на пенсию в РФ, если трудовой стаж с 1991 по 2012 получен на Украине?
- 3 Получит ли пенсию в Украине тот, кто ни дня не работал официально?
- 4 Гаврилечко: пенсионный возраст нужно снижать, а не повышать
- 5 Памятка лицам, прибывшим на территорию России из Украины
- 6 Может ли живущий на Украине гражданин России, получать там пенсию (см)?
- 7 Век живи – век трудись: что государство получает от работающих пенсионеров
- 8 Пенсия в россии работал в украине
- 9 Сравнение пенсий в России и Украине
Пенсия гражданам Украины в России
Эмигранты-украинцы при переезде в РФ правомочны оформить пенсию по специальным условиям для граждан бывших республик СССР. Процедуру начинают в районных отделениях соцзащиты по прежнему месту проживания.
Условия для назначения выплат
Иностранные граждане, проживающие на территории РФ, в большинстве случаев не получают государственные выплаты. Но начисление пенсии гражданам Украины возможно при соблюдении условий:
- Наличие вида на жительство/свидетельства беженца.
- Вступление в пенсионный возраст (по российскому законодательству).
Тем лицам, которые получили на территории РФ временное убежище, пенсии не начисляются.
Для мигрантов из бывших республик Советского Союза в РФ действует упрощенный алгоритм получения российского гражданства, чем могут воспользоваться украинские пенсионеры. Однако вопросы с ВНЖ нередко решаются очень долго, поэтому мигрант какой-то срок может остаться без социальной поддержки вообще.
Поэтому разумным будет оставить украинскую прописку, гражданство до тех пор, пока не будет благополучно разрешен вопрос с видом на жительство в России. Оформляется банковская карта с возможностью международных переводов. На ее расчетный счет будут перечисляться заработанные на родине пенсионные выплаты.
Пересчет пенсии
Переехавшим в Россию одновременно получать пенсионное содержание от двух государств нельзя. Между Украиной и РФ действует взаимное соглашение о невозможности назначения двойных пенсий. Пересчет пособия осуществляется по требованиям российского законодательства. Основание – договор о пенсионном и соцобеспечении с государствами-членами СНГ (1992).
При расчетах учитывается не только трудовой стаж, наработанный в независимой Украине, но и тот период занятости гражданина, когда она еще была одной из республик СССР. Данные показатели суммируются, на основе чего формируется общий стаж для начисления пенсии по старости.
Все страны, подписавшие договор 1992 г., несут друг перед другом взаимную ответственность за пенсионное содержание граждан. При переезде россиянина в Украину, стаж наработанный им в РФ, также должен учитываться при назначении пенсиона. Но граждане всех стран-участниц должны быть официально трудоустроены. Работа без трудового договора не засчитывается в стаж.
Необходимая документация
Предварительно мигрант регистрируется в пенсионной системе РФ – для назначения пенсии у него должен быть страховой номер. Он приходит в отделение ПФР с документом, удостоверяющим личность, составляет заявление. В течение 3 недель оформляется специальное свидетельство – СНИЛС.
Чтобы перевести пенсию с Украины в Россию, мигрант является в отделение ПФР по месту жительства в РФ со следующим:
- Документы, подтверждающие его рабочий стаж в СССР, Украине.
- ВНЖ/удостоверение беженца.
- СНИЛС.
- Справка, свидетельствующая о прекращении начисления украинской пенсии.
- При наличии иждивенцев – свидетельства о рождении, браке (или иные бумаги, подтверждающие родственные связи).
Если пенсионер не смог оформить справку о прекращении выплат украинской пенсии на родине, он составляет соответствующее заявление, где уведомляет ПФР, что вернет переплату (в случае двойного пенсиона).
Вне зависимости от предоставленных документов украинским мигрантам оформляются социальные пособия по потере кормильца и пенсии по инвалидности. Для получения последних нужно пройти медэкспертизу на территории РФ.
Работающим в тяжелых, вредных, опасных условиях при переезде в РФ доступен досрочный выход на пенсию. Доплаты и преференции бывшим военным сохраняются. Они назначаются согласно порядкам договора между странами СНГ (1992) при соблюдении главного условия – получения ВНЖ.
Можно ли рассчитывать на пенсию в РФ, если трудовой стаж с 1991 по 2012 получен на Украине?
До 1991 года стажа не имела. С 1991 г. по 1992 г. работала в Таджикистане, с 1993 г. по 2012 г. работала в Украине (госслужба), с 2012 г. проживаю в Санкт-Петербурге. Будет ли учитываться данный трудовой стаж при начислении пенсии в будущем, по нынешнему законодательству РФ?
В соответствии с Федеральным Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Данный документ подписан государствами — участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах — участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Согласно статье 29 Закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», периоды работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, которые выполнялись лицами, застрахованными в соответствии с названным Законом, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 7 Закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования признаются в том числе граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 названного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Исходя из действующего в настоящее время пенсионного законодательства, период Вашей работы в Украине с 1991 г. по 2012 г. будет учтен в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости при условии уплаты страховых взносов.
Получит ли пенсию в Украине тот, кто ни дня не работал официально?
На какой размер пенсии можно рассчитывать и при каких условиях?
Насколько я понимаю украинское пенсионное законодательство вряд ли принципиально отличается от российского в данном вопросе, как и в вопросе о возрасте выхода на пенсию, например. Рискну предположить, что как и в российском случае украинец или украинка вправе рассчитывать на социальную пенсию по старости в возрасте 65 лет ( только вот в случае с женщиной может быть это и 60). Ну важно другое: по-моему, я ответил на вопрос по существу — да — человек, не работавший официально , будет получать социальную пенсию по старости. Что касается ее размера, то пенсия естественно минимальная. Детали в пенсионном законадательстве
Гаврилечко: пенсионный возраст нужно снижать, а не повышать
На Западе, согласно обзору Организации экономического сотрудничества и развития, средний возраст выхода на пенсию к 2060 году поднимется с нынешних 63,8 года до 65,9 года. Причина — рост соотношения численности пожилых к количеству работающих.
В таких странах, как, например, Франция, профсоюзам удаётся путем давления на власть добиться пересмотра инициатив правительств по повышению пенсионного возраста.
Буквально на днях правительство Франции на фоне массовых протестов и забастовок пошло на значительные уступки противникам запланированной пенсионной реформы. В результате пенсионные новшества затронут значительно меньшее число граждан, чем опасались профсоюзы.
В России законопроект о пенсионной реформе вызвал большой резонанс. На фоне обсуждений в городах России проходили уличные протесты против реформы, даже звучали требования ликвидации Пенсионного фонда РФ.
В Германии начали обсуждать возможность повышения пенсионного возраста начиная с 2013 года, и это также вызвало жаркие дискуссии. И только на Украине повышение пенсионного возраста властям сошло с рук — ни массовых протестов, ни забастовок, ни призывов к референдуму не наблюдалось.
— Юрий, по вашему мнению, чем вызвано повышение пенсионного возраста?
— Тем, что нужно балансировать финансовую систему, в которую регулярно вбрасываются ничем не обеспеченные деньги, благодаря которым виртуальный сектор экономики живет, здравствует и получает 100, 300, тысячу процентов из воздуха, ничего не делая. И для того чтобы эту систему балансировать, и чтобы не было фантастической инфляции, нужно деньги откуда-то забирать. Забирать их можно исключительно из реального сектора. Делать это можно двумя путями: либо повышением налогов, либо воровством денег у граждан.
Что означает повышение пенсионного возраста и почему это воровство? Это означает, что ты не можешь пользоваться ни страховыми премиями (а значительная часть пенсий во всем мире — это страховые платежи), потому что страховой случай не наступил, и эти деньги остаются в финансовом секторе.
Второй момент: тебе государство не организовывает никаких социальных платежей из бюджета и может, таким образом, распоряжаться еще и этими деньгами.
И третий замечательный момент: ты должен продолжать работать, тем самым обеспечивая получение прибавочной стоимости, которую тоже можно дальше распределять.
Уже с 70-х годов (хотя тут есть разные теоретические подходы) смысл словосочетания «доля зарплат в себестоимости продукции» с экономической точки зрения вообще исчез. Мы имеем достаточно веселую ситуацию, при которой граждане вынуждены больше работать, чтобы получать намного меньше, чем их родители, даже бабушки и дедушки 50-60 лет назад.
— Стареющее население вообще ни на что не влияет. Никакой проблемы со стареющим населением нет и не было. Единственная проблема — у нас виртуальный финансовый сектор в десятки раз превосходит реальный. И всё, никаких других проблем нет. В мире нет проблем с деньгами, нет проблем с обеспечением жизни пенсионеров.
— У Украины та же проблема? Когда повышался пенсионный возраст, в правительстве говорили, что солидарная система не справляется, поскольку количество работающих сравнялось с числом пенсионеров…
— Проблема Украины в том, что она очень хочет жить, как развитая страна, но при этом почему-то делает абсолютно всё, чтобы технически, культурно и экономически быть страной четвертого мира. Это несовпадение и будет приводить к тому, что мы имеем сейчас.
Все страны, которые стали, в конце концов, богатыми, шли по одному и тому же пути: низкие налоги, протекционизм и жесткие правила поведения на рынке, то есть фантастический уровень государственного регулирования. Украине предлагают прямо противоположные рецепты.
Мало того, государства абсолютно во всем мире, для того чтобы обеспечить свои собственные бизнес-ресурсы, так или иначе шли на то, чтобы образование было бесплатным. Сначала среднее образование, а сейчас, если посмотреть на европейские страны, то во многих — и высшее. И делается это именно для того, чтобы производительность труда поддерживалась на достаточно высоком уровне, а бизнес не тратил средства на обучение персонала, вкладывая их в развитие новых технологий.
У нас строго наоборот — мы идем к коммерциализации образования, к коммерциализации медицины. Естественно, украинская экономика не может в таких условиях расти — это нереально. А раз не растет экономика, значит — увы и ах! — с пенсионерами всё очень плохо.
Более того, на Украине нет никакой солидарной пенсионной системы! Это миф. Читаем закон — у нас система страховая. А солидарная система — это восполнительная система, и работает она исключительно в том случае, когда абсолютно со всех видов доходов всех граждан наполняется либо Пенсионный фонд, либо бюджет.
Солидарная система может работать без сбоев в одном единственном случае: когда количество плательщиков в эту систему в пять раз превышает количество получателей денег из этой системы. У нас нечто похожее есть? Нет. Тогда мы либо должны менять пенсионную систему, называть ее как-то иначе и находить другие источники пополнения, либо у нас проблемы будут постоянно.
— И эти проблемы на Украине будут решаться повышением пенсионного возраста?
— Повышением возраста выхода на пенсию решается не проблема, а задача по уменьшению выплат. Проблема заключается в тупости правительства, и эту проблему повышением пенсионного возраста не решить. Тупое правительство — это проблема, а нехватка денег в пенсионной системе — это следствие этой проблемы. Повышение пенсионного возраста — это попытки что-то сделать со следствием.
— Существуют ли рецепты наполнения украинской пенсионной системы средствами без повышения возраста выхода на пенсию?
— Конечно! Во-первых, пенсионный возраст нужно снижать, а не повышать.
— Это очень смелое утверждение. В этом случае увеличится число пенсионеров, и откуда возьмутся деньги на выплату пенсий?
— А с чего вы взяли, что это плохо? Снижается пенсионный возраст, и в результате в стране начинают расти зарплаты в одних отраслях и увеличиваться конкуренция на рынке труда — в других. Потому что если у тебя работник имеет возможность выйти на пенсию в 50 лет или продолжать работать, ты будешь вынужден больше денег платить молодежи.
Это ответ на вопрос, откуда возьмутся деньги. Они не уменьшатся как минимум, потому что зарплаты будут расти.
Дальше нужно снижать количество рабочих часов в рабочем дне и в рабочей неделе, чтобы у людей было свободное время для траты денег, для восстановления (рекреации) и повышения производительности труда.
Следующий момент — это перераспределение прибыли и прибавочной стоимости. Хотите, чтобы у вас больше денег оставалось в системе, — меняйте налоговую политику. Не пытайтесь собирать деньги везде, где это можно.
Примите простейший факт, что госпредприятия а) нужны, б) как и во всем мире, получение прибыли для них не является приоритетом. Государственные компании, особенно естественные монополисты, нужны не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для обеспечения совершенно других функций — связанности государства, безопасности, занятости.
И в экономике должны быть активно работающие инструменты, позволяющие вкладывать деньги в ее развитие, причем для тех же самых граждан. И еще один обязательный момент — национальная валюта должна быть деньгами. Гривна не является деньгами, поскольку не выполняет большей части функционала денег.
— Почему на Украине повышение пенсионного возраста не вызвало массовых протестов?
— Потому что украинцам на все наплевать, наплевать на себя. Их ничего здесь в принципе не интересует. Кроме того, украинцы никак не соотносят свои действия с получаемым результатом: отсутствие логики и здравого смысла, к сожалению, приводит к очень печальным последствиям. Это все равно как для граждан, которые не могут осознать, что следствием всовывания пальцев в розетку будет удар током.
Мало того, сколько раз их током ни бьет, они все равно этой взаимосвязи не видят.
И не стоит ждать на Украине какого-то организованного протеста. Ни сейчас, ни тем более в будущем. Большая часть молодежи вообще никак не соотносит свою будущую жизнь с Украиной. Посмотрите социологические исследования — они не собираются здесь оставаться, поэтому и протестовать не собираются.
— Вы считаете, что в итоге Украина превратится в страну нищих стариков?
— Да. А через некоторое время это будет страна трудолюбивых выходцев из других регионов.
— Будет ли интересна им Украина, когда есть гораздо более «лакомые страны»?
— Во-первых, «лакомых стран» для всех не хватает. Мало того, уже сейчас можно абсолютно спокойно говорить о том, что мы имеем все шансы увидеть новый восход фашизма в Европе, и тогда «лакомые страны» быстро закончатся.
Есть и другой вариант, который тоже рассматривается. «Лакомые европейские страны» из христианских превратятся в исламские и тоже перестанут быть «лакомыми», но по другой причине. Но это уже очень отдаленная перспектива.
Памятка лицам, прибывшим на территорию России из Украины
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
01 октября 2014 10:00
Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.
У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство
, выдаваемым территориальными органами ФМС России.
Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца, подтверждаемого удостоверением беженца
установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.
На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.
Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность:
для иностранных граждан – вид на жительство,
для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации,
для беженцев – удостоверение беженца;
— о нетрудоспособных членах семьи;
— об установлении инвалидности;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;
— документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;
— пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).
В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.
Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.
Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности, выданный компетентным учреждением Российской Федерации или до распада СССР — компетентным учреждением республик, входивших в состав Советского Союза (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России).
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.
Справочно: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2016 года. Размеры приведены по состоянию на 01.04.2016:
- инвалидам с детства I группы, детям — инвалидам — 11903,51 руб.;
- инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) — 9919,73 руб.;
- инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет — 4959,85 руб.;
- инвалидам III группы — 4215,90 руб.
По всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России по месту пребывания.
Об установлении ежемесячной денежной выплаты лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины
В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане из числа ветеранов, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ).
Право на ЕДВ лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в Украине и вынужденно вернувшиеся в Россию, имеют право на ЕДВ и НСУ на общих основаниях.
Украинские граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие в России статус беженца, имеют право на ЕДВ, предусмотренную Федеральными законами от 16.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», наравне с гражданами Российской Федерации в период действия этого статуса, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.
На украинских граждан и лиц без гражданства, прибывших из Украины, которым предоставлено временное убежище, право на ЕДВ и НСУ не распространяется.
Право на ЕДВ и НСУ у украинских граждан и лиц без гражданства возникнет при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство, выдаваемом иностранным гражданам и лицам без гражданства территориальными органами ФМС России.
Для установления ЕДВ гражданам, прибывшим из Украины, следует обращаться с письменным заявлением и документами, подтверждающими личность и правовой статус, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту пребывания.
Для каждой категории граждан, имеющих право на ЕДВ, устанавливается свой размер ЕДВ.
Со дня установления ЕДВ у гражданина возникает право на получение НСУ.
В состав предоставляемого гражданам НСУ включены следующие социальные услуги:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Часть суммы ЕДВ удерживается из ее размера и направляется на финансирование предоставления гражданину НСУ.
По вопросам осуществления ЕДВ обращайтесь в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Может ли живущий на Украине гражданин России, получать там пенсию (см)?
Может ли российский банк переводить пенсию в украинский банк, живущему там пенсионеру? Но при одной загвоздке. Пенсию он заработал работая всю жизнь в России, остался гражданином России, но российской прописки сейчас нет. Возможности приехать и прописаться в России нет, т.к. инвалид. Подскажите пожалуйста, что можно сделать в таком случае!
Полностью соглашусь с предыдущим комментарием. Знаю десятки людей в Украине, которые получают и российскую, и канадскую, и итальянскую пенсию. Изначально в РФ необходимо ее оформить лично! Тогда зафиксировать реквизиты куда пересылать пенсию. И ПФ РФ будет вам пересылать деньги на указанный вами счет в любой стране (конечно, пересылка за ваш счет). Если вам повторно запросили прописку -то это не значит что отменят пенсию(это в принципе не возможно). А просто бюрократам в очередной раз нужно оновить свои бумаженции. . и немного подправить личный бюджет.
Век живи – век трудись: что государство получает от работающих пенсионеров
Пенсию еще называют заслуженным отдыхом. Говорят, за границей ждут этого момента, чтобы, наконец-то насладиться жизнью – поездить по миру, реализоваться в своем хобби, посетить театры, пересмотреть фильмы, перечитать книги. У нас все по-другому: идешь на пенсию, но если еще можешь – работай, иначе не выживешь. Работающие пенсионеры у нас представляют добрую, чуть ли не четвертую, часть от всех, кто находится на заслуженном отдыхе. Что же дают они государству, и что получают взамен?
Не умереть бы с голоду
Что такое настоящий отдых – они не знают. И даже на пенсии продолжают трудиться.
Похожая ситуация и у 66-летней Ольги Заименко из Васильковского р-на столичной области. У нее – тоже огромный трудовой стаж и небольшая пенсия. Поэтому продолжает работать на том же киевском заводе, что и раньше, только в другой должности.
«Когда-то я на этот завод пришла после школы, работала разнорабочей, как тогда шутили, была старшей «куда пошлют», — рассказывает женщина. – Заочно выучилась в институте, работала инженером. Сейчас наш завод уже на грани закрытия, никакой продукции не выпускает, часть помещений сдаются в аренду. Вот и я работаю на полставки, сутки через двое, — дежурной. Ездить далеко, пригородной электричкой, денег получаю немного, но что делать – ближе к дому такой работы, чтобы можно было просто отсидеть дежурство, — нет. А иначе я никак не смогу заработать, чтобы и самой выжить, и внуков иногда чем-то побаловать».
Жительница Боярки, 70-летняя Анна Михайленко, работает в одном из киевских домов консьержем. Призналась, что пока – без оформления, но руководитель ОСМД обещает со временем легализировать.
«Зачем мне это надо? – рассуждает женщина. – Я ведь раньше бухгалтером работала, знаю все законы. И хоть все время у нас поднимаются волны против тех, кто работает, периодически их хотят лишить чего-то одного, то ли пенсии, то ли зарплаты, но есть и другая сторона этой медали: за определенный трудовой стаж после того, как тебе уже начислили пенсию, можно добиться прибавки к пенсии. И это, несмотря на мои 70 лет, меня радует: может, доживу до этой прибавки?».
А семейная пара пенсионеров Иваненко из Полтавской обл. занимается репетиторством. Они оба всю жизнь проработали в школе, там еще и после пенсии трудились. Но в какой-то момент поняли, что устали, и предпочли работе – репетиторство: Ирина Михайловна готовит школьников к ЗНО по точным наукам, а ее муж – по истории. Иначе, говорят, на две их пенсии – не прожить.
Киевлянке Вере Мирошниченко – за 70. Свою пенсию она зарабатывала литературным редактированием. Да и после пенсии тоже трудилась литредактором. Только полгода назад ушла на покой – пришлось оперировать глаза, удалять катаракту. Но, как только здоровье позволит, планирует снова выйти на работу.
«Не люблю сидеть дома, — говорит она. – Хотя там все прекрасно, есть муж и кошка, но хочется бывать среди людей, не сдаваться. Впрочем, мы и так не сдаемся, постоянно посещаем много культурных мероприятий, то мы на выставке, то на концерте. Пенсии у нас небольшие, но борьбы за выживание, слава Богу, нет, нам хорошо помогает дочка — она программист, живет в США. Так что у нас старость, можно сказать, обеспеченная, только не заработанными пенсиями, а благодаря ребенку. Жаль, что таких пенсионеров, как мы, в Украине немного».
А 65-летняя пенсионерка Лидия Николаева говорит, что и не против подработать, но только она всю жизнь работала конструктором, а ей предлагают теперь работу дворника или уборщицы. К такому повороту она не готова, вот и живет за 3 тыс. грн в месяц. Это – средний размер пенсии в нашей стране. Даже получение субсидий не сильно спасает ситуацию. И она в качестве подработки забирает детей из садика и школы. Говорит, спрос на ее услугу есть, есть и прибавка к пенсии. Но каждый резонансный случай похищения прямо на улице детей ее пугает, и, возможно, из-за этого придется бросить свой маленький бизнес.
Сдерут две шкуры?
Разговоры о том, что работающим пенсионерам придется выбрать что-то одно – зарплату или пенсию, то активнее раздувались, то затихали. Особенно активно они начали циркулировать летом 2017 года, накануне старта пенсионной реформы.
«В течение двух месяцев в некоторых СМИ распространяется информация о том, что якобы после проведения пенсионной реформы работающим пенсионерам придется выбирать между пенсией и заработной платой, — заявили тогда в пресс-службе Минсоцполитики. — При этом ссылаются на Министерство социальной политики, Кабинет Министров Украины, их должностных лиц. Поэтому Министерство социальной политики официально заявляет, что эта информация не соответствует действительности. Пенсионная реформа не предусматривает необходимости выбора между пенсией и зарплатой для работающих пенсионеров. Наоборот, именно для того, чтобы прекратить дискриминацию работающих пенсионеров, и была проведена пенсионная реформа».
В заявлении также сказано, что одним из результатов пенсионной реформы стала отмена с 1 октября 2017 года 15-процентного уменьшения пенсионных выплат работающим пенсионерам. То есть, с 1 апреля 2015 года до 1 октября 2017 года работающим пенсионерам не додавали по 15% их пенсионных пособий. В то же время, их работодатели платили и платят с их зарплат в пенсионный фонд ЕСВ (Единый социальный взнос), никаких поблажек в этом плане на зарплаты пенсионеров не было, и нет. Выходит, что с работающих пенсионеров две шкуры драли, хоть они, фактически, сами себе обеспечивают получение пенсий.
Наверное, это осознал тогдашний Кабмин и перестал придумывать разные способы загнать в угол работающих пенсионеров. Ведь, по правде говоря, слухи о том, что пенсионерам придется выбирать между пенсиями и зарплатами, родились не на ровном месте. О такой перспективе в феврале того же 2017 года говорил министр соцполитики Андрей Рева. По его словам, во всем мире действует правило — или пенсия, или зарплата. И после проведения пенсионной реформы, когда пенсия станет достаточной, надо будет установить правило — или ты работаешь, получаешь зарплату и выходишь на пенсию чуть позже, но пенсия у тебя будет большая. Или ты идешь сразу и получаешь пенсию, но больше не работаешь. Однако в пенсионную реформу выбор между пенсией и зарплатой не вписался. Ведь понятно, что люди не от хорошей жизни продолжают работать.
Правда, достаточные пенсии, о которых говорил Рева, получают у нас немногие. Согласно нормам Международной организации труда, достаточной считается такая пенсия, которая составляет 40% от среднего заработка. Если за сентябрь средняя заплата составила 9,3 тыс. грн, то средняя пенсия – чуть больше 3 тыс. грн, то есть, на уровне 30 % от средней зарплаты. И ждать увеличения пенсий придется очень долго.
Корень этого зла — в нашей солидарной пенсионной системе, которая уже давно пробуксовывает, и чем дальше, тем больше это будет заметно. Возможно даже, что из-за большого дефицита средств у Пенсионного фонда Украины размеры пенсий в течение ближайших 2 — 3 лет могут даже уменьшится в среднем на 10%. Ведь тех, кто наполняет казну пенсионного фонда, все время становится все меньше и меньше, из-за массового отъезда на заработки за границу, а также из-за того, что многие украинцы работают нелегально, не пополняя своими налогами бюджет фонда. Недалек час, когда количество пенсионеров может сравняться с количеством тех, кто перечисляет в пенсионный фонд свои социальные взносы для их пенсий, И тут на помощь приходят работающие пенсионеры, которые вносят посильную лепту для поддержания пенсионной системы.
Однако, все могло бы изменить введение накопительной пенсионной системы. Если бы ее, как и страховую медицину, внедрили бы на заре независимости, 28 лет назад, то к нашим дням, худо-бедно, мы уже исправили бы все ошибки, залечили бы набитые шишки, и двигались бы уже в том направлении, в котором идет весь цивилизованный мир. И могли бы на пенсии отдыхать и не бояться о том, что можно заболеть, а лечиться – не за что. Но этого нет. И приходится протягивать ножки по одежке. А в этой ситуации работающие пенсионеры – большое подспорье для страны.
С прибавлением!
«Плюшки» для тех, кто на работе
То, что у нас много работающих пенсионеров, конечно же, при нашей проблемной пенсионной системе – позитивное явление. Причем, довольно-таки массовое, поскольку оно касается практически каждого четвертого пенсионера.
Правда, народ этого не приветствует. И не каждое правительство отважится на шаг по увеличению пенсионного возраста. Но это будет позже. А сейчас на очереди – приятные бонусы для работающих пенсионеров. С момента старта пенсионной реформы прошло два года. А значит, пришло время повышения пенсий, согласно условиям реформы, для работающих пенсионеров. По словам руководителя управления методологического обеспечения Пенсионного фонда Украины (ПФУ) Светланы ШУТА, работающим пенсионерам проведут перерасчет выплат. Это значит, что будет учтен их дополнительный стаж, заработанный на пенсии, и соответствующим образом изменятся их пенсионные выплаты.
Перерасчет будут проводить с учетом не меньше, чем 24 мес. страхового стажа, приобретенного после назначения пенсии. Такие перерасчеты будут проводиться каждые два года работы пенсионера. Благодаря им будет увеличиваться пенсия, но зарплата при этом – не уменьшится.
Статистика
Наши аксакалы
Многие пенсионеры мечтают свое 100-летие встретить на работе. Правда, мы таких украинцев, которые и в 100 лет продолжают работать, не нашли. Но даже то, что у нас есть 100-летние граждане, — интересно. По данным ПФУ, в Украине проживает больше 1 тыс. человек, которым больше 100 лет.
«На сегодняшний день 1078 украинцев, получающих пенсию в ПФУ, пересекли рубикон в 100 лет. Это самое большое количество за всю историю существования ПФУ», — написала в Facebook председатель Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова (фракция «Слуга народа»).
Дело не в возрасте
По действующему у нас законодательству, пенсия является страховой выплатой, начиная с 1 января 2004 года. А страховая выплата нигде в мире не является доходом. Это премия, получаемая застрахованным лицом на основании того, что с ним случился страховой случай. Со страховых выплат налоги не берутся. Потому что, в противном случае, нет смысла страховаться.
Наличие у нас пенсионеров, которые вынуждены работать – это следствие тотального непрофессионализма. Потому что пенсионерам не было бы необходимости работать, будучи на пенсии. Им пенсия должна компенсировать в полном объеме наступление страхового случая (пенсионного возраста). И работа на пенсии была бы у нас более 20% работающих пенсионеров сложно назвать. Размер страховой премии не покрывает, при нашем уровне экономики, всех необходимых затрат.
А повышение пенсионного возраста ничего не даст. Потому что у нас действует, я бы сказал, «кастрированная» солидарная система. Почему она неполноценная? Потому что при полноценной солидарной системе должно быть соблюдено два обязательных условия. Первое — должны отчислять определенный процент в Пенсионный фонд с любых доходов и со всех граждан. У нас этого нет. Отчисления идут только с зарплат. Второе – солидарная система работает только когда соотношение между теми, кто платит взносы и пенсионерами составляет пять к одному. У нас же это соотношение практически на уровне один к одному. Поэтому и не удивительно, что эта система не работает».
Юрий Гаврилечко, эксперт общественной организации «Фонд общественной безопасности».
Пенсия в россии работал в украине
Советы юристов:
9.1. Здравствуйте. В зависимости какие периоды работы подлежат включению в льготный трудовой стаж, применяются:
Список № 1 и № 2, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (ред. от 27.09.1990);
Список № 1 и № 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10
(ред. от 02.10.1991).
Для оформления Ваших пенсионный права в ПФ РФ необходима доверенность, удостоверенная нотариусом. Вы можете самостоятельно направить в ПФ заявление о назначении пенсии.
10.1. Добрый день, уважаемый посетитель!
ДА, конечно — на итальянскую — точно, на украинскую — есть договоренность — но она нынешними властями не исполняется
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!
11.1. Здравствуйте!
По данному вопросу, Вам необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда, по месту регистрации.
Желаю Вам удачи и всего хорошего!
15.2. Добрый день, уважаемая Светлана
Пенсионный фонд Правильно сделал послав вопрос, Украина предоставит ответ. Если нет обращайтесь к нам, подскажем.
Удачи вам и вашим близким!
23.1. Доброго Времени суток!
ОБратитесь заблаговременно в ПФР — ВАМ все раскажут.
ИСходя из ЛИЧНОГО опыта — НЕОБХОДИМО сделать запросы по месту работы
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь
Сравнение пенсий в России и Украине
Два постсоветских государства схожи сегодня тем, что и в России, и в Украине в недавнем времени были проведены масштабные пенсионные реформы: изменился размер пособий, появлялись обновленные требования к стажу, возрос пенсионный возраст. По совпадению в обоих государствах последний этап реформы придется на 2028 г.
Сравнение размера пенсий
Средние пенсии в соседних государствах в 2019 г. различны:
- Минимальное пособие. В РФ размер пенсий не однороден по многим факторам (социальная/страховая, регион проживания, наличие иждивенцев). Тем не менее, определен минимальный размер выплаты в рублях – 8846. В Украине – 1497 грн. (1 гривна = 2,45 рублей). Если перевести в доллары, то 133 $ и 55 $ соответственно.
- Средние пенсии. В России величина среднего пенсионного обеспечения – 15 150 руб. В соседней Украине – 2645 грн. При переводе в доллары: 227 $ и 97 $ соответственно.
Если перевести в рубли, то Украина отстает по обоим показателям от своей восточной соседки. Сравнение:
- Средние пенсии. В РФ этот показатель на 8670 руб. (или 130 долларов) выше, чем в Украине.
- Минимальные выплаты пенсионерам. Украина отстает по показателю на 2400 руб. (или 977 грн.) от России.
Статистика для более полного представления ситуаций в странах: в РФ минимальное пенсионное пособие получают 11,5 % населения. В то время как в Украине минимальные пособия – у 59 % граждан страны.
Разница в величине пособий нетрудоспособным лицам объясняется отличием цен на продукты питания. Продовольствие в Украине на порядок дешевле, чем в России. Но противовес этому – коммунальные платы и бытовой газ, которые существенно выше, чем в РФ.
Сравнение стажа, пенсионного возраста
Пенсионный возраст в соседних государствах на 2019 г. различен:
- В РФ: для мужчин – 60,5, для женщин – 55,5 лет.
- В Украине: продолжительность стажа более 26 лет – 60 лет, продолжительность стажа 16-26 лет – 65 лет.
Также отличаются показатели по минимальному (для оформления пенсионного обеспечения) стажу в 2019 г.:
- В России: 10 лет.
- В Украине: 26 лет (с 2028 г. – 35 лет).
Различается и средняя продолжительность жизни:
- В РФ: для пенсионеров – 67,5 лет, для пенсионерок – 77,4.
- В Украине: для пенсионеров – 65,2 лет, для пенсионерок – 75,5.
По сравнению с Россией у западной соседки более сложная ситуация с пенсионными нововведениями.
Особенности украинской пенсионной системы
В Украине введено три типа пособий – по старости, по потере кормильца, по инвалидности. Получателями выплат являются граждане:
- люди соответствующего возраста;
- инвалиды 1-3 категории;
- пожилые иностранцы, законно проживающие в государстве;
- участники накопительной системы пенсионного страхования.
Льготные условия (досрочное оформление пенсиона) доступны для следующих категорий лиц:
- работающие на производствах с вредными, тяжелыми условиями труда;
- шахтеры;
- учителя;
- бывшие военнослужащие;
- частично/полностью нетрудоспособные;
- участники Афганской войны.
- многодетные матери, родители ребенка-инвалида.
Действует четыре понятия стажа:
- Льготный. Вводится для работающих на тяжелых, вредных и опасных производствах. Списки данных предприятий утверждаются Кабинетом министров.
- Страховой. Продолжительность отчислений гражданином взносов в фонд обязательного государственного пенсионного страхования.
- Специальный. Сумма дней, в течение которых гражданин был занят на определенных видах работ, дающих право на досрочное пенсионное содержание.
- Общий (трудовой). Рассчитывается по записям в трудовой книжке. Может объединять в себе специальный, страховой и льготный.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
У украинцев есть два варианта оформления пенсии (на 2019 год):
- По стажу. Если его общая продолжительность – более 26 лет, то гражданин может выйти на пенсию в 60 лет.
- По возрасту. До 65 лет трудятся украинцы с недостаточным стажем работы. Однако его минимальное значение при выходе на пенсию не должно быть ниже 16 лет.
По новой реформе эти показатели будут повышаться до 2028 г. Тогда оформить содержание по старости можно будет только при накоплении рабочего стажа 35 лет.