Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки — 2021 год

Автор: | 23.04.2021

Самое важное от специалистов на тему: «Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки

В процессе анализа на этапе подготовки производится оценка ключевых показателей деятельности экономического субъекта за три календарных года, предшествующих году проведения контрольных мероприятий. Вместе с тем, при наличии выездных налоговых проверок в предшествующие периоды, аналитические исследования производятся только за периоды, следующие за периодом предыдущей проверки (4,8).

Этап подготовки и предпроверочного анализа включает следующие элементы:

  • структурирование информационного досье о налогоплательщике;
  • осуществление предпроверочных мероприятий;
  • формирование выводов и рекомендаций по проведению выездной проверки;
  • оформление результатов аналитических исследований (7, 9).

Рис. 1. Предпроверочный анализ в системе налогового контроля

Следует отметить, что на практике налоговые органы игнорируют проведение детальных аналитических исследований в отношении налогоплательщиков, не относящихся к крупнейшим. В результате значительно снижается эффективность отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, и, соответственно, снижается их результативность.

Анализ финансового состояния и платежеспособности налогоплательщиков производится в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 № 104 (ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» (3).

Следует отметить, что существует ряд недостатков данной методики, которые не позволяют сделать качественные выводы о финансовом состоянии и платежеспособности налогоплательщика.

Прежде всего, данная методика разработана лишь для оценки финансово-хозяйственной деятельности стратегических предприятий и организаций и не предполагает расчет ключевых показателей финансового состояния как показатели финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности (1, 2).

Возникает объективная необходимость разработки методики анализа финансового состояния налогоплательщиков, позволяющая структурировать релевантные информационные массивы оценке фактического состояния бизнеса хозяйствующего субъекта.

Нам представляется целесообразным финансовое состояние организации оценивать по следующим группам показателей:

  1. коэффициенты ликвидности;
  2. показатели финансовой устойчивости;
  3. коэффициенты рентабельности;
  4. показатели экономического потенциала.

До осуществления расчета показателей финансового состояния экономического субъекта возникает необходимость реструктурирования бухгалтерского баланса, обусловленная некорректным формированием отдельных его разделов. Для решения данной задачи должны быть произведены следующие корректировки:

Следует отметить, что первые две корректировки возможны лишь в случае структурирования организацией Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, представляющих необходимую детальную информацию о соответствующих объектах бухгалтерского учета.

Получение достоверной и полной информации о ликвидности активов экономического субъекта по нашему мнению позволяют обеспечить следующие показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности (4):

где: ОА — сумма оборотных активов;

КО — краткосрочные обязательства.

Необходимо отметить, что нам представляется необходимым вариативный подход к установлению рекомендуемого значения коэффициента текущей ликвидности в зависимости от особенностей обычных видов деятельности экономического субъекта.

Отличие данного показателя от коэффициента срочной ликвидности заключается во включении в числитель суммы запасов, необходимая величина которых для обеспечения бесперебойности текущих видов деятельности организации различна в различных отраслях. Например, доля запасов в общей сумме активов сельскохозяйственных организаций будет значительна, а для деятельности гостиниц данная величина будет незначительной.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС


8 800 350 84 37

2. Степень платежеспособности (4):

где: ДО — долгосрочные обязательства;

— среднемесячная сумма выручки.

Для расчета среднемесячной выручки, нам представляется целесообразным основываться на показателе выручке-брутто с учетом НДС, акцизами и другими обязательными платежами, поскольку платежеспособность должна отражать фактическую возможность экономического субъекта расплачиваться по своим долгам.

Вместе с тем, выручку необходимо, на наш взгляд, для обеспечения адекватности расчетов принимать в размере фактически полученной суммы, а не начисленной за отчетный период.

В случае, когда организация применяет метод начисления для определения суммы доходов в отчетном периоде, возникает объективная необходимость корректировки полученного показателя с учетом формирования денежных потоков, т.е. на изменение дебиторской задолженности.

При увеличении дебиторской задолженности сумма выручки должна быть уменьшена на полученную величину, и наоборот. Среднемесячную выручку также целесообразно рассматривать в сравнении с аналогичным показателем предприятий-конкурентов для выявления фактов занижения налогооблагаемых доходов.

Рекомендуемое значение показателя «степень платежеспособности» представляется необходимым определить качественной характеристикой: лучшей будет наименьшая величина.

3. Степень платежеспособности по текущим обязательствам (4):

Рекомендуемое значение данного показателя будет ограничено 3,0, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» экономический субъект должен в течение трех месяцев погасить свои текущие обязательства. В обратном случае экономический субъект будет позиционироваться как потенциальный банкрот (1).

Для обеспечения возможности получения адекватной оценки финансового состояния налогоплательщика необходимо разработать систему показателей, позволяющей эффективно решить поставленную задачу. На наш взгляд, ключевыми показателями для решения данной задачи могут выступать:

1. коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (4):

где: СОС — собственные оборотные средства.

2. коэффициент маневренности собственного капитала (4):

где: КР — капиталы и резервы.

3. коэффициент автономии (4):

где: ВБ — валюта бухгалтерского баланса (стр. 1600 или 1700 бухгалтерского баланса).

4. плечо финансового рычага (4):

5. коэффициенты исполнения текущих обязательств по уплате налоговых платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации:

где: НПу — налоговые платежи, уплаченные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

НПн — налоговые платежи, начисленные налогоплательщику по данным налоговых деклараций и налоговых проверок.

Комплексная оценка финансового состояния налогоплательщика невозможна без анализа скорости превращения активов экономического субъекта в денежные средства. Наиболее адекватными для решения поставленной задачи, по нашему мнению, будут следующие оценочные параметры:

1. коэффициент оборачиваемости активов (4):

где: — средняя за период сумма валюты бухгалтерского баланса.

Высокое значение данного показателя будет свидетельствовать о значительном количестве оборотов, совершаемых активами за исследуемый период.

Для расчета данного показателя представляется необходимым основываться на выручке-брутто с учетом фактических денежных потоков, т.е. изменения дебиторской задолженности.

2. коэффициент оборачиваемости запасов (4):

где: — средняя за период сумма запасов.

3. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (4):

где: — средняя за период сумма дебиторской задолженности (среднеарифметическая величина, рассчитанная за отчетный период по стр. 1230 бухгалтерского баланса).

Читайте так же:  Прибавка к пенсии 45 лет стажа

4. период оборота активов (4):

где: t — календарное количество дней исследуемого периода.

5. период оборота запасов (4):

6. период оборота дебиторской задолженности (4):

7. Среднемесячная выручка (выработка) на одного работника (4):

где: ч — среднесписочная численность сотрудников в отчетном периоде.

В заключение финансового анализа необходимо произвести оценку эффективности деятельности налогоплательщика на основе расчета показателей рентабельности и экономического потенциала.

Ключевыми показателями рентабельности выступают:

1. общая экономическая рентабельность (4):

где: Prно — прибыль до налогообложения (стр. 2300 отчета о прибылях и убытках).

2. рентабельность активов (4):

3. рентабельность обычных видов деятельности:

где: Prпрод — прибыль от продаж (стр. 2200 отчета о прибылях и убытках).

4. рентабельность производства:

где: С — себестоимость продаж (стр. 2120 отчета о финансовых результатах).

5. рентабельность продаж (6):

6. предельная рентабельность:

где: ПС — полная себестоимость продаж (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 отчета о прибылях и убытках).

Представляется необходимым для расчета данного показателя в расчет принимать показатель полная себестоимость с целью получения суммы чистой прибыли, приходящейся на один рубль расходов организации по обычным видам деятельности в отчетном периоде.

7. экономический потенциал (4):

Тр prв > Тр TR>Tpc> 100%, (22)

где: Тр — темп роста;

prв — валовая прибыль (стр. 2100 отчета о прибылях и убытках)

или Тр pr прод> Тр TR>Tp пc> 100%. (23)

Разработанная авторами методика финансового анализа позволит обеспечить получение адекватной оценки финансового состояния налогоплательщиков, необходимой для обеспечения эффективного отбора экономических субъектов для проведения выездных налоговых проверок в концепции повышения их результативности.

По результатам произведенных расчетов финансового состояния налоговые инспекторы должны производить ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Целесообразным представляется подход, предполагающий осуществление градации налогоплательщиков, основанный на ранжирование экономических субъектов с высоким, средним и низким уровнем вероятности обнаружения налоговых правонарушений.

Высокая вероятность может признаваться в отношении налогоплательщиков, расчетные значения показателей которых значительно отличаются от рекомендуемых значений показателей или показателей аналогичных организаций. Под высокой вероятностью могут признаваться отклонения в диапазоне от 100% до 70%.

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений, ранжируемая как средняя, будет присвоена организациям, отчетные значения рассчитанных показателей которых отличаются от оценочных критериев на 69 — 30%.

Низкая вероятность должна признаваться в отношении налогоплательщиков, имеющих отклонение фактических показателей от рекомендуемых либо среднеотраслевых на 29 — 1%.

Заключительным этапом предпроверочного анализа выступает оформление результатов аналитических исследований. Для обеспечения высокой информативности результатов предпроверочных мероприятий представляется необходимой разработка единых подходов к структурированию выходной формы учетного документа «Реестр проверяемых налогоплательщиков», представленного в таблице.

Реестр проверяемых налогоплательщиков

Основание включения в план проверки

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений

низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности, неоптимальный тип финансовой устойчивости, неоптимальность показателей структуры капитала, оборачиваемости

ОАО «НижегородЭлектро Транс»

низкий уровень показателей структуры капитала и экономического потенциала, снижение показателей рентабельности в исследуемом периоде

исследуемые показатели соответствуют рекомендуемым значениям

По результатам произведенных расчетов финансового состояния произведем ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Разработанные автором концептуальные подходы к проведению предпроверочного анализа позволят обеспечить «качество» информационной базы выездных налоговых проверок, тем самым способствуя повышению результативности контрольных мероприятий и сумм налоговых доначислений.

Рецензенты:

Мизиковский Е.А., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Мизиковский И.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерского учета» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.

Предпроверочный анализ — ФНС уже знает о вас всё

Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов

Все руководители компаний понимают, что выездная налоговая проверка — это очень серьёзно. Но многие до сих пор не знают, как много материала на компанию инспекция собирает ещё до проверки. Приходя в компанию, инспекторы отлично знают, в какую сторону им копать. У них есть нужная информация благодаря предпроверочному анализу .

Видео (кликните для воспроизведения).

Документ, которым оформляется результат предпроверочного анализа, разбит на блоки. Пройдёмся по ним.

Основные сведения о налогоплательщике

Здесь собрана формальная информация — наименование, ИНН/КПП, категория, адрес регистрации и фактического расположения, режим налогообложения, структура органов управления, руководитель, главбух, фактически осуществляемые виды деятельности, коды ОКВЭД.

Здесь же — сведения о реорганизации, банкротстве, лицензиях.

В каких банках открыты счета, есть ли у компании в собственность земля, здания, транспорт (помните, как много у налоговой претензий к компаниям о том, что у их контрагентов нет в собственности транспорта?).

Интереснейший момент в этом блоке — информация о руководителе, учредителях, должностных лицах компании , их личных доходах и расходах, а также доходах и расходах членов их семей и семьи в целом . Мы все под колпаком, уважаемые бизнесмены!

Итак, налоговая знает, кто является членом семьи руководителя и учредителей и на что живут эти люди.

Также есть сведения о наличии движимого и недвижимого имущества у семьи в целом. Инспекция знает, у кого какая квартира, какой дом, какая машина и т.д.

В этом блоке также есть:

  • структура и динамика налоговых поступлений;
  • сравнение компании с аналогичной.

Если в 2018 году компания платила, например, 10 млн руб налогов, а в 2019 вдруг начала платить 3 млн руб, то инспекция явно заинтересуется — что случилось, почему налоги упали? Нет ли схемы ?

Ещё: сравнение с аналогичной «средней» компанией — удобный инструмент оценки. Если у проверяемой компании сумма уплаченных налогов — 1 млн, а у «средней» компании по тому же региону той же отрасли — 5 млн, то будут вопросы.

Там же просчитывается и налоговая нагрузка. Представьте ход мыслей налогового инспектора, если у «средней» компании налоговая нагрузка 7,6%, а у проверяемой — 0,6%.

Читайте так же:  Ст 9 закона о трудовых пенсиях

Анализ группы взаимосвязанных лиц, организации бизнеса, функциональная схема предприятия, схема технологического процесса, товарных, грузовых, денежных потоков

В этом блоке инспекция очень кратко анализирует, кому и за что платит проверяемая компания и кто платит ей: откуда деньги приходят в компанию и куда они уходят.

Здесь также отражена среднемесячная заработная плата и группа налогового риска, к которому отнесена компания.

Анализ результатов контрольной работы, проведенной в отношении налогоплательщика и других лиц, судебно-арбитражной практики

Здесь инспекция обобщает информацию о:

  • налоговых проверках , которые ранее уже проводились в отношении компании и их результатах;
  • контрагентах, причём у инспекции несколько источников информации о них;
  • том, как контрагенты проверяемой компании отреагировали на требование предоставить документы , если такие требования направлялись. Если контрагенты «отмолчались», дело плохо. Часто молчат именно технички;
  • допросах руководителей контрагентов;
  • анализ хозяйственных операций за два года.

Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика

  • анализ данных бухгалтерского баланса;
  • анализ данных отчёта о прибылях и убытках;
  • общий анализ доходов;
  • анализ налога на прибыль;
  • анализ НДС и т.д.

Здесь же есть выдержки из допросов директоров контрагентов.

Общие выводы по результатам предпроверочного анализа с прогнозируемыми суммами доначислений

Самый драматичный пункт.

Здесь инспекция пишет, какие доначисления она планирует осуществить после выездной проверки и какие налоги будут проверяться. А также — какие именно мероприятия будут проводиться, например:

  • истребовать у ООО [проверяемая компания] первичные документы, касающиеся взаимоотношений с ООО «Ромашка». Инспекция уже знает, по каким компаниям она будет искать;
  • изучить и сравнить счета фактуры, выставленные ООО [проверяемая компания] в адрес ООО «Ромашка»;
  • провести допрос Иванова А.А. на предмет перечисления на карту денежных средств в такие-то периоды, а также неисчисления и неуплаты налога с суммы дохода;
  • исследовать вопросы о перечислении ООО [проверяемая компания] денежных средств физическим лицами и ИП на предмет аренды транспортных средств, возможно, перечисление средств за транспортные услуги.

О чём это всё говорит?

Оцените, насколько комплексно инспекция подходит к предпроверочному анализу. Всё учтено:

  • и контрагенты;
  • и бухгалтерский баланс;
  • и сравнение с другой «средней» компанией;
  • и движение средств по счёту;
  • и что сказали свидетели на допросах и т.д.

Вы можете спросить — а при чём тут семья руководителя/учредителей, что эти люди делают в данных предпроверочного анализа? А это, уважаемые бизнесмены, на тот случай, если компания начнёт выводить имущество и передавать его родственникам руководителей. Сделки можно оспорить и за счет этого имущества взыскать налоги.

Вы же помните, что сегодня руководитель, топ-менеджеры и учредители отвечают по долгам компании не только своим собственным имуществом, но и имуществом своей семьи?

Выводы

Инспекция уже на несколько шагов впереди налогоплательщика, когда направляет ему решение о проведении выездной проверки . К этому моменту налоговая уже собрала массу информации в рамках предпроверочного анализа.

Проводя этот анализ, инспекция собирает комплексную информацию , которая поможет ей обосновать доначисления.

К моменту выхода на выездную инспекция уже знает, какие именно мероприятия налогового контроля она будет проводить : какие документы и по каким контрагентам исследовать, кого и по каким вопросам допрашивать. Вы чувствуете, насколько инспекция впереди компании?

Лучший вариант для компании, которая получила решение о проведении выездной проверки — сразу же обратиться в «Налоговые адвокаты» . Так поступил директор компании и сохранил 79 млн руб . Так же поступил директор другой компании, и мы успели подготовиться .

Нюансы подготовки свидетеля к допросу в налоговой

ФНС утаила от суда часть информации и проиграла спор на 313 млн руб

Как отразить обвинения в обнале и нереальности работ? 9 аргументов из практики

Продажа товара зависимому ИП по сниженным ценам — это не схема, решил суд

ФНС собирает страховые взносы вместо ПФР. Почему риски для бизнеса серьёзно увеличиваются?

Что теперь с признанием расходов по нереальной сделке?

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Напишите нам письмо

Наши услуги

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?

Сначала о том, что пишет о себе сама ФНС: «В июне 2018 года Федеральная налоговая служба опубликовала статистику по выездным налоговым проверкам (ВНП) за первый квартал года: их число в федеральном масштабе снизилось на 26%, всего было проведено 4100 ВНП. Такое снижение – результат целенаправленной политики Правительства, выполняющего поручение В.В. Путина «перестать кошмарить бизнес».

Снижение числа проверок – это в принципе хорошо для бизнеса, но всё равно никто не застрахован от визита непрошенных гостей и нежелательных последствий проверки.

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Ложка дегтя: снижение количества ВНП компенсируется результативностью самих налоговых проверок в части доначислений, а так же обеспечением реальности взыскания доначисленного с руководителей и учредителей бизнеса. Это первое.

Второе. Снижение ВНП компенсируется так же результативностью проведенных камеральных проверок и давления на бизнес на разного рода административных комиссиях в части «уберите это из затрат, иначе мы идем к вам».

Как получается, что ВНП нагрянула именно к вам, ведь в стране ведут хозяйственную деятельность сотни тысяч компаний, индивидуальных предпринимателей?

Самое важное о выездных налоговых проверках

Эффективность выездной проверки обусловлена фактором внезапности. Предполагается, что проверяемая компания не сможет предпринять никаких шагов по сокрытию налоговых правонарушений ‒ на это не будет времени. Что нужно знать о ВНП и её отличиях от плановой камеральной?

  • Вас не поставят в известность о её начале (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected]), поскольку срок для вручения извещения с решением о ВНП не установлен.
  • Проверка проводится по месту нахождения компании, сотрудникам ФНС нужно выделить рабочее место. Только если это технически невозможно, налоговики перемещаются в «родной» офис налоговой, но это бывает редко.
  • Проверке подлежит трехлетний период, предшествующий году ВНП.
  • Налоговики могут проверить тотально всю финансово-хозяйственную документацию компании (сплошная проверка, Ст. 93 НК) либо заинтересоваться только уплатой НДС или другого отдельного налога (тематическая).
  • У сотрудников налоговой при ВНП есть широкие полномочия. Они вправе инициировать инвентаризацию, провести досмотр любых служебных и хозяйственных помещений компании, навестить филиалы, провести выемку и экспертизу документов, допросить руководство и персонал компании, даже свидетелей «со стороны», назначить встречную проверку.

Читайте так же:  Как платить алименты на 2 детей

Основная задача ВНП ‒ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, выявление нарушений. Объект пристального внимания – налогооблагаемая база, «серые» схемы ухода от налогов, ошибки и небрежности в первичных документах, умышленные или случайные.

Выездная налоговая проверка в 2018: список особенностей

Основания для ВНП изложены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] и приложениях к нему. Есть Концепция системы планирования ВНП, с которой можно ознакомиться на сайте ФНС. Как всё работает пошагово?

Основания для выездной проверки

Субъектов хозяйствования в России – сотни тысяч, их отчетность занимает терабайты данных и горы бумаги. Понятно, что «вручную» проанализировать такой объем данных даже теоретически невозможно. В дело вступают программные комплексы, основанные на системе оценки рисков. Широко известны «ВНП-Отбор», АСК «НДС-2», ПК «ВАИ», АИС «Налог 3», ПИК «Однодневка», возможно, есть неизвестные широкой публике программные комплексы. Их задача – автоматический анализ данных по ряду критериев и выявление связей между контрагентами.

Критериев, по которым проводится оценка – десятки, сопоставляются большие массивы данных по налогоплательщику и его контрагентам, поскольку они также есть в базе. Например, очень легко машинными средствами обнаруживаются налоговые разрывы (особенно – НДС) в цепочке контрагентов, резкие колебания кредиторской или дебиторской задолженности, дисбаланс между масштабом хозяйственной деятельности и суммами уплаченных налогов.

Программные комплексы в автоматическом режиме ставят «черные метки» и присваивают потенциальному кандидату на ВНП некое число баллов, отражающее количество выявленных несоответствий с учетом «веса» критерия. По итоговому количеству баллов оценивается уровень риска ‒ низкий, средний или высокий. Организации с высокими баллами автоматически подпадают под пристальное внимание налоговиков. Результат компьютерного анализа потенциальных кандидатов для ВНП – всего лишь многостраничный список, в котором может оказаться и ваша компания. Совсем необязательно, что все без исключения «подозрительные» организации из списка будут проверены: сами налоговики утверждают, что действует выборочный принцип. Что дальше?

Как созревает решение о проведении выездной налоговой проверки

Информация о «подозрительных» субъектах хозяйствования с высокими рисками попадает на стол к налоговому инспектору. Фактически инспектор формирует досье компании, собирает информацию, анализирует состав учредителей, движение денег по счетам, взаимоотношение компании с контрагентами. Здесь также используются программные комплексы (например, СПАРК), но много данных попадает в «досье» из открытых источников. Инспектор с помощью банальной поисковой системы быстро получит публичные данные о деятельности компании, а они иногда могут оказаться очень интересными! Многие бизнесмены на страницах СМИ или популярных сайтов чрезмерно хвастливы и не следят за языком, раскрывают в интервью сведения о прибылях и достижениях компании, а налогов-то уплачено три копейки…

Если ранее компания проходила камеральную или выездную проверку, оцениваются их результаты. Инспектор вправе запросить данные из банков по расчетным счетам (включая ранее закрытые), особенно если дело касается операций с наличностью.

Имущество учредителей и руководства компании, членов их семей становиться объектом для пристального изучения. Инспектор вправе обратиться с запросом в Росреестр или ГИБДД. Часто владельцы бизнеса или члены их семей в социальных сетях демонстрируют уровень потребления, явно несоответствующий доходам. Это сразу же наводит на размышления…

Да, фактически инспектор – это налоговый Шерлок Холмс с широкими полномочиями и поддержкой могучей фискальной системы государства.

Выводы предпроверочного анализа и принятие решения

Инспектор на основе произведенной аналитической работы делает письменное заключение (копия сохраняется в электронном виде навсегда). Фактически это досье с выводами, заключение состоит из 6 глав, начиная с формальных, основных сведений о налогоплательщике. Самая важная часть – выводы. Они выглядят примерно так:

  1. Рекомендуется проведение ВНП.
  2. Если все подозрения подтвердятся, можно взыскать минимум ХХХ рублей неуплаченных налогов в бюджет и пеней.
  3. Предлагается дополнительно запросить такие-то документы, дополнительно провести анализ хозяйственной деятельности таких-то контрагентов.
  4. В рамках выездной налоговой проверки требуется провести следующие мероприятия (…). Иногда это проверка удаленных подразделений, инвентаризация товарных остатков или допрос ключевых свидетелей – зависит от обстоятельств.

Забавно, но не последнюю роль для принятия решения о ВНП играет величина доначислений по налогам, которую можно взыскать. Налоговики не признаются, что у них есть свой финансовый план по взысканию недоимок, но и не отрицают этого факта. Ходят слухи, что в Москве сумма взысканных налогов, пеней и штрафов на одну проверяемую по ВНП организацию составляет минимум 10-11 миллионов рублей – такой показатель якобы доведён до налоговой сверху. Людских ресурсов у ФНС на всех не хватит, поэтому они придут туда, где можно «взять» поболее. Упомянутые в начале этой статье данные о снижении числа выездных проверок в 2018 году, как выясняется, с лихвой компенсируется ростом взысканных налогов: это означает, что ФМС стала работать точней, эффективней и нацелена на максимально возможное пополнение госбюджета, испытывающего сейчас определенные проблемы.

Кстати, еще на этапе предпроверочного анализа налоговиками проверяется, есть ли у компании достаточно денежных средств, а у учредителей – имущества, чтобы покрыть доначисленные налоги. Если нет, то зачем тогда тратить своё время? Инструментов у ФНС достаточно: поскольку их более интересует крупный бизнес, размер ухода от налогов практически всегда тянет на уголовную статью о неуплате налогов (198-199 УК РФ), поэтому налоговики охотно привлекают к своим мероприятиям правоохранительные органы, работают «в паре».

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает только начальник территориального отделения ФНС, он же назначает ответственных лиц и срок начала проверки. Конечно же, никакого уведомления проверяемой компании не посылается: инспекторы приходят внезапно, на руках – официальное решение о проведении ВНП.

Читайте так же:  Специальные налоговые режимы налоговое право

Можно ли заранее узнать о ВНП или предугадать визит налоговиков с большой долей вероятности?

Налоговая инспекция обязана предупредить о выездной проверке?

Начнем с ответа на второй вопрос: у налоговиков нет обязанности предупреждать вас о проведении ВНП вашей компании.

Не станем мы рассматривать и вариант «своего человека» в налоговой: фактически, он пойдет на должностное преступление, если проинформирует вас о грядущей ВНП. В большинстве случаев узнать о предстоящем визите налоговиков нельзя.

Но есть способы, указывающие на высокую вероятность таковой. Какие?

  • Внутренний аудит: критерии самоконтроля указаны в Приказе ФМС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (ред. от 10.05.2012).
  • «Трясут» ваших контрагентов. Значит, клубочек может размотаться и привести к вам, риски возрастают. Как об этом узнать? Можно непосредственно от контрагента, если у вас с ним сложились доверительные отношения. Второй вариант – если та же ФМС или правоохранительные органы посылает вам заурядный запрос касательно ваших операций с контрагентом.
  • Если сложились хорошие отношения с персоналом обслуживающего вас банка, можно получить у них информацию о том, что ФНС запросило информацию по вашей компании, причем выписки по счетам за несколько лет. Эта информация не является инсайдерской – сотрудник банка ничего не нарушает.
  • Если у вас есть недобросовестные конкуренты, неразборчивые в средствах – будьте бдительны! Случаи, когда «сдают» налоговой конкурентов – далеко не редкость.

Очень важно понимать, что если к вам пришла ВНП, то с 99,9% вероятностью они найдут то, что искали: ведь было потрачено немало сил, чтобы выявить теневые стороны вашего бизнеса. Фактически всё уже открыто налоговикам, им остается подтвердить и доказать факты. У вас остается возможность при помощи квалифицированных юристов защитить то, что можно защитить, как последняя возможность – оспорить результат ВНП, подать апелляцию.

Но лучше всего вести бизнес так, чтобы заведомо не попадать «под колпак ФМС», грамотно оптимизироваться, в полном объеме и своевременно уплачивать все налоги, не изобретать изощренных серых схем по минимизации налогообложения.

Закон надо соблюдать, даже если вы убеждены в его несовершенстве.

О критериях выбора жертвы на проведение выездной налоговой проверки вы можете почитать в другой моей статье: «Как узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее».

На эту тему вы можете посмотреть мое видео «Планирование выездной налоговой проверки. Критерии»:

Как определить, что по организации ведется предпроверочный анализ?

По данным руководителя ФНС Михаила Мишустина, в 2018 году количество выездных налоговых проверок сократилось на 30 %, а вот «собираемость» налогов по их итогам возросла.

Такой избирательностью налоговики обязаны новому подходу к отбору кандидатов на выездную налоговую проверку. Так теперь вопрос о назначении проверки решается по итогам так называемого “предпроверочного анализа”. Предпроверочный анализ — это предварительное изучение данных о налогоплательщике, с помощью которого налоговые органы устанавливают, целесообразно ли назначать ВНП.

При этом, комплексная выездная налоговая проверка начинается только в том случае, если в рамках предпроверочного анализа выявлены неуплаченные налоги на сумму не менее нескольких (а то и нескольких десятков) миллионов рублей.

Это означает только одно: если налоговики пришли с проверкой в компанию, практически гарантированно, что будут обнаружены очень существенные налоговые недоимки, в существовании которых проверяющие уже не сомневаются.

В этой ситуации предпринимателем будет полезно узнать, как ФНС осуществляет предпроверочный анализ для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку.

Важный документ в данной сфере, на котроый следует обратить внимание, — это Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] В нем содержатся 12 критериев, или «факторов риска», которые могут стать причиной визита налоговиков в компанию.

Приведем лишь некоторые их них.

  1. Компания несет меньшую налоговую нагрузку, чем другие фирмы, занимающиеся той же деятельностью.
  2. Бухгалтерская или налоговая отчетность свидетельствует об убытках на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Фиксация в налоговой отчетности данных о значительных суммах налоговых вычетов за определенный период.
  4. Построение хозяйственных связей компанией с фирмами-посредниками без наличия на это разумной экономических причин.
  5. Многочисленное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в другом налоговом органе и т.д.

Конечно, провести предпроверочный анализ исключительно вручную представители ФНС просто не в состоянии. В решении этой задачи им помогает специальная программа АСК НДС, ищущая разрывы в цепочках уплаты НДС. Налоговым инспекторам в их деятельности помогает масса других программ. Например, АИС «Налог» — это программный комплекс, объединяющий в себя такие программы как “ВНП – отбор» (позволяет автоматически фильтровать компании по критериям, установленным Концепцией планирования проверок, и выделяет проблемные); «Схемы»; «Однодневки»; «Росфиннадзор» и другие. АИС “Налог” автоматизированно помогает выявлять “схемы” уклонения от уплаты налогов, наличие недобросовестных контрагентов, изучать движение денежных средств по банковским счетам, наличие имущество у налогоплательщика и т.д.

Важно! Для повышения точности предпроверочного анализа налоговые инспекторы могут использовать и другую информацию. Например, нередко причиной повышенного внимания налоговиков к компании могут стать данные, содержащиеся на сайтах фирмы. По этой причине не стоит публиковать сведения и заключенных контрактах, оборотах компании, денежных вложениях и т.п.

Предпроверочный анализ нередко включает в себя запросы, посылаемые в различные структуры –организации-контрагенты, коммерческие банки, ГИБДД, Росреестр, ЗАГС. Например, инспекторов может заинтересовать тот факт, что организация имеет миллиардную выручку, уплачивая в бюджет лишь сотни тысяч рублей налогов в год.

Соответственно, компания может и не узнать, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Всю необходимую информацию налоговые инспекторы могут получить из других источников.

По итогам предпроверочного анализа составляется заключение, в котором отражается:

  • Основные сведения о налогоплательщике
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
  • Оценка по критериям риска исходя из приказа ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333
  • Сведения из информационных ресурсов ФНС
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля — результаты анализа банковских выписок, встречных проверок, допросов и пр.
  • Выводы — целесообразно ли проводить выездную проверку, размер предполагаемых доначислений, реальность их взыскания с учетом имеющегося у компании и ее собственников имущества и пр.

Читайте так же:  Соглашение 1992 года о пенсионном обеспечении

Как компании выяснить, что грядет выездная проверка?

Стоить отметить, что в России практически нет компаний, которые бы не соответствовали хотя бы 1 критерию, приведенному в Приказе ФНС от 30 мая 2007 года, за которыми не числилось никаких нарушенийю Следовательно, ФНС может заинтересовать почти любая фирма, вопрос остается лишь в степени вероятности проведения выездной налоговой проверки.

Как налогоплательщику понять, что его может затронуть проверка?

  1. Компания соответствует критериям, описанным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] Чем больше критериев выполняется, тем выше риск проверки.
  2. Нахождение налогоплательщика на общей системе налогообложения с оборотом от 100 млн. руб. в год.
  3. Наличие у компании и их руководства (владельцев) крупных активов.
  4. Наличие у налогоплательщика-компании или ИП “сомнительных” контрагентов.
  5. Налогоплательщик получил требование о предоставлении информации (документов) о деятельности за несколько лет работы фирмы. Чаще всего для обоснования своих требований налоговики ссылаются на ст.93.1 НК РФ. Также компанию должен заставить задуматься запрос из полиции.
  6. Налогоплательщик был вызван в ИФНС для дачи пояснений по каким-либо вопросам. Если ответы на эти вопросы вызовут подозрения, риск выездной проверки увеличится.
  7. Налоговики запрашивают информацию или проводят выездную проверку в отношении партнеров фирмы.

«В 2018 к году к нам обратилась торговая компания с просьбой проанализировать риски проведения выездной налоговой проверки, получив Требование о предоставлении документов (информации) из ИФНС. Адвокаты нашей компании в процессе налогового аудита изучили деятельность доверителя, проверили имеющиеся документы и выяснили, что с высокой долей вероятности в отношении компании ведется предпроверочный анализ. В связи с этим были даны рекомендации фирме относительно необходимых действий – запроса документов у контрагентов, подготовки бухгалтерских документов, издания соответствующих локальных актов и т.д. В ходе предоставления документов в ИФНС, участия в комиссии по налоговым рискам в ИФНС, нашим адвокатам и бухгалтерам налогоплательщика удалось убедить ИФНС, что контрагенты по которым были вопросы, являлись реальными. Проверка не состоялась».

А если компания уже получила решение о проведении выездных мероприятий, ей жизненно необходима квалифицированная защита при проверках ФНС. Адвокаты постараются сделать все возможное, чтобы проверка завершилась в максимально короткие сроки, и по ее итогам компании не начислили огромные недоимки и штрафы. Также работа опытных адвокатов будет заключаться в защите контролирующих компанию субъектов от привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности.

Главное – заручиться поддержкой адвоката вовремя.

Метка: Выездная проверка

Новые показатели рентабельности и налоговой нагрузки от ФНС

ФНС обновила значение показателей рентабельности и налоговой нагрузки, которые нужно использовать для оценки шансов попасть в план выездных проверок.

Проверки ИФНС: что нового?

3 сентября 2018 года заработали поправки в Налоговый кодекс. Среди прочего, введены некоторые новые правила для налоговых проверок.

12 критериев для выездной налоговой проверки

Считается, что в первые 3 года после организации бизнеса субъект не попадает в план проверок ИФНС. Так ли это на самом деле? Конечно же, нет. Узнайте критерии для самопроверки и определите, грозит ли вам ВНП.

Начинающему ИП: какие проверки могут проводиться налоговой инспекцией

В статье рассказано о сути камеральной и выездной проверок ФНС, а также о штрафах, которые грозят ИП по их итогам.

Как составить возражение на акт налоговой проверки

Статья посвящена возражению на акт проверки ИФНС, а также иные мероприятия налогового контроля. Что в него включить, когда и каким способом направить? Но главное — что дальше?

Предпроверочный анализ — инструмент, повышающий эффективность выездных проверок

Предпроверочный анализ — комплекс мероприятий, которые предшествуют проведению ВНП. В его рамках оцениваются перспективы доначисления субъекту бизнеса налогов (не менее определенной суммы), а также взыскания этих сумм за счет активов самого проверяемого и связанных с ним лиц. Благодаря этому эффективность выездных проверок ФНС выросла в разы.

Налоговый контроль: как и когда проводится осмотр помещений

Осмотр — мера налогового контроля, которая может применяться при выездной, а в некоторых случаях и при камеральной проверке. Как он проводится? Каковы полномочия проверяющих и права проверяемых?

Выездные проверки ИФНС: все о сроках

По закону максимальный срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Однако его можно приостанавливать и продлевать, поэтому на практике проверки порой затягиваются. В статье расскажем обо всем, что связано

Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями

Взаимозависимость субъектов бизнеса является предметом пристального внимания налоговых органов. При выявлении в ходе проверок подозрительных сделок инспекторы в первую очередь будут проверять, не совершались ли они со «своими» организациями или

Необоснованная выгода: рекомендации ФНС инспекторам

Около месяца назад ФНС дала рекомендации налоговым органам по выявлению незаконных схем ухода от налогообложения (письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9/[email protected]). Рассмотрим его основные тезисы, а также плюсы и минусы для

«Уточненка» по НДС во время выездной проверки

Как только вы подадите уточненную декларацию по НДС, по ней начнется камеральная проверка (3 месяца), в ходе которой будут учитываться результаты текущей выездной проверки. Однако налоговые органы не должны выставлять

Компания оспорила доначисление НДС благодаря вмешательству бизнес-омбудсмена

Проведя выездную проверку компании из Орловской области, инспекторы местной ИФНС обнаружили в ее действиях признаки налогового правонарушения. Основанием для этого послужили взаимоотношения организации с контрагентом, который оказался недобросовестным налогоплательщиком. В

Исследование информации с компьютера во время выездной проверки не противоречит закону

Видео (кликните для воспроизведения).

Могут ли инспекторы во время выездной налоговой проверки исследовать информацию, хранящуюся на компьютерах налогоплательщиков? Да, считают арбитры Восточно-Сибирского округа (постановление от 14.03.17 №А19-916/2016), ведь важная для проверки налогов информация может

Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки

Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

Please enter your comment!

Please enter your name here

You have entered an incorrect email address!
Please enter your email address here


Раздел: Без рубрики