Самое важное от специалистов на тему: «Письмо фнс о налоговых проверках». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 ФНС даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля
- 2 О праве инспекций по крупнейшим налогоплательщикам на назначение повторных проверок
- 3 Письмо фнс о налоговых проверках
- 4 Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 О налоговых проверках
- 5 Нормативно-правовая база обмена электронными документами
- 6 Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок
- 7 Верховный суд запретил налоговикам осматривать помещения контрагентов проверяемого налогоплательщика
- 8 Новые возможности для проверки контрагентов: рекомендации ФНС
ФНС даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля
В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:
- подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;
- порядок представления справки о проведенной налоговой проверки;
- порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;
- проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;
- истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;
- проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения.
О праве инспекций по крупнейшим налогоплательщикам на назначение повторных проверок
Повторные проверки, назначенные межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, не противоречат НК РФ.
Разъяснения ФНС России связаны с изменениями в структуре территориальных налоговых органов, в соответствии с которыми межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам переданы в подчинение межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, с исключением их из структуры управлений ФНС России по субъектам РФ.
Соответствующие межрегиональные инспекции ФНС России являются вышестоящими налоговыми органами по отношению к межрайонным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и наделены полномочиями по назначению повторной выездной налоговой проверки с целью контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего первоначальную проверку налогоплательщика.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 апреля 2019 г. N СА-4-22/[email protected]
Федеральная налоговая служба, в связи с поступающими запросами межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по вопросу правомочия вышестоящего налогового органа по осуществлению повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего первоначальную проверку налогоплательщика, сообщает следующее.
Положениями пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Приказом ФНС России от 13.11.2018 N ММВ-7-4/[email protected] «О структуре и предельной численности территориальных органов Федеральной налоговой службы» (далее — Приказ от 13.11.2018 N ММВ-7-4/[email protected]) утверждены изменения структуры территориальных налоговых органов, в соответствии с которыми межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам переданы в подчинение межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, с исключением их из структуры управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Таким образом, Федеральная налоговая служба отмечает, что с учетом положений Приказа от 13.11.2018 N ММВ-7-4/[email protected] межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам как вышестоящий налоговый орган наделены полномочиями по назначению повторной выездной налоговой проверки с целью контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего первоначальную проверку налогоплательщика.
Учитывая вышеизложенное, назначение межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам как вышестоящими налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, проводивших первоначальную проверку налогоплательщика, не противоречит положениям статьи 89 Кодекса.
Письмо фнс о налоговых проверках
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и по изложенным в нем вопросам сообщает следующее.
1. На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению Акта налоговой проверки, требований к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» (далее — приказ N ММВ-Г-2/[email protected]) утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором предусмотрено, что налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Отсутствие в таком уведомлении указания, какое конкретно решение будет вручено представителю налогоплательщика, не может нарушать прав налогоплательщика.
2. Срок для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля установлен пунктом 1 статьи 101 Кодекса с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного и пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно пункту 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 рассмотрение материалов налоговой проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и принятие по ним решения применительно к пункту 1 статьи 101 Кодекса должно быть осуществлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом вручение налоговым органом налогоплательщику решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля за пределами вышеуказанного срока не приводит к нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в случае ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и обеспечения возможности представления им соответствующих возражений, а также его участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
3. В соответствии с положениями статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» в качестве одного из оснований для признания налоговой выгоды необоснованной признаются действия налогоплательщика при ведении хозяйственной деятельности без должной осмотрительности и осторожности, при том, что ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать такие обстоятельства, как невозможность реального осуществления операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия материально-технических и трудовых ресурсов.
Таким образом, для проверки обоснованности заявленных расходов налоговый орган в рамках проводимой выездной налоговой проверки вправе запрашивать документы, подтверждающие реальность произведенных работ (оказанных услуг), в том числе осуществленных силами контрагента или собственными силами налогоплательщика, а также документы, подтверждающие соблюдение налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и заключении договоров.
Действительный государственный советник РФ 2-го класса Д.В. Егоров
Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 О налоговых проверках
ФНС России даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля.
В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:
— подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;
— порядок представления справки о проведенной налоговой проверки;
— порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;
— проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;
— истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;
— проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения. Источник: Подробнее >>>
Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться
Нормативно-правовая база обмена электронными документами
Вопрос в ФНС о проведении выездных налоговых проверках при работе организации с электронными документами
В целях соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, доверенный оператор электронного документооборота ФНС РФ ООО «ДИРЕКТУМ» (идентификатор 2IG, паспорт № 0034 от 19.02.2013) просит разъяснить вопрос, связанный проведением выездных налоговых проверок в организации, использующей электронный документооборот счетами-фактурами и первичными учетными документами.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации есть возможность обмениваться с контрагентами электронными документами, в том числе электронными счетами-фактурами, актами выполненных работ (оказанных услуг), товарными накладными. В этом случае оригиналы документов – это электронные документы в форматах, утвержденных ФНС РФ.
На данный момент законодательно и технически реализован механизм представления документов по требованию при камеральных и встречных налоговых проверках:
- Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации)»;
- Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Однако механизм проверки электронных оригиналов документов при выездных налоговых проверках на данный момент не понятен.
В соответствии с п. 12 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
Кроме того, п. 14 той же статьи говорит, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
В связи с этим просим дать разъяснения по следующим вопросам.
- Каким образом планируется осуществлять проверку электронных документов (в том числе электронные счета-фактуры, акты, накладные, договоры и др. документы с электронными подписями) при выездной налоговой проверке?
- Будет ли у налогового инспектора при выездной налоговой проверке наличие технических средств для просмотра электронных документов, созданных в форматах xml, утвержденных ФНС РФ?
- Будет ли у налогового инспектора при выездной налоговой проверке наличие технических средств для проверки электронных подписей к документу?
- Как будет осуществляться проверка электронных документов, форматы которых не утверждены, но и запрета на использование которых в электронном виде нет, в том числе если эти документы создаются и передаются в xml-формате?
- Как применять понятие «выемка» для электронных оригиналов документов?
- Есть ли на данный момент нормативно-правовые акты или рекомендации, регулирующие проведение выездной налоговой проверки в организации, использующей в своей работе электронный документооборот счетами-фактурами, первичными учетными и другими документами?
Ответ ФНС РФ по вопросу о проведении выездных налоговых проверок в организации использующей ЭДО с контрагентами
На сегодняшний день не существует нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих в своей работе электронный документооборот счетами-фактурами, первичными учетными и другими документами. В случае необходимости проведения ВНП в организациях, использующих электронный документооборот, следует руководствоваться письмом ФНС России от 25.07.2013 №АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (далее – Письмо), в пункте 5.9 которого говорится, что правила проверки бумажных и электронных документов не отличаются. В Письме также сообщается, что обеспечить доступ налогового инспектора к проверяемым электронным документам должен сам налогоплательщик с применением собственной компьютерной техники. На соответствующие обязанности указывает и пункт 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ: налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Особенности изъятия электронных документов в рамках выемки на уровне законодательства о налогах и сборах пока что тоже не определены. Вместе с тем абзац 3 пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса гласит: если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС).
Резюмируя ответ ФНС относительно проведения выездных налоговых проверок, делаем два важных вывода. Во-первых, правила проверки бумажных и электронных документов не отличаются. Во-вторых, в случае необходимости изъятия электронных документов налогоплательщик вправе отправить их в налоговый орган по ТКС, но при условии, что истребуемые электронные документы соответствуют форматам, утвержденным ФНС.
Рекомендуем ознакомиться с аналитической статьей на нашем сайте, посвященной вопросам проведения выездных налоговых проверок.
Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок
Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант
Иногда налоговики вне рамок налоговой проверки хотят получить документы или информацию по определенной сделке. Сразу скажем, что налоговое законодательство (ст. 93.1 НК РФ) это разрешает. Разберемся, как выглядит данная процедура, что необходимо представить контролерам, а на что они претендовать не вправе.
Когда может прийти требование вне рамок налоговой проверки
Существует единственный законный повод для запрашивания документов за пределами налоговых проверок – закреплен он п. 2 ст. 93.1 и состоит в следующем: если у фискалов есть обоснованная необходимость получить документы (или информацию) по определенной сделке, они вправе запросить их у сторон этой сделки либо у иных лиц, которые о ней что-то знают.
Обратите внимание: требование необязательно должно касаться операций с вашим прямым контрагентом, с которым вы заключили договор (Письмо ФНС № СА-4-7/[email protected] от 17.07.2015, Определение ВС РФ № 306-КГ14-1989 от 17.09.2014). Так, у вас могут запросить сведения об отгруженном товаре, даже если вы не контактировали напрямую с его производителем, попавшим в поле зрения контролеров, а приобрели этот товар у посредника.
В п. 1 ст. 93.1 говорится еще об одной возможности для истребования сведений. На этот раз речь идет о деятельности конкретного контрагента. Однако запрос в рамках данной нормы возможен только при проведении у него выездных или камеральных проверок.
Как запрашиваются документы
Порядок проведения данной процедуры изложен в п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, а также в Письме ФНС от 27.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] Перечислим основные правила:
- Просить документы и информацию у вас может только та ИФНС, где вы состоите на учете. Однако «первоисточником» для такого запроса будет поручение, присланное другой инспекцией, которая непосредственно проводит контрольные процедуры (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
- На основании этого поручения ваша ИФНС сформирует требование, где перечисляются сведения, позволяющие однозначно понять, о какой именно сделке идет речь (п. 4 ст. 93.1 НК РФ): стороны сделки, ее предмет, условия и др. (Письмо ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).
- Требование (с обязательным приложением к нему копии поручения) ИФНС передает руководителю вашей компании или уполномоченному представителю одним из следующих способов: лично под расписку, в электронной форме по ТКС, заказным почтовым отправлением (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
С формами поручения и требования можно ознакомиться в Приказе ФНС от 08. 05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]
Как ответить на требование
После того как вы получили запрос, у вас есть 10 дней, чтобы подготовить и отправить необходимые инспекторам документы, информацию или сообщить им, что вы не располагаете такими сведениями (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Ответ о том, что компания не располагает информацией
Даже если вы не знаете контрагента, о котором вас спрашивают, и не можете сообщить никакой «ценной» информации, отмалчиваться нельзя! Это будет расценено как неисполнение требования и влечет наложение штрафа по ст. 129.1 НК РФ — от 5 до 20 тыс. руб.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Может случиться и так, что для отработки запроса вам понадобится гораздо больше времени, нежели установлено НК РФ. Ведь сделкой может быть как отдельная хозяйственная операция, так и целый договор, по которому составлялись сотни первичных документов. Если вы не укладываетесь в отведенные 10 дней, необходимо об этом оповестить сотрудников ИФНС и ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Ходатайство о продлении срока представления документов
Однако рассчитывать на то, что проверяющие гарантированно увеличат срок, нельзя: ведь это их право, но не обязанность.
Тем не менее практика показывает, что в большинстве случаев ИФНС увеличивает срок для исполнения требования, потому что главная задача контролеров – получить документы или информацию, а не оштрафовать компанию за просрочку.
Если вы не успеете вовремя собрать все бумаги и не предупредите об этом ИФНС, последует штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ — 10 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено, если вы откажетесь исполнять требование или подадите ложные сведения.
Ответ на запрос разрешается:
- привезти в ИФНС лично;
- отправить через представителя;
- послать заказным отправлением;
- передать в электронном виде по ТКС.
Документы на бумаге сдавайте в виде заверенных копий, а при передаче по ТКС – отправляйте их по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ). При этом строгих правил заверений бумажных копий документов, предоставляемых по требованиям фискалов, законом не предусмотрено. Однако есть ряд рекомендаций, данных Минфином в Письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142:
- Если вы сдаете стопку документов, допустимо заверение каждого отдельного листа, так и заверение прошитой пачки в целом.
- Что касается сшивания пачки, ее плотно скрепляют нитками, при этом важно, чтобы каждый документ можно было без труда прочитать и скопировать.
- Листы пачки пронумеруйте, на ее обороте укажите общее количество листов в прошитой стопке, проставьте дату и подпись сотрудника (с расшифровкой), который занимался заверением.
Итак, существуют определенные правила предоставления документации, которую требуют налоговики. Однако не все, что они у нас спрашивают, законно.
Что может, а что не вправе делать инспекция
Ниже представлены основные права и обязанности, которыми должны руководствоваться проверяющие при составлении требований:
- Налоговый кодекс позволяет контролерам истребовать документы именно о конкретной сделке (отдельной хозяйственной операции или договоре), но не в целом о деятельности – вашей или вашего партнера.
Т.е. если из требования неясно, какая именно сделка имеется в виду, вы вправе не предоставлять документы или информацию (Постановление АС ДВО от 21.03.17 № Ф03-712/2017). Но и отмалчиваться в данной ситуации не стоит. Следует пояснить, по каким причинам вы не можете исполнить требование.
Письмо об уточнении запроса
- Из требования должно быть понятно, чем обоснован запрос документов (информации). Как правило, контролеры подходят к выполнению данного условия формально – указывают, что есть «обоснованная необходимость». При этом законодательство не разъясняет, когда необходимость считается обоснованной. Но, анализируя абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ, можно заключить, что обоснованность непосредственно связана с конкретным мероприятием налогового контроля.
- Кроме этого, в обязательном порядке требование должно содержать указание на то, что документы (информация) нужны именно вне рамок проведения налоговых проверок (Постановление АС ЗСО от 13.06.17 № Ф04-1488/2017).
Как происходит подача документов по требованию ИФНС в 1С-WiseAdvice
Мы практикуем риск-ориентированный подход в обслуживании. То есть мы против бездумного представления документов по любому запросу налоговой. Напротив, мы осознаем и взвешиваем все последствия подачи или неподачи того или иного документа. Все наши действия направлены на то, чтобы максимально обезопасить нашего клиента, а заодно – не подставить его перед поставщиками и подрядчиками.
Запросы документов по сделкам нередко достаточно объемны, и это не противозаконно. Однако запрашивать что-либо произвольно – по принципу «все, что хочется» – недопустимо. При составлении запроса ИФНС должна исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации), не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
При принятии решения о законности привлечения компании к ответственности за непредставление каких-либо документов и/или информации по требованию, данные принципы будут являться основополагающими. Так, в случае направления компанией жалобы на действия ИФНС в вышестоящий налоговый орган, инспектор, составлявший запрос, будет обязан пояснить причины и необходимость истребования именно этих документов (информация). Его пояснения могут потребоваться также в суде.
В связи с этим по умолчанию принято считать, что инспектор осознанно подходит к формированию списка документов к истребованию. Но если есть основания полагать, что запрос составлен без соблюдения вышеизложенных принципов, возможно отстоять свое право не предоставлять все, что хочет видеть ИФНС (Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/[email protected] (ред. от 06.09.2017).
Полезная бухгалтерия от 1С-WiseAdvice
В рамках бухгалтерского обслуживания специалисты компании 1C-WiseAdvice проводят глубокий анализ всех требований, приходящих клиенту из ИФНС, и дают подробные рекомендации по поводу того, какие документы и в каком объеме подавать.
А теперь – несколько советов, которые помогут вам в работе.
Существует ряд особенностей, на которые стоит обращать внимание при анализе требования, полученного в рамках ст. 2 ст. 93.1. Такой анализ может помочь снизить объем представляемых документов или информации, либо вовсе сведет на нет обязанность предоставлять что-либо:
Верховный суд запретил налоговикам осматривать помещения контрагентов проверяемого налогоплательщика
При проведении проверки налоговики не могут осматривать территории и помещения, которые принадлежат контрагентам проверяемого налогоплательщика. К такому выводу пришел Верховный суд в апелляционном определении от 27.08.19 № АПЛ19-333. Данным определением суд признал частично недействующим письмо ФНС России от 16.10.15 № СД-4-3/18072 о мероприятиях налогового контроля.
Спорное письмо
Для начала приведем содержание оспариваемого положения. В абзаце седьмом письма № СД-4-3/18072 указано:
«Для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 Кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки».
В то же время в статье 92 Налогового кодекса «Осмотр» сказано следующее:
«Должностное лицо налогового органа, производящее выездную или камеральную проверку на основе декларации по НДС … вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов».
Аргументы налогоплательщика
Индивидуальный предприниматель обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим положение письма в части слов «в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки». По мнению заявителя, это положение устанавливает не предусмотренные Налоговым кодексом общеобязательные правила. Фактически письмо расширяет состав лиц, территории и помещения которых могут быть подвергнуты осмотру.
Позиция ФНС
Представители ФНС и Минфина возражали против удовлетворения административного искового заявления. Главный аргумент — данное письмо официально не публиковалось, для исполнения в налоговые органы не направлялось, является ответом на частный запрос налогоплательщика.
Решение суда
Однако суд согласился с налогоплательщиком, указав на следующее. Из положений п. 1 ст. 92 НК РФ, п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 1 ст. 82 НК РФ следует, что при проведении выездной или камеральной проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр лишь тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения.
Право налогового органа на осмотр территорий или помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки в случаях, когда такие территории и помещения не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, приведенные выше законоположения не предусматривают.
Между тем, оспариваемые разъяснения ФНС допускают проведение осмотра территорий, помещений не только того лица, в отношении которого проводится налоговая проверка (выездная либо камеральная). Разъяснения позволяют проводить аналогичный осмотр в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки и в тех случаях, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения. То есть ФНС фактически расширяет круг лиц, в отношении которых может быть проведен осмотр.
Верховный суд признал абзац седьмой письма ФНС № СД-4-3/18072 недействующим «в той мере, в какой данный абзац допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения».
Довод о том, что письмо адресовано конкретному налогоплательщику и не рассылалось в инспекции для использования в работе, суд отклонил. Обоснование — в силу ведомственной субординации письмо ФНС приобрело, по сути, обязательный характер в отношениях налоговых органов с неопределенным кругом лиц.
Новые возможности для проверки контрагентов: рекомендации ФНС
За последние полгода налоговая выпустила несколько важных писем, которые налогоплательщики могут использовать как памятки и подсказки с целью снижения налоговых рисков.
Российский бизнес, контрагенты и необоснованная выгода
Недавно консалтинговая компания IPT Group выпустила исследование «Осторожность и осмотрительность российского бизнеса: тенденции и факты», в котором постаралась оценить, как предприниматели проверяют своих контрагентов. Анализ экспертов показал, что 35% владельцев бизнеса сталкиваются с определенными проблемами в этом вопросе, а именно имеют дело с претензиями налоговиков в части получения необоснованной выгоды из-за недобросовестности контрагентов. И это главный риск для бизнеса.
Однако, несмотря на возможные проблемы, далеко не все предприниматели собирают расширенный пакет сведений о партнерах и формируют так называемое «дело контрагента». В стандартном наборе бумаг обычно содержатся документы, которые не обеспечивают предпринимателям защиту от налоговых рисков в полной мере. В него, как правило, входит то, что можно быстро собрать без необходимости мониторинга различных онлайн-ресурсов: документы, подтверждающие полномочия руководителя и лиц, выступающих от имени контрагента; учредительные документы; карточка контрагента с реквизитами, фактическим и юридическим адресом, банковскими реквизитами; выписка из ЕГРЮЛ; копии документов, удостоверяющих личность лица, выступающего от имени контрагента.
Гораздо более сильным с точки зрения защиты от налоговых рисков является расширенный пакет документов по контрагенту. Он включает: сведения о наличии лицензий, участии в СРО; бухгалтерский баланс, справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам (выдается налоговым органом); отчет о финансовом результате, сведения о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей; мониторинг рынка аналогичных услуг (запрос предложения, сбор информации о конкурентных предположениях и др.).
Есть компании, которые помимо формирования расширенного пакета документов предпринимают дополнительные действия по проверке контрагента: распечатывают страницы сайта контрагента, анализируют рекламные материалы, запрашивают рекомендации партнеров, собирают информацию о текучести персонала. Но их, к сожалению, не так много.
Как российские бизнесмены проверяют контрагентов (данные IPT Group)
85% компаний проверяют добросовестность контрагентов, однако этот процесс недостаточно регламентирован более чем в одной трети из них.
> 90% контрагентов были выбраны в каждой второй компании согласно установленным правилам проверки.
80% компаний совершенствуют процесс проверки добросовестности контрагентов из-за претензий налоговиков.
25% от суммы налоговых доначислений – средний размер доначисленных налогов, связанных с претензиями налоговиков.
При заключении крупных сделок предприниматели более внимательны. Как указывают эксперты IPT Group, в таких обстоятельствах тщательно проверяют контрагентов 31% компаний. Идеальный процесс проверки включает всего пять этапов, однако каждый этап характеризуется определенным объемом работ:
- Запрос информации о правоспособности деятельности компании (свидетельство о регистрации юрлица и о постановке на учет в налоговом органе, сведения из ЕГРЮЛ, учредительные документы). Эта основная информация, которую могут предоставить сами контрагенты.
- Сбор информации из дополнительных источников: из интернета, путем запросов в различные организации, с помощью платных ресурсов.
- Личные встречи с руководством компании-контрагента до подписания договора.
- Использование утвержденного формата принятия решения о выборе контрагента на основе оценки отдельных параметров.
- Мониторинг финансового состояния контрагента и его репутационных рисков, а также анализ соответствующего рынка на протяжении срока действия договора.
Если вы готовы к самостоятельной комплексной проверке контрагентов по идеальной схеме, советуем ознакомиться с несколькими нашими статьями:
Поиск контрагентов и проверка их благонадежности (в материале есть подборка из +20 бесплатных инструментов для проверки контрагентов)
Нечестная игра: 15 признаков того, что контрагент вас обманывает (экспертные рекомендации Игоря Бедерова, руководителя агентства деловой разведки CABIS)
Проверка контрагента за 5 минут (запись вебинара от проекта Фокус.Форум)
Если же вас пугает объем работы, которую нужно проделать для настройки идеального процесса проверки, то попробуйте получить все данные о контрагенте в один клик с помощью сервиса Фокус.
Рекомендации ФНС для проверки контрагента
В апреле 2017 года в открытых источниках появилось Письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/[email protected] «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». В документе представлена правоприменительная практика в отношении критериев признания налоговой выгоды необоснованной по спорам, которые связаны с недобросовестными контрагентами. По сути, он представляет собой руководство к действию при проведении налоговых проверок.
- раскрывает информацию о том, что именно проверяют налоговые органы и какую информацию запрашивают;
- приводит критерии, которые фактически дают определение должной осмотрительности в понимании ФНС России;
- дает рекомендации, которые направлены в том числе и на недопущение доначислений добросовестным компаниям по формальным основаниям;
- помогает компаниям минимизировать налоговые риски, если они следуют рекомендациям.
С точки зрения налоговиков компания не проявила должную осмотрительность, если у нее нет:
- личных контактов руководства в компании-контрагенте при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- сведений о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
- информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п.);
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности, а равно — свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, выданного саморегулируемой организацией;
- информации о других участниках рынка (в том числе производителях) аналогичных товаров, работ, услуг, в том числе предлагающих свои товары, работы, услуги по более низким ценам.
Кроме того, согласно Письму ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/[email protected], при оценке действий налогоплательщика налоговики будут обращать внимание на обоснованность выбора контрагента, проверять, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.
Другой относительно свежий документ, который проясняет механику действий налоговиков при проверке, а потому может быть полезен налогоплательщикам, – Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected]
В документе приводится список контрольных вопросов по выбору контрагентов, которые налоговики должны задавать во время проверок компаний. Некоторые вопросы из этого списка:
- Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
- Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
- Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
- Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
- Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
Эти контрольные вопросы компании могут использовать в качестве самопроверки.
В недавнем Письме ФНС РФ от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 налогоплательщикам напомнили о 12 общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] Эти критерии используются налоговиками в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок:
В Письме ФНС РФ от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 ФНС дает рекомендации налогоплательщикам, какие признаки недобросовестности контрагентов их должны насторожить:
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (это можно узнать на официальном сайте ФНС);
- регистрация контрагента по адресу «массовой» регистрации;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т.д.
Узнайте важнейшую информацию о любой компании в одном окне
«Прозрачный бизнес» и другие инструменты ФНС по проверке контрагентов
Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ снял режим налоговой тайны с некоторых сведений, к которым имеет доступ ФНС. Так, с 1 июня 2016 года не являются налоговой тайной следующие сведения: о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о налоговых нарушениях, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанные сведения планировалось разместить до 1 июля 2017 года в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, но ведомство отложило публикацию на следующий год, объяснив это тем, что информация о деятельности юрлиц будет опубликована по итогам подачи годовой финансовой и налоговой отчетности согласно действующему законодательству.
Также в июле ФНС планировала запустить новый сервис проверки контрагентов «Прозрачный бизнес», однако и это событие пришлось отложить. Предполагалось, что ресурс даст возможность узнавать о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору); о среднесписочной численности работников организации за календарный год; о налоговых правонарушениях; о специальных налоговых режимах; об участии в консолидированной группе налогоплательщиков; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год. По задумке с помощью сервиса можно получить сравнительную информацию о налогоплательщиках-организациях по заданным критериям.
Несмотря на то, что «Прозрачным бизнесом» пока нет возможности пользоваться, ФНС предлагает ряд других инструментов для проверки контрагентов на сайте налоговой. Так, например, проверка контрагентов по ИНН дает возможности узнать данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП, данные о руководителе, регистрационные данные компании, виды деятельности, юридический адрес, статус юрлица на дату запроса. Причем ФНС позволяет провести проверку бесплатно.
На сегодняшний день ФНС предоставляет следующие сервисы для проверки контрагентов:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.