Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок

Самое важное от специалистов на тему: "Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Перечисленные в данной статье критерии являются общедоступными для всех налогоплательщиков. Введены Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*[email protected]

Оцените свои риски.

1.Налоговые платежи налогоплательщика в целом ниже среднего уровня платежей организаций, ведущих деятельность в этой же отрасли

Средний уровень налоговой нагрузки по отраслям, рассчитывается в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] На основании данных Росстата, выводится оборот в целом по каждому виду экономической деятельности, на основании данных налоговых органов выводится сумма уплаченных налогов и рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота организаций.

2.В течение нескольких налоговых периодов, организация отражает в отчетности убытки

Если организация более двух лет показывает убытки.

3.В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов

По налогу на добавленную стоимость вычеты за 12 месяцев превышают 89% от суммы налога, исчисленного с налоговой базы.

4.Расходы налогоплательщика увеличиваются каждый период быстрей, чем растут доходы

По данным отчетности, темпы увеличения расходов не соответствуют темпам роста доходов организации.

5.Среднемесячная заработная плата одного работника организации ниже, чем средний уровень выплат по виду экономической деятельности

Учитывается, средний уровень выплат на работника по видам деятельности, в регионе, в котором осуществляет деятельность налогоплательщик.

Средний уровень заработной платы рассчитывается на основании данных Росстата.

6.Показатели, предоставляющие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближались к предельному значению

У организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, показатели приближались менее, чем на 5% к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

7.Индивидуальный предприниматель по итогам года в отчетности отражает расходы, максимально приближенные к сумме дохода

Сумма расходов индивидуального предпринимателя по итогам года, превышает 83 процента в общей сумме доходов.

8.Заключение договоров с перекупщиками или посредниками без последующей экономической выгоды

Организация заключает договора с цепочкой контрагентов, без наличия разумных экономических причин. По сделкам получает убытки или незначительную прибыль. Т.е. отсутствует деловая цель при заключении сделок. Все это свидетельствует о получении налоговой выгоды с использованием незаконных схем.

9.Налогоплательщик не предоставляет пояснений на запросы налогового органа

При обнаружении в ходе камеральной проверки ошибок в налоговых декларациях, или противоречий, несоответствий в представленных сведениях, налоговый орган направляет направляет налогоплательщику уведомление, с требованием представить пояснения в течение пяти дней, или внести исправления. Налогоплательщик пояснений не предоставляет, исправления в документы не вносит.

10. Налогоплательщик неоднократно менял налоговый орган в связи с изменением места нахождения

При проведении выездной налоговой проверки, налогоплательщик два или более раза снимался с учета в налоговом органе, в связи с изменением адреса. Если это связано с переходом в другую налоговую инспекцию.

11. По данным бухгалтерской отчетности, уровень рентабельности налогоплательщика значительно ниже уровня рентабельности для данного вида деятельности

Уровень рентабельности по видам деятельности определяется по данным статистики. Если у налогоплательщика по данным его бухгалтерского учета рентабельность ниже на 10 и более процентов, чем в среднем по отрасли.

12.Налогоплательщик ведет хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском

Налоговые органы выявляют наиболее распространенные способы ведения деятельности с высоким налоговым риском, которые направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Т.е. использование незаконных схем.

Налогоплательщику рекомендуется самостоятельно оценивать риски по следующим признакам:

  • При обсуждении условий поставок, заключении сделок отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • Полномочия руководителя или должностного лица контрагента документально не подтверждены;
  • Информация о фактическом адресе (местонахождении) контрагента, о местонахождении его складских или производственных помещений, отсутствует;
  • Нет подтвержденных данных, о способе получения сведений о контрагенте (отсутствие рекламы, сайта, рекомендаций). Особенно, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают свои товары, работы или услуги по более выгодным ценам;
  • Нет информации о государственной регистрации контрагента в едином государственном реестре юридических лиц;
  • Все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, т.е. к фирмам-однодневкам, и сочтут ваши сделки сомнительными.

Ниже перечислены признаки, при которых такие риски дополнительно повышаются:

  • Контрагент, у которого есть несколько вышеуказанных признаков, является посредником;
  • Договор содержит условия, которые сильно отклонятся от обычаев делового оборота. Это могут быть такие условия, как поставка крупной партии товара без предоплаты, с длительной отсрочкой платежа, без гарантий оплаты, расчеты векселями, расчеты через третьих лиц и т.п.;
  • У контрагента нет копий документов, которые подтверждают наличие у него производственных помещений, имущества, квалификационных работников, лицензий. Т.е. отсутствуют возможности для выполнений условий договора;
  • Товар, который обычно производят физические лица, такой как вторичное сырье, сельхозпродукция и т.п., приобретается через посредников;
  • Растет задолженность плательщика, при этом продолжаются поставки в его адрес, и не предпринимаются меры к взысканию задолженности;
  • Выдача или получение займов без обеспечения, покупка или продажа неликвидных векселей. Негативность усугубляется в случае, если в договоре не прописаны условия о процентах, или срок погашения обязательств более трех лет.
  • У налогоплательщика в расходах большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами, при отсутствии целесообразности этих сделок, отсутствии экономической выгоды и т.п.
Читайте так же:  Срок подачи единой упрощенной налоговой декларации

При этом, степень рисков тем выше, чем больше присутствует вышеперечисленных признаков.

Если вы самостоятельно оцениваете свои риски и хотите их снизить, либо полностью исключить, примите во внимание следующие рекомендации:

  • При расчете налоговой базы за период, в котором были подобные сделки, исключите из расходов операции по ним;
  • Подайте уточненные налоговые декларации за этот период;
  • Уведомите налоговые органы о мерах, которые вы предприняли для снижения рисков. Для того, чтобы налоговые органы исключили вас из списка при отборе организаций для выездных проверок, вместе с уточненной налоговой декларацией, следует представить Пояснительную записку по рекомендуемой ФНС России форме (приложение 5 к Приказу от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected]).

При получении уточненных деклараций и Пояснительной записки, налоговый орган проводит камеральную проверку. При проведении камеральной проверки, налоговые органы не вправе требовать дополнительные документы.

Налоговые органы при отборе организаций для проведения выездных проверок, учитывают факт подачи уточненной декларации, с целью снижения рисков по пункту 12 Критериев. В том случае, если налоговый орган, после подачи налогоплательщиком уточненных декларация и заявления о предпринятых мерах по снижению рисков, согласно пункту 12 Критериев, все таки примет решение о проведении выездной налоговой проверки, то он должен предварительно согласовать свое решение с ФНС России.

Подводя итоги, хотим сказать, что помимо перечисленных критериев, существует и тринадцатый.

Если организация не попадает ни под один из двенадцати критериев, то под эти критерии попадают ее контрагенты. Многие, еще на стадии регистрации, привлекают внимание налоговых органов, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т.д. По этим признакам, налоговая берет организацию на заметку, т.к. она имеет все признаки «однодневки».

Дальше дело техники. Если в своей деятельности налогоплательщик совершают сделку с такой компанией, даже если не напрямую, а будет с ней связан через цепочку контрагентов, будьте уверены, налоговая инспекция скоро нагрянет с проверкой. Контролеры заранее знают, какие именно сделки будут проверять, и какие доначисления будут сделаны.

Так как обычно они заранее готовятся к предстоящей проверки, запрашивают из банка выписки по счетам налогоплательщика, и отслеживают всю цепочку. При этом налогоплательщика не уведомляет ни банк, ни тем более налоговый орган о том, что запрашивается выписка с расчетного счета. Видимо для того, чтобы не портить заранее «сюрприз».

Ну а про крупнейших налогоплательщиков не будем здесь упоминать, в их отношении выездная проверка проводится, как правило, каждые три года.

Центр Бухгалтерской Практики «Парус»

Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

«Налоговая политика и практика», 2009, N 12

Концепция системы планирования выездных проверок [1, Приложение 1] создана в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, совершенствования организации контрольной работы налоговых органов. Речь идет о кардинальном изменении отношения налоговых органов к налогоплательщикам.

Ранее процедура планирования выездных проверок относилась к конфиденциальной информации и решение о проведении выездной налоговой проверки заставало налогоплательщика врасплох, т.е. ставка делалась на эффект внезапности.

Теперь же планирование выездных налоговых проверок строится на принципах благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства. Поэтому вероятность попадания в план проведения выездных налоговых проверок возрастает для тех налогоплательщиков, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) чьи результаты финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Таким образом, основой рассматриваемой системы планирования выездных налоговых проверок является всесторонний анализ всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

В ходе предпроверочного анализа активно используется информация из внутренних источников — Единого госреестра налогоплательщиков, данных бухгалтерской и налоговой отчетности, сведений об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов и т.д.

Информацию из внешних источников налоговые органы получают в соответствии с действующим законодательством либо на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В случае если налоговый орган после изучения информации о налогоплательщике предполагает, что налогоплательщик допускает налоговые правонарушения, то на него будет запрошена дополнительная информация о крупных поставках и продажах, объемах потребляемой электро- и теплоэнергии, воды, топлива и других видов ресурсов, арендованных торговых местах. В перечень собираемых данных входят даже сведения из объявлений налогоплательщика в СМИ и Интернете, сведения таможенных и правоохранительных органов, внебюджетных фондов, а также информация, полученная в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля его контрагентов.

Результатом работы по сбору и обработке данных является «досье» налогоплательщика.

В идентификационной части «досье» содержатся данные из Единого госреестра налогоплательщиков; информация о принятой организацией учетной политике для целей налогообложения; сведения о ее руководителе, в том числе о его доходах, а также об уставном капитале. Там же отражаются сведения о наличии филиалов, представительств и иных обособленных подразделений как на территории РФ, так и за ее пределами, информация о ликвидации, реорганизации и банкротстве налогоплательщика; данные о лицензиях и сертификатах, об учреждении акцизных складов производителей или оптовой торговли алкогольной продукцией. Особое внимание уделяется внешнеэкономическим сделкам, а также совершенным налогоплательщиком хозяйственным операциям и сделкам, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы. Например: значительные суммы НДС, предъявленные к возмещению из бюджета; крупные суммы, израсходованные на благотворительность, а также крупные финансовые вложения; сведения о выданных и полученных векселях и об эмиссии налогоплательщиком ценных бумаг; информация от ГТК России по экспортерам, данные о краткосрочных и долгосрочных кредитах; об увеличении уставного капитала.

Читайте так же:  Платить алименты не родному ребенку

Сюда же заносится информация, полученная от организаций Минтранса России, ГИБДД о перевозимых крупных партиях товаров; сведения о реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг из СМИ и Интернета. Об объемах деятельности налогоплательщика свидетельствуют данные о существенном увеличении потребления энергетических и водных ресурсов, а также начисленных суммах ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, численности работающих (в том числе инвалидов) и фонде оплаты труда.

В качестве сигнальной рассматривается информация, полученная от других налоговых органов в результате проведения контрольных мероприятий о крупных сделках и финансовых вложениях с участием данного налогоплательщика; нарушении налогового законодательства взаимозависимыми от него лицами; нарушении валютного законодательства.

Кроме того, большую роль при отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок играет система контрольных соотношений, которая включает в себя как внутридокументные контрольные соотношения показателей налоговых деклараций (расчетов) или бухгалтерской отчетности, так и междокументные соотношения. Она позволяет сотрудникам, проводящим проверку, увязать между собой показатели налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности с информацией, полученной из внешних источников.

В ходе отбора осуществляется анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу, для чего используется автоматизированная информационная система «АИС «Налог».

Обязательной проверке подлежат:

  • крупнейшие и основные налогоплательщики (не реже 1 раза в 2 года);
  • налогоплательщики — по поручению правоохранительных органов и региональных УФНС;
  • ликвидируемые организации (решение о проверке принимается в 10-дневный срок с момента получения информации о ликвидации);
  • организации, которые по сведениям инспекции ведут хозяйственную деятельность, но представляют «нулевые» балансы или не сдают налоговую отчетность;
  • налогоплательщики — по мотивированным запросам других налоговых органов.

В первоочередном порядке в план проведения выездных налоговых проверок включаются организации:

При этом «предпочтение» (с точки зрения вероятности выявления налоговых нарушений) отдается налогоплательщикам, чьи показатели выручки от реализации, численности работающих, суммы причитающихся уплате в бюджет налогов будут максимальны.

Для повышения качества налогового контроля налоговым органам рекомендуется проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных этапа (табл. 1).

Таблица 1. Этапы мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций

На стадии планирования и подготовки выездной налоговой проверки должны быть также решены организационные вопросы, связанные с непосредственным проведением проверки, определением объема недостающей информации о налогоплательщике и его деятельности, необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки: определяются вид и предмет предстоящей выездной налоговой проверки, период, подлежащий контролю, состав проверяющих.

Согласно Концепции налогоплательщик может самостоятельно оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика критериев риска

Таким образом, внедрение Концепции позволяет:

  1. налогоплательщикам — максимально снизить вероятность проведения у них выездной налоговой проверки в текущем году при условии своевременного и в полном объеме исполнения своих налоговых обязательств перед бюджетом;
  2. налоговым органам — выявлять наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно реагировать при обнаружении признаков совершения налоговых правонарушений и определять необходимые мероприятия налогового контроля.

Можно предположить, что предоставленная налогоплательщикам Концепцией возможность систематически самостоятельно оценивать налоговые риски по результатам финансово-хозяйственной деятельности и своевременно в добровольном порядке уточнять свои налоговые обязательства позволит постепенно сформировать у них убеждение в необходимости точного соблюдения налогового законодательства и недопустимости его нарушения.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

«Финансовая газета», N 42, 1999

Отмечается постоянный рост количества правонарушений, связанных с сокрытием доходов от внешнеэкономических операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из основных приоритетов, на которые делает акцент МНС России в решении этой проблемы, является обеспечение правильного выбора объектов для проведения выездных проверок, т.е. выбора таких объектов, проверка которых могла бы принести наибольшие доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени и усилий специалистов налоговых органов на их проведение. Необходимым условием эффективности системы налогового контроля может являться лишь максимальная концентрация усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной.

Между тем, как свидетельствует анализ имеющейся практики, результативность выездных налоговых проверок в целом по России составляет порядка 50%. Это означает, что практически половина проводимых проверок пока завершается без каких-либо доначислений. Безусловно, такой результат нельзя полностью поставить в вину налоговым органам. Так, существенно ограничивает результативность проверок тот факт, что ст.11 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 08.07.1999) «О налоговых органах Российской Федерации» обязывает налоговые органы обеспечивать охват налогоплательщиков выездными проверками, как минимум, 1 раз в 2 года, за исключением наиболее законопослушных категорий налогоплательщиков, последними проверками которых не установлено налоговых нарушений, представляющих налоговую отчетность в строго установленные сроки и по которым отсутствует оперативная информация о допущенных ими нарушениях налогового законодательства. Другим фактором, объективно ограничивающим результативность контрольной работы, является необходимость обязательного проведения проверок ликвидируемых и реорганизуемых организаций, приносящих, как показывает практика, незначительные суммы реальных доначислений в бюджет.

Вместе с тем 50%-ная результативность проверок не может считаться допустимой при крайней ограниченности кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, высоком уровне нагрузки на их работников. Это вызывает настоятельную необходимость скорейшего внедрения научной, основанной на применении современных средств обработки информации, методики отбора налогоплательщиков для проведения проверок.

Основные принципы такой системы отбора Госналогслужбой России были разработаны еще в 1997 г. В основу этой системы положено сочетание двух методов отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок — метод случайного отбора и метод специального отбора.

Читайте так же:  Оформить пенсию по потере кормильца жене

Метод случайного отбора предполагает осуществление выбора объектов для проведения выездных налоговых проверок на основе применения методов статистической выборки. Цели применения данного метода: обеспечение максимально возможного охвата предприятий выездными проверками, профилактика налоговых нарушений с учетом непредвиденности для налогоплательщика данных проверок, назначенных посредством применения указанного метода, достижение возможности оценки общего состояния налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезентативного отбора для проверок налогоплательщиков всех категорий.

Метод специального отбора обеспечивает целенаправленный отбор налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой, по результатам предварительного анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике — от бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам до информации, поступающей от правоохранительных и контролирующих органов, органов исполнительной власти, средств массовой информации.

Основное назначение действующей системы отбора — четко обозначить приоритеты в работе налоговых органов по отбору предприятий для проведения проверок, подготовить стратегию предстоящей проверки, очертить круг охватываемых проверкой вопросов. Надлежащая систематизация, обработка и анализ массива информации о налогоплательщике, которой располагает налоговый орган, как правило, дают веские основания для вывода о степени вероятности обнаружения у соответствующего налогоплательщика нарушений налогового законодательства. В процессе отбора предполагается применение самых разнообразных приемов анализа информации о налогоплательщике: анализ уровня и динамики основных показателей финансово — хозяйственной деятельности предприятия, в том числе их сравнительный анализ с данными по аналогичным предприятиям, проверка логической связи между различными отчетными и расчетными показателями, предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с позиций достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.

Другим важным этапом процедуры подготовки к налоговой проверке является предпроверочный анализ массива имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, отобранном для проведения проверки (досье налогоплательщика). Результат такого анализа — выработка стратегии предстоящей проверки, выявление сфер финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщика, в которых наиболее вероятно выявление нарушений налогового законодательства. Такой подход к организации налоговых проверок позволяет не только максимально сэкономить время и усилия специалистов налоговых органов за счет исключения из программы предстоящей проверки тех вопросов, по которым наличие нарушений маловероятно, но и рационально спланировать порядок действий проверяющих, а при необходимости и расширить диапазон проведения проверки за счет организации встречных проверок хозяйственных партнеров предприятия, дочерних фирм, привлечь к проведению проверки сотрудников органов налоговой полиции, других правоохранительных и контролирующих органов и т.д.

Анализ опыта зарубежных стран с развитой налоговой системой убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации налогового контроля. Лишь применение такой процедуры способно обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов, осуществляющих налоговые проверки, максимальную результативность этих проверок в аспекте как произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и их профилактического воздействия на налогоплательщиков (при минимальных затратах времени и усилий на их проведение). Подобный подход к организации проверок вполне отвечает и интересам законопослушных налогоплательщиков, позволяя им избежать частых визитов налоговых инспекторов.

В настоящее время центральным аппаратом МНС России продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора. Осуществляется разработка программного обеспечения к данной процедуре, внедрение которого позволит обеспечить автоматизацию процесса отбора налогоплательщиков с наиболее характерными для наличия налоговых нарушений отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Конечно, сегодня о полномасштабном и повсеместном внедрении этой системы в практику работы налоговых органов говорить еще явно преждевременно — этому препятствует в основном недостаточная оснащенность налоговых органов современной компьютерной техникой. Однако уже в настоящее время мы располагаем достаточным количеством примеров, когда в целом ряде налоговых органов даже на имеющейся технической базе применяется автоматизированная процедура отбора налогоплательщиков, и она приносит весьма ощутимые результаты.

Об эффективности внедряемой в практику работы налоговых органов России процедуры отбора налогоплательщиков для проведения проверок свидетельствует и анализ показателей, характеризующих результаты контрольной работы за семь месяцев текущего года. Так, при снижении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количества проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок эффективность одной проверки, выражающаяся в сумме доначислений на 1 выездную проверку без учета финансовых санкций и пени, увеличилась в 1,6 раза и составила 24 тыс. руб. против 15 тыс. руб. в аналогичном периоде прошлого года. В расчете на одного работника налоговых органов, занимающего должность руководителя или специалиста, доначислено налогов 225 тыс. руб., что в 1,8 раза больше, чем за сопоставимый период 1998 г.

Заметим, что такой интенсивный рост показателей результативности проверок — еще не предел. По мнению специалистов МНС России, непосредственно занятых разработкой процедуры отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, полномасштабное внедрение научной методики такого отбора, основанной на использовании богатейшей практики работы налоговых органов России и мирового опыта, накопленного в этой области, а также на применении современных технических средств обработки информации, явится одним из необходимых факторов в решении проблемы качественного укрепления доходной части бюджета страны.

Определение рисков выездной налоговой проверки

Название документа: Определение рисков выездной налоговой проверки
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Опубликован: Российский бухгалтер, N 7, 2016 год Дата принятия: 01 июля 2016
Читайте так же:  Время выхода на пенсию в россии

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Налоговый орган выбирает для проверок тех налогоплательщиков, кто состоит на учёте в данном налоговом органе. Далее формируется план проведения проверок конкретных налогоплательщиков, выявленных в процессе отбора.

Методы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, разработанные Госналогслужбой РФ в 1997 г., были ориентированы на действовавший в то время порядок обязательных периодических документальных проверок всех налогоплательщиков и ос новывались на сочетании принципов случайного и специального отбора.

Данное сочетание давало приблизительно 50%ую эффективность проводимых проверок (получается, что каждая вторая проверка заканчи валась без обнаружения значительных налоговых нарушений).

С введением в действие ч. 1 НК РФ необходимость обязательных выездных проверок всех состоящих на учёте в налоговом органе налогоплательщиков отпала. Поэтому случайный метод отбора для проведения проверок утратил своё значение, и на первый план выступили методы специального отбора. Они обеспечивают высокую эффективность про водимых мероприятий и рациональное использование имеющихся у на логового органа ресурсов. Проводить выездные проверки целесообразно у тех налогоплательщиков, у которых велика вероятность обнаружения значительных нарушений налогового законодательства и соответственно крупных доначислений подлежащих уплате в бюджет налогов и сборов.

Однако при этом нельзя упускать из виду необходимость проведе ния своего рода мониторинга состояния налоговой дисциплины среди различных категорий налогоплательщиков. Осуществление этого (даже при полном охвате камеральными проверками всей представляемой отчётности всех налогоплательщиков) невозможно без проведения выезд ных проверок, отобранных методом случайной выборки.

Наиболее полного эффекта от отбора налогоплательщиков для проведения проверок можно достигнуть при комплексном использовании различных методов отбора. В свою очередь комплексное применение этих методов должно основываться на использовании всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Эта информация может быть получена из разных источников (Схема 13.).

К информации из внутренних источников относится информация, полученная в ходе проведения контрольной работы самими налоговыми органами. Перечень внешних источников информации является открытым и может быть существенно расширен.

Существуют определённые методы отбора налогоплательщиков по внутренней информации.

К основным методам отбора относится:

– сравнение показателей бухгалтерской и налоговой отчётности с соответствующими усреднёнными показателями по аналогичным нало гоплательщикам или по отрасли;

– оценка динамики изменения отчётных показателей или их соот ношений за несколько последовательных отчётных периодов;

– анализ материалов предшествующих выездных налоговых проверок;

– анализ информации о налогоплательщиках, полученной в ходе неналоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Сравнение представленных в бухгалтерской и налоговой отчётности показателей с соответствующими показателями, усреднёнными по отрасли или по аналогичным налогоплательщикам – один из наиболее результативных методов отбора. Для более детального анализа отбираются те налогоплательщики, отчётные данные которых резко отличаются от средних. Например, значительное увеличение (в сравнении со среднеотраслевыми) отношения материальных затрат к объёму продаж готовой продукции с большой вероятностью говорит либо о занижении налогоплательщиком объёмов продаж, либо о завышении относимых на себестоимость продукции расходов. Также необходимо объяснить те статьи расходов налогоплательщика, которые отсутствуют у других ана логичных налогоплательщиков.

Сопоставление бухгалтерской и налоговой отчётности за ряд по следовательных отчётных периодов. Информация, полученная этим ме тодом, существенно влияет на включение налогоплательщика в число кандидатов на проведение выездной проверки. При этом анализируется изменение таких показателей, как сумма начисленных налогов, обороты по реализации продукции, объёмы дебиторской задолженности, начисление и выплата заработной платы и т.п. Резкое изменение отдельных показателей или их соотношений вызывает необходимость объяснения налогоплательщика и требует самого пристального внимания и анализа со стороны налоговых органов. Например, особого внимания требуют организации, у которых (по отчётности) расходы растут и одновременно снижаются объёмы реализации.

Первые два метода основаны на анализе представленной отчётности и используются на стадии камеральной проверки для отбора налого плательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых подле жит более подробному анализу (например, математические методы ана лиза, которые были разобраны в ходе описания камеральных проверок).

Информация, полученная в ходе камеральных проверок, дополняется информацией, полученной в ходе предшествующих выездных проверок соответствующих налогоплательщиков, а также информацией, полученной от других налоговых и иных контрольных и правоохранитель ных органов.

При назначении выездных проверок не должны упускаться из вида налогоплательщики, у которых значительные нарушения были обнаружены в процессе предшествующих налоговых проверок.

По вероятности обнаружения нарушений налогового законода тельства налогоплательщики делятся по отраслевому признаку, а внутри отрасли – по объёмам реализации, при этом для каждой категории определяется средний объём доначисленных сумм налогов и сборов в расчёте на одну налоговую проверку за несколько лет. Выявляются и типичные для каждой категории нарушения налогового законодательства.

Отбор налогоплательщиков осуществляется также и по внешней информации. Информация, которая была получена в ходе контрольной деятельности налоговых органов, дополняется информацией, получен ной из внешних источников. Причём такая информация из внешних ис точников должна, например, выявить налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность без постановки на налоговый учёт или осуществляющих отдельные виды деятельности без отражения их в представляемой отчётности. Перечень источников такой информации (отражённый на рис. 8.) не является исчерпывающим, в него могут быть включены любые источники, из которых информация о налогоплательщиках может быть получена как в силу обязанности сообщать соответствующую информацию, так в силу договора об инфор мационном обмене, либо по запросу налогового органа. Однако опреде ляющий фактор здесь – это инициатива самих налоговых органов.

Читайте так же:  Начисление пенсии по инвалидности 2 группы

Кстати, большой объём информации об явных или возможных нарушениях налогового законодательства содержится и в средствах массовой информации. В частности, это многочисленные рекламные издания типа еженедельника ЭкстраМ, газеты ЦентрПлюс и т.д. Объявления, публикуемые в них, об обналичивании средств, куплепродаже квартир, автомобилей, автобусов, ювелирных изделий и много другого достойны самого пристального внимания и налоговых органов, и органов налоговой полиции.

После предварительного отбора отдел, ответственный за проведение выездных проверок, с учётом заключений отдела камеральных проверок и отдела предварительного анализа основных финансовых показа телей, составляет проекты годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. После согласования с отделом камеральных проверок, отделом предварительного анализа основных финансовых показателей и отделом учёта планы утверждаются руководителем налогового органа или его заместителем.

Количество выездных проверок зависит от предполагаемого объёма работы и имеющихся кадровых ресурсов. Для окончательного вклю чения налогоплательщика в план имеют значение такие факторы, как величина намечаемой к проверке организации, наличие поручений пра воохранительных и вышестоящих налоговых органов на проверку конкретных налогоплательщиков и т.п.

Как правило, в обязательном порядке в план проведения проверок включаются:

– налогоплательщики, у которых при последней налоговой про верке выявлены факты существенных нарушений налогового законода тельства, вызывающие необходимость проверки полноты устранения налогоплательщиком выявленных нарушений;

– налогоплательщики, не представившие в налоговый орган доку менты, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

– налогоплательщики, о которых у налогового органа имеются сведения, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком нало гового законодательства;

– налогоплательщики, в отношении которых необходимо проверить или уточнить сведения, полученные при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с данным налогоплательщиком (т.е. полученные в результате встречной проверки);

– налогоплательщики, по которым имеются поручения вышестоящих налоговых или правоохранительных органов на проведение выезд ной проверки;

– налогоплательщики, от которых получены заявления о фактах нарушения налогового законодательства должностными лицами налогового органа при проведении ими выездной проверки 32 ;

– реорганизуемые или ликвидируемые организации.

Обычно в процессе выполнения плана возникает необходимость его корректировки, вызванная проведением внеплановых проверок ор ганизаций по поводу их ликвидации, возникновением новых поручений правоохранительных и налоговых органов и т.д. Корректировка плана после его утверждения возможна только по решению руководителя на логового органа или его заместителя. Решение должно основываться на докладных записках с обоснованием невозможности или нецелесообразности проведения выездной проверки конкретного налогоплательщика в запланированные сроки.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] ). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here