Самое важное от специалистов на тему: «Основания продления срока выездной налоговой проверки». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Приложение N 6. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
- 2 Сроки продление выездной налоговой проверки
- 3 ФНС: налоговики вправе продлить выездную проверку налогоплательщика, который не представил запрошенные документы
- 4 Что может стать причиной для продления выездной проверки
- 5 Правовые основы и причины продления срока проведения выездной налоговой проверки.
- 6 Какой срок проведения выездной налоговой проверки?
- 7 Приложение 2. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
Приложение N 6. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
Приложение N 6
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
1. Настоящие Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены на основании абзаца второго пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев, являются:
1) проведение выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков;
2) получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;
3) проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
до четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на такие обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;
десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
4) непредставление лицом, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения такой проверки;
5) активное противодействие лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, ее проведению (пункт 1.1 статьи 113 Кодекса);
6) составление акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Кодекса;
7) непредставление кредитной организацией информации в установленный пунктом 2 статьи 86 Кодекс срок, непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (статья 128 Кодекса), непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения (пункт 1 статьи 95 Кодекса), неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода (пункт 3 статьи 97 Кодекса);
8) возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка и (или) налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку.
3. Для продления срока проведения выездной налоговой проверки мотивированный запрос о продлении срока ее проведения направляется налоговым органом, проводящим такую проверку, в вышестоящий налоговый орган.
4. Для продления срока выездной налоговой проверки, проводимой ФНС России, запрос о продлении срока ее проведения, представляется руководителем проверяющей группы (бригады) руководителю (заместителю руководителя) ФНС России.
5. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, которому направлен запрос, принимает решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.
Сроки продление выездной налоговой проверки
Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ: Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Установлены следующие основания для продления сроков проверки
:
1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства.
Особо следует отметить последний пункт «иные обстоятельства», который делает перечень «исключительных» случаев увеличения срока проведения выездной налоговой проверки открытым. Следовательно, налоговые органы могут применить данный пункт практически к любым обстоятельствам.
Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России в следующих случаях:
1) при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
3) при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России.
В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8929 — | 7238 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
ФНС: налоговики вправе продлить выездную проверку налогоплательщика, который не представил запрошенные документы
Если налогоплательщик не представил документы, запрошенные в ходе выездной налоговой проверки, это может стать поводом для ее продления. При этом не имеет значение, привлекался ли проверяемый налогоплательщик к ответственности за невыполнение требования о представлении документов. На это указала Федеральная налоговая служба в решении от 23.09.19 № СА-4-9/[email protected]
Суть спора
Налоговое управление приняло решение о продлении выездной налоговой проверки организации до четырех месяцев. Причина — непредставление документов, запрошенных во время проверки, и неявка свидетелей в инспекцию.
Организация обратилась в ФНС с жалобой на решение управления и на действия проверяющих из инспекции. Она заявила, что представила все запрошенные документы. В апреле 2019 года во время выездной проверки контролеры истребовали у нее ряд документов по расчетам с контрагентом за 2016-2017 годы, в том числе договоры, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты сверок. Организация ответила, что представляла данные бумаги ранее, в 2017 году.
При этом организация отметила, что она не привлекалась к ответственности на основании статьи 126 НК РФ за непредставление документов, запрошенных в ходе выездной проверки. А это свидетельствует о соблюдении ею срока представления документов.
Также налогоплательщик указал, что за два месяца инспекторы были на территории организации всего восемь неполных рабочих дней. Это, по его мнению, подтверждает намеренное бездействие инспекции с целью затягивания сроков осуществления проверки.
Решение ФНС
В главном налоговом ведомстве отказались признать продление срока проверки незаконным, указав на следующее. В пункте 6 статьи 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок допустимо продлить до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основаниями продления срока выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться, в том числе:
- непредставление лицом в установленный срок документов, необходимых для осуществления проверки (ст. 93 НК РФ);
- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации в 2017 году инспекторы запрашивали документы за период с 1 января по 31 марта 2017 года. А в апреле 2019 года во время выездной проверки у организации были истребованы документы по взаимоотношениям с контрагентом за 2016-2017 годы, то есть за другой период.
Непривлечение организации к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, не опровергает факта непредставления в установленный срок документов, необходимых для осуществления проверки.
Также ФНС отметила, что инспекция направила 33 повестки о вызове физлиц на допрос. Но на допрос явились только 8 человек.
Довод налогоплательщика о намеренном затягивании проверки, которое выразилось в том, что контролеры были на территории организации в течение только восьми дней, ФНС также отклонила. Обоснование — выездная проверка включает в себя не только проведение мероприятий налогового контроля на территории налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют контрольные мероприятия, которые необходимо провести в рамках налоговой проверки, а также целесообразность получения дополнительных документов.
На этом основании в вышестоящем налоговом органе пришли к следующему выводу. Действия по продлению выездной проверки до четырех месяцев направлены на обеспечение наиболее полного проведения налогового контроля. Соответственно, сам по себе факт вынесения оспариваемого решения о продлении ревизии не свидетельствует о его незаконности.
Что может стать причиной для продления выездной проверки
Компании нередко выдвигают налоговикам претензии по поводу затягивания ими сроков выездной проверки в связи с ее приостановкой и последующим продлением. В решениях по жалобам от 30.09.2019 № СА-4-9/[email protected] и от 23.09.2019 № СА-4-9/[email protected] ФНС России высказала свою позицию на этот счет.
Документы контрагентов и компании
Одним из оснований для продления выездной проверки является непредставление контрагентами проверяемого лица запрашиваемых налоговым органом документов. Кроме того, проверка может быть продлена, если по просьбе проверяемой компании налоговики продлили срок представления запрошенных документов и этот срок вышел за рамки проверки.
Претензия компании
В решении от 30.09.2019 № СА-4-9/[email protected] ФНС России рассмотрела следующую ситуацию.
Инспекция 20 декабря 2018 г. вынесла решение о проведении в компании выездной налоговой проверки. Но через два дня (22 декабря) проверка была приостановлена в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов компании. Возобновили проверку только 4 февраля 2019 г.
В дальнейшем проверка неоднократно приостанавливалась по тому же основанию (необходимость истребования документов у контрагентов) — с 15 февраля по 21 марта, с 26 марта по 27 мая, с 29 июня по 9 августа.
9 августа 2019 г. инспекция затребовала у компании документы. В ответ на это требование компания 12 августа уведомила, что не сможет подготовить документы в срок, указанный в уведомлении.
Инспекция направила в Управление ФНС России запрос о продлении срока проведения выездной проверки. По результатам его рассмотрения было вынесено решение от 15.08.2019 о продлении срока проведения проверки до четырех месяцев. В решении указано, что основанием для продления является непредставление компанией в установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения такой проверки, и непредставление контрагентами документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный п. 5 ст. 93.1 НК РФ.
Это решение послужило основанием для обращения компании с жалобой. Она отметила, что выездная проверка неоднократно приостанавливалась инспекцией по независящим от компании причинам. По мнению компании, непредставление контрагентом документов о деятельности проверяемого лица не может быть основанием для продления срока проверки, поскольку перечень лиц, у которых запрошены документы, налоговым органом не конкретизирован и компании неизвестно, осуществляют ли данные лица в настоящее время деятельность. Кроме того, необоснованным является продление проверки по причине непредставления документов самой компанией. Она указала, что запрашиваемые документы направлялись ей в пределах продленных налоговым органом сроков.
Вердикт федералов
Отвергая доводы компании, ФНС России указала следующее.
Пунктом 1 ст. 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ запрошенные документы представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Если компания не имеет возможности в течение этого срока их направить, она должна письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин. На основании этого уведомления руководитель налогового органа решает, продлить или нет срок представления документов.
В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Он может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. В рассматриваемой ситуации двухмесячный срок проверки с учетом ее приостановок и продлений истек 16 августа 2019 г.
Компания уведомила инспекцию, что не сможет представить запрошенные документы в срок, указанный в требовании от 09.08.2019. На основании этого уведомления инспекцией был продлен срок для направления документов до 9 сентября 2019 г. И поскольку этот срок вышел за пределы проведения выездной проверки (за 16 августа), довод компании об отсутствии оснований для продления срока проведения проверки является необоснованным.
ФНС России также указала, что в соответствии с Приложением № 6 «Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки» к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] непредставление контрагентом документов о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный п. 5 ст. 93.1 НК РФ, является одним из оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки. При этом ни указанным Приложением № 6, ни формой решения, рекомендованной письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/[email protected], не предусмотрено отражение в решении о продлении срока проведения проверки перечня контрагентов и иных лиц, не представивших налоговому органу соответствующие документы (информацию).
В ходе проверки налоговым органом 30 июля и 6 августа 2019 г. у контрагентов компании были затребованы документы. На дату вынесения решения о продлении проверки (15 августа 2019 г.) данные документы не были представлены. Поэтому довод компании о необоснованности продления проверки в связи с непредставлением ее контрагентами запрошенных документов тоже является необоснованным.
Специалисты налогового ведомства также отметили, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках налоговой проверки. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа, осуществляемых в связи с проводимой налоговой проверкой. Основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.
В результате ФНС России оставила жалобу компании без удовлетворения.
Ранее представлявшиеся документы и вызов свидетелей
В решении от 23.09.2019 № СА-4-9/[email protected] ФНС России рассмотрела жалобу компании, связанную с затягиванием налоговиками выездной налоговой проверки.
Претензия компании
Инспекция 27 сентября 2018 г. вынесла решение о проведении в компании выездной налоговой проверки. Срок ее проведения был продлен на четыре месяца решением от 23 мая 2019 г. Основанием для этого явились:
непредставление компанией в установленный срок истребуемых документов;
неявка и уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.
Компания посчитала данное решение необоснованным. Она указала, что за время проверки в ответ на выставленные требования она направила все необходимые документы и ею соблюдены все установленные сроки их представления. Это подтверждается отсутствием сведений о привлечении компании к ответственности по ст. 126 НК РФ.
В отношении продления проверки из-за неявки свидетеля компания отметила, что за такое деяние предусмотрена ответственность по ст. 128 НК РФ. Однако работники компании к ответственности по этой статье не привлекались.
Вердикт федералов
ФНС России выяснила, что инспекцией 9 апреля 2019 г. было выставлено требование о представлении компанией документов по расчетам с одним из контрагентов за 2016—2017 гг. В ответ компания уведомила налоговиков, что данные документы она уже представляла в 2017 г. по требованиям от 27.11.2017 и 12.07.2017.
Однако по требованию от 12.07.2017 компания направляла в инспекцию документы только за 2017 г. А в рамках текущей проверки у нее запрашивались документы и за 2016 г. А что касается требования от 27.11.2017, то по нему компания направила не все документы, которые запрашивались в рамках текущей выездной проверки. Поэтому довод компании о представлении документов по требованиям инспекции в полном объеме не соответствует фактическим обстоятельствам.
ФНС России указала, что непривлечение компании к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, не опровергает факт непредставления ею в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной проверки. А привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 128 НК РФ за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу в качестве свидетеля, не являются необходимыми условиями для продления срока проведения проверки.
В результате ФНС России отказала компании в удовлетворении жалобы.
Правовые основы и причины продления срока проведения выездной налоговой проверки.
Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ»
Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Согласно п6 ст 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:
1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений
5) непредставление налогоплательщиком в установленный в соответствии с п.3 ст 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства.
40. Правовое регулирование процессуальных действий налоговых органов, проводимых на начальном этапе выездной налоговой проверки. Их содержание и документальное оформление — доступ ст 91 , истребование документов ст 93, выемка ст 94, осмотр ст 92)
44. Правовое регулирование требований, предъявляемых к акту выездной налоговой проверки. Состав обязательной информации, подлежащей отражению во вводной части акта.
Одновременно идет оформление результатов выездной налоговой проверки посредством составления по установленной форме акта выездной налоговой проверки. Форма акта установлена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ – 3 – 06/892.
Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трёх частей: вводной, описательной (основной) и итоговой (выводы и предложения).
Вводная (вступительная) часть.
Предназначена для отражения сведений об объекте налоговой проверки, субъекте налогового контроля и должна содержать:
-полное и сокращенное наименование проверяемой организации или ФИО ИП; сокращенное наименование обособленного подразделения;
-наименование места проведения проверки;
— фио, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины;
-при участии в выездной налоговой проверке представителей органов внутренних дел указываются фамилии, имена, отчества, должности, специальные звания этих лиц, а также наименование органа внутренних дел, который они представляют;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
-дату и номер решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной налоговой проверки;
-указание на вопросы проверки;
-период, за который проведена проверка;
-даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения о проверке. Датой окончания — дата составления проверяющими справки о проведенной проверке;
-фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации
— адрес места нахождения организации (индивидуального предпринимателя);
-сведения о наличии лицензируемых видов деятельности;
-сведения о фактически осуществляемых организацией видах фхд, в том числе о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии;
— сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов с указанием на то, какие расходы были проверены сплошным, а какие — выборочным методом.
— сведения о встречных налоговых проверках, о производстве выемки документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении налоговой проверки;
иные необходимые сведения.
45. Правовое регулирование требований, предъявляемых к описательной части акта выездной налоговой проверки, и ее содержание.
приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА НАЛОГОВОй ПРОВЕРКИ»
Содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям , указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта.
Изложение материала в описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:
а) Объективность и обоснованность — Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать возможные ошибки и неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком действий и финансовых операций.
По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:
— вид налогового правонарушения, его сущность ,способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
-оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией (индивидуальным предпринимателем) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки.
-ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
— квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы НК, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком.
— ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.
Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих.
б) Полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений —Каждый установленный в ходе проверки факт налогового нарушения должен быть проверен всесторонне, до полного выяснения его существа. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям.
в) Четкость, лаконичность и доступность изложения.Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, многословия, излишнего описания. Изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета.
г) Системность изложения.Выявленные нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов).Выявленные факты однородных нарушений группируются в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения).
46. Правовое регулирование требований, предъявляемых к итоговой части акта выездной налоговой проверки, и ее содержание.
приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА НАЛОГОВОй ПРОВЕРКИ»
Содержит обобщённое (суммовое) выражение выявленных в результате нарушений налогового законодательства, а также сведения о неправомерных действиях налогоплательщика, приведших к данным нарушениям или преступлениям.
По выявленным фактам нарушений налогового законодательства указывается с разбивкой по годам:
-суммы заниженного (завышенного) дохода (прибыли);
-суммы заниженных налогов и платежей, по их видам;
-суммы излишне начисленных налогов и платежей в бюджет.
В акте не допускается определять вид и размер финансовых санкций за установленные нарушения.
Предложения, внесенные в акт выездной налоговой проверки, должны быть направлены на устранение и пресечение выявленных нарушений (если их не удалось устранить в ходе выездной налоговой проверки) и содержать перечень конкретных мероприятий.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы
Какой срок проведения выездной налоговой проверки?
Срок проведения выездной налоговой проверки отдельной организации согласно общему правилу составляет 2 месяца. Для филиалов и представительств длительность срока проведения выездной налоговой проверки иная — 1 месяц. Однако на практике эти временные промежутки могут продлеваться многократно и на значительные периоды. В статье пойдет речь о том, каковы сроки проведения этого контрольного мероприятия и в каких пределах его разрешено продлевать.
Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка
Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.
Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.
Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:
- ее началом, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда принято решение о начале проверки.
- окончанием, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда составлена справка о проведении налоговой проверки.
Продление срока выездной проверки
ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) указала, что продлевать срок проведения выездной проверки можно, и не раз. Однако для этого нужны веские основания, которые приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]
Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.
Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.
Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:
- Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
- Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.
ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.
По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки
Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Основания). Приведем их вкратце:
1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.
2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.
3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.
4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.
5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.
6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:
- с продолжительностью проверяемого периода;
- объемом документов, которые надо проверить;
- количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
- количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
- разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
- сложностью технологических процессов;
- иными обстоятельствами.
О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».
Что такое исключительный случай
Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.
Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:
В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.
Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.
В каких случаях выездная проверка приостанавливается
Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.
Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.
Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:
- покинуть территорию налогоплательщика;
- перестать требовать у налогоплательщика документы;
- вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.
В письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected] и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.2) список запретов расширен. Налоговикам в период приостановки запрещено, кроме сказанного:
- производить выемку документов и предметов;
- производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
- знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.
Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.
О том, какие периоды вправе проверять инспекторы, можно узнать из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».
Что разрешено делать инспекторам в период приостановления
Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.
Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.
Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.
За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:
1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.
2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.
Решения налоговых инстанций вполне правомерны.
Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.
В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.
НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.
Приложение 2. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
Информация об изменениях:
Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected]
Основания и порядок
продления срока проведения выездной налоговой проверки
С изменениями и дополнениями от:
См. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected]
1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
3. Согласно пункту 5 статьи 89.1 Кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.
4. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:
1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;
менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
5. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:
при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.