Самое важное от специалистов на тему: «Облагается ли налогом благотворительная помощь». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Благотворительность и налоги
Благотворительность и налоги
Благотворительность во все времена приветствовалась со стороны государства и вызывала огромное уважение и поддержку со стороны общества. Это понятие подразумевает под собой добровольное, бескорыстное оказание помощи в любом ее виде тем, кто в ней нуждается. Благотворительной деятельностью могут заниматься как отдельно взятые граждане, так и организации. В нашей стране она регламентируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Какой фонд может называться благотворительным
Согласно данному Закону одной из разновидностей благотворительных организацией являются фонды, количество которых в России растет из года в год. Это, безусловно, хорошо, ведь появляются широкие возможности для решения многих социальных задач, которые государство не в состоянии профинансировать в необходимом объеме.
Ярким примером могут являться благотворительные фонды, которые оказывают помощь в лечении детей, помогают детским домам, строят приюты для бездомных. Есть фонды, которые занимаются реализацией различных образовательных и просветительских проектов.
Как строится деятельность благотворительных фондов, откуда они берут средства?
- Самый распространенный способ – прием пожертвований от граждан или организаций.
- Получение грантов или целевого финансирования от других фондов.
- Ведение коммерческой деятельности.
- Инвестирование имеющихся средств в ценные бумаги, хранение их на депозите.
Таким образом, можно пополнять фонд всеми способами, которые не противоречат законодательству.
Как расходовать средства благотворительного фонда, жестко оговорено в статье 16 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Она запрещает тратить более 20% средств на оплату труда его персонала. Финансовая деятельность благотворительного фонда должна быть абсолютно прозрачной, все ее доходы и расходы не должны составлять коммерческую тайну.
Со стороны государства правам и законным интереса этих организаций гарантирована защита в рамках законодательства, а также предусмотрены некоторые льготы.
Льготы по налогам для благотворителей
В 2011 году были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, касающиеся именно этого наболевшего вопроса. Благотворители – юридические лица освобождаются от уплаты НДС не только при осуществлении безвозмездной передачи каких-либо товаров, оказании услуг. Теперь это распространяется и на передачу прав на имущество, только необходимо зафиксировать в договоре, что эта помощь имеет благотворительный характер.
Не облагаются НДС и расходы на рекламные продукты, безвозмездно созданные для социальных целей.
Облагается ли благотворительность налогами?
Эти же расходы благотворитель имеет право учитывать при расчете налога на прибыль (удержание с них 1% производиться не будет).
Какие еще есть льготы по налогам для благотворительных фондов? Как и для всех некоммерческих организаций для них предусмотрено следующее «послабление»: не должны облагаться налогом на прибыль ни денежные средства, ни имущество, которые получены фондами безвозмездно от физических и юридических лиц в целях осуществления благотворительной деятельности.
Еще один важный момент: не облагаются налогом на доходы физических лиц различные компенсационные выплаты волонтерам. Это может быть и оплата проезда, и «суточные», и прочие расходы, необходимые для выполнения их благородной миссии.
Претерпела некоторые изменения статья 219 Налогового Кодекса. Теперь введен социальный вычет для пожертвований граждан благотворительным фондам. Это означает, что можно вернуть 13% от суммы этой помощи, подав декларацию в налоговую службу. Единственное ограничение состоит в том, что максимальная сумма пожертвований, принимаемая к вычету, не должна превышать 25% от всех полученных гражданином доходов, облагаемых налогом.
Вопрос 2. Социальные льготы
Льготы – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
Социальные льготы – предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. (Национальный доход распадается на фонд потребления и фонд накопления).
Льготы выполняют важные социальные функции:
1. средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);
2. способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих);
3. компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.);
4. средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).
Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот.
Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются:
1. «О социальной защите инвалидов в РФ»;
2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
3. «О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
4. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
5. «О ветеранах» и другие;
Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы.
Приведем категории граждан, имеющих право на льготы:
2. участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей;
3. ветераны труда;
4. граждане, награжденные государственными наградами;
5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
7. реабилитированные граждане и их родственники;
8. многодетные семьи
Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие.
Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу.
Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Так же они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерей получают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет) в размере 140% минимальной заработной оплаты труда.
В числе льготников вы можете увидеть и такую категорию как социальные работники. В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», социальные работники, работающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, имеют право:
• на бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение;
• повышение квалификации за счет работодателя;
• бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг при проживании в сельской местности.
Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования.
Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.
В сфере занятости:
• при трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов; матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;
• предоставляются льготные условия труда (например, беременным женщинам);
• при организации и оплате труда: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинские работники и др.);
• льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки);
• льготы по месту работы (различные виды страхования, обслуживания, обеспечения).
В сфере социального обеспечения и обслуживания:
• пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) – шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.;
• медицинское обслуживание, предоставление бесплатных и частично оплачиваемых лекарственных препаратов – участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, ветераны труда;
• жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата жилья, услуг, телефона, радио;
• система льготных цен (магазины и отделы).
Льготное налогообложение: льгота по уплате подоходного налога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие.
Согласно российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны.
Благотворительность и налоги
Насчитывается их около 150 видов, и охватывают они около 68% населения страны (почти 100 млн. чел.).
Система социальных льгот построена на уравнительных принципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказалась неэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.
Вследствие этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей:
• рационального использования бюджетных средств путем их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;
• замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями (например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском транспорте);
• приведения социальных обязательств государства в соответствие с финансово-экономическими возможностями.
Итак, предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот.
Первая группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
При замене натуральных льгот компенсациями необходимо разработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или роста стоимости соответствующих услуг.
Финансирование из средств ФБ.
Вторая группа – граждане, которым намечается предоставлять меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие.
Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи.
Финансирование за счет средств субъектов РФ.
Третья группа – лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций.
С целью перевода льгот (по оплате жилья, коммунальных услуг и телефонов) в форму оплаты труда и денежного довольствия готовится проект федерального закона «О переводе в денежную форму некоторых социальных льгот и внесение изменений и дополнений в законодательные акты РФ».
Таким образом, предоставление социальных льгот будет опираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены на три группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав
Налоговые льготы для благотворителей
Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2011 N 235-ФЗ
1 ст. 219 НК РФ (новая ред.); п. 1 ст.
Благотворительность: учет и налогообложение
3 Закона; ст. 216 НК РФ). То есть 13% от перечисленной в фонды суммы вы можете вернуть. Ограничение по сумме принимаемых к вычету пожертвований только одно — 25% от вашего облагаемого дохода. Также к вычету будут приниматься пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям. Пока же, напомним, вычет можно получить только по пожертвованиям бюджетной социалке, физкультурно-спортивным, образовательным и религиозным организациям (Подпункт 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Отражение расходов на благотворительность при УСН
Расходы на благотворительность при УСН не участвуют в расходах и не уменьшают налогооблагаемую базу организации. Тем не менее важно не только правильно учитывать эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете, а еще и правильно оформлять их документально. Как это сделать, рассмотрим в нашей статье.
Расходы на благотворительность
В наше время все больше организаций занимаются благотворительностью. И у многих бухгалтеров возникают вопросы по учету благотворительных взносов.
Давайте разберемся, что такое благотворительность и как ее необходимо оформлять документально.
Благотворительность — это добровольная деятельность физических и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче физическим или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ).
Участники благотворительной деятельности перечислены в ст. 5 закона 135-ФЗ:
- благотворители,
- добровольцы,
- благополучатели.
Благотворительная деятельность может быть разовая или на постоянной основе, но в любом случае деньги или иное имущество могут быть переданы только на цели, указанные в ст. 2 закона 135-ФЗ.
Оформляем документы при осуществлении расходов на благотворительность
Благотворительность ближе всего по своей сути относится к форме дарения. И, следовательно, к правилам документального оформления правильнее будет обратиться именно к нормам, указанным в гл. 32 ГК РФ.
В случае когда организация договорилась о перечисление на бескорыстной основе имущества, стоимость которого не превышает 3 000 руб., необходимо представить в бухгалтерию служебную записку, в которой будет указано, на какие цели и в каком размере передается благотворительный взнос. На записке должна стоять резолюция директора «СОГЛАСОВАНО».
Если сумма благотворительности превышает 3 000 руб., необходимо составить договор в письменной форме. В противном случае договор будет считаться недействительным (ст. 574 ГК РФ, письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-03-06/4/73). В нем обязательно должны быть прописаны цели, на которые организация передает имущество.
Также желательно иметь копии документов, подтверждающие, что благотворительный взнос получен и использован по назначению.
ВНИМАНИЕ! Нигде точно не определена обязательность указания в договорах и первичных документах того, что имущество реализовано на благотворительные цели. Но чтобы избежать споров с проверяющими, лучше сделать это указание.
Как учесть расходы на благотворительность при УСН
В бухгалтерском учете расходы на благотворительность признаются прочими расходами (п. 11, 17 ПБУ 10/99).
В налоговом учете принять этот расход и уменьшить налоговую базу будет невозможно, т. к. в закрытом перечне подобных расходов нет (ст. 346.16 НК РФ).
Если по каким-то причинам благополучатель не освоит переданное ему в качестве благотворительных взносов имущество и возвратит его частично или полностью, то данные перечисления не будут являться экономической выгодой и доходом благотворителя (ст. 346.15, 41 НК РФ).
ООО «Книга» занимается продажей книг и учебных пособий. По решению директора был заключен договор с детским домом, в котором было указано, что издательство передает 1 000 рабочих тетрадей для воспитанников детского дома и 100 000 руб. на покупку новых парт.
Дт 76 Кт 41 — переданы рабочие тетради в детский дом (1 000 × 100 руб. = 100 000 руб.).
Дт 91.2 Кт 76 — стоимость переданных тетрадей отнесена на прочие расходы (100 000 руб.).
Дт 76 Кт 51 — перечислены денежные средства на покупку парт (100 000 руб.).
Дт 91.2 Кт 76 — сумма расходов на покупку парт отнесена на прочие расходы (90 000 руб.).
Дт 51 Кт 76 — возвращена неизрасходованная сумма из благотворительного взноса (10 000 руб.).
Суммы перечисленных и возвращенных неизрасходованных благотворительных взносов не отражаются в Книге учета доходов и расходов. Такого мнения придерживается Минфин (письмо Минфина России от 02.10.2015 № 03-03-06/4/56581).
Расходы на благотворительность требуют документального оформления: при расходах до 3 000 руб. достаточно служебной записки, при расходах свыше 3 000 руб. нужно оформлять договор. Расходы на благотворительность при УСН не учитываются в Книге учета доходов и расходов и не уменьшают налогооблагаемую базу.
Ищем грань между благотворительностью и спонсорством
Бухгалтеры часто между благотворительностью и спонсорством ставят знак равенства. Но эти понятия нельзя смешивать. Ведь для компании, которая решилась на «благое дело», могут наступить негативные налоговые последствия из-за неправильной квалификации операции. Рассмотрим, какие правовые аспекты лежат в основе благотворительности и спонсорства и как эти операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Исторически сложилось, что в законодательстве о культуре, спорте и образовании понятия спонсорства и благотворительности слились воедино. В общественном сознании и средствах массовой информации эти два понятия также часто не разделяются.
Для успешных организаций финансирование различных социальных, культурных и иных программ способствует формированию положительного имиджа. Но многие фирмы принимают участие в таких мероприятиях не только для имиджа, они осознают социальную ответственность перед обществом. Пожалуй, именно здесь можно провести смысловую границу между спонсорством и благотворительностью.
Престижно быть спонсором различных спортивных, культурно-массовых, иных мероприятий, имеющих большой общественный резонанс. Иное дело, финансовая поддержка, например, детских домов, реальная помощь больным детям, а также престарелым и инвалидам. Такая деятельность, как правило, менее заметна, а ее социальное значение трудно переоценить. Однако кроме смысловой разницы понятия «спонсорство» и «благотворительность» имеют разную правовую основу.
Не корысти ради
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Гражданское законодательство трактует безвозмездные сделки как различные виды дарения (глава 32 ГК РФ). К благотворительной деятельности ближе всего такой вид дарения, как пожертвование. Им признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ) не содержит круга лиц получателей благотворительной помощи, зато имеет исчерпывающий перечень целей. К ним, например, отнесены:
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения;
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи.
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).
Можно сделать вывод, что жертвователь не всегда благотворитель. А вот благотворители — это лица, осуществляющие благотворительные пожертвования, причем в определенных формах (ст. 5 Закона № 135-ФЗ):
- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
Сложности с НДС
Безвозмездный характер пожертвования не делает его автоматически благотворительным. Это важно понимать плательщикам НДС для правильного применения права на освобождение от уплаты налога при реализации своих благотворительных программ (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Напомним, что согласно названной норме Кодекса освобождаются от налогообложения операции по передаче товаров (выполнению работа, оказанию услуг), передаче имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.
Например, законодательство не запрещает жертвовать в поддержку политических партий, движений, политиков и т.д. Но в этом случае организации придется на стоимость переданных товаров (работ, услуг) начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Если организация уверена в благотворительном характере сделки, то для применения льготы по НДС необходимо правильно оформить все первичные документы. Примерный перечень документов привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66:
- договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
- копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
- документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Заметим, что требование о письменной форме сделки (договора) действует в случае, если дарителем (благотворителем) выступает юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 руб. (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Когда благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров, работ или услуг (письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825).
Обратите внимание: ситуация с обложением НДС существенно упрощается, если пожертвования на благотворительность осуществляются только в денежной форме. Тогда вообще не нужно заявлять и документально подтверждать благотворительную льготу по НДС. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и не облагается НДС у передающей стороны (подп. 1 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Налог на прибыль и бухучет
При расчете налога на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). Расходы на благотворительность или пожертвование не направлены на получение дохода, поэтому не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
В бухгалтерском учете такие расходы признаются прочими (п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Они отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» на субсчете «Прочие расходы» обычно в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Передача денег, товаров, работ, услуг отражается списанием определенной суммы по кредиту счета учета соответствующего вида активов (51 «Расчетные счета», 41 «Товары» и т.д.) и по дебету счета 76.
Спонсорство как реклама престижа
Определение спонсорства дано в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ). Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Иными словами, спонсорство — это добровольная деятельность организации, обеспечивающая проведение спортивных, культурно-массовых, иных мероприятий. Спонсорской считается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Как правило, спонсорская деятельность предполагает распространение спонсорской рекламы. Поэтому мы будем рассматривать спонсорскую деятельность как возмездную и считать спонсорскую рекламу обязательным условием осуществления этой деятельности. В отличие от бытового понимания, когда спонсор, благотворитель, жертвователь — одно и то же лицо, под спонсором мы понимаем лицо (коммерческую организацию), проводящую рекламные акции с целью повышения собственного общественного и делового престижа.
Налог на прибыль и бухучет
Расходы спонсора на собственную рекламу могут признаваться полностью или частично для целей налогообложения прибыли (п. 4 ст. 264 НК РФ).
В полном объеме спонсор вправе признать расходы:
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.
К нормируемым расходам, которые спонсор может признать для целей налогообложения в размере не более 1% выручки от реализации, относятся, в частности, затраты:
- на приобретение или изготовление призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных кампаний;
- иные виды рекламы, не поименованные в перечне ненормируемых.
Конечно же не стоит забывать, что для учета рекламных расходов спонсор должен документально подтвердить свои затраты на подобные мероприятия.
В бухгалтерском учете расходы на спонсорскую рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности и учитываются в косвенных расходах. По окончании отчетного периода косвенные расходы списываются в полном объеме по дебету счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» в корреспонденции со счетом 26 «Общехозяйственные расходы».
Спонсорство и НДС
Что касается учета НДС, здесь камнем преткновения является спорный вопрос: можно ли по нормируемым расходам на рекламу принять к вычету НДС в полной сумме? Суть спора сводится к толкованию п. 7 ст. 171 НК РФ.
В абзаце 2 п. 7 ст. 171 НК РФ установлено ограничение по размеру вычета. Зачесть можно только сумму налога, которая соответствует сумме затрат, включенной в налоговую базу по налогу на прибыль. Но в абзаце 1 упомянутой нормы сказано, что ограничение по размеру вычета применяется в отношении командировочных и представительских расходов. Возникает вопрос: ограничение применяется ко всем нормируемым в целях налогообложения расходам или только к представительским расходам (с 1 января 2009 г. при расчете налога на прибыль командировочные расходы учитываются в размере фактически понесенных затрат)?
Минфин России считает, что ограничение по размеру вычета действует по всем нормируемым расходам, в том числе рекламным. Суды же поддерживают налогоплательщиков и приходят к выводу, что нормирование вычетов по иным расходам законодательством не предусмотрено (постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10).
Несмотря на позицию Президиума ВАС РФ, специалисты Минфина России остались при своем мнении (письмо от 17.02.2011 № 03-07-11/35). Поэтому компании, приняв решение о возмещении налога по нормируемым расходам на рекламу в полной сумме, должны быть готовы отстаивать свою позицию в суде. Но шансы выиграть дело очень высоки.
Если в помощи нуждается «дочка»
И последний момент, на котором необходимо остановиться при рассмотрении спонсорской и благотворительной деятельности. В пункте 1 ст. 575 ГК РФ установлен запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. В частности, запрещено дарение между коммерческими организациями.
Бухгалтеры часто задаются вопросом: если организация занимается спонсорством и благотворительностью, почему нельзя аналогичным образом помочь дочерней коммерческой организации?
Такой вопрос возникает, когда дочерняя компания в течение ряда лет имеет убытки и, как следствие, неудовлетворительную структуру баланса. Из-за накопленного убытка объем чистых активов становится меньше размера уставного капитала и резервного фонда. Компании грозит принудительная ликвидация. Материнская компания готова оказать помощь, причем на безвозмездной основе. Но как быть с запретом на дарение? Просто передать безвозмездно без явной цели, то есть подарить активы (деньги, векселя, недвижимое имущество) по гражданскому законодательству нельзя. Такая сделка будет признана недействительной. Обратите внимание: благотворительность и спонсорство к рассматриваемой ситуации не имеют никого отношения. Поэтому прикрыться ярлыками этих понятий не получится.
Тем не менее выход есть. Гражданское законодательство и законы о хозяйственных обществах не содержат запрета на дополнительный вклад акционеров (участников) в имущество общества. Более того, дополнительный вклад учредителя в имущество общества предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Чтобы исключить признаки дарения при оказании безвозмездной материальной помощи, необходимо:
- принять решение о внесение вклада в имущество общества на общем собрании участников;
- оформить в письменном виде решение учредителя (акционера, участника) общества о дополнительном взносе (вкладе) в капитал дочерней компании с целью увеличения ее чистых активов;
- в сопроводительных документах (платежных поручениях, накладных, актах приема-передачи) сделать ссылку на вышеуказанное решение.
При таком подходе к решению вопроса у материнской компании не возникнет проблем с гражданским законодательством. Ведь организация не нарушит запрет на дарение.
Подведем итог. Как видим, понятия благотворительности и спонсорства ни в коем случае нельзя смешивать.
Благотворительность изначально предполагает безвозмездность, при этом должны быть выполнены условия, предусмотренные в Законе № 135-ФЗ. А спонсорство обычно направлено на поддержание престижа компании, что неразрывно связно с рекламированием спонсора. Следовательно, такая операция носит возмездный характер.
Льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность
Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя — юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.
Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.
Обоснование вывода:
Гражданско-правовые аспекты
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:
— социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействие защите материнства, детства и отцовства;
— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охрана окружающей среды и защита животных;
— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
— подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
— социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
— содействие добровольческой деятельности;
— участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
— содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
— поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
— содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
— содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.
Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).
Налог на прибыль
Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).
В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).
Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, денежные средства, перечисленные в рамках благотворительной деятельности, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825, от 15.11.2005 N 20-12/85449, от 30.06.2004 N 26-12/43525).
Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. «. пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.»
В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области», п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области «О благотворительной деятельности в Тверской области»).
НДС
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.
В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.
Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).
Налог при применении УСН
В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).
Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.
Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения «доходы», ни с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).
В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.
При этом НК РФ не определено содержание понятия «категория налогоплательщиков».
Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, «вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях».
О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/[email protected]
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов;
— Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.