Самое важное от специалистов на тему: «Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Как проводится налоговый мониторинг
Что такое налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.
В каких случаях проводят налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям . И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.
Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг .
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.
Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Как подать заявление о налоговом мониторинге
Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
К заявлению о проведении мониторинга приложите:
- регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.
Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:
- либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:
- если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
- если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
- если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.
Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:
- нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
- в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
- дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.
О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.
Как инспекция проводит налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:
- деклараций (расчетов) по налогам;
- документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
- других документов, содержащихся в базе данных инспекции.
Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.
Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:
- выслать в инспекцию по почте;
- вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
- направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).
Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.
Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
Инициатива инспекции
Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.
Инициатива организации
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.
После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру
Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.
Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).
О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.
Плюсы налогового мониторинга
Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:
1) камеральные проверки, которые проводятся:
- если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
- если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.
Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.
2) выездные проверки, которые проводятся:
- вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.
Что такое налоговый мониторинг и как его проводят
Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
В этом решении:
- Цель мониторинга
- Основание и условия
- Период и продолжительность мониторинга
- Заявление
- Досрочное прекращение мониторинга
- Порядок проведения
- Мотивированное мнение
- Взаимосогласительная процедура
- Преимущества
С 1 января 2015 года в России появился новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ). Что это такое, в каких случаях и как проводят такой контроль, а также чем он отличается от традиционных налоговых проверок, вы узнаете из рекомендации.
Что такое налоговый мониторинг
Суть налогового мониторинга в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
В каких случаях проводят налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Всем ли организациям доступен налоговый мониторинг? К сожалению, нет. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
Как подать заявление о налоговом мониторинге
Чтобы инспекция приступила к мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать:
- не позднее 1 июля текущего года, если в организации не проводится налоговый мониторинг;
- не позднее 1 сентября текущего года, если за последние три календарных года (включая текущий) в организации проводится налоговый мониторинг.
Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:
- нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг будет невозможным;
- в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
Как инспекция проводит налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:
- деклараций (расчетов) по налогам;
- документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Налоговый мониторинг
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 21.04.2015 2015-04-21
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Батыршина А. Ф. Налоговый мониторинг // Молодой ученый. 2015. №9. С. 526-528. URL https://moluch.ru/archive/89/17710/ (дата обращения: 09.01.2020).
С 1 января вступили в силу поправки в первую часть Налогового кодекса, вводящие принципиально новую форму налогового контроля. Это налоговый мониторинг, который проводится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика. Концепция законопроекта разрабатывалась два года, в это время действовали пилотные проекты с пятью крупными налогоплательщиками, и они, как и ФНС, признали эксперимент успешным.
Налоговый мониторинг является формой налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия
«Суть проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения».
Условия для подачи заявления на проведение налогового мониторинга
Не менее 300 млн. руб.
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
Без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Не менее 3 млрд. руб
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
Не менее 3 млрд. руб.
Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
Стадия 1: Подготовка
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Налоговый орган после подачи заявления рассматривает возможность проведения налогового мониторинга. В случае отказа, имеется возможность обжаловать решение налогового органа.
1) По собственной инициативе налогового органа.
2) По запросу организации при наличии сомнений в начислении налогов
Досрочное прекращение налогового мониторинга:
1) Неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга
2) Выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга
3) систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29 НК РФ.
Анализируя процесс налогового мониторинга, были выявлены следующие положительные и негативные стороны налогового контроля
Отсутствие выездных проверок во время проведения налогового мониторинга
Исключение вины при выполнении мотивированное мнение
Отсутствие начислений штрафов и пени при выполнении мотивированное мнение
Возможность заранее согласовать позицию по вопросам налогообложения
Предоставленные в ходе налогового мониторинга документы налоговый орган не вправе запросить повторно
В процессе налогового мониторинга нет возможности приостановления
Предусматривается начисление штрафов при предоставлении неполной информации
Проверки по контролируемым сделкам могут проводится во время налогового мониторинга
Налоговый орган не предоставляет мотивированное мнение по контролируемым сделкам
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
2. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса Российской Федерации»
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ, КАК НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
С 2015 года на основании федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ первая часть Налогового кодекса РФ дополнена новым разделом V.2 под названием «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».6
Суть новой формы контроля заключается в информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, при котором организация предоставляет в режиме реального времени доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет отслеживать своевременность и правильность исчисления налогов и сборов. Необходимо отметить, что налоговый мониторинг не является обязанностью налогоплательщика, так как он может проводиться только по желанию организации путем подачи заявления о проведении налогового мониторинга.
До 2016 года форма контроля в виде налогового мониторинга была доступна только крупным налогоплательщикам, годовой доход и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец года которых превышает 3 млрд. рублей, а налоговые отчисления за год составляют не менее 300 млн. рублей, Так, первыми участниками налогового мониторинга, добровольно подавшими заявление до 1 июля 2015 года, стали такие крупные организации, как: ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» и др.
С 1 января 2016 года помимо, крупных налогоплательщиков, субъектами правоотношений по применению налогового мониторинга становятся консолидированные группы налогоплательщиков.7 Данное право на применение налогового мониторинга в отношении КГН установлено в письме ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4- 15/13591.8 В письме отмечается, что положения Федерального закона № 348-ФЗ также применяются в отношении участников КГН. Вместе с тем, данные положения не применяются к организациям, входящим в состав КГН, в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль и по другим налогам.9
В соответствии с п. 1 ст. 105.27 НК РФ, если организация или КГН соответствует установленным требованиям, она по своему усмотрению имеет право подать в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Так, с 1 января 2015 года первой волной налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, являются организации, подавшие заявление до 1 июля 2015 года. С января 2017 года начнется налоговый мониторинг в отношении не только крупных налогоплательщиков, но и в отношении КГН, подавших соответствующий пакет документов до 1 июля 2016 года.
Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены регламент информационного взаимодействия, учетная политика, а также информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов.10
Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга налоговыми органами должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия.11 При этом основаниями для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга могут послужить непредставление или представление не в полном объеме организацией документов или информации, несоблюдение организацией условий, рассмотренных выше, а также несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.
2 Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ» 10.11.2014, N 45, ст. 6158
3 Консолидированные группы налогоплательщиков — далее КГН
4 Письмо ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4-15/13590 «О направлении письма Минфина России от 10.07.2015 № 03-02-07/2/39909» (вместе с Письмом Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/2/39909) //URL: http://www.consultant.ru
5 Статья «Налоговый мониторинг можно распространить на доходы вне КГН» // Отдел новостей ИА «Клерк.Ру»// интернет-ресурс: URL http://www.klerk.ru/buh/news/426846/
6 п. 2 ст. 105. 27 НК РФ
11 п. п. 4 и 6 ст. 105.27 НК РФ
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении.12 В то же время, законодательством предусмотрены случаи, когда налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно.
Одним из главных преимуществ налогового мониторинга для налогоплательщика является снижение рисков штрафных санкций со стороны государства вследствие нарушения налогового законодательства и связанных с этим убытков, за счет урегулирования спорных вопросов и выполнения предписаний налогового органа. В частности, в случае выявления при проведении мониторинга недочетов в предоставленной организацией документации, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.
В случае, обнаружения существенных нарушений, таких как неуплата налога, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение и направить его налогоплательщику, в котором будет отражена позиция контролирующего органа по факту выявленного нарушения.
При несогласии организации с мотивированным мнением она имеет право в течение месяца со дня его получения представить в налоговый орган разногласия. После чего, налоговый орган, полученные разногласия направляет вместе со всеми имеющимися у него материалами в ФНС РФ для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры, которая должна проводиться совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг. В течении месяца ФНС РФ обязана направить в организацию окончательное решение.
Кроме того, важно отметить, что на сумму недоимки, которая может образоваться у налогоплательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, не начисляются пени. Эти обстоятельства исключают вину лица в совершении налогового правонарушения и соответственно ответственность.
Также весомым плюсом для организаций, в отношение которых проводится налоговый мониторинг, является тот факт, что налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки, за исключением случаев, регламентированных в статьях 88 и 89 НК РФ.
Так, в период проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случаев представления налоговой декларации:
· позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
· по налогу на добавленную стоимость или акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога.
В указанный период налоговики не вправе проводить и выездные налоговые проверки. Исключением являются случаи:
· проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
· невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Кроме того, и камеральные, и выездные проверки проводятся в случае:
· представления уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате;
· досрочного прекращения налогового мониторинга.
Таким образом, основными факторами, положительно влияющими на работу российских налогоплательщиков, можно выделить следующие:
· Прогнозируемость отношений с налоговыми органами и объема налоговых доначислений;
· Сокращение объема и частоты налоговых проверок;
· Экономия временных затрат сторонами налоговых правоотношений;
· Повышение привлекательности компании для западных инвесторов: наличие соглашения демонстрирует желание компании быть максимально прозрачной;
· Сокращение расходов на судебные издержки, уплату пеней и штрафов;
· Получение правовой помощи на непрерывной основе от налоговых консультантов официального ведомства.
12 п. 4 ст. 105.26 НК РФ
Рассматриваемая форма налогового контроля также имеет ряд преимуществ и для налоговой службы, таких как:
· возможность оперативнее и эффективнее контролировать соблюдение налогового законодательства,
правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;
· повышение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;
· повышение эффективности в разрешении налоговых споров;
· сокращение расходов на проведение налоговых проверок.
Таким образом, налоговые органы получат возможность сконцентрировать внимание и ресурсы на проверках налогоплательщиков с высоким уровнем риска и в конкретных областях риска, а налогоплательщики – существенно уменьшить объем бумажного документооборота, конструктивно обсуждать с налоговым органом налоговые риски и значительно упростить процесс налоговой проверки и сократить затраты на его обслуживание. Использование мер и режимов поощрения добросовестного поведения налогоплательщиков, таких как налоговый мониторинг, имеет важное значение для сбалансированности налоговой политики и развития налогового администрирования в России.
Первый период проведения налогового мониторинга в отношении крупных организаций закончится только 1 октября 2017 года. На наш взгляд, в случае если налоговый мониторинг в будущем проявит себя с положительной стороны и будут достигнуты поставленные цели, необходимо в дальнейшем разрабатывать и вести политику, направленную на постепенное расширение периметра участников налогового мониторинга, с тем чтобы все налогоплательщики вне зависимости от масштаба деятельности имели возможность заключать добровольное соглашение о сотрудничестве с налоговыми органами.
Основываясь на успешном зарубежном опыте применения рассматриваемого в статье вида налогового администрирования, таких стран как Нидерланды, Ирландия, Великобритания и США, существуют предпосылки полагать, что и в России новая форма налогового контроля приживется и покажет ожидаемые результаты.
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) //«Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824;
2. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» 10.11.2014, № 45, ст. 6158;
Система налогового мониторинга
Система налогового мониторинга от RAMAX — инструмент для взаимодействия крупного бизнеса и налоговых органов. Открытость вашей компании в обмен на освобождение от налоговых проверок.
Витрина данных в качестве системы налогового мониторинга и система внутренних налоговых контролей в работе финансовой службы компании:
- повышает скорость формирования налоговой отчетности;
- снижает затраты на налоговое администрирование;
- уменьшает объём бумажного документооборота с контролирующими органами;
- повышает прозрачность бизнес-процессов для налоговых органов;
- повышает инвестиционную привлекательность компании;
- способствует выстраиванию доверительных партнерских отношений между налогоплательщиком и налоговым органом.
Хотите узнать о налоговом мониторинге подробнее?
Премия РСПП в сфере корпоративного налогообложения в номинации «Налоговый проект года»
Лауреат премии Global CIO за проект года
в номинации «Информационные
технологии» для финансовой службы
Витрина данных для налогового мониторинга от RAMAX победитель конкурса SAP Value Awards
в номинации «Новые горизонты»
- Реализация раскрытия показателей налоговой отчетности в Витрине данных для налоговых органов путем предоставления налоговых регистров и расчетных форм, на основании которых формировалась налоговая отчетность.
- Автоматизация сверки данных путем проверки полноты, точности, непротиворечивости и корректности информации. Возможность пройти путь от любого показателя декларации до списка первичных документов, сформировавших сумму этого показателя.
- Реализация возможности запроса и получения разъяснений к показателям, электронных копий первичных документов непосредственно в форме Витрины данных.
- Реализация системы внутренних контролей раскрытия информации и анализа отчетности для оптимизации внутренних процессов и подтверждения статуса открытой компании.
- Интеграция с оператором ЭДО.
- Интеграция с электронным архивом.
- Построение пользовательских отчетов, на основе хранимых данных.
- Автоматизация процессов взаимодействия с налоговыми органами.
- Существенное снижение количества запросов налоговых органов.
- Сокращение затрат на налоговое администрирование.
- Значительное уменьшение количества предоставленных бумажных документов.
- Уменьшение количества камеральных проверок, налоговых штрафов и пеней.
- Повышение прозрачности учета, оптимизация бизнес-процессов компании, организация внутреннего контроля за счет внедрения системы внутреннего контроля.
- Повышение лояльности со стороны налоговых органов.
После проведения обследования компании мы готовы предложить систему, упрощающую взаимодействие с ФНС в области обмена документами, реализовав технические решения для оптимизации текущих процессов компании в соответствии с требованиями к системе налогового контроля и мониторинга.
- Разработка уникальной модели данных, позволяющей получить налоговые декларации и аналитические регистры в режиме онлайн на основании данных из транзакционных систем или внешних источников.
- Реализация пульта публикации данных в налоговый мониторинг с развитой ролевой системой.
- Визуализация данных в Витрине в виде отчетов и древовидной структуры показателей.
- Подокументная интеграция с электронным архивом первичных документов.
- Реализация подсистемы коммуникации с налоговыми органами (в том числе механизмы запросов первичных документов с предконтролями).
- Внедрение системы внутренних контролей, позволяющей визуализировать иерархию внутренних контролей (ручных и автоматических), а также привязать риски и контрольные процедуры к строкам декларации.
Налоговый мониторинг вместо проверок
Изучаем поправки в часть первую Налогового кодекса РФ
С 2015 г. в НК введено новое понятие — налоговый мониторинг. В качестве пилотного проекта он уже практиковался с декабря 2012 г. в отношении крупнейших налогоплательщиков. И, как утверждают авторы поправок, имел положительный эффект.
Мониторинг и сейчас будет применяться только в отношении очень крупных компаний, малого и среднего бизнеса он пока не коснется. Но не исключено, что круг участников в будущем расширится, поэтому лучше уже сейчас разобраться в сути нововведения. Итак, рассмотрим основные моменты.
В чем суть налогового мониторинга
Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля, предполагающая полное доверие между налогоплательщиком и инспекцией. Инспектор, который мониторит организацию, находится на своем рабочем мест однако имеет возможности для постоянного виртуального контроля за документами (информацией) организации, на базе которых она считает налоги.
Детали такого сотрудничества закрепляются в регламенте информационного взаимодействия — специальном документе, форму которого должна утвердить В частности, организация может предоставить инспекторам доступ к своим информационным системам. При необходимости налоговики могут знакомиться и с подлинниками документов.
В чем плюсы мониторинга для организации
Во-первых, режим мониторинга дает ИФНС возможность оперативно реагировать на нарушения, которые случаются даже у самых честных налогоплательщиков — по невнимательности или в силу неясности налоговых норм. Таким образом, компания может сразу исправить ошибку и избежать наказания.
Во-вторых, в отношении периода, за который проводится мониторинг, организация по общему правилу избавлена от налоговых проверок. Исключения вы можете видеть в таблиц
Основания для проведения налоговых проверок | |
камеральной | выездной |
Представление декларации за период мониторинга позднее 1 июля следующего года | Проверка УФНС в порядке контроля за ИФНС, которая мониторит налогоплательщика |
Представление декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению | Невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа |
Представление уточненки с уменьшением налога или с увеличением убытка | Представление уточненки за период проведения налогового мониторинга с уменьшением суммы налога |
Досрочное прекращение налогового мониторинга |
И в-третьих, организация вправе делать запросы по спорным ситуациям и получать мотивированное мнение инспекции в письменном виде в течение месяца со дня запрос Следование такому мнению освободит организацию от штрафа, если впоследствии выяснится, что оно было ошибочны Однако и обычный налогоплательщик вправе делать запросы в ИФНС и получать в ный срок ответы, которые также помогут в случае спор Так что существенного преимущества в таких запросах нет.
Как будут разрешаться споры
Предположим, у организации возникли разногласия с инспекцией по какому-либо вопросу. Порядок их разрешения будет тако
Кто вправе применять мониторинг
Мониторинг не будет обязательным. Организация вправе перейти на него добровольно, подав заявку в инспекцию не позднее 1 июля года, предшествующего году мониторинг если соответствует следующим условия
- общая сумма НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ, подлежащая уплате за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на мониторинг (далее — предшествующий год), составляет не менее 300 млн руб.;
- общий объем доходов, полученных по данным бухотчетности за предшествующий год, составляет не менее 3 млрд руб.;
- общая стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 3 млрд руб.
Какой период мониторят
Как следует из текста поправок, периодом контроля является 1 календарный год. Но мониторинг этого периода 31 декабря не заканчивается, а длится еще 9 месяцев — до 1 октября следующего Это вполне понятно, учитывая, что расчеты и декларации за отчетный год представляются в ИФНС уже в следующем году.
При этом любые декларации (расчеты) за контролируемый период, поданные в инспекцию после 1 июля следующего года, уже подпадают под обычный режим камеральных проверо
Что касается порядка продления режима мониторинга, то он пока совсем не урегулирован.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Досрочно организация отказаться от мониторинга не может, а вот у налоговиков широкие полномочия. Неисполнение регламента, представление недостоверной информации либо систематическое непредставление информаци — все это основания для того, чтобы перевести организацию на обычный режим проверок.