Самое важное от специалистов на тему: «Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период
Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период
Из положений ст. 88 НК РФ следует, что предметом камеральной налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, контроль за порядком возмещения, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, акцизу, за правомерностью заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления в ходе проведения налоговой проверки факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган самостоятельно извещает ФНС России об этом и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
Камеральная проверка проводится на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Следовательно, такой проверке подвергается только один определенный налог, по которому представлена декларация (расчет), а проверяемый период соответствует периоду, указанному в декларации.
Камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления (письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).
Не проводится камеральная налоговая проверка в отношении специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).
В ходе камеральной проверки проводится контроль исчисления определенного налога по представленной налоговой декларации (расчету). При этом налоговые органы проверяют:
— своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
— сопоставимость показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
— взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;
— достоверность показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;
— полноту и качество представленных в налоговый орган документов (информации), представленных налогоплательщиком и иными лицами (банками, контрагентами и т.д.).
При проведении камеральных проверок помимо документов, представленных налогоплательщиком, налоговые органы могут также использовать информацию из уже имеющихся у них документов, в том числе:
— представленных ранее налоговых деклараций (расчетов);
— документов, полученных (составленных) в ходе ранее проведенных выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;
— решений (постановлений) налоговых органов;
— информации и сообщений, полученных от налогоплательщика и третьих лиц;
— иных документов, полученных налоговым органом на законных основаниях (в том числе, при осуществлении иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов).
НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку.
Проверка уточненной налоговой декларации в каждом конкретном случае проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации нацелена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом учитываются изменение не только итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате на основании данной декларации (письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576).
При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета) также могут использоваться документы, полученные налоговым органом вместе с первоначальной или ранее представленной уточненной налоговой декларацией (расчетом).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.
Камеральная налоговая проверка.
Камеральная налоговая проверка является одним из видов налоговых проверок, целью которой является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Декларации, по которым проводится камеральная проверка
Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация может быть составлена в простой письменной форме, подписана уполномоченным представителем налогоплательщика и представлена непосредственно в налоговый орган или в электронной форме и передана по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиком могут быть представлены следующие декларации:
— по налогу на прибыль, в том числе декларации по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков;
— по налогу на добавленную стоимость (НДС);
— по налогу на имущество;
— по налогу при применении Упрощенной системы налогообложения (УСН);
— по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД);
— по транспортному налогу;
— по земельному налогу;
— единая (упрощенная) декларация по налогам;
— по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);
— декларации по прочим налогам.
При представлении уточненной декларации по указанным выше налогам, также проводится камеральная проверка, при этом если не завершена проверка первичной декларации, то она прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации (в соответствии со статьей 81 и пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ).
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации.
При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении дальнейших мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Кем и когда проводится
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, к которому прикреплен налогоплательщик. Об этом сказано в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
То есть, налоговым органом проводиться камеральная проверка каждой поданной налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом декларации, без исключений. Проведение данных проверок является непосредственной обязанностью налогового органа.
Камеральная проверка может быть проведена на основании иных документов, представленных налогоплательщиком (например: пояснения к декларации, обязательные документы, представляемые с декларацией и другие) и (или) документов о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налогового органа (например: документы о проверках контрагентов налогоплательщика, разъяснения и прочие документы).
Порядок проведения камеральной проверки
Камеральную проверку проводит налоговая инспекция, в которую подана декларация. Проверка проводится по месту нахождения налогового органа, налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (согласно п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).
Налоговые органы при камеральной проверке проверяют представленную налогоплательщиком отчетность, соответственно проверка охватывает только тот налог и тот налоговый или отчетный период, за который подана декларация.
По другим налогам и периодам камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности.
Срок проведения камеральной проверки — три месяца с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (исходя из положений ст.6.1 и ст.88 НК РФ). Налоговики не вправе требовать документы за пределами установленного срока проведения проверки.
Как указывалось ранее, камеральной проверке подвергается каждая декларация. Для этого данные представленной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налогового органа. Далее проводится сверка и анализ по следующим пунктам:
— сверяют данные представленной декларации с показателями декларации за предыдущий период;
— сверяют данные представленной декларации с данными декларации за этот же период, но по другим налогам;
— анализируют сроки представления декларации;
— анализируют насколько показатели представленной декларации и иных документов и сведений, которые есть у налоговой инспекции, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несовпадений;
— анализируют прочие основания для проведения расширенной камеральной проверки.
Если при анализе и сверке полученной декларации налоговый орган не выявил ошибок, противоречий, несовпадений, несоответствий с другими документами, имеющимися у инспекции, то камеральная проверка заканчивается. В этом случае акт проверки не составляется, а налогоплательщик об окончании проверки не уведомляется.
РАСШИРЕННАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
В Налоговом кодексе Российской Федерации не фигурирует такое понятие как расширенная (углубленная или усиленная) камеральная проверка. Для целей настоящей статьи под этими терминами будет подразумеваться камеральная налоговая проверка, которая проводится в совокупности с мероприятиями налогового контроля.
Причины проведения расширенной камеральной проверки
Налоговый орган обязан проводить камеральную проверку каждой декларации, представленной налогоплательщиком.
Обычно проверка исчерпывается сверкой контрольных соотношений по данным декларации, но налоговый орган может так же провести и расширенную камеральную проверку с проведением различных мероприятий налогового контроля.
Такими мероприятиями могут быть: запрос пояснений, истребование документов, а с 01.01.2015г. даже осмотр территорий и помещений компании в случаях, предусмотренных законодательством.
Такие расширенные (углубленные) камеральные проверки проводятся, как правило, в следующих случаях:
— при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки, неточности, погрешности в налоговой декларации, а также противоречия между сведениями, содержащимися в документах, представленных налогоплательщиком, или обнаружены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, информации, содержащейся в документах, имеющихся у ИФНС;
— при проведении проверки налоговой декларации, в которой отражена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка;
— при проведении камеральных налоговых проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;
— при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие, в соответствии со ст.172 НК РФ, правомерность применения налоговых вычетов;
— при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, если в декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.
Зачастую проверка проводится, если декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период;
— при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной с нарушением установленных законодательством сроков;
— если в отношении налогоплательщика поступили запросы из других налоговых органов (при встречной проверке контрагента и т.д.), органов внутренних дел, судебных и прочих инстанций;
— если организация числится в так называемом «черном списке» недобросовестных контрагентов;
— если суммы уплачиваемых налогоплательщиком налогов существенно разняться со средними показателями выведенными местными налоговыми органами.
Например: негласно, в 2014г. по г. Москва сумма НДС, уплачиваемая организациями, в среднем составляла 7% от суммы НДС от реализации и авансов. Уплата НДС менее этого процента сулили в 95% случаев проведением расширенной (усиленной) камеральной налоговой проверки.
Конечно это не полный список причин, по которым налоговый орган может провести расширенную (усиленную) камеральную проверку, ведь она может быть осуществлена в полном объеме по любой декларации.
Проведение расширенной камеральной проверки
Если при анализе и сверке полученной от налогоплательщика налоговой декларации налоговый орган выявил ошибки, противоречия, несовпадения, несоответствия с другими документами, имеющимися у налогового органа, то налоговики направляют требования представить пояснения или внести исправления в декларацию.
При этом нужно уложиться в установленный законодательством срок — пять рабочих дней с момента получения требования (согласно принципам, изложенным в статье 6.1 и статье 88 НК РФ).
Если камеральная проверка проводится, например, при заявлении льготы или НДС к возмещению, то в первую очередь налоговый орган проанализирует представленные документы и проведет мероприятия налогового контроля.
Это совершается для подтверждения того, что декларация и документы не содержат признаков, которые указывают на злоупотребление налоговой выгодой и прочие нарушения налогового законодательства.
При обнаружении таких признаков, налоговый орган обязан потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Камеральная проверка и мероприятия налогового контроля
При расширенной камеральной проверке налоговые органы могут провести следующие мероприятия налогового контроля (исходя из положений ст.86, ст.90-97 Налогового кодекса РФ):
— истребование документов у налогоплательщика, у его контрагентов (в том числе у банка, в котором обслуживается налогоплательщик) и иных лиц, обладающих документами или информацией о налогоплательщике и его деятельности;
— привлечение специалиста, переводчика ;
— осмотр помещений и территорий , документов и предметов (начиная с 01.01.2015г. на основании пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса). Данное мероприятие распространяется только на налогоплательщиков, подавших налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.
Акт камеральной проверки
Документом, свидетельствующим об окончании камеральной проверки, является акт камеральной проверки, который налоговый орган обязан составить в течение 10 дней после завершения проверки (на основании ст.100 НК РФ).
Акт камеральной проверки составляется только при выявлении нарушения налогового законодательства.
Если после проведения проверки нарушений не обнаружено, налоговый орган акт не составляет и налогоплательщика об окончании проверки не уведомляет.
Если налогоплательщику важно получить информацию об окончании проверки, то ее лучше уточнять непосредственно в инспекции.
Обжалование результатов камеральной проверки
Если налогоплательщик не согласен с результатом проведения камеральной проверки, то он имеет право представить в налоговый орган возражение в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (согласно ст.100 НК РФ).
Акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены представителем налогового органа.
Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней, указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (в соответствии со статьей 101 НК РФ).
Если налогоплательщик не согласен с решением, вынесенным налоговым органом, он может его обжаловать в досудебном или в судебном порядке (статьи 137 -142 НК РФ).
В настоящей статье освещены лишь общие принципы проведения камеральных налоговых проверок. В каждом конкретном случае нужно учитывать нюансы финансово-хозяйственной деятельности организации и причины проведения углубленной (усиленной) камеральной проверки.
За консультацией, а также по вопросам подготовки документов для налоговых органов при проведении камеральной проверки и (или) обжалования результатов камеральной проверки Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.
Смотрите также:
Камеральная налоговая проверка. Порядок проведения камеральной налоговой проверки.
Краткое содержание:
Что такое камеральная проверка?
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка-это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, поданных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Такая проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа или его заместителя.
Для чего проводится камеральная проверка?
Целями камеральной налоговой проверки являются:
-контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах РФ;
-выявление и пресечение налоговых правонарушений;
-подготовка информации для выбора объекта проведения выездной налоговой проверки.
Объектом камеральной налоговой проверки будет являться налоговая декларация, представленная в ИФНС. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому из видов налогов, подлежащих уплате этим налогоплательщиком. Налоговая декларация должна быть составлена на бланке установленной формы. При этом, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговые декларации сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Кроме налоговых деклараций, в ходе камеральной проверки используются формы бухгалтерской отчетности, предоставляющиеся в ИФНС в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ и законодательство о бухгалтерском учете, а также иные документы, затребованные у налогоплательщика, либо представленные им самостоятельно. При проведении камеральной проверки ИФНС имеет право использовать любую имеющуюся у неё информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем, а именно:
-документы налогоплательщика, представленные им;
-ранее сданные налогоплательщиком в ИФНС налоговые декларациии бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные периоды;
-информация, поступившая в ИФНС от различных государственных органов, в соответствии с требованиями ст. 85 НК РФ.
Следует отметить, что в ходе проведения камеральной проверки ИФНС имеет право использовать права по сбору доказательств совершения налогового преступления, предусмотренного ст. 90,93,95,96,97,98 НК РФ. Ранее я упомянула о том, что такая проверка проводится без спеуциального решения руководителя налогового органа и его заместителя, однако, проводить данный вид проверок имеют право работники ИФНС, которым проведение таких проверок вменено в обязанности, как правило в ИФНС существуют отделы камеральных проверок.
Сроки проведения камеральной проверки.
В соответствии с требованиями НК РФ такая проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком документов в ИФНС, если законодательством не предусмотрены иные сроки.
Этапы проведения камеральной проверки.
Что же включает в себя камеральная проверка? Основными этапами камеральной проверки являются:
-проверка полноты представленных налогоплательщиком сведений. При этом следует помнить, что налогоплательщик может самостоятельно обнаружить ошибку в поданной им декларации. В этом случае он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 54 НК РФ. Вопрос об овтественности налогоплательщика в случае внесения им в налоговую декларацию решается с учетом положений ст. 81 НК РФ. Здесь, как правило, события развиваются по трем вариантам:
1) если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию произведено до истечения срока подачи налоговой декларации, то она считается поданной в день подачи заявления о внесении изменений;
2) если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию подается позднее срока для подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки;
3) если заявление подается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление он подал до момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки;
-визуальная проверка правильности оформления представленных документов;
-арифметический контроль данных налоговой отчетности;
-проверка своевременности представления налоговой отчетности;
-проверка обоснованности налоговых ставок и льгот.
Ответственность за выявленные правонарушения.
Как правило, ответственность за налоговые правонарушения, выявленные в ходе камеральной налоговой проверки, наступает по ст. 119 НК РФ, ст. 122 НК РФ, то есть за непредставление налоговой декларации и неуплату или неполную уплату сумм налогов и сборов. Кроме того, ИФНС может быть возбуждено административное производство по ст. 15.5 и ст. 15.11 КоАП РФ.
ФНС России установлен сокращенный срок для проведения камеральных проверок налоговых деклараций налогоплательщиков, который составляет 75 календарных дней с момента представления налоговой декларации. По истечении 6 дней сотрудники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на налоговом учете налогоплательщиков. По результатам сверки работником ИФНС письменным уведомлением вызываются все не отчитавшиеся налогоплательщики. В данном уведомлении должны содержаться сведения о неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей по представлению в налоговый орган налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, предусмотренных ст. 23 НК РФ, а также указывается на необходимость представления налоговой декларации и дачи объяснений по поводу несвоевременной сдачи отчетности. Право вызова налогоплательщиков представлено налоговому органу п.п.4 п.1 ст. 31 НК РФ. Уведомление налогоплательщику направляется заказным письмом с уведомлением.
В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок, ИФНС приостанавливает все операции по счетам налогоплательщика в соответствии со ст. 76 НК РФ. Если, несмотря на принимаемые меры, налоговая отчетность не будет представлена налогоплательщиком, но место нахождения налогоплательщика известно ИФНС, в данном случае отдел камеральных проверок готовит заключение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.
При проведении камеральной проверки налоговым органом проводится:
1.Проверка сопоставимости показателей налоговой отчетности текущего периода с показателями за истекший период;
2.сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;
3.оценка достоверности показателей налоговой декларации, на основе имеющейся информации в налоговом органе;
4. анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в сравнении со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков.
Если в ходе проведения камеральной проверки установлены ошибки в заполнении налоговой декларации или противоречия между сведениями, то ИФНС в течение 3 рабочих дней информирует налогоплательщика об этом и предлагает внести соответствующие изменения в течение 5 дней. Если налогоплательщик не вносит соответствующие исправления в установленный срок, то ИФНС приступает к сбору доказательств. Чаще всего для этого используются: истребование у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов; истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности данного налогоплательщика; получение у банков сведений об операциях по счетам проверяемого налогоплательщика.
Следует обратить внимание, что требование о представлении документов подписывается должностным лицом ИНФС, проводящей проверку и вручается налогоплательщику под роспись, либо оптравляется заказным письмом с уведомлением. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых сведений или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 126 НК РФ.
Порядок производства по делу о налоговом правонарушении.
Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться
Камеральная проверка: пояснения
С целью контроля за соблюдением организациями или предпринимателями налогового законодательства инспекции проводят проверки (п. 2 ст. 87 НК РФ). При этом в автоматическом режиме и, как правило, без участия налогоплательщика проводится камеральная налоговая проверка. Однако если в результате такой проверки у налоговой инспекции возникнут вопросы, она направит организации или ИП соответствующее требование и попросит дать необходимые пояснения. Как составляются пояснения на требование инспекции в рамках камеральной налоговой проверки, расскажем в нашей консультации и приведем пример таких пояснений.
Когда могут запросить пояснения?
Налоговая инспекция вправе запрашивать пояснения, когда (п.п.3, 6 ст. 88 НК РФ):
- или в результате камеральной налоговой проверки декларации или расчета выявлены ошибки, противоречия или несоответствия сведений;
- или в уточенной налоговой декларации (расчете) заявлена меньшая сумма налога к уплате, чем в поданной ранее декларации (расчете);
- или в декларации заявлен убыток;
- или налогоплательщик заявил налоговые льготы.
Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Напомним, что камеральная проверка проводится налоговым инспектором в течение 3 месяцев со дня представления декларации или расчета, при этом какое-либо специальное решение руководителя инспекции для проведения такой проверки не требуется (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если до окончания камеральной проверки конкретной декларации или расчета налогоплательщик представит уточненку за этот же период, то проверка по «старой» декларации прекращается и начинается новая проверка, которая также будет длиться 3 месяца.
Продление срока камеральной проверки по конкретной декларации или расчету законодательством не предусмотрено, и требование пояснений за рамками камеральной проверки неправомерно (Письмо Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 ). Поэтому на дачу пояснений за пределами камеральной проверки отказ налогоплательщика вполне законен. Хотя даже отказ как таковой организация может и не направлять, поскольку ответственности за это не будет. Но здесь нужно учитывать и возможные риски последующего включения такой организации в план выездных налоговых проверок, если инспекция сочтет, что организации все же есть, что скрывать.
Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.
В каком виде направить пояснения?
В рамках камеральной налоговой проверки пояснения в общем случае могут представляться в электронном виде или на бумаге. И лишь по НДС пояснения должны отправляться всегда в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Содержание пояснений (кроме электронного формата НДС-пояснений) НК РФ не регламентирует. Поэтому составить такие пояснения можно в произвольной форме. Главное, чтобы налоговая инспекция смогла получить из таких пояснений ответы на вопросы, которые возникли у нее в ходе камеральной проверки.
Пояснения подписывает руководитель организации в двух экземплярах. Пояснения передаются в налоговую лично (тогда на экземпляре организации нужна отметка о приеме), по почте или ТКС.
В общем случае налогоплательщик вправе вместе с пояснениями сдать также выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или иные документы, которые бы подтверждали правильность указанных в декларации или расчете сведений (п. 4 ст. 88 НК РФ).
В некоторых случаях инспекция вправе сама требовать представлять с пояснениями необходимые документы, а налогоплательщик не имеет права отказать ей в этом. Например, при проверке декларации по НДС инспекция в некоторых случаях может запросить у вас счета-фактуры и иные документы, подтверждающие право на вычет (п. 8 ст. 88 НК РФ). А, скажем, при проверке расчета по страховым взносам инспекция может затребовать документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).
Ответственность за непредставление пояснений
Если в ответ на требование налоговой инспекции дать пояснения налогоплательщик не отреагирует, он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за повторное в течение года игнорирование требования налоговой штраф составит уже 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
Обращаем внимание, что если инспекция в результате проверки выявила ошибки или противоречия, и налогоплательщик в этой связи подает уточненную налоговую декларацию, сдавать еще и пояснения не нужно.
Покажем на примере, как оформить по требованию при камеральной налоговой проверке пояснения налогоплательщика.
Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?
Камеральная проверка — сроки проведения для этой формы налогового контроля определены законодательством о налогах и сборах. Рассмотрим подробнее, с какого момента начинается данная проверка, сколько длится, когда заканчивается, а также расскажем о других особенностях указанной формы контроля.
Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации
Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):
- начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
- сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:
- Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
- По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
- По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.
Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2016-2017 годах — бланк и образец».
Когда камеральная проверка должна быть завершена
Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017.
Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.
Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день).
Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).
Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.
Возможно ли увеличение срока камеральной проверки
Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).
В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).
Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.
Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.
Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ
Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.
Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.
В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.
Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).
В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».
С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.
Каковы сроки камеральной проверки по НДС
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.
В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).
В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.
Подробнее об этом читайте здесь.
В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:
Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.