Самое важное от специалистов на тему: «Вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока
- 2 ВРУЧЕНИЯ АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
- 3 Акт камеральной налоговой проверки — образец
- 4 ФНС ответила на вопросы про налоговые проверки
- 5 Вручение решения по результатам налоговой проверки
- 6 Как оформляются результаты камеральной налоговой проверки
- 7 Камеральная налоговая проверка: понятие, порядок и сроки проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки
- 8 Могут ли налоговики направить акт камеральной проверки по почте, если налогоплательщик не уклоняется от получения акта?
Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока
Indypendenz / Shutterstock.com |
Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected]).
В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).
В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).
В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
ВРУЧЕНИЯ АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ СРОКА
АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВРУЧЕНИЯ
Налоговое законодательство не устанавливает специальных правовых последствий для случаев, когда акт камеральной проверки не вручен налогоплательщику.
Но на практике возникает вопрос, можно ли оспорить решение по камеральной проверке, если акт не вручили, а решение вынесли.
Отметим, что основанием для отмены решения могут быть любые нарушения процедуры камеральной проверки (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ). Поэтому, если вам не вручили акт и вы считаете, что этим нарушены ваши права, вы можете попытаться оспорить решение налогового органа на этом основании.
Однако безусловным основанием для отмены решения это не будет . И решение суда может быть не в вашу пользу. Так, суд может учесть, к примеру, что с актом вас ознакомили в ходе рассмотрения материалов камеральной проверки или что вы уклонялись от его получения и т.д.
Напомним, что если налоговые органы не обеспечили право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений, то это является безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Судебная практика однозначно встает на сторону налогоплательщика, только если он не получил акт и при этом не был извещен о рассмотрении материалов проверки. А значит, вовсе не знаком с ее материалами.
В такой ситуации налогоплательщик не может представить ни возражений на акт камеральной проверки, ни объяснений в ходе рассмотрения материалов проверки.
Поэтому решения, которые приняты по результатам таких проверок, суды отменяют. Ведь налоговый орган, во-первых, грубо нарушил процедуру проверки, что может быть основанием для отмены решения в силу абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ, во-вторых, нарушено существенное условие рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку налогоплательщику не обеспечена возможность представить объяснения. Это является безусловным основанием для отмены решения согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 29.09.2009 N КА-А40/8296-09, от 06.03.2008 N КА-А40/1247-08, ФАС Центрального округа от 21.10.2009 N А35-8070/08-С26, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2009 N Ф04-5654/2009(19864-А70-14), ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2008 N А56-1230/2007, от 09.02.2007 N А05-11114/2006-12).
К сожалению, нарушение пятидневного срока, предусмотренного для вручения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ), само по себе не может быть основанием для отмены решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.
Дело в том, что подобное нарушение не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки. Ведь безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, признается только отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Если налоговый орган вручает акт с нарушением пятидневного срока, но до вынесения решения, и налогоплательщик имеет возможность представить возражения и (или) объяснения при рассмотрении материалов, существенные условия проведения проверки налоговым органом будут выполнены.
Однако, если акт вручен не просто с нарушением срока, но еще и после того, как налоговый орган рассмотрел материалы и вынес решение, налогоплательщик лишается возможности представить возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Но даже такое нарушение само по себе не будет безусловным основанием для отмены решения согласно п. 14 ст. 101 НК РФ.
О том, в каких случаях возможна отмена решения при вручении акта после рассмотрения материалов проверки, см. раздел «Ситуация: Можно ли отменить решение, если возражения не представлены из-за того, что акт камеральной проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки».
Дата добавления: 2015-06-30 ; Просмотров: 1150 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Акт камеральной налоговой проверки — образец
Акт камеральной налоговой проверки составляется инспектором на завершающем этапе проверки налогоплательщика. Рассмотрим в нашей статье, для чего нужен акт камеральной проверки, что должно быть отражено в данном документе и какие требования к нему предъявляются законодательством.
Для чего нужен акт камеральной проверки
По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.
Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:
- Он является документом, входящим в состав материалов камеральной проверки. Основываясь на изложенных в нем выводах, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или не стоит (п. 1 ст. 101 НК РФ).
- И доводит до сведения налогоплательщика предварительные результаты камеральной проверки, на основании которых, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, последний может составить возражения.
Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором
Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).
Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки
При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее – Требования).
Приведем основные эти требования:
- составление акта проверки в 2 экземплярах (п. 5 Требований);
- соблюдение строго утвержденной формы в случае, если акт оформляется на бумаге (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 2 Требований);
- подписание акта инспектором с одной стороны и проверяемым налогоплательщиком либо его представителем с другой стороны (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований);
- на составление акта отводится 10 рабочих дней с момента завершения проверки, если по ее итогам были обнаружены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
- вручение экземпляра акта налогоплательщику (его представителю) в срок до 5 рабочих дней с того момента, как он был составлен.
Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте здесь.
Каковы требования к содержанию акта проверки
Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.
Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:
- Вначале идет вводная часть, где приводятся общие положения.
- Далее следует описательная часть, где раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
- Наконец, в итоговой части инспектором делаются выводы по результатам проверки и выносятся предложения.
Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.
Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.
Возможно, вам необходима информация по возражениям на акт КНП. Тогда читайте статью «Возражения на акт камеральной налоговой проверки — образец».
Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.
ФНС ответила на вопросы про налоговые проверки
Какие документы может запросить ИФНС в ходе камеральной проверки? Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках «встречной» проверки? Может ли налоговый орган перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с организацией и осуществлением налоговых проверок, опубликованы на сайте ФНС.
Истребование документов в ходе камералки
Какие сведения и документы могут быть запрошены в рамках камеральной налоговой проверки?
Налоговый орган может истребовать документы:
- подтверждающие право на получение налоговых льгот;
- подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
- являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
- представление которых предусмотрено Налоговым кодексом вместе с декларацией (п. 6 — 9 ст. 88 НК РФ).
Рассмотрение материалов проверки
Могут ли инспекторы рассмотреть материалы налоговой проверки в отсутствии лица, в отношении которого осуществлялась проверка?
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки. Исключением является случай, когда участие этого лица признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Отказ налогоплательщика от подписания акта проверки
Оба экземпляра акта камеральной проверки подписывают налоговый инспектор, который осуществлял проверку, и налогоплательщик, в отношении которого она проводилась (п. 2 ст. 100 НК РФ). Может ли налогоплательщик отказаться от подписания акта?
Да, налогоплательщик вправе не подписывать акт проверки. В этом случае инспектор укажет в своем экземпляре акта, что налогоплательщик отказался подписывать акт. Эту запись инспектор заверит собственной подписью (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Возражения на акт проверки
На какие документы, составленные по результатам налогового контроля, можно представить возражения?
Возражения можно представить на акт, составленный по результатам налоговой проверки, и акт, составленный в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 и ст. 101.4 НК РФ).
Штраф за опоздание с подачей декларации
Организация представила исходную декларацию позже установленного срока. Через некоторое время налогоплательщик обнаружил ошибку в расчете налога, и отправил (до окончания срока камеральной проверки первоначальной декларации) «уточненку» за тот же период. На основании какой декларации налоговики рассчитают сумму штрафа за несвоевременное представление отчетности?
В описанном случае сумма штрафа за несвоевременное представление декларации рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании уточненной декларации. При этом будут учтены результаты камеральной налоговой проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Истребование документов в рамках «встречной» проверки
Ограничен ли период, за который инспекторы вправе запросить документы в рамках «встречной» проверки? Могут ли налоговики в ходе камеральной проверки истребовать у контрагентов документы за период, превышающий тот период, за который представлены декларации?
Статья 93.1 НК РФ не ограничивает период времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации, правомерно. Но запрашиваемые документы должны относиться к проверяемому периоду (влиять на исчисление и уплату налогов за этот период).
Экспертиза и допрос свидетелей
Налоговая инспекция в рамках камералки провела дополнительные мероприятия налогового контроля: экспертизу и допрос свидетелей. Имеет ли право лицо, в отношении которого производилась проверка, ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля?
Лицо, в отношении которого осуществлялась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика со всеми материалами дела (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Повторная выездная проверка
Что является предметом рассмотрения повторной выездной проверки, которая назначена на основании представления уточненной декларации с суммой налога к уменьшению (увеличен убыток)?
Предметом повторной выездной проверки, основанием для которой послужило представление уточненной декларации с уменьшенной суммой налога или увеличенным убытком, может быть только правильность исчисления налога на основании измененных показателей. То есть тех показателей уточненной декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Понятые при осмотре помещения
Кто может быть понятым при осмотре территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого осуществляется выездная проверка?
В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 3 и п. 4 ст. 98 НК РФ).
Перенос срока проведения выездной проверки
Может ли налоговый орган по своей инициативе или по просьбе налогоплательщика перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении?
Законодательство не предусматривает оснований для переноса срока выездной проверки. Поэтому после назначения проверки изменить дату ее начала нельзя (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Вручение решения по результатам налоговой проверки
Вручить решение по проверке вам должны в течение 5 рабочих дней после дня его вынесени
И только если отсутствует возможность вручить вам решение одним из этих способов, инспекция направит его по почте заказным письмо Сделать это она должна также в пределах того же ного срока со дня вынесения решени В этом случае решение считается полученным на шестой рабочий день со дня, следующего за днем отправки письм
Полученное вами решение должно быть подписано тем же лицом (начальником ИФНС или одним из его замов), которое рассматривало материалы проверки и ваши возражения. Если это не так, значит, инспекция допустила существенное процедурное нарушени которое является основанием для отмены решени Чтобы этот промах налоговиков сыграл вам на руку, о нем нужно заявить в жалобе, подаваемой в региональное УФНС (если вы намерены оспаривать решение). Только в этом случае при судебном обжаловании суд учтет такой дово
А вот приложения к решению, например перерасчет пеней, могут быть подписаны иным лицом, нежели то, которое рассматривало материалы проверк
Вступление решения по проверке в силу
Если вы не будете подавать апелляционную жалобу в УФНС, то решение по проверке вступит в силу спустя месяц со дня, следующего за днем вручения решения налогоплательщику (его представител В течение следующих 20 рабочих дней после вступления в силу решения вам направят требование об уплате налога, пеней, штраф по результатам проверк
Как оформляются результаты камеральной налоговой проверки
Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
В этом решении:
- Отсутствие нарушений
- Наличие нарушений
- Оформление акта проверки
- Срок составления акта
- Вручение акта организации
- Отправка акта по почте
- Если акт не получен
- Возражения по акту проверки
- Решение по акту проверки
Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:
Отсутствие нарушений
Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана.
Наличие нарушений
Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК).
Оформление акта проверки
Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК, Требования, утвержденные приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).
Срок составления акта
Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 5 Требований, утвержденных приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, документы, подтверждающие нарушения, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК).
Вручение акта организации
Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта. (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК).
Отправка акта по почте
Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 НК.
Возражения по акту проверки
В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК).
Решение по акту проверки
На основе всех материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) руководитель инспекции (его заместитель) принимает и оформляет окончательное решение. Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) есть сомнения, которые мешают принять окончательное решение, то он может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. После проведения этих дополнительных мероприятий организация вправе подать письменные возражения на их результаты.
Камеральная налоговая проверка: понятие, порядок и сроки проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.
Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.
Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений
Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.
В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:
• заявлена сумма НДС к возмещению;
• отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
• декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.
ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ:
Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)
Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)
Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)
Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)
Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Нарушения не выявлены:
• камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.
• в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
• акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
• налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
• в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
34. Выездная налоговая проверка. Понятие, ограничения, порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Оформление проведения и результатов выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.
В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.
Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.
В случае, если налогоплательщик — физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев
Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:
• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
• имеются иные обстоятельства.
Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.
Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).
Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства — в течение 1 месяца.
Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:
• если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;
• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
• у вас несколько обособленных подразделений;
• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
• имеются иные обстоятельства.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:
• в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;
• в связи с необходимостью проведения экспертизы;
• перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Могут ли налоговики направить акт камеральной проверки по почте, если налогоплательщик не уклоняется от получения акта?
Налоговое законодательство не содержит норм, из которых можно сделать однозначный вывод по данному вопросу. В то же время абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ говорит о том, что акт камеральной проверки может быть вручен налогоплательщику либо лично под расписку, либо другим способом, с помощью которого можно было бы точно определить дату получения акта.
Это дает основание налоговикам и многим специалистам утверждать, что акт камеральной проверки может быть направлен в адрес налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении и тогда, когда налогоплательщик готов его получить на руки (не уклоняется от вручения).
О том, что следует понимать под уклонением от вручения акта камеральной проверки, см. разд. 5.4 «Подписание, порядок и срок вручения (предоставления) акта камеральной проверки налогоплательщику».
Однако большинство арбитражных судов не разделяют такой подход. Судьи указывают, что отправление акта проверки по почте возможно, только если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта. Следовательно, для отправления акта по почте инспекции необходимо удостовериться, что налогоплательщик уклоняется от подписания акта проверки, и сделать об этом отметку в акте.
Правоприменительную практику по вопросу о том, подлежит ли отмене решение налогового органа, если налогоплательщик не получил акт по почте и при этом не уклонялся от его получения, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Полагаем, что вторая позиция в большей степени соответствует общему смыслу норм ст. 100 НК РФ. Ведь, если налогоплательщик не уклоняется от получения акта камеральной проверки, он имеет право получить его в течение пяти рабочих дней после подписания (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ). А почтовая связь не гарантирует соблюдения этого срока.
Однако нарушение срока и способа вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налогового органа по результатам проверки, поскольку не относится к нарушениям существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, приведенным в п. 14 ст. 101 НК РФ. Главное, чтобы налогоплательщик получил акт. Именно таким подходом руководствуются суды (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 17.04.2013 N Ф09-2470/13).
К тому же формулировку абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ в части слов «и иным способом, свидетельствующим о дате его получения» действительно можно толковать по-разному.
Отметим, что инспекция может вызывать налогоплательщика для подписания и вручения акта. Для этого ему направляется уведомление о вызове налогоплательщика. Данное право налоговых органов следует из пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Заметим, что норм, которые специально для такого уведомления устанавливали бы порядок его передачи налогоплательщику, в Налоговом кодексе РФ нет. Вместе с тем в п. 4 ст. 31 НК РФ установлены правила передачи налоговыми органами документов, используемых ими при реализации своих полномочий. Полагаем, что эти правила применимы и в отношении уведомления, поскольку оно входит в число таких документов.
Так, при наличии у налогоплательщика обязанности подавать хотя бы одну декларацию (расчет) в электронной форме инспекция направляет ему указанное уведомление в такой же форме по телекоммуникационным каналам связи посредством оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. Такой вывод следует из п. 4 ст. 31 НК РФ. Если подавать декларацию (расчет) в электронной форме налогоплательщик не обязан, то исходя из положений данной нормы налоговый орган может выбрать любой из следующих способов передачи ему уведомления:
— личное вручение под расписку;
— направление по почте заказным письмом;
— передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи посредством оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
Дополнительно отметим, что в п. 5 ст. 31 НК РФ приведено еще одно правило о передаче налогоплательщику документов, используемых налоговым органом при реализации своих полномочий, которое применимо и к рассматриваемому нами уведомлению. При направлении такого документа налогоплательщику по почте инспекция указывает его юридический адрес. Соответствующая информация приведена в таблице.
Получатель | Адрес |
Российская организация | Адрес места нахождения организации, содержащийся в ЕГРЮЛ |
Филиал российской организации | Адрес места нахождения филиала, содержащийся в ЕГРЮЛ |
Представительство российской организации | Адрес места нахождения представительства, содержащийся в ЕГРЮЛ |
Иностранная организация | Адрес места осуществления деятельности на территории РФ, содержащийся в ЕГРН |
Иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории РФ через обособленное подразделение (кроме международной организации, дипломатического представительства) | Адрес для направления документов, предоставленный налоговому органу и содержащийся в ЕГРН |
Иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории РФ через постоянное представительство, — собственник недвижимого имущества, находящегося на территории РФ | Адрес места нахождения недвижимого имущества или адрес для направления документов, предоставленный налоговому органу |
Индивидуальный предприниматель | Адрес места жительства (места пребывания) или адрес для направления документов, предоставленный налоговому органу и содержащийся в ЕГРН |
Нотариус, занимающийся частной практикой | |
Адвокат, учредивший адвокатский кабинет | |
Физическое лицо, не являющееся предпринимателем |
Чтобы предоставить инспекции адрес для направления корреспонденции, необходимо подать соответствующее заявление (абз. 4 — 7 п. 5 ст. 31 НК РФ). Форма такого заявления для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, утверждена Приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/[email protected] Подать заявление можно также в электронном виде. Рекомендуемый формат утвержден Приказом ФНС России от 01.08.2014 N ММВ-7-6/[email protected]
Формы заявления, специально утвержденной для указанных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РФ, нет. В связи этим полагаем, что они могут составить заявление с указанием адреса в произвольной форме.
Отметим, что инспекция должна руководствоваться заявлением налогоплательщика о направлении корреспонденции по указанному в нем адресу и в том случае, если оно подано в период, когда возможность предоставления такого адреса не была предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Такой вывод следует из Письма ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981 (п. 1). Однако стоит оговориться: соответствующие разъяснения в этом Письме ФНС России дала в отношении индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Об указанных иностранных организациях, не осуществляющих деятельность на территории РФ, в данных разъяснениях не говорится, поскольку на момент выхода названного Письма такие иностранные организации в п. 5 ст. 31 НК РФ не упоминались. Вместе с тем, на наш взгляд, эти разъяснения справедливы и в отношении них.
С учетом изложенного рекомендуем вам заранее позаботиться о том, чтобы корреспонденция, которая поступает на юридический адрес, регулярно передавалась руководству и (или) в бухгалтерию. Ведь направленное вам по почте уведомление о вызове в инспекцию для вручения акта будет считаться полученным на шестой рабочий день с даты отправки (п. 6 ст. 6.1, абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ). А неявка по вызову инспекции может расцениваться как уклонение от получения акта.
СИТУАЦИЯ: Считается ли акт камеральной проверки врученным налогоплательщику, если налоговый орган направил его по почте на юридический адрес, не совпадающий с фактическим адресом налогоплательщика?
На практике налоговики при отправке акта по почте нередко высылают его по официальному адресу налогоплательщика, т.е. юридическому, который содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, или по месту прописки физического лица.
Как известно, очень часто налогоплательщики отсутствуют по таким адресам, а значит, могут и не получить акт камеральной проверки, направленный заказным письмом.
Действует ли тогда правило о том, что акт считается врученным уклоняющемуся от получения акта налогоплательщику на шестой день, считая с даты отправки письма (п. 5 ст. 100 НК РФ)?
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
В некоторых случаях судьи исходят из того, что акт камеральной проверки должен быть направлен налоговым органом по известному фактическому адресу нахождения налогоплательщика.
Направление акта только по юридическому адресу при условии, что налоговый орган располагал сведениями о фактическом адресе, может лишить налогоплательщика права представить возражения и объяснения на акт. В свою очередь, это влечет за собой безусловную отмену принятого налоговым органом решения по результатам камеральной проверки согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 05.08.2009 N КА-А40/7347-09, от 14.05.2009 N КА-А40/4091-09, от 10.02.2009 N КА-А40/12874-08, от 02.02.2009 N КА-А40/13307-08).
Правда, в большинстве случаев в приведенных решениях суды отменяли решения по проверкам не столько из-за того, что не вручен акт, сколько в связи с тем, что налогоплательщику не предоставлена возможность участвовать в рассмотрении материалов камеральной проверки (налогоплательщик не извещен о дате и месте рассмотрения).
Кроме того, есть примеры судебных решений и с противоположным выводом. Так, в Постановлении от 17.07.2009 N КА-А40/6466-09 ФАС Московского округа указал, что налогоплательщик, который не получил акт камеральной проверки из-за того, что отсутствовал по юридическому адресу, не может ссылаться на это как на безусловное основание для отмены решения по камеральной проверке, если по существу выявленные правонарушения он не оспаривает. Свою позицию суд мотивировал тем, что само по себе неполучение акта при условии, что выводы налогового органа верны, не нарушает никаких прав налогоплательщика. А значит, и оспаривать решение нет оснований .
Любое лицо вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если считает, что такие акты нарушают его права (ст. 137 НК РФ). При этом они могут быть обжалованы в судебном порядке только после обращения в вышестоящий налоговый орган (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Подробнее о порядке их обжалования см. гл. 25 «Обжалование действий и решений налоговых органов в связи с налоговыми проверками».
Таким образом, если налоговики направили акт камеральной проверки только по вашему юридическому адресу, по которому вы не находитесь, у вас есть возможность доказать, что акт вы не получали, и отменить решение. Однако если вас известили надлежащим образом о рассмотрении материалов проверки, то шансы на положительное решение суда существенно снижаются. При этом вам в любом случае придется убедить суд, что отсутствием акта существенно нарушены ваши права (например, вы не смогли привести в возражениях важные аргументы, которые, по вашему мнению, должны были повлиять на принятие решения по итогам проверки).
При этом вам нужно представить в суд доказательства, что акт вы не получали и что налоговый орган владеет информацией о вашем фактическом адресе и (или) номере телефона. Иначе суд может не принять во внимание ваши ссылки на то, что с актом вы не ознакомлены (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 30.03.2009 N Ф09-1686/09-С2).
Доказательством может являться копия отдельного письма с просьбой направлять корреспонденцию по указанному вами адресу, которое вы направляли в адрес налоговиков, или копия любого другого документа, в котором вы указали свой фактический адрес и (или) телефон.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, необходимо доказать, что налоговики действительно данный документ получили. Подтвердить этот факт можно с помощью, к примеру, квитанции о направлении ценного письма с описью вложения или отметки налогового органа о получении документа.
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.