Самое важное от специалистов на тему: «Ставка ставка по данному налогу». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Что такое налоговая база
Определение налоговой базы
Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.
Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.
Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:
- субъектом и объектом;
- ставкой;
- учетным налоговым периодом;
- способом начисления;
- особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
- возможными льготами.
Что представляет собой налоговая база
Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.
Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:
- доходы, поступления, прибыль;
- стоимость проданных товаров;
- плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
- совокупность дохода физического лица;
- собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
- наследственная масса;
- транспортные средства и др.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.
Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.
Как влияет налоговая база на величину налога
Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.
Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.
Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:
- твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
- процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.
Типы процентных ставок
В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:
- пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
- прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
- регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.
Элементы, уменьшающие налоговую базу
Естественно, что для налогоплательщика с финансовой точки зрения выгоднее, чтобы налоговая база была как можно меньшей, тогда с нее будет уплачиваться меньшая сумма налогов. Закон позволяет уменьшить величину, подлежащую умножению на налоговую ставку, на такие экономические величины:
- налоговые вычеты – разрешено не включать в облагаемую налогом сумму определенные законом категории сумм (к ним относятся стандартные вычеты, пенсионные, благотворительные, «детские» и некоторые другие);
- налоговые льготы – финансовые преимущества для тех или иных категорий, установленные Правительством (меньшая сумма налога, уменьшение налоговой ставки, установление минимума, который не подлежит налогообложению, полная отмена уплаты того или иного налога).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Итак, если выразить налоговую базу в виде формулы, она будет иметь следующий вид:
- НБ – налоговая база;
- В – предусмотренные законом и применимые к данному налогоплательщику налоговые вычеты;
- Л – действующие для данного налога и категории плательщиков налоговые льготы.
Отечественные принципы начисления налоговой базы
В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.
- Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
- Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
- Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
- Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
- Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
- индивидуальные предприниматели;
- организации;
- налоговые агенты.
- Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).
Методы для учета налоговой базы
В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.
- Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
- Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.
Примеры налоговых баз для различных объектов налогообложения
В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.
№ | Название налога (объект налогообложения) | Налоговая база |
---|---|---|
Федеральные налоги
1.
Налог на доходы физических лиц – НДФЛ
Доход минус налоговые вычеты
По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
- доход от продажи имущества;
- доход от аренды;
- различные выигрыши;
- доход от имущества за рубежом и др.
2.
Налог на прибыль организаций – НПО
Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли.
3.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет.
4.
Акцизы
Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки).
5.
Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ
Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа).
6.
Водный налог
Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
- 1000 куб.м. воды – для забора воды;
- 1 кв.м акватории – для водопользования, кроме лесосплава;
- 1000 куб.м леса – для лесосплава;
- 1000кВт/ч энергии – для гидроэнергетики.
Региональные налоги
1.
Налог на имущество организаций
Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость.
2.
Налог на игорный бизнес
Количество объектов.
3.
Транспортный налог
- мощность двигателя (в лошадиных силах) – для средств с двигателями;
- статистическая тяга реактивного двигателя – для воздушного транспорта;
- вместимость в тоннах – для несамоходного водного транспорта;
- количество средств – для транспорта без двигателей.
Местные налоги
1.
Земельный налог
Кадастровая стоимость земельного участка.
2.
Налог на имущество физлиц
Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта.
Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.
При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.
Ставка ставка по данному налогу
Налог на прибыль организаций
20 % — основная налоговая ставка. (c 01.01.2009.)
24 % — (до 01.01.2009.)
Законами субъектов Российской Федерации ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом указанная ставка
не может быть ниже 13,5%.
Бюджеты: | до 01.01.2005 | c 01.01.2005 | c 01.01.2009 | c 01.01. 2017-2020 |
Федеральный бюджет | 5% | 6,5% | 2% | 3% |
Бюджеты субъектов Российской Федерации (Региональный бюджет) — максимальная — минимальная |
(12,5%)
Местные бюджеты
2%
— — —
— — —
— — —
— по ставке 0 % при реализации товаров (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых на территории государств – участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы полного пакета документов согласно НК РФ, а также работ и услуг, связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров. Положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
— по ставке 10 % при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, а также периодических печатных изданий и медицинских товаров на основании перечня товаров, утвержденного Правительством РФ.
— ставка при реализации других товаров, работ и услуг
Год Ставка НДС 2019 20 % 2014-2018 18 % 1993-2003 20 % Вваден в 1992 28 %
Перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизом, приведен в статье 182 НК РФ.
Налоговая база и ставки акциза определяются отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Налог на добычу полезных ископаемых
Ставки налога установлены в статье 342 НК РФ.
Налог на имущество предприятий
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и
не могут превышать 2,2 %.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и
не могут превышать:
— 0,3 % в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
— 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество физических лиц *
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Стоимость имущества | Ставка налога |
До 300 тыс. рублей | До 0,1 процента |
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей |
От 0,1 до 0,3 процента |
Свыше 500 тыс. рублей | От 0,3 до 2,0 процента |
Внесение заявления физического лица об отказе от применения ИНН с соответствующей причиной (по религиозным убеждениям) в ЕГРН предусмотрено только в отношении физических лиц, не являющихся налогоплательщиками.
Налогоплательщики – физические лица не должны получать новый ИНН после изменения паспортных данных, например в связи с изменением фамилии.
Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.
Методики и пример расчета
Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.
Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.
Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.
Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.
Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:
- Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
- Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.
Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.
Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.
- 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
- 35000 * 250 = 8750000 руб.
- 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
- 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
- 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
- 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.
Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.
Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых
Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.
Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.
Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.
В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.
Газ и конденсат
Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.
Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.
Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.
Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.
НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.
Драгметаллы
Они учитываются согласно:
- ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
- правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.
Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.
Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.
Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.
При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).
Отмена льгот по налогу на прибыль
otmena_lgot.jpg
Похожие публикации
Базовая ставка налогообложения прибыли субъектов хозяйствования установлена ст. 284 НК РФ. Она составляет 20% с распределением этой суммы между федеральным и региональным бюджетами в пропорции 3 % и 17 % соответственно. Пониженная ставка налога на прибыль в регионах может быть введена законодательными актами на уровне отдельных субъектов РФ. Минимальное значение тарифа, отчисляемого в региональный бюджет, не должно быть ниже отметки 12,5% (имеются исключения). Но с января 2019 года правила предоставления льгот на региональном уровне будут изменены – нововведения регламентированы Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.
Отмена региональных льгот по налогу на прибыль
С 2019 года регионы утратят возможность самостоятельно принимать решения о предоставлении льгот налогоплательщикам в отношении налога на прибыль. Теперь пониженные ставки налога могут действовать в субъектах РФ только при условии, что это предусмотрено Налоговым кодексом. Такая позиция раскрыта и в письме Минфина РФ от 29.10.2018 г. № 03-03-10/77793.
Пониженная ставка по налогу на прибыль после вступления в силу законодательных инициатив может быть сохранена в случаях, когда установление льготного налогового тарифа в конкретной ситуации оговорено НК РФ, в т.ч. когда (ст. 284, 284.1, 284.3-1 НК РФ):
речь идет о налогообложении сумм прибыли резидентов особых экономических зон;
льготы касаются участников территорий опережающего развития;
льготные условия касаются тех, кто принимает участие в региональных проектах инвестирования.
Региональная ставка налога на прибыль может отличаться от зафиксированной Налоговым кодексом, если она установлена субъектом РФ до наступления 2018 года. Временное ограничение по сроку действия такого тарифа взимания налога продлится до 2023 года. То есть, ставки, введенные регионами до 2018 года, продолжат действовать в 2019-2022 годах (или до даты окончания законодательной инициативы по фискальному послаблению, если этот день наступит раньше 2023 года). Одновременно с этим власти регионов наделяются полномочиями досрочно увеличить пониженные ранее ставки налогообложения до нормального уровня. Если региональный льготный тариф был введен на протяжении 2018 года, его действие автоматически прекратится с 1 января 2019 года.
Льготы по налогу на прибыль с 2019 года
Часть льготных тарифов по прибыли будет сохранена на следующие налоговые периоды. Речь идет о нулевых ставках налогообложения, предусмотренных в главе 25 НК РФ:
Если организация занимается оказанием услуг медицинского или образовательного характера, она вправе применять ставку налога на прибыль, равную нулю – норма прописана в ст. 284.1 НК РФ. Такая ставка действует в отношении всей суммы сформированной налоговой базы на протяжении полного налогового периода. Но к налогоплательщикам предъявляются особые условия – наличие лицензии, доля доходов от медицинских или образовательных услуг не менее 90% общей суммы выручки, численность наемного персонала не может быть меньше 15 человек, из них половина должна иметь сертификаты специалистов.
Применение пониженной ставки налога на прибыль в размере 0% остается актуальным для предприятий, реализовавших в отчетном периоде акции российских организаций (если эти ценные бумаги принадлежали компании более 5 лет) – ст. 284.2 НК РФ.
Пониженная ставка (0% и 10%) продолжит действовать в отношении прибыли участников инвестиционных проектов, действующих на региональном уровне (ст. 284.3 НК РФ). Главное условие – в структуре доходов выручка от деятельности, связанной с реализацией инвестпроекта, должна составлять не меньше 90%. Периоды действия пониженных тарифов установлены НК РФ.
Отмена льгот по налогу на прибыль не затронет резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток (при условии, что головная организация и ее обособленные структуры зарегистрированы в территориальных границах таких зон). Обоснование приведено в ст. 284.4 НК РФ.
Нулевая ставка характерна для налогообложения прибыли предприятий, занятых в сельском хозяйстве и рыбохозяйстве (реализация продукции собственного производства и продукции на основе своего переработанного сельскохозяйственного сырья).
Нововведения не коснутся предприятий, оказывающих социальные услуги населению. Возможность применения такими компаниями нулевой ставки налогообложения ко всей сумме прибыли оговорена Налоговым кодексом в ст. 284.5. Право на льготное налогообложение до конца 2022 года имеют и субъекты хозяйствования, занимающиеся туристско-рекреационной деятельностью на Дальнем Востоке (ст. 284.6 НК РФ). Участники СЭЗ в Крыму и Севастополе будут начислять в федеральный бюджет налог в размере 0% от прибыли, а в региональные бюджеты – по пониженной ставке, согласно п. 1.7 ст. 284 НК РФ (точное значение ставки налога на прибыль субъектов РФ может отличаться, так как этот параметр фиксируется правовыми актами на местах).
Эффективная ставка налога
Эффективная ставка налога — реальная налоговая ставка конкретного налогоплательщика, которая определяется как отношение налога, фактически начисленного за период к налоговой базе (экономической базе) за этот же период.
Термин «Эффективная ставка налога» на английском языке — effective tax rate или сокращенно — ETR.
Комментарий
Налоговые ставки устанавливаются налоговым законодательством. Например, общая ставка налога на прибыль в России 20%, а НДС 18%. Но реальная ставка налога конкретного налогоплательщика может отличаться, вследствие применяемых налоговых льгот, вычетов и т.д.
Эффективная ставка налога позволяет определить реальную налоговую нагрузку налогоплательщика.
Пример
Прибыль налогоплательщика по данным бухгалтерской отчетности составила 100 млн. рублей. Налогооблагаемая прибыль 70 млн. рублей, ставка налога на прибыль 20%.
Соответственно, налог на прибыль составит 14 млн. рублей.
Эффективная ставка налога 14% от прибыли.
Пример
Доходы налогоплательщика по данным бухгалтерской отчетности составили 100 млн. рублей. С суммы доходов начислен НДС по ставке 18% в размере 18 млн. рублей. В этом же периоде налогоплательщик заявил к вычету 10 млн. рублей (вычет уменьшает сумму налога к уплате).
Соответственно, НДС составит 8 млн. рублей.
Эффективная ставка налога 8% от доходов.
Эффективная ставка налога используется для целей анализа возможностей налогового планирования, сравнения налоговой нагрузки налогоплательщика с данными других организаций и конкурентов.
Анализ эффективной ставки налога является одним из элементов налогового бенчмаркинга.
Эффективная ставка налога на прибыль организаций
ЭС — Эффективная ставка налога на прибыль организаций
НПР — налог на прибыль организаций, начисленный за налоговый период
Пр — Прибыль организации по данным бухгалтерского учета за налоговый период. Определяется как строка 2300 Прибыль (убыток) до налогообложения Отчета о финансовых результатах.
Эффективная ставка налога на прибыль организаций для КИК
В законодательстве применяется термин «Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли)» относительно прибыли контролируемой иностранной компании (КИК). Так, прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам финансового года, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).
Для этих целей применяется специальный расчет, который отличается от указанного выше общего порядка. Расчет Эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) определен в п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица»:
«1) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации определяется по следующей формуле:
где в целях настоящего подпункта:
СТэфф — эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации;
Н — сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов;
П — сумма дохода (прибыли) иностранной организации, определяемая в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса*».
* Величина прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании определяется в соответствии со ст. 309.1. НК РФ.
Там же определена средневзвешенная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций:
» 2) средневзвешенная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций определяется по следующей формуле:
СТсредневзвеш = (((Ст1 * П1) + (Ст2 * П2)) / П1 + П2) * 100%
где в целях настоящего пункта:
П1 — сумма прибыли иностранной организации, определяемая в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, за вычетом доходов, определяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса. В случае, если при исчислении показатель П1 принимает отрицательное значение, его значение принимается равным нулю;
П2 — сумма доходов иностранной организации, определяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса;
Ст1 — ставка налога на прибыль организаций, установленная абзацем первым пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса;
Ст2 — ставка налога на прибыль организаций, установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.
Дополнительно
Эффективная ставка налога налога на прибыль — отношение налога на прибыль организаций, начисленного за налоговый период и прибыли организации по данным бухгалтерского учета за этот же период.
Ставки НДС в России по годам (таблица)
stavki_nds_v_rossii_po_godam_tablica.jpg
Похожие публикации
Налог на добавленную стоимость в России был введен в действие с 1 января 1992 года и регулировался одноименным законом (№ 1992-1 от 06.12.1991). В 2001 году вступила в силу 21 глава Налогового кодекса РФ, которая регулирует данный налог по настоящее время.
НДС относится к косвенным налогам, в качестве объекта налогообложения признаются операции по реализации товаров и услуг, а также импорт товаров и выполнение строительных работ для нужд юридического лица собственными силами.
К плательщикам НДС относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения и осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по данному налогу.
Это один из основных налогов, влияющих на формирование бюджета страны. По данным Федеральной налоговой службы четвертая часть раздела «Доходы» госбюджета составляют поступления по налогу на добавленную стоимость.
Основные ставки НДС по годам в России не имеют стабильного характера на всем протяжении существования данного налога. Кроме них, в отношении отдельных категорий товаров законодательство предусматривало и предусматривает пониженные и нулевые ставки.
Размер НДС в России по годам до НК РФ
С момента принятия закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составила 28% — забегая вперед, отметим, что это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране.
В первый год действия НДС в закон были внесены поправки, вводившие льготную ставку 15% для некоторых видов продовольственных товаров.
С 1 января 1993 года было принято решение о снижении основной ставки до 20%. Одновременно с этим в перечень товаров, облагаемых по сниженной ставке, были отнесены все виды продовольственных товаров, за исключением алкогольной продукции, а также часть детских товаров, конкретный перечень которых устанавливался Правительством России. Для данной категории размер налога был снижен до 10%.
Ставки НДС в РФ по годам после принятия НК РФ
Вступление в силу Налогового кодекса РФ в 2001 году не изменило ставку налога, она также составляла в базовом значении 20% и в льготном – 10%.
В процессе реформирования налоговой системы в 2004 году основная ставка была снижена до 18%. Льготная ставка сохранилась на прежнем уровне, но в перечень товаров, подпадающих под её действие, добавилась печатная продукция и некоторые виды медицинских товаров. Кроме того, для некоторых категорий товаров действует нулевая ставка налогообложения. Например, она применяется при экспорте или реэкспорте товаров с территории Российской Федерации.
В 2019 году ставка НДС была увеличена и составила 20%, с сохранением пониженной ставки на прежне уровне.
Предложения об изменении ставки НДС
Динамика ставки НДС в России по годам, с момента его появления, имела направленность на снижение: за двенадцать лет она снизилась на десять процентов с 28 до 18%. И на протяжении пятнадцати лет была неизменна. В 2019 году размер налога вернулся на уровень 1993 года. При этом многие экономисты высказывались вовсе за отмену налога на добавленную стоимость, предлагая заменить его налогом с продаж. Эта идея нашла отражение в правительстве РФ, где отдельные представители предлагали заменить 18 процентов НДС на 10 процентов налога с продаж. По другим предложениям налог на добавленную стоимость также должен был сменить налог с продаж, но только вводимый на региональном уровне.
На уровне правительства неоднократно отмечалась необходимость снижения размера налога на добавленную стоимость. Например, после уменьшения ставки в 2004 году было озвучено её дальнейшее изменение с сторону снижения. Предполагалось, что в течение двух лет она дойдет до 13%. В 2006 году этого не произошло, но пункт о снижении ставки был внесен в Программу социально-экономического развития на ближайшие три года. Несмотря на это, изменение ставки не состоялось.
В 2008 году речь зашла о принятии единой ставки по налогу на добавленную стоимость для всех групп товаров. Планировалось, что она будет введена в действие до 2020 г. и составит 12-13%.
В 2013 году были озвучен проект снижения ставки до 15% в период до 2015 года. Но в очередной раз изменения не произошли.
В 2017 году министром финансов РФ Антоном Силуановым было предложено увеличить НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов во внебюджетные фонды. Такая мера, по словам министра, позволила бы повысить производительность труда, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, путем приведения к оптимальному соотношению уплачиваемых предприятием налогов и уровню его доходов.
К середине 2018 года вопрос об изменении ставки налога на добавленную стоимость в сторону увеличения активно обсуждался в Правительстве РФ. При этом все отмечали, что единого мнения у власти по этому поводу нет. Например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит необходимости менять НДС и ставки по иным налогам как минимум ближайшие шесть лет. Но мнение А. Кудрина услышано не было и с 2019 года в РФ действует двадцатипроцентная ставка НДС.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, предлагаемые на разных уровнях ставки НДС в России по годам, также демонстрируют динамику к снижению налога и только последние пару лет высказывались предположения о возможном увеличении налога.