Срок установлен и для налогового — 2021 год

Автор: | 25.09.2021

Самое важное от специалистов на тему: «Срок установлен и для налогового». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Содержание

  • Сообщества › Mercedes G- >› Блог › Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

    Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговиков об уплате недоимки по налогам за прошлые налоговые периоды, причем в требованиях может идти речь о задолженности пяти или десятилетней давности. Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.

    Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд).

    С какого момента будут отсчитываться сроки судебного взыскания недоимки, выявленной инспекцией по итогам таких контрольных мероприятий? Прямого ответа на данный вопрос НК РФ в настоящее время не содержит.
    Суды по этому вопросу в большинстве случаев ориентируется на позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 3147/11, где указано следующее.
    Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам) с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства.
    Как указал ВАС РФ, в данном случае недоимка считается установленной:
    1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в инспекцию сведения о начисленной сумме налога;
    2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации в инспекцию, если налогоплательщик подал отчетность позже установленного срока платежа.
    Следовательно, все процессуальные сроки на взыскание недоимки, выявленной в результате иных мероприятий налогового контроля, должны отсчитываться с указанных моментов.

    Отвечая на вопрос о «бессрочности» налоговой недоимки, можно сделать следующий вывод. Согласно действующему законодательству обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке.
    При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

    Отметим, что согласно Проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О применении Арбитражными судами РФ части первой налогового кодекса» инициировать судебное разбирательство с требованиями признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и внести на этом основании изменения в лицевую карточку налогоплательщика, может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
    С уважением, налоговый юрист Елькина Н.В. оригинал: tax-support-spb.ru/iz-pra…a-nalogovoy-nedoimki.html

    Продолжаю.
    Про момент извещения:
    ст.165.1 Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
    Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС


    8 800 350 84 37

    На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

    Срок ответа на требование налоговой

    В рамках проведения налогового контроля инспекции могут направлять налогоплательщикам различного рода требования. О том, в какие сроки необходимо отвечать на такие требования, расскажем в нашей консультации.

    Сразу оговоримся, что обычно не возникает спора о том, когда нужно дать ответ на требование налоговой (за сколько дней), ведь этот срок указывается в требовании налоговой инспекции (Приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] ).

    Требование о представлении пояснений

    Требование о представлении пояснений может направляться налогоплательщикам на основании ст. 25.14, 88, 105.29 НК РФ.

    К примеру, требование о представлении пояснений направляется налогоплательщику по итогам камеральной проверки налоговой декларации, если в ее результате были выявлены ошибки или противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Срок предоставления ответа на требование налоговых органов будет зависеть от основания, по которому требование было направлено.

    Если налогоплательщику было направлено требование представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях, ответить (т. е. представить такое уведомление) нужно в срок, указанный налоговым органом и составляющий не менее 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).

    Если требование направлено по итогам камеральной налоговой проверки, ответ на него нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п.п.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

    Ответ на требование будет состоять во внесении необходимых исправлений (скажем, в подаче уточненной декларации), представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях или собственно в подаче пояснений в произвольной форме. В случае с пояснениями по НДС они должны быть направлены в формализованном виде в электронной форме.

    Требование о представлении документов (информации)

    Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).

    Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации):

    Основание направления требования о представлении документов (информации) Срок представления документов (информации) со дня получения требования

    ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ
    (например, при проведении камеральной налоговой проверки)
    10 рабочих дней
    20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков)
    ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ)
    30 календарных дней
    ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов)
    20 календарных дней
    ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам)
    3 месяца
    ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами)
    30 рабочих дней
    ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки)
    5 рабочих дней

    Читайте так же:  Пенсия после окончания работающего пенсионера

    Как посчитать срок ответа на требование налоговой?

    Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования, и истекает в последний день срока.

    Датой получения требования считается дата вручения (при передаче требования налогоплательщику лично), при отправке требования по почте заказным письмом – 6-ой рабочий день со дня отправки, в случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика — день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете (ст. 31 НК РФ). При отправке требования через ТКС день получения требования – это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (п.п.12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected], п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]).

    Если налогоплательщику требуется отсрочка предоставления документов (информации), продлить срок ответа на требование налоговой может помочь направление в ИФНС уведомления о невозможности своевременного представления документов.

    Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц

    Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц зависят от тяжести преступления. Но если до назначения суда возместить ущерб казне, уголовное преследование прекратится.

    Уклонение от уплаты налогов является налоговым преступлением. Обязанность налогоплательщиков платить налоги, сборы и взносы устанавливает ст. 45 НК РФ. Также в кодексе установлены сроки дав­но­сти, в которые с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать недоимку.

    Важно помнить, что ответственность за налоговые правонарушения регулирует НК, а за преступления — УК.

    Срок давности налоговых правонарушений для юридических лиц

    При неуплате налога в срок ИФНС направляет на­ло­го­пла­тель­щи­ку тре­бо­ва­ние. Согласно ст. 69 НК РФ, его нужно исполнить за восемь дней, если более продолжительный период не указан в документе.

    Налоговый орган может взыскать недоимку в бесспорном порядке, если юридическое лицо не оплатит задолженность по требованию. Ре­ше­ние о взыс­ка­нии выносят в те­че­ние двух ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, уста­нов­лен­но­го в тре­бо­ва­нии об упла­те на­ло­га. Налоговики производят взыскание в первую очередь со счетов организации–должника.

    Спустя два месяца за­дол­жен­ность можно взыскать толь­ко в су­деб­ном по­ряд­ке. На это у налоговиков есть еще четыре месяца, которые и составляют срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

    Однако на решение о взыскании неуплаты за счет имущества организации у налоговиков есть целый год после ис­те­че­ния срока тре­бо­ва­ния об упла­те. Затем в течение еще двух лет они могут об­ра­тить­ся в суд.

    Давность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение — это период, когда ИФНС начисляет штраф за задолженность. Срок дав­но­сти зависит от вида пра­во­на­ру­ше­ния.

    Согласно ст. 113 НК РФ, юридическое лицо можно при­влечь к от­вет­ствен­но­сти и начислить ему штраф, если не про­шло три года:

    1. со дня совершения налогового правонарушения;

    2. со дня, следующего за налоговым или расчетным периодом, в котором совершено правонарушение.

    Второй пункт актуален в случае грубых нарушений налогового кодекса, занижения налоговой базы. Первый пункт применяют в большинстве остальных случаев.

    Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц

    Налоговое преступление — это сокрытие денежных средств либо имущества организации, вследствие чего происходят недоимки по налогам, сборам и страховым взносам. За такие действия установлен штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет.

    За то же преступление, совершенное в особо крупном размере, уголовный кодекс предусматривает штраф в размере до 2 млн рублей либо лишение свободы на срок до семи лет.

    Первое основание, по которому прекращается уголовное преследование по налоговому преступлению — это возмещение в полном размере недоимки, штрафов и пеней. Юридическое лицо должно возместить ущерб, причиненный бюджету, до назначения судебного заседания. Такой порядок установлен ст. 28.1 УПК РФ.

    Второе основание — это давность. Точнее, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 78 УК РФ. Он зависит от тяжести преступления:

    для преступлений небольшой тяжести — два года;

    после преступлений средней тяжести — шесть лет;

    для тяжких преступлений — десять лет;

    после особо тяжких преступлений — 15 лет.

    Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

    Важно: если организация впервые нарушила закон, и совершила преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, оно может быть освобождено от уголовной ответственности. Условие — полное возмещение ущерба, причиненного бюджету.

    Срок налоговой давности

    Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

    В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

    Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

    Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

    Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

    Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

    Читайте так же:  Когда платится минимальный налог при усн

    Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

    Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

    сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

    срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

    срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

    срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

    В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

    Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

    В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

    Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

    В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

    Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

    Срок давности по налогам юридических лиц

    Рассмотрим в течение какого срока налоговая служба имеет право взыскивать задолженность по налогам и есть ли срок давности по налогам юридических лиц и ИП.

    Как исчисляется срок давности по налогам для юридических лиц

    Каждая юридическая организация обязана платить налог в бюджетную систему в соответствии с законодательством РФ. Если организация не платит налог по каким-либо причинам, то налоговая служба может подать в суд за несоблюдение законодательства. Но организации не всегда оплачивают всю сумму задолженности, следовательно, остается не оплаченная сумма за должником.

    У многих организаций возникает вопрос: есть ли срок давности по налогам в бюджет?

    Срок давности по налогам для индивидуальных предпринимателей (ИП) законодательством не установлен и списывается в случаях:

    • если индивидуальный предприниматель признан банкротом;
    • если индивидуальный предприниматель умер.

    В положении НК РФ не указывается конкретная норма, которая определяет тот или иной срок давности. Для определения срока давности, нужно исходить из трех сроков:

    • период, в течение которого налоговая служба может направить уведомление налогоплательщику об отсутствии оплаты (недостаточной оплаты) налога в бюджет;
    • период, в течение которого налогоплательщик может добровольно оплатить (доплатить) сумму налога в бюджет, которая не была оплачена в предусмотренный законодательством срок;
    • период, в течение которого налоговая служба имеет право обратиться в суд за взысканием с налогоплательщика всей неоплаченной суммы налога в бюджет.

    Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    В течение какого срока налоговая служба имеет право взыскать задолженность

    Налогоплательщик, получив акт сверки расчетов с бюджетом, может обнаружить задолженность по налогам, которая за предприятием числится более трех лет. Соответственно, каждого бухгалтера интересует, что делать с этой задолженностью? Можно ли задолженность списать: если да, то как это сделать?

    Рассмотрев нормы Налогового кодекса, перечисленные в статье 59 НК РФ, можно сделать вывод, что основанием для списания задолженности по налогам является судебный акт. И только судебный акт лишает налоговый орган права взыскать налоговую задолженность в связи с истечением установленного срока для ее взыскания.

    Но прежде чем обращаться в суд, необходимо разобраться с задолженностью, которая числится на лицевом счете. В течение какого срока налоговая служба имеет право взыскать задолженность? Порядок и сроки взыскания задолженности указаны в статьях 46, 47, 69, 70, 75 НК РФ.

    Налоговая служба имеет право обратиться в суд за взысканием задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на расчетном счете, в течение шести месяцев или за счет имущества в течение двух лет с даты истечения срока, установленного в требовании, направленного налогоплательщику для оплаты задолженности. Срок считается с даты, указанной в требовании направленного налогоплательщику.

    Срок в течение которого налоговая служба должна направить требование об оплате:

    • если недоимка выявлена в результате камеральной проверки, то требование об оплате направляется в течение 10-ти рабочих дней с момента вступления в силу Решения по акту проверки;
    • в других ситуациях требование об оплате направляется в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки.

    Как списывается задолженность по налогам

    Итак, организация решила направить исковое заявление в суд для получения судебного акта, на основании которого налоговая служба спишет задолженность по налогам в бюджет в лицевом счете. Первое, что нужно сделать, это получить справку о расчетах с бюджетом, в которой будет указана задолженность.

    Читайте так же:  3 ндфл без уплаты налога

    В исковом заявлении нужно указать требования:

    • признать незаконным действия налогового органа, указывающие в справке задолженность перед бюджетом, которую не имеют право взыскать;
    • обязать налоговую службу выдать справку, не содержащую задолженность перед бюджетом.

    Рассмотрев дело, суд может принять решение:

    • обязать налоговый орган выдать справку, в которой будет указано на то, что налоговая служба утратила возможность по взысканию задолженности по налогам;
    • выдать справку без указания задолженности по налогам;

    В любом случае получим решение, в котором будет указано на невозможность взыскания задолженности налоговыми органами.

    Теперь, предоставив в налоговую инспекцию решение суда и сопроводительное письмо, на основании которого налоговики в течение 5-ти рабочих дней должны составить справку о задолженности по утвержденной форме и в течение 1-го рабочего дня принять решение о признании задолженности не реальной к взысканию и ее списания. Порядок списания задолженности нереальной к взысканию, установлен Приказом ФНС РФ от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/[email protected]

    Но если же сумма задолженности не велика, то организация может принять решение просто заплатить задолженность по налогам и получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Сроки направления требования об уплате налога и сбора

    Требование об уплате налога и сбора может быть выставлено в нескольких случаях.

    Основные сроки направления требования об уплате налога и сбора

    Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.

    Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.

    Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.

    В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.

    Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.

    Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

    Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

    После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.

    Правила установления срока исполнения требования об уплате

    Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.

    Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.

    Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.

    Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.

    В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.

    До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.

    В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.

    Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.

    Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.

    Несоблюдение сроков направления требования об уплате

    В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.

    Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.

    Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.

    В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.

    Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.

    С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.

    Читайте так же:  Взыскание налога на доходы физических лиц

    В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.

    Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.

    В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.

    Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.

    В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.

    Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

    Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

    Понятие порядка исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

    Своевременная уплата налогов, как физическими, так и юридическими лицами прямая обязанность, несвоевременное выполнение или уклонение от выполнения которой может повлечь неблагоприятные последствия для недобросовестного налогоплательщика.

    Как такового определения понятию порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, в НК РФ и иных отечественных нормативных актах не содержится. Вместе с тем, очевидно, что под этим понимается совокупность правил определяющий временные рамки, в течение которых налогоплательщик обязан выполнить ту или иную налоговую обязанность, возложенную на него в силу действующего законодательства.

    В зависимости от специфики налогоплательщика и объекта налогообложения устанавливаются различные сроки и порядок их исчисления.

    Сроки, установленные налоговым законодательством

    Отечественное налоговое законодательство устанавливает различные сроки уплаты налогов и сборов, в частности исчисляемые:

    • днями;
    • месяцами;
    • кварталами;
    • годами;
    • наступлением определенной даты на календаре либо наступлением оговоренного законом события.

    Способы определения сроков, установленных налоговым законодательством

    Определение налоговых сроков может осуществляться несколькими способами:

    1. Календарной датой. Такой способ определяет предельный срок выполнения налоговых обязательств перед бюджетом соответствующей конкретной дате на календаре с учетом установленного рабочего графика налогового органа. Такая оговорка присутствует по той причине, что фиксированная календарная дата ежегодно приходится на разные дни недели и не всегда день недели, на которую пришлась установленная дата, является рабочим для налоговой службы. На случай таких казусов предусмотрены правила определения исчисления сроков, действующих в российской системе налогообложения.

    2. Истечением определенного во времени налогового периода. Налоговые периоды могут определяться днями, месяцами, кварталами и годами.

    Если речь идет о днях, то стоит обращать внимание рабочие или календарные дни берутся в расчет. Исчисление сроков в календарных днях прямо прописано в ряде норм НК РФ. Календарные дни включают в себя и выходные и праздничные дни, которые у налогового органа считаются нерабочими, а соответственно последний день периода исчисляемого календарными днями подлежит переносу. Рабочие дни основываются на положениях трудового законодательства РФ, в соответствии с которым установлена пятидневная сорокачасовая рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье. Если налоговая норма не содержит, в каких днях исчисляется срок, то априори действует правило что в рабочих.

    Когда срок установлен в месяцах, кварталах или годах, то определение налогового периода и его окончание значительно проще.

    Месячный срок может соответствовать как календарному месяцу с 1-го по последнее число этого месяца либо приравниваться к месяцу, если его течение начинается не с 1-го числа, с любой другой даты, тогда последний день такого месяца будет приходиться на эту же дату следующего за ним месяца.

    Под налоговым кварталом подразумевается срок, составляющий три календарных месяца подряд, отсчитываемых с 1 января. Окончание квартального периода приходится на последний день последнего месяца квартала.

    Год в налоговом понимании – 12 месяцев, следующих друг за другом непрерывно и соответственно срок, исчисляемый годами, заканчивается в последний день последнего месяца года.

    Однако такое правило не применимо к сроку, исчисляемому календарным годом.

    3. Определением события, наступление которого неизбежно.

    В виду затруднительности определения конкретной даты для наступления отдельных налоговых обязательств, законодательно предусмотрено выполнение обязанности в течении оговоренного НК РФ срока, отсчет которого производится с наступления события, которое влечет налоговые обязательства.

    Установление подобных сроков наиболее характерно для налоговых вычетов с доходов физ.лиц, у которых есть дети. Срок течь начинает с момента появления ребенка, т.е. с того месяца, в котором он родился либо оформлен под опеку, и до достижения им определенного возраста либо кончины.

    Теоретически такие сроки подразделяются на:

    • абсолютно определенные;
    • относительно определенные;
    • неопределенные.

    В первом случае, срок, в течение которого налогоплательщик обязан выполнить обязанность, возникновение которой связано с наступление события оговоренного налоговым законодательством, оговорен либо конкретным временным промежутком либо конкретной датой. Например, ежеквартальное предоставление налоговых деклараций плательщиками НДС осуществляется до 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. До 28 числа отчетного периода вносятся авансовые платежи налога на прибыль. Месячный срок установлен для предоставления налоговой декларации представительством иностранной организации на территории РФ, которая прекратила свою деятельность до истечения налогового отчетного периода. Срок начинает течь со дня прекращения деятельности.

    Для второй группы событий свойственна меньшая определенность сроков, которые в законе выражается формулировками подобного рода «разумные сроки», «кротчайшие сроки». Подобных размытых формулировок все меньше и меньше встречается в законодательстве о налогах и сборах, однако отдельные положения все еще содержат такие не конкретизированные положения.

    Третья группа сроков самая проблематичная, поскольку фактически законом не предусмотрен индикатор времени по выполнению налогового обязательства, несмотря на то, что фактически подразумевается, что действие правоотношений ограниченно какими-то временными рамками.

    Правила определения истечения сроков в налоговом праве

    Помимо того, что налоговым законодательством установлены сроки, предусмотрены и правила их отсчета. Незнание правил, может привести к несвоевременному выполнению обязательств и повлечь административную ответственность, либо ответственность материального характера, заключающуюся в уплате пени, штрафа и т.д.

    Правилами определено, что срок, исчисление которого осуществляется неделями, месяцами, кварталами, годами начинает свое течение со дня, следующего за датой на календаре либо днем наступления события, с которым связана налоговая обязанность.

    При этом неделя равняется 5 рабочим дням, следующим непрерывно друг за другом, и заканчивается в пятый день недели.

    Месяц равняется календарному, и его окончание совпадет с последним днем месяца.

    Квартал – 3 календарных месяца подряд, начиная с 01.01. каждого года. Конец квартала совпадет с последним числом последнего месяца.

    Читайте так же:  Зона отселения выход на пенсию

    Год – за исключением календарного, это любые 12 месяцев подряд, окончание которого приходится на последнее число 12-го по счету месяца.

    Когда последний день установленного срока совпадает с выходным днем (нерабочий либо праздничный) имеет место его перенос на ближайший и следующий за ним рабочий день.

    Последний день сока истекает в полночь. Однако, учитывая, что график работы налоговой инспекции предусматривает рабочий день до 18.00, как правило, то обязательства, которые требуют совершения действий в самом налоговом органе, должны быть исполнены до конца рабочего дня инспекции последнего дня месяца.

    Если при выполнении обязательств использовались услуги почты или телеграфа и необходимые действия совершены также до полуночи последнего дня срока, то независимо от того, как скоро почта осуществит доставку переданных документов или денежных сумм, обязательство будет считаться исполненным в срок.

    Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

    Статьей 6.1. НК РФ определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

    Срок может быть определен:

    — календарной датой. В этом случае четко указан день совершения какого-либо действия, исполнения возложенной обязанности;

    — указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено (статьи 81, 113 НК РФ устанавливают следующие события: истечение срока подачи налоговой декларации, срока уплаты налога, окончание налогового периода);

    — периодом времени (в статьях 17, 55, 57 НК РФ речь идет о налоговом периоде, в статье 23 НК РФ — о периоде сохранности данных бухучета, в статье 89 НК РФ — о периоде времени, в течение которого проводится выездная налоговая проверка, и так далее).

    Период времени может исчисляться годами, кварталами, месяцами и днями.

    Пункт 3 статьи 6.1 НК РФ определяет срок, исчисляемый годами. При этом календарным считается год, начавшийся 1 января и окончившийся 31 декабря. В случае если срок исчисляется годами (за исключением календарного года), то речь идет о 12 месяцах, которые следуют подряд, при этом любые перерывы при подсчете нарушают правила указанной статьи.

    Пункт 4 статьи 6.1 НК РФ посвящен срокам, исчисляемым кварталами. Для целей налогообложения квартал считается равным трем месяцам, при этом не играет роли количество дней в месяце квартала. Если срок исчисляется кварталами, то он заканчивается или 31 марта, или 30 июня, или 30 сентября, или 31 декабря.

    Если при определении начала или окончания сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, возникают затруднения, можно обратиться к положениям статьи 192 ГК РФ (Приложение №2) (напрямую к налоговым отношениям не применяется), согласно которым:

    — срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

    — к сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами;

    — к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года;

    — срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока;

    — срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням;

    — если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;

    — срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

    Пунктом 5 установлено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

    Пункт 6 статьи 6.1 устанавливает, что все сроки, определяемые днями, исчисляются в рабочих днях, если только в самом НК РФ прямо не определено, что срок устанавливается в днях календарных.

    Это решает многие проблемы, связанные с исчислением сроков, например, при определении срока представления истребованных в порядке статьи 93 НК РФ документов в налоговый орган, срока выставления требования по итогам проверки, сроков получения документов по почте заказным письмом. Во всех этих случаях ранее не конкретизировалось, какие же дни — рабочие или календарные — имеются в виду, что служило причиной споров. Например, Минфин России в Письме от 10 апреля 2003 года №04-01-10/2-23 (Приложение №92) указывал: представить документы по требованию налогового органа (статьи 93 НК РФ) необходимо в течение пяти календарных дней (сейчас 10 дней). Теперь же эти сроки будут считаться именно в рабочих днях.

    В этой связи вносятся изменения в различные статьи частей первой и второй НК РФ. Например, в ряде случаев сроки, установленные ранее в днях, заменяются на сроки в месяцах (поскольку 30 рабочих дней — это больше, чем один календарный месяц). В иных случаях уточняется, что сроки будут считаться именно в календарных днях. Например, срок для подтверждения нулевой ставки НДС по-прежнему будет составлять 180 календарных дней.

    Следует также отметить, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Напомним, что согласно статье 111 Трудового кодекса Российской Федерации (Приложение №9) общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Как правило, вторым выходным днем признается суббота.

    Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации (Приложение №9) нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

    1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы;

    7 января — Рождество Христово;

    23 февраля — День защитника Отечества;

    8 марта — Международный женский день;

    1 мая — Праздник Весны и Труда;

    9 мая — День Победы;

    12 июня — День России;

    4 ноября — День народного единства.

    При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Порядок переноса праздничных дней ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Сроки, которые начали течь до 1 января 2007 года, будут считаться по старым правилам, то есть в календарных днях. Это предусмотрено пунктом 6 статьи 7 Федерального закона 137-ФЗ (Приложение №23).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

    Срок установлен и для налогового

    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

    Please enter your comment!

    Please enter your name here

    You have entered an incorrect email address!
    Please enter your email address here


    Раздел: Без рубрики