Роль налогов в формировании доходов бюджетов — 2021 год

Автор: | 16.06.2021

Самое важное от специалистов на тему: «Роль налогов в формировании доходов бюджетов». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Содержание

  • 29.Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней.

    Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней

    Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    — первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    — второй уровень — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    -третий уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе консолидированного бюджета РФ (федерального, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и их исполнение – сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране на следующий финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В рамках этой работы особые трудности связаны с планирование налоговых поступлений и их мобилизацией.

    При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней целесообразно классифицировать доходы по их видам.

    Налоги и сборы по иерархическим уровням управления (ст. 13-15 Налогового кодекса РФ) делятся на:

    федеральные: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль (доход) организаций, налог на доход от капитала, налог на доходы физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, госпошлина, федеральные лицензионные сборы;

    региональные: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, региональные лицензионные сборы; бюджет РМ формируется в основном за счет федеральных налогов.

    местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

    Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют НДС, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

    Подводя итоги роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней, можно сделать вывод о том, что доходная база местных бюджетов в основном определяется долями и суммами отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, а так же финансовой поддержки в форме дотаций, субвенций, трансфертов. Самым весомым налогом в формировании доходной части региональных и местных бюджетах является налог на доходы физических лиц. Значительную роль так же играют налог на прибыль и НДС.

    Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета РФ, так и бюджетов всех трех уровней. Объективное и эффективное распределение поступлений между бюджетами разных уровней представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что обеспечение темпов экономического развития страны может не совпадать с интересами и потребностями региональных властей для финансирования закрепленных сфер и предметов ведения, а также для решения локальных задач. В связи с этим неизбежно возникает проблема сбалансированности бюджетов каждого уровня. Одновременно с решением данной задачи распределения налоговых доходов должно обеспечивать и определенный уровень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, чего невозможно добиться без обеспечения их достаточным уровнем собственных налогов.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС


    8 800 350 84 37

    С 2005 года в РФ установлено распределение между бюджетами на постоянной основе всех федеральных налогов, но остаётся не решенной до конца проблема обеспечения собственными налогами и постоянными налоговыми доходами местных бюджетов. В частности, в систему местных налогов включено всего два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

    Список использованной литературы:

    Налоговый кодекс РФ,www.consultant.ru

    Налоги и налогооблажение.Учебник Тарасова В.Ф.,Владыка М.В.,2009г.

    Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов,2008г.

    Роль налогов в формировании бюджета

    Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Налоги — это основной источник средств, благодаря которому осуществляется материальное обеспечение деятельности органов государственной власти. Но налогов недостаточно, государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. Главные источники формирования денежных средств, имеющихся у государства – это налоги и займы (государственные долги). При займах усиливается налогообложение, т.к. долги приходится возвращать. Государство устанавливает налог в одностороннем порядке, не заключая договор с налогоплательщиком, А в случае уклонения от его уплаты, налог взыскивается в принудительном порядке.

    Налоги устанавливаются законодательными органами государства. Существует целый ряд платежей, (таких как: выдача лицензии, рассмотрение ходатайства и др.), которые обязательно уплачиваются в государственную казну или поступают в распоряжение государственных органов, они устанавливаются актами правительства или других органов исполнительной власти. В отличие от них налоги предназначены для потребностей государства и общества в целом. Налоги не имеют целевого характера.

    После поступления в общую сумму доходов бюджета, они распределяются на финансирование расходов государства в соответствии с принятыми планами и программами. Налоги зачисляются как в бюджет, так и во внебюджетные целевые государственные или местные денежные фонды. Другие виды платежей, такие как сборы, пошлины, являются платой государству за предоставленные услуги, но они обычно разовые, как и налоги, являются обязательными к уплате и вносятся в фонды.

    Налоги характеризуются следующими юридическими признаками:

    • они являются обязательными платежами;

    Подведем итог. Под налогами понимаются обязательные индивидуально безвозмездные платежи физических или юридических лиц, которые установлены представительными (законодательными) органами государственной власти или местного самоуправления с целью зачисления в казну государства или муниципального субъекта, имеющие строго определенные размеры и сроки уплаты.

    X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

    РОЛЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

    Местные налоги и сборы поступают в доход местных бюджетов, вводятся местными органами власти и взимаются на подведомственной им территории. Местные налоги появились вместе с появлением государства и были использованы в качестве основного финансового источника для обеспечения местных потребностей. Они взимаются на всей территории РФ и обеспечивают реальную финансовую автономию органов местного самоуправления и местных органов государственной власти [4, с.43].

    Читайте так же:  Субсидия на приобретение сельскохозяйственной техники

    По своему содержанию это единственный институт налогового права, на формирование которого муниципальные органы могут оказывать непосредственное влияние. Однако при наличии нереализованного потенциала в данной сфере роль местных налогов при формировании доходов местных бюджетов в настоящее время невелика [2].

    В настоящее время к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. С 1 января 2015 года был добавлен торговый сбор. Введение местных налогов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты [1].

    Проблема местного налогообложения весьма актуальна для российской экономики. Для того чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу. Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей. При этом органы местного самоуправления обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории [3]

    Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл.1

    Таблица 1. Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

    Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ

    Элементы налога, определяемые НПА представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

    — порядок и сроки уплаты;

    -налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

    В России насчитывается 85 субъекта, в которых 22,3 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов. Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов [5].

    Одна из проблем, которая интересует широкий круг налогоплательщиков — физических лиц, это порядок и правильность исчисления имущественных налогов. Для усовершенствования информационного обмена между налоговыми органами и вышеуказанными органами в области исполнения обязанности по уплате местных налогов необходимо осуществить ряд мероприятий. Так, в отношении налога на имущество физических лиц необходимо уточнить методику оценки недвижимого имущества и перечень органов, которые занимаются данной оценкой. Кроме того, следует разрешить существующие противоречия в области передачи информации на объекты недвижимости для устранения возникающих ошибок в начислении налога

    Основной проблемой местного налогообложения на сегодняшний день является дефицит местных бюджетов, и формирование их доходной части за счет малой доли отчислений от федеральных налогов и сумм местных налогов. Среди проблем в области местного налогообложения следует выделить наличие препятствий в части формирования налогооблагаемой базы по местным налогам, а так же определенное несовершенство системы администрирования местных налогов [2].

    Для решения этих проблем необходимо предпринять следующие шаги:

    — упорядочить процесс оценки налогооблагаемой базы по местным налогам;

    — оптимизировать налоговое администрирование: ввести в структурах муниципалитетов институт сборщиков налогов, обеспечить качественный обмен информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами.

    Таким образом, в России доля местных налогов крайне мала, что соответственно приводит к увеличению дотационности местных бюджетов и снижает их экономическую самостоятельность. Поэтому одним из направлений совершенствования налогового механизма должно стать возрастание доли местных налогов в бюджетах муниципальных образований при условии сохранения правового единства в налоговой системе в целом [2].

    Список используемой литературы:

    1. Джамурзаев Ю.Д., Мусаелян А.К.- Местное налогообложение на современном этапе реформирования налоговой системы// Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию.- 2016.-№1.-с.59-63

    2. Солодовникова О.А.- Правовое регулирование местных налогов в Российской Федерации: проблемные вопросы// В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. 2017. С. 259-261.

    3. Чернышова Н.С., Хардикова Л.Н.- Роль местных налогов в бюджете Российской Федерации// В сборнике: МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 318-321.

    4. Шаров В.Ф. Региональные и местные налоги: Учебное пособие. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 227 с.

    Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации

    Рубрика: Финансы, деньги и кредит

    Дата публикации: 09.06.2019

    Статья просмотрена: 264 раза

    Библиографическое описание:

    Кипкеева А. М. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2019. — №4. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/132/4270/ (дата обращения: 09.01.2020).

    В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.

    Ключевые слова: косвенные налоги, налог на добавленную стоимость, акцизы, прямые налоги, консолидированный бюджет Российской Федерации.

    Косвенные налоги играют важную роль в налоговой системе РФ. Наиболее существенным из косвенных налогов является НДС. Косвенные налоги несут в себе ярко выраженную фискальную и регулирующую функцию. Система косвенного налогообложения является наиболее удобной для мобилизации доходов в бюджет. К основным преимуществам косвенного налогообложения в РФ можно отнести:

    − быстрое поступление в бюджетную систему РФ;

    − так как косвенные налоги распространяются на товары народного потребления, то велика вероятность их полного поступления в бюджетную систему РФ.

    К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

    Рассмотрим динамику поступлений по косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ за 2015–2017 годы.

    Динамика поступлений по косвенным налогам вконсолидированный бюджет РФ, млрд. руб. [1]

    2016 г. к 2015 г

    Читайте так же:  Возражение на исковое заявление алименты супруге

    НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

    НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

    Поступления по НДС подразделяются на два вида:

     НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ:

     НДС на товары, ввозимые на территорию РФ.

    Наиболее существенным с точки зрения поступлений в бюджетную систему РФ является НДС.

    По данным таблицы 1 динамика поступлений по косвенным налогам за 2015–2016 годы увеличились на 279,5 млрд. руб. или на 13,8 %, за 2016–2017 годы имеют тенденцию к увеличению на 455,5 млрд. руб. или на 16,0 %. Также по данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ имеет НДС на товары (работы и услуги) реализуемые на территории РФ. Так, поступления по НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ за 2015–2016 годы увеличились на 209,1 млрд. руб. или на 8,5 %, а за 2016–2017 годы 412,5 млрд. руб. или на 15,5 %. Поступления по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, за анализируемые 2015–2017 годы увеличились на 24,7 млрд. руб. или на 17,9 %. Поступления по акцизам также имеют тенденцию к росту. За 2015–2016 годы 27,6 % и за 2016–2017 годы на 17,6 %.

    Итак, по представленным данным можно сделать вывод, что в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ по косвенным налогам наибольший удельный вес занимает НДС. Далее рассмотрим динамику задолженности в бюджетную систему РФ за 2015–2017 годы, представленные нами в таблице 2.

    Задолженность по косвенным налогам вбюджетную систему Российской Федерации, тыс. руб. [1]

    2016 г. к 2015 г

    НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

    НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

    Как показывают данные таблицы 2, задолженность перед бюджетом РФ по НДС на товары (работы, услуги) за 2015–2016 годы увеличились на 92207,7 тыс. руб. на 165548,1 тыс. руб. или на 35,4 %. Задолженность перед бюджетом РФ по НДС на товары, ввозимые на территорию России, за 2015–2016 годы также имеют тенденцию к росту на 92383,6 тыс. руб. или на 24,7 %, а за 2016–2017 годы наблюдается снижение уровня задолженности на 165242,1 тыс. руб. или на 35,4 %. Наибольший удельный вес задолженности наблюдается по акцизам в 2016 году, который составил 83529,0 тыс. руб. И, так, задолженность по акцизам за 2015–2016 годы увеличилась на 37991,9 тыс. руб. или на 83,4 %, а за 2016–2017 годы уровень задолженности снизился на 70370,0 тыс. руб. или на 84,2 %.

    Структура начислений ипоступлений, по косвенным налогам вконсолидированный бюджет РФ, млрд. руб. [1]

    НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

    НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

    По данным таблицы 3 видно, поступления по косвенным налогам за анализируемый период имеют тенденцию к увеличению. Так, например, поступления по косвенным налогам за исследуемый период увеличились 497,7 млрд. руб. или на 32 %. Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ имеет НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ. Так, поступления по НДС на товары (работы, услуги) за 2015–2017 гг. увеличились на 25,4 %, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличились на 17,4 % и акцизы на 50,0 %.

    Для более наглядности проведем сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ (рисунок 1).

    Рис. 1. Структура поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ за 2015–2017 гг., млрд. руб. [1]

    По данным рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за исследуемый период занимают прямые налоги. Однако, стоит отметить и тот факт, что за рассматриваемый период поступления по прямым налогам имеют тенденцию к снижению. Так, например, за 2015–2017 гг. поступления по прямым налогам снизились на 6,7 %.

    Поступления по косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ имеют тенденцию к увеличению. За 2015–2017 гг. увеличилось на 32,0 %.

    Таким образом, прямые налоги, уплачиваемые организациями, играют значительную роль в формировании доходов консолидированного бюджета РФ. В структуре поступлений по косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ наибольший удельный вес имеет НДС.

    Дальнейшее увеличение налоговых доходов связано с преодолением кризисных явлений в российской экономике, укреплением налоговой базы по основным федеральным, региональным и местным налогам.

    1. Федеральная налоговая служба России [Официальный сайт]. — Режим доступа: htt:// www.nalog.ru/ (дата обращения: 02.06.2019).

    Ключевые слова

    Похожие статьи

    Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской.

    Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет

    Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль

    Рис. 3. Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам).

    Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета

    В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и

    Исполнение бюджета по доходам. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые

    Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ.

    Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль.

    Ключевые слова: бюджет РФ, консолидированный бюджет РФ, налог на прибыль, доходы и расходы бюджета РФ, прогноз налога на прибыль. В соответствии со статьей Бюджетного кодекса РФ, консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней, который.

    Анализ и оценка деятельности налоговых органов по.

    Структура задолженности по налогам исборам вконсолидированный бюджет РФ вдинамике за

    Таблица 1. Удельный вес задолженности по налогам и сборам в консолидированный

    Ключевые слова: бюджет РФ, консолидированный бюджет РФ, налог на прибыль, доходы.

    Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

    Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база. Одну из главных ролей в построении и развитии экономической структуры любого общества на современном этапе.

    Налоговые поступления как источник доходной части бюджета.

    консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд. Налоговые поступления как источник доходной части бюджета. Динамика доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 1.

    Читайте так же:  Решение алименты на бывшую супругу

    Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

    Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он

    Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в.

    Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов органов власти и бюджетов

    Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей.

    Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

    В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.

    Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней. — Ответы на экзамен по Теории и истории налогообложения

    Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

    Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, политическую, социальную и др.

    Отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др.функций государства. Важными «кровеносными артериями» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

    Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Дело в том, что государство, являясь важнейшим общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода (в современном обществе у государства есть доходы, принадлежащим ему акциям, а также доходы, создаваемые в гос. секторе экономики, однако объем указанных доходов несопоставим с объемом гос. расходов).

    Совокупный доход общества создается в рамках индивидуальных хозяйств, которые ведутся экономически обособленными субъектами. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг, а также в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство может получать денежные средства, необходимые для осуществления своей деятельности, только через изъятие части доходов, сформированных в рамках индивидуальных хозяйств.

    Т.о. через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества м/у реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части государства. Т.о., изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

    Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования гос.доходов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие определенных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а в микроэкономическом аспекте налог-это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

    В НК РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО. Иными словами, налог основывается на принципах:

    — обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;

    — индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

    — безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав,, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

    — отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физ.лицу.

    Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

    В НК РФ дается и определение понятия «сбор» — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ.лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, ОМСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

    Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж д.б. законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

    Кроме того. Данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения.

    Подобная увязка ограничивает возможность уплаты налога в других формах. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не м.б. и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в СРП, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

    И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физ.лицам на праве собственности, хоз.ведения или оперативного управления денежных средств противоречит КРФ, поскольку согласно КРФ лишение имущества м.б. произведено только лишь по решению суда.

    Т.о., можно дать следующее определение: налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО (Пансков).

    По мнению Курочкина В.В., Осетровой Н.И. наиболее научной понятной является дефиниция налога, которая была дана в законе «Об основах налоговой системы в РФ» 1991г., где под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимался «обязательный внос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

    Читайте так же:  Налоговый учет амортизации у лизингополучателя

    В настоящее время формирование доходной базы бюджетов всех уровней осуществляется в соотв. С БКРФ в статьях 10,50,56, 61.

    БК РФ определяет доходы:

    Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

    В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

    налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

    налога на прибыль организаций при 3.

    В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

    В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

    налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

    налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;

    налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

    акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;

    акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;

    акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;

    акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

    акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;

    акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

    акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

    регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

    регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

    регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

    сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;

    сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;

    водного налога — по нормативу 100 процентов;

    государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) — по нормативу 100 процентов.

    Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

    1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

    налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;

    налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;

    транспортного налога — по нормативу 100 процентов.

    5.Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

    Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений

    1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

    земельного налога — по нормативу 100 процентов;

    налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

    Статья 61.1. Налоговые доходы муниципальных районов

    Статья 61.2. Налоговые доходы бюджетов городских округов

    Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней. — Шпаргалки по теории и истории налогообложения

    Взаимосвязь финансов и налогов. Налоги в экономической системе государства. Налоги в макроэкономическом аспекте. Значение налогов в доходах государства. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества. Бюджетный кодекс Российской Федерации о налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и районов. Налоговый потенциал территории.

    Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

    Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

    Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

    Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

    Читайте так же:  Заполнение декларации по возврату подоходного налога

    Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

    Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

    Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также историей становления системы налогов.

    Налоги направляются на финансирование расходов, связанных с обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования, культуры, науки, содержанием органов управления и т.д.

    Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

    • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
    • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
    • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
    • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
    • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

    Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

    Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения определяются Налоговым кодексом РФ. Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

    При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы необходимо, прежде всего, классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Закон Российской Федерации от 7 мая 2002 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»» внес изменения в БК РФ и предусматривает следующие элементы классификации доходов бюджетов:

    – доходы целевых бюджетных фондов;

    – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы. Налоговые доходы, как правило, составляют более 90% доходной базы бюджета. Это вызвано свойствами налога, которые были подробно рассмотрены в Главе 1.

    К неналоговым доходам относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; займы; доходы от денежной эмиссии; доходы от приватизации;

    К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

    Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней в случае внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство РФ, происшедших после утверждения закона о бюджете и потому не учтенных в законе, а также при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов.

    НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — предельно возможный объем налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам (по их предельному уровню) и предназначенных для зачисления в бюджетную систему. Н.п. РФ складывается из совокупности Н.п. субъектов РФ, в свою очередь Н.п. субъекта РФ есть совокупность Н.п. его муниципальных образований. Н.п. муниципального образования определяется суммой налогов, сборов и других обязательных платежей, которые начисляются и уплачиваются налогоплательщиками, зарегистрированными на его территории.

    Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:

    1. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах территориального бюджета в пределах 90 %), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.

    Остальные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, отнесены к категории “прочие налоги и сборы”. По ним налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.

    2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

    В качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы используются данные отчета налоговых органов по форме 5-НБН за отчетный и текущий периоды. При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:

    — оценку макроэкономической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах с учетом различия их географических и социально-экономических условий в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития;

    — оценку результатов изменения налогового законодательства;

    — прогноз оценки развития отраслей экономики страны с учетом отраслевой структуры региона.

    3. Налоговый потенциал муниципального образования по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости (по данным отчета налоговых органов по форме 1-НМ) по каждому виду основных налогов;

    4. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен;

    5. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме налоговых потенциалов по основным и прочим видам налогов.

    Налоговый потенциал = Распределение регионов по объему налоговых поступлений

    в расчете на душу населения с учетом прожиточного минимума в 2009 г.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    (Значение показателя по Москве составило 281%, Ямало-Ненецкому АО – 462%, Ханты-Мансийскому АО – 517%.)

    Роль налогов в формировании доходов бюджетов

    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

    Please enter your comment!

    Please enter your name here

    You have entered an incorrect email address!
    Please enter your email address here


    Раздел: Без рубрики