Самое важное от специалистов на тему: «Постановка на налоговый учет нерезидента». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 ФНС России рассказала об открытии иностранной организацией счетов в банках
- 2 Энциклопедия решений. Постановка на учет и снятие с учета в налоговых органах иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ
- 3 Постановка на налоговый учет нерезидента
- 4 Постановка иностранных организаций на учет как налоговых резидентов
- 5 Server Error in ‘/’ Application.
- 6 Постановка на налоговый учет нерезидента
- 7 Постановка на налоговый учет нерезидента
- 8 Учет иностранных организаций в связи с открытием ими счетов в банках на территории РФ
- 9 Налоговое резидентство организаций
ФНС России рассказала об открытии иностранной организацией счетов в банках
matehavitaliy/ Depositphotos.com |
При предъявлении иностранной организацией, не указанной в подп. 1 п. 1 ст. 86 Налогового кодекса, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе банк открывает счета, депозиты, предоставляет право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Это же требование распространяется и на филиал иностранной организации, в том числе который находится вне юрисдикции иностранной организации. Повторная постановка на учет в налоговом органе иностранного юрлица не осуществляется, если иностранная организация открывает новый счет в том же банке или его филиале, а также в другом банке, состоящем на учете в налоговом органе, который ранее осуществил постановку на учет этой иностранной организации в связи с открытием ей счета в банке.
Налоговое ведомство отметило, что в определенных случаях иностранное юрлицо должно встать на учет в налоговый орган по месту постановки на учет такого банка или его филиала (п. 16 Приказа Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»). Например, при отсутствии основания у иностранного юрлица встать на учет по месту осуществления его деятельности или по месту нахождения отделения на территории РФ.
Обязан ли банк сообщить в налоговый орган об открытии счета эскроу с указанием сведений о владельце счета (депоненте)? Узнайте из материала «Счета, сведения об открытии (закрытии) которых банк обязан сообщить налоговому органу» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
ФНС России указала, что перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета юрлицу, которое имеет место нахождения за пределами территории РФ и создано по законодательству иностранного государства, для совершения операций обособленным подразделением иностранной организации (филиалом, представительством) содержится в п. 4.4 Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». Например, положение об обособленном подразделении, документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юрлица.
Энциклопедия решений. Постановка на учет и снятие с учета в налоговых органах иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ
Постановка на учет и снятие с учета в налоговых органах иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ
С 1 января 2015 года иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым имеется действующий международный договор РФ по вопросам налогообложения, и осуществляющая деятельность в России через обособленное подразделение, может быть признана налоговым резидентом РФ по результатам проведения мероприятий налогового контроля либо самостоятельно признать себя таковым, а также отказаться от статуса резидента (в случае, если иностранная организация ранее самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ) (п. 7 ст. 246.2 НК РФ).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Наличие статуса налогового резидента означает, что:
— налогообложение прибыли от деятельности иностранной организации осуществляется в соответствии с НК РФ;
— иностранная организация, при условии соблюдения ею законодательства РФ в отношении налоговых резидентов, не признается контролируемой иностранной компанией на основании ст. 25.13 НК РФ.
Постановка на учет, снятие с учета иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ, осуществляются налоговым органом на основании заявления, предусмотренного п. 8 ст. 246.2 НК РФ (п. 4.5 ст. 84 НК РФ). Указанное заявление подается иностранной организацией в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации (при наличии нескольких обособленных подразделений — в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац шестой п. 8 ст. 246.2 НК РФ). Признать себя налоговым резидентом иностранная организация вправе либо с 1 января календарного года, в котором представлено заявление, либо с момента представления в налоговый орган такого заявления.
Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом РФ, вправе отказаться от этого статуса на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента РФ (четвертый абзац п. 8 ст. 246.2 НК РФ).
Форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) утверждена приказом ФНС России от 23.12.2015 N ММВ-7-17/[email protected]
При этом ни порядок, ни сроки регистрации иностранных организаций в качестве налоговых резидентов РФ пока не установлены. В письме от 01.09.2015 N 03-08-05/50318 Минфин России сообщает, что в настоящее время вносятся изменения в Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций. утвержденные приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, предусматривающие постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ в самостоятельном порядке.
Постановка на налоговый учет нерезидента
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Иностранная организация (Франция) оказывает услуги российской организации, в налоговых органах РФ на учете не состоит.
В соответствии с условиями лицензионного договора оказываются следующие услуги:
— предоставление российской организации неисключительных прав использования отснятого материала (видео) на российском телевидении. При этом предоставление прав осуществляется как через предоставление IP-адреса для скачивания видеоматериала, так и видеоматериал может предоставляться на магнитных носителях;
— предоставление доступа через Интернет (предоставление IP-адреса) к видео- и фотоматериалам в целях использования его российской организацией в своих целях (рекламных).
Каков порядок исчисления НДС в рассматриваемой ситуации в 2018 и 2019 годах?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
У российской организации возникает обязанность налогового агента при приобретении у иностранной организации фото- и видеоматериалов на магнитных носителях.
Если доступ к фото- и видеоматериалам осуществляется через сеть Интернет (электронные услуги), то у российской организации с 1 января 2019 года при приобретении таких услуг отсутствует обязанность налогового агента в части приобретения электронных услуг.
Несмотря на то, что данные операции оказываются на основании лицензионного договора, организация лишена возможности воспользоваться освобождением от НДС. В противном случае предвидим высокую вероятность претензий со стороны налоговых органов.
К сведению:
Нормы главы 4 НК РФ предусматривают возможность участия иностранной организации, которая обязана встать на учет в налоговый орган и исполнять обязанности налогоплательщика НДС на основании ст. 174.2 НК РФ, через законного или уполномоченного представителя.
В силу п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 2 ст. 163, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, представитель такой иностранной компании может осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выданной в простой письменной форме.
Как указано на сайте ФНС России*(4), «если совершаются единичные сделки внутри холдинга, то иностранная организация — продавец может завести личный кабинет не самостоятельно, а с помощью представителя. Такая компания вправе уполномочить взаимозависимую российскую организацию — покупателя зарегистрировать ее в налоговом органе, представлять за нее налоговые декларации и платить налог».
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;
— Энциклопедия решений. Место реализации работ и услуг для целей НДС;
— Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании с 2019 года;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
26 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Постановка иностранных организаций на учет как налоговых резидентов
В письме ФНС от 14 марта 2016 г. N ГД-4-14/[email protected] сообщается об учете иностранных организаций в качестве налоговых резидентов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 4.5 статьи 83 Кодекса постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации).
Форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) (далее — Заявление), утверждена приказом ФНС России от 23.12.2015 N ММВ-7-17/[email protected]
Заявление представляется иностранной организацией в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации (при наличии нескольких обособленных подразделений — в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) (пункт 8 статьи 246.2 Кодекса).
Иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (пункт 8 статьи 246.2 Кодекса).
В этой связи датой постановки на учет является дата, указанная в Заявлении, — 1 января календарного года, в котором представлено Заявление, либо дата представления Заявления в налоговый орган.
При постановке на учет в налоговом органе иностранной организации используется ИНН, ранее присвоенный этой организации, но при этом присваивается соответствующий данному случаю код причины постановки на учет (КПП), пятый и шестой разряды которого имеют значение 88 (постановка на учет иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации).
Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом Российской Федерации, вправе отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента Российской Федерации (пункт 8 статьи 246.2 Кодекса).
Датой снятия с учета является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии иностранной организации с учета на основании Заявления.
Постановка на учет (снятие с учета) иностранной организации осуществляется на основании Заявления в срок, установленный Кодексом. В тот же срок налоговым органом выдается иностранной организации соответственно Уведомление о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе по форме N 11УП-Учет либо Уведомление о снятии с учета иностранной организации в налоговом органе по форме N 11УС-Учет (утверждены приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/[email protected]).
В Уведомлении о постановке на учет по форме N 11УП-Учет в строке «на основании сведений» указывается: «о признании себя налоговым резидентом РФ».
В Уведомлении о снятии с учета по форме N 11УС-Учет в строке «на основании сведений» указывается: «об отказе от статуса налогового резидента РФ».
Server Error in ‘/’ Application.
Runtime Error
Description: An application error occurred on the server. The current custom error settings for this application prevent the details of the application error from being viewed remotely (for security reasons). It could, however, be viewed by browsers running on the local server machine.
Details: To enable the details of this specific error message to be viewable on remote machines, please create a tag within a «web.config» configuration file located in the root directory of the current web application. This tag should then have its «mode» attribute set to «Off».
Notes: The current error page you are seeing can be replaced by a custom error page by modifying the «defaultRedirect» attribute of the application’s configuration tag to point to a custom error page URL.
Постановка на налоговый учет нерезидента
В соответствии с российским законодательством учёту подлежат все организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и сборов или налоговыми агентами. Вне зависимости от того, российские это субъекты или иностранные.
Однако в порядке постановки на налоговый учёт иностранной компании имеются свои особенности:
- Постановка иностранной компании на налоговый учёт является обязательной в том случае, если деятельность этой компании приводит к образованию постоянного представительства;
- Постановка на учёт по причине владения недвижимостью, не требует от иностранной компании заявления или уведомления. Постановка нерезидента на налоговый учёт осуществляется на основании данных, полученных от госорганов;
- Постановка на учёт для открытия иностранной компанией расчетного счета в российском банке производится на основании заявления в налоговую инспекцию;
- Дополнительно к перечню документов, необходимых при регистрации, представляется свидетельство, подтверждающее аккредитацию обособленного подразделения;
- В результате постановки на налоговый учёт иностранной компании выдаётся свидетельство с присвоенным этой организации ИНН и КПП.
Налоговые органы зачастую неправомерно требуют подтверждения аккредитации даже при регистрации подразделений, не имеющих статуса филиала или представительства. Это значительно увеличивает сроки постановки на налоговый учёт нерезидента.
Наибольшей сложностью при выяснении необходимости постановки на налоговый учёт нерезидента является определение, приводит ли деятельность компании к образованию постоянного представительства.
Эксперты нашей компании ««Бухгалтерия ПРОФ»» проведут анализ деятельности компании с учетом выполняемых функций, используемых активов и принимаемых коммерческих рисков. На основании проведённого анализа вы получите квалифицированную рекомендацию и помощь в оформлении необходимых документов.
Постановка на налоговый учет нерезидента
Постановка на налоговый учет нерезидента
Оказываем услуги по постановке на налоговый учет иностранного юридического лица (предприятия — нерезидента РФ) с целью открытия счета в банке на территории РФ
Подготовка документов для постановки на учет
Подготовка заявления в ИФНС для постановки на налоговый учет нерезидента
Постановка на учет в ИФНС по доверенности
Постановка на налоговый учет нерезидента под ключ
Подготовка заявления в ИФНС для постановки на налоговый учет нерезидента
Постановка на учет в ИФНС по доверенности
Срок постановки на налоговый учет нерезидента – 5 рабочих дней с момента подачи документов в ИФНС.
Шаги для постановки на налоговый учет нерезидента
Выбрать услугу и связаться с нами одним из удобных способов:
- *) Справка из налогового органа страны происхождения иностранного юридического лица о его регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика).
- *) Учредительные документы иностранного юридического лица – нерезидента (Устав, Учредительный договор и т.п.).Если участником (акционером) иностранной организации является юридическое лицо, представляется также свидетельство или выписка из реестра акционеров этого юридического лица.
- *) Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации (свидетельство о регистрации и т.п.).
- *) Доверенность от иностранного юридического лица – нерезидента уполномоченному лицу на ведение дел на территории РФ, с правом передоверия части полномочий другим лицам.
- Название банка на территории РФ, в котором иностранное юридическое лицо собирается открывать счет.
*) Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверении апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации.
К оригиналам иностранных документов подшивается нотариально заверенный перевод на русский язык. С оригиналов с подшитым переводом делается необходимое количество нотариально заверенных копий (не менее 2-х).
Примечание. В Доверенности подписи и полномочия подписантов должны быть нотариально удостоверены, подпись нотариуса – заверена апостилем.
- Проконсультируем по форме и составу документов для постановки на налоговый учет нерезидента;
- Подготовим заявление в ИФНС;
- Подготовим доверенность нашему сотруднику на ведение дел в ИФНС;
- Подадим и получим документы о постановке на учет нерезидента по доверенности.
- Свидетельство, выданное ИФНС, о постановке на налоговый учет нерезидента (ИНН)
Почему с нами комфортно ставить на налоговый учет нерезидента
Мы одна из старейших компаний на российском рынке юридических услуг. Работаем с 1993 г
Профессиональный подход и высокий уровень сервиса для всех наших клиентов
Тщательное и ответственное отношение к делу в решении текущих и нестандартных задач
Подробно о постановке на налоговый учет юридического лица — нерезидента РФ
Наша организация оказывает услуги по постановке на налоговый учет нерезидента.
Постановка на налоговый учет нерезидента Российской Федерации может происходить по различным основаниям. Согласно приказу Минфина РФ №117н от 30 сентября 2010 года постановка на учет иностранных юридических лиц необходима в следующих случаях:
1) При открытии расчетного счета на территории РФ. Если иностранное юридическое лицо намерено открыть счет на территории РФ, то постановка на налоговый учет происходит по месту нахождения банка, в котором планируется открыть расчетный счет. Это наиболее часто используемое основание для постановки на учет иностранной организации – нерезидента.
2) В случае приобретения недвижимого имущества на территории РФ. При наличии у иностранной организации недвижимого имущества на территории РФ постановка ее на налоговый учет производится по месту нахождения этого имущества. Организация ставится на учет автоматически на основании сведений, направляемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость.
3) При необходимости ведения предпринимательской деятельности на территории РФ. В этом случае коммерческая организация, осуществляющая свою деятельность через обособленное подразделение в форме филиала или представительства, должна пройти аккредитацию в МИФНС №47. Подробнее об открытии представительств и создании филиалов иностранных компаний читайте здесь: аккредитация представительства; аккредитация филиала.
Московская юридическая компания «ЮРКОМ-КОНСАЛТИНГ» предоставляет полный комплекс услуг по постановке на налоговый учет иностранной организации – нерезидента с целью открытия расчетного счета на территории РФ. Обращайтесь!
Учет иностранных организаций в связи с открытием ими счетов в банках на территории РФ
Несмотря на то обстоятельство, что НК РФ не определяет факт открытия организациями счетов в банках в качестве основания для постановки на учет, необходимость установить порядок учета, в связи с открытием иностранными организациями счетов в банках на территории Российской Федерации, тем не менее, существует и определена наличием статья 86 НК РФ. Так, в соответствии с этой статьей, банки открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Эта норма предопределяет необходимость получения иностранными организациями, не имеющими в Российской Федерации своих обособленных подразделений, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации (например, в целях инвестирования в Российскую Федерацию), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, и соответственно ведение такого учета по самостоятельному основанию. В противном случае, то есть без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, никакой банк на территории Российской Федерации в нарушение действующего законодательства иностранной организации счет не откроет.
Необходимо отметить, что учету, в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, подлежат только те иностранные организации, которые не имеют оснований для постановки на учет, рассмотренных разделом 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. То есть иностранные и международные организации, вставшие на учет в налоговом органе в связи с наличием в Российской Федерации обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств, при открытии в дальнейшем счетов в банках на территории Российской Федерации учету не подлежат.
В связи с этим, если организация стоит на учете в налоговых органах, в связи с наличием у нее недвижимого имущества на территории Российской Федерации, непостановка на учет в налоговых органах при открытии счета не может служить причиной отказа в открытии банковского счета. В этом случае свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД, выданное в связи с наличием у иностранной организации недвижимого имущества на территории Российской Федерации, применяется во всех случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе и для открытия счетов в банках. Для иностранных и международных организаций (включая банки и иные финансово — кредитные учреждения), открывающих счета в рублях или в иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации, не осуществляющих в России деятельности, установлен простейший порядок учета в налоговом органе и получения ими свидетельства о постановке на учет.
Учет иностранных и международных организаций, не имеющих отделений в Российской Федерации, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с разделом 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
При отсутствии оснований для постановки на учет, в связи с открытием отделения, владением транспортным средством и недвижимым имуществом, иностранные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором им открывается счет.
Иностранные организации подлежат учету в налоговых органах при открытии ими счетов в рублях или в иностранной валюте.
ОТКРЫТИЕ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕРВОГО СЧЕТА В БАНКЕ
Иностранные организации представляют следующие документы в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет
- Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;
- справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
При этом, налоговый орган в целях открытия счетов в банках на территории Российской Федерации выдает иностранной (международной) организации Свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ с указанием в нем кода иностранной организации (КИО) и кода причины постановки на учет (КПП).
Компания, зарегистрированная по законодательству Британских Виргинских островов, открывает в Российской Федерации текущий валютный счет. В связи с этим, иностранная организация подлежит учету в налоговых органах при открытии счетов в рублях или в иностранной валюте.
В случае открытия в последующем иностранными (международными) организациями, упомянутыми в пункте 3.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, счетов в банках (филиалах), поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал первоначальное Свидетельство указанным организациям, в связи с открытием ими счетов, такие организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала), открывающего счет.
В этих целях в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, представляются следующие документы:
- Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;
- справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием КИО и КПП.
В некоторых случаях иностранные организации открывают несколько счетов в том же банке или в других банках.
В этом случае, если иностранная (международная организация) уже получила свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ в целях открытия первого счета (рублевого или валютного) в банке, то в последующем, при открытии такой организацией второго и любого последующего счета в том же банке или ином банке, состоящем на учете в том же налоговом органе, выдача еще одного свидетельства не производится.
При открытии такой организацией второго и любого последующего счета в том же банке или ином банке, состоящем на учете в том же налоговом органе, допускается представлять уже имеющееся Свидетельство об учете в налоговом органе. Соответственно, не требуется предоставления в налоговый орган нового комплекта документов, определенных в пункте 3.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Достаточно в банк, в котором открывается банковский счет, представить ранее выданное Свидетельство по форме 2402ИМ.
Если же организация планирует открыть счет в банке, который находится на территории другого налогового органа, в котором организация не стоит на учете, то для открытия счета в таком случае организации следует встать на учет в налоговом органе по месту постановки на учет данного банка. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранных организаций в течение 5-ти дней со дня подачи ими заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов. Это общее положение, применяемое ко всем случаям постановки на учет иностранных организаций, предусмотренным Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, касается в том числе и подачи Заявления о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ, представляемого иностранной организацией для открытия счетов в российских банках.
Именно в течение этого срока иностранные организации подлежат учету в налоговом органе в связи с открытием ими счетов в банках на территории России.
Следует иметь в виду, что банк, в котором иностранная организация открыла счет, может быть признан крупнейшим налогоплательщиком в соответствии с Критериями отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного и регионального уровней» (утв. Приказом МНС Российской Федерации от 16 апреля 2004 года №САЭ-3-30/[email protected] «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональных уровнях»).
В связи с этим признанием, осуществляется перевод банка на учет в другой налоговый орган по работе с крупнейшими налогоплательщиками.
В соответствии с существующим порядком иностранные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором они открывают счета в рублях или иностранной валюте. Поэтому, в целях проведения налогового контроля, иностранные организации подлежат учету в том налоговом органе, в котором поставлен на учет банк.
Управление МНС России по субъекту Российской Федерации должно определить место учета иностранной организации — налоговый орган по работе с крупнейшими налогоплательщиками на основании пунктов 1.4 и 1.6 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций и проинформировать иностранную организацию о принятом решении относительно указанного налогового органа.
Отметим, что в случае открытия депозитного счета в банке, иностранная организация не обязана осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка, то есть на этот случай требования раздела 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций не распространяются.
Это непосредственно следует из следующих положений. На основании пункта 1 статьи 86 НК РФ иностранная организация должна представить в банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в целях открытия счетов. При этом пункт 2 статьи 11 НК РФ дает понятие счетов (счета) как расчетных (текущих) и иных счетов в банках, открытых на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ГК РФ депозитные счета открываются на основании договора банковского вклада. В связи с этим депозитный счет не входит в понятие банковского счета в смысле налогового законодательства.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАННОСТЬ УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ У ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Если иностранная организация не осуществляет деятельность в Российской Федерации и не имеет на ее территории недвижимого имущества и транспортных средств, которые подлежат учету в налоговых органах, то она может учитываться в налоговом органе только в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации и иметь Свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ. При этом, осуществляя операции, иностранная организация может создать отделение на территории Российской Федерации и начать осуществлять деятельность через данное отделение.
Если в результате проведения иностранными организациями операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие организации подлежат постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктами 2.1 и 2.3 настоящего Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций в течение 30 дней с момента возникновения такой обязанности (пункт 3.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).
В связи с началом осуществления деятельности в Российской Федерации через отделение, иностранная организация производит постановку на учет по данному основанию.
При данных обстоятельствах, ранее выданные иностранным организациям Свидетельства об учете по форме 2402ИМ в налоговом органе признаются недействительными и подлежат возврату в соответствующий налоговый орган на основании пункта 7.6 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Указанное Свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ(2000) (Приложение №9 к Положению об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций) подлежит замене на Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД(2000).
В случае закрытия счетов вышеназванными иностранными (международными) организациями, они обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счета информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме 2303ИМ.
Налоговое резидентство организаций
Концепция «налогового резидентства» организаций – это новый, дополнительный инструмент, введенный в НК РФ Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ с целью распространить российскую налоговую юрисдикцию на возможно большее число субъектов.
Режим налогового резидентства РФ является альтернативным по отношению к режиму контролируемых иностранных компаний (то есть признание иностранной компании налоговым резидентом РФ и соблюдение ею налогового законодательства РФ в этом статусе должно исключать применение к ней правил налогообложения КИК). Также она отличается от уже давно существующего в НК РФ понятия «постоянного представительства иностранной организации» (ст. 306 НК РФ). Основным признаком налогового резидентства организации в России является ситуация, когда Россия является «местом управления» такой организацией.
Иностранные организации, ставшие налоговыми резидентами РФ, уравниваются с российскими организациями – налогоплательщиками с точки зрения своих обязанностей. На иностранные организации, признавшие себя налоговыми резидентами РФ, будут распространяться все обязанности налогоплательщиков, предусмотренные статьей 23 НК РФ (в том числе уплата налогов, постановка на учет в налоговых органах, учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и др.).
Какие организации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации? |
---|
Согласно пункту 1 статьи 246.2 НК РФ, налоговыми резидентами РФ признаются следующие организации:
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
3) иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.
Что понимается под «местом управления» иностранной организацией? |
---|
Местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности (пункт 2 ст. 246.2 НК РФ): 1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ. Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в РФ в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах); 2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в РФ. Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления. Осуществление следующей деятельности иностранной организации в РФ само по себе не может признаваться осуществлением управления иностранной организацией в РФ: 1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации; 2) подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации; 3) осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации. К таким функциям, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть. Иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами РФ, в частности признается иностранная организация, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий. В случае, если в отношении иностранной организации
Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий: 1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в РФ; 2) ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ; 3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ. |
Вправе ли иностранная организация самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации? |
---|
Да. Если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения, а также статьей 246.2 НК РФ, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в РФ через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ. При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории РФ наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов. Для целей исчисления налога на прибыль организаций иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ по своему выбору
Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом РФ, вправе отказаться от статуса налогового резидента РФ на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента РФ. Форма указанного заявления утверждена Приказом ФНС России от 23.12.2015 № ММВ-7-17/[email protected] Заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ (об отказе от статуса налогового резидента РФ) представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации по форме, утверждаемой ФНС России. В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, при соблюдении иностранной организацией положений НК РФ и иных нормативных правовых актов РФ в отношении налоговых резидентов РФ указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании ст. 25.13 НК РФ.
|
Как определяется налоговый период для иностранных компаний, признавших себя налоговыми резидентами РФ? |
---|
Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с 1 января календарного года, в котором ею представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором представлено указанное заявление, до конца этого календарного года. Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с даты представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, в котором представлено указанное заявление. При этом, если заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ представлено в день, приходящийся на период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, следующего за годом, в котором представлено указанное заявление. |
Может ли налоговый орган признать иностранную компанию налоговым резидентом РФ и каковы последствия этого? |
---|
Да. Возможность самостоятельного признания иностранной организацией себя налоговым резидентом РФ (самостоятельного отказа от статуса налогового резидентства РФ) не препятствуют признанию такой организации налоговым резидентом РФ налоговыми органами при соблюдении иных условий, установленных статьей 246.2 НК РФ. Вместе с тем, на текущий момент ни законом, ни подзаконными актами не установлен порядок признания налоговым органом иностранных компаний налоговыми резидентами РФ, оспаривания иностранной организацией решения налоговых органов о признании налоговым резидентом РФ, возможного предъявления к таким компаниям налоговых требований. Также, пока не существует сложившейся практики налоговых органов и судов по указанным вопросам. |
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Может ли быть признана налоговым резидентом РФ иностранная компания, находящаяся в процессе ликвидации? |
---|
Согласно части 5 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, вне зависимости от условий, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 246.2 части второй НК РФ (в которых речь идет об основных и дополнительных признаках «места управления»), иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ, если — в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 1 января 2018 года, если иное не указано в пунктах 1 — 3 части 6 статьи 3 указанного Федерального закона (случаи продления предельного срока ликвидации). |