Самое важное от специалистов на тему: «Порядок ведения бухгалтерского и налогового учета». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Налоговый учет
- 2 Порядок ведения бухгалтерского учета ИП (нюансы)
- 3 Порядок ведения налогового и бухгалтерского учета
- 4 Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления (С.Р. Валова, «Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.)
- 5 Анализ системы налогообложения, применяемой на предприятии
- 6 Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
Налоговый учет
Налоговый учет – это перенесение англо‑американских традиций на российскую почву.
Идея налогового учета сама по себе прекрасна. Государство как бы говорит организациям следующее: «Вы можете учитывать свои деньги и свое имущество по тем правилам, которые согласуете внутри себя и посчитаете наиболее удобными. Но для меня извольте определять результаты своей работы и рассчитывать налоги по моим правилам. Учет, который вы будете вести только для себя, пусть по‑прежнему называется бухгалтерским учетом, а тот учет, который теперь вы будете вести специально для меня, будет называться по‑новому: налоговым учетом».
Но хорошая идея реализована лишь частично. Налоговый учет коснулся расчета только одного налога – налога на прибыль организаций. Остальные же налоги рассчитываются по данным бухгалтерского учета.
Поэтому вместо одного бухгалтерского учета бухгалтерия теперь формально ведет два разных учета: бухгалтерский и налоговый. Свободы организациям этот факт особенно не добавил, поскольку оба учета влияют на расчет налогов и соответственно контролируются государством в лице инспекции ФНС России.
Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. Налоговый учет должен предоставить в структурированном виде полную и достоверную информацию о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Данные налогового учета должны отражать:
• порядок формирования сумм доходов и расходов;
• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
• порядок формирования сумм создаваемых резервов;
• сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
• первичные учетные документы;
• аналитические регистры налогового учета;
• расчет налоговой базы.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. система применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета указывается налогоплательщиком в учетной политике, которая утверждается руководителем организации.
Налогоплательщики обязаны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль, то налогоплательщик вправе дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета реквизитами либо самостоятельно разработать аналитические регистры налогового учета.
Как правило, на практике используется второй упомянутый способ регистрации данных в целях налогового учета – с использованием самостоятельно разработанных аналитических регистров налогового учета.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета нужно вести на бумажных носителях или в электронном виде.
Из всего сказанного следует, что налоговый учет ведется по правилам простой бухгалтерии, которыми руководствуются для отражения хозяйственных операций на забалансовых счетах. В налоговом учете доходы и расходы отражаются отдельно, поэтому двойная бухгалтерия здесь не нужна.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Регистры налогового учета позволяют представить данные о доходах и расходах в виде иерархической структуры, где отражаются как итоговые суммы, так и промежуточные итоги по группам и элементам доходов и расходов.
По большому счету налогоплательщикам нет необходимости самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Отечественные компьютерные бухгалтерские программы уже обладают необходимыми возможностями. Когда бухгалтер записывает хозяйственную операцию или документ, программа автоматически формирует регистрационные записи как для бухгалтерского, так и для налогового учета.
Появление налогового учета стало бы большой трагедией для бухгалтеров, если бы не было персональных компьютеров и бухгалтерских программ.
С точки зрения компьютерной бухгалтерии ничего особенного в налоговом учете нет. Простые записи налогового учета реализуются так же, как бухгалтерские проводки. В простых записях налогового учета могут использоваться счета налогового учета, аналогичные счетам бухгалтерского учета.
Счета налогового учета могут быть включены в общий план счетов, используемый для бухгалтерского учета, как отдельная группа забалансовых счетов. Другой вариант – счета налогового учета могут быть собраны в отдельный план счетов, альтернативный Плану счетов бухгалтерского учета.
В идеале проблема ведения налогового учета сводится к настройке компьютерной бухгалтерской программы так, чтобы подавляющее большинство записей налогового учета (наряду с записями бухгалтерского учета – проводками) формировалось автоматически, без участия бухгалтера. Эта идея реализована в программах фирмы «1С».
Доходы
В налоговом учете доходы классифицируются следующим образом (рис. 4.1):
Рис. 4.1. Классификация доходов в налоговом учете
Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Доходы от реализации непосредственно связаны с деятельностью организации.
Как правило, выручка от реализации определяется исходя из цены сделки с покупателем. Но в ряде случаев налоговый орган имеет право проверить, не занижена ли цена сделки относительно рыночной цены, в частности, при колебании цен более чем на 20 % в течение непродолжительного времени. В случае выявления нарушений налоговая инспекция имеет право доначислить сумму основного налога и пени по налогу на прибыль (а также по НДС) исходя из рыночной цены.
Внереализационные доходы прямо не связаны с реализацией. Законодательство содержит обширный перечень внереализационных доходов.
При этом законодательство содержит перечень поступлений в пользу организации, которые не признаются доходами.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9655 — | 7533 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Порядок ведения бухгалтерского учета ИП (нюансы)
Кто обязан вести бухгалтерский учет в РФ
Ответ на этот вопрос дает ст. 2 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. К обязанным вести бухучет в Российской Федерации относятся:
- организации, занимающиеся коммерческой и некоммерческой деятельностью;
- госорганы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных госфондов (в т. ч. территориальных);
- Банк России;
- ИП, частнопрактикующие лица;
- находящиеся в РФ представительства и подразделения иностранных и международных организаций.
Таким образом, формально индивидуальные предприниматели причислены к хозяйствующим субъектам, которым государство вменяет в обязанность вести бухгалтерский учет.
Однако в п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ ИП упоминаются среди тех, кто может этого не делать. При этом должно соблюдаться обязательное условие: предприниматель ведет учет доходов и расходов и других связанных с его деятельностью объектов налогообложения и физических показателей.
Так что же понимается под ведением учета, упомянутого законодателем в п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, и кто из предпринимателей обязан вести бухучет, а какие ИП ведением бухгалтерского учета могут с полным правом себя не затруднять?
Что подразумевается под учетом доходов и расходов
Понятие «учет доходов и расходов» используется в НК РФ, который обязывает налогоплательщиков в установленных законом случаях производить учет доходов, расходов и имеющихся у них налогооблагаемых объектов (подп. 3 п. 1. ст. 23 НК РФ). Таким образом, ведение бухгалтерского учета ИП могут не осуществлять, если ведут налоговый.
Напомним, что предприниматели могут применять в своей деятельности следующие налоговые режимы:
Рассмотрим, какие из этих режимов предусматривают учет доходов, расходов и прочих объектов налогообложения.
Должны ли вести бухгалтерский учет ИП на УСН
Обратимся к разъяснениям Минфина России (письмо от 26.07.2012 № 03-11-11/221), специалисты которого трактуют эту ситуацию следующим образом.
Согласно ст. 346.24 НК РФ упрощенцы обязаны фиксировать свои доходы и расходы в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения. Ее форма и порядок оформления утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.
Следовательно, обязательное условие по учету доходов и расходов упрощенцами, установленное п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, будет соблюдено, а это значит, что бухучет они могут не вести.
Правильно заполнить указанный налоговый регистр вам помогут статьи:
Ведут ли бухучет ИП на ОСНО
Данная ситуация аналогична предыдущей (письмо Минфина России от 26.07.2012 № 03-11-11/221).
Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ предприниматели, работающие на ОСНО, учитывают доходы и расходы по своей коммерческой деятельности в книге учета доходов и расходов и хозопераций ИП, утвержденной приказом от 13.08.2002 Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430.
О налоговой нагрузке ИП на ОСН читайте здесь.
Таким образом, условие об учете доходов и расходов (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ) здесь также выполняется. Следовательно, ИП на ОСНО, как и упрощенцы, вольны отказаться от ведения бухгалтерского учета.
О сравнении популярных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства читайте в статье «Чем отличается УСН от ОСНО? Что выгоднее?».
Нужен ли бухучет ИП на ЕСХН
Ответ на этот вопрос также можно найти в разъяснениях финансового ведомства (письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-11-11/257).
Согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ для определения налоговой базы по ЕСХН предприниматели обязаны учитывать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов ИП, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ее форма и правила оформления закреплены в приказе Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н. Кроме того предприниматели на ЕСХН с января 2019 года обязаны уплачивать НДС. Для учета НДС-операций ИП необходимо вести книгу покупок и книгу продаж, а также выдавать счета-фактуры.
ИП сельхозпроизводитель вправе применить льготу и не уплачивать НДС. Подробнее о порядке оформления льготы читайте в материале «Действует ли освобождение от НДС для сельхозпроизводителей в 2019 году?».
И опять приходим к аналогичному выводу: ИП на ЕСХН могут отказаться от ведения бухучета.
Корректно оформить книгу учета для ИП на ЕСХН поможет статья «Правила ведения книги учета доходов и расходов при ЕСХН».
Должен ли организовать бухучет ИП на ЕНВД
А вот эта ситуация несколько отличается от предыдущих. Действительно, хотя нормы п. 6–7 ст. 346.26, п. 9 ст. 346. 29 НК РФ предписывают ИП на вмененке в некоторых случаях производить учет доходов и расходов (в т. ч. раздельный), однако порядок этого учета для вмененщиков нигде не зафиксирован. Кроме того, по смыслу самого вмененного налога величина доходов и расходов в данном случае значения не имеет, поскольку вмененный налог рассчитывается исходя из базовой доходности и физического показателя (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
При этом на практике ИП на ЕНВД могут сталкиваться с ведением учета показателей, исходя из которых рассчитывается налогооблагаемая база (например, ИП, занимающимся предоставлением бытовых услуг, придется производить учет количества сотрудников и рабочего времени).
Для вменененщиков, работающих в сфере розничной торговли, к налоговым регистрам с большим допущением можно отнести только документы, в которых зафиксированы характеристики помещения, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, все ИП (и вмененщики в том числе) обязаны осуществлять учет иных объектов налогообложения, которые у них имеются (основных средств, НМА и т. д.)
Так или иначе, Минфин России признает, что все вмененщики, независимо от того, какой вид деятельности они осуществляют, могут с полным правом отказаться от ведения бухучета (письмо от 17.07.2012 № 03-11-10/29).
О преимуществах и недостатках данного налогового режима расскажет статья «Система налогообложения ЕНВД: плюсы и минусы вмененки».
Ведение бухучета ИП на патенте
Предприниматели, выбравшие для своей деятельности ПСН, так же, как и все остальные ИП, могут не вести бухучет, поскольку осуществляют налоговый (п. 1 ст. 346.53 НК РФ) в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 22.12.2012 № 135н.
Об отчетности ИП на ПСН см. в статье «Отчетность ИП на ПСН — плюсы и минусы».
ВАЖНО! Отсутствие необходимости вести бухучет предпринимателям влечет за собой необязательность сдачи ими бухгалтерской отчетности.
Как вести книги доходов и расходов
Существует ряд критериев, которые необходимо соблюдать предпринимателям (и другим лицам, заполняющим соответствующие регистры) при ведении книг учета доходов и расходов:
- книги должны вестись на русском языке;
- каждому налоговому периоду должна соответствовать своя учетная книга;
- все совершенные хозоперации отражаются в регистре в полном объеме;
- записи в книге должны отвечать принципу достоверности и фиксироваться непрерывно и в хронологическом порядке;
- в качестве основания каждой хозоперации у ИП должен быть оправдательный первичный документ;
- допускается вести регистры и на бумажных, и на электронных носителях (при этом по окончании налогового периода электронный вариант книг должен быть распечатан, прошнурован и пронумерован);
- должны соблюдаться правила исправления ошибочных записей в книге: исправления должны быть документально оправданы, подтверждены подписью предпринимателя с обязательным указанием даты внесения корректировки.
Возможные объекты учета у предпринимателей
Стоит понимать, что учетные регистры, которые следует вести предпринимателям, не ограничиваются книгами учета доходов и расходов. Так, ИП не освобождается (при наличии у него соответствующей обязанности, обстоятельств или объектов) от учета:
- кадрового;
- кассовых операций;
- основных средств;
- НМА и пр.
ИП также могут быть субъектами уплаты некоторых налогов (НДС, транспортного, налога на имущество, НДФЛ), взносов во внебюджетные фонды и др. В этом случае ему придется не только вести соответствующие учетные регистры, но и формировать на их основе отчетность и представлять ее в контролирующие органы.
О том, как предпринимателю перейти на электронную сдачу отчетности, читайте в статье «Как подключить электронную отчетность для ИП (нюансы)?».
Может ли ИП по своему желанию вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность
Несмотря на предоставленное предпринимателям законом № 402-ФЗ право не вести бухучет и не формировать бухгалтерскую отчетность, многие ИП от бухучета не отказываются. И объективные причины на то есть.
Конечная цель ведения бухучета — составление отчетности, достоверно отражающей финансовое состояние субъекта. Сведениями, содержащимися в этой отчетности, пользуется не только государство, но также внутрикорпоративные потребители информации (собственники, руководители, сотрудники) и сторонние заинтересованные лица (инвесторы, кредиторы, контрагенты, аудиторы). Эти пользователи на основе такой отчетности принимают те или иные важные хозяйственные и стратегические решения.
ИП, не ведущий бухучет и не составляющий бухгалтерскую отчетность, может столкнуться с рядом объективных трудностей:
- отказом в получении кредита, инвестиций, имущества в лизинг;
- отказом партнеров от сотрудничества;
- проблематичностью контроля за дебиторско-кредиторской задолженностью;
- невозможностью качественно проанализировать показатели текущей деятельности и принять важные управленческие решения;
- невозможностью организовать действенный финансовый внутренний контроль и т. д.
Кроме того, возможны ситуации, когда предприниматель не сумеет отказаться от ведения бухгалтерского учета и составления бухотчетности по внутрикорпоративным причинам. Например, если ИП входит в состав холдинга, составляющего консолидированную отчетность и осуществляющего жесткий внутренний контроль за деятельностью входящих в него лиц.
Заметим, что внешним пользователям (как правило, в целях кредитования и инвестирования) может понадобиться бухгалтерская отчетность (формы 1, 2), заверенная не только подписью предпринимателя, но и отметкой налогового органа.
ВАЖНО! Если предприниматель принял решение вести бухучет и составлять бухотчетность, он может сдавать ее в органы ФНС в общем порядке. Отказать в приеме бухгалтерской отчетности у ИП и проставлении на ней отметки о принятии налоговики не имеют права.
Образец составления формы 1 вы найдете в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
Независимо от выбранного режима налогообложения, ИП имеет право отказаться от ведения бухгалтерского учета. В то же время закон не запрещает предпринимателям вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность в контролирующие органы в общем порядке.
Порядок ведения налогового и бухгалтерского учета
В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ предприятиям, уплачивающим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), необходимо вести бухгалтерский учет. Это требование распространяется и на малые предприятия, применяющие два специальных налоговых режима — УСН и ЕНВД. Ведение бухгалтерского учета, составление и представление отчетности обязательно по всему предприятию в целом.
При осуществлении малыми предприятиями нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности (п. 6 ст. 346.26 НК РФ). При отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, не применяется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», так как малые предприятия не платят налог на прибыль в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. В отчете о прибылях и убытках сумма ЕНВД отражается по отдельной строке (после показателя текущего налога на прибыль).
Отражение в учете суммы исчисленного ЕНВД оформляется проводкой:
Дт сч. 99 «Прибыли и убытки»
Кт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Дт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кт сч. 51 «Расчетный счет».
Предприятия малого бизнеса, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению (ЕНВД), и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги и сборы в соответствии с иным режимом налогообложения.
Порядок ведения раздельного учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в рамках правил ведения бухгалтерского и налогового учетов.
Разработанный порядок ведения раздельного учета закрепляется в приказе об учетной политике.
В данном документе в отношении раздельного учета необходимо отразить следующие положения:
• способы разделения расходов по видам деятельности;
• обоснование расходов (документы);
• порядок распределения расходов между осуществляемыми видами деятельности в случаях, когда эти расходы нельзя однозначно отнести к тому или иному виду деятельности. Такой порядок необходимо определить в отношении каждого налога в отдельности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если при совмещении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения, не ведется раздельный учет, то малое предприятие не вправе будет принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) или имущественным правам. «Входной» НДС в такой ситуации будет покрываться за счет собственных средств организации.
Для раздельного учета видов деятельности могут быть открыты разные субсчета к счетам учета имущества, расчетных и хозяйственных операций, осуществляемых в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Например, к счету 26 «Общехозяйственные расходы» — субсчет 26.1 по учету общехозяйственных расходов, относящихся к деятельности по ЕНВД, и субсчет 26.2, учитывающий общехозяйственные расходы, относящиеся к УСН, а также субсчет 26.3, на котором учитываются общехозяйственные расходы, подлежащие распределению, и т.п.
Согласно п. 8 ст. 346.18, п. 10 ст. 346.6 НК РФ при совмещении ЕНВД и УСН расходы, подлежащие распределению, распределяются пропорционально долям доходов от этих видов деятельности в общем объеме доходов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9655 — | 7533 — или читать все.
Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления (С.Р. Валова, «Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.)
Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления
Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. В данной статье раскрыты основные моменты составления учетной политики, а также типичные ошибки, допускаемые организациями при этом.
Формирование учетной политики не право, а обязанность!
Ошибка! На практике среди организаций, применяющих специальный налоговый режим в виде УСНО, бытует мнение: поскольку Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) освобождает упрощенцев от ведения бухгалтерского учета, то они вправе не формировать свой внутренний локальный акт, то есть не составлять учетную политику.
Что говорит законодательство? Действующее законодательство на самом деле освобождает от ведения бухучета налогоплательщиков, применяющих УСНО (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете). Однако при всем этом «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»*(1) и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»*(2). Данные нормативные документы предусматривают различные способы начисления амортизации, которые требуется зафиксировать в учетной политике организации. Кроме того, именно в этом внутреннем локальном акте должен быть указан лимит стоимости основных средств, которые можно списать единовременно в состав материально-производственных запасов. Помимо перечисленных факторов не следует забывать и о порядке ведения «упрощенцами» Книги учета доходов и расходов, который также надо прописать в учетной политике. Более того, в октябре текущего года Минфин устранил все сомнения по поводу «составлять или не составлять» учетную политику «упрощенцам». Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106 «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» утверждено ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), которое в части формирования учетной политики распространяется на все организации.
Что подсказывает практика проверок? Необходимость формирования учетной политики возрастает, если организация совмещает два спецрежима — УСНО и ЕНВД.
Говорить о целесообразности составления учетной политики для организаций, находящихся на общей системе налогообложения, нет необходимости. Это та группа налогоплательщиков, которые просто обязаны составлять учетную политику. Обобщим вышеперечисленные доводы. Итак, в соответствии со ст. 23 НК РФ все налогоплательщики должны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (ст. 23 НК РФ).
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как следует из приведенного определения, в учетной политике должны найти отражение все используемые налогоплательщиком при исчислении налогов способы (методы) расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, в тех случаях, когда законодательство содержит пробелы, налогоплательщик для формирования полной и всеобъемлющей учетной политики в целях правильного и достоверного исчисления налогов вправе самостоятельно разработать методику того или иного расчета, закрепив ее в приказе об учетной политике для целей налогообложения.
Вывод! Действующее законодательство обязывает все организации и учреждения составлять учетную политику в целях ведения как бухгалтерского, так и налогового учета и исключений не предоставляет.
Какие основные задачи должна решать учетная политика?
Ошибка! Опыт проверок показывает, что главные бухгалтеры чаще всего разрабатывают учетную политику для проформы, используя готовые шаблоны, размещенные в Интернете или справочно-информационных системах. Такой подход является в корне неверным. Ни одна типовая форма, как бы хорошо ни была она разработана, не может учесть всех особенностей каждого учреждения и организации. Это одна из причин, по которым не существует подобных форм, утвержденных законодательно.
Вывод! Утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если она детально продумана и решает задачи:
— выбора одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве;
— отказа от метода учета, предусмотренного по умолчанию, если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным налоговым законодательством;
— сближения бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, уменьшения объема работы бухгалтера;
— минимизации ожидаемых (прогнозируемых) налогов.
В чем заключаются основные правила формирования учетной политики?
Ошибка! Бытует мнение, что учетную политику для целей бухгалтерского учета можно изменять каждый год. Эта ошибка является следствием не всегда правильного толкования норм отдельных правовых актов. Рассмотрим их более внимательно.
Что говорит законодательство? В соответствии с Законом о бухгалтерском учете надо не забывать о следующих правилах формирования учетной политики:
— принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6);
— принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6);
— изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4 ст. 6);
— в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6);
— в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13).
Вывод! Во-первых, учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз, «на века» и применяют последовательно из года в год, ее не нужно утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях.
Случаи, когда можно скорректировать учетную политику, приведены в НК РФ и ПБУ 1/2008. Право изменить учетную политику в целях как бухгалтерского, так и налогового учета появляется у организации, если существенно меняется порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).
Во-вторых, решение о внесении изменений в учетную политику должно быть обязательно обосновано (п. 11 ПБУ 1/2008). Решение о новых применяемых методах учета принимается с начала финансового года (п. 12 ПБУ 1/2008) и нового налогового периода (ст. 313 НК РФ), а в случае изменения норм законодательства — не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, ст. 313 НК РФ).
В-третьих, приказ о внесении изменений в налоговую учетную политику издается в последний рабочий день текущего года, то есть изменения, которые будут действовать в 2009 году, должны быть внесены не позднее 31 декабря 2008 года. При этом не нужно переписывать всю учетную политику, достаточно изменить конкретный раздел или приложение.
Обратите внимание: Учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, то есть филиалы не могут иметь учетную политику, отличную от принятой в головном отделении организации.
Если исходить из требований, которые содержатся в Законе о бухгалтерском учете, то учетная политика должна включать организационный раздел и методологические разделы по ведению бухгалтерского и налогового учета.
эксперт журнала «Налоговая проверка»
«Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н.
*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(4) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(5) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(6) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н.
Журналы издательства «Аюдар Инфо»
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО «Аюдар Инфо»
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Анализ системы налогообложения, применяемой на предприятии
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации. Порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Анализ применения ясачных льгот. Расчет федеральных и региональных налогов. Оформление платежных документов для перечисления сборов.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.04.2015 |
Размер файла | 65,1 K |
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Анализ деятельности предприятия. Порядок определения налоговой базы, применение налоговых льгот. Расчет федеральных и местных налогов и сборов; страховых взносов во внебюджетные фонды. Оформление платежных документов для перечисления платежей в бюджет.
курсовая работа [39,1 K], добавлен 01.03.2016
Понятие системы налогового учета как бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды. Аналитические регистры налогового учета. Основные цели осуществления налогового учета, анализ его отличий от бухгалтерского.
реферат [26,0 K], добавлен 19.05.2011
Система налогов и сборов в России. Понятие налогового права Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов. Нормативные правовые акты о налогах и сборах. основные принципы налогового законодательства РФ.
реферат [32,0 K], добавлен 02.06.2008
Понятие налогового права в РФ. Система и порядок установления налогов и сборов. Федеральные, региональные и местные налоги. Определение понятий объекта налогообложения, базы и ставки налога, налогового периода и кредита, льгот, режимов, сроков уплаты.
реферат [36,0 K], добавлен 02.06.2008
Особенности формирования системы налогообложения в России. Экономическое содержание региональных налогов. Динамика поступлений региональных налогов и сборов в бюджет Орловской Области за 2006–2010 гг. Формирование налоговой базы и исчисления налога.
курсовая работа [32,9 K], добавлен 22.11.2013
Раскрытие экономической сущности и определение социально-экономического значения федеральных налогов и сборов с организаций. Определение особенностей исчисления федеральных налогов и сборов. Перспективы развития системы налогообложения организаций в РФ.
курсовая работа [135,0 K], добавлен 06.06.2014
Сущность и значение федеральных налогов и сборов и их роль в формировании доходов федерального бюджета. Нормативно-правовые основы исчисления и уплаты федеральных налогов. Анализ действующей практики взимания налогов, пути ее совершенствования в РФ.
курсовая работа [337,1 K], добавлен 31.10.2012
Порядок применения упрощенной системы налогообложения. Налоговый учет и отчетность ООО «Эксплуатация систем ЖКХ». Рекомендации по применению налоговых учетных регистров. Анализ налоговых платежей как критерий выбора оптимальной системы налогообложения.
курсовая работа [48,3 K], добавлен 15.01.2012
Организационная характеристика организации, содержание и виды федеральных налогов и сборов, особенности налогообложения добавленной стоимости, налог на прибыль. Система региональных и местных налогов и сборов, правовое регулирование налоговых отношений.
отчет по практике [162,2 K], добавлен 25.02.2010
Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.
курсовая работа [127,3 K], добавлен 22.10.2009
Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
См. Информационное сообщение МНС РФ от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации»
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
См. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.