Самое важное от специалистов на тему: «Казенное учреждение платит налог на прибыль». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Уточнено, когда учреждению нужно заплатить налог на прибыль при получении объекта в пользование
- 2 Казенное учреждение платит налог на прибыль
- 3 Казенное учреждение платит налог на прибыль
- 4 Казенное учреждение платит налог на прибыль
- 5 Казенное учреждение налог на прибыль
- 6 Казенное учреждение платит налог на прибыль
- 7 Казенное учреждение платит налог на прибыль
- 8 Казенное учреждение платит налог на прибыль
- 9 Учет налога на прибыль и УСН бюджетными учреждениями с 2019 года
- 10 Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой
Уточнено, когда учреждению нужно заплатить налог на прибыль при получении объекта в пользование
AndreyPopov / Depositphotos.com |
При получении какого-либо имущества в безвозмездное пользование у учреждения могут возникнуть обязательства по уплате налога на прибыль. Дело в том, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав признаются внереализационными доходами (п. 8 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса). Однако при определенных условиях доходы ссудополучателя могут не учитываться при расчете налоговой базы по налогу (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 марта 2019 г. № 03-03-06/3/17585).
Чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией, воспользуйтесь специальной таблицей, которая подскажет, какие условия должны быть выполнены, чтобы не платить налог, а в каких случаях перечислить налог в бюджет все-таки придется:
От кого получено имущество
Нужно ли платить налог на прибыль
Условия
В составе доходов безвозмездное получение имущества можно не учитывать если (подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ):
- право пользования получено по решению органа власти (местного самоуправления);
- имущество используется при ведении уставной деятельности.
Если хотя бы одно из вышеназванных условий не соблюдается.
Государственное или муниципальное имущество от казенного, бюджетного, автономного учреждения, ГУП или МУП.
Признайте внереализационный доход (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ) ! Это правило действует для бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Имущество от частных организаций или физлиц.
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Казенное учреждение платит налог на прибыль
Какую отчетность нужно представлять казенному учреждению в ИФНС, если оно не является плательщиком НДС и не оказывает платных услуг?
Учреждение должно сдавать декларации по тем налогам, по которым признается налогоплательщиком – налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, НДС, налог на прибыль, отчетность по взносам и НДФЛ. Дополнительно в срок до 30 марта сдается бюджетная отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ).
Обязанность сдать декларации по НДС и налогу на прибыль не зависит от отсутствия налогооблагаемой базы (нулевая сумма налога). Рассмотрим подробнее как сдавать декларации по этим налогам, если у учреждения нет платной деятельности.
Казенные учреждения, как некоммерческие организации, признаются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Исключение – случаи, когда учреждение освобождено от обязанностей налогоплательщика: уведомило инспекцию о том, что выручка за три предшествующих месяца не превысила 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Не сдают декларации по НДС только те казенные учреждения, которые используют освобождение от уплаты НДС по уведомлению (п. 1 ст. 145 НК РФ). Исключение – если по ошибке выставили счет-фактуру с выделенным налогом или выступали налоговым агентом по НДС. В этих случаях декларацию придется сдать, но в неполном составе (подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ).
Если же учреждение не подавало уведомление в инспекцию, то должно представить декларацию по НДС. Причем даже в случаях, когда налогооблагаемых операций не совершало, а были только операции, которые не являются объектом обложения по статье 146 НК РФ или освобождены от налогообложения по статье 149 НК РФ. В этом случае состав декларации такой:
– титульный лист;
– раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет…»;
– раздел 7 «Операции, не подлежащие налогообложению…»
Например, деятельность казенного учреждения, предусмотренная уставом, не облагается по подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. В листе 7 отражается сумма финансирования из бюджета по коду 1010816 «Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями…»
Налог на прибыль
Казенные учреждения, как некоммерческие организации, признаются плательщиками налога на прибыль (ст. 246 НК РФ).
Если у учреждения в отчетном периоде не было платной деятельности, продажи имущества, излишков и других налогооблагаемых операций, то декларацию по налогу на прибыль нужно сдавать раз в год по упрощенной форме в составе:
– титульный лист;
– лист 02 «Расчет налога»;
– лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества…» (средства в виде ЛБО (бюджетных ассигнований) включать не нужно (п. 15.1 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572));
– приложение 1 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы…» (при наличии доходов и расходов, виды которых приведены в приложении 4 к порядку заполнения декларации);
– приложение 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом…» (при наличии таких операций).
Это следует из пунктов 2, 4 статьи 289, пункта 1 статьи 285 НК РФ, Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572.
Казенное учреждение платит налог на прибыль
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Большинство доходов казенного учреждения, включая целевые поступления и доходы от оказания платных услуг, не облагается налогом на прибыль. Однако некоторые доходы налогом облагаются в общем порядке, что влечет необходимость вести раздельный учет доходов и расходов по налогу. Кроме того, учреждения в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания вправе применять нулевую ставку налога при соблюдении определенных условий. |
Налогоплательщики и декларация
— | Титульный лист (Листа 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)»; |
— | Лист 02; |
— | Приложения № 1 и № 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов; |
— | Лист 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ. |
За отчетные периоды указанные организации Декларации не представляют.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Казенное учреждение платит налог на прибыль
Дата публикации 16.09.2019
Какие коды доходов и КОСГУ применять автономному учреждению на общей системе налогообложения при начислении и уплате НДС и налога на прибыль? Каким образом эти операции будут отражены в отчете (ф. 0503737)?
Согласно п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, а также п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, операции налогоплательщиков — автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом обложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, отражаются по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов (АГПД) и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ.
Для НДС предусмотрен несколько иной порядок. НДС уменьшает доходы текущего финансового периода от продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых налогом, которые отражены по соответствующим подстатьям КОСГУ. В свою очередь, уплата НДС производится по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ.
Таким образом, на подстатью 189 КОСГУ относятся начисление и уплата налога на прибыль и только уплата НДС. Аналогично статья аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 предназначена для отражения начисления и уплаты налога на прибыль и только для уплаты НДС.
В бухгалтерском учете автономного учреждения начисление и перечисление налога на прибыль отражаются следующим образом:
Дебет КДБ 180 2 401 10 189 Кредит КДБ 180 2 303 03 731 — начислен налог на прибыль (п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, далее — Инструкция № 183н);
Дебет КДБ 180 2 303 03 831 Кредит КИФ 2 201 11 610 (уменьшение счета 17 КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен налог на прибыль (п. 73 Инструкции № 183н).
Начисление и перечисление НДС отражаются в учете записями:
Дебет КДБ 1Х0 2 401 10 1ХХ Кредит КДБ 180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 159 Инструкции № 183н);
Дебет КДБ 180 2 303 04 831 Кредит КИФ 2 201 11 610 (уменьшение счета 17 КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС (п. 73 Инструкции № 183н).
Обратите внимание, при начислении НДС по дебету счета 2 401 10 100 указываются коды доходов и КОСГУ, по которым проводилась реализация товаров, работ, услуг.
Уплата налога на прибыль и НДС отразится по коду аналитики 180 в разд. 1 Отчета (ф. 0503737) (п. 42 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н). Кассовые поступления по статье 180 АГПД могут быть у ограниченного числа учреждений, поэтому при уплате НДС, налога на прибыль (ЕНВД) по подстатье 180 АГПД в разд. 1 отчета (ф. 0503737) будут показатели с минусом.
Казенное учреждение налог на прибыль
- Платит ли казенное учреждение налог на прибыль?
Советы юристов:
1.1. «Являются ли казенные учреждения плательщиками налога на прибыль? Обязаны ли они уплачивать данный налог с доходов, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг?
З. Давыдова,
начальник отдела Управления администрирования
налога на прибыль некоммерческих организаций ФНС РФ,
советник государственной гражданской службы первого ранга от РАГС,
консультант по налогообложению
«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2011 г.
«
4.1. ЕСли данный сбор установлен нормативным актом администрации — налог платить не надо — ЭТО СБОР.
4.2. Администрация не казённое учреждение.
казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
Если это администрация , то это не будет госуслугой. Налог платить надо.
Казенное учреждение платит налог на прибыль
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (ст. 251 НК РФ). Причем эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., то есть действуют уже сейчас (п. 13 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Следовательно, их можно принимать во внимание при расчете налога на прибыль за налоговый и отчетные периоды 2019 г. Рассмотрим подробнее нововведения.
Курортный сбор
Как уже отмечала ФНС России (см. новость), суммы курортного сбора, полученные владельцами гостиниц с постояльцев, не нужно учитывать в доходах для целей налогообложения, так как эти суммы полностью перечисляются в бюджет субъекта РФ и, следовательно, экономической выгоды нет. Соответственно, суммы курортного сбора владельцам гостиниц не нужно включать в выручку при исчислении налога на прибыль, НДС, УСН и НДФЛ.
В отношении налога на прибыль теперь это закреплено в пп. 9.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому операторы курортного сбора (организации и ИП, оказывающие гостиничные и пр. услуги) не должны учитывать этот сбор при определении налогооблагаемой прибыли.
Перенос ОС при реконструкции государственных или муниципальных объектов
Как известно, с 01.01.2019 организации могут не учитывать доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления. Речь идет о работах по переносу (переустройству), выполненных сторонними подрядчиками в связи с созданием иного объекта капстроительства, принадлежащего государству или муниципалитету (пп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Закон № 325-ФЗ внес коррективы в эту норму. Теперь она действует не только при создании государственных (муниципальных) объектов капстроительства, но и при их реконструкции, а также при создании (реконструкции) линейных объектов государственной (муниципальной) собственности. Напомним, линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Причем уточнено, что создание (реконструкция) перечисленных объектов может финансироваться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ как полностью, так и частично.
Увеличение номинальной стоимости доли в ООО без изменения доли участия
Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь вправе не учитывать для целей налогообложения увеличение номинальной стоимости своей доли ввиду увеличения уставного капитала ООО, если при этом размер самой доли остался прежним (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ). Например, такая ситуация возникает при увеличении уставного капитала ООО за счет его имущества – нераспределенной прибыли, резервного и иных фондов (созданных в соответствии с законом или уставом ООО), добавочного капитала (ст. 18 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Следовательно, если увеличение уставного капитала таким способом зарегистрировано налоговой инспекцией в 2019 г., то платить соответствующий налог на прибыль участнику ООО не нужно.
Напомним, что до принятия Закона № 325-ФЗ пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ относился только к акционерам АО и не распространялся на участников ООО, о чем неоднократно высказывался Минфин России (подробнее см. здесь). Таким образом, указанные изменения улучшают положение участников ООО.
Отметим также, что поправки в пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются на доходы организаций (участников ООО) в виде стоимости дополнительно полученных ими долей по решению общего собрания участников этого ООО. Например, такая ситуация возникает при распределении между оставшимися участниками ООО доли вышедшего из него участника (п. 6.1 ст. 23, ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Следовательно, увеличение номинальной стоимости доли таким способом облагается налогом на прибыль (как и прежде).
Доходы казенных учреждений от реализации товаров
Вопрос о налогообложении доходов казенных учреждений от реализации товаров раньше вызывал споры. Связано это с тем, что согласно прежней редакции пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ из-под налогообложения исключались средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). Доходы от реализации товаров (имущества) в этой норме не упоминались. На этом основании Минфин России высказывался против освобождения от налогообложения этих доходов (см. письма от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369, от 25.07.2016 № 03-07-11/43314, от 13.07.2015 № 03-03-06/40083, направлено налоговым органам письмом ФНС России от 21.07.2015 № ЕД-4-3/12819).
Однако Верховный Суд РФ недавно принял решение в пользу казенного учреждения уголовно-исполнительной системы, указав на недопустимость включения в налогооблагаемую прибыль учреждения доходов от реализации товаров (см. определение от 16.10.2018 № 302-КГ18-7510, направлено налоговым органам письмом ФНС России от 29.12.2018 № СА-4-7/26060). Судьи пришли к выводу (из совокупного толкования налогового и бюджетного законодательств), что фактически такие поступления являются доходом соответствующего бюджета, поэтому налоговую базу казенного учреждения они не увеличивают.
Теперь такая позиция нашла отражение в новой редакции пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. В соответствии с ней от налогообложения освобождаются любые средства, полученные казенными учреждениями от деятельности, приносящей доход, если они перечисляются в бюджетную систему РФ. Напомним, согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять деятельность, приносящую доходы, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.
Оценка стоимости имущества, полученного унитарным предприятием в уставный фонд от собственника его имущества
Ранее в гл. 25 НК РФ не было порядка определения унитарным предприятием стоимости такого имущества для целей налогообложения (например, с целью расчета первоначальной стоимости ОС, полученного предприятием в уставный фонд). Однако теперь из последнего абзаца п. 1 ст. 277 НК РФ следует, что при передаче имущества в уставный фонд унитарного предприятия собственником его имущества (учредителем) стоимость этого имущества оценивается исходя из документально подтвержденных расходов на его приобретение (создание), которые осуществлены в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Полагаем, что речь в данном случае идет о субсидиях и бюджетных инвестициях в отношении объектов государственной (муниципальной) собственности, осуществленных в соответствии со ст. 78.2, 78.3, 79 БК РФ. Имущество, созданное за счет этих субсидий (инвестиций), впоследствии может передаваться в уставный фонд унитарного предприятия.
Казенное учреждение платит налог на прибыль
Дата публикации 19.08.2019
Автономное учреждение применяет УСН. По какому коду КОСГУ начислить и перечислить налог? Какие должны быть проводки?
В автономном учреждении не все выбытия денежных средств с лицевого счета являются расходными операциями. Иногда речь идет об уменьшении доходов. Согласно ст. 346.16 НК РФ суммы налога, начисленного в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, в состав расходов не включаются. Следовательно, налог, уплачиваемый при УСН, уменьшает начисленный доход.
Согласно п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, а также п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, операции налогоплательщиков – автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, отражаются по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ. Исключение – НДС: операции по начислению НДС отражаются по подстатьям КОСГУ, по которым отражены доходы текущего финансового периода.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), не предусмотрено специального счета для учета расчетов по УСН. Поэтому расчеты по этому налогу могут отражаться на счете 303 05 (п. 263 Инструкции № 157н).
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения начисление и перечисление налога при УСН отражается следующим образом:
Дебет КДБ 180 2 401 10 189 Кредит КДБ 180 2 303 05 731 – начислен налог при УСН (п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, далее – Инструкция № 183н);
Дебет КДБ 180 2 303 05 831 Кредит КИФ 2 201 11 610 (Уменьшение счета 17 КДБ 180, КОСГУ 189) – уплачен налог при УСН (п. 73 Инструкции № 183н).
Казенное учреждение платит налог на прибыль
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
Согласно налоговому законодательству исчислять и уплачивать налоги при осуществлении приносящей доход деятельности должны и государственные, и муниципальные учреждения, в том числе и казенные учреждения.
Правда, для этих учреждений установлены особые правила и льготы. Но о полном освобождении от налогов — например, от НДС и налога на прибыль — речь не идет. Поэтому нужно разобраться, когда казенному учреждению нужно и когда не нужно начислять налоги.
Спецрежимы
УСН и ЕСХН — не для вас…
Прямой запрет применять упрощенную систему налогообложения, иначе — «упрощенку», для казенных и бюджетных учреждений закреплен в пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
Применять же единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ не могут ни казенные, ни бюджетные, ни автономные учреждения.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Учет налога на прибыль и УСН бюджетными учреждениями с 2019 года
С 2019 года вступили в силу новые порядки по применению кодов бюджетной классификации. Изменения коснулись в том числе и расчетов по налогу на прибыль и УСН. В данной статье рассмотрим операции по учету налога на прибыль и УСН бюджетными учреждениями с 2019 года.
Бюджетная классификация по операциям с налогом на прибыль и УСН с 2019 года
С 2019 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)).
Исходя из прямого толкования данных норм, указанные нормативно-правовые акты регламентируют только начисление этих налогов.
Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается и начисление, и уплата налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, и налога на прибыль организаций.
В соответствии с п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, расчеты по налогу на прибыль отражаются на счете 303 03 «Расчеты по налогу на прибыль организаций».
Для отражения расчетов по УСН специального счета инструкциями не предусмотрено, поэтому расчеты по этому налогу могут отражаться на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Таким образом, операции по налогу на прибыль и УСН с 2019 г. могут отражаться следующим образом:
- Дебет ХХХХ0000000000180 2 401 10 189 Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 03 731 (2 303 05 731) — начислен налог на прибыль (УСН) (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н));
- Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 03 831 (2 303 05 831) Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен налог на прибыль (УСН) в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).
Операции по уплате налога на прибыль и УСН в Отчете (ф. 0503737)
Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата налога на прибыль и УСН отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).
Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению налога на прибыль и УСН могут отражаться в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) с «минусом».
Плановые показатели по налогу на прибыль и УСН в Плане финансово хозяйственной деятельности
Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее — Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате налога на прибыль и УСН в бюджет.
Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2020 год утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате налога на прибыль и УСН в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 «Выплаты, уменьшающие доход» со знаком «минус».
Таким образом, по аналогии, считаем, что в 2019 году планирование сумм налога на прибыль и УСН, подлежащих уплате в бюджет, может быть отражено по коду 180 «Прочие доходы» (строка 160 таблицы 2 Плана ФХД) со знаком «минус».
Отметим, что порядок заполнения плановых поступлений также может быть предусмотрен учредителем (п. 2 Требований № 81н).
В данной статье мы рассмотрели порядок отражения операций по налогу на прибыль и УСН с 2019 года. Если ранее у бюджетных и автономных учреждений была возможность выбирать, по каким кодам будут отражены операции по этим налогам (131 или 189 КОСГУ), то с 2019 года и начисление, и уплата налога на прибыль и УСН однозначно должны отражаться по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.
Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.
Статья подготовлена
Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций доходов от оказания платных услуг, оказываемых казенным учреждением, и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 33.1пункта 1 статьи 251НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) казенное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В связи с этим, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (выполняемым работам), иным государственным (муниципальным) функциям, оказание (выполнение) которых связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).
Учитывая, что казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, в перечень государственных (муниципальных) услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Как следует из запроса, в рассматриваемой ситуации платные услуги, выполняемые казенным учреждением, отсутствуют в утвержденном в установленном порядке перечне государственных услуг (функций).
В этой связи доходы казенного учреждения, полученные от оказания платных услуг, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Казенные учреждения, получившие средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли организаций на казенные учреждения возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, от доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет предпринимательской деятельности и иных источников.
В связи с этим расходы, произведенные казенными учреждениями за счет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Таким образом, если расходы казенного учреждения, связанные с оказанием платных услуг, осуществлялись за счет средств лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, оснований для уменьшения доходов, полученных от оказания платных услуг, не имеется.
Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой
С началом 2011 года в России стартовала бюджетная реформа, в ходе которой часть учреждений была преобразована в казенные. Цель образования этих учреждений – реализация полномочий государства посредством оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, исполнения государственных (муниципальных) функций (ст. 6 БК РФ).
Между тем казенным учреждениям не запрещено заниматься платной деятельностью. Однако абсолю .
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Налог на прибыль в казенных учреждениях
Назначение деятельности казенных учреждений состоит в осуществлении функций, возложенных государственными органами. Учреждения оказывают услуги, производят работы в интересах государства или муниципалитета с финансированием за счет соответствующего бюджета. Организации создаются для реализации некоммерческих функций по обслуживанию населения. В статье расскажем про налог на прибыль в казенных учреждениях, рассмотрим порядок расчета.
Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях
Основное финансирование казенных учреждений осуществляется из бюджета федерального или муниципального уровня. Суммы целевого назначения, получаемые казенными учреждениями в рамках лимита бюджетных обязательств, не подлежат включению в облагаемую прибылью базу и не отражаются в налоговых декларациях. Остаток бюджетных средств в соответствии с утвержденным лимитом, не использованный в течение года, подлежит возврату в казну. Кроме сметного финансирования, организации могут получать дополнительные доходы.
Учреждения казенного типа имеют право вести деятельность, определенную учредительными документами и с согласия распорядителя бюджета. Основанием ведения деятельности служит лицензия либо специальное разрешение, выданное вышестоящим органом. В процессе оказания услуг, проведения работ и исполнения государственных функций учреждения получают доходы, не облагаемые налогом на прибыль (пп. 33.1 п.1 ст. 251 НК РФ).
Расходы, произведенные учреждением при ведении деятельности, не участвуют в получении базы по налогу на прибыль. К необлагаемым относятся только доходы, связанные с полномочиями государственных органов. Суммы, полученные в рамках государственных или муниципальных функций, не поступают в распоряжение учреждения и подлежат зачислению в бюджет. В дальнейшем учреждению увеличивают бюджетные ассигнования на сумму полученного дохода. Читайте также статью: → «Учет в казенных учреждениях в 2020».
Облагаемые налогом доходы
Доходы, не связанные с несением государственных функций, облагаются налогом в общем порядке. Если вид деятельности не внесен в учредительные документы как государственная услуга, полученные суммы являются доходом. Одновременно виды деятельности, не относящиеся к государственным, должны быть также внесены в Устав. Ведение предпринимательской деятельности казенным учреждением, не заявленной в документах организации и при отсутствии разрешения от распорядителя бюджета, является незаконным.
При получении дохода учреждение обязано самостоятельно исчислить налог на основании учетных данных, сформировать отчетность и уплатить налог в бюджет. В составе дополнительных, облагаемых налогом, доходов учреждению могут поступать:
- Суммы от продажи основных средств (с согласия собственника).
- Платежи за сдачу имущества в аренду, предоставления парковки.
- Неустойки, штрафы, выплачиваемые за нарушение условий договоров.
- Страховые возмещения, положенные к получению при наступлении страхового случая.
- Излишки материальных ценностей, выявленных при инвентаризации и материалов, полученных при демонтаже имущества.
- Стоимость безвозмездно полученного имущества или добровольные пожертвования граждан либо организаций.
- Иные доходы, полученные в рамках заключенных договоров.
Казенные учреждения не имеют возможности применить упрощенную систему налогообложения (пп17. п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При получении облагаемого дохода учреждение обязано рассчитать и уплатить налог на прибыль. Суммы обязательств перед бюджетом указываются в декларациях, представляемых в ИФНС. Читайте также статью: → «Декларация по налогу на прибыль в 2020 (скачать образец заполнения)».
|
Особенности исчисления налога на прибыль
Поступления казенных учреждений возникают из нескольких источников. В учете открываются дополнительные счета. При исчислении налога на прибыль требуется выделить:
- Суммы финансирования из бюджета.
- Поступления от платных услуг, работ, относящиеся к необлагаемым доходам и возвращаемые в бюджет.
- Внереализационные доходы, не относящиеся к государственным (муниципальным) услугам.
Для определения сумм, подлежащих налогообложению, учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, включая оплату труда персонала, имущественных налогов, прочих затрат. Деление производится пропорционально суммам дохода или финансирования, поступающих из разных источников. Распределение сумм ведется нарастающим итогом в течение года.
Наличие раздельного учета позволяет определить суммы, относящиеся к разным видам доходов и финансирования. Порядок разделения затрат требуется закрепить в учетной политике учреждения. При отсутствии раздельного учета все поступающие суммы будут облагаться налогом.
Особенность исчисления базы состоит в том, что в ряде случаев расходы нельзя использовать для ее снижения. Например, при сдаче имущества в аренду требуется учитывать, что расходы по содержанию помещения оплачиваются из средств распорядителя бюджета. Затраты не включаются в расчет облагаемой базы.
Отчетность и сроки уплаты налога в бюджет
В обязанность учреждений казенного типа входят формирование и представление деклараций по налогу на прибыль в ИФНС вне зависимости от факта получения доходов. В НК РФ установлены условия и предельные сроки представления данных. При ведении учета казенных учреждений:
- Отчетность подается по итогам налогового и промежуточного (квартального) периода.
- Срок подачи деклараций по итогам года установлен до 28 марта года, следующего за отчетным.
- В течение года декларации представляются в течение 28 дней по итогам промежуточных периодов.
Исключение составляют учреждения, обеспечивающие театральную, музейную, концертную деятельность. Данные учреждения представляют только годовую отчетность. Оплата сумм налога производится в УФК по месту учета организации. Ставка налога составляет 20% от исчисленной учреждением базы – разницы доходов и расходов. Общая сумма подлежит распределению по федеральным и региональным бюджетам.
Авансовые платежи за отчетные периоды
По результатам промежуточных периодов казенные учреждения должны уплачивать авансовые платежи. В связи с отнесением казенных учреждений к бюджетным организациям в учете используются только квартальные авансовые платежи. Уплата налога производится в течение 28 дней после окончания отчетного периода. Суммы, положенные к оплате, рассчитываются нарастающим итогом в течение года.
При получении в промежуточном периоде убытка уплата суммы авансового платежа в бюджет не производится. Переплаченные в периоде суммы засчитываются в счет уплаты налога, начисленного по результатам промежуточного периода или налогового года. Отчетность представляется казенным учреждением вне зависимости от полученного результата ведения деятельности – прибыли либо убытка. Читайте также статью: → «Как платить налог на прибыль авансовыми платежами в 2020?».
Ответственность за нарушение порядка отчетности и расчетов
Пренебрежение обязанностями налогоплательщика по своевременной подаче отчетности влечет наложение санкций. При наличии налога, исчисленного к уплате, или его отсутствии учреждение привлекают к ответственности по ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции налагают только при пропуске срока сдачи декларации по итогам года. Авансовые платежи не являются уплатой налога. В отношении отчетов по промежуточным периодам в течение года наказание налагается по ст. 126 НК РФ.
Суть наказания | Статья НК РФ | Размер |
Несвоевременность подачи декларации при наличии суммы | 119 | 5% от суммы начисления за полный и неполный месяц, но не более 30% |
Тоже, при отсутствии базы | 119 | 1 000 рублей |
Несвоевременность подачи отчетов по результатам промежуточного периода | 126 | 200 рублей |
При нарушении установленного срока уплаты сумм налагаются пени за каждый день просрочки.
Учет операций в казенных учреждениях
Казенные учреждения используют бюджетный план счетов. При реализации операций по налогообложении учреждения используют стандартные проводки.
Пример исчисления суммы налога
Казенное учреждение «Муниципал» имеет доход от сдачи территории под парковочные места. Учреждение имеет разрешение на вид деятельности. В 1 квартале 2017 года учреждение получило доход в размере 35 000 рублей. Расходная часть при определении облагаемой базы не учитывается в связи с отсутствием затрат, относящихся к предпринимательской деятельности. В учете учреждения производятся записи:
- При начислении налога: дебет КРБ 1.401.20.290 кредит КРБ 1.303.03.730 на сумму 35 000 х 20% = 7 000 рублей;
- При уплате суммы: дебет КРБ 1.303.03.830 кредит КРБ 1.304.05.290 на сумму 7 000 рублей. Суммы перечисляются в доход определенного бюджета.
Законодательные акты, регулирующие налог на прибыль казенных учреждений
В отношении деятельности казенных предприятий применяется большое количество законодательных актов, являющихся нормативной базой для определения налога на прибыль. Учреждения должны придерживаться положений БК РФ и НК РФ.
Законодательная норма | Назначение |
П.3 ст. 161 БК РФ | Определяет право ведения дополнительной деятельности при условии предоставления возможности учредительными документами |
Ст. 251 НК РФ | Устанавливает освобождение от налогообложения сумм, поступивших от оказания платных услуг (работ) в рамках государственных функций |
Ст. 270 НК РФ | Устанавливает отсутствие права включения расходов в расчет базы по прибыли по государственным услугам или работам. |
Ст. 285 НК РФ | Определяет периоды представления отчетности |
Ст. 289 НК РФ | Предоставляет возможность подачи отчетности в упрощенном виде |
Ошибки, допускаемые в расчете налога на прибыль
В учете казенных учреждений могут быть допущены ошибки, приводящие к занижению базы и налога. Преимущественно неверные позиции касаются включения ряда сумм в состав доходов. В отношении расходов имеется четкая позиция законодательства об исключении затрат, финансируемых распорядителем.
Неверная позиция в учете | Верная позиция |
Имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, включено в облагаемую базу по заниженной стоимости | Внесение в состав доходов стоимости актива, полученного безвозмездно, производится в сумме не ниже рыночной и остаточной стоимости |
Коммунальные платежи, отдельно выделенные и компенсируемые арендатором имущества, отнесены в состав доходов | Казенные учреждения не могут оказывать коммунальные услуги и имеют право только на перепредъявление счетов. Суммы в доход не включаются в связи с отсутствием экономической выгоды |
Не включены в состав доходов материалы, оставшиеся после демонтажа имущества | Материалы по демонтажу имущества, согласованного с собственником для ликвидации, принимаются на учет по рыночной стоимости |
Не отражены штрафы от нарушения условий договоров при отсутствии в документе фиксированной суммы или процентной ставки | Сумма санкции, при отсутствии положения о сумме в договоре, устанавливается согласно ГК РФ по ставке банка |
Рубрика “Вопросы и ответы”
Вопрос №1. Подлежат ли включению в состав доходов сумм безвозмездных пожертвований?
При использовании средств на уставные цели налог на прибыль не уплачивается.
Вопрос №2. Нужно ли представлять декларацию в полной форме при отсутствии облагаемой базы у казенного учреждения?
В случае отсутствия налогооблагаемой базы отчетность представляется в упрощенном виде. Учреждения подают в составе декларации листы 01, 02, 07. Остальные листы, включая подраздел 1.1 раздела 1, не представляются.
Вопрос №3. Покрываются ли в казенных учреждениях за счет бюджетного финансирования суммы штрафов, наложенных в связи с нарушением налогового законодательства?
Штрафы за пренебрежение обязанностями налогоплательщика покрываются за счет сумм, имеющихся в распоряжении учреждения после уплаты налогов по полученным доходам.
Вопрос №4. Отражаются ли в декларации по налогу на прибыль суммы бюджетного финансирования учреждений?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Казенные учреждения должны в составе декларации представить лист 07, при этом суммы финансирования в рамках утвержденных лимитов в отчетности не отражаются.
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.