Самое важное от специалистов на тему: «Соглашение о пенсионном обеспечении военнослужащих». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Соглашения о военных пенсиях в рамках СНГ
- 2 О толковании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года
- 3 «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992)
- 4 О толковании Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года
Соглашения о военных пенсиях в рамках СНГ
Соглашения о военных пенсиях в рамках СНГ
Майор юстиции , начальник юридической группы направления правового обеспечения Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств
В рамках Содружества Независимых Государств на сегодняшний день по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей приняты и действуют следующие международные договоры:
Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», подписанное главами государств-участников Содружества, от 01.01.01 года;
Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанное главами правительств государств-участников Содружества Независимых Государств, от 01.01.01 года;
Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств», подписанное главами правительств государств-участников Содружества Независимых Государств, от 01.01.01 года.
Комментируя названные соглашения, необходимо обратить внимание на следующее: в соответствии со статьей 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, военнослужащие и члены их семей имеют право оставаться на постоянное жительство на территории государства, где военнослужащий проходил военную службу или избрать другое место жительства. Из этого следует, что пенсионное обеспечение военнослужащего и членов его семьи будет осуществляться в государстве избранного места жительства (в рамках Содружества). Порядок пенсионного обеспечения этих военнослужащих и членов их семей определен в Соглашениях от 01.01.01 года и от 01.01.01 года и, естественно, имеет определенные особенности.
В связи с этим, военнослужащий государства-участника Содружества, пожелавший избрать иное государство для проживания после увольнения с военной службы, в рапорте об увольнении указывает избранное место жительства и государство-участник Содружества для постоянного проживания после окончания военной службы. После издания приказа об увольнении его личное дело оформляется в установленном порядке и направляется в военкомат по указанному военнослужащим месту жительства. Военнослужащий, прибыв после увольнения на избранное место жительства, обращается в военкомат для оформления получения пенсии в установленном законодательством избранного государства проживания порядке.
Граждане, уволенные с военной службы и получающие пенсию, при перемене места жительства в пределах государств-участников Содружества, должны прибыть в военкомат по месту своего проживания, сняться с учета и указать место и государство Содружества, куда они убывают для постоянного проживания. Их снимают с воинского учета, а личное дело направляют в военкомат по указанному месту жительства. Прибыв к избранному месту жительства, они обращаются в военкомат для оформления получения пенсии в установленном законодательством государства проживания порядке.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
В отношении членов семей военнослужащих существует следующая особенность: право на обращение за назначением пенсии указанные граждане приобретают лишь при условии регистрации (прописки) по месту жительства на территории государства-участника Содружества, избранного места проживания. Поэтому до обращения в органы, ведающие назначением пенсий, гражданам в государствах-участниках Содружества (для Российской Федерации это органы соцзащиты), указанные граждане должны зарегистрироваться (прописаться) по месту избранного жительства, представить соответствующее заявление, документы о стаже работы и заработке за периоды работы, отвечающие требованиям законодательства избранного государства проживания, а также справку о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства (для граждан, ранее получавших пенсию). В отдельных случаях можно представить пенсионное дело. На основании этих документов и производится назначение пенсии.
Общепризнанный принцип международного права, согласно которому участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения обязательств по договору, применительно к вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, получил закрепление и в Соглашении от 01.01.01 года. В нем предусмотрено, что односторонние ограничения прав и льгот военнослужащих и членов их семей не допускаются, а государства-участники Содружества обязаны взаимно согласовывать принимаемые ими акты национального законодательства в этой области.
Исходя из вышеизложенного, следует, что перечисленные соглашения по пенсионному обеспечению подлежат безусловному выполнению государствами-участниками даже в том случае, если в национальном законодательстве государства-участника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям. Подтверждением тому является толкование названных выше соглашений Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в Решении от 4 сентября 1996 года, а также определение от 01.01.01 года.
О толковании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего — Председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда: Абдрахманова С.С., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова X.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Зацепиной Т.Н., представителя Исполнительного Секретариата Кораблева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств о толковании,
Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств в своем запросе просит Экономический Суд дать толкование о сфере применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года: распространяется ли оно на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров. В обоснование запроса приводится ряд документов, свидетельствующих о неоднозначном понимании субъектами исполнения положений указанного Соглашения.
Заслушав судью-докладчика Вылкова И.К., представителя Исполнительного Секретариата Содружества Кораблева В.А., проанализировав заключение Генерального советника Экономического Суда Зацепиной Т.Н., изучив имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора; при этом для целей толкования договора контекст охватывает любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора (статья 31).
В преамбуле Соглашения от 15 мая 1992 года указывается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года и Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В развитие указанных соглашений в преамбуле Соглашения от 15 мая 1992 года подтверждено намерение государств-участников Содружества сотрудничать в области социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в широком смысле (в обеспечении пенсиями, пособиями, предоставлении льгот, преимуществ и т.п.).
Учитывая, что Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривало регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих до заключения специального соглашения по данному вопросу (статья 2), применительно к предмету толкования основополагающими следует признать Соглашение от 14 февраля 1992 года и Соглашение от 15 мая 1992 года.
Согласно статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Таким образом, основными объектами регулирования Соглашения от 15 мая 1992 года, непосредственно в нем названными, являются пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей и обязательное государственное страхование военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств.
Положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, будучи реализованными в соответствующих законодательных и нормативных актах государств-участников Соглашения, как правило, не вызывают коллизий в процессе их применения. В частности, на территории Российской Федерации данные вопросы регулируются: в области обеспечения пенсиями — Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», в области обеспечения пособиями по обязательному государственному страхованию — Инструкцией об организации обязательного государственного страхования и о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (утвержденной постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 285); на территории Республики Беларусь, соответственно, — Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» и Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992 года «О статусе военнослужащих».
Вместе с тем Суд отмечает, что приведенные положения Соглашения от 15 мая 1992 года имеют существенное значение и при определении сферы применения этого Соглашения в части распространения его действия на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров.
Базисным в этом смысле является принцип сохранения прежнего уровня прав и льгот за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, а также членами их семей, проживающими на территории государств-участников Содружества. Упомянутый в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года применительно к пенсиям он имеет более широкое значение, судя по содержанию статей 1 и 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, определяющих данный принцип.
В соответствии с частью первой статьи 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территорий государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Данная норма применима ко всему комплексу установленных ранее прав и льгот для военнослужащих и членов их семей в области социальной защиты и, в частности, относится к обеспечению пенсиями и пособиями, которые ранее были определены соответствующими нормативными актами. Этот вывод подтверждается частью второй статьи 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года, где говорится о недопустимости одностороннего ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Исполнение этого обязательства предполагает установление на территориях государств-участников Содружества тех социальных выплат для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые имели место в период существования СССР.
Согласно статье 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе следующие права: получать пенсию; пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения.
Выражение «и другими видами социального обеспечения» означает, по мнению Суда, что объектом регулирования указанного Соглашения являются также пособия, предусмотренные законодательством государств-участников Содружества как вид социального обеспечения.
Таким образом, руководствуясь статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, исходя из текста преамбулы и статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, содержания статей 1 и 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, а также контекста выражения «и другие виды социального обеспечения», Суд пришел к выводу о прямой связи толкуемого Соглашения с Соглашением от 14 февраля 1992 года, что, в свою очередь, предопределяет положительный ответ на вопрос о том, распространяется ли Соглашение от 15 мая 1992 года на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров.
При определении сферы применения Соглашения от 15 мая 1992 года в данной области необходимо учитывать также общие принципы назначения и выплаты пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров, существовавшие в законодательстве Союза ССР и воспринятые национальным законодательством государств-участников Содружества.
Анализ нормативных актов бывшего Союза ССР, а также государств-участников Содружества в рассматриваемой сфере отношений свидетельствует, что размер пособий членам семей умерших военных пенсионеров (единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение) зависит от размера пенсии лица, уволенного с военной службы.
Так, например, выполняя обязательства, принятые ими по Соглашению от 14 февраля 1992 года, правительства Российской Федерации и Республики Беларусь специальными постановлениями сохранили на территории своих государств единовременное пособие семьям умерших военных пенсионеров, а также пособие на погребение умерших пенсионеров из числа военнослужащих, ранее предусматривавшиеся постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года N 1290 «О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям» (пункты 9, 10 и 12).
Следовательно, названные пособия производны от пенсии лица, уволенного с военной службы, и не могут существовать отдельно, независимо от нее. Государства-участники Соглашения от 15 мая 1992 года, договариваясь о пенсионном обеспечении военнослужащих, не могли не осознавать этой взаимосвязи, поэтому правомерно предположить, что у них не было намерения отказаться от единовременного пособия членам семей умерших военных пенсионеров или установить ограничения в этой части.
Вышеизложенное дает основание полагать оправданным распространение действия Соглашения от 15 мая 1992 года на пособия, размеры которых устанавливаются исходя из размера пенсии лица, уволенного с военной службы: на единовременное пособие членам семей умерших военных пенсионеров, пособие на погребение умерших пенсионеров из числа военнослужащих.
Принимая во внимание приведенные выводы и исходя из того, что выплата пособий семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих подпадает под действие Соглашения от 15 мая 1992 года, Суд считает необходимым констатировать, что данные пособия назначаются, будучи производными от пенсии лица, уволенного с военной службы, на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством государства-участника, в соответствии с которым выплачивалась пенсия указанному лицу ко дню его смерти (в соответствии со статьей 1 Соглашения).
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 13.4, 13.5, 13.7, а также пунктом 8.55 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
По запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств дать следующее толкование.
Сфера применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года охватывает непосредственно обеспечение военнослужащих государств-участников Содружества и членов их семей пенсиями, а также пособиями по обязательному государственному страхованию.
Названное Соглашение , принятое в развитие Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, распространяется также на выплату пособий членам семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих (в частности, единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение), размеры которых зависят от размера пенсии лица, уволенного с военной службы. Указанные пособия назначаются на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года, в соответствии с которым выплачивалась пенсия лицу, уволенному с военной службы, ко дню его смерти.
Копию решения направить в Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств и государствам-участникам Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также для сведения в Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза и государствам-участникам Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
«Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992)
О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ
(Москва, 13 марта 1992 года)
Правительства государств — участников настоящего Соглашения,
руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,
исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,
сознавая, что каждое государство — участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,
признавая, что государства — участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения,
признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,
согласились о нижеследующем:
Пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.
Видео (кликните для воспроизведения). |
До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.
Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Государства — участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.
Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников Соглашения.
1. Назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.
2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах — участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
При переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах — участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.
Государства — участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.
Государства — участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации.
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.
1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
2. Пенсионные права граждан государств — участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства — участника, на территории которого они проживают.
Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: «Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями».
Судебная практика и законодательство — «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992)
Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.
продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;
Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств — участников СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.
24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);
37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства — участники Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства — участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.
основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,
выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,
4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .
Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
О толковании Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года
Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 4 сентября 1996 года № C-1/11-96
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего — Председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда: Апостола Д.Д., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Сафиуллина Д.Н., Симоняна Г.В., Толибова X.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Боровцова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросам Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств и Министерства обороны Российской Федерации о толковании,
Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в своем запросе просит Экономический Суд дать толкование положений Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года в части обязательного государственного страхования военнослужащих и членов их семей, проживающих на территории государств-участников Соглашения, с целью разрешения спорных вопросов в случае коллизии норм национального законодательства государств-участников Содружества с нормами, содержащимися в межгосударственных (межправительственных) соглашениях.
С аналогичным запросом о толковании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года обратилось Министерство обороны Российской Федерации.
В обоснование запросов представлен ряд документов, свидетельствующих о неоднозначном понимании субъектами исполнения положений указанных соглашений.
Заслушав судью-докладчика Бегалиева М.А., Генерального советника Экономического Суда Боровцова В.А., исследовав и оценив имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Из контекста всех материалов дела следует, что неоднозначно интерпретируются положения указанных соглашений, определяющие, по законодательству какого государства (государства, где военнослужащие проходили службу, либо государства, в котором проживают военнослужащие и члены их семей) осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, обязательное государственное страхование военнослужащих, а также за счет финансовых ресурсов какого государства должна осуществляться выплата страховых сумм и единовременного пособия военнослужащим либо членам семей погибших военнослужащих.
Суд полагает, что Соглашение от 14 февраля 1992 года и Соглашение от 15 мая 1992 года однозначно определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами-участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. Поэтому государства-участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживает военнослужащий или члены его семьи, нормативный акт, регулирующий пенсионное обеспечение этой категории лиц, не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, действовавших в СССР. Это же правило должно применяться и в том случае, когда в государстве подобный акт существует, но в нем отсутствует регламентация прав той или иной категории военнослужащих (членов их семей).
Опираясь на статью 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, Суд считает, что обязательное государственное страхование военнослужащих производится по правилам, содержащимся в законодательстве государства, на территории которого проживает военнослужащий. Этот принцип логично вытекает из природы отношений, складывающихся в процессе обязательного государственного страхования, поскольку страхованию подлежит сам военнослужащий, а не члены его семьи. Поэтому, независимо от того, на территории какого государства-участника проживает член семьи застрахованного военнослужащего, выплата этому члену семьи страховых сумм или единовременного пособия за погибшего военнослужащего производится по правилам, действующим в государстве, где был застрахован военнослужащий. В частности, по указанным правилам определяется, имеет ли данный член семьи право на получение соответствующих выплат, каковы размер этих выплат, сроки, в течение которых они должны быть произведены, порядок обращения за их получением и т.д.
Суд подчеркивает, что согласно статьям 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип «pacta sunt servanda» — «договоры должны соблюдаться»). Участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения. Этот универсальный принцип международного права получил дополнительное закрепление (применительно к вопросам пенсионного обеспечения и иных социальных гарантий военнослужащих) в Соглашении от 14 февраля 1992 года, где предусмотрено, что односторонние ограничения прав и льгот военнослужащих и членов их семей не допускаются, а государства-участники Содружества обязаны взаимно согласовывать принимаемые ими акты национального законодательства в этой области.
Обязательство соблюдать общепризнанные принципы международного права закреплено в конституциях государств-участников Содружества. В частности, Конституцией Кыргызской Республики (статья 9) установлено, что Кыргызская Республика соблюдает общепризнанные принципы международного права. Кроме того, в статье 12 Конституции Кыргызской Республики предусмотрено, что заключенные Кыргызской Республикой международные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью внутреннего законодательства.
Исходя из этого, следует признать, что положения соглашений: от 14 февраля 1992 года, от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года подлежат безусловному выполнению государствами-участниками даже в том случае, если в национальном законодательстве государства-участника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям.
Если одно из государств-участников посчитает, что то или иное положение заключенного им соглашения не соответствует изменившимся обстоятельствам или перестало соответствовать национальным интересам, оно вправе поставить вопрос о пересмотре, изменении или уточнении соглашения. Согласно статье 39 Венской конвенции, договор может быть изменен лишь по соглашению между его участниками при соблюдении процедур и условий, определенных этой Конвенцией. До изменения договора отказ от его выполнения недопустим.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 13.4, 13.5, 13.7, а также 8.55 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
По запросам Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств и Министерства обороны Российской Федерации дать следующее толкование.
Пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по этим вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, которые были установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, установленный законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными органами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
При отсутствии национального законодательства в государствах-участниках упомянутых соглашений, регулирующего указанные вопросы, применяются нормы законодательства и других нормативных актов бывшего Союза ССР.
В случае коллизии норм внутреннего законодательства государств-участников Содружества с положениями соглашений: Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и обязательству соблюдать общепризнанные принципы международного права, закрепленному в конституциях государств-участников Содружества.
Копию решения направить в Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств, Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, министерствам обороны Российской Федерации и Кыргызской Республики, государствам-участникам Содружества Независимых Государств, а также для сведения в Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза и Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.