Самое важное от специалистов на тему: «Бюджетные организации платят налог на прибыль». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Бюджетные организации платят налог на прибыль
- 2 Начисление и уплата налога на прибыль бюджетными учреждениями в 2019 году.
- 3 Казенные учреждения и налог на прибыль
- 4 Ставка налога на прибыль
- 5 Госсектор: как оптимизировать расходы по уплате налога на прибыль? Учет доходов в бюджетных и автономных учреждениях
- 6 Учет налога на прибыль и УСН бюджетными учреждениями с 2019 года
- 7 Бюджетные организации платят налог на прибыль
- 8 Налог на прибыль организаций в 2019 году
Бюджетные организации платят налог на прибыль
Дата публикации 16.09.2019
Какие коды доходов и КОСГУ применять автономному учреждению на общей системе налогообложения при начислении и уплате НДС и налога на прибыль? Каким образом эти операции будут отражены в отчете (ф. 0503737)?
Согласно п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, а также п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, операции налогоплательщиков — автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом обложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, отражаются по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов (АГПД) и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ.
Для НДС предусмотрен несколько иной порядок. НДС уменьшает доходы текущего финансового периода от продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых налогом, которые отражены по соответствующим подстатьям КОСГУ. В свою очередь, уплата НДС производится по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ.
Таким образом, на подстатью 189 КОСГУ относятся начисление и уплата налога на прибыль и только уплата НДС. Аналогично статья аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 предназначена для отражения начисления и уплаты налога на прибыль и только для уплаты НДС.
В бухгалтерском учете автономного учреждения начисление и перечисление налога на прибыль отражаются следующим образом:
Дебет КДБ 180 2 401 10 189 Кредит КДБ 180 2 303 03 731 — начислен налог на прибыль (п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, далее — Инструкция № 183н);
Дебет КДБ 180 2 303 03 831 Кредит КИФ 2 201 11 610 (уменьшение счета 17 КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен налог на прибыль (п. 73 Инструкции № 183н).
Начисление и перечисление НДС отражаются в учете записями:
Дебет КДБ 1Х0 2 401 10 1ХХ Кредит КДБ 180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 159 Инструкции № 183н);
Дебет КДБ 180 2 303 04 831 Кредит КИФ 2 201 11 610 (уменьшение счета 17 КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС (п. 73 Инструкции № 183н).
Обратите внимание, при начислении НДС по дебету счета 2 401 10 100 указываются коды доходов и КОСГУ, по которым проводилась реализация товаров, работ, услуг.
Уплата налога на прибыль и НДС отразится по коду аналитики 180 в разд. 1 Отчета (ф. 0503737) (п. 42 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н). Кассовые поступления по статье 180 АГПД могут быть у ограниченного числа учреждений, поэтому при уплате НДС, налога на прибыль (ЕНВД) по подстатье 180 АГПД в разд. 1 отчета (ф. 0503737) будут показатели с минусом.
Начисление и уплата налога на прибыль бюджетными учреждениями в 2019 году.
Операции по начислению и уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, уплачиваемые бюджетными и автономными учреждениями, отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ.
Пример отражения операций по налогу на прибыль в учреждениях госсектора В 2019 году.
Доходы от операционной аренды
- признаны доходы от аренды
- начислен налог на прибыль с доходов от аренды
180 2 303 03 731
Доходы от оказания платных услуг
- оказаны услуги
130 2 205 31 564
- начислен налог на прибыль с доходов от оказания платных услуг
180 2 303 03 731
Уплата налога на прибыль
- уплачен налог на прибыль
180 2 303 03 731
000 2 201 11 610
Уменьшение счета 2з17 ( КДБ 180, КОСГУ 189)
Казенные учреждения и налог на прибыль
Бухгалтеры казенных учреждений иногда испытывают затруднения, сталкиваясь с налогом на прибыль. Дело в том, что основное направление казенных учреждений — это оказание государственных услуг и исполнение иных государственных функций. А средства, вырученные от оказания государственных и муниципальных услуг, не подлежат налогообложению, об этом четко сказано в подпункте 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Впрочем, у казенных учреждений есть и иные источники дохода. Именно поэтому некоторые не могут понять, на какую именно прибыль может начисляться налог. Об этом мы и поговорим сегодня.
В каких случаях казенные учреждения платят налог на прибыль?
Казенные учреждения вовсе не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организации. Любые доходы, не перечисленные в статье 251 НК РФ, подлежат обложению на общих основаниях. Если учреждение получает определенные доходы (за исключением неналоговых), эти средства включаются в состав облагаемой базы по налогу на прибыль.
Налогом облагается прибыль, полученная от реализации товаров и услуг, согласно статье 249 НК РФ, а также прибыль, полученная от внереализационных доходов, согласно 250 статье НК РФ. В частности:
- Когда казенное учреждение получает выручку от продажи основного средства, согласно закону, такая прибыль числится как доход от реализации имущества.
- Если казенное учреждение получает средства от арендатора для возмещения коммунальных платежей, то такая прибыль считается внереализационным доходом учреждения.
Приведем пример: когда учреждение выдает сотруднику трудовую книжку или вкладыш в нее, по общему правилу с него взимается плата. Размер этой платы определяется размером расходов на приобретение книжки или вкладыша. Сумма, которую работник возместил учреждению, подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Ситуации достаточно рядовые, но тем не менее они часто вызывают вопросы по поводу начисления налога. Следует помнить, что такие виды доходов не включены в перечень из вышеупомянутой статьи 251 НК РФ, поэтому и облагаются налогом.
Для того, чтобы четко разобраться в вопросе налогообложения прибыли казенного учреждения, всегда изучайте характер дохода. В этом поможет Налоговый кодекс и устав (положение) учреждения.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.
Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.
Статья подготовлена
Ставка налога на прибыль
Прибыль — не все заработанные деньги компании. Юридические лица платят налог на прибыль в федеральный бюджет; ставка зависит от того, чем занимается организация. Кроме того, часть налога на прибыль уходит в местные бюджеты. Разделение предусмотрено Налоговым кодексом. Рассмотрим подробнее, какая предусмотрена для организаций ставка налога на прибыль в 2019 году в Санкт-Петербурге и других российских регионах.
Понятие дохода и прибыли
Плательщики вправе уменьшить доход на расходы, которые понесли в том же периоде. В НК РФ приведены списки:
- доходов, которые учитываются в налоговой базе — ст. 249, 250 НК РФ;
- доходов, которые можно не учитывать (не облагать налогом на прибыль) — ст. 251 НК РФ ;
- расходов, которые вычитаются из доходов — ст. 252 — 269 НК РФ;
- расходов, которые нельзя вычитать — ст. 270 НК РФ.
С прибыли организации платят взнос в бюджет — налог на прибыль организаций: процент зависит от нескольких важных факторов.
Налог на прибыль: ставка основная
20% — постоянная величина основной ставки налога на прибыль в РФ для организаций и ИП. Сумму к уплате исчислять просто: величину выручки умножить на 20% или на 0,2.
Не вся сумма налога на прибыль зачисляется в один бюджет: 17% получает региональный, а 3% — федеральный (с 1 января 2017 года в силу п. 1 ст. 284 НК РФ). Эта норма действует до 2020 года.
Региональные власти вправе снизить основную налоговую ставку до 13,5% (и даже до 12,5 в 2017–2020 годах). Снижение касается той части, которая пойдёт в бюджет на местном уровне. А если учесть 3%, которые полагаются федеральному бюджету, минимальный процент в регионе — 15,5%.
Для информации: местные власти могут установить процент от 12,5 до 17%. Для некоторых категорий налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ (особой экономической зоны) есть исключение — он не может превышать 13,5%.
Именно так распределяется налог на прибыль в 2019 году: ставка в Санкт-Петербурге, например, налога на прибыль, как и во многих других регионах, снижена до 12,5%, а иногда и до 0%:
- для организаций — резидентов особой экономической зоны на территории Санкт-Петербурга, — 12,5%;
- для организаций, состоящих на налоговом учете в СПб, осуществивших в течение года вложения в местное производство в размере 300 000 рублей, — 14,5%;
- для организаций, вложивших в местное производство в течение года 50 млн. рублей, — 12,5%;
- для организаций, участвующих в специальном инвестиционном контракте и производящих продукцию по списку, указанному в Законе Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11, вложивших 750 млн рублей, — 0%.
Неосновные ставки налога на прибыль
По специальным ставкам организации платят в федеральный и местные бюджеты:
- компании с особым статусом (иностранные) или те организации, которые занимаются указанным в законе видом деятельности;
- организации-льготники (резиденты ОЭЗ);
- местные и зарубежные организации с дивидендов и процентов.
Для наглядности приведем специальные ставки в виде таблицы.
Размер налога на прибыль
иностранные фирмы без представительства в РФ;
добытчики углеводородного сырья;
контролируемые иностранные компании.
иностранные фирмы без представительства для доходов от международных перевозок и сдачи в аренду транспортных средств.
для дивидендов от местных компаний;
для дивидендов от иностранных компаний;
для дивидендов от акций по депозитарным распискам.
иностранные фирмы для дивидендов российских организаций;
владельцы государственных и муниципальных ценных бумаг по операциям с доходов по ним.
организации для процентов по муниципальным ЦБ и др. доходам из пп 2 п 4 ст 284 НК РФ
организации медицины и образования;
участники региональных инвестиционных проектов;
резиденты свободной ЭЗ в Крыму и Севастополе;
резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
производители с/х продукции, не перешедшие на ЕСХН
Ставка налога на прибыль в федеральный бюджет
Как уже упоминалось, 3% от общей суммы поступает в федеральный бюджет. Не важно, составляет региональная ставка 17% или она уменьшена решением властей — 3% идут плюсом.
Пример: Налоговая база = 1 000 000 рублей.
Из них по основной:
В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей
В бюджет региона = 1 000 000 * 17% = 170 000 рублей.
В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей
В бюджет региона = 1 000 000 * 13,5% = 135 000 рублей.
В федеральный бюджет не всегда попадают только три процента суммы. Это происходит только при использовании основной ставки. А процент в бюджет, который компании отчисляют по неосновным ставкам, поступает в федеральный бюджет полностью.
Это любой доход, который остается после уплаты процентов в бюджет; он распределяется между акционерами (участниками) пропорционально долям в капитале. Обычно они выплачиваются деньгами, но могут выдаваться и в виде акции или другого имущества. Если компания платит дивиденды участникам — физическим лицам, то она, как налоговый агент, обязана удержать и перечислить с них процент в бюджет. Но это касается уплаты НДФЛ. Налоговая ставка по НДФЛ и по налогу на прибыль с дивидендов в общем случае одинакова — 13%. Это упрощает расчет, но никак не влияет на уплату Н/П.
Если компания платит дивиденды участникам — юридическим лицам, то она рассчитывает и удерживает Н/П и отражает его в декларации.
Если же компания сама получала дивиденды, то полученной суммы она отчисляет Н/П
Формула расчета приведена в ст. 275 НК РФ. Если организация получала дивиденды от других компаний и одновременно выплачивала их своим участникам, то сумма госпошлины вычисляется по формуле:
Где НПД — Налог на прибыль с дивидендов; ДНУ — дивиденды, выплаченные участнику; ДНВУ — выплаченные всем участникам; ДПО — полученные организацией.
Разберем формулу на примере.
ЗАО «Серпантин» получило дивиденды от другой организации — 80 000 рублей. А также распределяет их между своими участниками. Распределение согласно долям в капитале: И. В. Ковалёв — 700 000 рублей (физ. лицо, гражданин РФ); ООО «Империя» — 400 000 рублей. Рассчитаем, сколько нужно удержать: НДФЛ с дивидендов И.В. Ковалёва — 700 000 * 13% = 91 000 рублей. На прибыль с дивидендов, выплаченных участнику, — ООО «Империя»:
ЗАО «Серпантин» обязано удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль с дивидендов участника — ООО «Империя» в размере 48 218 рублей.
Иностранные организации платят Н/П с дивидендов по повышенной ставке — 15%. Существуют и случаи льготного налогообложения — 0%.
Напомним, что ставка с 1 января 2015 года изменена с 9% на 13%.
Доходы в виде дивидендов
по акциям, удостоверенным депозитарными расписками;
полученных российскими организациями от российских и зарубежных фирм, не указанных в пп 1 п 3 ст 284 НК РФ.
полученных иностранными фирмами:
— по акциям российских организаций;
— от участия в капитале компаний в иной форме.
полученных российскими фирмами от иностранных и российских организаций при условии, что получающая фирма в моменту решения о выплате:
— владеет не меньше, чем 50% уставного капитала выплачивающей фирмы 365 дней подряд;
— владеет депозитарными расписками с правом на получение в сумме не меньше 50% общей суммы выплачиваемых дивидендов.
Эффективная ставка налога на прибыль
Это общее усредненное значение, которое отражает суммарное число налогов со всех доходов организации. Называется она так, потому что помогает оценить эффективность работы и доходности организации любого рода, независимо от выбранной деятельности. Ее может использовать даже физическое лицо, чтобы посчитать сколько налогов в общей сложности платит по отношению к доходам.
Она представляет собой дробь:
- в числителе — сумма налога;
- в знаменателе — суммарный доход.
Производить расчет следует по формуле:
Где ЭСПН — эффективная ставка Н/П, УНП — уплаченный Н/П, (Д — Р) — доход уменьшенный на расход — выручка.
Приведем пример расчета.
ООО «Созвездие» получило доход за период в сумме 700 000 рублей. Расходы по налоговому учету составили 350 000 рублей. Но фактических расходов у организации было больше, поэтому в бухгалтерском учете сумма другая — 450 000 рублей. Налог на прибыль рассчитывается так:
А эффективная ставка считается с учетом реальной прибыли, а не налоговой. В знаменателе указывают расход по бухгалтерскому учету — 450 000 рублей вместо 350 000 рублей.
ЭСНП ООО «Созвездие» равна 0,28 или 28%. Тогда как налоговая — 20%.
При расчете эффективной ставки чем больше окажется процент — тем хуже для организации. Это значит, что она платит больше налогов. На примере по расчету ЭСНП видно, что в реальности налоговая нагрузка ООО «Созвездие» на 8% выше, чем отражается в налоговом учете. Это происходит из за расходов, которые организация не смогла учесть при налогообложении.
Оценив налоговую нагрузку по факту при помощи ЭСНП, организация учтет это превышение по итогу в следующем периоде и оптимизирует расходы.
Новое в законодательстве
31 октября 2018 года в Государственную Думу поступил законопроект, предлагающий существенно перераспределить объемы поступлений в федеральный и региональный бюджеты (вместо 17 + 3 применить схему:13 + 7, соответственно, в федеральный и региональный бюджет).
Подробнее о реализации депутатской инициативы — в статье «Порядок уплаты налога на прибыль изменят».
Госсектор: как оптимизировать расходы по уплате налога на прибыль? Учет доходов в бюджетных и автономных учреждениях
Особенности исчисления налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями обусловлены их правовым статусом. В качестве российских организаций такие учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее – Закон № 7-ФЗ).
Положения гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК РФ), а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (п. 1.1, п. 1.9 ст. 284 НК РФ).
Бюджетные учреждения как некоммерческие организации вправе создать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Кроме того, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей). При этом театры, музеи, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).
Действующая редакция НК РФ не содержит отдельных статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательства в таких организациях в особом порядке осуществляется признание доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.
Доходы бюджетных и автономных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования имущества этих организаций (п. 3 ст. 123.21, ст. 123.22, ст. 296, ст. 298 ГК РФ; ст. 9.2, ст. 26 Закона № 7-ФЗ; ст. 2-4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; далее – Закон № 174-ФЗ).
Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Не все из доходов бюджетного или автономного учреждения учитываются в целях налогообложения прибыли. Так, из-под обложения налогом выведены субсидии, получаемые из бюджетов. Однако придется начислить налог на денежные поступления следующих категорий:
- доходы от оказания услуг и выполнения работ за плату;
- доходы от передачи имущества в аренду;
- доходы от реализации имущества.
Доходы от реализации
Бюджетные и автономные учреждения могут получать доходы при оказании услуг и выполнении работ за плату в рамках основных видов деятельности сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также при осуществлении иных видов приносящей доход деятельности (п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ; ч. 6-7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Такие доходы относятся к доходам от реализации и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).
При выполнении определенных условий бюджетные (автономные) учреждения могут также оказывать услуги и выполнять работы за плату в пределах государственного (муниципального) задания. Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли должны учитываться доходы и от таких видов деятельности. Например, подлежит налогообложению:
- родительская плата за присмотр и уход за детьми в детских садах (письмо Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-03-05/41579, письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 02-13-06/1677, письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/116);
- плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание (письмо Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18539).
Доходы, не учитываемые при налогообложении
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Данный перечень является закрытым, то есть не подлежит расширительному толкованию.
Помимо доходов, которые могут получать организации всех форм собственности, в ст. 251 НК РФ отдельно упоминаются доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли исключительно:
- некоммерческими организациями (к которым относятся бюджетные и автономные учреждения);
- непосредственно государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.
В ст. 251 НК РФ выделены две отдельные группы доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль:
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Целевое финансирование (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) – такие средства могут получать организации всех форм собственности.
Целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) – безвозмездные поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Бюджетные и автономные учреждения, получившие целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода (календарного года) представляют в налоговые органы по месту своего учета Отчет о целевом использовании полученных средств – Лист 07 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). В Отчет не включаются средства субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).
Далее рассмотрим отдельные виды доходов бюджетных и автономных учреждений, не подлежащих учету при налогообложении прибыли.
Субсидии
ВАЖНО ЗНАТЬ!
При определении налоговой базы не учитываются следующие виды субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям:
Правило распространяется и на те целевые бюджетные субсидии, которые предоставляются в целях компенсации расходов, понесенных учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности.
2% | резиденты ОЭЗ (особых экономических зон), возникшие после 1 января 2017 года; |
Видео (кликните для воспроизведения). |