Самое важное от специалистов на тему: «Проверка физического лица налоговым органом». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Проверка физического лица налоговым органом
- 2 Проверка физического лица налоговым органом
- 3 Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю
- 4 5 случаев выездной налоговой проверки физических лиц
- 5 Главное за сегодня
- 6 Популярные статьи
- 7 Может ли налоговая инспекция осуществлять выездную проверку в отношении физлица, и в каких случаях?
- 8 Выездная налоговая проверка физического лица
Проверка физического лица налоговым органом
Проверка задолженности по налогам и онлайн оплата
Налоги на раз, два, три
Введите свой ИНН
или индекс документа
Мы проверим все Ваши налоги
в Казначействе и ФНС РФ
Платите
пластиковой картой
Мы отправим квитанцию оплаты Вам
на электронную почту
Живите
спокойно и уверенно
Мы вовремя оповестим Вас
о новых начислениях
ИНФОРМАЦИЯ О НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
НОМЕР И ДАТА
Налоговое уведомление — это документ, которому присвоен регистрационный номер и дата создания. Этот номер называется Уникальным Идентификационным Номером (УИН). В срок между уже фактически начисленным налогом и переходом его в статус «просроченный», найти налоговое начисление можно только по УИН. Как только задолженность становится просроченной, обнаружить ее можно и по ИНН.
ИНФОРМАЦИЯ О НАЧИСЛЕНИЯХ
Этот абзац позволяет определить, за что именно рассчитана налоговая задолженность. Определить объект налогообложения можно только из бумажного налогового уведомления. Найти эту информацию на просторах Интернет невозможно и запрещено законом Российской Федерацией, поскольку является персональными данными и раскрывает вашу личную жизнь.
ИНФОРМАЦИЯ О ПЕРЕРАСЧЕТАХ
При авансовой оплате налоговой задолженности или переплате с прошлого налогового периода или в случае просрочки оплаты и получения повторного уведомления, в этом блоке будет подробно указано, какой учтен излишек при расчете налога, какая недоплата и будет указан процент и сумма, в случае начисления пени.
Безопасность операций подтверждена сертификатом соответствия международному стандарту PCI DSS. Услуги по переводу денежных средств оказывает НКО «Монета», лицензия Центрального Банка Российской Федерации № 3508-К
Проверка физического лица налоговым органом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?
Камеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
1 февраля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю
Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»
специально для ГАРАНТ.РУ
Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.
Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.
Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).
При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.
Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.
Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.
Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.
Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).
Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).
Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).
Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.
Налоговый орган имеет право:
- проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
- истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
- производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
- вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
- при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
- производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
- привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
- истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
- вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
- привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).
Налоговый орган не имеет права:
- истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
- проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
- проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
- без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
- требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
- истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
- производить выемку документов и предметов в ночное время;
- ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
- привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
- причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.
Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.
- Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
- Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
- Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
- Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
- Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
- Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
- Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
Последствия проверки
По итогам проверки составляется акт.
В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).
Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.
На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.
В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.
Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.
В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.
В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.
5 случаев выездной налоговой проверки физических лиц
Визит налогового инспектора к частному лицу может вызвать удивление, однако это возможно. Какие механизмы контроля над доходами и расходами граждан предусматривает законодательство?
Дмитрий Малютин, Инна Бацылева, руководитель налоговой практики КСК групп
Способы контроля государства над доходами и расходами физических лиц можно условно разделить на законодательно установленные и иные. О том, какие механизмы контроля предусматривает налоговое законодательство, пойдет речь в данном материале.
Особо следует подчеркнуть то, что приведенные ниже способы контроля нередко используются в совокупности, что, в конечном итоге, приводит к выявлению нелегализованного дохода физических лиц.
Напомним, что на основании п.1 ст. 86 НК РФ с 1 июля 2014 года банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию в отношении физических лиц:
- об открытии/закрытии счета, вклада (депозита),
- об изменении реквизитов счета, вклада (депозита).
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
До 1 июля 2014 года указанная обязанность в отношении физического лица отсутствовала. Банки должны были сообщать указанную информацию исключительно в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 86 НК РФ с 1 июля 2014 года банки обязаны выдавать налоговым органам в отношении физических лиц:
- справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке;
- справки об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах);
- выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц.
При этом условием для выдачи данных справок является:
— согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
— проведение налоговой проверки этого физического лица либо истребование документов (информации) в соответствии с п.1 ст. 93.1 НК РФ («встречная» проверка контрагента, истребование информации о конкретной сделке).
Самостоятельным основанием для истребования у банков указанных справок является наличие запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Напомним, что до 1 июля 2014 года выдача справок в отношении физических лиц была возможна только на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Следует отметить, что с 1 января 2015 года у физических лиц – владельцев зарубежных счетов появилась новая обязанность – они обязаны предоставлять в налоговый орган по месту своего учета:
— отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках;
— подтверждающие проведенные операции документы.
Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ в п.7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Однако на настоящий момент для физических лиц не утверждена ни форма указанного отчета, ни периодичность его предоставления (учитывая данное обстоятельство, в конце апреля 2015 года ФНС России проинформировала налоговые органы и физических лиц об отсутствии обязанности предоставить соответствующий отчет до утверждения Правительством РФ формы указанного отчета). Кроме того, ответственность за неисполнение указанной обязанности также не предусмотрена действующим законодательством.
Другим законодательно установленным способом контроля является возможность проведения выездной налоговой проверки в отношении физического лица.
Зачастую сам факт проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика-физического лица вызывает удивление. Между тем, данная возможность прямо предусмотрена НК РФ.
Так, в силу прямого указания ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются как организации, так и физические лица – в указанной статье отсутствует указание на то, что в качестве таковых рассматриваются исключительно физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.
Согласно п.2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Необходимо сразу оговориться – выездная налоговая проверка организации не может приравниваться к выездной налоговой проверке физического лица. Учитывая специфику субъекта, следует говорить о ряде ограничений.
На основании ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Таким образом, одним из квалифицирующих признаков выездной налоговой проверки является ее проведение на территории налогоплательщика.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
На основании п. 13 ст. 89 НК РФ должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документы и предметы.
Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
В силу ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. На основании п.5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.
В соответствии с примечанием к ст. 139 УК РФ (устанавливает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности жилища) под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.
Таким образом, ограничения при проведении выездной налоговой проверки физического лица заключаются в следующем:
- затруднительно проведение выездной налоговой проверки по месту жительства физического лица;
- отсутствует возможность проведения осмотра жилых помещений и имущества, находящегося в жилых помещениях (ст.92 НК РФ);
- отсутствует возможность производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях (ст. 93, 94 НК РФ).
Соответственно, фактически проведение выездной налоговой проверки в отношении физического лица будет осуществляться по месту нахождения налогового органа.
Несмотря на существенные ограничения при проведении выездной налоговой проверки в отношении физического лица независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы вправе:
- запросить у него необходимые для проверки документы; провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
- произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
- вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);
- привлечь специалистов и экспертов (ст. 95 и 96 НК РФ);
- истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).
Проведение выездной налоговой проверки физического лица – не такое уж редкое явление. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика – только в рамках периода 2014 года имеется немалое число решения районных судов различных областей РФ, в рамках которых рассматривались результаты выездных налоговых проверок по приведенным ниже категориям дел.
1. Выездные налоговые проверки физических лиц, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 20.06.2014 № ВАС-7083/14 по делу N А60-7878/2013; решение Вохомского районного суда Костромской области от 18.03.2014 по делу № 2-49/2014
9-37/2014; апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 20.08.2014 по делу № 33-3180/2014).
Так, в рамках судебного спора по делу № 33-3180/2014 была рассмотрена ситуация, при которой было выявлено, что истцом осуществлялись целенаправленные действия налогоплательщика-физического лица по покупке в течение определенных налоговых периодов земельных долей и участков, перевод их из земель для сельскохозяйственного назначения в земли для целей жилищного строительства (что значительно повысило стоимость земельных участков), последующее разделение на земельные участки меньшей площадью и их продажа в течение двух лет. Суд пришел к выводу, что указанные действия свидетельствуют об отсутствии у налогоплательщика намерений использовать земельные участки в личных целях.
2. Выездные налоговые проверки физических лиц, результатом которых явилось подтверждение того, что физическое лицо не уплатило налог с полученного дохода в отсутствие у него статуса индивидуального предпринимателя (см., например, решение Ленинского районного суда города Ярославля от 15.08.2014 по делу № 2-1584/2014
М-1522/2014 (доход от продажи акций); решение Кировского районного суда города Ярославля от 28.10.2013 по делу № 2-4802/2013
М-4260/2013 (доход от продажи недвижимого имущества); решение Кировского районного суда города Самары от 10.07.2014 по делу № 2-2924/2014
М-2301/2014с (доход в виде денежных средств, поступавших от организаций на депозитный счет).
Так, в рамках дела № 2-2924/2014
М-2301/2014с была рассмотрена следующая ситуация.
В кредитной организации на имя физического лица был открыт депозитный счет, при этом в банке физическое лицо подписало документы «не глядя», выдало доверенности (подписи в своих доверенностях не оспаривало). Рассматриваемое физическое лицо указало, что фактически данным счетом не пользовалось, деньги никогда не получало и не снимало, не знало о перечислениях денежных средств на счет, за открытие счета в банке получило 500 руб. Налоговым органом была установлена неуплата налога на доходы физических лиц, а также факт непредоставления в установленный срок налоговой декларации и несвоевременного предоставления налогоплательщиком документов по требованию налогового органа. Судом позиция налогового органа о правомерности доначисления налога на доходы физических лиц была поддержана в силу установления факта поступления на расчетный счет физического лица денежных средств, что подтверждается выписками о движении денежных средств по расчетному счету физического лица.
3. Выездные налоговые проверки физических лиц с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов в периоды, в которые физическое лицо обладало статусом индивидуального предпринимателя (см., например, решение Ногинского городского суда Московской области от 31.03.2014 по делу № 2-1995/2014
В ходе разбирательства по рассматриваемому делу судом было признано правомерным доначисление НДС (сумма налога была определена расчетным путем) и НДФЛ, поскольку с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя суммы налогов им не уплачивались.
4. Выездные налоговые проверки физических лиц с целью проверки документов, подтверждающих расходы физического лица, на которые уменьшены его налогооблагаемые доходы (см., например, определение Московского городского суда от 22.05.2014 № 4г/3-3962/14).
5. Выездные налоговые проверки физических лиц с целью с целью подтверждения правильности заявленных физическим лицом имущественных вычетов (см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 03.09.2014 № 33-2536).
Резюмируя изложенное, можно говорить о том, что к процедуре выездной налоговой проверки физического лица и ее результатам стоит относиться не менее серьезно, чем к выездным налоговым проверкам налогоплательщиков-юридических лиц. Соответственно, на стадии подготовки к такой проверке необходима оценка возможных рисков, на стадии проведения – грамотно выстроенное взаимодействие с налоговыми органами, а при обжаловании вынесенного в отношении физического лица решения – формирование обоснованной правовой позиции.
Главное за сегодня
Дорожный конфликт на юго-западе Москвы закончился стрельбой, два человека попали в больницу, еще двое были задержаны, .
ОАО «МОЭК» опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .
ОАО «МОЭК» опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2014 году. .
Популярные статьи
Инфографика
Может ли налоговая инспекция осуществлять выездную проверку в отношении физлица, и в каких случаях?
Выездные проверки в отношении физических лиц, хоть и редко, но проводятся. Разберемся, что может вызвать такую проверку, и к чему нужно быть готовым?
Материалы по теме:
Содержание
Принимать решение, выезжать ли к налогоплательшику, принимает налоговый орган — это в его право, закрепленное статьей 31 Налогового кодекса РФ.
К кому может нагрянуть налоговая? Что является основанием для проверки? Что именно будут изучать налоговики?
Кого могут проверить и на каких основаниях?↑
Основание для проведения проверки, что очевидно, — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Cогласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками на территории России признаются организации и физические лица. На них возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В статье 89, которая описывает процедуру проведения проверки, нет исключения для физлиц. Указанные лица, если за них не был уплачен налог (НДФЛ) налоговым агентом (например, нанимателем), обязаны исчислять и уплачивать его самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов.
На уплату каких налогов проверяют физических лиц? На уплату НДФЛ, налога на имущество, транспортного и земельного налогов.
Таким образом, налоговая проверка может затронуть не только ИП, но и специалистов-фрилансеров, не занимающихся предпринимательством и работающих по гражданско-правовым договорам об оказании услуг, в случае если в договоре не оговорена обязанность нанимателя уплачивать налоги за работника, а также всех владельцев автотранспорта и земли/недвижимости. В последнем случае за свои налоги обязан отвечать сам глажданин, ведь никто кроме него их не заплатит.
Важно! Налоговый орган, выявив неуплату физическим лицом налога, исчисляет ее самостоятельно и может взыскать ее строго после направления налогоплательщику уведомления об уплате налога. Что же касается уведомления — если оно задерживается, читайте материал «Что делать, если в течение нескольких лет так и не приходит квитанция на уплату налога?».
Решение о проведении выездной налоговой проверки↑
Проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса, решение о проведении налоговой проверки — собственно, это бумага, на основании которой начинается проверка, — выносит налоговый орган по месту нахождения организации-нанимателя или по месту жительства физического лица. Сама же проверка проводится на территории налогоплательщика, либо в помещении налоговой инспекции.
Важный момент: налоговики не вправе находиться в жилых помещениях против воли проживающих в них лиц. При несогласии жильцов, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, ее инициировавшего.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки (т.е. налоги);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Что ожидать от проверки?↑
Выездная налоговая проверка предполагает изучение деятельности налогоплательщика.
Сотрудники налоговых органов не вправе:
- проводить осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого его имущества, находящегося в жилых помещениях (ст. ст. 91 и 92 НК РФ);
- произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если это лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (статьи 93 и 94 НК РФ).
Сотрудники налоговых органов имеют право, независимо от наличия согласия налопоательщика:
- запросить необходимые для проверки документы;
- провести осмотр имущества налогоплательщика, которое находитсяв нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым;
- произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в срок;
- вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известна какая-либо имеющая значение информация;
- привлечь специалистов и экспертов;
- истребовать у третьих лиц документы/информацию, касающиеся деятельности проверяемого.
Налогоплательщики обязаны в течение 4-х лет хранить бумаги налогового учета, необходимые для исчисления и уплаты налогов (документов, подтверждающих доходов, расходов и т.п.).
Лицо, в отношении которого проводится проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
По результатам выездной налоговой проверки физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, доначислить ему не исчисленные ранее суммы налогов.
Непредоставление налоговому органу необходимых сведений, влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ — штраф. В случае наложения штрафа, налогоплательщику придется раскошелится, и выплативать по 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В какой срок может быть проводиться проверка?↑
Проверка может затронуть период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (по истечении трехлетнего срока давности налогоплательщика нельзя привлечь к отвественности). Отправной точкой для исчисления срока давности служит дата выставления требования об уплате налога. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках проверки проверяется период, за который представлена декларация (ст. 98 НК РФ).
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
— п.5, ст. 89 «Выездная налоговая проверка», Налоговый кодекс РФ
Срок выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. При определенных обстоятельствах, указанных в приказе ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected], проверка может быть продлена, но не более чем на шесть месяцев.
Выездная налоговая проверка физического лица
Еще недавно о налоговых проверках физических лиц ничего не было слышно. Налоговики интересовались лишь иногда индивидуальными предпринимателями. Но в настоящее время этот вид налоговых проверок набирает обороты. И причин тому несколько.
Первая. Налоги с физических лиц как новый значимый источник формирования доходной базы бюджета.
В стране не самая благоприятная экономическая обстановка. Денег на выполнение своих обязательств у государства мало. Резервный фонд России, одна из главных кубышек страны, призванная гасить дефицит бюджета и сформированная в «сытый» период, прекращает свое существование.
Недостаток средств бюджета естественным образом отражается на налоговой политике государства. Крупный бизнес – основной источник дохода бюджета, уменьшает платежи в бюджет. Мелкий и средний бизнес, хоть и держится на плаву, но не могут заменить собой выпадающие доходы крупных компаний. Эти явления разворачивают фискальный взор налоговиков в сторону новых источников доходов.
Одним из таких источников являются физические лица, административный контроль за которыми постепенно усиливается. И если среди юридических лиц резерв для дополнительных взысканий близок к исчерпанию, то среди физических лиц фискальный резерв еще только робко тестируется.
Отметим, что обращение фискального интереса к физическим лицам не является российским изобретением. Это общемировая тенденция.
Второе. Информированность налоговых органов.
Налоговые проверки физических лиц в этом случае являются лишь инструментом для оформления претензии в неуплате налогов. Информированность налоговых органов позволяет предвидеть итоги налоговой проверки. Спонтанность в выборе налогоплательщиков для проверки отсутствует.
На практике это означает, что, объявляя решение о проведении проверки, налоговики уже рассчитали сумму предполагаемой недоимки у налогоплательщика и сделали вывод о целесообразности его проверки.
Инструменты информирования налоговиков совершенствуются. Деятельность налогоплательщиков становится все более прозрачной. В частности, банки почти напрямую участвуют в налоговой политике государства, направляя сведения об операциях налоговым органам, а иногда самостоятельно пресекая текущее обслуживание только по подозрению в участии в теневых операциях.
Из-за подозрений в «обнале» физическим лицам стало неудобно и невыгодно снимать много наличных со счетов. Все стараются держать деньги на счетах во избежание отказа в банковском обслуживании. Или не заводить их туда вовсе. Таким образом, у физических лиц все больше безналичных денежных, оборот и происхождение которых так удобно контролировать.
Обмен информацией по банковским операциям не ограничивается Россией. Россия на международном уровне участвует в информационном обмене, участниками которого являются почти 100 государств, в первую очередь европейских.
Если говорить об относительно крупных капиталах, то много информации государству о доходах и капиталах физических лиц дала налоговая амнистия 2015-2016 годов. Государству сдано около 7,2 тысяч специальных деклараций по словам Антона Силуанова на Гайдаровском форуме 2018 года. При этом многие физические лица отказались от возврата капиталов в Россию, предпочитая менять гражданство или, на худой конец, резидентство.
Отметим, что на текущий момент уже налажен более-менее быстрый обмен внутри органов исполнительной власти на территории России относительно имущества, имеющегося у физических лиц и его стоимости (транспорт, недвижимое имущество, их стоимость и т.п).
Таким образом, налоговые органы уже сейчас вполне способны проводить эффективные с позиции доначислений налоговые проверки физических лиц. Значимым препятствием к тому является возможность контролировать только доход, а не расходы физиков. Запрет контролировать расходы налоговики пытаются регулярно преодолеть.
Налоговым консультантам известна практика, когда налоговые органы в ходе выездных налоговых проверок юридических лиц попутно целенаправленно выясняют, откуда их учредители – физические лица взяли деньги для инвестирования (вызовы в качестве свидетеля, допросы и т.п). Верховный суд РФ, как сейчас представляется, остановил практику доначислений по факту неизвестности происхождения расходов (см. Определение ВС РФ от 10.11.2015 № 57-КГ15-08). Но надолго ли, неизвестно. Зависимость судов, в т.ч. арбитражных, от исполнительной власти очевидна. А потому налоговый орган снова может попытаться нарушить запрет на сверку доходов и расходов, который организуется налоговым органом.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Из сказанного следует, что громкие налоговые проверки физических лиц еще впереди. Очевидно, что налоговикам есть, где развернуться.
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.