Самое важное от специалистов на тему: «Увеличился возраст выхода на пенсию». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Новая таблица выхода на пенсию с 1 января 2020 года по годам для мужчин и женщин
- 2 Почему пенсионный возраст надо не повышать, а уравнивать
- 3 Подготовлен законопроект о постепенном увеличении периода трудоспособности граждан
- 4 Кого не коснётся повышение пенсионного возраста?
- 5 Медведев раскрыл параметры пенсионной реформы
- 6 После ухода Путина пенсионный возраст поднимут еще раз
- 7 Повышение пенсионного возраста до 70 лет оценили в Правительстве — ждать ли новый закон?
Новая таблица выхода на пенсию с 1 января 2020 года по годам для мужчин и женщин
Все эти изменения приведут к одному общему результату — с каждым годом россиянам будет значительно сложнее получить право на привычную страховую пенсию по старости. А это, в свою очередь, естественным образом приведет к тому, что количество пенсионеров в России будет уменьшаться.
Напомним, на начало 2018 года на учете в Пенсионном фонде России (ПФР) числилось 43,5 млн пенсионеров, из них 9,7 млн — работающие (более 22% от общего числа). При этом средний размер пенсии по старости на начало года составлял 14151,6 рублей (официальные данные Росстата).
Выход на пенсию по новому закону с 1 января 2020 года для мужчин и женщин
Полный перечень обязательных требований для назначения страховой пенсии по старости устанавливается ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. По новому закону никаких дополнительных условий для назначения пенсии не предусматривается — будут корректироваться только уже предусмотренные сейчас нормативы.
Таким образом, для выхода на пенсию по возрасту с 2020 года по-прежнему потребуется выполнение трех обязательных условий:
- Достижение предусмотренного пенсионного возраста. Нормативы до конца 2018 г. составляли 55 и 60 (женщины и мужчины). С 1 января 2019 г. в рамках запланированной реформы значения постепенно увеличиваются, пока не установятся на уровне 60 и 65 лет (в 2023 г.).
- Наличие необходимого страхового стажа. Величина минимального стажа ежегодно увеличивается на 1 год, пока в 2024 году не зафиксируется окончательное значение — 15 лет.
- Наличие предусмотренного количества пенсионных баллов. Требования к минимальному ИПК, необходимому для оформления выплат, тоже ежегодно повышаются на 2,4 балла. В 2025 г. переходный этап завершится и норматив зафиксируется на уровне 30 баллов.
Необходимо понимать, что предложенный Правительством и принятый в сентябре 2018 года депутатами Госдумы новый закон из этих трех условий предусматривает только повышение пенсионного возраста, а требования к стажу и ИПК начали повышаться еще раньше — с 2015 года.
График выхода на пенсию по годам с 2020 для женщин и мужчин
Как отмечалось ранее, требования к стажу и количеству баллов ежегодно изменяются уже на протяжении нескольких лет, а с 2019 года начал повышаться еще и пенсионный возраст. Определить требования для оформления страховой пенсии по старости в зависимости от года рождения для женщин и мужчин можно по таблице, представленной ниже:
Женщины | Мужчины | Минимальные требования к: | Год выхода на пенсию | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ДР | ПВ | ДР | ПВ | стажу | ИПК | |
I п. 1964 | 55,5 | I п. 1959 | 60,5 | 10 | 16,2 | II п. 2019 |
II п. 1964 | II п. 1959 | 11 | 18,6 | I п. 2020 | ||
I п. 1965 | 56,5 | I п. 1960 | 61,5 | 12 | 21 | II п. 2021 |
II п. 1965 | II п. 1960 | 13 | 23,4 | I п. 2022 | ||
1966 | 58 | 1961 | 63 | 15 | 28,2 | 2024 |
1967 | 59 | 1962 | 64 | 15 | 30 | 2026 |
1968 и далее | 60 | 1963 и далее | 65 | 15 | 30 | 2028 и далее |
Используемые сокращения: I и II п. — соответственно первое и второе полугодие; ДР — дата рождения; ПВ — пенсионный возраст. Таблица будет отличаться для многодетных матерей, льготников (учителей, врачей, граждан, имеющих северный стаж или стаж на вредном/тяжелом производстве).
Как видно из представленной выше общей таблицы:
- По пенсионному возрасту:
- промежуточные положения предусматриваются для женщин 1964-1967 г.р. и мужчин 1959-1962 г.р. — для них значения постепенно будут увеличиваться с 55,5/59 до 60,5/64 лет;
- окончательные величины устанавливаются для женского населения с 1968 г.р., мужского — 1963 г.р. (60/65 лет).
- По страховому стажу:
- промежуточные положения предусматриваются для женщин 1964-1965 и мужчин 1959-1960 гг. рождения — для них норматив будет установлен в значениях 10-13 лет;
- окончательные требования устанавливаются для женского населения с 1966 г.р., мужского — с 1960 г.р. (15 лет);
- По пенсионным баллам (ИПК):
- промежуточные параметры предусматриваются для женщин 1964-1966 и мужчин 1959-1961 г.р. — это величина ИПК от 16,2 до 28,2;
- окончательные параметры устанавливаются для женского населения 1967 г.р. и моложе, мужского — 1962 и моложе (30 баллов).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Пенсионный возраст — таблица по годам
С 1 января 2019 года пенсионный возраст будет постепенно повышаться до 60 и 65 лет (женщины и мужчины). Под эти изменения попадут все те граждане, которые должны были оформить выплаты, начиная с 2019 года. Соответствующий закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ устанавливает следующий план увеличения норматива возраста:
- Значение ежегодно увеличивается на 1 год, начиная с 01.01.2019 г. в течение срока переходного периода — до 2023 г.
- Гражданам, которые должны были по нормативам старого закона уйти на заслуженный отдых в 2019/2020 гг., можно будет оформить выплаты на 6 месяцев раньше установленных для них новых сроков — такую поправку к проекту закона внес Владимир Путин. Таким образом:
- в 2019 г. пенсионный возраст увеличится не на 1 год, а только на 6 месяцев (до 55,5 и 60,5 лет соответственно для женского и мужского населения);
- в 2020 г. повышение составит не на 2 года, а на 1 год 6 месяцев (до 56,5 и 61,5 лет соответственно).
С учетом этих изменений таблица пенсионного возраста по годам по новому закону приводится в таблице ниже:
ДВП по старому закону | I п. 2019 | II п. 2019 | I п. 2020 | II п. 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПВ | Ж | 55,5 | 56,5 | 58 | 59 | 60 | ||
М | 60,5 | 61,5 | 63 | 64 | 65 | |||
ДВП по новому закону | II п. 2019 | I п. 2020 | II п. 2021 | I п. 2022 | 2024 | 2026 | 2028 |
Используемые сокращения: ДВП — дата выхода на пенсию; Ж — женщины; М — мужчины; ПВ — пенсионный возраст.
Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону (таблица 2020)
Для выхода на пенсию необходимо наработать установленное законодательством количество лет стажа. Согласно п. 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ, выплаты можно оформить при наличии не менее 15 лет страхового стажа, но этот норматив также устанавливается постепенно, с предусмотренным переходным периодом:
- требования к минимальному значению ежегодно увеличиваются с 2015 года на 1 год, когда норматив был установлен в значении 6 лет;
- окончательная величина (15 лет) будет зафиксирована с 2024 г.
По новому закону, одним из изменений которого является продление периода трудоспособности, никакие корректировки в требования по стажу не вносятся — все изменения, которые осуществлялись ежегодно с 2015 г. будут производиться в том же порядке.
Требования к минимально необходимому стажу с 2019 года в России представлены в таблице ниже:
Год | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|---|---|
Требования к стажу (лет) | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Необходимо учитывать, что в страховой стаж засчитываются:
- периоды работы или любой другой деятельности, во время которой осуществлялись страховые взносы в ПФР (т.е. при официальном трудоустройстве);
- иные, определенные п. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ периоды, например:
- служба в армии;
- уход за ребенком до достижения 1,5 лет;
- уход за инвалидом 1-ой группы или ребенком-инвалидом и т.п.
Сколько баллов нужно для пенсии
Еще одним обязательным условием для получения пенсии является наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в предусмотренном размере. П. 3 ст. 8 закона № 400-ФЗ установлено, что страховую пенсию по старости можно будет оформить при наличии как минимум 30 сформированных баллов. Такой величина ИПК установится не сразу, а постепенно, с предусмотренным переходным периодом:
- С 2015 года, когда этот норматив составлял 6,6 баллов, его величина каждый год повышается на 2,4 балла.
- Окончательное значение (30 баллов) зафиксируется только в 2025 году.
Необходимое количество ИПК для оформления выплат в течение переходного периода можно определить, воспользовавшись следующей таблицей по годам:
Год | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Минимальное количество ИПК | 16,2 | 18,6 | 21 | 23,4 | 25,8 | 28,2 | 30 |
Например, в 2019 году для оформления страховой пенсии по старости нужно будет иметь 16,2 балла, а уже с 2025 года россиянам необходимо будет наработать не менее 30 ИПК.
Почему пенсионный возраст надо не повышать, а уравнивать
Принятый Госдумой в первом чтении правительственный законопроект предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин к 2023 г. и до 63 лет для женщин к 2026 г. Главной виновницей изменений называют демографию: премьер Дмитрий Медведев, объясняя необходимость повышения пенсионного возраста, указывал на выросшую продолжительность жизни, рост доли пожилых людей в населении и сокращение доли трудоспособного населения. Но демографические показатели сегодня говорят о другом: нужно не повышать пенсионный возраст для всех, а уравнять его для мужчин и женщин.
Один из часто называемых аргументов в пользу повышения пенсионного возраста – рост продолжительности жизни в России со времени его первоначального установления. Но он не совсем справедлив, поскольку продолжительность жизни до сих пор росла в основном за счет снижения смертности в детских и средних возрастах. При этом продолжительность жизни в пенсионном возрасте стала расти после 2002 г. и за эти 15 лет выросла незначительно – на 2,7 года у мужчин и 3,2 года у женщин до 13,4 и 21,6 года соответственно. Не менее важна и длительность здоровой жизни, тесно связанная с наступлением нетрудоспособности. В зависимости от методики расчета длительность здоровой жизни в России к 2015 г. составляла в среднем 59 лет у мужчин и 65 лет у женщин. В результате даже до относительно невысокого нынешнего пенсионного возраста доживут лишь 70% нынешних 20-летних мужчин и 92% женщин, а до предлагаемой правительством новой планки в 65 лет и 63 года соответственно и вовсе 60% мужчин и 86% женщин.
В мире есть страны, в которых старение населения зашло намного дальше, чем в России. Почти все эти страны уже находятся в процессе постепенного повышения пенсионного возраста, что не мешает им лидировать в международных рейтингах, отражающих продолжительность, качество и условия жизни в пожилом возрасте. Характеристики пенсионного возраста в этих странах могут помочь России определиться с приоритетами пенсионной реформы.
Кто объяснит реформы
Очевидно, что лишь при действующем возрасте выхода на пенсию Россия по продолжительности жизни на пенсии у мужчин близка к благополучным странам. А это значит, что повышение пенсионного возраста для мужчин значительно ухудшит качество их жизни. У российских женщин ситуация иная: они живут на пенсии гораздо дольше, чем женщины из более благополучных стран. Отчасти это связано с тем, что в большинстве стран мира разница в возрасте выхода на пенсию между мужчинами и женщинами отсутствует либо очень невелика. Но и ни в одной другой развитой стране нет такого внушительного разрыва между мужчинами и женщинами в продолжительности жизни (более 10 лет), в том числе в пожилом возрасте, как в России.
Пониженный на пять лет относительно мужчин возраст выхода на пенсию для женщин был установлен в начале формирования советской пенсионной системы в 1928 г. для работников отдельных отраслей народного хозяйства. Позже перечень отраслей расширялся, пока пенсионная система не охватила всех граждан. В те годы это было заслуженной компенсацией за женский и материнский труд. Выходящие тогда на пенсию женщины рожали за свою жизнь в среднем по 5–6 детей, что весьма негативно сказывалось на их здоровье. Женщины также выполняли тяжелую домашнюю работу, которая отнимала много времени. Фактически женщины работали за троих: выполняли материнский труд, исполняли домашние обязанности и при этом были заняты в экономике. Таким образом, ранний выход женщин на пенсию в те годы был справедлив.
Сейчас на пенсию выходят женщины, рожденные в середине 1960-х гг. За весь фертильный период своей жизни (в основном 1980–1990-е гг.) они родили в среднем по 1,7 ребенка. Также растет доля добровольно бездетных женщин. Распределение домашнего труда в современных семьях становится все более эгалитарным, а гендерные нормы уже не такие жесткие, как в первой половине прошлого века. Традиционный женский и материнский труд сегодня стал не только легче и безопаснее для здоровья, но и является сугубо добровольным. Те тяжелые условия жизни и труда, из-за которых женщины получили более ранний выход на пенсию, сегодня практически отсутствуют, а значит, и оснований для сохранения такой разницы в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами нет.
Тем не менее рождение детей вынуждает женщин временно уходить с рынка труда, что приводит к потере профессиональных компетенций, опыта работы, потенциального роста зарплаты и карьерных перспектив. Результатом становятся меньшие доходы, меньшие отчисления в пенсионный фонд и, как следствие, меньший размер пенсии по сравнению с нерожавшими или родившими меньшее количество детей женщинами. Эти потери должны быть компенсированы правом раннего назначения пенсии. Но такое право должно зависеть от индивидуальных характеристик, а не распространяться на всех женщин без исключения.
Подготовлен законопроект о постепенном увеличении периода трудоспособности граждан
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
14 июня 2018 13:18
14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.
Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года.
Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров – получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1000 рублей в год. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400–500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.
Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.
Повышение возраста трудоспособности на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождения, с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.
Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:
– Работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007–2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.
– Педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.
Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.
Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).
Справочно
Рост продолжительности жизни в России
Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года). К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.
Международные тенденции
На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы ХХ столетия.
Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.
Кого не коснётся повышение пенсионного возраста?
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
22 октября 2018 02:53
Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Закон был принят Государственной думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом федерации 3 октября 2018 года.
Принятый закон об изменениях в пенсионном законодательстве направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно: предполагается длительный переходный период, который начнется с 1 января 2019 и завершится в 2028 году.
Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.
Повышение пенсионного возраста не коснется нынешних пенсионеров. Они, как и раньше, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.
НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:
- для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:
— на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
— в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
— в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
— в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
— в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
— на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
— в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
— на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);
— трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
— рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
— водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
— спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).
- для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
— одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
— опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
— женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
— инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
— инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
— гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
— постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).
- для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины);
Медведев раскрыл параметры пенсионной реформы
Правительство на заседании в четверг одобрило законопроект о повышении пенсионного возраста. Параметры реформы премьер Дмитрий Медведев раскрыл во вступительном слове. Правительство предлагает начать поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 г. Для мужчин возраст выхода на пенсию вырастет с 60 до 65 лет к 2028 г., для женщин – с 55 до 63 лет к 2034 г.
Переходный период затронет мужчин с 1959 по 1963 год рождения включительно и женщин с 1964-1971 гг. рождения. Например, родившиеся в 1959 г. мужчины смогут выйти на пенсию в 2020 г. в возрасте 61 года. Для женщин 1964 года рождения возраст выхода на пенсию составит 56 лет и наступит также в 2020 г. Шаг в два года сохранится и далее (см. таблицу). Например, в 2024 г. выйти на пенсию смогут мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года в возрасте 63 и 58 лет соответственно. Постепенное повышение пенсионного возраста позволит властям смягчить негативный эффект от реформы.
По словам Медведева, помимо длительного переходного периода предусмотрено еще одно послабление – все граждане с большим стажем (40 и 45 лет для женщин и мужчин соответственно) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Существующие льготы на получение досрочных пенсий сохранятся – например, для тех, кто работает на вредных и опасных производствах, у женщин с пятью и более детьми, инвалидов, чернобыльцев, у некоторых других льготников.
По словам Медведева, решение об изменении пенсионного возраста назрело, поскольку с каждым годом число трудоспособного населения по отношению к пенсионерам в России сокращается. Без повышения пенсионного возраста эта ситуация может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства, предупредил Медведев. Также эта мера необходима для выполнения указа президента о повышении пенсий, общего уровня жизни в стране и развития экономики, подчеркнул премьер.
«Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе потому, что созданы условия для увеличения продолжительности жизни в рамках программы 80+», – сказал Медведев. Он напомнил, что нынешний возрастной порог окончания трудовой деятельности устанавливался еще в 30-е гг. С тех пор продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, почти до 73 лет на сегодняшний момент, а также изменились условия труда и быта, отметил Медведев.
Власти обсуждали повышение пенсионного возраста уже много лет, однако до последнего момента официально не анонсировали предстоящую реформу. В конце апреля, незадолго до переназначения на пост премьера, Медведев заявил, что решения по вопросу изменения пенсионного возраста давно назрели, а в начале мая сообщил, что правительство в самой короткой перспективе подготовит и внесет в Госдуму соответствующий законопроект. При этом Медведев, каждый раз комментируя вопрос пенсионного возраста, избегал слова «повышение».
После ухода Путина пенсионный возраст поднимут еще раз
Выигрыш, который дала государству реформа, испарится к 2028 году
Отставание уровня пенсий от зарплат будет нарастать, и вести к падению качества жизни пенсионеров. Более того, после 2028 года властям придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста. Это следует из доклада Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…», представленного на Апрельской конференции в Высшей школе экономики.
При повышении пенсионного возраста главный ориентир — не индексация по уровню инфляции, а отношение среднего размера страховой пенсии по старости к средней зарплате, отмечается в докладе. Это так называемый коэффициент замещения, который характеризует выполнение пенсией своей основной функции — компенсации утрачиваемого заработка людей.
Повышение пенсионного возраста в том виде, в котором оно было одобрено, дало результат. По расчетам РАНХиГС, без него коэффициент замещения снизился бы с 32,8% в 2018 году до 27,9% к 2030 году, а потом и до 22,9% к 2050 году. Эти выкладки справедливы, если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год.
Так вот, повышение возраста выхода на пенсию при таком росте ВВП динамику снижения замедляет — до 32,8%, 32,1% и 26,5% в 2018, 2030 и 2050 годах соответственно.
Проблема, однако, в том, что разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться и при ускорении роста экономики. Чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты, отмечают авторы доклада.
Разумеется, рост ВВП в какой-то пропорции ведет к росту зарплат, но пенсии если и растут, то только в меру роста доходов Пенсионного фонда (ПФР). Их будет сдерживать рост демографической нагрузки, а решения проблемы за счет наращивания трансферта правительство как раз хотело бы избежать.
Так уже было недавно, указывают авторы доклада: в нулевые при бурном росте экономики среднемесячные зарплаты увеличивались быстрее пенсий, в результате коэффициент замещения снизился — до 22,9% к 2007 году с 34,7% в 1997 году. В результате государству совокупно за три года пришлось увеличить пенсии в 2,4 раза (на 76% в реальном выражении) — прежде всего за счет увеличения бюджетных трансфертов ПФР на 3,6% ВВП.
Если допустить, что пенсионная система останется неизменной — основанной на принципе солидарности, при которой пенсии сегодняшним пенсионерам выплачиваются за счет взносов из зарплат работающих — то в не столь отдаленном будущем эти проблемы вернутся.
Пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы, а после 2024 года, и особенно после 2028-го, когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже «привыкнет» население) будут ограничены, отмечается в докладе.
По мнению его авторов, обсуждение этих проблем нельзя откладывать. Как минимум надо отойти от представления, что с нынешним повышением пенсионного возраста все проблемы решены: даже к такому болезненному решению, как еще одно повышение пенсионного возраста, не исключено, придется прибегнуть еще раз.
— Доклад основан на ложных предпосылках, и его авторы выдали себя, обратившись для примера к нулевым годам, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Дело в том, что в нулевые была резко снижена ставка страховых взносов, и особенно в Пенсионный фонд. В 2000 году ставка составляла 29% (28% с работодателя, 1% с зарплаты), а потом ее снизили до 20%, плюс ввели регрессивную шкалу. Вот ларчик и открылся — почему пенсии упали по коэффициенту замещения.
Упали они настолько резко, что Владимир Путин к концу нулевых, видимо, понял, что ему на третий срок не переизбраться — и приказал поднять страховые взносы: общая ставка составила 34%, из них в Пенсионный фонд стали отчислять 26%. В результате, в 2011 году был достигнут 40-процентный коэффициент замещения.
Правда, так продолжалось всего один год. После этого правительство стало постоянно блокировать 34-процентный взнос — понижать его планку.
Юрий Горлин прав — в свое время трансферты из бюджета в Пенсионный фонд увеличились. Но на что они шли? В основном, на накопительные пенсии, где впоследствии расхищались. Так что это тоже пример не совсем удачный.
На мой взгляд, риск устойчивости пенсионной системы, о котором говорит Горлин, может возникнуть в одном случае: если страховой тариф в ПФР снизить с нынешних 22% до 20%. Вот тогда действительно для пенсионной системы повторятся нулевые.
«СП»: — То есть, либералы хотят дополнительно снизить ставку тарифа страховых взносов в ПФР, и покрыть это снижение за счет нового повышения пенсионного возраста?
— Да, и это является миной замедленного действия под Кремль. Сейчас реальная средняя продолжительность жизни мужчин в России — всего 67 лет. Реформа подняла пенсионный возраст до 65 лет. Если его еще раз поднять в конце 2020-х, пенсионный возраст у нас будет выше, чем средняя продолжительность жизни. Это значит, что больше половины пенсионеров-мужчин до пенсионного возраста вообще не доживут.
При таких перспективах в обществе будет неизбежно нарастать недовольство властью и отчуждение от нее. На деле, еще раз повысить пенсионный возраст — значит, создать предпосылки для массовых социальных волнений.
«СП»: — Почему ВШЭ продвигает такие идеи?
— На мой взгляд, это делается в интересах крупного бизнеса. Снижение ставки страхового тарифа позволяет работодателям снизить затраты, и одновременно бьет по пенсионерам.
Все это, замечу, резко противоречит обязательствам России.
С 1 января 2019 года, напомню, вступила в действие ратифицированная РФ конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». В том числе, ратифицирован ее раздел по пенсионному обеспечению. А там сказано, что коэффициент замещения — отношение средней пенсии к средней зарплате — должен составлять 40%. Более того, в 1972 году МОТ уточнил: коэффициент должен быть 52%.
Замечу, что в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установили коэффициент замещения 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.
На деле, пенсию в размере половины оклада в Российской империи получал действующий армейский резерв. То есть, традиция «половинной» пенсии очень давняя, и даже большевики ее не ломали.
А теперь ее ломают наши либералы, убеждая при этом, что они всеми силами пытаются достичь народного блага.
— В мире только одна организация полностью поддержала российскую пенсионную реформу — это МВФ, — отмечает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин. — Фонд отметил, что благодаря реформе людям в России придется — подчеркну, именно придется — работать дольше. А значит, ВВП РФ вырастет.
По сути, это как раба заставить работать не восемь часов, а девять. В этом случае, да, ВВП вырастет — и не надо развивать экономику, промышленность, повышать производительность труда.
Заметьте, либералы все время бубнят, что у нас главная проблема — низкая производительность труда. Но каким образом они ее решают? Заставляют людей работать больше — только и всего!
На деле, основная беда в том, что зарплаты в России очень низкие, особенно в регионах. А именно с зарплаты работодатель платит отчисления в ПФР. Потом, мы прекрасно знаем: значительная часть зарплат в России — «черные». Работнику в ведомости пишут низкую зарплату, чтобы предприниматель меньше платил в ПФР, а в конверте дают деньги, с которых налоги не платят.
Вот и считайте. Даже если с зарплаты в 11 тысяч рублей честно платить в Пенсионный фонд — много ли в фонде будет?!
Выход из такой ситуации — либо заставлять людей работать больше, либо повышать зарплату. Я за второй вариант: он приведет к росту отчислений в ПФР, и это драйвер роста экономики. Если человек начинает получать более высокую зарплату, он покупает больше товаров, производитель начинает больше товаров производить, и платить больше налогов государству.
Но правительство второй путь игнорирует, и предпочитает заставить людей работать до смерти.
«СП»: — Кремль может еще раз поднять пенсионный возраст, или его удержат политические риски?
— Если народ — как они считают — схавал пенсионную реформу номер один, не вышел на митинги — почему не попробовать еще раз? Вы поймите: во всем капиталистическом мире способность правительств выжимать из людей бабки лимитируется только одним — протестом населения. И ничем больше.
Протест выражается — я призываю к законным его формам — в массовых манифестациях и шествиях, а также в результатах голосования на выборах. Вот я и призываю в сентябре дать бой «Единой России» — ни отдать ей ни единого голоса. Чтобы представители партии власти повылетали из всех парламентов.
Вот тогда они одумаются — я вас уверяю. И поймут, что не надо народ больше трогать. А если мы терпим — почему бы еще раз не рискнуть с повышением пенсионного возраста?
Повышение пенсионного возраста до 70 лет оценили в Правительстве — ждать ли новый закон?
В начале сентября 2019 года глава Минздрава В. Скворцова заявила о росте продолжительности жизни в России. По ее словам, показатель скорости роста опережает все другие мировые государства. В среднем мужчины живут 68,5 лет, а женщины — 78,5. Ожидается, что в дальнейшем цифры продолжат расти. У этой положительной новости обнаружилась обратная сторона: возникли разговоры о новом повышении пенсионного возраста. Его даже озвучили — до 70 лет.
Расскажем, действительно ли повышение пенсионного возраста до 70 лет оценили в Правительстве или это только слухи; стоит ли россиянам опасаться очередного повышения возраста выхода на пенсию.
Последние новости
После появления новости о росте продолжительности жизни СМИ распространили заявление, которое сделал депутат Государственной Думы РФ: Валерий Рашкин заявил, что пенсионный возраст могут поднять до 70 лет. По его словам, главным признаком грядущей реформы служит заявление об увеличении продолжительности жизни россиян. Это якобы знак, что власти готовятся ко второму этапу пенсионной реформы.
Депутат начал выяснять, кто занимается данным вопросом в Правительстве. По его словам, уже создана рабочая группа, занимающаяся подготовкой второго этапа. Сейчас происходит анализ результатов, которые получены в ходе первого этапа реформы, и они недостаточно хороши для бюджета РФ. Поэтому власти озабочены тем, как снизить поступления из бюджета в Пенсионный фонд. Выход из сложившейся ситуации они видят в том, чтобы опять поднять пенсионный возраст (70 лет для мужчин и женщин в России). Стоит отметить, что В. Рашкин не предоставил никаких доказательств в защиту этой версии.
После того как СМИ распространили слова депутата, в аппарате Правительства Российской Федерации опровергли данную информацию. При этом никаких комментариев от Пенсионного фонда или Минтруда не поступило. До сих пор остается загадкой, проект повышения пенсионного возраста до 70 лет в России — это правда или нет? Проанализируем реальные факты.
Действующая пенсионная реформа
В России уже произошло увеличение пенсионного возраста в рамках реформирования. Мера эта вынужденная: происходит старение населения страны, количество работающих снижается. Пенсионный фонд РФ стал не способен обеспечивать выплаты гражданам из своих средств. Поэтому потребовались дотации из бюджета. По прогнозам экспертов, ситуация с годами должна только ухудшаться. Единственный выход, который Правительство увидело в сложившейся ситуации, — это повысить возраст выхода на пенсии.
Данное решение вызвало массу негативных эмоций у населения. Тем не менее, Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Новый закон о пенсиях заработал с 01.01.2019. Возраст для выхода на пенсию для мужчин составил 65 лет, а для женщин — 60. Переход в рамках реформы осуществляется постепенно, вся программа рассчитана на 2019-2028 годы.
Как будет проходить повышение
Увеличение возраста (до 65 лет у мужчин и 60 для женщин) должно быть достигнуто за 5 лет. Ежегодно происходит постепенное прибавление к количеству лет, при достижении которых полагается заслуженный отдых:
- Сдвиг возраста в 2019 году составил всего 0,5 лет (соответственно, мужчины смогли выйти на пенсию в 60,5 лет, а женщины — в 55,5 лет).
- В 2020 году смещение в возрасте составит уже плюс один год (т.е. суммарно 1,5 года).
Дальнейшие изменения будут происходить ежегодно:
- 2021 год — увеличение на три года;
- 2022 год — увеличение на четыре года;
- 2023 год — увеличение на пять лет.
Таким образом, только в 2023 году возраст выхода на пенсию действительно достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
Исключения из общего правила
Сохранилось много льготных вариантов для досрочного выхода на пенсию. Таким правом (при наличии достаточного стажа работы) обладают:
- педагоги;
- медицинские работники;
- артисты;
- жители Крайнего Севера.
Появились и некоторые новые пенсионные льготы. Коснулись они многодетных матерей. Теперь женщина, имеющая трех детей, может уйти на пенсию не в 60 лет, а в 57. При наличии четырех детей это можно сделать раньше — в 56 лет. Если женщина воспитала пять и более детей, то она уходит на пенсию в 50 лет.
Изменения возраста затронули только страховую часть пенсии. Например, возраст получения негосударственной пенсии остался прежним: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет. Пока эта норма действует только для лиц, заключивших договор с НПФ до 01.01.2019. Но изменения вполне возможны: сейчас в Государственной Думе рассматривают законопроект, предусматривающий возможность получения негосударственной пенсии для всех категорий граждан по старым возрастным нормам, даже в случае заключения договора в 2019 году и позже (законопроект № 722163-7).
Из указанного выше следует, что пенсионная реформа только началась. Поэтому еще рано говорить о каких-то результатах или итогах. Долгосрочный эффект от принятых мер пока можно лишь прогнозировать. Поэтому новость о том, что опять предложили поднять пенсионный возраст, выглядит неправдоподобной.
Однозначно можно сказать, что закон о повышении пенсионного возраста до 70 лет в 2020 году не будет принят. Не происходит и не планируется обсуждение инициативы такого нововведения.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пока страна находится в процессе реформирования пенсионной системы, и еще не выполнены ранее запланированные мероприятия. По мнению экспертов, следующее увеличение пенсионного возраста имеет смысл обсуждать только после 2028 года.