Самое важное от специалистов на тему: «Резервы организаций в налоговом учете». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Какие резервы можно создавать в налоговом учете
- 2 Резервы организаций в налоговом учете
- 3 Резервы организаций в налоговом учете
- 4 Резерв по сомнительным долгам
- 5 Резервы в налоговом учете
- 6 Резервы организаций в налоговом учете
- 7 Общие правила создания резервов в налоговом учете
- 8 Резервы в налоговом учете 2019
- 9 Все о бухгалтерских и налоговых резервах: создание, отражение в учете
Какие резервы можно создавать в налоговом учете
Резервы, которые можно создать в налоговом учете, подразделяются на две группы:
- резервы предстоящих расходов;
- оценочные резервы.
В первую группу входят резервы:
Во вторую группу входят резервы:
- по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
- на возможные потери по ссудам (для банков) (ст. 292 НК РФ);
- под обесценивание ценных бумаг (для профессиональных участников рынка ценных бумаг) (ст. 300 НК РФ).
При необходимости организации, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления , могут создавать любые из названных резервов по своему усмотрению. Организации, применяющие кассовый метод , создавать резервы не вправе. Любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Решение о создании резервов и порядок их формирования закрепите в учетной политике для целей налогообложения (абз. 5 ст. 313 НК РФ).
Резервы организаций в налоговом учете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация является субъектом малого предпринимательства и не выступает в качестве эмитента публично размещаемых ценных бумаг.
Должна ли она создавать резерв по сомнительным долгам и резерв на оплату отпусков работникам организации? Если да, то каким образом операции по созданию резервов отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации обязаны создавать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, который является оценочным значением. Для малых предприятий исключений нет. В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Организации с 2011 года обязаны применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», устанавливающее порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций оценочных обязательств.
Право не применять ПБУ 8/2010 предоставлено субъектам малого предпринимательства, не являющимися эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Информацию о неприменении ПБУ 8/2010 следует закрепить в учетной политике организации.
В налоговом учете организация имеет право создавать резерв на оплату отпусков, обязанности создавать указный резерв НК РФ не предусмотрено.
Резерв по сомнительным долгам
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Резерв на оплату отпусков
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
В соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (письма Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/116, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/617, от 13.07.2010 N 03-03-06/2/125).
Вопрос о необходимости создания резерва оплаты отпусков работников организация решает самостоятельно, закрепив свой выбор в учетной политике.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав
13 апреля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Резервы организаций в налоговом учете
Эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению
О.А. Воропаева
В прошлом номере журнала мы рассматривали тонкости отражения резервов по сомнительным долгам в налоговом учете. Сегодня поговорим о сложностях в бухгалтерском учете.
Исходя из требования осмотрительности, организация должна быть готова к признанию в бухгалтерском учете больше расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н ).
Поэтому по сомнительной дебиторской задолженности она обязана создавать резервы по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н , далее — Положение).
Резерв по сомнительным долгам относится к оценочным резервам. Его назначение — уточнять оценку дебиторской задолженности, которую организация отражает в бухгалтерской отчетности.
Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н в пункт 70 Положения были внесены поправки, которые распространяются на все хозяйственные операции, осуществленные с 1 января 2011 года. Напомним, что до внесения изменений организации могли сами выбирать — формировать ли резерв по сомнительным долгам или нет. Теперь же такого выбора у организаций нет. Формирование резервов сомнительных долгов является обязанностью каждой организаций.
Это положение в полной мере относится как к крупным организациям, так и к субъектам малого предпринимательства.
Сомнительная дебиторская задолженность
Резерв следует создавать в случае признания дебиторской задолженности сомнительной.
Следует обратить внимание на то, что пункт 70 Положения теперь не содержит указания на то, что резерв создается только по сомнительной задолженности в отношении расчетов с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги.
Получается, что сомнительной может быть признана дебиторская задолженность:
• | по авансам, выданным поставщикам или подотчетным лицам; |
• | по беспроцентным займам, выданным работникам организации; |
• | по процентам, не полученным от заемщика по договору займа и др. |
Теперь сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая:
• | не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, |
• | и не обеспечена соответствующими гарантиями. |
Иными словами, из всей дебиторки, которая числится в бухгалтерском учете организации на счетах 60 (в части выданных авансов), 62 или 76 и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, организация должна выбрать долги, не погашенные в срок, установленный договором.
Кроме того, к сомнительной следует отнести и ту дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но у организации есть подтверждение того, что она не будет погашена.
Изменения в учетной политике организации
Поскольку в Положение были внесены изменения, то возникает вопрос: должна ли организация вносить изменения в свою учетную политику для целей бухгалтерского учета?
Напомним, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 7 ПБУ 1/2008).
Поскольку организация не может отказаться от формирования резервов сомнительных долгов, то этот вопрос не может являться элементом учетной политики.
В то же время в учетной политике в целях бухгалтерского учета следует закрепить:
• | порядок формирования резерва; |
• | способ оценки вероятности непогашения дебиторской задолженности в установленный договором срок; |
• | методику определения величины резерва в отношении таких долгов. |
Порядок создания резерва
Бухгалтерский баланс организации должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин (п.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Резерв по сомнительным долгам
В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.
Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.
Сомнительные долги и резервы по ним
Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.
Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:
- нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
- получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
- отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)
К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.
Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:
- по займам;
- по реализованным товарам и/или услугам;
- по оплате за выполненные работы;
- в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.
Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:
- создание такого резерва;
- его возрастание;
- уменьшение средств.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.
Законодательные документы
Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:
- Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
- Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
- Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.
Как создать резерв по сомнительным задолженностям
Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.
- Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
- Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
- Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
- интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
- экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
- статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.
Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?
Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.
- Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
- Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
- Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
- Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
- Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
Условия формирования резерва
Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.
Отражение резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).
Проводим по бухгалтерии
Отражение резервов по сомнительным долгам
должно происходить по дебету 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Проводим безнадёжную задолженность
Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.
Проводим частичную оплату
Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
Проводим неиспользованный резерв
Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».
Проводим как налоговые обязательства
Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».
ПРИМЕР 1. В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:
- дебет 91-2, кредит 63 – 12 000 руб. – создан резерв по сомнительному долгу.
Спустя время фирма-должник погасила часть данной дебиторской задолженности в размере 7 тыс. руб. Проводка на дату внесения средств будет следующей:
- дебет 63, кредит 91-1 – 7 000 руб. – восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.
ПРИМЕР 2. В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):
- дебет 91-2, кредит 63 – 7 000 руб. – создан резерв по сомнительному долгу;
- дебет 91-2, кредит 63 – 3 000 руб. – доначислен резерв по сомнительному долгу;
- дебет 63, кредит 76 – 10 000 руб. – безнадежная задолженность списана за счет резерва.
Отражаем в балансе
Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.
Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).
Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.
Право налогового учета резервов по сомнительным долгам
В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.
При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:
- если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
- если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
- до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.
По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.
Резервы в налоговом учете
Организации, применяющие метод начисления при определении базы по налогу на прибыль, вправе формировать резервы предстоящих расходов. Цель формирования резервов – равномерное
включение расходов в налоговую базу по налогу на прибыль. Равномерное распределение расходов в течение налогового периода позволяет налогоплательщику уменьшить налоговую нагрузку и не уплачивать излишние авансы за отчетные периоды.
Метод начисления заключается в следующем:
доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (п. 1 ст. 271 НК РФ);
расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п.1 ст. 272 НК РФ).
Правила формирования резервов установлены главой 25 НК РФ. Если налогоплательщик принимает решение о формировании того или иного резерва, то свое решение он должен закрепить в налоговой учетной политике
.
Резервы относятся в расходы для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде. Даты признания расходов в виде начисленных резервов установлены соответствующими статьями главы 25 НК РФ. При этом фактически произведенные расходы списываются за счет образованного резерва. По окончании налогового периода (по некоторым резервам – отчетного периода) сумма неиспользованного резерва включается в состав внереализационных доходов (пп.5 п. 4 ст. 271 НК РФ). Главой 25 по некоторым резервам предусмотрена возможность переноса неиспользованного резерва на следующий налоговый период. При недостаточности суммы резерва расходы, произведенные сверх суммы начисленного резерва, включаются в состав расходов на последнюю дату налогового (отчетного) периода.
Перечень «налоговых» резервов и порядок их включения в налоговую базу приведен в таблице 1.
(статья расходов в составе налоговой базы, на которую относится сумма начисленного резерва)
Дата признания расхода в виде начисленного резерва
резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267)
прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп.9 п. 1 ст. 264)
дата реализации товаров (работ) с гарантийными обязательствами (п. 3 ст. 267)
резервы по сомнительным долгам (ст. 266)
внереализационные расходы (пп.7 п. 1 ст. 265)
последнее число отчетного (налогового) периода (п.3 ст. 266)
резерв на предстоящую оплату отпусков (ст. 342.1)
расходы на оплату труда (п. 24 ст. 255)
Видео (кликните для воспроизведения). |
ежемесячно исходя из начисленных сумм (п. 4 ст. 272)
резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год (ст. 342.1)
расходы на оплату труда (п. 24 ст. 255)
ежемесячно исходя из начисленных сумм (п. 4 ст. 272)
резерв предстоящих расходов на ремонт (ст. 324)
прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п.1 ст. 260)
в течение года равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода (ст. 324)
резервы предстоящих расходов некоммерческих организаций (ст. 267.3)
внереализационные расходы (пп.19.3 п. 1 ст. 265)
последнее число отчетного (налогового) периода (п.3 ст. 267.3)
резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 267.2)
прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп.39.3 п.1 ст. 264)
последнее число отчетного (налогового) периода (п.4 ст. 267.2)
резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1)
прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп.39.2 п.1 ст. 264);
внереализационные расходы (п.3 ст. 267.1)
последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 267.1)
резервы под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (ст. 300)
расходы профессионального участника рынка ценных бумаг (п. 5 ст. 300)
последняя дата отчетного (налогового) периода (абз.3 ст. 300)
резервы банков на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (ст. 292)
внереализационные расходы (п. 2 ст. 292)
в течение отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 292)
страховые резервы страховщиков (пп.1 п. 2 ст. 294)
расходы страховых организаций (п. 2 ст. 294)
дата начисления (пп.2 п. 7 ст. 272)
страховые резервы негосударственных пенсионных фондов (пп.4 п. 2 ст. 296)
расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов (п. 2 ст. 296)
Резервы организаций в налоговом учете
Одним из способов оптимизации налогообложения является создание резервов, что позволяет налогоплательщику уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций отчетных (налоговых) периодов.
О том, какие резервы могут создавать организации в налоговом учете и как суммы резервов влияют на налогообложение прибыли, мы расскажем в этой статье.
В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщики имеют право создавать, в частности, следующие виды резервов:
— резерв по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ);
— резерв на ремонт основных средств (статьи 260, 324 НК РФ);
— резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (статья 267 НК РФ);
— резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (статья 267.1 НК РФ);
— резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (статья 267.2 НК РФ);
— резерв предстоящих расходов некоммерческих организаций (статья 267.3 НК РФ);
— резерв предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (статья 267.4 НК РФ);
— резерв на возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций (статья 297.3 НК РФ);
— резерв под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (статья 300 НК РФ).
— резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (статья 324.1 НК РФ);
Обратите внимание! Создание резервов является правом налогоплательщика, а не обязанностью, то есть создавать или не создавать резервы в налоговом учете, налогоплательщик решает самостоятельно (Письма Минфина России от 19.10.2012 г. N 03-03-06/4/104, от 17.12.2009 г. N 03-03-06/2/234). Если организация принимает решение о создании резервов, то его следует закрепить в учетной политике с указанием порядка создания резервов, методики их расчета и так далее. Создавая резервы, налогоплательщик может уменьшить платежи по налогу на прибыль или отсрочить уплату платежей по налогу, то есть с помощью резервов можно оптимизировать налоговую нагрузку организации. Отметим, создание резервов выгодно в том случае, когда расходы запланированы на конец года, то есть ежемесячно налогоплательщик может уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в создаваемые резервы. Если расходы планируется осуществить в начале года, то резервы формировать нецелесообразно, так как это отодвинет момент признания расходов для целей налогообложения на конец года. Рассмотрим порядок создания некоторых видов резервов, с помощью которых можно оптимизировать налогообложение. |
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Общие правила создания резервов в налоговом учете
По общему правилу резервы создаются под предстоящие расходы в целях их равномерного включения в издержки производства и обращения либо в расчет налоговой базы. Для целей налогообложения, наоборот, создание резерва — право налогоплательщика уменьшить налоговую базу заранее, не дожидаясь того момента, когда резервируемые расходы будут фактически осуществлены.
Глава 25 НК РФ разрешает организациям формировать различные виды резервов. Они позволят учесть досрочно некоторые расходы, в частности на выплату отпускных, ремонт основных средств, гарантийный ремонт, и равномерно списывать их на затраты, а также контролировать просроченную задолженность покупателей. Создание резерва является правом организации, а не обязанностью.
Налогоплательщик применяет предусмотренный соответствующими статьями главы 25 НК РФ порядок формирования резервов только в том случае, если определенный вид резерва заявлен им в учетной политике для целей налогообложения вне зависимости от того, каким порядком пользуется организация в отношении того или иного вида резерва в бухгалтерском учете.
Отчисления в тот или иной резерв в течение года равными долями относятся на соответствующие расходы. При этом суммы фактических затрат (вознаграждения, ремонт) в состав этих затрат уже не включаются, а списываются за счет резервов.
По итогам налогового или отчетного периода в зависимости от вида резерва они подлежат корректировке. Проводится инвентаризация, и сравниваются забронированные суммы и фактические затраты. Когда последние превышают сумму созданного резерва, разница включается в состав расходов, к примеру, на оплату труда, если речь идет о резервах на оплату отпусков. Недоиспользованный резерв либо переносится на следующий год, либо подлежит восстановлению, увеличивая внереализационные доходы.
Налогоплательщики в соответствии с НК РФ имеют право создавать следующие виды резервов:
резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
резерв под предстоящие ремонты основных средств
резерв по сомнительным долгам
резерв под предстоящие ремонты основных средств
резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
Резерв для покрытия оценочных обязательств
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам
Для того чтобы приступить к созданию резерва по сомнительным долгам, налогоплательщик должен провести инвентаризацию дебиторской задолженности.
Инвентаризация сомнительных долгов заключается в проверке и оценке сумм числящихся дебиторских задолженностей, которые соответствуют понятию сомнительного долга. При этом, в соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Налогоплательщику необходимо выявить всех покупателей, которые не рассчитались за отгруженные им товары (выполненные работы, оказанные услуги), и всех поставщиков, которые не отгрузили продукцию (не выполнили работы, не оказали услуги) в счет полученных ими авансом денежных средств.
На основе данных инвентаризации налогоплательщик определяет величину резерва по сомнительным долгам.
Если срок сомнительной задолженности составляет свыше 90 календарных дней, то в резерв включается полная сумма долга; если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 календарных дней (включительно), то в резерве учитывается только половина суммы долга; задолженность со сроком до 45 календарных дней в расчете резерва не учитывается.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, то разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
При этом, безнадежными долгами (т.е. долгами, не реальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Следует обратить внимание на то, что организация при расчете суммы резерва может учитывать только суммы дебиторской задолженности, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Все другие виды задолженности, которые не связаны с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг сомнительными долгами не признаются, поэтому и создание резерва по такой задолженности НК РФ не предусмотрено. Это относится к сомнительным долгам, но не к безнадежным. Безнадежным долгом (в данном случае покрываемым за счет ранее созданного резерва) признается любая задолженность перед налогоплательщиком.
Резервы в налоговом учете 2019
Создавать резервы в налоговом учете могут только те организации, которые применяют метод начисления для целей налогообложения прибыли. Перечислим резервы, которые могут быть созданы (ст. 266, ст. 267, ст. 267.1, ст. 267.2, ст. 324, ст. 324.1 НК РФ):
- по сомнительным долгам;
- на оплату отпусков;
- на ремонт основных средств;
- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- по предстоящим расходам на НИОКР;
- по предстоящим расходам на социальную защиту инвалидов.
Сразу скажем, что обязательных резервов в налоговом учете нет. То есть формирование резервов в налоговом учете – это право организации.
Налоговый учет резервов
Порядок создания и использования любого резерва должен быть закреплен в учетной политике организации. Если организация по каким-то видам расходов создает резерв, то возникающие расходы должны списываться именно за счет резерва. И только если резерва не хватает, то остаток расходов уменьшает налоговую базу.
По некоторым резервам сумма неиспользованного по состоянию на 31 декабря резерва может быть перенесена на следующий год, если в следующем году организация будет создавать этот вид резерва.
Имейте в виду, создание резервов в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. К примеру, организация обязана создавать резерв на оплату отпусков в бухучете (ПБУ 8/2010), но она может не формировать такой резерв в налоговом учете.
Резерв сомнительных долгов в налоговом учете 2019
Резерв сомнительных долгов может быть создан только по задолженности покупателей, связанной с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которая не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией и не погашена в установленный договором срок (ст. 266 НК РФ).
Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходов.
Для определения суммы отчислений в резерв на последний день каждого квартала (месяца) нужно проводить инвентаризацию.
Общая сумма резерва, исчисленная по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки от реализации (без НДС) за указанный налоговый период.
Налоговый учет резерва на оплату отпусков
Резерв по отпускам в налоговом учете создается в порядке, определенном самой организацией (ст. 324.1 НК РФ). То есть нужно установить предельную сумму отчислений (предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв.
Отчисления в резерв на оплату отпусков учитываются в составе расходов на оплату труда.
Резервы предстоящих расходов на гарантийный ремонт: налоговый учет
Этот резерв могут создавать лишь те организации, у которых есть гарантийные обязательства перед покупателями (ст. 267 НК РФ). Порядок создания резерва четко прописан в ст. 267 НК РФ и изменять его нельзя. Суммы отчислений в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Все о бухгалтерских и налоговых резервах: создание, отражение в учете
Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете
Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-03-06/1/295). А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.
Исключительно бухгалтерские резервы
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
Резерв под обесценение финансовых вложений
1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимости (Пункты 19, 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н). Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложений (Пункт 37 ПБУ 19/02), придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нет (Пункт 38 ПБУ 19/02).
2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходов (Пункт 38 ПБУ 19/02) (дебет 91-2 «Прочие расходы» кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходы (Пункт 39 ПБУ 19/02).
3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложений.
Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами
Исключительно налоговые резервы
Резерв расходов на ремонт основных средств
1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 лет (Письмо Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9) и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.
2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы (Пункт 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ).
3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.
4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.
Резерв на текущий ремонт
Резерв на капитальный ремонт
1. Резерв на текущий ремонт
рассчитывается исходя из годовой
сметы, но он не должен быть больше
средней величины фактических
расходов на ремонт ОС за 3
предыдущих года
1. Резерв можно создавать, если
на ремонт нужно копить деньги более
года. Для определения годовой суммы
отчислений в резерв надо:
— определить перечень основных
средств, требующих капремонта;
— разработать график ремонта и
посчитать сметную стоимость ремонта;
— общую сумму расходов на капремонт
разделить на количество лет, в течение
которых планируется создание резерва
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число
каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем
деления предельной величины резерва:
(или) на 4, если отчетный период — квартал;
(или) на 12, если отчетный период — месяц
3. На конец года у резерва
на текущий ремонт не должно быть
остатка — его надо включить
во внереализационные доходы. Если
резерва было недостаточно
для покрытия всех ремонтных
расходов, списываем такой
перерасход как прочие расходы
3. Переходящий остаток резерва может
быть, если ремонт еще не завершен и
в следующем году такой резерв тоже
будет создаваться
Иные специфические налоговые резервы
В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:
— резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов (Подпункт 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ);
— резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов (Подпункт 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 68);
— резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынка (Статья 300, п. 10 ст. 270 НК РФ);
— банковские резервы (Статья 292 НК РФ), резервы страховых организаций (Статья 294 НК РФ), резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием (Статья 294.1 НК РФ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб. (Пункты 1 — 3 ст. 120 НК РФ), чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.