Самое важное от специалистов на тему: «Понятие налога и налоговой системы». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов
Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.
Понятие налоговой системы России
Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).
Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.
Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.
Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.
Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .
В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.
Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:
- принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
- основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
- права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
- ответственность за нарушение налогового законодательства;
- формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
- информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).
Основные виды налогов в России
Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.
Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.
Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:
федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.
То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);
региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.
При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;
местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.
Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.
Структура налоговой системы РФ
Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.
Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.
Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):
- налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
- налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
- сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
- государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).
Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):
- налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
- транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
- налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).
Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):
- налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
- земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
- торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).
Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.
Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый сельскохозяйственный налог;
- единый налог на вмененный доход;
- патентная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.
© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
Нашли опечатку? Помогите сделать статью лучше! Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Библиографическая запись для цитирования статьи по ГОСТ Р 7.0.5-2008:
Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii (дата обращения: 09.01.2020).
ГАЛЯУТДИНОВ
Руслан Рамилевич
старший преподаватель экономических дисциплин (маркетинг, логистика, рынок ценных бумаг). подробнее
Понятие налога и налоговой системы
История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо».
Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Такое внимание вполне оправдано, так как налоги — это:
1) вычеты из доходов плательщиков;
2) основной источник доходов государства;
3) один из эффективных инструментов регулирования экономики.
В общем виде под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размере, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Основные характеристики налога:
1) безэквивалентное изъятие части дохода или собственности плательщика; 2) определенные по размерам и срокам платежи; 3) юридически обоснованные для каждого вида размеры и порядок внесения; 4) общественное принуждение к уплате.
Рассмотрим основные элементы налога ( налогообложения ):
— субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;
— объект налога — экономический феномен, подлежащий налогообложению, т.е. доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и некоторые другие объекты, установленные законодательными актами;
— источник налога — доход (общественный продукт), за счет которого уплачивается налог;
— единица обложения — единица измерения объекта;
— налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные (с простой и сложной прогрессией);
— налоговые льготы — полное или частичное освобождение плательщика от налога, в том числе необлагаемый налогом минимум дохода;
— налогооблагаемая база — часть объекта налогообложения (за вычетом налоговых льгот), на которую практически начисляются налоги;
— налоговое бремя — доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитывается также национальное налоговое бремя, или налоговая нагрузка на ВВП и чистый социальный продукт.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; формы и методы их построения; компетенция органов власти в отношении налогов; распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные органы, собирающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, — все это входит в понятие налоговой системы .
Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, эффективность и эластичность. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, сколько реально действующая, в том числе:
отклонения от провозглашенных принципов и правил;
бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата;
необязательность выполнения налоговых предписаний.
Налогоплательщики — это хозяйствующие субъекты и избиратели. Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юридических актах налоговой системы, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Не меньшее значение имеет также то, куда и как расходует государство налоговые поступления.
Эффективное налогообложение (с точки зрения существующего в стране социально-экономического строя) должно быть справедливым в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:
1) равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;
2)глобальность и всеобъемлемость;
3) реальность и целенаправленность налоговых поступлений.
Рассмотрим основные правила, обеспечивающие справедливость налоговой системы:
1) один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период;
2) обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих органах;
3) льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;
4) запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;
5) штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с плательщиков в бесспорном порядке;
6) для налогообложения нерезидентов и доходов за рубежом применяются международные соглашения о налогообложении.
Укажем также на основные признаки несовершенной налоговой системы, многие из которых характерны и для российской системы:
1) неясное определение налоговой базы в законодательстве, множество нормативных актов, поправок, разъяснений; 2) множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы, сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней; 3) отсутствие прогрессивности в обложении прибыли, доходов; 4) нарушение системы ценообразования путем исключения отдельных субъектов или товаров из обложения добавленной стоимости; 5) множество льгот и вычетов ( в том числе индивидуальных), облегчающих возможность уклонения от налогов.
Следует отметить, что самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую систему может погубить некомпетентность, безответственность, незаинтересованность и коррумпированность ее кадров, отсутствие доступной и достоверной информации о ее работе, а также независимого и постоянного контроля.
Понятие налога и сбора
Понятия «налог» и «сбор» — одни из важнейших в налоговом законодательстве.
Понятие налога, его признаки
Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.
Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.
Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».
И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:
- обязательность характера платежа;
- индивидуальная безвозмездность;
- форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
- цели налогообложения – публичные.
Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.
Источник налогов и их структура
Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.
Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.
В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.
Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.
Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.
В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.
Классификация налогов и их виды
Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:
1. В соответствии со способом изъятия:
Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.
Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.
2. В соответствии с воздействием:
- пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
- прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
- регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
- твердые (ставка в абсолютной сумме).
3. В соответствии с назначением:
- общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
- маркированные (закреплены по целевому назначению).
4. В соответствии с субъектом:
- с физических лиц;
- с юридических лиц;
- смешанные.
5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):
- федеральные (на всей территории Российской Федерации);
- региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
- местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).
Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.
Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.
Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов
Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.
Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.
Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.
Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.
Пригодилась статья? Поделитесь с друзьями: |
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |