Самое важное от специалистов на тему: «Пенсия в бывших республиках ссср». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Пенсия в бывших республиках ссср
- 2 Периоды работы, включаемые в страховой стаж, лицам, прибывшим из республик бывшего СССР
- 3 О пенсионном обеспечении выходцев из бывших союзных республик СССР, прибывших в Россию на постоянное место жительства
- 4 В какой из стран СНГ самый высокий уровень жизни для пенсионеров?
- 5 Стаж работы в бывших республиках ссср
- 6 ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ
- 7 О пенсиях в странах бывшего СССР
- 8 Пенсия граждан РФ, прибывших из стран бывшего СССР
- 9 Пенсия в бывших республиках ссср
- 10 Право на российскую пенсию бывшего гражданина СССР
Пенсия в бывших республиках ссср
Ответы на вопросы, возникающие при проведении
оценки пенсионных прав застрахованных лиц
1. Какими документами подтверждается работа за границей в российских (советских) и иностранных организациях?
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2002 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж засчитывается любая работа в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации.
Периоды работы за границей в российских (советских) организациях подтверждаются записями в трудовых книжках или справками о работе, выданными теми организациями, в которых протекала работа или направляющими их на работу.
В случаях, когда работа проходила по найму на иностранных предприятиях (в том числе частных) и в организациях трудовой стаж подтверждается по документам, легализованным в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством или положениями двусторонних договоров или международных соглашений (Гаагская конвенция от 05.10.1961 и двусторонние или многосторонние договоры о правовой помощи).
2. Как следует учитывать в общий трудовой стаж периоды работы граждан, в случаях, когда работа проходила в республиках бывшего СССР до и после распада СССР (01.01.1991)?
Периоды работы в государствах – бывших республиках СССР до распада СССР (до 01.01.1991) засчитываются в общий трудовой стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации.
Решение вопроса о включении в общий трудовой стаж периодов после 01.01.1991 зависит от того, заключено ли с данным государством Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 или двусторонние Соглашения в области пенсионного обеспечения.
Участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, кроме России, являются республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения заключены Российской Федерацией с Республикой Молдова, Литовской Республикой и с Грузией*.
Периоды работы в перечисленных государствах после распада СССР засчитываются в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав, поскольку исчисление трудового стажа в соответствии с данными Соглашениями производится по законодательству Российской Федерации.
Кроме того, работа в Республике Молдова, Литовской Республике и Грузии после 01.12.1991 до вступления в силу соответствующих Соглашений рассматривается как работа за границей.
Периоды работы после 01.12.1991 в Азербайджанской Республике, Эстонской Республике, Латвийской Республике, которые не являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения и двусторонних Соглашений засчитываются в общий трудовой стаж как работа по найму за границей.
3. Как исчисляется среднемесячный заработок граждан, прибывающих из Республики Молдова и Грузии в целях оценки пенсионных прав?
В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Согласно части 3 пункта 3 статьи 6 Соглашений от 10.02.1995 и от 16.05.1997 в случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц для данной категории граждан берутся сведения о заработке за декабрь 2001 г. (1671 руб.) и соотносятся с заработком по стране за аналогичный период, т.е. за 2001 г., который составляет 1671 руб. В итоге имеем соотношение заработков — 1.
Применение Соглашения от 10.02.1995 по желанию заявителя позволяет использовать заработок за период до 31.12.1991, который определяется в обычном порядке.
4. Засчитывается ли в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в бывших республиках СССР?
Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия и Правилами исчисления периодов работы, дающими право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную деятельность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
Указанными Правилами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, времени работы за границей, за исключением случаев, специально установленных международными договорами, а также, если работа за границей осуществлялась в учреждениях Российской Федерации.
При решении вопроса о включении в стаж периодов работы после распада СССР в государствах – бывших республиках Союза ССР имеет значение, заключено ли с данным государством многостороннее или двустороннее соглашение в области пенсионного обеспечения. Если между Российской Федерацией и данным государством такое Соглашение имеется, периоды педагогической или лечебной работы в соответствующих должностях и Списках учитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанным основаниям.
В иных случаях такие периоды работы не могут быть включены в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической или лечебной деятельностью и подлежат зачету в общий трудовой стаж, как работа за границей.
Периоды работы, включаемые в страховой стаж, лицам, прибывшим из республик бывшего СССР
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
27 марта 2017 13:59
Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.
Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
Гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.
О пенсионном обеспечении выходцев из бывших союзных республик СССР, прибывших в Россию на постоянное место жительства
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
16 февраля 2015 15:10
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из государств – республик бывшего СССР, регулируются Федеральными законами Российской Федерации:
- от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
- от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,
а также международными соглашениями.
Одно из них — Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Этот документ регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан России, Украины, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана и Казахстана.
Указанное соглашение вписываются в систему действующего пенсионного законодательства и позволяет получить пенсионное обеспечение тем гражданам, которые имеют стаж, выработанный в СССР.
Лица, прибывшие на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из государств – бывших республик СССР, могут быть разделены на следующие категории: имеющие гражданство РФ и иностранные граждане и лица без гражданства.
В целях предоставления пенсионного обеспечения гражданину, прибывшему из стран СНГ, необходимо представить в орган ПФР документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство в зависимости от его правового статуса на территории России:
- паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве;
- вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Гражданам, приехавшим на территорию нынешней РФ из перечисленных государств, учитывается стаж, накопленный на их территории, а также на всей территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Нормы Соглашения позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но и периоды иной деятельности (индивидуальной, трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и т.п.).
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах — участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса по состоянию на 01.01.2002 г. Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
За 2014 год в Рязанской области пенсия была назначена 236 гражданам, прибывшим на территорию РФ из Украины, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана и Казахстана.
В какой из стран СНГ самый высокий уровень жизни для пенсионеров?
Я имею в виду бывшие республики СССР.
Ни для кого не секрет, что пенсионеры живут намного хуже работоспособного населения, однако всё должно познаваться в сравнении.
Чтобы было более понятно, привожу данные о средней зарплате, средней пенсии и размере потребительской корзины в пересчёте на рубли в бывших республиках СССР:
I. Латвия. Зарплата — 34.000 рублей; пенсия — 13.000 рублей; корзина — 26.500 рублей.
II. Эстония. Зарплата — 44.000 рублей; пенсия — 15.000 рублей; корзина — 3.500 рублей.
III. Россия. Зарплата — 30.000 рублей; пенсия — 11.000 рублей; корзина — 35.500 рублей.
IV. Литва. Зарплата — 31.000 рублей; пенсия — 11.500 рублей; корзина — 23.000 рублей.
V. Украина. Зарплата — 15.000 рублей; пенсия — 5.400 рублей; корзина — 25.000 рублей.
VI. Киргизия. Зарплата — 8.500 рублей; пенсия — 2.400 рублей; корзина — 20.000 рублей.
VII. Армения. Зарплата — 13.000 рублей; пенсия — 2.700 рублей; корзина — 13.000 рублей.
VIII. Молдавия. Зарплата — 11.000 рублей; пенсия — 2.700 рублей; корзина — 28.000 рублей.
IX. Азербайджан. Зарплата — 20.000 рублей; пенсия — 5.300 рублей; корзина — 18.000 рублей.
X. Казахстан. Зарплата — 26.000 рублей; пенсия — 5.100 рублей; корзина — 30.600 рублей.
XI. Узбекистан. Зарплата — 13.000 рублей; пенсия — 3.300 рублей; корзина — 6.000 рублей.
XII. Грузия. Зарплата — 16.500 рублей; пенсия — 2.700 рублей; корзина — 15.500 рублей.
XIII. Таджикистан. Зарплата — 5.500 рублей; пенсия — 930 рублей; корзина — 34.000 рублей.
XIV. Белоруссия. Зарплата — 21.000 рублей; пенсия — 3.200 рублей; корзина — 25.000 рублей.
XV. Туркменистан. Зарплата — 12.000 рублей; пенсия — 1.000 рублей ; корзина — 24.000 рублей.
При расстановке стран я учитывал только соотношение средней зарплаты и средней пенсии. Если же принять во внимание стоимость потребительской корзины.
Стаж работы в бывших республиках ссср
Как учитывается учитывается стаж работы на територии всех бывших республик СССР. В частности Приднестровской Молдавской Республики 1991 — 1992 г.
Работа на территории республик бывшего Союза при начислении пенсии учитывается по специальным правилам, установленным несколькими нормативно-правовыми актами.
Один из них — Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (этот документ регулирует пенсионные вопросы граждан России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана и Казахстана)
Гражданам, приехавшим на территорию нынешней РФ из перечисленных государств, учитывается стаж, накопленный на их территории, а также на всей территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть добавлен в страховой стаж, если страховые взносы выплачивались работодателями в государственные органы той страны, где человек работал.
В свою очередь, лица, работавшие в советское время в Молдавии и Грузии, включают в свой трудовой стаж время, отработанное в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на всей территории Союза по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории данных республик после 1.01.1991 года включаются в страховой стаж при подтверждении их справками государственных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Лицам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва , в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами РФ после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
Гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.
ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ
Популярные публикации
Последние комментарии
О пенсиях в странах бывшего СССР
Ситуация с пенсиями в странах бывшего СССР далека от идеальной. Россия лидирует по уровню развития пенсионного обеспечения, остальные лишь пытаются ее догнать.
Ситуация с пенсиями на постсоветском пространстве отличается от развитых стран, увы, в худшую сторону. После распада Советского Союза новым независимым государствам досталась одна на всех неэффективная пенсионная система и далеко не равные по возможностям экономики для обеспечения выплат.
Пенсия в России благодаря высоким ценам на нефть выше, чем прочие пенсии в СНГ. Средний размер пенсии в России в 2013 году составит порядка 330 долларов (10,4 тысячи рублей). Но все равно это не дотягивает до западных 1000-2000 долларов в месяц. На втором месте Казахстан с 280 долларами в месяц, на третьем – Белоруссия с 230 долларами. В конце списка среднеазиатские государства – Киргизия и Таджикистан, чьи пенсионеры довольствуются 90 и 35 долларами в месяц соответственно.
Зато пенсионный возраст повышается: в большинстве стран СНГ он сейчас составляет 60-62 года для мужчин и 57-58 лет для женщин, и это не предел. Исключение – Россия, Белоруссия и Узбекистан, где пока сохраняются «советские» 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, но дискуссии о необходимости повышения все равно не утихают.
Во всех постсоветских странах действуют системы обязательного пенсионного страхования – распределительные и накопительные, но их сочетания различны. Если в России накопительная часть пенсии уже работает, то на Украине она пока не введена. Пенсии на Украине примерно втрое ниже, чем в РФ, но индексируются чаще. В Белоруссии распределительная система полностью солидарная, финансируется за счет страховых взносов и бюджетных средств, а накопительная схема обязательна лишь для финансирования профессиональных пенсий. Для управления всем этим в России и Украине существуют специальные пенсионные фонды. Пенсия в Белоруссии находится в ведении подразделений Министерства труда и соцзащиты.
Среди стран Средней Азии на первом месте по уровню развития пенсионной системы стоит Казахстан. Пенсия в Казахстане начисляется по накопительному принципу, а распределительная система действует лишь в отношении пенсий, назначенных до 1998 года. Однако подводные камни есть и здесь – для пенсионеров, не накопивших в течение трудовой деятельности достаточной суммы, НПФ предлагает лишь выплаты платежи до исчерпания накопленного уровня, исходя из установленного срока дожития в 79 лет. Затем он может лишь получать минимальную пенсию от государства. В Узбекистане накопительная система начала действовать с 2005 года, однако отчисления со стороны работников и работодателей невелики из-за применения серых зарплатных схем. Поэтому пенсии в Узбекистане минимальные и выплачиваются нерегулярно.
В Туркмении в середине 2000-х годов пытались урезать или вовсе отменить пенсию для части граждан, однако затем вернулись к распределительной системе. В 2013 году страна начала переход к условно-накопительной системе, но говорить о результатах пока рано. В Киргизии есть Соцфонд, выплачивающий базовую пенсию, и накопительный фонд, куда отчисляют взносы все сравнительно молодые работники. Эти накопления можно инвестировать, а в случае смерти получателя их могут наследовать родственники.
Кавказские республики – Азербайджан и Армения – пока пользуются классической распределительной системой, но пытаются перейти к накопительным схемам. Помех здесь немало: это и несовершенство законов, и большая доля теневой экономики, и отсутствие каких-либо возможностей для инвестирования внутри страны. Пока же пенсия в Армении ниже, чем в Азербайджане, поскольку экономика Армении не имеет нефтяной подпитки, и во многих секторах теневая. В Грузии пенсионной системы как таковой нет – пожилые граждане получают от государства минимальные пособия за счет госбюджета безо всяких фондов и социального страхования.
Особняком стоят страны Балтии, которые в СНГ не входят. Пенсионные системы там приближены к европейским и включают в себя три уровня — распределительную и накопительную части, а также частные пенсионные фонды. Но на фоне экономического кризиса и дефицита рабочих рук обеспечивать баланс становится все сложнее, поэтому все чаще звучат слова о необходимости реформ и увеличении пенсионного возраста.
Возможность добровольного пенсионного обеспечения для тех, кто желает получить дополнительный доход, есть не везде. В том же Азербайджане или Туркмении НПФ пока отсутствуют, как, собственно, и реально работающий фондовый рынок. Там же, где НПФ есть, проблемой являются недостаток инструментов для инвестирования и невозможность вкладывать в зарубежные активы.
Таким образом, пенсионная система в России на сегодняшний день работает лучше, чем у соседей по СНГ. Российские будущие пенсионеры реально могут воспользоваться накопительной пенсией системой, а для тех, кто хочет дополнительно увеличить будущую пенсию, действуют негосударственные пенсионные фонды, например, НПФ Сбербанка. Они работают под строгим контролем со стороны государства, поэтому россиянам не стоит опасаться за свои вложения.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Пенсия граждан РФ, прибывших из стран бывшего СССР
Здравствуйте. Мой муж 1949 г.р., ранее проживавший в Азербайджане, имеет два гражданства, российское и азербайджанское, получает пенсию Азербайджана с 2012 года. Сейчас он переезжает в Москву и хочет подать документы на пенсию как гражданин России (паспорт РФ и СНИЛС уже имеются). На сайте ПФР я прочитала, что:
Гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.
То есть Азербайджан остался единственной страной СНГ, с которой нет соглашение й и договоров.
1. Означает ли это, что пробел в законах позволяет ему получать пенсии двух стран? Или в любом случае будет перерасчет, и от чего то придется отказаться?
2. Обязан ли ПФР делать запрос в пенсионный фонд Азербайджана? Или есть возможность избежать запроса, например, не сообщая об азерб.пенсии?
Ответы юристов ( 1 )
Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации «о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 05.11.1999 года, регулирует этот вопрос. Для этого следует обратиться в органы пенсионного обеспечения. Две пенсии не получится, так как в рос ПФР нужна справка о превращении выплат в Азер
Правительство Азербайджанской Республики и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
желая развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,
согласились о нижеследующем:
Для целей настоящего Соглашения следующие термины означают:
«граждане» — лица, постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики или Российской Федерации, на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения;
«место постоянного жительства» — место постоянного проживания, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством соответствующего государства;
«трудовой (страховой) стаж» — продолжительность трудовой и иной деятельности, с учетом которой осуществляется пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение, а также любые другие периоды, приравненные в соответствии с законодательством государств Сторон к трудовому (страховому) стажу;
с Азербайджанской Стороны — Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики;
с Российской Стороны — Министерство труда и социального развития Российской Федерации,
Все другие понятия или выражения, используемые в настоящем Соглашении, имеют значения, которые им придаются законодательством соответствующего государства.
Пенсионное обеспечение граждан, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают.
Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств, за исключением пенсионного обеспечения лиц, перечисленных в статье 9 настоящего Соглашения.
Стороны предоставляют на территории своего государства всем постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (переселившимся) с территории государства другой Стороны, одинаковые права с гражданами своего государства в области пенсионного обеспечения.
Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее такое обеспечение.
1. Назначение пенсий гражданам производится по месту их постоянного жительства.
2. Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и пенсию за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству Азербайджанской Республики и (или) Российской Федерации, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.
3. Для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения.
Для граждан государства одной Стороны, которые после переселения на территорию государства другой Стороны не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства Стороны переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в государстве Стороны, на территорию которого они переселились.
В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсия исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории государства той Стороны, куда переселился гражданин.
Пенсия в бывших республиках ссср
Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР
Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах.
Для применения международных соглашений от 13.03.1992, от 10.02.1995, от 16.05.1997, от 29.06.1999 необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:
- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства
При обращении за назначением пенсии в соответствии международными договорами от 24.01.2006, от 14.07.2011, от 18.12.2007 на территории Российской Федерации необходимо подтвердить законное проживание на территории России на момент обращения за пенсией:
- граждане Российской Федерации подтверждают проживание паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания;
- иностранные граждане – видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, разрешением на временное проживание.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.
За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 01.01.1991 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 18.12.2007. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 01.01.1991, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с Договором от 18.12.2007.
Право на российскую пенсию бывшего гражданина СССР
имею ли я право на получение российской пенсии (5 лет учебы в университете 1978-1983, далее 10 месяцев трудового стажа, далее декрет до 1,5 лет ребенка, потом переезд на жительство в ЧССР с мужем-чехом), причем в настоящее время я уже не являюсь гражданином РФ (с 1993 г.)? Cпасибо за ответ, Марина
Ответы юристов ( 1 )
в настоящее время я уже не являюсь гражданином РФ
Марина
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»
Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию
1. Право на страховую пенсию имеютграждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Средняя пенсия в Белоруссии в 2019-2020 году в российских рублях
Гражданам Беларуси выплачиваются пенсии двух видов – социальные и трудовые. Обе привязаны к величине БПМ – бюджету прожиточного минимума. С его понижением или повышением уменьшаются, увеличиваются минимальные и средние пенсии в стране. С ноября 2019 года БПМ возрос до 231,88 белорусских рублей (примерно 7077 российских рублей). До ноября 2019-го он равнялся 230,91 белорусских рублей. Вместе с повышением величины изменился размер трудового и социального пенсиона.
Последние изменения
Ноябрь 2019 года ознаменовался для Беларуси не только повышением БПМ. Были также увеличены:
- надбавки пенсионерам старше 75 лет (тем получателям, пособие которым начисляется в органах соцзащиты, занятости и труда);
- пособие по уходу за инвалидами 1-й категории;
- доплаты гражданам, ухаживающим за лицом старше 80 лет.
Повышение надбавок произошло следующим образом:
Адресаты: | % от минимальной пенсии: | Величина в белорусских рублях: | Величина в российских рублях: |
Неработающий пенсионер старше 75 лет | 75 % | 43 | 1313 |
Неработающий пенсионер старше 80 лет | 100 % | 58 | 1770 |
Перед последним изменением трудовые пенсионные пособия в стране пересматривались 1 августа 2019 года. Государственная власть в будущем обещает повысить пенсион до 40 % от средней оплаты труда в Беларуси. Однако это далеко не свежее обещание: достигнуть данный показатель планировалось сначала в 2018-ом, а затем – в 2019 году.
Средние пенсии
Пенсии в Беларуси выплачиваются гражданам в следующих случаях:
- достижение определенного преклонного возраста;
- людям на военной, государственной службе – за выслугу лет;
- потеря работоспособности;
- утрата кормильца (для иждивенцев);
- назначение инвалидности и проч.
На данные выплаты могут претендовать:
- граждане РБ и лица, проживающие на ее территории;
- белорусские подданные, проживающие за пределами государства (в соответствии с международными соглашениями между РБ и страной, где проживает пенсионер).
Выплаты перечисляются как из госбюджета, с баланса организаций, так и со счетов частных лиц. Набирающая популярность в мире и в других республиках бывшего СССР система индивидуального накопления пенсии самим гражданином пока что не распространена в РБ.
На начало октября в Беларуси проживает более 2 518 500 граждан-пенсионеров. Средняя пенсия на конец года – 447 белорусских рублей (13 642 российских). В долларах – 212,15.
После августовских изменений средняя величина пенсионных пособий в Беларуси равнялась 38,7 % от среднего размера зарплаты. В начале лета 2019 года – 35,9 %. Показатель различается по различным белорусским регионам:
- Могилевская область – 45,7 % (необходимо учитывать, что в данном субъекте – самая низкая средняя з/п в Беларуси);
- Брестская область – 36,8 %;
- Гродненская область – 43,9 %;
- Витебская область – 44 %;
- Минская область – 36,8 %;
- Гомельская область – 43,3 %.
В столичном Минске средний размер пенсионных пособий – 30,5 % от средней з/п.
Минимальные пенсии
Минимальный пенсион разделяется на две разновидности:
- Трудовой: выплаты по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и за особые заслуги перед республикой. Такие пособия назначаются пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности пожилого человека.
- Социальный: выплаты гражданам, в силу состояния здоровья, возраста не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Пособия по инвалидности назначаются только при предъявлении соответствующего заключения врачебных комиссий – как на конкретный срок, так и пожизненно.
Выделяются также группы населения, что могут претендовать на оформление пенсиона на льготных спецусловиях: многодетные матери, инвалиды с детства, инвалиды войн, лилипуты, матери военнослужащих, погибших при исполнении долга.
В РБ социальные и трудовые пенсионные пособия пересматриваются единожды в квартал – они изменяются вслед за повышением/понижением БПМ. С 1 ноября 2019 года наблюдается следующая картина – минимальная пенсия в Белоруссии в рублях:
Название пособия: | % от БПМ: | Величина в белорусских рублях: | Перевод на российские рубли: |
Социальное пособие гражданам-инвалидам 1 категории (включая инвалидов с детства) | 110 | 255 | 7783 |
Социальное пособие инвалидам с детства 2 категории | 95 | 220,2 | 6720 |
Социальное пособие остальным инвалидам 2 категории, а также несовершеннолетним детям, оставшимся без кормильцев | 85 | 197 | 6012 |
Социальное пособие инвалидам 3 категории | 75 | 174 | 5310 |
Трудовые пенсии людям, перешагнувшим пенсионный возраст (60 лет – для гражданок, 65 лет – для граждан) | 50 | 116 | 3540 |
Соцвыплаты детям-инвалидам 1 группы | 80 | 185 | 5646 |
Соцвыплаты детям-инвалидам 2 группы | 85 | 197 | 6012 |
Соцвыплаты детям-инвалидам 3 группы | 95 | 220 | 6714 |
Соцвыплаты детям-инвалидам 4 группы | 110 | 225 | 6867 |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Минимальный размер пособия по пенсионному возрасту (без учета 20 %-й надбавки от средней оплаты труда) в РБ – 58 белорусских рублей (1770 российских рублей).
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.