Самое важное от специалистов на тему: «Организация и методика проведения налоговых проверок». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Организация и методы проведения налоговых проверок
Основной формой налогового контроля является проведения налоговых проверок, что может предусматривать: осмотр; истребование документов; выемку документов и предметов; экспертизу; привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля; участие переводчика и понятых; производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки). Налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других сведений о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При камеральной налоговой проверке проверяется деятельность организации за текущий календарный год. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Основное содержание камеральной проверки – анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений. Решение руководителя налогового органа по результатам камеральной проверки выносится при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, либо при установлении фактов неправильного исчисления налогов.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение сделано для повторных проверок. Повторная выездная налоговая проверка может проводиться в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, а также в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
«Технология и организация ведения земельного кадастра»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8565 — | 7416 — или читать все.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Понятие и цель камеральной проверки. Анализ результатов камеральных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В ходе проведения камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, проводит:
а) проверку сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
б) взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
в) проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.
Результаты камеральных проверок используются при планировании выездных налоговых проверок.
Камеральный анализ позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности совершения налогового правонарушения и дает основание для включения соответствующей организации в план проверок.
При проведении камерального анализа следует иметь в виду, что в результате данного анализа определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков для документальной проверки, но не для доначисления налогов и финансовых санкций.
Для достижения своих целей налоговые органы используют широкий набор систем и методов проверок и отбора.
Камеральный анализ включает следующие операции:
1. Анализ налоговых деклараций и годовых лицевых счетов – проводится после представления годового или квартального баланса или через определенное время. В случае необходимости налогоплательщиком сообщается дополнительная информация.
2. Сравнение данных годовой отчетности с данными предыдущих лет – позволяет установить отношение себестоимости к выручке от реализации; коммерческих расходов к себестоимости реализованной продукции и выручке от реализации; рост прочих активов, пассивов, кредиторской и дебиторской задолженности; доли активной части основных фондов к общей стоимости основных фондов и т.п.
3. Анализ соотношения и оценок – способствует получению представления о динамике развития организации-налогоплательщика (или о динамике развития данного предприятия по сравнению с другими аналогичными организациями). При этом резкие изменения в динамике развития могут стать поводом для дальнейшего исследования.
Результаты проведенного анализа оформляются в заключение о необходимости включения налогоплательщиков в план проведения выездных налоговых проверок.
Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.
Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном статьями 100 и 101 Налогового кодекса и иными нормативными правовыми актами.
Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.
Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй – в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
В случае если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки, а также документы, подтверждающие обоснованность возражений, и их копии, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, копия постановления по делу об административном правонарушении в орган внутренних дел не направляются.
В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с Налоговым кодексом, которое вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вступления в силу решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
Указанные решения оформляются в соответствии с Налоговым кодексом и другими нормативными правовыми актами.
При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
Оформление и реализация результатов камеральной налоговой проверки.
Оформление результатов камеральной проверки
Нарушения не выявлены:
— камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.
— в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ;
— акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
— налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
— в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Планирование и порядок назначения выездных налоговых проверок.
Планирование выездных налоговых проверок считается подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.
Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:
— формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;
— анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
— анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;
— анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;
— выбор объектов проверки;
— подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка) или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;
— предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;
— подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок и контроль за его выполнением.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
— полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
— предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
— периоды, за которые проводится проверка;
— должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Отсутствие любого из этих обязательных реквизитов может повлечь признание проверки и её результатов незаконными.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация и методика налоговых проверок
11.02.05 Лекция 1
ТЕМА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ФОРМЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Налоговый контроль – это вид государственного контроля, сущность которого состоит в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах в РФ.
Налоговые проверки – представляют собой составную часть комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
Цель налоговой проверки – контроль за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет страны налоговых платежей, а также устранение выявленных в ходе налоговых проверок нарушений.
Фискальная функция – сбор денежных средств в казну государства (основная функция);
Распределительная – распределение собранных налогов на социальные нужды, нужды армии и т.д.
Контрольная функция – контроль за соблюдением налогового законодательства;
Стимулирующая функция – установление пониженных ставок по налогу или получение льгот.
Объектами налоговых проверок являются все виды налогов и сборов, взимаемых на территории РФ.
Субъектами налоговых проверок являются налоговые органы, аналитические отделы организаций, аудиторские службы.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных платежей (ст. 30 НК). Из состава контролирующих органов, осуществляющих налоговые проверки, исключены таможенные органы и государственные внебюджетные фонды.
НК РФ предусматривает следующие формы налогового контроля:
В) Встречная (нет ни одной статьи по этому поводу)
Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
Проверки данных учета и отчетности;
Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли);
Другие формы, предусмотренные НК РФ (например инвентаризация).
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (налоговом агенте), полученной в нарушение положений (Конституции РФ, НК, ФЗ), а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности, адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (ст. 82 НК РФ).
ТЕМА: УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения обособленных подразделений, по месту жительства физ. лица.
В настоящее время постановка на учет в налоговые органы осуществляется одновременно с гос. регистрацией.
Организации не обязаны самостоятельно ставить на учет в налоговые органы принадлежащее им имущество и транспортные средства.
При осуществлении деятельности в РФ через обособленное подразделение, заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания такого подразделения (ст. 11 НК – обособленное подразделение – стационарное место, на срок больше 1 месяца; филиалы и представительства отличаются от обособленного подразделения).
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов ИНН, который в дальнейшем указывается налогоплательщиком в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах.
При ликвидации или реорганизации организации, принятии организацией решения о закрытии своего филиала, прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи данного заявления (ст. 83 НК РФ).
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на конкретного налогоплательщика в момент возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обязательств, предусматривающих уплату данного налога.
Обязанность по уплате налога прекращается:
С уплаты налога;
С возникновением обстоятельств, которые прекращают обязанность по уплате данного налога;
Со смертью налогоплательщика или признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
С ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет и внебюджетные фонды, а также если на момент предъявления поручения в банк налогоплательщик имеет неисполненные требования, которые исполняются в первоочередном порядке (исполнительные документы, возмещение вреда, причиненного здоровью, выдача з/пл, ЕСН, другие налоги и прочие операции) и на счете налогоплательщика не имеется достаточного количества денежных средств для удовлетворения всех требований.
Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (только внутри 1-го бюджета).
ТЕМА: КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки (ст. 87 НК). Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 НК РФ).
Камеральная проверка проводится тогда, когда объем истребуемых документов позволяет провести их проверку по месту нахождения налогового органа; либо в тех случаях когда выездная проверка не может быть назначена в связи с ограничениями, установленными НК РФ. Например, запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период.
Объем истребуемых для проверки документов НК не установлен и не ограничен, поэтому при камеральной налоговой проверке налоговые органы могут потребовать любые документы.
Налогоплательщики обязаны представить требуемые документы в виде заверенных должным образом копий в пятидневный срок с момента требования.
В обязательном порядке налоговые органы требуют документы при проверке обоснованности заявленных вычетов по НДС, например, в случаях когда в течение нескольких налоговых периодов в декларации отражаются только суммы налога предъявленные к вычету, при наличии видов деятельности, облагаемых НДС и освобожденных от налога.
Налоговый орган может потребовать книгу покупок по НДС, счета-фактуры по приобретенным товарам в порядке товарообменных операций. При выявлении несоответствия в документах налоговый орган, как правило, приглашает налогоплательщика для дачи пояснений по указанным обстоятельствам (пункт 4 ст. 31 НК РФ).
Кроме того, для составления доказательственной базы в рамках камеральной проверки могут быть привлечены свидетели, проведена экспертиза, а также может быть проведена и встречная проверка партнеров данного налогоплательщика.
Если имеются основания полагать, что налогоплательщик не предоставил документы, свидетельствующие о сокрытии значительных сумм налогов, налоговый орган может принять решение о назначении выездной проверки.
За непредставление в установленный срок требуемых документов предусмотрены налоговая и административная ответственность.
Организация и методика проведения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка – это проверка, проводимая по решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиками в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов.
Выездные налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а с 01.01.2017 и в отношении плательщиков страховых взносов.
Порядок организации и проведения выездной налоговой проверки:
1. Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех лет деятельности плательщика, предшествующих году проведения проверки.
2. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
3. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
4. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Дата решения является датой начала проверки.
5. Должностное лицо налогового органа вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для выездной налоговой проверки документы, для чего оформляется требование о представлении документов. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов или непредставление их в 10-дневный срок влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса РФ.
6. Перед проверкой проверяющим разрабатывается программа проверки, включающая перечень вопросов, подлежащих проверки в зависимости от поставленных целей.
7. Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется Налоговым кодексом Российской федерации и внутренним документом налоговых органов (Регламентом).
8. Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).
9. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства – в течение 1 месяца.
10. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
11. Вышестоящий налоговый орган по мотивированному запросу может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:
— если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;
— налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
— на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
— у вас несколько обособленных подразделений;
— вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
— имеются иные обстоятельства.
12. В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:
— в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;
— в связи с необходимостью проведения экспертизы;
— в связи с необходимостью перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
13. В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.
14. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Организация и методика проведения налоговых проверок в РФ (стр. 1 из 5)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Томский межвузовский центр дистанционного образования
По дисциплине: Организация и методика проведения налоговых проверок в РФ
Черская Ю. М. «Организация и методика проведения налоговых проверок в РФ»: Учебное пособие, 2005.
1. Камеральные и выездные налоговые проверки. Общие положения и основные различия.
В статье 87 Налогового кодекса закреплены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. И после 1 января 2007 г. в этом плане ничего не изменилось. Но при этом как содержательная, так и процедурная часть налоговых проверок претерпели существенные изменения. Рассмотрим новые правила проведения проверок подробнее.
КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ.
В новой редакции НК РФ круг задач, стоящих перед камеральной налоговой проверкой, значительно сужен, равно как ограничены и другие параметры ее проведения.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в силу закона.
При этом по общему правилу налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:
— право налогоплательщика на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
— право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);
— правомерность применения налоговых вычетов (ч. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ), а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Во всех других случаях требование налогового органа предоставить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать НК РФ.
Так, например, при обнаружении ошибок в налоговой декларации (расчете) и/или противоречий (несоответствий) между сведениями, имеющимися в представленных документах, налоговый орган будет вправе требовать от налогоплательщика в течение пяти дней сделать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, но не вправе истребовать дополнительные документы (п. 3 ст. 88 НК РФ). Предоставление таких документов — право, а не обязанность налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Именно по такому пути шла судебная практика и ранее. В частности, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11.10.2005 N А55—5609/05—29 разъяснил, что камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и не должна подменять собой выездную проверку. Если камеральной проверкой в представленных документах не выявлено противоречий, то и правовых оснований для истребования дополнительных документов не имеется.
Впрочем, если проверяющее должностное лицо налогового органа сочтет, что представленных документов для проведения проверки недостаточно, оно вправе истребовать и другие документы как у самого налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ), так и у иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), вручив им требование о представлении указанных документов.
Это означает, что по сути налоговый орган может истребовать документы практически в любом случае.
В прежней редакции ст. 87 НК РФ указывалось, что налоговой проверкой (как выездной, так и камеральной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Теперь данное положение справедливо лишь для выездных налоговых проверок. Об этом говорится в части второй п. 4 ст. 89 НК РФ.
В отличие от выездных проверок, конкретный период, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой, в НК РФ не определен. Однако из содержания ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка может проводиться только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) за соответствующий период, охваченный декларацией.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В случае обнаружения в документации ошибок или противоречий налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или установить срок для внесения соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ). И лишь после соблюдения указанной процедуры, если после представления налогоплательщиком пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, в установленном порядке составляется акт налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения (ч. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ):
1) полное и сокращенное наименование (фамилию, имя, отчество — для физических лиц) налогоплательщика;
2) предмет проверки, т. е. сведения о налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должность фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается ФНС России (ч. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки (ч. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Что касается проверки периодов текущего года, то налоговые органы всегда исходили из того, что закон не ограничивает их права на проведение камеральных и выездных налоговых проверок за текущий год.
По общему правилу налоговые органы не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, а общее число выездных налоговых проверок в течение календарного года должно быть не больше двух (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Но в силу части второй п. 10 ст. 89 НК РФ данное правило не применяется в двух случаях:
1) при назначении повторной выездной налоговой проверки (ч. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ), проводимой:
— вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
— налоговым органом, ранее проводившим проверку, — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. Причем во втором случае может проверяться только тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
2) при назначении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Таким образом, если перечисленные основания отсутствуют, то налоговый орган не вправе осуществлять повторную выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.
Для организаций, имеющих филиалы и представительства, актуальны также вопросы: возможна ли выездная налоговая проверка филиала, если в течение одного налогового периода проверялась сама организация? Или наоборот: можно ли проверять организацию, если ранее проверялся филиал? В новой редакции ст. 89 НК РФ на них появились ответы.
По общему правилу налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки только в составе проверки головной организации. Исключением является проверка правильности исчисления и уплаты филиалом региональных и/или местных налогов. В этом случае налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (п. 7 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если ранее проверялась организация в целом, то налоговые органы вправе назначить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (представительства).
Если ранее проводилась самостоятельная налоговая проверка филиала (представительства), то налоговые органы вправе в течение одного периода провести выездную проверку организации в целом. Это прямо следует из содержания части третьей п. 5 ст. 89 НК РФ, где сказано, что при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитываются проведенные самостоятельные выездные налоговые проверки его филиалов и представительств.
2. Решение о взыскании налога. Основания и порядок выставления.
1. Установленный абзацем первым статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) трехмесячный срок для направления требования об уплате налога является предельным. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту не позднее 15 дней после наступления срока уплаты налога (сбора).
2. Требование об уплате налога и требование об уплате налоговой санкции, направляемые налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должны быть направлены ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Требование об уплате налога заполняется в двух экземплярах по форме,утвержденной Приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465. Один экземпляр требования об уплате налога вручается соответственно руководителю (законному или уполномоченному представителю) налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передается иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом либо его законным или уполномоченным представителем. В случае когда указанные лица уклоняются от получения требования об уплате налога, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.