Организации освобожденные от налога на прибыль

Самое важное от специалистов на тему: "Организации освобожденные от налога на прибыль". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

С 2014 года не признаются налогоплательщиками налога на прибыль (п. 4 ст. 246 НК РФ):

— FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 108-ФЗ);

— конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Законе N 108-ФЗ и являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных при осуществлении ими деятельности, связанной с осуществлением мероприятий, определенных Законом N 108-ФЗ.

Не признавались налогоплательщиками в соответствии с п. 2 ст. 246 НК РФ до 1 января 2017 года :

— иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр;

— иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр;

— организации, являющиеся официальными вещательными компаниями, в отношении доходов от отдельных операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией.

Кроме того, в соответствии с ст. 246.1 НК РФ участники проекта «Сколково» могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль при соблюдении условий:

1) участник проекта — российская организация;

2) организация создана исключительно для осуществления исследовательской деятельности по одному (или более) направлений:

— энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;

— космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);

— медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;

— стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

3) органы и лица, которые вправе действовать от имени организации без доверенности (в том числе исполнительный орган), постоянно находятся на территории инновационного центра «Сколково».

Период, в течение которого участники проекта «Сколково» имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, составляет 10 лет с момента включения организации в реестр участников проекта.

В соответствии с п. 7 ст. 246.1 НК РФ для получения права на освобождение (продление срока освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика следует предоставить в налоговый орган по месту своего учета до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение, документы, определенные в п. 4 и п. 7 ст. 246.1 НК РФ.

Участник проекта в случаях, установленных п. 2 ст. 246.1 НК РФ, утрачивает право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщик может добровольно отказаться от применения освобождения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Участники проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта (п. 4 ст. 246.1 НК РФ). Таким образом, организация, направившая в налоговый орган по месту своего учета уведомление и документы об использовании права на освобождение по налогу на прибыль, с 1-го числа месяца, с которого она как участник проекта начала использовать освобождение, налог на прибыль не исчисляет и налоговые декларации не представляет, кроме случаев исполнения обязанностей налогового агента.

В письме ФНС России от 20.08.2015 N ГД-4-3/[email protected] рассмотрена конкретная ситуация.

Если организация воспользовалась правом на освобождение от обязанностей налогоплательщика, как участник проекта «Сколково», с 1 июля, то налоговые декларации ею не должны представляться в налоговый орган начиная с отчетного периода — 9 месяцев.

Кроме того, освобождены от обязанностей по уплате налога на прибыль:

— организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);

— организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

Организации, которые применяют УСН или ЕСХН, обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ);

— организации, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, — в отношении операций, облагаемых ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Несмотря на освобождение от уплаты налога на прибыль, указанные организации исполняют обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль.

Глава 25. Налог на прибыль организаций (ст.ст. 246 — 333)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, и распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Глава 25. Налог на прибыль организаций

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 25 НК РФ

См. также действующие положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и комментарии к ним

>
Налогоплательщики
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Энциклопедия решений. Налоговые преференции по налогу на прибыль (освобождение, пониженные ставки и пр.)

Налоговые преференции по налогу на прибыль (освобождение, пониженные ставки и пр.)

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Несмотря на довольно широкое определение льгот, в главе 25 НК РФ этот термин прямо не используется (косвенное упоминание о льготах есть в отношении международных договоров). То есть формально льготы по налогу на прибыль организаций в НК РФ не установлены. Однако глава 25 НК РФ предусматривает иные варианты снижения платежей по налогу на прибыль как для отдельных категорий лиц, так или при совершении некоторых операций.

Лица, не являющиеся плательщиками налога на прибыль

— до 2017 года — различные организации, участвовавшие в проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

— с 2014 года различные организации FIFA (Federation Internationale de Football Association), указанные в Федеральном законе от 07.06.2013 N 108-ФЗ, участвующие в подготовке и проведении ЧМ по футболу FIFA 2018 года.

2) Освобождены от обязанностей по уплате налога на прибыль организации, применяющие специальные налоговые режимы в виде ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), УСН (п. 2 ст. 346.11), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ)*(1)

Читайте так же:  Льготы по возрасту выхода на пенсию

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Участники проекта «Сколково» могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль при соблюдении условий, перечисленных в ст. 246.1 НК РФ

Операции, не признаваемые для целей налогообложения прибыли реализацией

Перечень операций, которые не признаются для целей налогообложения прибыли реализацией, перечислены в п. 3 ст. 39 НК РФ. Следовательно, при осуществлении таких операций объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает

Доходы, не учитываемые при налогообложении прибыли

Специальные (пониженные) налоговые ставки

Установлены размеры пониженных налоговых ставок:

1) ставка 15% — по дивидендам, полученным иностранными компаниями, и по процентам по некоторым ценным бумагам;

3) ставка 13% — по большинству доходов, полученных в виде дивидендов российскими организациями;

2) ставка 9% — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам , эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также иным доходам, указанным в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;

— по дивидендам, отвечающим определенным условиям;

— по процентам по некоторым государственным и муниципальным облигациям;

— по доходам от реализации долей в УК и акций российских организаций, которые непрерывно находились в собственности не менее 5 лет;

— по прибыли ЦБ РФ;

— по прибыли участников проекта «Сколково»;

4) установлены нулевые и/или пониженные ставки:

— для участников региональных инвестиционных проектов;

— для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, а также для резидентов свободного порта Владивосток;

— для участников свободной экономической зоны (Крыма и Севастополя);

— для участников ОЭЗ в Магаданской области

— использование амортизационной премии по приобретенным основным средствам или расходам на их реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение (второй абзац п. 9 ст. 258 НК РФ;

— применение повышающих коэффициентов к основной норме амортизации по отдельным видам основных средств (ст. 259.3 НК РФ)

*(1) Для налогоплательщиков УСН, ЕСХН — за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ. Для плательщиков ЕНВД — в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от обязанностей по уплате налога на прибыль для некоторых категорий организаций. К ним, в частности, относятся организации:

— применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;

— участники проекта «Инновационный центр «Сколково» при соблюдении определенных условий.

Также не уплачивают налог организации, которые не признаются плательщиками налога на прибыль, а именно:

1) отдельные иностранные организации — в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

2) следующие организации — в связи с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.:

— Международная федерация футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)) и ее дочерние организации;

— иностранные организации (конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA) — в отношении ряда доходов.

В большинстве случаев организации, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от обязанностей по уплате налога на прибыль. Это организации:

— применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН);

— применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).

Но здесь следует заметить, что организации, которые применяют УСН или ЕСХН, обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

— применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД).

Также от обязанности по уплате налога на прибыль освобождены организации, занимающиеся игорным бизнесом.

Обратите внимание, что те организации, которые перешли на ЕНВД или занимаются игорным бизнесом, не платят налог на прибыль только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом на игорный бизнес. Следовательно, по иным видам деятельности они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

организация «Х» занимается оптовой и розничной торговлей. По розничной торговле она применяет ЕНВД и освобождена от уплаты налога на прибыль. Однако в отношении оптовой торговли такое освобождение не действует. Таким образом, по оптовой торговле организация уплачивает налог на прибыль в общем порядке.

Отметим, что, несмотря на освобождение от уплаты налога на прибыль, указанные выше организации не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов. В частности, по общему правилу указанные организации должны перечислить в бюджет налог на прибыль:

— при выплате дивидендов;

— при выплате определенных доходов иностранным организациям

В связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи для некоторых иностранных организаций предусмотрены налоговые льготы.

В частности, не признаются налогоплательщиками:

1) в 2008 — 2016 гг. — иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр;

2) в 2010 — 2016 гг. — иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр.

При этом если иностранный маркетинговый партнер МОК является также и официальной вещательной компанией игр.

В 2018 г. в России будет проходить финальный турнир 21-го чемпионата мира по футболу Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)).

Годом раньше на территории РФ под эгидой FIFA состоится восьмой по счету футбольный турнир среди национальных сборных — Кубок конфедераций 2017 г

Так, с 1 января 2014 г. не признаются плательщиками налога на прибыль:

2) дочерние организации FIFA, к которым согласно п. 18 ст. 2 Закона N 108-ФЗ относятся российские и иностранные юридические лица, участвующие в мероприятиях по подготовке и проведению в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., если выполняется хотя бы одно из условий:

— доля FIFA в уставном капитале организации составляет не менее 50%;

— FIFA имеет не менее половины голосов в высшем органе управления организации;

Кто освобожден от уплаты налога на прибыль

Поскольку выше мы уже рассмотрели, кто признается плательщиком налога на прибыль организаций, то сейчас будет логично рассмотреть перечень тех организаций, которые от уплаты налога на прибыль на территории РФ освобождаются. Категорий организаций, которые освобождаются от уплаты данного налога на территории РФ не много. Их всего три, рассмотрим все по порядку.

1. Освобождаются от уплаты налога на прибыль иностранные организации, которые являются организаторами XX Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. С 2008 по 2017 год их согласно ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», освободили от уплаты налога на прибыль. Однако стоит отметить, что освобождается от уплаты данного налога только тот доход, который получен в результате конкретно этого вида деятельности организации. Как указано в п. 3.1 вышеупомянутого Закона освобождаются от уплаты иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета, также вещательные компании, у которых заключены договора с Олимпийским комитетом или уполномоченной им компанией. Для вещательных компаний освобождается от налога на прибыль доход, полученный по двум направлениям деятельности:

Читайте так же:  Как написать исковое заявление на уменьшение алиментов

— производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Данным периодом согласно п. 1 ст. 2 ФЗ N 310-ФЗ признается временной отрезок с 5 июля 2007 года по 31 декабря 2016 года.

С 01.01.2019 нормы гл. 25 НК РФ, где упоминается сколковский центр (п. 1, 7 ст. 246.1, п. 1 ст. 273, п. 18 ст. 274, п. 5.1 ст. 284, п. 11 ст. 286.1, п. 6 ст. 289 НК РФ), дополнены словами, согласно которым эти нормы распространяются и на участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

Об особенностях налогообложения у организаций, получивших статус участников проекта в соответствии с названными законами (далее – участники проекта), расскажем в данном материале.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль

Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 4 указанной статьи участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника. Начавший использовать это право должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 1);

Видео (кликните для воспроизведения).

документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;

выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.

По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган уведомление о продлении использования данного права на последующий налоговый период (с приложением указанных выше документов) или об отказе от освобождения (п. 6 ст. 246.1 НК РФ). Если участник не представил перечисленные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также следует перечислить соответствующие пени за неуплату авансовых платежей (абз. 4 п. 6 названной статьи).

Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 8 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание: учитывая наличие установленного срока представления документов, подтверждающих право на освобождение, по мнению Минфина (Письмо от 23.01.2017 № 03-03-06/1/3009), норма о восстановлении суммы налога и уплате ее в бюджет распространяется и на случаи представления участниками проекта документов после этого срока. Следовательно, не выполнив требование НК РФ о представлении документов в срок, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в предусмотренный срок.

Вместе с тем, отметил Минфин, указанный участник проекта не утратил право на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В этой связи названный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абз. 2 п. 4 данной статьи и начать применять право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право.

Если налогоплательщик до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 246.1 НК РФ получил убыток, то суммы этого убытка не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком (п. 9 указанной статьи).

Если утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

при утрате статуса участника проекта – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

К сведению: налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого намерен реализовать эту возможность. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

Как следует из п. 5.1 ст. 284 НК РФ, прибыль, полученная после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0%.

При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом данное положение не распространяется на прибыль, полученную в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно (абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Если участник проекта является исследовательским корпоративным центром, то полученная им прибыль подлежит обложению по общей ставке 20% (с начислением пеней) в налоговом периоде:

в котором совокупный размер прибыли превысил 1 млрд руб.;

и (или) в котором утрачен статус участника проекта;

и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50% в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра.

Форма расчета базы по налогу у участника проекта и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 3).

Порядок определения совокупного размера прибыли изложен в п. 18 ст. 274 НК РФ, согласно которому участник проекта, прекративший использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением выручки 1 млрд руб., определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды, с начала того налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Совокупный размер прибыли исчисляется как сумма прибыли (убытка), рассчитанной по итогам каждого предыдущего налогового периода. При этом не учитывается прибыль (убыток), полученная (полученный) по итогам налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил 1 млрд руб. Форма расчета совокупного размера прибыли установлена Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 2).

К сведению: расчет совокупного размера прибыли представляется вместе с налоговой декларацией (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Итак, организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Предположим, в каком-либо году у участника проекта годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. В этом случае с 1 января года, когда произошло превышение, он теряет право на освобождение от налогообложения. Полученная прибыль подлежит обложению по ставке 0% до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн руб. Как только это случится, прибыль подлежит обложению по общей ставке 20%.

Читайте так же:  Уклонение от уплаты налогов состав

В последующие годы организация получала прибыль: в 2016 году – 60 млн руб.; в 2017 году – 80 млн руб.; в 2018 году – 90 млн руб.

Совокупный размер прибыли, млн руб.

Уплата налогов является важнейшей обязанностью как физических, так и юридических лиц. Во многом развитие страны зависит именно от того, добросовестно ли осуществляется политика налогообложения. Одной из важнейших процедур всей системы является процедура уплаты налога на прибыль.

Кто осуществляет уплату налога на прибыль?

Налог на прибыль относится к прямым видам налогов, и касается, в первую очередь, юридических лиц (компаний), которые активно ведут свою финансовую деятельность. Он рассчитывается в зависимости от прибыли – величины разницы между доходами и расходами компании. Именно прибыль компании и облагается налогом.

В число тех субъектов рынка, которые обязательно платят налог на прибыль, входят следующие виды компаний:

  • все российские компании (юридические лица), вне зависимости от формы собственности;
  • иностранные компании, у которых в России есть свои законные представительства;
  • иностранные компании, которые получают доход от источников, расположенных в России;
  • иностранные компании, которые признаны резидентами налоговыми резидентами России по международным соглашениям;
  • иностранные компании, управление которыми ведется с территории России.

Освобождение от уплаты налога на прибыль получают следующие компании:

Налог также не может быть начислен, если у компании нет прибыли (т.е. отсутствует объект налогообложения). В расчете прибыли также есть много нюансов: некоторые доходы не облагаются налогом, как и некоторые расходы не включаются в систему расчете прибыли (не уменьшают доходы). Эти условия прописаны индивидуального для каждого типа организаций.

Порядок уплаты налога на прибыль

Величина налога на прибыль рассчитывается очень просто: сумма полученной прибыли умножается на установленную ставку. В 2019 году ставка по налогу на прибыль равна 20%. После уплаты данного налога, а также всех остальных налогов, у компании остается чистая прибыль уплаты налогов.

Важнейшим показателем в порядке уплаты является срок уплаты налога на прибыль. Базовым отчетным периодом для налога на прибыль является год. По истечении текущего года на полученную прибыль должен быть начислен налог и уплачен не позднее 28 марта (следующего за отчетным года).

Но в течение года компании осуществляют промежуточные, или так называемые, авансовые платежи по определенной периодичности.

В 2019 году каждая организация может выбрать для себя один из следующих вариантов периодичности уплаты налога:

В любом случае авансовый платеж вносится не позднее 28 числа месяца, следующим за отчетным периодом.

Каждая компания может попробовать при необходимости получить отсрочку уплаты налога, если у нее есть для этого достаточные основания. К таким основаниям относятся различные стихийные бедствия, неисполнение клиентами компании своих финансовых обязательств, сильные финансовые потрясения и т.п. Государственные органы рассмотрят каждый случай и примут решение. Отсрочка может быть предоставлена на 1 год, а в некоторых случаях на 3 и даже на 5 лет. Но в любом случае компании придется подтвердить, что она будет платежеспособной в будущих периодах и внесет в бюджет необходимую сумму налога.

Льготы по налогу на прибыль для участников инновационных проектов

Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Российские организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика (при выполнении определенных условий). Такая льгота для «сколковцев» действует с 2011 года.

С 01.01.2019 нормы гл. 25 НК РФ, где упоминается сколковский центр (п. 1, 7 ст. 246.1, п. 1 ст. 273, п. 18 ст. 274, п. 5.1 ст. 284, п. 11 ст. 286.1, п. 6 ст. 289 НК РФ), дополнены словами, согласно которым эти нормы распространяются и на участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

Об особенностях налогообложения у организаций, получивших статус участников проекта в соответствии с названными законами (далее – участники проекта), расскажем в данном материале.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль

Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 4 указанной статьи участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника. Начавший использовать это право должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 1);

документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;

выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.

По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган уведомление о продлении использования данного права на последующий налоговый период (с приложением указанных выше документов) или об отказе от освобождения (п. 6 ст. 246.1 НК РФ). Если участник не представил перечисленные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также следует перечислить соответствующие пени за неуплату авансовых платежей (абз. 4 п. 6 названной статьи).

Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 8 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание: учитывая наличие установленного срока представления документов, подтверждающих право на освобождение, по мнению Минфина (Письмо от 23.01.2017 № 03-03-06/1/3009), норма о восстановлении суммы налога и уплате ее в бюджет распространяется и на случаи представления участниками проекта документов после этого срока. Следовательно, не выполнив требование НК РФ о представлении документов в срок, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в предусмотренный срок.

Вместе с тем, отметил Минфин, указанный участник проекта не утратил право на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В этой связи названный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абз. 2 п. 4 данной статьи и начать применять право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право.

Читайте так же:  Как проверить пенсионные накопления через госуслуги

Если налогоплательщик до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 246.1 НК РФ получил убыток, то суммы этого убытка не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком (п. 9 указанной статьи).

Если утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

при утрате статуса участника проекта – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

К сведению: налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого намерен реализовать эту возможность. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

Как следует из п. 5.1 ст. 284 НК РФ, прибыль, полученная после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0%.

При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом данное положение не распространяется на прибыль, полученную в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно (абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Для прибыли, полученной в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно, предусмотрена другая норма – абз. 3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Ее отличие от абз. 2 заключается в том, что из «общей массы» участников проекта выделены исследовательские корпоративные центры. Если участник таким центром не является, налогообложение производится по аналогии с абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ.

Если участник проекта является исследовательским корпоративным центром, то полученная им прибыль подлежит обложению по общей ставке 20% (с начислением пеней) в налоговом периоде:

в котором совокупный размер прибыли превысил 1 млрд руб.;

и (или) в котором утрачен статус участника проекта;

и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50% в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра.

Форма расчета базы по налогу у участника проекта и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 3).

Порядок определения совокупного размера прибыли изложен в п. 18 ст. 274 НК РФ, согласно которому участник проекта, прекративший использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением выручки 1 млрд руб., определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды, с начала того налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Совокупный размер прибыли исчисляется как сумма прибыли (убытка), рассчитанной по итогам каждого предыдущего налогового периода. При этом не учитывается прибыль (убыток), полученная (полученный) по итогам налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил 1 млрд руб. Форма расчета совокупного размера прибыли установлена Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 2).

К сведению: расчет совокупного размера прибыли представляется вместе с налоговой декларацией (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Итак, организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Предположим, в каком-либо году у участника проекта годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. В этом случае с 1 января года, когда произошло превышение, он теряет право на освобождение от налогообложения. Полученная прибыль подлежит обложению по ставке 0% до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн руб. Как только это случится, прибыль подлежит обложению по общей ставке 20%.

Пример 1.

ООО «АВС» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2015 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Поэтому за весь 2015 год организация определяла финансовый результат, который составил 100 млн руб.

В последующие годы организация получала прибыль: в 2016 году – 60 млн руб.; в 2017 году – 80 млн руб.; в 2018 году – 90 млн руб.

Налоговые периоды

Совокупный размер прибыли, млн руб.

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

Часть 1 . Налоговые льготы, льготные ставки и порядок их применения при осуществлении медицинской деятельности

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На основании пп.2 п.2 ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинские услуги, к которым относятся:

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

Эта льгота унаследована Налоговым кодексом от Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Читайте так же:  Влияет ли зарплата на размер пенсии

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

— Если налогоплательщик не организовал раздельный учет поступивших товаров, работ, услуг принимающих участия, как в облагаемых, так и необлагаемых операциях, по таким товарам, работам, услугам весь входящий НДС не может быть принят к вычету. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 966-О).

не применяется при оказании косметических, ветеринарных и санитарно-эпидимеологических услуг (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ) данные услуги облагаются НДС. деятельность ведется в своих интересах (п. 7 ст. 149 НК РФ) Освобождение не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров Ставка 0 % по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (Ст.284.1 НК РФ) Уведомительный характер, по желанию организации. Не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (п.5 ст.284.1 НК РФ) — услуги должны соответствовать Перечню видов медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (п.1 ст. 284.1 НК РФ )

— если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

— если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

— если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

— если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

— плательщики НДФЛ — получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/[email protected] Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/[email protected],Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг — в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода — суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

Организации освобожденные от налога на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here