Незаконное уклонение от уплаты налогов

Самое важное от специалистов на тему: "Незаконное уклонение от уплаты налогов". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов и сборов: соотношение составов преступлений

Незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов и сборов: соотношение составов преступлений

Уровень развития законодательной техники в современной России, к сожалению, оставляет желать лучшего. В результате неурегулированности на законодательном уровне вопроса о квалификации незаконного предпринимательства по совокупности с налоговыми преступлениями, а также в силу нарушения общих правил введения в действие нормативных актов и в связи с противоречием, возникшим между действующими постановлениями Пленума Верховного Суда РФ (от 4 июля 1997 г. № 8 и от 18 ноября 2004 г. № 23), указанный вопрос остается до сих пор нерешенным. В теории уголовного права по поводу данной проблемы существуют две противоположные точки зрения.

Некоторые юристы считают недостаточной квалификацию незаконного предпринимательства без учета совершаемого лицом одновременно налогового преступления (а именно, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического либо юридического лица — ст. 198, 199 УК РФ) и необходимости квалификации данных преступлений по совокупности. Так, авторы постатейного комментария к УК РФ, в частности А.Э. Жалинский, полагают, что «конкуренция между незаконным предпринимательством и уклонением от уплаты налогов решается с учетом характера субъективной стороны состава преступления». Они разделяют точку зрения Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8, согласно которой действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и ст. 198 УК РФ.

Другие же авторы отвергают подобную необходимость, полагая, что диспозиция ст. 171 УК РФ охватывает причинение ущерба государству вследствие неуплаты налогов, и поэтому дополнительной квалификации по ст. 198 и ст. 199 УК РФ при совершении незаконного предпринимательства не требуется.

Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 18 ноября 2004 г. № 23 принципиально иначе, нежели раньше, решил спорный вопрос о необходимости дополнительной квалификации незаконного предпринимательства по статьям о налоговых преступлениях. В п. 16 указанного постановления говорится: «Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами 2 и 21 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения».

Более того, уплата налогов с доходов, полученных от незаконного предпринимательства, может свидетельствовать скорее о намерении лица легализовать полученные таким образом доходы. Использование же указанных средств или имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности содержит состав самостоятельного преступления (ч. 1 ст. 1741 УК РФ). Неуплата налогов имманентно присуща таким формам незаконного предпринимательства, как деятельность без государственной регистрации и лицензирования. И уголовная ответственность за эти деяния введена законодателем в том числе, а возможно, и главным образом, для предупреждения ущерба государственному бюджету от непоступления в него обязательных платежей, в целях общей превенции. Поэтому предпринимательская деятельность, с которой лицо не уплачивает налоги, должна квалифицироваться или как незаконная, если нарушен порядок ее осуществления, или как налоговое преступление, если лицо занимается такой деятельностью на законном основании. предпринимательство незаконный преступление налог

С другой стороны, сторонники квалификации рассматриваемых деяний по совокупности преступлений опираются на правила квалификации преступлений. Так, простой состав преступления для его поглощения сложным должен иметь более мягкую санкцию. В противном случае необходима квалификация по совокупности преступлений. Ст. 198 и 199 УК РФ имеют более строгие санкции, чем ст. 171 УК РФ: ч. 1 ст. 198 — лишение свободы на срок до одного года; ч. 1 ст. 199 — лишение свободы на срок до двух лет; ч. 1 ст. 171 УК РФ — арест от четырех до шести месяцев. А арест в соответствии со ст. 44 УК РФ является менее строгим наказанием, чем лишение свободы. Следовательно, если ущерб от незаконного предпринимательства связан с неуплатой налогов, то необходима квалификация по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 или 199 УК РФ, полагают юристы, опираясь на неотмененное постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3июля 1997 г. № 8.

Таким образом, 18 ноября 2004 г. Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением породил серьезную проблему — неопределенность в вопросе, как поступать правоприменителю при наличии двух противоречащих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ. Исходя из общей логики применения нормативных актов, большей юридической силой обладает акт, изданный позже. Полагаем, что данное правило следует применять и к рассмотренным нами актам судебной власти.

Как показывают опросы, сотрудники следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел, как правило, квалифицируют совершенные деяния по тем статьям УК РФ, по которым у них имеется больше оперативного и иного материала и по которым доказать вину подозреваемого будет проще. Так, например, сотрудники ОБЭП Южноуральского ГОВД Челябинской области отмечают, что с принятием Пленумом Верховного Суда РФ постановления от 18 ноября 2004 г. № 23 стало гораздо проще, расследуя преступление, доказывать лишь факт осуществления незаконной предпринимательской деятельности, не занимаясь дополнительно работой по сбору доказательств по факту уклонения от уплаты налогов, передачей материалов в налоговые органы, ссылаясь на сложность данной процедуры и высокую занятость. Однако такая ситуация свидетельствует в то же время о повышении латентности налоговых преступлений и не может служить оправданием для игнорирования фактов совершенных преступлений.

Читайте так же:  Пенсия в июле надбавка работающим

С учетом вышеизложенного можно полагать, что дополнительной квалификации незаконного предпринимательства с налоговыми преступлениями не требуется. Однако в случае отсутствия признаков незаконного предпринимательства должен рассматриваться каждый факт уклонения от уплаты налогов и сборов, причем в каждом конкретном случае отдельно, и квалифицироваться независимо от нормы ст. 171 УК РФ.

Верховный суд о налоговых преступлениях: что считается уклонением от налогов и кому грозит за это уголовное наказание

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Налоговая оптимизация или уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. В данном случае, снижение налоговых обязательств, а так же полное уклонение от налоговых обязательств представляется в виде совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений, имеет место нарушение налогового законодательства. Любое действие налогоплательщика совершенное с целью уклонения от уплаты налогов, является противозаконным. В данном случае, главное отличие уклонения уплаты налогов от налоговой оптимизации заключается в выборе пути достижения налогоплательщиком снижения налогового обязательства.

Незаконное уменьшение налогов — уклонение, влечет негативные последствия как для экономики государства, так и для государства в целом. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, и, следовательно, ему приходиться ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д., вплоть до процедуры секвестра бюджета. Кроме того, уклонение от уплаты налогов может иметь серьезные экономические последствия в виде нарушения конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от уплаты налогов.

Поэтому, в настоящий момент пресечение попыток «творческой неуплаты налогов» возведено в ранг государственной налоговой политики и является основным направлением деятельности многих государственных органов (например, налоговой полиции), а также главной целью текущего налогового нормотворчества.

Зачастую, снижение или отклонение от уплаты налогов совершается за счет:

— снижения или сокрытия объекта налогообложения (дохода, прибыли и т.д.);

— нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета;

— представления недостоверных данных;

— несвоевременное представление или не представление необходимых документов;

— неправомерное использование налоговых льгот.

Поскольку речь идет о противозаконных действиях налогоплательщика, то соответственно за совершение таких действий предусмотрена административная, финансовая, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Несмотря на это, все способы незаконного уклонения от уплаты налогов не одинаковы. В зависимости от тяжести нарушения законодательства, можно выделить несколько видов:

1. Некриминальное уклонение от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик своими действиями по уменьшению налогового обязательства нарушает налоговое законодательство, что влечет за собой применение налоговой ответственности. Нарушение налогового законодательства проявляется в совершение таких действий, как:

— неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете;

— неправильное заключение договоров, их фиктивное заключение, переоформление и заключение их после совершения операции;

— выплата санкций за несуществующие налоговые нарушения и т.д.

При налоговой ответственности к нарушителю не применяется уголовная ответственность.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм законодательства, которые совершаются некриминальными способами, можно выделить налоговое и таможенное правонарушение.

2. Криминальное уклонение от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик с целью уклонения от уплаты налога или для снижения сумм налогов, совершает противозаконные действия, что влечет не только нарушение налогового, но и уголовного законодательства. Соответственно, криминальное правонарушение влечет применение к нарушителям уголовной ответственности в соответствии со ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Налогоплательщик может привлекаться к налоговой ответственности за совершение следующих правонарушений:

1. Непредставление налоговой декларации физическими лицами или иных документов, представление которых является обязательным, как следствие уклонения от уплаты налогов. В данном случае уклонением признается совершенным в крупном размере, составляющем более 100.000 рублей за три финансовых года подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 рублей.


Так, например, если налогоплательщик (физическое лицо) получил доход в сумме 1 500 000 рублей и не уплатил налог, исчисленный по ставке 13 %, который составит 195 000 рублей, то данный факт будет являться для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности. А если налогоплательщик в данном случае заплатит налог не в полном размере, допустим 30 000 рублей, то основанием для привлечения данного налогоплательщика к уголовной ответственности не имеется, поскольку сумма уплаченного налога превышает 10 % ( 195 000 * 10 % = 19 500 руб.).

Если сумма неуплаченного налога составит более 300 000 рублей, то уголовная ответственность наступает во всех случаях.

Уклонение признается совершенным в особо крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 рублей.

2. Непредставление налоговой декларации организациями или иных документов, представление которых является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном или особо крупном размере как следствие уклонения от уплаты налогов.

3. Неисполнение налогового агента своих обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в личных интересах, в крупном или особо крупном размере.

Для организаций и налоговых агентов определение крупного и особо крупного размера недоимки осуществляется в одинаковом порядке. Уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма налогов (сборов), составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд, более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 1 500 000 рублей. Уклонение признается совершенным в особо крупном размере, если сумма налогов (сборов), составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд, более 2 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 500 000 рублей.

Читайте так же:  По какой формуле рассчитывается пенсия

4. Сокрытие индивидуальным предпринимателем денежных средств или имущества, за счет которого должно быть произведено удержание недоимки в крупном размере. Критерии определения такого крупного размера применительно к данной статье УК РФ не установлены.

Криминальными способами уклонения от уплаты налогов, например, являются: подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за «наличку»), фиктивный прием на работу «мертвых душ».

Анализируя все вышеизложенное, можно еще раз убедиться в том, что не существует понятий законного и легального отклонения от уплаты налогов. Любые действия предприятия, направленные на уменьшение уплачиваемых налогов либо отклонение от их уплаты, предполагает недополучение средств в бюджет и приводит к наступлению налоговой или уголовной ответственности.

Многие предлагаемые способы по уменьшение налогов направлены на какие-то хитрые изъяны, например, порядок оформления договоров (пример: договор арендной платы оформлять договором совместной деятельности и т.д.), но при этом не учитывается тот факт, что порядок оформления договоров регламентируется Гражданским кодексом РФ и согласно ст. 53 сделки признаются не действительными, фиктивные сделки, если они оформлены только для вида, без намерения создать какую-либо юридическую ситуацию.

Мнимая сделка — это сделка совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Признание сделки мнимой и, соответственно, применение последствий ее недействительности на практике может привести к довольно серьезным последствиям для предприятия. Например, при выявлении налоговыми органами факта фиктивной передачи предприятием денежных средств (только на бумаге, без реального перечисления) в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, которые подлежат льготированию по налогу на прибыль, данная сделка будет признана судом недействительной, что в свою очередь приведет к доначислению налога на прибыль, начислению пени и применению к предприятию налоговых санкций за недоплату налога на прибыль.

Притворной признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила сделки, которую стороны имели в виду при совершении притворной сделки. Например, договор комиссии может быть выдан предприятием за договор купли- продажи имущества. В случае признания такого договора притворным, к данной сделке будет применен порядок регулирования отношений комиссии и, соответственно, на комиссионера будут наложены налоговые санкции за занижение сумм налога, вызванного неприменением повышенной ставки налога на прибыль, а также доначислен налог и пени.

В категорию законного уменьшения налогов можно отнести только те способы, при которых экономический эффект достигается с помощью квалифицированной организации работы. При этом речь идет не об уклонении от налогов, а о такой организации работы, при которой снижаются необоснованная переплата налогов и не начисляются пени, штрафы. Другими словами, минимизация налогов определяется понятием «как налоги не переплачивать и как не платить штрафы» – это и есть легальное уменьшение налоговых платежей.

Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. Данные способы с юридической точки зрения не предполагают нарушения законных интересов бюджета.

Теперь мы можем выделить главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.

Зачастую, предприятие в силу неопытности бухгалтера осуществляет за счет своей чистой прибыли какие-либо затраты, которые в соответствии с установленным порядком подлежат включению в расходы, учитываемые при исчислении прибыли, или предприятие не пользуется предоставленной льготой, использует повышенную ставку налога и т.д. Работа квалифицированных специалистов, привлеченных предприятием, устраняет вышеуказанные негативные моменты, что естественно приводит к снижению налоговых выплат в бюджет, но основания такого снижения абсолютно законны.

Чтобы наглядно представить отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов представим следующую ситуацию. Предприятие по расчетам бухгалтерии уплатило в отчетном периоде в бюджет 600 тыс. руб. При проведении проверки аудиторская фирма установила, что на самом деле, по результатам своей хозяйственной деятельности предприятие должно было уплатить в бюджет только 400 тыс. руб. и выдало клиенту соответствующие рекомендации, в данной ситуации и есть налоговая оптимизация. Но допустим, если предприятию будет предоставлена та или иная методология расчета налогов, с помощью которой предприятие начнет платить не 400 тыс. руб. как положено, а например уменьшит сумму уплачиваемых налогов до 150 тыс. руб., то в этом случае речь уже будет идти не о налоговой оптимизации, а об незаконном уклонении от уплаты налогов.

Как указывалось выше, уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация (налоговая минимизация), вызывает активное и жесткое противодействие государства в лице его фискальных и правоохранительных органов. Естественно, от того, каким способом осуществляется уменьшение налоговых платежей, зависит и ответная реакция государства: в лучшем случае, Вы можете столкнуться с откровенным неодобрением вашей «налоговой политики» (при налоговой оптимизации), в худшем, возможно применение всего репрессивного механизма в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности (при уклонении от налогов). Ошибки налогоплательщика, а также недооценка возможностей налоговых органов могут привести вместо налоговой экономии к огромным финансовым потерям, банкротству или к лишению свободы.

Читайте так же:  Как снизить процент по алиментам

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Уголовные правонарушения в сфере налоговых отношений, иначе называются налоговыми преступлениями. Данные правонарушения, а также санкции за их совершение, предусмотрены уголовным законодательством, а именно — Уголовным Кодексом Российской Федерации. Это законодательство постоянно обновляется.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 29 декабря 2009 подписал Федеральный Закон №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сделав тем самым хороший новогодний подарок миллионам российских налогоплательщиков. Следя за судьбой данного закона на всех стадиях законотворческого процесса, он раз за разом он изменялся в лучшую для налогоплательщиков сторону.

Основанием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов может являться только вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. В связи с чем полностью исключено привлечение к уголовной ответственности до момента окончания проведения проверки налоговым органом и принятия по ее результатам решения о привлечении к ответственности, равно как полностью исключено и привлечение к уголовной ответственности в случае признания арбитражным судом недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности. Относительно последнего довода рассматриваемым законом прямо предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. Вместе с тем необходимо помнить, что данная норма закона может обернуться и против налогоплательщика, поскольку проигрыш им дела в арбитражном суде также будет иметь преюдициальное значение для рассмотрения уголовного дела.

Значительно повышен порог привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ теперь наступает либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 600 тыс. рублей (если при этом доля неуплаченных налогов за 3 финансовые года превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов), либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 1 млн. 800 тыс. рублей (независимо от доли неуплаченных налогов). Аналогичным образом для налогоплательщиков-юридических лиц уголовная ответственность по п.1 ст.199 НК РФ соответственно наступает в случае неуплаты 2 млн. или 6 млн. рублей.

Законодательно закреплено, что лицо, впервые совершившее преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов, освобождается от уголовной ответственности в случае, если оно полностью возместило ущерб, причиненный бюджету. Особо отметим, что условием освобождения от уголовной ответственности является уплата не только недоимки, но соответствующих сумм пени и штрафов, начисленных в соответствии с НК РФ. Важным является и то, что в случае уклонения от уплаты налогов с организации возможность уплатить необходимые суммы в бюджет законодательно предоставлена не только самой организации, но и должностному лицу, совершившему преступление, что до недавнего времени не расценивалось судами как надлежащая уплата налогов налогоплательщиком-организацией.

По общему правилу, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу, что подразумевает нахождение подозреваемого (обвиняемого) по таким статьям на свободе до момента вынесения судом приговора по уголовному делу.

Для налогоплательщиков-физических лиц, прежде всего индивидуальных предпринимателей, чётко закреплен принцип однократности ответственности за налоговые правонарушения. В частности установлено, что привлечение налогоплательщика-физического лица к уголовной ответственности влечет за собой отмену решения о привлечении к налоговой ответственности, т.е. наступление уголовной ответственности исключает привлечение лица к налоговой ответственности.

В завершение отметим, что большая часть положений Закона №383-ФЗ от 29.12.2009г. вступила в силу с 01.01.2010 г., в связи с чем в настоящее время все вышеизложенное может и должно применяться на практике. Ряд менее существенных нововведений, например, об изменении подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ, вступает в силу с 01.01.2011г. и применяется в отношении уголовных дел, возбужденных после этой даты.

Таблица 1 — Ответственность за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное:

  • — в крупном размере (крупным размером признается сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 600000 рублей ,при условии что доля неуплаченных налогов и сборов, превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо превышающая 1800000 рублей)
  • — в особо крупном размере (особо крупным размером признается сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 3000000 рублей ,при условии что доля неуплаченных налогов и сборов, превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо превышающая 9000000 рублей)

штраф в размере от 100000 до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года

штраф в размере от 200000 до 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет

Читайте так же:  Пенсия по поводу потери кормильца

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное:

— в крупном размере (крупным размером признается сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2000000 рублей ,при условии что доля неуплаченных налогов и сборов, превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо превышающая 6000000 рублей )

То же деяние, совершенное

  • — группой лиц по предварительному сговору
  • — в крупном размере (особо крупным размером признается сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10000000 рублей ,при условии что доля неуплаченных налогов и сборов, превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо превышающая 30000000 рублей)

штраф в размере от 100000 до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

штраф в размере от 200000 до 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишение свободы на срок до б лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Видео (кликните для воспроизведения).

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное:

  • — в крупным размере
  • — в особо крупном размере

штраф от 100000,00 до 300000,00 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

штраф от 200000,00 до 500000,00 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере

штраф в размере от 200000 до 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Необходимо определить, что является обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в соответствии с перечисленными статьями и в чем оно может выражаться. Обязательным условием, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является установление крупного или особо крупного размера неуплаченного налога.

Анализ приговоров 2008 года показывает, что в 92% случаев суммы неуплаченных налогов, которые вменяются осужденным, находятся в диапазоне от 500 тыс. руб. до 40 млн. руб.; на скамье подсудимых оказываются в основном представители малого бизнеса. Это может косвенно свидетельствовать о том, что в крупных «неполитических» налоговых делах, компании с целью избежать уголовной ответственности предпочитают использовать в том числе и коррупционный ресурс, «договориться» с правоохранительными органами «на месте». В результате, до суда доходят уголовные дела в основном в отношении представителей малого бизнеса, чей административный ресурс несопоставим с крупными компаниями (Таблица 2).

Таблица 2 — 10 уголовных дел, по которым в 2008 году судами вынесены приговоры

Фигуранты уголовного дела

Суть дела и общая сумма сокрытых налогов

Менеджеры и владельцы завода «Совиталпродмаш» (республика Марий Эл): И.Дюжев, Р.Бикбулатов, А. Васильев, А.Дыденков, А.Дюгуров, С.Ефанов, Ю.Степанов, Н.Пермяков

Налоговая схема с переводом сотрудников компании в фиктивные фирмы, применяющие УСН; сокрытие около 4 млн. руб. ЕСН

И.Дюжев — 4,5 года колонии, Н.Пермяков — 2 года условно, остальные — по 2,5 года колонии

Директор строительной компании «Комплексстрой» Г.Лурье

Уклонение от уплаты налогов на сумму 18 млн. руб.

2 года колонии и 150 тыс. руб. штрафа

Директор ЗАО «Бализ» И.Джлавян

Уклонение от уплаты налогов на сумму более 38 млн. руб.

ст. 199 ч. 2 п. «а», «б»

3 года колонии, с отсрочкой исполнения до 2011 г.

Менеджеры ООО «Силикатчик» Г.Гунбин, Н.Борисов и генеральный директор ЗАО «Южно-российская аудиторская и консалтинговая компания» Н.Лазариди

Уклонение от уплаты НДС на 4,4 млн. руб. путем совершения мнимых сделок с целью завышения налогового вычета, неуплата 1,8 млн. руб. НДФЛ в качестве налогового агента

ст. 199 ч. 2 п.п. «а», «б», ст. 199.1 ч. 1, ст. 327 ч. 2

1 год 8 мес. лишения свободы с отсрочкой исполнения на 2 года;

Н. Лазариди — 2,5 года лишения свободы с отсрочкой исполнения на 2 года

Директор МУП ДЭУ В.Фрайда

Уклонение от уплаты 4,2 млн. руб. НДФЛ в качестве налогового агента

Директор МУП «Юрьевецкое МПО ЖКХ» С.Федоров

Умышленное непредставление платежных поручений на уплату налога на 5,5 млн. руб., сокрытие имущества от взыскания на 1,8 млн. руб.

ст. 199 ч. 2 п. «б», ст. 199.1 ч.1, ст. 199.2

3 года условно, с испытательным сроком 2 года

Читайте так же:  Пенсия после окончания работающего пенсионера

Директор ООО «Тепловая сетевая компания» Н.Перчаткин

Уклонение от уплаты 4,4 млн. руб. НДФЛ в качестве налогового агента

ст. 199.1 ч.1, ст.199.1 ч.2, ст. 315

Директор МУП МПО ЖКХ г. Тейково Н.Фокин

Сокрытие имущества от взыскания налогов, расчеты не через счета компании при наличии недоимки; сокрытие около 2,5 млн. руб.

ст. 199 ч.2 п. а, ст. 199.2

2 года 10 мес. условно

Директор ООО «Нэртис» В.Мочалов

Уклонение от уплаты земельного налога на 2,8 млн. руб.

2 года условно, с испытательным сроком 1 год

Директор ООО «Крутовское» Ю.Глазунов

Умышленное неисполнение инкассовых поручений на взыскание налогов (расходование средств из кассы при наличии недоимки), сокрытие им-ва от налогов

ст. 199 ч.1, ст. 199.2

Проблема совокупности налоговых преступлений с иными преступными посягательствами тесно связана с вопросом о том возможно ли привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов при условии, что объект налогообложения возник в результате противоречивой деятельности лица. Данный вопрос вызывал и вызывает обширные дискуссии, особенно на практике.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Система налогообложения призвана пополнять государственную казну. Налоги и сборы состоят из обязательных, периодичных или единовременных взносов в бюджет.

В случаях, когда лицо или группа лиц не исполняет обязательства по оплате налогов, наступает ответственность.

Уклонение от уплаты налогов по ст. 198, 199 УК РФ относится к нарушителям, чья задолженность приобрела крупный и особо крупный размер. Рассматривается в ходе судебных разбирательств.

В состав преступления входят длительность уклонения и размер задолженность физического лица или организации перед государством.

Физические лица

Уклоняются от уплаты налогов несколькими способами:

  • Не подают декларации о доходах в установленные налоговой службой сроки;
  • Скрывают истинный размер дохода;
  • Не вносят своевременных платежей, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Физическое лицо обвиняется в злом умысле при совершении деяний, характеризующихся как уклонение от уплаты налогов.

Начиная с 16 лет гражданин может преследоваться законом, если уже дееспособен, трудоустроен, но не выплачивает налогов.

Индивидуальные предприниматели также ответственны перед законом за уклонение, для них действуют те же пороги, что и для физических лиц.

Юридические лица

Организации также не подают налоговых деклараций или скрывают истинный размер своего дохода.

Объектом преступных деяний является государство, в бюджет которого не поступали средства от юридического лица.

Для организаций установлены повышенные планки для крупных и особо крупных размеров. Ответственность в случае возбуждения уголовного дела строже.

Как находят уклонистов

Поиском должников занимается налоговая служба. Под пристальное внимание подпадают физические и юридические лица при обстоятельствах:

  • Совершения операций без экономического смысла (по документам не значится доход лица при оказании им услуг любого рода);
  • При недостатке персонала или финансов для ведения деятельности, указанной в декларации;
  • Использования посреднических услуг, когда для этого не существует объективной необходимости;
  • Выплаты сотрудникам компании заработка, несоразмерного объему работ или квалификации;
  • Уменьшения налоговых выплат при росте дохода;
  • Выдача или получение кредитов в превышающем доходы размере.
  • Сотрудники налоговой службы также обращают внимание на счета физических лиц и организаций. Регулярные, необъяснимые и не облагаемые налогами пополнения приводят к дополнительной проверке субъекта.

    Во внимание принимаются достаточно крупные суммы, исчисляемые сотнями тысяч рублей.

    Классификация уклонения

    С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).

    Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.

    Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:

    Нормативный акт Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
    Определение крупного размера 900 тыс. руб. – 2,7 млн руб. 5 – 15 млн руб.
    Процент невыплаченных налогов от суммы 10% 25%
    Определение особо крупного размера 4,5 – 13,5 млн руб. 15 – 45 млн руб.
    Процент невыплаченных налогов от суммы 20% 50%
    Состав преступления Не предоставление декларации о доходах Не предоставление декларации о доходах организации
    Предоставление заведомо ложных сведений о доходе Предоставление заведомо ложных сведений о доходе

    Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.

    Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.

    Ответственность за уклонение по ст. 198 – 199 УК РФ

    Чем грозит уклонение уплаты от налогов, также содержится в статьях Уголовного Кодекса.

    Частное лицо или организация будут освобождены от уголовной ответственности при нескольких условиях:

    • Это первое привлечение к ответственности за неуплату налогов;
    • Субъект полностью погасил задолженность по налогам.

    В остальных случаях наступает ответственность за уклонение от уплаты налогов:

    Санкция Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
    Штраф 200 – 500 тыс. руб., выплаты рассчитываются из размера дохода осужденного, длительность погашения 1,5 – 3 года
    Принудительные работы 3 года 5 лет
    Лишение свободы 3 года 6 лет

    Борьбой с уклонистами занимаются несколько государственных инстанций в России: налоговая служба, арбитражные суды, Центробанк.

    Если налоговая служба выдвигает подозрение в отношении лица или организации в уклонении от налогов, возбуждается уголовное дело.

    По результатам расследования проводится судебное разбирательство.

    Суд принимает во внимание все доказательства сторон, принимает решение. Во всех доказанных случаях уклонения подсудимого обязывают выплатить образовавшийся долг.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дополнительно назначается наказание, тяжесть которого определяется на основании размера задолженности и наличия смягчающих/отягчающих обстоятельств.

    Незаконное уклонение от уплаты налогов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here