Самое важное от специалистов на тему: «Налоговый кредит по налогу на прибыль». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
Налог на прибыль 2020: cтавка, срок уплаты и пример расчета
Автор: Кирилл Юрьевич Обновлено: 04 января 2020
Налог на прибыль находится в числе самых главных источников пополнения доходной части Государственного бюджета.
Его плательщики — все российские организации.
Есть и исключения.
Это перешедшие на ЕНВД, УСН, ЕСХН или занимающиеся игорным бизнесом, а также иностранные организации, действующие через представительства и получающие доходы в РФ.
Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль.
Доходом является экономическая выгода в натуральной или денежной форме.
Когда надо платить?
Налоговый период составляет календарный год, отчетные периоды: 1-й квартал, полугодие, а также 9 месяцев календарного года.
Т.е. налог платиться четыре раза в год.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, которая подлежит налогообложению.
Если по итогам календарного года расходы превышают доходы, то налоговой базе присваивается нулевое значение.
Какие еще налоги платит ООО:
Ставка налога на прибыль в 2020 году
Согласно ст. № 284 НК РФ, ставка по налогу на прибыль составляет 20%, кроме некоторых исключений.
Распределение прибыли на федеральную и региональную части на 2017-2024 годы следующее:
- 3 % от суммы начисленного налога идет в Федеральный бюджет,
- 17% перечисляется в местные бюджеты РФ.
Эта налоговая ставка может быть снижена местными органами самоуправления для определенных категорий налогоплательщиков, но только до 13,5 %.
Пример расчета налога на прибыль
Давайте рассмотрим пример.
Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.
Предоплата составила 400 тыс. руб.
Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 354 тыс. руб.
В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 т. руб.
Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб.
Амортизация – 60 т. руб., проценты по выданному другой фирме кредиту – 25 т. руб.
Налоговый убыток предприятия прошлого периода составил 120 тыс. руб.
Расходы в данном примере за 1-й квартал 2019 составят: 1086 тыс. руб. (560+350+ 91+60+25)
Налогооблагаемая прибыль: 210 тыс. руб. ((1770 тыс руб. – 354 тыс. руб.) – 1086 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)
Сумма налога на прибыль: 42 тыс. руб. (210 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 4.2 тыс. руб, в местные бюджеты – 37.8 тыс. руб.
- Сумма начисленного дохода (условного) Дт 99 Кт 68, а также Дт 68 Кт 99
- Постоянное налоговое обязательство Дт 99 Кт 68
- Отложенный налоговый актив Дт 09 Кт 68
- Сумма отложенного налогового обязательства Дт 68 Кт 77
Сроки уплаты
Ежемесячные авансовые платежи, которые подлежат уплате в течение отчетного периода, должны быть перечислены не позднее 28-го числа каждого месяца такого периода.
Как платить меньше?
Не правильный расчет
Сумма налога на прибыль: 58,8 тыс. руб. (294 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 1,176 тыс. руб., в местные бюджеты – 57,624 тыс. руб.
Для перечисления в фед.бюджет составит 5,880 тыс. руб., в местные бюджеты 52,920 тыс. руб.
+1))… в том числе подразумевает не 2% от уже исчисленной суммы налога…а от налогооблагаемой базы 2%…и соответственно 18% в местный бюджет
Скажите, а зачем в начале примера указано: «Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.
Предоплата составила 400 тыс. руб.» Эти цифры влияют на расчет налога на прибыль? Поясните, пожалуйста.
про кредит и предоплату, чтобы запутать)
помогите расчитать says
ОАО «Свобода» в I квартале были совершены следующие операции: реализована вся произведенная продукция; списаны в производство материалы на сумму 2500 руб.; оплачены проценты по кредиту, взятому на покупку материалов, — 12000 руб.; в январе приобретена компьютерная программа «Парус» стоимостью 9000 руб.; оплачены стоимость новой версии компьютерной программы «Консультант Плюс» — 1200руб. и услуги по ее установке- 150 руб. Абонементная плата за текущее обновление материалов программы — 130 руб.; начислена амортизация основных средств — 3000 руб.; произведена оплата труда сотрудников ОАО «Свобода» — 28000 руб., в том числе в натуральной форме — 15000 руб.; выплачена материальная помощь работникам — 9300 руб.; произведена оплата отпусков сотрудников — 18000 руб., в том числе дополнительно предоставляемых — 3000 руб.; произведена оплата путевок в санатории и дома отдыха сотрудникам организации — 57000 руб.; оплачены транспортные расходы сторонних организаций по перевозке своих работников в дом отдыха, принадлежащий организации, — 25000 руб.; выручка от реализации продукции — 150000 руб.
Рассчитайтесь с бюджетом по налогу на прибыль.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
прямые налоги вычислите пожалуйста.
Подскажите, в первом квартале нового года уплачиваются ежемесячные авансовые платежи?
Подскажите пожалуйста, надо ли платить налог на прибыль? В собственности автомобиль более 3-х лет, шла долгая судебная тяжба из-за заводской неисправности и в итоге заключено соглашение с авто дилером, в котором он обязуется вернуть стоимость автомобиля и неустойку. Надо ли платить налог за неустойку? Спасибо.
Взял потребительский кредит в банке 300000 руб.
Будет ли на него начислен налог?
Кирилл Юрьевич says
Конечно нет. Кредит это не прибыль, соответственно и налога на прибыль тоже нет.
Татьяна Владимировна says
Взяла грант 300000 рублей. Будет ли на эту сумму начислен налог на прибыль? И если будет, то сумма налога составит 60000 рублей?
Кирилл Юрьевич says
Татьяна, здравствуйте!
Грант это не прибыль, конечно налога не будет.
Налоговый кредит
Налоговый кредит — изменение срока уплаты налога и его перенос на более поздний период. Основные статьи расхода любой компании касаются не только заработной платы, затрат на обеспечение процесса производства или продаж, но и уплаты налогов. К сожалению, на рынке случаются различные негативные и непредвиденные ситуации, и большинство организаций просто не могут уплатить все налоги, иначе они окажутся на грани банкротства. Специально для таких случаев существует налоговый кредит. Он позволяет компаниям перенести тяжелые экономические времена и продолжить свою деятельность.
Что такое налоговый кредит?
Существованием подобного типа кредита государство пытается помочь компаниям в сложных ситуациях, чтобы выплата налогов попросту не стала причиной их банкротства.
Налоговый отличается от классического кредита тем, что деньги никому не выдаются. Фактически он представляет собой отсрочку уплаты налога. Любая компания, которая испытывает в данный момент финансовые трудности, может обратиться к государству (к уполномоченному органу) и попросить отложить уплату одного или нескольких налогов.
Получить такой кредит можно по следующим видам налогов:
Срок отсрочки платежа составляет от 3 месяцев до 1 года. По истечении этого периода компания должна уплатить налог в полном объеме единовременным платежом или несколькими платежами (в формате рассрочки).
Перед тем, как получить налоговый кредит, компания должна столкнуться с одной из следующих ситуаций:
- произошло неконтролируемое стихийное бедствие или катастрофа, в результате чего организации был нанесен экономический ущерб;
- государственное предприятие задержало оплату своего заказа у компании;
- произошла задержка государственного финансирования компании (если таковое предполагается деятельностью конкретной организации);
- предприятию обоснованно угрожает банкротство, если налог будет уплачен сейчас и в полном объеме;
- компания столкнулась с соответствующей ситуацией в рамках таможенного законодательства (в нем отдельно прописаны все подходящие случаи);
- работы, на которых специализируется компания, носят сезонный характер (соответственно, и прибыль компания получает по периодам).
Виды налоговых кредитов включают в себя рассрочку, отсрочку платежа, а также инвестиционную форму кредитования.
Инвестиционный налоговый кредит выдается уже на срок от 1 года до 5 лет, а также в любом случае подразумевает уплату процентов.
Самым существенным отличием являются условия, при которых компаниям может рассчитывать на получение такого кредита. В самом общем смысле он направлен не столько на то, чтобы помочь компании в сложной экономической ситуации, сколько на то, чтобы создать для ее деятельности еще более благоприятные условия (отсюда и понятие «инвестиционный»).
Рассчитывать на такую форму кредита компании могут при наличии одного из следующих условий:
- компания занимается производством товаров или услуг для военного комплекса страны;
- организация занимается разработкой программ по защите окружающей среды;
- в данный момент ведутся работы по оптимизации производства, созданию новых рабочих мест, привлечению иностранных инвестиций и т.п.;
- компания выполняет работы, которые имеют определяющее социальное и экономическое значение для региона;
- организация строит объекты с повышенной энергетической эффективностью.
Совпадение текущей ситуации в компании с любым из приведенных условий дает право обратиться в уполномоченный орган за выдачей кредита. Он также может касаться налога на прибыль или региональных и местных налогов. Величина кредита (налога, который может быть отсрочен) определяется индивидуально по каждой компании (но при инновационной деятельности обычно не превышает 30% от затрат на данную деятельность).
Как получить налоговый кредит?
Предоставлением инвестиционного налогового кредита или просто налоговой помощи занимаются специальные уполномоченные органы:
- если речь идет о налоге на прибыль, то ФНС РФ;
- если речь идет о местном или региональном налоге, то налоговые органы по месту деятельности компании.
Порядок получения данных кредитов выглядит следующим образом:
- Компания готовит заявление, и подает его в уполномоченный орган.
- Уполномоченный орган в течение 1 месяца рассматривает заявление, и выносит свое решение.
- Если решение положительное, то компания и уполномоченный орган подписывают договор (не позднее, чем в течение недели после вынесения решения).
- Копия подписанного договора подается в ФНС по месту деятельности компании.
Для рассмотрения подобного заявления могут потребоваться следующие документы:
- уставные документы компании;
- бизнес-план (в том числе инвестиционный план);
- информация об источниках получения дохода (за счет чего будет погашен кредит);
- доходы/расходы за прошедший год;
- полный расчет налога, на уплату которого запрашивается кредит;
- справка из налоговой службы об отсутствии задолженностей.
Принимаемые для налогообложения проценты по кредиту — 2020
Проценты за кредит: нюансы в налоговом учете
Ранее (до 2015 года) в налоговом учете было единственное правило для всех — «заемные» проценты включались в расходы в размере, не превышающем специально установленного норматива.
Сейчас применяется следующий алгоритм:
- проценты по кредитам (займам) при расчете налога на прибыль не нормируются (если заем не относится к контролируемым сделкам);
- нормирование действует только в отношении договора займа (кредита), признаваемого в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой.
С понятиями «контролируемая сделка» и «взаимозависимые лица» знакомьтесь в этом материале.
Действующий в настоящее время общий подход к учету и расчету процентов заключается в соблюдении 4 основных принципов:
- учетного — проценты учитываются отдельно от основной суммы займа;
- суммового — при расчете налога на прибыль проценты учитываются в полной сумме, размер которой указан в договоре (кроме займов и кредитов, признаваемых контролируемыми сделками);
- расчетного (для нефиксированной процентной ставки) — для займов и кредитов применяется единая формула, с помощью которой определяется величина включаемых в расходы процентов (∑%):
∑К — сумма кредита;
СК — ставка процента;
КД и КГ — количество дней: пользования заемными средствами и в году соответственно (365 или 366).
- временно́го — проценты отражаются в учете:
- для компаний на ОСНО — на дату возврата заемных средств или на последнюю дату каждого месяца на протяжении всего периода пользования заемными средствами;
- для «упрощенцев» — в периоде оплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
С алгоритмом нормирования процентов в ситуации заключения договора займа, признаваемого контролируемой сделкой, мы познакомим вас в следующем разделе.
«Контролируемые» проценты: налоговое нормирование — 2020
Основными особенностями применяемого в настоящее время, согласно НК РФ, алгоритма налогового нормирования процентов является:
- его двухстороннее действие — нормируются не только «процентные» расходы заемщика, но и «процентные» доходы займодавца;
- наличие «безопасных» интервалов ставок — если проценты укладываются в этот интервал, вся их сумма без ограничений включаются в налоговые расходы.
Интервалы нормирования и безопасные интервалы указаны в п. 1.2 ст. 269 НК РФ. К примеру, в 2020 году все показатели интервала по рублевому долговому обязательству, возникшему в результате сделок, признаваемых контролируемыми, должны рассчитываться одинаково — от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ.
«Интервальное» правило для нормирования процентов прописано в п. 1.1 ст. 269 НК РФ и заключается в следующем — если ставка:
- превышает минимальное значение интервала — «процентный» доход признается по фактической ставке;
- меньше максимального значения интервала — расход в сумме процентов признается по фактической ставке;
- вышла за пределы интервала — доходы (расходы) рассчитываются с учетом применения методов ценообразования для взаимозависимых лиц, перечисленных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ (метод сопоставимых рыночных цен, затратный метод и др.).
С 2017 года перечень случаев, когда задолженность признается контролируемой, расширился: контролируемой задолженностью признается в том числе задолженность по долговому обязательству перед российскими компанией или физлицом, которые являются взаимозависимыми по отношению к следующим иностранной организации или физлицу:
- доля их участия (прямого или косвенного) в налогоплательщике превышает 25%;
- или такие иностранные лица участвуют в налогоплательщике через прочие организации и доля прямого участия в каждой из прочих организацией превышает 50%.
Для признания процентов по контролируемой задолженности по налогу на прибыль нужно:
- сравнить ее размер с собственным капиталом организации-заемщика на последнее число отчетного (налогового) периода;
- рассчитать предельный размер учитываемых в расходах процентов с учетом коэффициента капитализации (по нормам пп 4-5 ст. 269 НК РФ), если контролируемая задолженность превышает собственный капитал более чем в 3 раза (для компаний, осуществляющих лизинговую деятельность, — более чем в 12,5 раза);
- признать проценты исходя из фактических ставок, если такого превышения нет.
Необходимо отметить, что налоговый учет процентов по займам затрагивает не только налог на прибыль, но и другие налоги. Об этом узнайте из следующего раздела.
Нормирование процентов в различных ситуациях
Заем компании предоставил ее сотрудник или иное физлицо.
Случается, что в качестве займодавца выступает сотрудник фирмы или не связанный с ней трудовыми отношениями гражданин. В договоре с ним также могут быть прописаны проценты в качестве оплаты за пользование заемными средствами.
В такой ситуации в налоговые суммы фирма вправе включить всю сумму процентов без ограничений (если сделка не признается контролируемой). Но при этом у заемщика возникает дополнительная налоговая обязанность — по начислению и удержанию подоходного налога.
Обязанности налогового агента по НДФЛ в данном случае заемщику необходимо исполнять с учетом следующего:
- заемщик рассчитывает и удерживает НДФЛ исходя из суммы процентов и по соответствующим налоговым ставкам (п. 1 ст. 210, п. 1, 3 ст. 224, п. 2 ст. 226 НК РФ);
- заемщик перечисляет на карту займодавца (или выдает ему из кассы) проценты уже за вычетом НДФЛ;
- перечисление в бюджет удержанного НДФЛ производится в сроки, указанные в п. 6 ст. 226 НК РФ;
- в обязанности заемщика входит отражение начисленного «процентного» дохода и соответствующая уплата НДФЛ в налоговом регистре и отчетности (6-НДФЛ, 2-НДФЛ).
Как правильно заполнить налоговому агенту отчетную форму 6-НДФЛ, расскажут размещенные на нашем сайте материалы:
Если фирма выплачивает физлицу «процентный» доход не деньгами (например, товаром или продукцией), алгоритм действий следующий:
- НДФЛ нужно удержать из любых выплачиваемых компанией-заемщиком доходов в адрес займодателя-физлица (п. 4 ст. 226 НК РФ);
- при отсутствии у заемщика возможности удержать НДФЛ он обязан сообщить об этом налоговикам и займодавцу (п. 5 ст. 226 НК РФ) — сделать это необходимо до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кредит на приобретение (строительство) инвестиционного актива
Налоговый учет процентов по кредитам (займам), выданным для приобретения (создания) имущества, производится по простой схеме — включением процентов во внереализационные расходы. Инвестиционный это актив или обычный — значения не имеет.
При этом в бухучете применяется другое правило — проценты увеличивают первоначальную стоимость инвестиционного актива, если этот актив создается с участием заемных средств.
Кредит потрачен на выплату дивидендов
Если за счет полученных кредитных средств выплачены дивиденды, в налоговом учете проценты все равно можно включить в расходы — в НК РФ отсутствуют ограничения для признания связанных с выплатой дивидендов расходов.
С этим утверждением согласны чиновники, судьи и контролеры:
- письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42780;
- постановление президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 3690/13;
- письмо ФНС РФ от 24.12.2013 № СА-4-7/23263.
Какими налогами облагаются дивиденды, см. в материале «Взимается ли НДФЛ с дивидендов?».
Нюансы «натуральных» процентов
Оплатить использование заемных средств контрагент может не только деньгами — погашение задолженности по начисленным процентам может произойти иными материальными ценностями (продукцией, товарами и др.).
Сам заем тоже может выдаваться в натуральной форме, и по умолчанию он считается беспроцентным. При этом законодательно не запрещено по «натуральным» займам предусмотреть проценты — главное, чтобы их величина была указана в договоре (ст. 809 ГК РФ). По «натуральным» займам проценты могут устанавливаться как в денежной, так и натуральной форме.
В подобной ситуации возникает несколько вопросов, а именно:
- какая стоимость передаваемого имущества может быть учтена в налоговых расходах — договорная или рыночная?
- можно ли учесть в расходах НДС, начисленный со стоимости передаваемого в счет уплаты процентов имущества?
При решении вопроса «рыночной цены» необходимо учесть то, что признать цену соответствующей рыночной возможно, если (ст. 105.3 НК РФ):
- она соответствует ценовому уровню, регулируемому государством, или согласована с ФАС России;
- цена подтверждается отчетом независимого оценщика или установлена в соглашении о ценообразовании (в соответствии с гл. 14. 6 НК РФ);
- соответствует иным условиям, установленным НК РФ (ст. 280 НК РФ и др.).
Вышеперечисленные условия рассматриваются в том случае, когда заемщик и займодавец взаимозависимы, а договор займа относится к разряду контролируемых сделок.
Если же договор займа не признается контролируемой сделкой, заемщик вправе учесть в налоговых расходах ту величину процентов, которая указана в договоре.
НДС с суммы процентов по договору займа в натуральной форме исчисляется со всей суммы по ставке 20%.
Какие ставки НДС применяются в настоящее время, узнайте из материалов рубрики «Налоговые ставки по НДС в 2019 — 2020 годах в России».
Проценты по кредитам нормируются в том случае, если стороны кредитного договора являются взаимозависимыми, а сделка относится к разряду контролируемых. В остальных случаях в налоговые расходы проценты можно включить без ограничений.
Когда может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит?
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по достаточно узкому спектру оснований. Изучим, какие именно фирмы вправе претендовать на эту редкую преференцию.
Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения
Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).
Получить налоговый кредит может организация, которая:
- налог на прибыль;
- какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.
2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):
- осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
- внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
- выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
- выполняет оборонные заказы от государства;
- инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
- работает в качестве резидента зоны территориального развития.
Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):
- власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
- муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.
Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.
Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.
Каков порядок предоставления налогового кредита
Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:
1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected]).
ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.
2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/[email protected]).
Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).
Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.
Как заполнить заявление на налоговый кредит
В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/[email protected], указываются:
1. Сведения о предмете запроса в ФНС.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».
В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.
В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.
В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.
В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.
2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).
Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.
Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5–12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/[email protected]
Как составляется договор на налоговый кредит
Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):
1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).
2. Величину кредита, процентов.
Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.
3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.
4. Порядок погашения кредита, процентов.
5. Формы обеспечения по кредиту.
Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.
6. Ответственность сторон.
7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.
В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:
1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.
2. Об основаниях для предоставления кредита.
3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.
4. О порядке досрочного прекращения договора.
Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».
Какова максимальная сумма налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):
1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:
- для НИОКР;
- для инвестиций в энергоэффективность.
2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.
3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.
Сумма кредита может уменьшать налог:
- не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
- не более чем на 50% от исчисленного в течение года.
Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.
То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).
ГУП «НАНОМАШ» в 2016 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.
Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2017 году составили:
за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);
за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).
Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. − 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.
Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.
На какой срок предоставляется налоговый кредит
Налоговый кредит предоставляется на срок:
- 1–5 лет — в общем случае;
- 1–10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.
Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).
В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/[email protected], предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.
В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.
На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту
Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.
Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.
Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:
- включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
- определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.
Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.
Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:
Инвестиционный налоговый кредит
Общие положения об инвестиционном налоговом кредите
Статьей 66 НК РФ установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит является разновидностью отсроченных налоговых платежей и представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства.
Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором, который включает в себя:
· имущественные обязательства сторон;
· гарантии их исполнения;
· ответственность за неисполнение финансовых и гражданско-правовых обязательств.
Как видно из определения, инвестиционный налоговый кредит предоставляется только организациям.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.
В то же время, уменьшение платежей возможно не более чем на 50 процентов от размера налога, определенного по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите). При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.
Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
Предоставление инвестиционного налогового кредита по уплате сбора не предусмотрено.
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков:
— соблюдения ими как налогового законодательства в целом, так и конкретных условий инвестиционного договора;
— своевременной и правильной уплаты налогов в рамках инвестиционного договора;
— предоставления документов, подтверждающих право на данные льготы;
— объяснений представителей налогоплательщика и осуществляющих проверки (в том числе встречные) финансовых органов;
-соблюдения субъектами налогово-инвестиционных отношений требований законодательства об инвестиционном налоговом кредите.
Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита
Статья 67 НК РФ включает в себя конкретные элементы договора об инвестиционном налоговом кредите, что подтверждает публично-правовой имущественный характер данного договора. По аналогии с ГК РФ можно назвать следующие существенные условия данного договора:
— сумма кредита с указанием налога;
— срок действия договора;
— начисляемые на сумму кредита проценты;
— порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
— документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
— условия для предоставления инвестиционного налогового кредита (не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества).
Кроме того, статьей 67 НК РФ названы основания, при наличии которых налогоплательщику может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит (достаточно одного основания из приведенных ниже). Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В данном случае заявитель должен представить следующие документы:
— документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели (договоры на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо работ, направленных на техническое перевооружение собственного производства, заключенные с соответствующими подрядными организациями, документы, свидетельствующие о создании рабочих мест для инвалидов (например, выписки из приказов о приеме последних на работу, копии их направлений (выдаваемых органами занятости) на трудоустройство, расчетные ведомости о выплате работникам — инвалидам (принятым на созданные рабочие места) зарплаты, выписки из трудовых книжек инвалидов и тому подобные, заключения природоохранных органов о создании в организации сооружений, внедрении технологий и тому подобное, исключающих загрязнение промышленными отходами окружающей среды);
— документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, используемого исключительно на вышеперечисленные цели (договоры о приобретении имущества);
— бизнес-план инвестиционного проекта.
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. В данном случае заявитель должен представить следующие документы:
— документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
— бизнес-план инвестиционного проекта.
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В данном случае заявитель должен представить следующие документы:
а) документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели (например, договор (госзаказ), который организация выполняет в целях социально — экономического развития региона, сертификаты, свидетельства, справки, акты, иные документы, выданные в подтверждение того, что данная организация выполняет особо важные услуги населению);
б) бизнес-план инвестиционного проекта.
Обоснование (бизнес-план) для получения инвестиционного налогового кредита по одному из оснований не может быть использовано для заключения договоров по другим основаниям.
Пунктом 2 статьи 67 НК РФ установлены возможные размеры инвестиционного налогового кредита:
«2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией».
Основанием для заключения договора об инвестиционном налоговом кредите является решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита, которое принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 НК РФ. Примерная форма решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита установлена Приказом ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/[email protected]
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо отказе должно быть вынесено в течении месяца со дня подачи заявления.
Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Законодательством не ограничивается количество договоров об инвестиционном налоговом кредите которые могут заключаться организацией. При этом договоры об инвестиционном налоговом кредите должны заключаться по различным основаниям.
Как уже было сказано ранее, договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать:
— порядок уменьшения налоговых платежей;
— сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит);
— срок действия договора;
— начисляемые на сумму кредита проценты;
— порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
— документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
Помимо этого, договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Кредитный договор по своей сути является возмездным и поэтому за пользованием кредитом устанавливается плата в виде начисляемых процентов. Согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 10,5 процентов. Таким образом, процентная ставка устанавливаемая уполномоченным органом, не может составлять менее 5,25 процентов и более 7,875 процентов.
Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
Следует отметить, что:
— законом представительного органа власти субъекта Российской Федерации могут быть установлены иные условия и основания предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам (статья 14 НК РФ);
— нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные условия и основания предоставления инвестиционного налогового кредита по местным налогам (статья 15 НК РФ).
Такие условия могут касаться срока действия инвестиционного налогового кредита, а также процентной ставки на сумму кредита.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита; условия их предоставления, а также порядок оформления, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит: порядок оформления, условия предоставления».