Налог на имущество представительства иностранной организации

Самое важное от специалистов на тему: "Налог на имущество представительства иностранной организации". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Энциклопедия решений. Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ

Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ

Плательщиками налога на имущество являются как российские юридические лица, так и иностранные организации. Причем для иностранных организаций установлены особенности в определении элементов налогообложения, зависящие от наличия постоянного представительства иностранной организации в России. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 2 ст. 373 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение (п. 3 ст. 306 НК РФ).

Деятельностью иностранной организации на территории РФ в целях НК РФ также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

Согласно п. 6 ст. 306 НК РФ факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, не рассматривается для иностранной организации как приводящий к образованию ее постоянного представительства в РФ. При этом в силу норм ст. 306 НК РФ постоянное представительство не образуется, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности (простого товарищества) не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности либо деятельности через зависимого агента в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства. Поэтому, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 НК РФ (международном договоре), то она не признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций (см. также письмо Минфина России от 18.12.2012 N 03-05-05-01/76).


Минфин России и налоговые органы в своих разъяснениях (см., например, письма Минфина России от 23.03.2010 N 03-08-05, от 01.10.2008 N 03-08-05 и от 19.08.2005 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 02.05.2006 N 20-12/36659) отмечают, что критериями для квалификации деятельности иностранной организации в РФ, как приводящей к образованию постоянного представительства, являются:

— наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ;

— ведение иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;

— регулярность осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 374 НК РФ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета. Порядок определения налоговой базы, расчета и уплаты налога и авансовых платежей, а также представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.

Это означает, в частности, что для иностранных организаций, действующих через постоянное представительство в РФ, движимое имущество (машины и оборудование, наземные транспортные средства и т.д.), принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом обложения налогом на имущество до 1 января 2015 года. Вместо этого с 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств. Вместе с тем, с 1 января 2015 года на основании п. 25 ст. 381 НК РФ освобождены от налога на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Согласно ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта России в случае принятия соответствующего закона субъекта.

Так или иначе, вещи, не относящиеся к недвижимости (машины и оборудование, наземные транспортные средства и т. д.), принятые к учету в составе основных средств организации после 1 января 2013 года, не облагаются налогом на имущество организаций. Исключение — движимые объекты, принятые к учету в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц. Минфин России в письмах от 16.01.2015 N 03-05-05-01/676, от 16.01.2015 N 03-05-05-01/503 распространил это исключение на движимое имущество, полученное при реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц в 2013-2014 годах. С 1 января 2015 года такое имущество облагается налогом (налог за 2013-2014 годы по нему начислять не нужно). См. также письмо ФНС России от 20.01.2015 N БС-4-11/503.

Если иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство и имеет в собственности объекты недвижимости, расположенные не по месту деятельности своего постоянного представительства, то по этим объектам налог уплачивается в порядке, установленном для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства (см. письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-05-05-01/4733).

Налог на имущество представительства иностранной организации

Иностранная организация имеет на территории РФ аккредитованное представительство. При этом аккредитация произведена на основании свидетельства о постановке на учет в Москве, данный филиал является головной организацией. Сотрудники представительства осуществляет работы в различных субъектах РФ (с использованием объектов движимого имущества), в связи с этим осуществляет постановку на учет в каждом таком субъекте в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. Согласно п.1 ст. 376 НК РФ, организация вправе осуществлять исчисление и уплату налога на имущество по движимым объектам имущества отдельно по каждому обособленному подразделению, если они имеют отдельно выделенный баланс. Созданные представительством обособленные подразделения отдельного баланса не имеют. Вправе ли представительство осуществлять исчисление и уплату налога на имущество централизованно по месту учета головного филиала?

Читайте так же:  В каком возрасте дают пенсию

Энциклопедия решений. Налогообложение имущества иностранных организаций, не ведущих деятельность в РФ через постоянные представительства

Налогообложение имущества иностранных организаций, не ведущих деятельность в РФ через постоянные представительства

Согласно п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество. См. письма Минфина России от 18.12.2012 N 03-05-05-01/76, от 08.10.2012 N 03-05-05-01/59, ФНС России от 01.06.2012 N БС-4-11/9039.

Если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то применяются правила и нормы международных договоров РФ, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ (см. письмо Минфина России от 09.03.2006 N 03-06-01-04/62).

С 2014 года налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций определяется как кадастровая стоимость указанных объектов, утвержденная в установленном порядке (пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). См. также письмо ФНС России от 15.11.2013 N БС-4-11/20611.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу (как и ранее) подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ). При этом сумма авансового платежа по налогу в отношении таких объектов недвижимого имущества исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, п. 7 ст. 382 НК РФ).

Если по объектам недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектам недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности таких организаций через постоянные представительства, кадастровая стоимость не определена, то в отношении этих объектов налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ). См. также письма Минфина России от 25.01.2017 N 03-05-05-01/3378, от 11.12.2013 N 03-05-05-01/54342.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, указанные в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (авансовых платежей) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 378.2 НК РФ (п. 5 ст. 382 НК РФ). До 1 января 2016 года в письме ФНС России от 23.03.2015 N БС-4-11/[email protected] разъяснялось, что при определении этого коэффициента за полный месяц принимается любое количество дней в месяце возникновения права собственности, вне зависимости от порядка определения налоговой базы у предыдущего собственника.

С 1 января 2016 года месяц возникновения (прекращения) права собственности на объект принимается за полный месяц, если возникновение права собственности произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Предусмотрены два исключения:

— изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость;

— в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда , учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, одновременно с декларацией представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5%.

Аналогичная норма содержится и в п. 3.2 ст. 23 НК РФ. Так, иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, помимо обязанностей, установленных ст. 23 НК РФ, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных п. 3 ст. 386 НК РФ, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимости сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в п. 3.2 ст. 23 НК РФ, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

Читайте так же:  Управление судебных приставов по алиментам

В случае непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, налоговой декларации в сроки, установленные ст. 386 НК РФ, налоговый орган определяет на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля не исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ. При превышении суммы налога, определенной налоговым органом, над суммой налога, фактически уплаченной иностранной организацией, налоговый орган выявляет в установленном порядке недоимку по налогу (п. 4 ст. 386 НК РФ).

Примечание

О постановке на учет и уплате налога на имущество иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории РФ, в налоговых органах Республики Крым и г. Севастополя по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества см. письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-14/[email protected]

О налоге на имущество организаций

Федеральная налоговая служба обращает внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ) статья 375 Кодекса изложена в новой редакции, согласно которой налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса.

При этом в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, дополняющей главу 30 Кодекса согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона № 307-ФЗ, налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций через постоянные представительства, определяется как кадастровая стоимость указанных объектов, утвержденная в установленном порядке (подпункт 3 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона № 307-ФЗ во взаимодействии с положениями пункта 2 статьи 375 Кодекса указанные объекты недвижимого имущества иностранных организаций в налоговых периодах начиная с 2014 года по инвентаризационной стоимости облагаться налогом не будут.

Согласно статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ, он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 2 и 3, вступающих в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Федеральный закон № 307-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru 03.11.2013.

Таким образом, положения статей 2 и 3 Федерального закона № 307-ФЗ вступают в силу с 1 января 2014 года.

Следовательно, с 1 января 2014 года налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций через постоянные представительства, признается кадастровая стоимость указанных объектов по состоянию на 1 января налогового периода, утвержденная в установленном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 372 Кодекса, к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, установление ставки налога на имущество организаций в пределах, установленных главой 30 Кодекса.

Статья 380 Кодекса, закрепляющая максимальные размеры налоговых ставок по налогу на имущество организаций, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 6 статьи 2 Федерального закона № 307-ФЗ дополнена пунктом 1.1, согласно которому объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов Российской Федерации по местонахождению указанных объектов, размеры которых не могут превышать:

1) для г. Москвы: в 2014 году — 1,5%, в 2015 году — 1,7%, в 2016 году и последующие годы — 2%;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году — 1,0%, в 2015 году — 1,5%, в 2016 году и последующие годы — 2%.

При этом согласно иным положениям статьи 380 Кодекса, указанные предельные размеры ставок для объектов недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость, не будут применяться в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в целях реализации положений Федерального закона № 307-ФЗ в части налогообложения налогом на имущество организаций в 2014 году указанных объектов недвижимого имущества иностранных организаций, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации должны установить ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой по которому определяется как кадастровая стоимость.

В этой связи Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается срочно обратиться в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с целью своевременного урегулирования данной проблемы и в срок до 21 ноября 2013 года доложить в ФНС России о проделанной работе.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Налогообложение имущества иностранных организаций

Вопрос налогообложения имущества организаций урегулирован главой 30 НК РФ. Согласно ст. 373 НК налогоплательщиками, помимо российских организаций, также являются:

  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
  • Иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Итак, рассмотрим два основных варианта, когда иностранная компания будет налогоплательщиком налога на имущество на территории РФ: 1) иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство и имеющая в собственности недвижимое имущество 2) иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство, но имеющая в собственности недвижимое имущество. Следует обратить внимание на то, что исходя из содержания ст.374 НК РФ, если иностранная организация не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство, не имеет в собственности недвижимое имущество, но при этом является собственником движимого имущества на территории РФ, то такая иностранная компания не будет признаваться налогоплательщиком налога на имущество организаций.

Читайте так же:  Вид на жительство в россии получение пенсии

1. Иностранная компания имеет постоянное представительство на территории РФ.

Как уже отмечалось выше, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, согласно п.1 ст. 373 НК РФ признаются плательщиками налога на имущество организаций.
Согласно ст. 306 НК РФ деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если иное не предусматривается международными договорами Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению (п. 2 ст. 374 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», с 1 января 2009г. имущество, которое получено по концессионному соглашению и учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для бухучета, облагается налогом на имущество. Таким образом, имущество, полученное по концессионному соглашению, включено в состав налогооблагаемых объектов (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Иностранные организации (как осуществляющие, так и не осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства) обязаны уплачивать налог с имущества, которое получено ими по концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ).
Налог на имущество согласно новой ст. 378.1 НК РФ уплачивает концессионер, причем объектом обложения признается имущество как переданное ему, так и созданное им в соответствии с концессионным соглашением.

Абзацем вторым п.2 ст.374 НК РФ также устанавливается, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что учет основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

1. Иностранная компания не имеет постоянное представительство на территории РФ.

Что касается иностранных организаций, не осуществляющих в Российской Федерации деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства, то такие организации будут признаваться плательщиками налога на имущество только в отношении объектов недвижимости (которыми они владеют на праве собственности) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 НК РФ), а именно:
1) имущество является недвижимым. К недвижимости относятся объекты, которые прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без нанесения им ущерба. Например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т.д. (п. 1 ст. 130 ГК РФ);
2) имущество находится на территории РФ. При этом территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

Юрист ООО « Мегаполис-Консалтинг»
Тропникова Екатерина

1 Консультант Плюс. «Практическое пособие по налогу на имущество организаций». 15.01.2009

2 Д.А. Шевчук «Офшоры: инструменты налогового планирования». ГроссМедиа, 2008

Какое имущество подлежит налогообложению у иностранных организаций

Состав имущества, которое признается объектом налогообложения у иностранной организации, зависит от того, есть ли у такой организации постоянное представительство в России.

Если у иностранной организации есть в России постоянное представительство, объектом налогообложения для нее является такое же имущество, что и у российских организаций. Это следует из положений пункта 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: в каких случаях признается, что иностранная организация имеет в России постоянное представительство в целях уплаты налога на имущество?

Постоянным представительством признается любое обособленное подразделение, через которое иностранная организация ведет в России предпринимательскую деятельность на регулярной основе (п. 3 ст. 306 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Если со страной, резидентом которой является иностранная организация, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то в нем могут быть указаны другие признаки постоянного представительства. Если признаки постоянного представительства в российском налоговом законодательстве и в соглашении об избежании двойного налогообложения определены по-разному, действуют нормы соглашения (ст. 7 НК РФ). Например, согласно статье 306 Налогового кодекса РФ деятельность иностранной организации приводит к образованию постоянного представительства. А нормами соглашения об избежании двойного налогообложения предусмотрено обратное. В этом случае действует международный договор (п. 2 ст. 373 НК РФ). Плательщиком налога на имущество такая организация может быть признана в единственном случае: если на территории России она имеет собственную недвижимость.

Статус организации, имеющей в России постоянное представительство, иностранная компания получает после постановки на налоговый учет по месту ведения предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 306 НК РФ).

Пример признания иностранной организации плательщиком налога на имущество

Итальянская компания заключила контракт на проведение ремонта здания на территории России. По условиям контракта срок ремонта объекта – восемь месяцев.

Место проведения работ по ремонту образует постоянное представительство итальянской организации на территории России (п. 2 ст. 306, подп. 1 п. 1 ст. 308 НК РФ). Однако в международном договоре сказано, что деятельность компании на строительной площадке приводит к образованию постоянного представительства, только если она продолжается свыше 12 месяцев (подп. «g» п. 2 ст. 5 Конвенции от 9 апреля 1996 г.).

Таким образом, деятельность иностранной организации в России в течение восьми месяцев не приведет к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения.

У иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, налогом облагается недвижимое имущество, которое находится на территории России и принадлежит им на праве собственности. В том числе объекты недвижимости, сданные в аренду российским организациям. Единственное исключение – недвижимость, полученная по концессионному соглашению . Такое имущество облагается налогом у иностранной организации- концессионера , хотя право собственности ей не принадлежит. Это следует из положений пункта 3 статьи 374 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 2 октября 2013 г. № БС-4-11/17698.

Читайте так же:  Как выйти на пенсию по выслуге

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с недвижимости, принадлежащей иностранной организации и расположенной на континентальном шельфе России? Организация не имеет в России постоянного представительства .

По общему правилу иностранные организации, имеющие в собственности недвижимость на континентальном шельфе России, признаются плательщиками налога на имущество (абз. 3 п. 1 ст. 373 НК РФ). Однако у иностранных компаний, не имеющих в России постоянного представительства, налогом облагается только то недвижимое имущество, которое находится в России (п. 3 ст. 374 НК РФ). Континентальный шельф территорией России не является (ст. 67 Конституции РФ). Следовательно, иностранная организация, не имеющая в России постоянного представительства, не должна платить налог на имущество с принадлежащей ей недвижимости на континентальном шельфе России. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 марта 2006 г. № 03-06-01-04/62.

О налогообложении имущества иностранной организации

«Налоговый вестник», 2007, N 12

1. Общие положения

Международной практикой выработаны принципы налогообложения имущества, принадлежащего иностранному резиденту одного государства и находящегося на территории другого государства, которых придерживается также российское законодательство и которые закреплены в соответствующих положениях международных соглашений по вопросам налогообложения.

Так, не подлежит налогообложению в Российской Федерации имущество иностранного резидента, находящееся в Российской Федерации, кроме случая:

  • если это имущество является недвижимым имуществом;
  • если это имущество является движимым имуществом в виде активов постоянного представительства иностранного резидента в Российской Федерации.

Морские, речные и воздушные суда, эксплуатируемые иностранной организацией, которая осуществляет международные морские и воздушные перевозки, а также движимое имущество, служащее для эксплуатации таких транспортных средств, налогом в Российской Федерации не облагаются.

Другое имущество иностранной организации, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации признается движимым имуществом, не подлежит налогообложению в Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно налогообложение вышеперечисленных видов имущества.

2. Налогообложение принадлежащего иностранному резиденту недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации

Порядок налогообложения данного имущества устанавливается нормой соглашения об избежании двойного налогообложения, которая, как правило, формулируется следующим образом: «Недвижимое имущество, являющееся собственностью лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и находящееся в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве».

Соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают, что термин «недвижимое имущество» применяется в том значении, которое он имеет согласно законодательству того договаривающегося государства, в котором находится рассматриваемое имущество.

Если имущество, принадлежащее иностранной организации, находится на территории Российской Федерации, то оно относится к недвижимому имуществу в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. При этом поскольку налоговое законодательство Российской Федерации не устанавливает специального понятия «недвижимое имущество», то на основании п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении этого понятия для целей налогообложения налогоплательщикам следует руководствоваться положениями гражданского законодательства.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Однако в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, иное имущество.

3. Налогообложение транспортных средств, а также движимого имущества, предназначенного для их эксплуатации

Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения содержит следующее специальное правило относительно налогообложения транспортных средств, используемых в международных перевозках: «Морские, речные и воздушные суда, эксплуатируемые предприятием, являющимся резидентом Договаривающегося Государства, в международных морских и воздушных перевозках, а также движимое имущество, служащее эксплуатации таких транспортных средств, могут облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве».

При установлении такого правила в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, как правило, раскрывается содержание термина «международные перевозки», под которым понимаются любые перевозки морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием договаривающегося государства, кроме случая, если морское или воздушное судно используется исключительно в перевозках между пунктами, расположенными в другом договаривающемся государстве.

Из вышеуказанных положений следует, что морские, речные и воздушные суда, эксплуатируемые иностранной организацией, которая занимается международными морскими и воздушными перевозками, а также движимое имущество, служащее для эксплуатации таких транспортных средств, налогом в Российской Федерации не облагаются. При этом необходимым условием для освобождения от налогообложения на территории Российской Федерации является то, что пункты назначения и отправления перевозок должны находиться в разных государствах.

Если же маршрут движения рассматриваемых транспортных средств находится на территории Российской Федерации, то вышеуказанное правило не применяется.

4. Налогообложение имущества в виде активов постоянного представительства иностранного резидента в Российской Федерации

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения содержат специальное положение, касающееся налогообложения имущества иностранной организации, деятельность которой приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации: «Имущество, являющееся частью постоянного представительства, которое предприятие одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве».

Таким образом, если деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории Российской Федерации, образует постоянное представительство для целей налогообложения, то имущество этой иностранной организации, находящееся на территории Российской Федерации и относящееся к данному постоянному представительству, подлежит налогообложению на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Какая будет пенсия у бывших шахтеров

Если деятельность организации — нерезидента Российской Федерации, осуществляемая на территории Российской Федерации, не привела к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, то имущество этой организации не облагается налогом на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исключение составляют объекты недвижимого имущества, для которых соглашениями установлены специальные правила.

5. Налогообложение прочего имущества

Те объекты имущества иностранной организации, для которых нормами соглашения об избежании двойного налогообложения не установлены специальные правила, подлежат налогообложению в государстве, резидентом которого является эта иностранная организация.

Данное правило закрепляется в международном соглашении об избежании двойного налогообложения следующим образом: «Все другие элементы имущества резидента Договаривающегося Государства облагаются налогом только в этом Государстве».

6. Исчисление налога на имущество иностранных организаций

Исчисление налога на имущество для иностранных организаций, имеющих постоянное представительство на территории Российской Федерации, отличается от исчисления налога на имущество для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства. Рассмотрим оба случая:

  1. имущество принадлежит постоянному представительству иностранной организации.

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, признаются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно ст. 306 НК РФ деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если иное не предусматривается международными договорами Российской Федерации.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения для иностранных организаций, имеющих постоянные представительства в Российской Федерации, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.

В связи с этим некоторые иностранные организации, которые не являются собственниками недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, но осуществляющие в Российской Федерации деятельность, не приводящую к образованию постоянного представительства, не признаются плательщиками налога на имущество организаций, в частности:

  • иностранные организации, деятельность которых в Российской Федерации образует строительную площадку, но которая согласно положениям международных соглашений в течение определенного периода времени не признается постоянным представительством;
  • иностранные организации, деятельность которых в Российской Федерации носит подготовительный и вспомогательный характер.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов обложения налогом на имущество организаций в порядке, определенном нормативными актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (п. 2 ст. 374 НК РФ).

Определение налоговой базы. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ).

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость таких объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый (отчетный) период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;
  • имущества, облагаемого налогом по разным налоговым ставкам.

Иностранные организации, деятельность которых приводит к образованию постоянного представительства, исчисляют налоговую базу, суммы авансовых платежей и суммы налога в таком же порядке, как и российские организации;

  1. имущество принадлежит иностранной организации, не имеющей постоянного представительства.

Если иностранная организация не осуществляет деятельность в Российской Федерации, которая приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, то она признается плательщиком налога на имущество организаций только в отношении объектов недвижимости, находящихся в Российской Федерации и принадлежащих этой иностранной организации на праве собственности (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Объект налогообложения. Объектом налогообложения является только недвижимое имущество на территории Российской Федерации, которое принадлежит иностранной организации на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Определение налоговой базы. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговой базой для таких организаций признается инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению вышеуказанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) этих объектов.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в п. 2 ст. 375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 376 НК РФ). В связи с тем что инвентаризационная стоимость имущества по решению местных органов власти время от времени индексируется, иностранной организации следует периодически уточнять его инвентаризационную стоимость в бюро технической инвентаризации или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок расчета суммы авансового платежа. Сумму авансовых платежей по истечении отчетного периода иностранная организация рассчитывает как произведение одной четвертой инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и налоговой ставки (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Налог на имущество представительства иностранной организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here