Место налога в налоговой системе

Самое важное от специалистов на тему: "Место налога в налоговой системе". Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.
Читайте так же:  Добровольное пенсионное обеспечение относится к индикаторам

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Место и значение региональных налогов в налоговой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финасновые поступления в бюджеты субъектов РФ, становятся региональные налоги . Они призваны обеспечить регионы финасновыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогобложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание

Введение
Место и значение региональных налогов в налоговой системе РФ
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
Практическая часть
Задача 5, 12
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогообложение контрольная работа.doc

Налоги и налогообложение

      1. Место и значение региональных налогов в налоговой системе РФ
      2. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финасновые поступления в бюджеты субъектов РФ, становятся региональные налоги . Они призваны обеспечить регионы финасновыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогобложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Уровень развития региона, материльное положение, социально-экономическая обстановка в регионе зависит от уровня доходов бюджета региона. Наибольший удельный вес в общей структуре доходов регионального бюджета занимают налоговые поступления.

От эффективности деятельности налоговых служб и органов управления регионов зависит качество собираемости региональных налогов.

Региональные налоги аккумулируются в регинальных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации экономики любого субъекта РФ, явлется обспечение устойчивого сбора налоов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

      1. Место и значение региональных налогов в налоговой системе РФ

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Читайте так же:  Отменили ли налог на машину

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на антагонистические классы и появлением государства.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте налогового кодекса:

Региональными признаются налоги, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;

Другие элементы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся следующие налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Налог на имущество организаций установлен согласно главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ .

Плательщиками налога на имущество организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвиж имое имущество на территории России.

Объектом налогообложения по налогу на имущество является:

  • для российских организаций движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;
  • для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база по налогу на имущество определяется плательщиками самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы данное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Освобождаются от налогообложения по налогу на имущество:

Транспортный налог введен с 2003 года главой 28 «Транспортный налог» НК РФ.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Подлежат налогообложению пассажирские автотранспортные предприятия, осуществляющие внутриобластные, междугородние и пригородные перевозки пассажиров в части автобусов, находящихся в их собственности (хозяйственном ведении), в случае получения не менее 90 % доходов в течение налогового периода от осуществления этих перевозок.

Не являются объектом обложения по транспортному налогу:

Налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству в зависимости от вида транспортного средства.

Тема 7. Региональные налоги РФ

Транспортный налог

. Роль и место транспортного налога в налоговой системе и доходных источниках региональных бюджетов. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки. Налоговый период. Порядок определения налоговой базы и исчисления налога. Налоговые льготы.

Налог на имущество организаций

. Роль и место налога на имущество организаций в налоговой системе. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки. Налоговый период. Порядок определения налоговой базы и исчисления налога. Налоговые льготы.

Налог на игорный бизнес.

Роль и место налога в налоговой системе. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговый период. Порядок исчисления. Сроки и порядок уплаты налога.

Тема 8. Местные налоги

Земельный налог

. Элементы налога и их характеристика.

Налог на имущество физических лиц.

Элементы налога и их характеристика.

Тема 9. Специальные налоговые режимы

Упрощённая система налогообложения.

Элементы налога. Особенности функционирования системы. Налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения упрощённой системы налогообложения. Порядок определения доходов и расходов. Порядок зачисления налога. Льготы по оплате налога для отдельных категорий налогоплательщиков. Патентная система налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налог на вменённый доход для определённых видов деятельности

. Элементы налога. Особенности функционирования системы. Порядок введения единого налога на вменённый доход для определенных видов деятельности и виды деятельности, на которые он распространяется. Базовая доходность и корректирующие коэффициенты. Порядок зачисления налога.

Читайте так же:  Выход инвалида на пенсию по возрасту

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Элементы налога. Особенности функционирования системы. Условия и порядок перехода на систему ЕСХН

Тема 10. Налоговый кодекс — правовая основа налоговой системы Российской Федерации

Правовые принципы функционирования налоговой системы. Структура и состав Налогового кодекса РФ. Основные разделы первой и второй частей Налогового кодекса РФ. Положения, регламентирующие действия налоговых органов и налогоплательщиков. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налога. Порядок исполнения и критерии уплаты налогов. Налогоплательщики.

Участники налоговых правоотношений. Объекты налогообложения. Налоговая декларация. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Изменение сроков уплаты. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения, их виды и ответственность за их совершение. Административная и уголовная ответственность за правонарушения и уголовные преступления, связанные с нарушением налогового законодательства.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

Вопрос по теории.

Назовите признаки налога.

Задача.

Гражданин-резидент РФ продал нерезиденту 1 апреля :

— две квартиры за 1 800 000 руб. и 1 200 000руб. ( инв. стоимость 380 000 руб. и 320 000 руб. ) в Москве;

— садовый домик за 100 000 руб. ( инв. стоимость 56 000 руб.)в Московской области;

— гараж за 66 000 руб.( инв. стоимость 32 000 руб.) в Московской области.

Исчислить налог на имущество покупателя и продавца исходя из максимальных ставок установленных Законом «О налоге на имущество физических лиц».

Вариант 2.

Вопрос по теории .

Какие функции присущи налогам ?

Задача.

Тетя подарила племяннице:

— дом в деревне инв.стоимостью 60 000 руб.

— библиотеку, оцененную экспертом 125 000 руб.

— домашний скот (корова, свинья с 5 поросятами), рыночная

стоимость 16 000 руб.

Какой налог предстоит заплатить племяннице и его размер ?

Вариант 3 .

Вопрос по теории.

Какие элементы содержит налог ?

Задача.

Нерезидент имеет в собственности легковой автомобиль – 120 л.с.,

снегоход – 35 л.с. с февраля, парусная яхта с апреля, дельтаплан.

Исчислить транспортный налог на владельца перечисленных транспортных средств .

Вариант 4 .

Вопрос по теории.

Какие экономические принципы заложены в современных налоговых системах ?

Задача.

Истец обратился в суд общей юрисдикции о взыскании с ответчика 19 500 руб.

Истец дело выиграл.

Определить плательщика государственной пошлины и ее размер.

Вопросы к экзамену

1. Объективная необходимость налогов, роль государства в их возникновении.

2. Налогообложение в государствах Древнего мира.

3. Этапы развития налоговой системы Российской империи.

4. Налоговая система социалистического государства (СССР).

5. Воззрения ученых на место и роль налогов в экономике государства. Налоговые теории.

6. Налоговые принципы ( экономические, юридические, организационные)

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Роль налогового кодекса в системе налоговых отношений в РФ.

8. Налоговая политика государства, методы её осуществления (налоговая система, налоговый механизм, налоговое администрирование).

9. Структура налоговой системы РФ и принципы её построения.

10. Экономическая сущность налога. Кейнсианство и монитаризм.

11. Налоговое бремя, исчисление и влияние на экономику. Кривая Лаффера.

12. Функции налогов, их взаимосвязь.

13. Экономические функции налогов .

14. Социальная функция налогов.

15. Природоохранная функция налогов.

16. Определение налога и сбора.

17. Элементы налога, их краткая характеристика.

18. Субъект налогообложения, налоговые резиденты и нерезиденты.

19. Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.

20. Объект налогообложения.

21. Налоговая база, примеры расчёта налоговой базы.

22. Налоговый и отчётный периоды.

23. Налоговые ставки и их классификация.

24. Налоговые льготы и их классификация.

25. Способы и сроки уплаты налога.

26. Федеральные налоги и сборы в РФ: перечень и порядок установления.

27. Региональные налоги в РФ: перечень и порядок установления.

28. Местные налоги в РФ: перечень и порядок установления.

29. Полномочия региональных и местных органов власти по установлению налогов и сборов.

30. Классификация налогов .

31. Прямые налоги в РФ, их характеристика.

32. Косвенные налоги в РФ, их характеристика.

33. Участники налоговых правоотношений, их краткая характеристика.

34. Основные права и обязанности налоговых органов.

35. Состав и структура налоговых органов РФ

36. Налоговое администрирование: цели, методы.

37. Налоговая тайна.

38. Учёт налогоплательщиков, порядок постановки на учёт, присвоение ИНН.

39. Налоговая декларация. Назначение, состав, внесение дополнений и изменений.

40. Пеня. Определение, порядок начисления и взыскания пени.

41. Порядок взыскания налога за счёт имущества налогоплательщика.

42. Исполнение обязанности по уплате налога.

43. Требование об уплате налогов и сборов.

44. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.

45. Зачёт и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

46. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения.

47. Основные права и обязанности налогоплательщиков.

48. Основные формы налогового контроля.

49. Налоговые правонарушения, виды и ответственность за их совершение.

50. Камеральная налоговая проверка. Порядок проведения.

51. Выездная налоговая проверка. Порядок проведения.

52. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.

53. Налоговые санкции, давность взыскания налоговых санкций.

54. Специальные налоговые режимы: виды и краткая характеристика.

55. Отсрочка, рассрочка по уплате налога, основания для их предоставления.

56. Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия предоставления.

Читайте так же:  Максимальный стаж для выхода на пенсию

57. Срок давности привлечения к ответственности за совершение

58. Налог на прибыль организаций. Элементы налога и их характеристика.

59. Налог на добавленную стоимость. Элементы налога и их характеристика.

60. Акцизы. Принципы и особенность налогообложения

61. Единый социальный налог. Принципы и особенности налогообложения.

62. Платежи во внебюджетный пенсионный фонд.

63. Налог на имущество организаций. Элементы налога и особенности взимания.

64. Земельный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

65. Транспортный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

66. Налог на имущество физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

67. Налога на доходы физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

68. Налог на добычу полезных ископаемых. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

69. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

70. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

71. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Элементы налога, ох характеристика и порядок взимания.

72. Упрощенная система налогообложения. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

73. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

74. Государственная пошлина. Особенности взимания пошлины. Виды услуг, юридически значимых действий, прав, документов подлежащих оплате. Порядок уплаты государственной пошлины.

Тестовые задания

1. Имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) открытые и закрытые акционерные общества;

г) организации независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели.

2. В отношении каких видов предпринимательской деятельности может применяться по решению субъекта РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

а) оптовая торговля; б) розничная торговля подакцизными товарами;

в) бытовые услуги; г) информационно-консультационные услуги.

3. Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от уплаты НДС:

а) является единым на всей территории Российской Федерации;

б) является единым на всей территории Российской Федерации, за исключением перечня, установленного субъектом РФ;

в) может быть изменен законодательными актами муниципальных образований.

4. Двойное налогообложение — это:

а) обложение двумя налогами одной налоговой базы;

б) обложение одним налогом двух налоговых баз;

в) двойное обложение одним и тем же налогом (или близкими по содержанию налогами) одной и той же налоговой базы.

5. Одним из основных типов особых экономических зон, в соответствии с законодательством РФ является:

а) промышленно-производственные; б) технико-внедренческие;

в) туристско-рекреационные; г) в соответствии с законодательством РФ указанных типов не существует.

6. Налоговый нерезидент — это:

а) лицо, не имеющее гражданство РФ;

б) физические лица, которые фактически находились на территории РФ более 182 дней в налоговом периоде;

в) физические лица, которые фактически находились на территории РФ менее 182 дней в налоговом периоде.

7. Налоговые льготы — это:

а) освобождение от уплаты налогов;

б) применение понижающих ставок налогообложения;

в) частичное освобождение от налогообложения;

г) изъятие из основного дохода некоторых расходов;

д) возврат ранее уплаченных налогов;

е) все вышеперечисленное.

8. Налоговым и отчетным периодом по единому сельскохозяйственному налогу является:

а) календарный месяц; б) квартал и календарный месяц;

в) календарный год и полугодие; г) полугодие и квартал.

9. Налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения является:

а) календарный месяц; б) квартал;

в) календарный год; г) полугодие.

10. Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности является:

а) календарный месяц; б) квартал;

в) календарный год; г) полугодие.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

Место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе РФ

Одним из самых главных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства является прибыль. Она выступает целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Прибыль является превышением в денежном выражении доходов (выручки от реализации, товаров, работ, услуг) затрат на производство, приобретение и сбыт данных товаров, работ, услуг.

Прибыль предприятия отражает конечные финансовые результаты функционирования и объем ее денежных накоплений. Она представляет собой источник финансирования затрат на производственное и социальное развитие компании. Доля прибыли в форме налога на прибыль изымается государством и, следовательно, является источником финансирования государственных расходов.

Важным инструментом регулирования экономики является налог на прибыль. Именно налогообложение прибыли позволяет государству эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала и широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Если провести экскурс во многовековую историю, то прибыль, как экономический элемент, присуща товарным отношениям на всех этапах развития общественных отношений. Налог на прибыль должен был быть применен в Российской Федерации по окончанию продолжительного бытия неналоговых моделей разделения доходов юридических лиц еще в 1991г.

Величина налога на прибыль определяется разницей между доходами и расходами фирмы. Основные законодательные нормы, регулирующие налог на прибыль (сроки уплаты, определение размера, периодичность предоставления деклараций и т. д.) установлены в Главе 25 НК РФ [1]. Осуществлять соответствующие платежи в бюджет обязаны юридические лица, зарегистрированные в РФ либо иностранные — при условии, что имеют постоянные представительства в России либо извлекают доход из источника, расположенного в РФ.

Читайте так же:  Уход на пенсию женщина 1964 года рождения

По значению в формировании бюджета налог на прибыль занимает лидирующие позиции, но его роль как одного из главных источников дохода государства понемногу меняется по мере развития экономики страны в целом. В самом начале экономических реформ как раз анализируемый налог являлся основным доходом федерального бюджета, его доля в совокупной сумме доходов превышала 50% [2, с.97].

В рентабельной части бюджета налог на прибыль находится на 3 месте вслед за НДС и акцизами. В системе налоговых доходов федерального бюджета он составляет 15 %.

Налог на прибыль — федеральный налог, но доходы от его начисления распределяются между федеральным и бюджетом субъекта РФ в следующем соотношении: 2% распределяются в федеральный бюджет, а 18% — в бюджет субъекта РФ. В 2017-2020 гг. в федеральный бюджет подлежит распределению 3% налога на прибыль, а в бюджет субъекта РФ – 17%. Таким образом, налог на прибыль выполняет фискальную и регулирующие функции.

Налог на прибыль — прямой соразмерный налог, сумма которого зависит от конечного финансово-хозяйственной деятельности предприятий – прибыли. Поэтому можно с уверенностью говорить, что налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс получения максимального капитала. Кроме того, это говорит о том, что с точки зрения экономической теории, предприятия являются реальными плательщиками данного налога. Таким образом, анализируемый налог не перекладывается на конечного потребителя товаров либо услуг как в случае косвенного налогообложения.

Налоговый механизм помогает реализовывать экономическую добавочную прибыль по месту ее происхождения. И тогда компания получает вспомогательные вероятности, как для своих инвестиций, так и для расширения непроизводительного потребления. Успешная система налогообложения прибыли предприятий, предоставляющая дополнительные льготы по налогу на прибыль, решающим образом воздействует на продвижение производителей и характеризуется ведущим значением для гарантирования положительных финансовых результатов, увеличения экономической активности и решения проблем социально-экономической сферы. В системе налогового планирования организации [3] необходимо четко выявлять все возможные нюансы, касающиеся возможных льгот, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль, дабы оптимизировать величину налоговой нагрузки предприятия [4].

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности. Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Именно налог на прибыль обладает наибольшим регулирующим воздействием на деятельность хозяйствующих субъектов по сравнению с другими налогами. Благодаря использованию дифференцированных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков и видов доходов, предоставлению целевых льгот (на развитие НИОКР, капитальное строительство, техническое перевооружение, занятость инвалидов, благотворительность), применению ускоренных методов амортизации, налог на прибыль может оперативно воздействовать на деятельность организаций, стимулировать инвестиционные и инновационные процессы в экономике. Посредством распределения ставки данного налога между уровнями бюджетной системы реализуются региональные аспекты экономической поли- тики государства [5].

Налог на прибыль является довольно распространенным в практике налогообложения в иностранных государствах с рыночной экономикой и занимает ведущее значение в развитии страны. Анализируемый налог способствует активному воздействию государства на экономические процессы с помощью эффективного использования налоговых рычагов. Данный налог достаточно успешно применяется при развитии малого бизнеса, регулировании активности инвестиций, привлечении в государство иностранного капитала при помощи предоставления государством некоторых льгот и закрепления ставок налога.

Корпоративный подоходный налог занимает важное место в национальной бюджетной системе. Налог на прибыль, будучи федеральным, играет важную роль в регулировании бюджетной системы всей страны. С самого начала он был определен в качестве источника управления дохода. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (12,5 % в 2017 — 2020 годах) [6]. Эти полномочия распространяются на освобождение от уплаты налогов. На протяжении многих лет, налог на прибыль являлся регулятором фонда заработной платы. Поступления от налога на прибыль находятся на лидирующих позициях в доходах и бюджете, и его регулированию свойственно национальное значение, как на государственном уровне, так и для налогоплательщиков (субъектов налогообложения) – организаций и предприятий.

Из-за того, что наиболее широко используется регулирующая функция, фискальный смысл налога на прибыль в большинстве развитых странах является незначительным.

Подводя итого всему выше сказанному, следует подчеркнуть, что налог на прибыль играет ведущую роль в налоговой системе РФ и занимает в ней не последнее место.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/.

2. Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. — 327 с.

3. Чистова М.В. К вопросу о сущности налогового планирования в организации / М.В. Чистова, Н.Ф. Клинчаева // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). С. 115-118.

4. Чистова М.В. К вопросу о сущности налоговой нагрузки организации / М.В. Чистова, А.Л. Дзукаева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5-1 (80). С. 225-228.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Кравцова Н.И. Налоговая децентрализация как основа формирования эффективной бюджетно-налоговой политики региона / Н.И. Кравцова, Р.М. Магомедова, М.М. Сулейманов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 7–15.

Место налога в налоговой системе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here