Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям — 2021 год

Автор: | 16.06.2021

Самое важное от специалистов на тему: «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.

Содержание

Два важных нюанса по учету грантов в форме субсидий

AndreyPopov / Depositphotos.com

Помимо грантов, предоставляемых различными организациями и физическими лицами, бюджетные и автономные учреждения имеют возможность получать также гранты в форме бюджетных субсидий. Такие субсидии могут предоставляться не только органом-учредителем, но и иными государственными/ муниципальными органами по результатам проводимых ими конкурсов (письмо Минфина России от 20 сентября 2019 г. № 02-05-10/72629).

Поправками, внесенными этим летом в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее –Порядок № 209), уточнено, что помимо субсидий на иные цели по подстатьям 152 и 162 КОСГУ отражаются также гранты в форме субсидий, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными/ автономными учреждениями текущего и капитального характера соответственно.

Но если в части КОСГУ есть прямая норма для учета грантов в форме субсидий, то в отношении КФО и АнКВД не все так однозначно.

Рассмотрим, какие моменты следует учитывать при выборе нужного кода:

По КФО 4, 5, 6 учитываются расчеты по субсидиям, полученным на основании соглашений с органом-учредителем, то есть субсидиям, предоставленным в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса.

Но грант в форме субсидии не является субсидией, так как предоставляется по итогам конкурса. Субсидия в данном случае – лишь способ предоставления средств из бюджета. Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели и тогда поступление будет учитываться по КФО 5. В иных случаях грант в форме субсидии может быть отражен только по КФО 2 вне зависимости от того, является ли грантодатель для учреждения органом-учредителем или нет. Гранты в форме субсидий могут поступать учреждению также на лицевой счет 41 «Лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса», в этом случае они также учитываются по КФО 2.

В Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения (далее – Порядок № 132н) доходы от поступления грантов в форме субсидий прямо не поименованы. С одной стороны, гранты подлежат отражению по АнКВД 150 . С другой стороны, грант выделен в форме субсидии, а целевые субсидии подлежат учету по АнКВД 180.

Ситуацию могли бы прояснить Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных / муниципальных бюджетных и автономных учреждений, публикуемые официальном сайте Федерального казначейства. Но в последней их редакции форматный контроль к годовой Справке по заключению счетов (форма 0503710) еще не приведен в соответствие с положениями Порядка № 132н и Порядка № 209н и остается ориентированным на отчетность за 2018 год, которая, напомним, составлялась в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, прекратившими действие с 2019 года.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС


8 800 350 84 37

А вот финансовое ведомство высказало свою позицию по учету грантов в форме субсидии: такие поступления отражаются по АнКВД 180. Однако данное письмо Минфина России носит частный, а не системный характер. Тем не менее, до появления новых официальных разъяснений рекомендуем при учете грантов в форме субсидий придерживаться указанной позиции Минфина России.

КБК и счета учета пожертвований, грантов в форме субсидий, от РФФИ, РНФ, частных лиц

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Одним из источников дополнительных денежных средств, получаемых учреждениями, являются безвозмездные поступления – гранты и пожертвования.

И те, и другие могут быть предоставлены учреждению юридическими и физическими лицами, и именно от статуса грантодателя или жертвователя зависит выбор правильной подстатьи КОСГУ для учета таких поступлений:

Код вида дохода

Счет учета расчетов

Организационно-правовая форма РФФИ – федеральное бюджетное учреждение, т. е. он является организацией сектора госуправления.

Фонд создан РФ, но имеет организационно-правовую форму унитарной некоммерческой организации (п. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса).

Поэтому РНФ не может быть отнесен к госсектору, ведь к госсектору относятся только:

  • НКО, прямо поименованные в п. 9.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления (госкорпорации, госкомпаниии, публично-правовые компании);
  • соответствующие корпоративные юрлица, ГУПы и МУПы (ст. 65.1 ГК РФ).

Гранты в форме субсидии от сектора государственного управления

По КФО 4, 5, 6 и, соответственно, по кодам видов доходов 130, 180 учитываются расчеты по субсидиям, предоставленным на основании соглашений с органом-учредителем (субсидии, предоставляемые в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса).

Но грант в форме судсидии не является субсидией, т. к. предоставляется по итогам конкурса (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетная субсидия в данном случае – лишь способ доведения средств учреждению. Поэтому код видов доходов 180 здесь не применяется.

НО! Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели. В таком случае поступление будет учитываться по КВР 180 и КФО 5.

Гранты и пожертвования от юридических лиц (НЕ относящихся к госсектору и сектору госуправления)

Как определить тип организации –грантодателя или жертвователя для применения КОСГУ к счету 205 – смотрите здесь.

Гранты и пожертвования от физических лиц

Как правило, договор о предоставлении гранта содержит условия его предоставления, направления расходования и предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта.

Жертвователь также вправе обусловить использования пожертвования по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), а при невыполнении этого условия – требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п. 5 ст. 582 ГК РФ).

Наличие в договоре условия о целевом направлении расходования средств гранта или пожертвования означает, что оценить целевой характер расходования этих средств возможно лишь после их использования. До того, как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть. Только когда грантодатель/жертвователь примет отчет, можно будет признать грант/ пожертвование в доходах текущего периода.

Читайте так же:  Проверка контрагента на сайте налоговой на задолженность

Поэтому п. 40 СГС «Доходы» прямо предусматривает, что поступление грантов, а также пожертвований, обусловленных жертвователем использованием переданного имущества или денежных средств по определенному назначению, должны учитываться как доходы будущих периодов с отражением на счете 401 40.

Отличие гранта от субсидии

Отличие гранта от субсидии

Все статьи Механизм предоставления грантов автономным учреждениям (Зайцева Г.Г.)

Понятие «грант» было введено в бюджетное законодательство еще в 2013 г., и с тех пор гранты стали отдельным видом субсидии, на которую могут претендовать в том числе автономные учреждения. Сегодня, когда многие из них столкнулись с сокращением финансирования своей основной деятельности, руководители АУ все чаще воспринимают грантовые средства как дополнительный источник дохода для учреждения. Что учесть при работе с данными средствами?

Как известно, новое понятие внесено в БК РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ , который сделал возможным получение грантов от «неродного» органа-учредителя (до этого они предоставлялись бюджетным и автономным учреждениям только исходя из принципа подведомственности и в рамках бюджета соответствующего уровня). Данная новация стала основным отличием между существовавшим ранее и действующим сегодня механизмами присуждения грантов, и чтобы при применении новой нормы на практике не возникали разногласия, в конце 2013 г. формулировки были уточнены. Теперь в п. 4 ст. 78.1 БК РФ прямо указано, что этот вид субсидии может предоставляться в том числе тем БУ и АУ, в отношении которых органы власти — организаторы конкурса не осуществляют функции и полномочия учредителя .
———————————
«О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов».
Поправка внесена Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Из сказанного вытекает второе отличие гранта от субсидии на иные цели — выбор учреждения-победителя происходит по результатам конкурса. В остальных случаях конкурсная основа предоставления бюджетных средств не предусмотрена.
Существует и третье отличие. Субсидия на иные цели выдается учреждениям на финансовое обеспечение расходов непостоянного характера, включение которых в состав нормативных затрат на оказание услуг в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости этих услуг (см. Письма Минфина России от 30.04.2015 N 02-01-10/25454, от 12.08.2015 N 02-01-11/46373). В частности, целевые субсидии могут выделяться на капитальный ремонт, проведение разовых мероприятий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, приобретение дорогостоящего оборудования, музыкальных инструментов. То есть субсидии на иные цели все-таки направляются на текущие (пусть даже и неотложные) нужды учреждения, в то время как гранты предоставляются на реализацию проектов, находящихся в русле приоритетов развития той или иной отрасли.

Отличие гранта от госконтракта

На практике встречаются случаи, когда органы власти утверждают нормативные акты, на основе которых потом присуждают учреждениям гранты, например, на возмещение части затрат на отдых и (или) оздоровление детей, на освещение деятельности законодательных и исполнительных органов в периодических печатных изданиях. В этих ситуациях тоже сохраняется конкурсная основа предоставления бюджетных средств, однако, на наш взгляд, здесь действуют механизмы, регулируемые Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .
———————————
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как указал Минфин в Письме N 02-01-10/59734, гранты могут иметь и поощрительный, и компенсационный характер. Однако исходя из рассмотренных выше отличий данного вида субсидий возмещение затрат не является основной целью предоставления грантов. Более того, грантовые средства выделяются не в качестве платы по возмездному договору о выполнении работ (оказании услуг), а в качестве целевого финансирования проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям развития отрасли и инициаторами и разработчиками которых становятся учреждения-претенденты.
В свою очередь, исполнение государственного (муниципального) контракта как раз и предполагает возмездный характер оказания услуг (выполнения работ). Размещая заказ, орган власти требует от подрядчика точного исполнения условий договора, а не ожидает разнообразия творческих проектов.
Поэтому описанным выше ситуациям больше соответствуют другие виды финансирования — размещение заказа на выполнение работ или оказание услуг (в случае, когда претендентами выступают не только бюджетные и автономные учреждения, но и иные юридические лица) либо выдача государственного (муниципального) задания (если исполнители — подведомственные учреждения). Отметим, что во втором случае денежные средства предоставляются уже без конкурсной основы.

Особенности предоставления грантов

чПКФЙ ОБ УБКФ

Как сообщил Минфин в п. 5 Письма N 02-13-09/35843, положения п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусматривают передачу полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то есть межбюджетные трансферты не могут предоставляться из регионального бюджета федеральному. Иными словами, если обозначенное условие включено в правила проведения конкурсного отбора, участие «федералов» в региональном (муниципальном) конкурсе невозможно. Но если правила не содержат данного требования о контроле со стороны учредителя, федеральные АУ могут участвовать в таких конкурсах на общих основаниях.

Сроки предоставления грантовых средств

Заключение

Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть «правила игры» определяют именно организаторы конкретных конкурсов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Минфина России от 20 сентября 2019 г. N 02-05-10/72629 Об отражении в учете доходов от гранта в форме субсидии

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать Общим требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 322 (далее — Общие требования).

Читайте так же:  Надбавка к пенсии 80 летним

В соответствии с Общими требованиями цели и условия предоставления грантов указываются в соответствующем правовом акте, определяющем порядок предоставления грантов в форме субсидий.

В соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, для отражения автономными учреждениями поступлений грантов в форме субсидии в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в зависимости от цели предоставления грантов применяются соответствующие коды вида финансового обеспечения 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 5 — субсидии на иные цели.

В соответствии с положениями Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н, поступление грантов в форме субсидии подлежит отражению по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

В соответствии с положениями Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н, поступление грантов в форме субсидии подлежит отражению по подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» классификации операций сектора государственного управления.

Учитывая изложенное и в соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н, учет доходов от гранта в форме субсидии, перечисляемой на условиях предоставления денежных средств, отражается по следующим счетам:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислены ожидаемые доходы по гранту (согласно заключенному соглашению) 0 205 52 561 0 401 40 152
0 401 40 162
Поступление средств гранта на соответствующий лицевой счет автономного учреждения, открытый в органе казначейства, согласно Правилам предоставления грантов в форме субсидий 0 201 11 510 0 205 52 661
0 205 62 661
Увеличение 17.180.2(5).152(162)
Признание доходов текущего года (согласно информации о выполнении условий предоставления гранта (трансферта) 0 401 40 152 0 401 10 152
0 401 40 162 0 401 10 162

Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике «Бюджет» подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации» размещены приказы Министерства финансов Российской Федерации, системные письма Минфина России, разъясняющие вопросы применения видов расходов классификации расходов бюджетов и классификации операций сектора государственного управления, а также необходимые методические материалы (с учетом изменений).

В соответствии с Общими требованиями проверка соблюдения целей, условий и порядка предоставления грантов получателями грантов осуществляется главным распорядителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля.

И.о. директора Департамента С.С. Бычков

Обзор документа

Минфин разъяснил порядок бухучета автономным учреждением доходов от гранта в форме субсидии, перечисляемой на условиях предоставления денежных средств.

Соблюдение целей, условий и порядка предоставления грантов их получателями проверяется главным распорядителем и уполномоченным органом государственного или муниципального финансового контроля.

Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям

Мэр города Новосибирска
А. Е. Локоть

Приложение. ПОРЯДОК предоставления грантов в форме субсидий в сфере молодежных общественных инициатив

Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 15.10.2019 N 3794

1. Общие положения

2. Порядок проведения отбора получателей грантов

3. Условия и порядок предоставления грантов

4 . Требования к отчетности

4.1. Итоговый отчет о выполнении календарного плана мероприятий получатель гранта представляет в департамент не позднее 20 дней со дня окончания реализации программы (проекта).
4.2. Итоговый финансовый отчет об использовании гранта получатель гранта представляет в департамент не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором заканчивается реализация программы (проекта), с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы (договоров на оказание услуг, товарных накладных, актов выполненных работ, актов приемки-передачи оказанных услуг, счетов-фактур, копий платежных поручений, чеков, копий чеков). Копии документов, заверенные получателем гранта, представляются с реестром документов, составленных в хронологическом порядке в соответствии с расшифровкой расходов.
4.3. Порядок и форма предоставления отчетности, указанной в пунктах 4.1, 4.2 Порядка, устанавливаются в договоре.

5. Порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условийи
порядкапредоставления грантов и ответственность
за их несоблюдение

Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям

С.О. Чернявская,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Больше года прошло с того момента, как в законную силу вступили положения Федерального закона от 02.07.2013 № 181-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов » (далее — Закон № 181-ФЗ).
Однако, несмотря на такой «внушительный» срок действия указанного закона, вопросы, связанные с предоставлением грантов, продолжают возникать. Для поиска ответов особое внимание нужно уделить ключевым аспектам предоставления (порядка предоставления) грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам, а также особенностям их предоставления различным категориям получателей.

Немного истории…

Правовые основания для предоставления грантов юридическим и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Порядок учета субсидий бюджетными учреждениями с 2019 года

Жизнь бухгалтера бюджетного учреждения нельзя назвать скучной. С наступлением очередного финансового года уже традиционно приходится пересматривать порядок ведения бюджетного учета. В новой статье разберемся, как с 2019 года бюджетным (автономным) учреждениям правильно организовать учет получаемых из бюджета субсидий.

Виды получаемых бюджетными учреждениями из бюджета субсидий

На основании Соглашений, заключаемых с учредителями, бюджетным (автономным) учреждениям могут предоставляться из бюджета:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
  • субсидии на иные цели (КФО 5);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).

Читайте так же:  Как подать исполнительный лист на алименты

Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.

Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем. Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.

Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности. При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено. К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.

Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий

С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)

Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.

К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.

При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.

Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:

  • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
    или:
  • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
    Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».

Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».

Проводки при учете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

С 01.01.2019 вступил в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»*(2).

Основное новшество для учета субсидий в связи с данным стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.

Соответствующие правки уже внесены в инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях. Они подлежат применению с 01.01.2019.

Напомним, что ранее доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признавались доходами текущего года на основании условий Соглашения (при наступлении даты предоставления субсидии).

Если обобщить вышесказанное, то учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается учреждениями с 01.01.2019 следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 131 — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
2. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131 — отражено признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания доходов текущего финансового года;
3. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий в связи с недостижением установленных заданием показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.

Проводки при учете целевых субсидий

Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:

1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

ОБЪЯВЛЕНИЕ о проведении в 2019 году отбора и ДОКУМЕНТАЦИЯ о конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях реализации мероприятия «Разработка не менее 10 специализированных сайтов в сети «Интернет» для привлечения на обучение иностранных граждан, ориентированных на конкретную аудиторию с учетом референтных групп стран-партнеров» федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в 2019 году» (шифр конкурсного отбора 2019-25-613-ЭО-5)

2. Организатором отбора является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Местонахождение и почтовый адрес организатора отбора: ул. Тверская, д. 11, г. Москва, 125009.

3. Документация об отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятия « Разработка не менее 10 специализированных сайтов в сети «Интернет» для привлечения на обучение иностранных граждан, ориентированных на конкретную аудиторию с учетом референтных групп стран-партнеров » федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в 2019 году» (далее – документация о конкурсном отборе) размещена на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет», расположенном по адресу: minobrnauki . gov . ru (далее – официальный сайт Минобрнауки России) и доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Читайте так же:  Постановка ккт на учет в налоговой

Для чтения документации об отборе необходимо пользоваться программой Adobe Reader версии не ниже 9, которую можно бесплатно скачать по адресу: http://get.adobe.com/reader/ .

4. В отборе могут принимать участие организации, не являющиеся казенными учреждениями, в том числе бюджетные и автономные учреждения (далее – организации).

В рамках проведения конкурсного отбора организации представляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации заявки, включающие документы, указанные в документации об отборе.

Предельный размер выдаваемого гранта одной организации-победителю составляет не более 20,00 млн. рублей (Двадцать миллионов рублей).

Иные требования к участникам отбора, а также требования к содержанию, оформлению и порядку представления заявок на участие в нем, критерии и порядок рассмотрения заявок на участие в отборе будут подробно представлены в документации об отборе.

5. Заявки на участие в отборе принимаются по адресу организатора отбора (ул. Тверская, д. 11, кабинет 109, г. Москва, 125009) в срок до 16 часов 00 минут по московскому времени 10 октября 2019 года.

Конверт с заявкой на участие в отборе должен быть запечатан способом, исключающим возможность вскрытия конверта без разрушения его целостности. Если конверт с заявкой опечатан или маркирован с нарушением требований документации об отборе, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не несет ответственности перед участником отбора в случае утери документов заявки или вскрытия конверта раньше установленного срока.

На конверте с заявкой участник отбора делает надпись: «Заявка на участие в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях реализации мероприятия «Разработка не менее 10 специализированных сайтов в сети «Интернет» для привлечения на обучение иностранных граждан, ориентированных на конкретную аудиторию с учетом референтных групп стран-партнеров» федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в 2019 году». Шифр отбора 2019-25-613-ЭО-5. Не вскрывать до 16 часов 00 минут по московскому времени 10 октября 2019 года».

Вскрытие конвертов c заявками на участие в отборе и конвертов c изменениями заявок на участие в отборе состоится 10 октября 2019 года в 16 часов 00 минут по московскому времени по адресу: Москва, ул. Тверская, д. 11, зал заседаний на первом этаже (105 комната).

Сведения о результатах конкурсного отбора, включая наименования организаций, прошедших отбор и получивших право на получение гранта в форме субсидии, будут размещены на официальном сайте Минобрнауки России не позднее 31 октября 2019 года.

6. Представленные заявки на участие в отборе (включая отдельные документы, входящие в состав заявок на участие в отборе) участникам отбора не возвращаются, кроме заявок на участие в отборе, отозванных участниками отбора в установленном порядке.

7. Вопросы по проведению отбора направляются по адресу электронной почты: digitalobr @ minobrnauki . gov . ru

Дата публикации: 09.09.2019 18:38
Дата последнего изменения: 01.11.2019 18:45

Гранты в форме субсидий: Минфин уточнил правовую основу

Минфин РФ в своем письме № 02-01-10/59734 от 19.10.2015 отмечает, что с точки зрения бюджетного законодательства, правовая природа субсидий и грантов в форме субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78 БК РФ, неделима.

Напомним, статьей 78 Бюджетного кодекса установлены положения, устанавливающие порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) за счет бюджетных средств.

Вместе с тем, субсидии и гранты в форме субсидий, предоставляемые в соответствии со статьей 78.1, по своей правовой и экономической сущности различны.

Следует отметить, что гранты могут иметь как поощрительный, так и компенсационный характер и, как правило, предоставляются по результатам конкурса. При этом получателями одного и того же гранта могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Единственным основанием для формирования в законе о бюджете расходов на предоставление юрлицам грантов в форме субсидий является наличие решения президента, правительства, губернатора, мэра.

Указанные решения об учреждении грантов юрлицам могут быть приняты исходя из приоритетов государственной политики в любой сфере общественных отношений, исходя из полномочий органов публичной власти.

Как получить и потратить грант

Гранты – это денежные и иные средства, передаваемые органами власти или другими грантодателями безвозмездно и безвозвратно на выполнение конкретных проектов (программ, исследований, мероприятий).

Гранты в сфере образования предоставляются из средств бюджета (федерального, регионального, местного), за счет благотворительных и иных организаций (фондов поддержки образования).

Кто может получить грант

Исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и письма Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843 грант могут получить физическое лицо, группа лиц, организация. Чаще всего гранты распределяются на конкурсной основе, но иногда даются на готовые проекты или на развитие организации.

Конкурсы на получение грантов могут проводить органы власти различного уровня, но только в том случае, если в соответствующем законе о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий, в т. ч. на конкурсной основе:

  • для бюджетных и автономных образовательных учреждений (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);

Обратите внимание

Гранты предоставляются как государственным (муниципальным) образовательным организациям, так и частным

  • для педагогического персонала образовательных учреждений (п. 7 ст. 78 БК РФ).

Заметим, что сейчас формирование бюджетов происходит по программно-целевому принципу, т. е. с учетом принятых государственных (муниципальных) программ.

Иными словами, образовательная организация может участвовать в конкурсе на получение гранта, если он запланирован в государственной (муниципальной) программе и в бюджете для этого предусмотрены денежные средства.

Важный момент механизма грантовой поддержки образовательных организаций – заложенная в БК РФ возможность их участия в тех конкурсах, которые проводит учредитель, и в конкурсах, проводимых другими органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Так, муниципальное образовательное учреждение городского поселения может участвовать в конкурсах на предоставление гранта, которые проводятся:

  • органами местного самоуправления городского поселения;
  • органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит это городское поселение;
  • органами власти субъекта РФ, в который входит муниципальный район;
  • органами власти согласно решениям Президента РФ и Правительства РФ.

Законодательство устанавливает требования к образовательным организациям, желающим участвовать в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий.

Читайте так же:  Алименты на ребенка в детском доме

Если организация собирается участвовать в конкурсе, который проводит орган власти – не ее учредитель, она должна получить согласие своего учредителя. Согласие нужно оформить на бланке учредителя в произвольной форме.

Важный документ

Поскольку предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов нижестоящего уровня в бюджеты вышестоящего уровня невозможно, образовательные организации не могут участвовать в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий, проводимых органом, который относится к более низкому уровню власти, чем его учредитель, если в положении о конкурсе содержится требование о контроле органом-учредителем за использованием гранта организацией-победителем. Кроме того, образовательные организации не могут участвовать в конкурсах на предоставление грантов, если в условиях конкурса установлены ограничения: только для организаций, созданных муниципальным образованием, субъектом РФ или РФ.

Отдельный случай – казенные учреждения. Законодательство РФ напрямую не запрещает им участвовать в конкурсах на предоставление грантов. Однако в п. 4 ст. 78.1 БК РФ говорится, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. Поэтому субъекты РФ в своих нормативных правовых актах исключают казенные учреждения из участников конкурса на получение гранта (Закон Московской области от 03.04.2013 № 27/2013-ОЗ «О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий и инноваций»).

Однако если конкурс проводит не орган власти, казенное учреждение и его работники могут с согласия учредителя принять в нем участие.

Прохождение конкурсной процедуры

Гранты в форме субсидии могут выделяться только при условии прохождения образовательной организацией конкурсной процедуры. Ее непременное условие – заполнение и подача заявки.

В заявке указываются: проблема, на решение которой направлен проект, его цель и задачи; целевая аудитория; этапы и сроки реализации проекта; результаты проекта и критерии оценки эффективности.

Единого подхода к формированию критериев отбора проектных заявок на получение гранта, который можно было бы использовать для различных муниципальных образований или субъектов РФ, не существует. Как правило, заявка оценивается по следующим позициям:

на предоставление грантов были проведены в 2015 г. по распоряжению Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп, 1377 участников получили финансовую поддержку

  1. Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект: соответствие уставной деятельности участника конкурса приоритетам социально-экономического развития территории, на которой он расположен; понимание участником конкурса сути проблемы, которую он собирается решить с помощью проекта.
  2. Реалистичность способа достижения цели и решения задач проекта: количество граждан, которые примут участие в проекте; измеряемость предполагаемых улучшений в уставной деятельности участника конкурса в результате получения гранта (наличие показателей, позволяющих оценить результаты субсидирования); определение краткосрочных и долгосрочных результатов проекта (перспективы работы участника конкурса после окончания финансирования по гранту).
  3. Надежность участника конкурса: результативность работы в предыдущие годы; наличие квалифицированного персонала и возможностей для привлечения лиц на договорных и других основаниях; готовность вложения в проект собственных средств либо средств, привлеченных из иных источников.

Для оценки заявки подходит балльная система. Такая система используется Департаментом образования города Москвы при отборе школ – получателей грантов мэра Москвы.

Судьбу поданной заявки на предоставление гранта решает экспертный совет. В его состав входят специалисты в области экономики, юриспруденции и образования, поэтому в шорт-лист («полуфинал») попадают только качественные проекты или проекты с оригинальной идеей.

На каждом этапе оценки возможен отсев заявки по разным критериям – нужно быть к этому готовым.

Допустим, вы подали заявку на грант, но проект не прошел конкурсный отбор. Попробуйте еще раз внимательно прочитать и критически оценить документы, посоветуйтесь с победителями. Если проект стал финалистом конкурса, постарайтесь найти другой способ его реализовать.

Требования к использованию гранта

Направления расходов финансовых средств, получаемых в виде гранта, определяются главным распорядителем бюджетных средств (организатором конкурса) по результатам выбора победителя, чаще всего – согласно представляемой в рамках конкурсной заявки смете. Поскольку победитель заранее не известен, то и конкретные виды расходов определяются только после завершения конкурса. Тем не менее утверждаемое целевое направление расходования средств нужно учесть в плане финансово-хозяйственной деятельности организации (в случае необходимости в него вносятся изменения).

При получении гранта заключается договор, в котором определяются:

  • обязательства грантодателя по объемам и срокам предоставления средств гранта на выполнение проекта;
  • обязательства грантополучателя по целевому использованию средств гранта и представления отчетности по каждому этапу выполнения проекта;
  • иные условия.

Если грантодателем выступает орган власти и грант перечисляется в форме субсидии из средств бюджета, то в договор обязательно включается обязательство грантополучателя о возврате в бюджет средств гранта в случае их нецелевого использования и (или) неиспользованных остатков средств согласно законодательству РФ. В договор может быть включено обязательство грантополучателя по софинансированию проекта за счет собственных средств.

Средства гранта расходуются на основании плана доходов и расходов. Проект этого плана обычно входит в пакет документов, предоставляемых на конкурс.

В проекте должна быть обоснована потребность конкурсанта в материальных, трудовых и технических ресурсах, программных средствах. При его подготовке учитывается порядок предоставления гранта. В частности, могут предусматриваться ограничения в процентном отношении от объема выделяемого гранта средств, направляемых на оплату труда исполнителей, накладных расходов и оплату услуг сторонних организаций.

Денежные средства по гранту могут выплачиваться педагогическим и руководящим работникам образовательной организации, которые состоят с ней в трудовых отношениях, т. е. работают по трудовому договору, или заключили гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг. Если индивидуальный грант, предоставленный для поддержки науки и образования, получен работником от организации, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, выплаты освобождаются от уплаты НДФЛ.

К сведению

Обложение страховыми взносами выплат работникам за счет гранта

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в т. ч. в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выплаты в виде грантов не поименованы в закрытом перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленном законодательством. Поэтому если выплаты за счет средств гранта производятся педагогическим и руководящим работникам образовательной организацией, с которой они состоят в трудовых отношениях, то такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами. Если гранты выплачиваются педагогическим и руководящим работникам организацией или физическим лицом, с которыми указанные работники в трудовых отношениях не состоят и не заключили гражданско-правовые договоры, то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются.

Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям

Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

Please enter your comment!

Please enter your name here

You have entered an incorrect email address!
Please enter your email address here


Раздел: Без рубрики