Самое важное от специалистов на тему: «Акт выездной налоговой проверки составляется». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Содержание
- 1 Приложение N 27. Акт налоговой проверки (форма по КНД 1160098 )
- 2 Оформление результатов налоговой проверки
- 3 Процедура оформления результатов налоговых проверок – на что налогоплательщику обратить внимание
- 4 Акт налоговой проверки
- 5 Вручение акта налоговой проверки
- 6 Вопрос 35: Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
- 7 Анализ и образец акта выездной налоговой проверки
Приложение N 27. Акт налоговой проверки (форма по КНД 1160098 )
Приложение N 27
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]
Форма по КНД 1160098
Полное и сокращенное наименования
Периоды, за которые проведена налоговая проверка
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
Участник консолидированной группы налогоплательщиков:
Налог (сбор, страховые взносы)(5)
Проверяемый период с _________ по_________
Пункт и статья Налогового кодекса Российской Федерации
Состав налогового правонарушения
Налог (сбор, страховые взносы)
Налоговый (расчетный, отчетный) период
Срок уплаты налога, сбора, страховых взносов, установленный законодательством о налогах и сборах
(1) Нужное указать.
(2) Отчество указывается при наличии.
(3) КПП указывается для организации.
(4) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».
(5) В качестве предмета выездной налоговой проверки может быть указано «По всем налогам, сборам, страховым взносам». Согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса в случае проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта дополнительно указывается «Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При проведении выездной налоговой проверки за период, за который проводился налоговый мониторинг, дополнительно указывается «Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с мотивированным мнением (дата, номер) налогового органа.».
(6) Заполняется в случае проведения выездной налоговой проверки.
(7) Заполняется в случае уклонения от подписания настоящего акта и подтверждается подписью должностного лица налогового органа.
(8) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.
(9) Заполняется в случае уклонения от получения акта и направления документов заказным письмом по почте.
Оформление результатов налоговой проверки
Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.
Результаты камеральной проверки
Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.
Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика. То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений. Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.
В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.
В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.
Результаты выездной проверки
Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа. При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке. При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.
Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки. На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику. Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.
Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.
Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.
Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.
Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.
При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.
Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.
Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.
Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.
Что указывается в акте
В вводной части акта указываются такие данные, как:
- дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
- наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
- документы, которые были проверены в ходе проверки;
- перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
- данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
- период, в который проводилась проверка;
- период начала и окончания проверки.
При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.
В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.
Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.
В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц), способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.
К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.
Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.
Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.
Возражения
Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке, имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.
Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.
Процедура оформления результатов налоговых проверок – на что налогоплательщику обратить внимание
Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени, штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. После фиксации в акте налоговой проверки обнаруженных нарушений, налогоплательщик, не согласный с ними, должен подготовить возражения. Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов проверок, подачи возражений посвящено это интервью.
— Какой документ составляется при окончании налоговой проверки?
Составление справки о проведенной проверке предусмотрено только для выездной налоговой проверки (пункт 15 статьи 89 НК РФ). Проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку в последний день проверки.
В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]
Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.
Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
— Когда должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Акт составляется не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта должна соответствовать Приложению 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected]
Если проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).
Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.
Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.
— Как акт передается налогоплательщику?
Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты подписания под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.
Акт составляется после окончания проверки, то есть проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.
Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.
Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.
— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.
До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).
Независимо от представления или непредставления возражений налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принять участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.
Но при направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налогоплательщик не предполагает.
— Если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок?
Обязательно следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить по уважительным причинам отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату.
В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/[email protected]).
— Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?
Не обязательно. Налогоплательщик извещается о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
Несмотря на то что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие остается правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
— Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?
Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.
— Как оформляются результаты дополнительных мероприятий?
Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным решением не оформляются.
— Какой срок отводится на подготовку налогоплательщиком возражений по материалам, полученным в ходе дополнительных мероприятий?
Если налогоплательщик знакомится с материалами допмероприятий отдельно, то в протоколе должна быть отметка о согласованном сроке для представления возражений.
Если лицо, получив уведомление о рассмотрении материалов проверки, направило заявление об ознакомлении с материалами дела, налоговый орган обязан ознакомить это лицо с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее чем за 2 дня до рассмотрения материалов налоговой проверки.
— А если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки или материалов допмероприятий?
Налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной НК РФ.
Если решение по проверке основано, например, на материалах, полученных в ходе допмероприятий, и которые у проверяемого лица отсутствовали, то такое решение будет признано незаконным.
Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить допущенное указанное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения с участием налогоплательщика всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.
— Должен ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?
Такой обязанности нет. Решение не обязательно должно быть принято в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение налогоплательщика о времени и месте вынесения решения также не предусмотрено – его известят уже о подписанном решении.
Если налоговым органом проводились допмероприятия, то принимая во внимание постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, сроки принятия решения могут быть следующими.
В случае извещения лица о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля решение должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом возражений на материалы.
Если с учетом обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объема полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля материалов, они не направлялись проверяемому лицу, 10-дневный срок для принятия налоговым органом указанного решения должен исчисляться с момента истечения срока проведения таких мероприятий.
— Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?
Да – решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение срока давности привлечения к ответственности.
— Если налоговым органом пропущены сроки вынесения решения по материалам проверки?
Пропуск срока вынесения решения не влечет его недействительности.
Перенос рассмотрения материалов проверки допустим, в том числе для обеспечения возможности налогоплательщику ознакомиться со всеми материалами проверки.
Несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Сроки осуществления принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (пропуск сроков рассмотрения не продлевает срок взыскания).
Доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в рамках оспаривания требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного на основании статьи 70 НК РФ, решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Акт налоговой проверки
— документ, составляемый налоговым органом, по окончании налоговой проверки.
Термин «Акт налоговой проверки» на английском языке: Tax audit act.
Комментарий
Акт налоговой проверки — это документ, составляемый налоговым органом, по окончании налоговой проверки. В акте налоговой проверки проверяющие указывают среди прочих сведений:
— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения.
Правовые особенности акта налоговой проверки регулируются статьей 100 НК РФ.
Форма акта налоговой проверки установлена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected]
Акт налоговой проверки при Выездной налоговой проверке
Акт налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой (п. 1 ст. 100 НК РФ).
По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков Акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки при Камеральной налоговой проверке
При камеральной налоговой проверке Акт составляется только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Передача акта налоговой проверки налогоплательщику
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки он вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Решение налогового органа
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК):
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение налогового органа является актом налогового органа ненормативного характера (акт налоговой проверки таковым не является).
Дополнительно
Выездная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа
Камеральная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Письменные возражения по акту налоговой проверки — письменные возражения, которые вправе представить налогоплательщик по акту выездной или камеральной налоговой проверки.
Вручение акта налоговой проверки
Итак, налоговая проверка завершилась. То есть истекли 3 месяца со дня представления отчетности, если речь идет о камералке, или вы получили на руки справку о проведенной выездной налоговой проверке (ВНП).
По итогам проверки инспекция составляет Причем если при ВНП акт оформляется всегда, независимо от результатов проверки, то при камералке — только если в ходе нее были выявлены нарушения налогового законодательств
Именно из акта вы узнаете, что же налоговикам удалось «накопать», и уже на его основе будете готовить возражения.
Вручение акта
На то, чтобы составить акт проверки, у инспекторов
В течение 5 рабочих дней после даты составления акта его экземпляр должны вручить руководителю или ИП либо их уполномоченному представителю лично под расписк Запись о получении акта делается на последней странице того экземпляра, который останется у налоговиков, и заверяется вашей подписью. Заметьте, что подписание вами акта вовсе не означает, что вы выразили свое согласие с теми фактами, что в нем изложены. Ваша подпись — лишь доказательство того, что акт вам вручен.
Как правило, налоговики заранее уведомляют налогоплательщика о возможности прийти и получить акт. Например, такое уведомление они могут вручить вместе со справкой о
Уклонение от получения акта
Если вы откажетесь расписываться в акте либо будете иным образом уклоняться от его получения, инспектор сделает на последней странице всех экземпляров акта соответствующую запись, заверив ее своей подпись И тогда акт проверки вам направят по почте заказным письмо
Сделать это должны также в течение 5 рабочих дней со дня составления В этом случае датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день, исчисляемый со дня, следующего за днем отправки письм
Избегать получения акта или отказываться от его подписания смысла нет. На дальнейшее рассмотрение материалов проверки это никак не повлияет, а вот вызвать негативную реакцию со стороны налоговиков может.
Однако если ИФНС направит вам акт письмом, не имея доказательств того, что вы уклонялись от его получения, и, например, плохой работы почты вы не получите акт либо получите его слишком поздно, суд может признать решение по проверке незаконны Ведь было нарушено ваше право на ознакомление с актом проверки и представление на него возражени.
Кто подписывает акт налоговой проверки
По общему правилу со стороны инспекции акт должен быть подписан теми должностными лицами, которые проводили соответствующую проверк Например, в случае с выездной проверкой это все инспекторы, указанные в решении о проведении в составе проверяющей группы.
Однако подписание акта инспектором, не участвовавшим в проверке, — это малозначительный недочет. Ведь он никак не нарушает ваших прав как налогоплательщика и не мешает участвовать в процессе рассмотрения материалов проверк Так же как и отсутствие в акте выездной проверки подписей всех инспекторов, принимавших в ней участи Поэтому такие нарушения со стороны ИФНС вы вряд ли сможете использовать как повод для отмены решения по проверке.
Вопрос 35: Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
В настоящее время, в РФ широко используются 2 вида налоговых проверок – камеральная (документальная) и выездная (фактическая).
Камеральная налоговая проверка – проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проводят такую проверку уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. По сроку
она не должна превышать 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога; кроме того, она не может проводиться повторно.
Выездная налоговая проверка – представляет собой более развернутую и подробную форму налогового контроля. Она проводится с выездом к месту нахождения фискальнообязанного лица, на основе исследования документов, связанных с налогообложением, а также использования иных форм и методов налогового контроля. Для старта её проведения необходимо решение руководителя (или его заместителя) налогового органа. Срок выездной налоговой проверки – не более 2-х месяцев. По окончании проверки составляется справка, где фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Затем (не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке) уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной проверки, который:
— содержит описание фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика и выводы работников налоговой инспекции;
— не создает для проверяемого лица никаких прав или обязанностей;
— в процессуальном плане рассматривается в качестве доказательства по делу.
Вводная часть акта выездной налоговой проверки содержит общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике. Содержание описательной части должно отвечать определенным требованиям: объективности, полноты, обоснованности, комплексности, четкости и доступности, а также системности; кроме того, формулировки должны исключать возможность двоякого толкования. Итоговая часть содержит обобщение фактов, изложенных в описательной части акта проверки, в частности:
1. сведения об общих суммах неуплаченных или уплаченных не полностью налогов и сборов, а также переплаты налогов с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам;
2. обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;
3. выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений и предложения по привлечению фискальнообязанного лица к ответственности;
4. предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием мер, направленных на полное возмещение понесенного государством ущерба.
Вопрос 36: Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Налоговое правонарушение – есть виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Признаки налогового правонарушения – противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.
Налоговый кодекс содержит исчерпывающий перечень налоговых правонарушений, новые составы которых могут устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в НК РФ; основные и наиболее частые правонарушения на данный момент:
— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
— уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
— непредставление налоговой декларации;
— неуплата или неполная уплата сумм налога;
— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Налоговая ответственность – это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, а нарушителю – обязанность эти санкции уплатить. Причём, что характерно, санкций эти носят исключительно имущественный характер и применяющихся в виде штрафов. Привлечение к налоговой ответственности преследует карательно-штрафную и превентивно-воспитательную цели.
Основаниями налоговой ответственности выступают:
— нормативное основание (закрепленная в законе нормативная модель правонарушения);
— фактическое основание (реально совершенное налоговое правонарушение);
— процессуальное основание (акт налогового органа или суда о привлечении к ответственности).
Анализ и образец акта выездной налоговой проверки
Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов
Акт выездной налоговой проверки может стать приговором для компании. Актом завершается выездная налоговая проверка, а такие проверки на момент написания этой статьи влекут в среднем по Москве доначисления в размере 40 млн руб. Из этой статьи вы узнаете главные факты об акте выездной проверки, а также сможете ознакомиться с образцом и скачать бланк акта .
Что такое акт выездной проверки?
Акт составляется в течении 2-х месяцев после проведения выездной проверки. Это итоговый документ, в котором налоговая инспекция:
- излагает факты, которые стали ей известны в результате проверки;
- указывает, какие нарушения налогового законодательства она выявила;
- и, самое главное, какую сумму инспекция требует доплатить.
Формально, акт составляется в любом случае — и если инспектора выявили нарушения и если они их не выявили. Напомним, что 99,2% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями, так что будем исходить из худшего — что нарушения найдены. Тем более, в статье про предпроверочный анализ мы писали, что инспекция выходит на выездную проверку, уже почти всё зная.
Остановимся на содержании акта выездной проверки подробнее.
Чем регламентировано содержание акта?
Есть два основных документа, в которых указывается, что и как пишется в акте налоговой проверки:
- Налоговый кодекс (ст.100);
- Приложение № 24 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года №ММВ-7-2/[email protected] Приложение называется «Требования к составлению акта налоговой проверки».
Бланк самого акта — это предыдущее приложение к тому же самому приказу, то есть приложение № 23. Бланк акта — это всего 5 страниц в Ворде.
Акт налоговой проверки поделён на три части:
Мы дополним этот список, указав, что к акту прикладываются приложения, которые подтверждают выводы инспекции, сделанные в акте.
Пройдёмся подробнее по содержанию акта.
Вводная часть акта выездной налоговой проверки (пп 1-1.6)
Здесь всё достаточно просто. В описательной части указываются:
- Номер акта;
- Дата составления акта;
- Полное и сокращённое наименование организации, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка;
- Основание для проверки (решение руководителя или его зама о проведении выездной проверки. При этом должно быть указано, какую налоговую инспекцию возглавляет лицо, вынесшее решение о проверки и реквизиты этого решения);
- Перечень документов, которые представила компания-налогоплательщик (наименования, реквизиты, другие индивидуализирующие признаки);
- Уплата каких налогов проверялась;
- Какие периоды проверялись;
- Дата начала проверки;
- Дата окончания проверки;
- Какие мероприятия были проведены (например, допросы свидетелей, осмотр, выемка, экспертиза и т. д.).
Описательная часть акта выездной проверки (п.2). Какие нарушения допустил налогоплательщик
В описательной части акта указывается, как налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Конечно, если нарушений нет, то это также указывается, но ФНС находит нарушения в 99,2% проверок.
Итак, в описательной части излагаются:
- вид нарушения законодательства о налогах и сборах и способ совершения этого нарушения, а также налоговый период, в который оно было допущено.
Зачастую доначисления основаны на претензиях проверяющих в получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды: от работы с недобросовестными контрагентами или, как их еще называют, фирмами-однодневками, от незаконного дробления бизнеса и т.д.;
- ссылки на документы, которыми подтверждаются нарушения;
- ссылки на заключения экспертов, если проводились экспертизы;
- расчеты, какие суммы налогов компания утаила;
- квалификация совершенного нарушения.
Итоговая часть (п. 3-3.4). Так сколько взыскать с компании?
Итоговая часть акта выездной проверки подытоживает работу инспекторов, проводивших выездную проверку. Это самая драматичная часть, в которой указывается:
- состав налогового правонарушения;
- наименование налога или сбора, который должен быть уплачен;
- сумма недоимки, а также пени;
- срок, когда налог или сбор должны были быть уплачены.
Есть тут и данные об инспекторах, которые проводили проверку: их ФИО и должности. А также подписи представителя компании, в отношении которой проводилась проверка, указание приложений, подпись должностного лица налогового органа и т.д.
Приложения к акту выездной проверки
ФНС должна доказать, что изложенные в акте выводы правдивы. Для этого инспектора проводят расчеты расхождений между заявленным налогом и суммой налога, которую налогоплательщик должен был заплатить по мнению инспекции, расчеты пени и т.д. Эти документы оформляются приложением к акту.
Могут быть и другие приложения, например:
- протокол допросов свидетелей;
- копии документов, которые доказывают нарушения, например, экспертизы;
- письменные ответы контрагентов налогоплательщика, банков и т.д.
Сроки составления акта выездной налоговой проверки
Налогоплательщик получает акт или его копию не сразу после окончания проверки.
По окончании выездной проверки составляется не акт, а справка. Это одностраничный документ, который фиксирует окончание мероприятий налогового контроля. Справкой налоговая инспекция говорит «мы закончили с проверкой, мы уходим писать акт».
После составления справки налоговая инспекция уходит на 2 месяца для анализа собранной информации и выводов из неё. Результатом этой работы и является акт.
Таким образом, налогоплательщик получает акт не сразу после окончания выездной проверки, а через 2 месяца.
Несколько фактов об акте, которые вы должны знать
- Акт составляется после окончания выездной (камеральной) проверки.
- Акт (копия) должен быть вручен под расписку или иным способом. Суды пришли к выводу, что основным способом вручения является вручение под расписку, а иным способом копию акта можно вручать, если представитель проверяемого лица уклоняется от получения акта.
- Инспекция не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в акт проверки, но по согласованию с проверяемым налогоплательщиком она может это сделать. Как правило, исправляются технические ошибки и расчеты.
Выводы
Акт налоговой проверки – это документ, в котором инспекция отражает всю важную информацию, найденную во время проверки.
Акт составляется в любом случае — и при нахождении нарушений и при их отсутствии.
Налогоплательщик получает акт не сразу после проверки, а через 2 месяца после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.
Основной способ вручения акта — под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, он может быть направлен по почте.
В акт могут быть внесены изменения, но только по согласованию с налогоплательщиком.
Подпишитесь на нашу рассылку , чтобы получать новости о налогах. Без спама! Одно или, максимум, два письма в неделю по теме налоговой безопасности.
Как инспекция доначисляет миллионы, подменяя заключение эксперта мнением специалиста?
Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса
Уголовная ответственность директора компании по налоговым преступлениям: основания, полный алгоритм действий СК РФ и налоговой
Обыск в офисе компании: алгоритм действий. Как себя вести сотрудникам и директору
Осмотры в рамках выездных проверок опаснее выемки документов и компьютеров?
Как «отбить» доначисления? Самый полный в Рунете список аргументов против инспекции. Первая часть
Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений
Напишите нам письмо
Наши услуги
Подпишитесь на новости
Присоединяйтесь к нам
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
Thank you! Your submission has been received!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Oops! Something went wrong while submitting the form
Юрист с 18 летним стажем работы в городе Москва.